Пояснительная записка.
«Полезные навыки» — школьная профилактическая программа Проекта ХОУП. Программа создавалась с 1997 по 2003 год разными специалистами, объединенными общей идеей предупреждения курения, употребления алкоголя и наркотиков детьми и подростками.
В Пособия «Полезные навыки» допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
«Полезные навыки» — учебное пособие, предназначенное для 5-9 классов, которое знакомит учащихся с понятием психоактивные вещества, уделяя особое внимание ингаляторам и марихуане. Данное пособие «разбито» на два блока: 5-7 классы и 8-9 классы. Как и «Полезные привычки», «Полезные навыки» 1 блока формируют у школьников навыки эффективного общения, принятие решений и сопротивления давлению сверстников. «Полезные навыки» для 8-9 класса, также способствует формированию у старших подростков навыков эффективного общения, но и затрагивают вопросы о рациональном принятии решений, ответственного поведения в ситуациях риска употребления наркотиков и инфицирования ВИЧ.
К моменту обучения в средней школе большинство детей слышало о наркотиках и наркоманах, ингалянтах, токсикоманах. Источники этой информации СМИ, родители, сверстники, старших братья и сестры. Абсолютное большинство учащихся 5-7 классов не курят и не пьют. Однако возраст, в котором дети начинают экспериментировать с алкоголем, табаком и наркотиками, постоянно снижается. Хотя абсолютное большинство учащихся 8-9 классов не употребляет наркотики и не имеют опыта половой жизни, они приближаются к тому возрасту, когда уровень употребления наркотиков и рискованного полового поведения становится наиболее высоким. Программа «Полезные навыки» позволяет учителю продолжить разговор с подростками о наркотиках, а также загодя и исподволь начать разговор об ответственности и безопасном для здоровья половом поведении.
Цель программы:
Научить детей ценить и сохранять своё здоровье и здоровье окружающих, способствовать отношениям взаимной помощи и поддержке в деском коллективе перед лицом опасности, которую в современном обществе несет с собой употребление ПАВ.
Задачи программы:
-
Предоставление гимназистам научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ.
-
Формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ.
-
Формирование поведенческих навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях.
Ожидаемые результаты:
-
У гимназистов должны сформироваться навыки эффективного общения.
-
Формирование навыков рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуации группового давления.
Методы обучения:
Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе.
-
Кооперативное обучение
-
Мозговой штурм
-
Групповая дискуссия
-
Ролевое моделирование
-
Упражнения-энергизаторы
Учебные пособия содержат в себе следующие учебные материалы:
-
Рабочая тетрадь.
-
Материалы для учителя.
Календарно-тематическое планирование:
5 класс
№ урока
|
тема
|
дата
|
1
|
Что такое психоактивное вещество?
|
сентябрь
|
2
|
Что такое психоактивное вещество?
|
сентябрь
|
3
|
Соблюдай безопасность
|
октябрь
|
4
|
Соблюдай безопасность
|
ноябрь
|
5
|
Кто и почему употребляет психоактивные вещества?
|
декабрь
|
6
|
Кто и почему употребляет психоактивные вещества?
|
январь
|
7
|
Давление, влияние, ситуации..
|
февраль
|
8
|
Давление, влияние, ситуации..
|
февраль
|
9
|
Ингалянты
|
март
|
10
|
Ингалянты
|
апрель
|
11
|
Моё здоровье
|
апрель
|
12
|
Моё здоровье
|
май
|
6 класс
№ урока
|
тема
|
дата
|
1
|
Тревожность
|
октябрь
|
2
|
Преодоление тревожности
|
ноябрь
|
3
|
Как начать разговор?
|
декабрь
|
4
|
Как поддерживать и завершать разговор?
|
декабрь
|
5
|
Манипулирование
|
январь
|
6
|
Манипулирование и давление
|
январь
|
7
|
Наркотики
|
февраль
|
8
|
Наркотики
|
март
|
7 класс
№ урока
|
тема
|
дата
|
1
|
Я и мои поступки
|
октябрь
|
2
|
Самооценка и самовоспитание
|
ноябрь
|
3
|
Как преодолевать стеснительность
|
декабрь
|
4
|
Ответственность
|
январь
|
5
|
Ответственность
|
январь
|
6
|
Что такое марихуана?
|
февраль
|
7
|
Правда и ложь о марихуане
|
март
|
8
|
Вперед к здоровью
|
апрель
|
8 класс
№ урока
|
тема
|
дата
|
1
|
Мои ценности
|
октябрь
|
2
|
Красота и здоровье
|
ноябрь
|
3
|
Возраст, доверие и независимость
|
декабрь
|
4
|
Моё настроение и общение с людьми
|
январь
|
5
|
Тренинг навыков невербального общения
|
февраль
|
6
|
Тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения
|
март
|
7
|
Развлечение в компании
|
апрель
|
8
|
ВИЧ\СПИД
|
апрель
|
9 класс
№ урока
|
тема
|
дата
|
1
|
Моя внешность
|
сентябрь
|
2
|
Чувства, которые мы переживаем
|
октябрь
|
3
|
Как преодолеть конфликт?
|
ноябрь
|
4
|
Насилие
|
декабрь
|
5
|
Близкие отношения и риск
|
январь
|
6
|
Как заражаются ВИЧ
|
февраль
|
7
|
Рискованное поведение и ВИЧ
|
март
|
8
|
Безопасное поведение и ВИЧ
|
март
|
Рекомендуемая литература:
-
Обучение жизненно важным навыкам./сост.: Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурхут С.М Под ред. Н.П. Майоровой. – СПб.- 2002.
-
Сельцовский А.П., Ющук Н.Д., Поляков С.В. Организация и проведение просветительской работы по проблеме ВИЧ/СПИДа среди учащихся старших классов общеобразовательных школ. Методические рекомендации. 2002. - №8.
-
Всеобщая декларация прав человека. Резолюция 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. Ратифицирована РФ 5 мая 1998г.
-
Конвенция о правах ребенка. Резолюция №44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.
-
Федеральный Закон от 30 марта 1995 г. №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».
-
Формирование социально-ответственного поведения у детей и молодёжи. Профилактика девиантного и аддиктивного поведения среди детей и молодёжи в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования: Учебно-методическое пособие / В.В. Зарецкий, А.Н. Булатников, М.Ю. Воронин, Л.В. Зарецкая, А.С. Калабалин, Н.К. Кирилина, О.А. Толкачёва, В.В. Морозов, О.Е. Батова-Пясецкая, Г.А. Потёмкин – М.: АПКиППРО, 2008. – 188с.
-
Основы групповой работы (при организации и проведении тренинга профилактики злоупотребления ПАВ среди подростков и молодежи), М., 2002 г.
-
Фопель К., Как научить детей сотрудничать? (части 1 – 4), М., 1998 г.
|