Скачать 10.95 Mb.
|
АХМЕДОВ Тариэл Ильясович ЖИДКО Максим Евгеньевич ПСИХОТЕРАПИЯ В ОСОБЫХ СОСТОЯНИЯХ СОЗНАНИЯ История, теория, практика СОДЕРЖАНИЕ Вместо предисловия............................... Глава 1. Завоевание внутреннего рая . ................. Глава 2. Теоретические модели особых состояний сознания . Психология сознания У. Джеймса............. Нейродинамические теории.................. Экспериментально-психологические теории..... Психоаналитические теории................. Структурно-семиотический подход............ Теории экзистенциальной и гуманистической психотерапии............................. Трансперсональные теории.................. Глава 3. Основные знания и навыки, связанные с использованием особых состояний сознания..... Репрезентативные системы.................. Метамодель.............................. Тройное описание реальности. ,.............. Стратегии поведения и метапрограммы......... Антисуггестивный барьер................... Милтон-модель........................... Внушения ............................... Показатели особых состояний сознания........ Глава 4. Показания, противопоказания и осложнения при использовании особых состояний сознания.... Глава 5. Приемы и способы определения степени внушаемости и восприимчивости к особым состояниям сознания . . Глава 6. Методы и техники введения в особые состояния сознания........................ Глава 7. Осознание настоящего...................... Глава 8. Драконы Эдема........................... Глава 9. Лики смерти.............................. Глава 10. Работа со сном и сновидениями............... Глава 11. Активное воображение....................... Глава 12. Ритуальные трансформации (неошаманские техники) . Глава 13. Энергоинформационные диагностика и лечение в особых состояниях сознания......... Выработка практических навыков.............. Диагностические действия.................... Лечебные действия......................... Глава 14. Аутогенные особые- состояния сознания.......... Заговоры и молитвы........................ Самовнушение.. Прогрессивная мышечная релаксация (метод Е. Джекобсона)....................... Аутогенная тренировка (метод И. Шульца)....... Аутогипноз............................... Глава 15. Медитация................................ Цветомедитация для достижения психической гармонии....................... Лечебная цветомедитация при физических недомоганиях................. Заключение....................................... Вместо послесловия. Роза Парацельса.................. Приложение 1. Сознание человека и его нарушения........ Приложение 2. Психологическая защита и копинг-механизмы. Приложение 3. Стадии и степени глубины гипнотического сна (классификация Е. С. Каткова, 1957)........ Приложение 4. Шкала Дэйвиса и Хусбэнда............. Приложение 5. Сюжеты мысленных игр................. Приложение 6. Состояние сна......................... Приложение 7. Мандала сновидений (П. Гарфилвд)........ Список использованной и рекомендуемой литературы........ Научное издание Посвящается нашим родителям и Учителям ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Однажды давным-давно жил юный принц, который верил всему, кроме трех вещей: он не верил тому, что существуют острова, не верил, что есть принцессы, и не верил в Бога. Его отец, король, говорил ему, что таких вещей не существует. Поскольку во владениях отца не было никаких островов и принцесс и никаких признаков Бога, юный принц верил отцу. Однажды принц убежал из своего дворца. Он пришел в соседние земли. Здесь, к своему удивлению, он с любого берега видел острова и на этих островах странные и волнующие создания, которых у него не хватало духа назвать даже про себя. В то время, как он искал лодку на берегу, к нему подошел мужчина в вечернем одеянии, гулявший вдоль берега. — Это настоящие острова? — спросил юный принц. — Конечно, это настоящие острова, — ответил человек в вечерней одежде. — Л эти странные и беспокойные создания?.. — Все они настоящие и неподдельные принцессы. — Тогда Бог тоже должен существовать!— воскликнул принц. — Бог — это я, — ответил, поклонившись, человек в вечернем одеянии. Юный принц вернулся домой так быстро, как только мог. — Итак, ты вернулся... — произнес его отец, король. — Я видел острова, я видел принцесс, я видел Бога, — сказал принц с упреком. Король был невозмутим. — Ни настоящих островов, ни настоящих принцесс, ни настоящего Бога не существует. — Я их видел/.. — Скажи мне, как был одет Бог? — Бог был в вечернем одеянии... — А рукава закатаны? Принц вспомнил, что так оно и было. Король улыбнулся. — Это одеяние мага. Тебя ввели в заблуждение. Тогда принц вернулся на соседние земли, вышел на тот же самый берег и снова встретил человека в вечернем одеянии. — Мой отец, король, сказал мне, кто вы, — возмущенно произнес юный принц. — Вы обманули меня в прошлый раз, но теперь вам это не удастся. Теперь я знаю, что это ненастоящие острова и ненастоящие принцессы, потому что вы — маг. Человек на берегу улыбнулся. ~ Это тебя обманули, мой мальчик. В королевстве твоего отца множество островов и много принцесс. Но ты очарован своим отцом и не можешь их увидеть. Принц вернулся домой печальным. Когда он увидел отца, он посмотрел ему внимательно в глаза. — Отец, это правда, что ты не король, а маг? Отец улыбнулся и закатал рукава. — Да, сын мой, я действительно всего лишь мог. — Тогда человек на берегу был Богом. — Человек на берегу был тоже магом. — Я хочу знать реальность, истину безо всякой магии, — Истины без магии не существует, — ответил король. Печаль охватила принца. Он сказал: «Я убью себя». Король магическими заклинаниями вызвал смерть. Она появилась в дверях и поманила принца. Принц вздрогнул. Он вспомнил чудесные, но ненастоящие острова и ненастоящих, но прекрасных принцесс. — Ну хорошо, — решил он. — Я смогу это пережить. — Вот видишь, сын мой, — сказал король, — ты тоже сейчас становишься магом. Джон Фаулз «Волхв» ВВЕДЕНИЕ Только тайна дает нам жизнь. Только тайна... Ф. Г. Лорка ...Из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное — отправиться в путешествие внутрь самого себя, исследовать неведомую часть себя самого. ф. Фчллипи Заканчивается XX век — век двух мировых войн и выхода человечества в космос, овладения энергией атома и невиданного проникновения в глубинные тайны тела и психики — столетие перемен, не имеющих аналогов в человеческой истории. Находясь на пороге нового тысячелетия — тысячелетия, объявленного «эрой духа», — мы все чаще задумываемся о том, что же именно, «день грядущий нам готовит» и как мы сможем встретить и адаптироваться к его новшествам. По мнению большинства футурологов, в недалеком будущем перед жителями планеты Земля остро встанут две глобальные проблемы: установление гармонии с окружающей средой и собственной душой. На протяжении всего своего существования человечество пыталось решить эти извечные вопросы опираясь на две модели мира, порожденные взаимодополняющими модусами сознания: хило- и холотропным. Хилотропное сознание (от греч. hile — материя и trepein — двигаться в определенном направлении) — ориентированное на материю сознание, в котором большинство из нас пребывает в повседневной жизни. Именно оно порождает привычные для нас установки по отношению к действительности: восприятия мира как состоящего из отдельных материальных элементов; времени как линейного; пространства как трехмерного; себя как физического тела с определенными границами и установленными возможностями; событий как жесткой связи причин и следствий. При этом считается, что материя обладает плотностью; два объекта не могут занимать одно и то же место в пространстве; прошлые события необратимы; будущие события недоступны непосредственному опыту; человек не может быть более чем в одном месте одновременно; индивид способен существовать только в одном измерении времени; целое больше части; одно и то же не может быть истинным и неистинным в одно и то же время. Если мы оглянемся и посмотрим вокруг себя, то легко заметим последствия подобного «отчуждения» .человека — непрекращающиеся войны, авторитарные политические режимы, экологические кризисы, «порабощение» человека техникой, падение духовности и т. п. Холотропное (от греч. holos — целое) сознание, напротив, предполагает восприятие себя как потенциально неограниченного поля сознания, имеющего доступ к любым аспектам реальности без участия органов чувств. Опыт этого сознания альтернативен ньютоно-картезианскому миру материи: плотность и дискретность материи — это иллюзия, порождаемая определенной «аранжировкой» событий в сознании; время и пространство совершенно условны; в одно и то же время одно и то же пространство может заниматься многими объектами: прошлое и будущее всегда доступны и могут быть эмпирически привнесены в настоящий момент; человек способен воспринимать себя в одно и то же время в разных местах; возможно в одно и то же время воспринимать различные системы времени; можно быть одновременно и частью, и целым, истинным, и не истинным; форма бытия и пустота небытия взаимозаменяемы и т. п. В человеческой психике эти два модуса так же представлены и находятся в динамическом диалектическом взаимодействии. Однако в западной культуре принято полагать, что только холотропное сознание отражает объективную реальность мира, и рассматривать его как единственно нормальное и «законное». В связи с этим средний «здоровый» человек обладает достаточно развитой систем эй психологических защит от холотропных вторжений, расцениваемых как психопатологические проявления. Вместе с тем с древних времен человечеству хорошо известно о том огромном терапевтическом и духовном потенциале, который несет в себе холотропный модус сознания. Недаром эти состояния, когда сознание человека может сужаться до пределов микромира или расширяться, охватывая весь макромир, в нашей культуре получили еще одно имя — особые. В разных цивилизациях по-своему пытались компенсировать или заместить это фатальное расщепление, создав целый спектр самых разнообразных суррогатов: наркотики, телевидение, индустрию развлечений и т. п. Эти поиски находят свое отражение и в широко распространенном универсальном мотиве ностальгии по «потерянному раю». К сожалению, только малая часть этого потенциала используется сегодня и в психотерапии — науке, по своему определению обязанной заботиться о гармонии души1. Несмотря на декларируемую априори многогранность и многомерность человеческой психики, многие направления психотерапии тем не менее остаются в пределах общепринятого взгляда на мир, зачастую как бы не замечая лечебной и духовной ценности холотропных (в нашей традиции — особых) состояний сознания. Техники, обеспечивающие доступ к ним, весьма разнообразны, так же как и сами особые состояния сознания. Однако необходимо подчеркнуть, что не все необычные состояния сознания обеспечивают доступ к холотропной модальности. Так, например, сознание меняется, когда в наш организм попадают привычные продукты — сахар, кофеин, или когда отдельные участки головного мозга раздражаются электрическим током, или когда в результате биохимических изменений проявляются психические нарушения и т. п. Разные по интенсивности, они действительно изменяют сознание, но отнюдь не переводят его на качественно иной уровень функционирования. В свете сказанного нами была предпринята попытка свести воедино сведения, касающиеся теории и практики психотерапевтической работы с особыми состояниями сознания. Главная цель данной книги заключалась в том, чтобы последовательно и всесторонне охарактеризовать такие особые состояния сознания как гипноз, сновидения, активное воображение, сенсорная депривация, предсмертные переживания, ритуальные трансформации, сверхчувствительное (экстрасенсорное, в нашей традиции — энергоинформационное) восприятие, медитации и т. п., и дать основы психотерапевтической практики в этих состояниях. В литературе выделяют три основных подхода к оказанию психотерапевтической помощи. Первый основывается на патологической модели — представлении о том, что человек, у которого есть психологические проблемы, является больным и не соответствующим «норме». Для лечения ему необходима квалифицированная помощь, которая оказывается в рамках отношений «психотерапевт — пациент». При этом попытки помочь самому себе (чтением специальной литературы, беседы с родственниками и друзьями, «работой над собой» и пр.) расцениваются как способствующие определенному повышению эффективности медицинского лечения, однако не играющие существенной роли в окончательном выздоровлении. Второй-подход базируется на модели роста, когда человек с проблемами рассматривается как полностью соответствующий норме, но с перманентной возможностью всегда достичь большего. Согласно данному подходу, нормальная личность должна Постоянно развиваться и расти — в противном случае наступает застой и постепенная деградация. Помощь со стороны желательна, но не так уж необходима, поскольку стремление к росту — естественное свойство человека, как и всякого живого существа. Процесс личностного роста требует определенных усилий самого индивида. Наконец, третий подход зиждется на модели Просветления, в которой основной упор делается на том, что нет никакой нормы, а следовательно, необходимости куда-то идти и что-то делать. Как говорит Дж. Энрайт: «бутон — это совершенный бутон, а не несовершенная роза». В рамках данного подхода актуальное ощущение счастья и благополучия не зависит от уровня достижений, наличия или отсутствия проблем и т. п. Учитывая это, мы попытались осветить имеющийся обширный материал со всех трех позиций. Одной из особенностей книги является полифоничность: на ее страницах представлены почти все традиции, использующие работу с особыми состояниями сознания, постоянный диалог между представителями различных научных и духовных подходов, школ, моделей, практик и т. п. Наряду с широко известными материалами в книге использованы оригинальные разработки авторов, многие годы работающих в этом направлении, и богатый опыт, накопленный кафедрой психотерапии Харьковского института усовершенствования врачей (ныне Харьковской медицинской академии последипломного образования), которая по праву считается основательницей Украинской школы психотерапии. Из необъятного материала отобрано по возможности то, что способствует углубленному пониманию роли, структуры и функции особых состояний сознания и с чем чаше всего приходится сталкиваться современному психотерапевту. Оригинальная композиция разрешает пользоваться ею и как целостным произведением, и как своеобразной энциклопедией или справочником, позволяющим обучиться выбранному частному методу. Мы надеемся, что, отсылая читателя к многочисленным сноскам, мы облегчим ему восприятие материала и проясним всевозможные терминологические тонкости. Авторы считают своим приятным долгом искренне поблагодарить всех тех, кто содействовал созреванию и написанию этой книги: рецензентов: докторов медицинских наук — профессора кафедры А. А. Мартыненко и профессора кафедры психиатрии Львовского медицинского университета, президента Украинского общества психотерапевтов А. О. Фильца за критические замечания, способствовавшие улучшению этой книги; ректора Харьковской медицинской академии последипломного образования, доктора медицинских наук, профессора Н. И. Хвискжа за многолетнюю поддержку исследований в избранном направлении; доктора психологических наук, профессора кафедры прикладной психологии Харьковского государственного университета А. С. Кочаряна за постоянную открытость новым идеям и удивительный дар принятия и поддержки; доктора медицинских наук, профессора кафедры психиатрии Н. И. Стрельцову; клинического ординатора Д. М. Болотова за помощь в обработке материала и подготовке книги к печати; Светлану — за вдохновение; Викторию — за оптимизм и веру в победу; а также всех наших друзей, коллег, курсантов и пациентов, совместно с которыми мы смогли открыть и исследовать мир особых состояний сознания. Авторы прекрасно осознают, что любая книга всегда требует уточнений, комментариев и добавлений, поэтому с благодарностью примут все отзывы и пожелания читателей. |
Теория и практика Олифирович Н. И. 0-54 Индивидуальное психологическое консультирование: Теория и практика / Н. И. Олифирович.— Мн.: Тесей, 2005.—... |
Теория и практика общения с новыми детьми Г27 Энциклопедия Индиго: Теория и практика общения с Новыми Детьми / Пер с нем. — М.: Ооо издательство «София», 2007. — 288 с |
||
Теория и практика профессионального самоопределения Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: Мгппи, 1999. – 97 с |
Тестология гуманитариям Теория и практика учебного тестирования Войтов А. Г. Тестология гуманитариям. Теория и практика учебного тестирования. 2-е перераб изд., руководство педагогам гуманитарных,... |
||
Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика... Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007. – с |
Теоретические аспекты понятия терроризма. 6 Уголовно-правовая квалификация терроризма: история, теория и практика |
||
Самотаев И. Джон Дж. Мэрфи Технический анализ фьючерсных рынков: теория и практика Технический анализ фьючерсных рынков: теория и практика. М.: Сокол, 1996. 592с |
Б. И. Белый тест роршаха. Практика и теория под редакцией Л. Н. Собчик «каскад» Б43 Тест Роршаха. Практика и теория / Под ред. Л. Н. Собчик. — Спб.: Ооо «Каскад», 2005. 240 с |
||
Педагогическая практика Педагогическая практика является частью цикла... М. 3 Практики и научно-исследовательская работа ооп впо магистратуры по направлению подготовки №032700 «Филология, иностранные языки... |
Фопель К. Ф 789 Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер с нем. 2-е изд ... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |