НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
УТВЕРЖДАЮ:
Декан
________________________
«____» _________20_____г.
Рабочая программа
История письменности
Б.3.16.
направление подготовки 032700.62.– ФИЛОЛОГИЯ
Квалификация –филолог, преподаватель
Очная форма обучения
Утверждено на заседании кафедры
________________________________
________________________________
(протокол № __ от __________ 20___ г.)
Зав.кафедрой
________________________________
Москва 2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «История письменности» входит в блок дисциплин профессионального цикла в вариативную часть. Изучению курса должно сопутствовать изучение дисциплины «Русский язык и культура речи», а также дисциплин «Основы теории коммуникации», являющиеся поддерживающими курсами.
Курс «История письменности» имеет теоретико-прикладной и в то же время общегуманитарный характер. Он не только дает общенаучные и лингвистические сведения об истории возникновения и развития письма и некоторых теоретических аспектах грамматологии, помогает лучше понять практические вопросы орфографии и пунктуации, но и вводит студентов в философские, исторические и культурологические проблемы становления речевой деятельности, теории коммуникации, влияния исторических, политических, социальных изменений и научных открытий на развитие важнейшего изобретения человечества – письменности.
УМК разрабатывался с учетом требований государственного образовательного стандарта по указанной специальности. Учебно-методический комплекс содержит рабочую программу курса, учебно-методические материалы лекционных и практических занятий, методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов, примерный перечень вопросов к зачету, список рекомендуемой основной и дополнительной учебной литературы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Цель курса – ознакомить студентов с общими понятиями о письме, истории возникновения и развития письменности в разных ареалах Земли и современном состоянии письменности.
Задачи курса:
– дать представление об этапах возникновения и развития письменности; познакомить с древнейшими сохранившимися памятниками письменности;
– сформировать понятие о письме как знаковой (графической) системе фиксации звучащей речи, позволяющей с помощью графических элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени;
– определить специфику различных форм начертательного письма;
– дать представление об алфавите как системе письменных знаков, передающей звуковой облик слов языка посредством символов и познакомить с конкретными древними и современными алфавитами;
– сделать обзор истории возникновения славянской письменности, создания древней кириллической азбуки и развития современного русского алфавита;
– познакомить с принципами современной русской орфографии и пунктуации;
– определить особенности современной транскрипции и транслитерации;
– освоить основные правила фонетической транскрипции и транслитерации;
– овладеть навыками определения языковой принадлежности различных текстов, базирующихся на кириллице и латинице;
Студент, освоивший курс «История письменности», должен знать следующие понятия:
письмо как знаковая (графическая) система фиксации звучащей речи;
древние рукописи – манускрипты как объект изучения палеографии;
пиктография, идеография и фонография как этапы развития письма;
латиница и кириллица как два основных типа современного письма;
графика как совокупность начертательных средств языка;
алфавит как упорядоченная система письменных (графических) знаков языка;
орфография как совокупность норм и правил практического письма;
пунктуация как система графических внеалфавитных знаков, служащих для грамматического и смыслового членения письменной речи;
диакритики как система дополнительных подстрочных, надстрочных и внутристрочных знаков различных алфавитов;
транскрипция как точная буквенная запись звуковых единиц речи;
транслитерация как побуквенная передача слов, записанных на одном языке, знаками другого языка.
В ходе изучения курса студент должен приобрести следующие практические умения:
умение применять правила орфографии и пунктуации и определять, какие принципы орфографии реализуются в конкретных случаях;
навыки определения языковой принадлежности различных текстов, базирующихся на кириллице и латинице;
умение осуществлять фонетическую транскрипцию текстов на русском языке;
умение транслитерировать имена собственные на русском и одном из европейских языков.
Учебно-тематический план дисциплины
ТЕМА
|
Трудоемкость
|
Форма контроля
|
Ак. часы
|
Зач ед.
|
Зачет
|
1.
|
Общие понятия о письме и предпосылки письма
|
10
|
|
|
2.
|
Этапы и формы развития начертательного письма
|
10
|
|
|
3.
|
Графика и алфавит
|
10
|
|
|
4.
|
Латиница и кириллица: возникновение, этапы развития, современное состояние
|
10
|
|
|
5.
|
История развития и основные принципы орфографии. История возникновения и современное состояние пунктуации
|
10
|
|
|
6.
|
Транскрипция и транслитерация
|
10
|
|
|
7.
|
Стили письма. Искусство книжной печати и компьютерной графики
|
12
|
|
|
Итого:
|
72
|
2
|
6 сем.
|
Формы контроля: зачет
|
Учебно-тематический план дисциплины для студентов специальности
«Документоведение и документационное обеспечение управления», обучающихся на базе среднего профессионального образования соответствующего профиля (срок обучения 3 г. 6 мес.)
ТЕМА
|
Аудиторная работа
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Практ. занятия
|
1.
|
Общие понятия о письме и предпосылки письма
|
2
|
–
|
8
|
2.
|
Этапы и формы развития начертательного письма
|
2
|
1
|
10
|
3.
|
Графика и алфавит
|
2
|
1
|
10
|
4.
|
Латиница и кириллица: возникновение, этапы развития, современное состояние
|
2
|
2
|
10
|
5.
|
История развития и основные принципы орфографии. История возникновения и современное состояние пунктуации
|
2
|
2
|
10
|
6.
|
Транскрипция и транслитерация
|
2
|
2
|
10
|
7.
|
Стили письма. Искусство книжной печати и компьютерной графики
|
2
|
–
|
10
|
Итого: 90
|
14
|
8
|
68
|
Форма контроля: зачет
|
Учебно-тематический план дисциплины для студентов специальности
«Документоведение и документационное обеспечение управления», обучающихся на базе среднего (полного) образования
(срок образования 6 лет)
ТЕМА
|
Аудиторная работа
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Практ. занятия
|
1.
|
Общие понятия о письме и предпосылки письма. Этапы и формы развития начертательного письма
|
1
|
–
|
13
|
2.
|
Графика и алфавит
|
1
|
1
|
14
|
3.
|
Латиница и кириллица: возникновение, этапы развития, современное состояние
|
1
|
1
|
13
|
4.
|
История развития и основные принципы орфографии. История возникновения и современное состояние пунктуации
|
1
|
1
|
13
|
5.
|
Транскрипция и транслитерация
|
1
|
1
|
13
|
6.
|
Стили письма. Искусство книжной печати и компьютерной графики
|
1
|
–
|
14
|
Итого: 90
|
6
|
4
|
80
|
Форма контроля: зачет
|
|