Уроках биологии в 7 классе. Группа




Скачать 220.42 Kb.
НазваниеУроках биологии в 7 классе. Группа
Дата публикации08.06.2014
Размер220.42 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Информатика > Урок
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Практико – значимый проект

на тему:

« Информационная культура и применение мультимедийной презентации на уроках биологии в 7 классе».

Группа: АИ 16-12

Выполнила: Афанасьева Татьяна Викторовна

Преподаватель:

Коломна 2012 г.

Содержание.

Введение. ......…………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические основы использования мультимедийных

методов в школьном курсе зоологии в 7 классе…………………………….5

    1. Из истории развития информационной культуры……………………...5

1.2 Информационная культура на уроках биологии………………………..6

1.3 Мультимедийная лекция как форма проведения урока….……………..7

Глава II. Из опыта использования мультимедийного метода на

уроках зоологии в 7 классе……………………………………………………9

2.1 Мультимедийная презентация для урока зоологии…………………….9

2.2 Практическое применение мультимедийной презентации на

«опытных» уроках……………………………………………………………11

Заключение. .........……………………………………………………………16

Список литературы………………………………………………………….. 18

Приложение…………………………………………………………………..19

Введение.

Формирование информационной компетентности школьников, становление их информационной культуры, компьютерной грамотности приобретает в настоящее время особую значимость. Информационное обеспечение уроков биологии открывает перед учителем перспективу реализации принципиально нового дидактического подхода в обучении, так как дает возможность соединения в одном высказывании письменной и устной речи. На этом фоне обучение созданию компьютерного ролика, мультимедийной презентации позволяет учащимся повысить мотивацию к изучению традиционной темы. Задача современной школы – воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т. е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества.

Важность и своевременность создания и внедрения программного обеспечения и методики использования средств мультимедиа при изучении определенных тем курса зоологии в 7 классе определяет актуальность темы данной работы.

Цель работы – изучить особенности использования мультимедийных методов в школьном курсе «Зоология» в 7 классе.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс по биологии, курс «Зоология»

Предмет исследования – мультимедийные методы в школьном курсе зоологии 7 класса.

Задачи исследования:

- анализ литературных источников;

- разработать и апробировать методическое мультимедийное пособие (презентации) для проведения уроков зоологии.

Используемые методы:

- теоретическое исследование по теме;

- диагностические методы.

Опытно экспериментальная работа проводилась на базе МКОУ Орешковская основная общеобразовательная школа п. Орешково Луховицкого района Московской области. Работа ведется в рамках исследования темы по самообразованию учителя биологии «Информационная культура и компьютер на уроках биологии». Исследование проходит на базе 7 класса. Общее количество учащихся – 15 человек.

Глава 1. Теоретические основы использования мультимедийных методов в школьном курсе зоологии в 7 классе.

1.1 Из истории развития информационной культуры.

За последнее десятилетие произошел переход рядового потребителя в эпоху цифровых устройств. Умение обращаться с цифровым фотоаппаратом, mp-3 плеером, мобильным телефоном или DVD-проигрывателем становятся бытовыми навыками типа мытья посуды и не требуют специального обучения, хотя принципы взаимодействия пользователя с этими цифровыми устройствами очень похожи на взаимодействие с компьютерными программами. Естественно, что технические устройства не могли не затронуть работы учителя на уроке. Так, распространившиеся в конце 20 века копировальные устройства, называемые у нас по фирме - производителю ксероксами, были своеобразными предтечами компьютеров. Ксерокс позволил не только размножать в достаточном количестве карточки с заданиями, но и увеличить любое изображение из книги до формата А3 и показывать вместо таблиц. А компьютер авторизовал этот процесс: добавил возможность редактировать то, что размножать, и выбирать способ, как их размножать. К тому же компьютер, повторяя путь многих других устройств, эволюционируют в направлении максимальной цельности.

Проблема методов обучения является наиболее дискуссионной в педагогике и частных методиках. Существует огромное разнообразие этих методов. Одним из важнейших направлений модернизации современной школы является ее информатизация. Различные авторы указывают на возможность и даже стратегическую важность использования информационных технологий в обучении, организуются специализированные конференции, посвященные проблемам компьютеризации образования. Информационные и коммуникационные технологии вынуждают каждого учителя понять, принять, оценить и применить их компоненты в повседневной урочной практике. Учителю необходимо перевести информацию с абстрактного языка учебника в конкретный мир ощущений и действий обучаемых. При этом трансформация курса затрагивает не только фактическое содержание, сумму информации, но и многообразие операций с нею. Именно многообразие приемов работы с информацией и составит тот багаж знаний, который обучаемые вынесут из школы.( 2 )

«Компьютер – это устройство, способное принести пользу каждому, кто его не боится». И количество усилий, денег, мозгов, вложенных в развитие этого устройства привели к тому, что полностью компетентных в ИКТ людей быть не может. А потому - не надо бояться взаимообучения, демонстрации того, что учитель чего-то не знает или не умеет, надо превратить самообучение учителя в педагогический прием. Наверное, система образования должна быть признательна ИКТ именно за то, что компьютеры более эффективно, чем любые разговоры, повлияли на изменение общей роли учителя на уроке – от всезнающего лектора к организатору процесса самообучения своих учеников, что очень важно при переходе школ на новые образовательные стандарты. ( 2 )

1.2 Информационная культура на уроках биологии.

Тут уместно обратиться к поистине уникальному предмету – биология. Этот предмет уникален в плане формирования многообразных умений, жизненных компетенций и других слагаемых информационной культуры. Ведь курс биологии включает самые разные задания по работе с текстами, математические расчетные задачи, организацию визуальных рядов и восприятие трехмерных моделей, что открывает уникальные возможности сочетания заданий детей разных психологических групп, выполняющих лабораторную или практическую работу в группе. Кроме того, курс биологии включает ряд специфических задач, не представленных в других предметах: кодирование белков нуклеиновыми кислотами (9 класс), генетические задачи (9 класс). Причем в большинстве случаев ИКТ не искусственно привлекаются как дань моде, а вполне оправданы решаемыми прикладными задачами, касающимися непосредственно самого человека: будь то родословные, молекулы или пищевой рацион. ( 2 )

Не является открытием, что не все тиражируемые и популяризируемые примеры использования ИКТ на уроке демонстрируют эффективность выше аналоговых. И проблема совсем не в компьютерах и программах: среди задач и приемов в арсенале учителя – «меловика» также есть хорошие и плохие. Подбор урочного задания, приема полностью возложен на учителя, который пользуется привычным набором заданий, не всегда задумываясь над развивающим потенциалом, оригинальностью, творческими решениями и другими свойствами «хорошей» задачи. ( 2 )

С точки зрения деятельности обучаемых, строится три разных курса биологии:

  1. аналоговый - без цифровых устройст, меловой;

  2. с одним компьютером и проектором и/или интерактивной доской;

  3. полностью компьтеризированный - с компьютерным классом, проводной или беспроводной локальной сетью, с Интернетом или без него.

Второй вариант наиболее адаптированный в сельских школах, а вот между вторым и третьим видна колоссальная разница – совершенно разные виды деятельности.

Поэтому, говоря о применении ИКТ на уроках биологии, мы можем разделить все приемы на две группы:

  • приемы, позволяющие выполнять тоже, что делалось в аналоговом режиме, только лучше, проще и эффективнее (выделение в тексте определенных фрагментов);

  • приемы, при которых вообще нельзя обойтись без компьютера (программа - декодировщик позволяет проиллюстрировать свойства кода).

1.3 Мультимедийная лекция как форма проведения урока.

Среди комплексных методов обучения биологии можно назвать мультимедийную лекцию. Технически мультимедийная лекция может быть реализована в компьютерном классе при работе каждого учащегося за отдельным компьютером или группой по два человека за компьютером, а при использовании мультимедийных проекционных систем – при работе всего класса. ( 1 )

Этот способ наиболее приемлем в сельской школе в случае оснащения классного кабинета мультимедийным проектором, так как кабинет информатики не всегда доступен для работы на уроке. Мультимедийная программа демонстрирует последовательно кадры, которые раскрывают содержание лекции, определяют задания учащимся, дают оценку их действиям и т. п. Школьники под руководством учителя, учитель или сама программа автоматически меняют кадры.

На первом кадре размещаются тема лекции, ее задачи, план и задания для работы в тетради. На втором кадре размещается учебная информация: определение понятия, фактическая информация. По ходу демонстрации кадров учитель раскрывает содержание лекции. В конце лекции, с последним кадром учитель закрепляет преподнесенный материал. При этом учитель может использовать тексты, схемы, рисунки, фотографии.

«Плюсы» мультимедийной лекции:

1. Применение лекции дает возможность сделать обучение более наглядным, т. к. наглядность приближена к учащемуся и позволяет ему рассмотреть объект.

2. Применение лекции дает возможность более точно распределить время на каждом этапе лекции, экономит время на уроке т. к. учителю не нужно отвлекаться на работу с доской, на включение магнитофона и т. д.

«Минусы» мультимедийных занятий:

1. Для мультимедийной лекции необходимо задействовать большое количество компьютеров или дорогостоящее оборудование. В условиях малокомплектной сельской школы это не всегда возможно. Поэтому многие уроки проводятся в традиционной форме по причине отсутствия необходимого оборудования.

2. При подготовке к такому уроку у учителя уходит намного больше времени, чем при подготовке традиционного урока. ( 7)

Глава II. Из опыта использования мультимедийного метода на уроках зоологии в 7 классе.

2.1 Мультимедийная презентация для урока зоологии.

В своей работе я использую учебник биологии 7 класса «Биология. Животные», созданный на основе оригинальной авторской программы под руководством В. В. Пасечника. Учебник входит в учебно - методический комплекс по биологии для основной школы (5-9 классы). Авторы учебника В. В. Латюшин и В. А. Шапкин хорошо проработали содержание учебника, предложили много интересного и дополнительного материала по темам, представили множество красочных рисунков и иллюстраций по соответствующим темам. На первую четверть запланировано 16 уроков. Часть учебных занятий проходит с использование мультимедийных презентаций. ( 8 )

№ п/п

Тема урока

Урок традицион-ного типа

Урок с применением мультимедий-ной презентации

1

Введение. История развития зоологии.




+

2

Современная зоология.

+




3

Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики «Знакомство с многообразием простейших»




+

4

Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории

+




5

Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные.

+




6

Тип Кишечнополостные Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.

+




7

Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.

+




8

Тип Круглые черви.

+




9

Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты




+

10

Классы Кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки

+




11

Тип Моллюски Л/р «Особенности строения и жизни моллюсков»




+

12

Классы Моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие




+

13

Тип Иглокожие. Классы: Морские звезды, Морские лилии, Морские ежи, Голотурии, Офиуры

+




14

Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные Л/р «Знакомство с Ракообразными»




+

15

Класс Насекомые Л/р «Изучение представителей отряда Насекомых»




+

16

Отряды Насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки

+






Как же правильно сделать презентацию к уроку? Сложность вопроса заключается не в том, как технически разместить на слайде текстовый блок или иллюстрацию, как установить требуемую гарнитуру и кегль шрифта, сменить цвет текста или фона. Это все осваивается достаточно быстро. Настоящие проблемы сложнее. Они требуют больше времени на размышление и часто не имеют однозначного решения. Что целесообразно вынести на слайд, а что имеет смысл просто «сказать словами»; как сконструировать информацию, распределяя ее между слайдами; что разумнее использовать в каждом конкретном случае – текстовый или иллюстративный материал; как размещать информацию на самих слайдах; как акцентировать на чем-то важное внимание учеников – цветом, размером шрифта, расположением, иллюстрацией – это лишь некоторые из «настоящих вопросов»… ( 7 )

Но прежде всего спросим себя: а зачем? Зачем к данному конкретному уроку нам нужна презентация? Ответы «это модно», «этого требует начальство», «просто хочется», конечно, тоже принимаются. Более того, в ряде случаев именно такие ответы и являются по-настоящему правдивыми. Но, вообще говоря, ответ на вопрос «зачем?» далеко не так прост и очевиден.

Необходимость в повышении наглядности материала – самая веская причина задуматься о создании презентации. Лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать. Кстати, визуализировать посредством компьютерной презентации можно не только то, что трудно или невозможно описать словами. Часто использовать компьютерное изображение просто удобнее, быстрее, аккуратнее и нагляднее, чем использовать множество таблиц, схем, рисунков во время урока и периодически их менять на доске. ( 7 )

2.2. Практическое применение мультимедийной презентации на «опытных» уроках.

Вопросом применения мультимедийных презентаций на уроках биологии я занимаюсь в ходе своей педагогической деятельности второй год. Рассмотрены вопросы создания и применения презентация в 6 классе в курсе «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» и в 9 классе «Биология. Введение в общую биологию и экологию». Данная работа направлена на применение презентаций на уроках биологии в 7 классе в курсе «Биология. Животные»

Рассмотрим данный вопрос на примере создания презентации по теме «Тип Моллюски или Мягкотелые». При проверке знаний по предыдущей теме используются тестовые вопросы. Источником заданий служит КИМ по биологии для 7 класса. Вопрос и варианты ответа выведены на экран. Это дает возможность каждому ребенку его прочитать самостоятельно. Ведь по психологическим особенностям дети различаются: кто-то лучше воспринимает информацию на слух, а кому-то необходимо зрительное восприятие.







Изучение нового материала начинаем с цитаты из литературного произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»: «…карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради продовольствия и рассуждает: «Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно её проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит»…». Презентация дает возможность проследить и межпредметные связи между биологией и литературой.

При рассмотрении темы изображение на экране отражает цели и задачи урока. Показать разнообразие представителей животного мира (моллюсков) наиболее удобно при использовании презентации. Можно продемонстрировать ученикам представителей всех трех классов, показать черты сходства и различия во внешнем строении. Во время урока дети увидели более 20 видов Моллюсков. Поместить на доске одновременно рисунки этих животных не представляется возможным. Таким образом мы экономим время на уроке.



Даже когда элементы презентации можно заменить раздаточным материалом, выбор часто делается в пользе презентации. И дело тут не в том, что раздаточный материал, как правило, дороже и неудобнее. Достоинство презентации состоит прежде всего в том, что при использовании этого инструмента именно учитель всегда остается в центре внимания, контролирует класс, на него обращены взгляды учеников. Хотя раздаточный материал, конечно, тоже может быть полезен или даже необходим. Презентация и «раздатка» - это разные инструменты, они не заменяют, а отлично дополняют друг друга.( 7 ) Раздаточным материалом более наглядным чем фото на экране на уроке служили раковины моллюсков. Учащиеся смогла их рассмотреть, потрогать, заглянуть внутрь.

При проведении обобщения по рассмотренной теме на экран выведены черты сходства и различия строения всех трех классов представителей типа Моллюски.



При проведении урока «Тип Моллюски» презентация служила опорным конспектом. Это отличный каркас урока. Наличие каркаса – презентации, ясное объяснение цели урока и представленный четкий план урока облегчают усвоение предлагаемой информации учащимися.

Важным направлением при изучении зоологии является не только научить учеников различать разные типы животных. Необходимо дать знания о практическом значении животных, привить навыки применить полученные знания на практике. Для многих стали открытием некоторые области применения типа Моллюски. В презентации подобран материал по этому вопросу.

Из представленных на рисунке вариантов классных кабинетов в нашей школе кабинет биологии оборудован по 2 типу: рабочее место учителя, экран для вывода информации. (Приложение 1.)

В ходе работы был проведен анализ результатов проводимых уроков.

При анализе уроков проходивших без применения мультимедийных презентаций, мною был проведен опрос учащихся по теме: «Тип Кишечнополостные» по следующим вопросам:

1. Дайте определений «Полость тела»

2. Дайте определений «Лучевая симметрия»

3. Дайте определений «Радиальная симметрия»

4. Дайте определений «Щупальца»

5. Дайте определений «Эктодерма»

6. Дайте определений «Экзодерма»

7. Дайте определений «Стрекательная клетка»

8. Дайте определений «Полип»

9. Дайте определений «Медуза»

10. Дайте определений «Коралл»

11. Дайте определений «Регенерация»

12. Дайте определений Рифы»

Общая численность учащихся в классе – 15.

На момент опроса на уроке присутствовало – 15.

Учащиеся показали следующие результаты:

Класс

Коли-чество учеников

11-12 правильных ответов

10-9 правильных ответов

8-7 правильных ответов

Менее 6 правильных ответом

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

7

15

3

20

5

33,3

5

33,3

2

13,4

Наиболее сильные ученики (20%) справились с этим заданием в полном объеме. 33% учащихся справились не в полном объеме. 13% (2 человека) не справились с заданием, и дали менее 6 правильных ответов. Рассмотрение темы проводилось с использованием схем учебника, плаката «Тип Кишечнополостные».

Тема «Тип Моллюски» рассматривалась с использованием презентации, наглядного раздаточного материала, рабочей тетради на печатной основе. При анализе урока проходившего с применения мультимедийной презентаций, мною был проведен опрос учащихся по теме «Тип Моллюски» по следующим вопросам:

1. Дайте определений « Незамкнутая кровеносная система »

2. Дайте определений «ассиметричное животное»

3. Дайте определений «Раковина»

4. Дайте определений «Почки»

5. Дайте определений «Мантия»

6. Дайте определений «Мантийная полость»

7. Дайте определений «Глаза»

8. Дайте определений «Тёрка»

9. Дайте определений «Лёгкие»

10. Дайте определений «Сердце»

11. Дайте определений «Пищеварительная железа»

12. Дайте определений «Моллюски»

Общая численность учащихся в классе – 15.

На момент опроса на уроке присутствовало – 15.

Учащиеся показали следующие результаты:

Класс

Коли-чество учеников

11-12 правильных ответов

10-9 правильных ответов

8-7 правильных ответов

Менее 6 правильных ответом

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

7

15

6

40

5

33

4

27

0

0

При проверке знаний по изученной теме 11 учеников (73%) получили оценки «4» и «5» . Не справившихся с заданием не было.

Сравним итоги двух уроков:

Традиционный урок


С применением презентации


В свете всего сказанного можно сделать вывод, что применение мультимедийных презентаций на уроках биологии повышает интерес к предмету и повышает качество знаний.

Заключение.

Одним из важнейших положений, лежащих в основе организации процесса обучения, является принцип наглядности. Принцип наглядности – старейший и один из важных принципов в дидактике – означает зависимость эффективности обучения от целесообразного применения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Реализация этого принципа зависит от качества предлагаемого материала, технических средств, умения учителя этим пользоваться, и пользоваться правильно. Современные методы применения мультимедийных презентаций имеют широкие возможности. К сожалению современное поколение детей все реже обращается за информацией к книге. Их источник информации – это компьютер, интернет ресурсы. Использование ИКТ на уроке биологии позволяет повысить уровень обученности при достаточно низкой мотивации ученика. Одним из достоинств такого метода является повышение качества за счет новизны деятельности и интереса к работе компьютера. Это позволяет сделать урок более наглядным и интересным. Такие занятия не заменяют учителя, но делают общение между учеником и учителем более содержательными и деятельными. Использование презентаций целесообразно на любом этапе урока и при любой форме урока (лекция, изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний). Данная система дает возможность представить учебный материал в виде ярких, запоминающихся образов, предложенных в строго определенной последовательности.

Экспериментальная часть работы была построена на применении мультимедийных презентаций в курсе биологии 7 класса «Зоология». Результат эксперимента показал, что регулярное применение мультимедийных презентаций обеспечивает повышение качества знаний у учеников и повышает интерес к предмету.

В ходе эксперимента проделана следующая работа:

1. Проанализирована литература по изучаемой теме;

2. Подготовлена мультимедийная презентация «Тип Моллюски. Общая характеристика типа"

3. Применена на практике мультимедийная презентация «Тип Моллюски. Общая характеристика типа"

4. результат эксперимента показал, что регулярное применение мультимедийных презентаций обеспечивает повышение качества знаний у учеников и повышает интерес к предмету.

Данная работа очень важна в свете внедрения новых информационных технологий в обучение школьников. Само исследование только начато. Работа по этой теме продолжается, но уже полученные результаты «голосуют» за внедрение мультимедийных методов в преподавании биологии.

Литература:

1. Ефимов, В.Ф. «Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников» Начальная школа. 2009.

2. Козленко А. Г. «Информационная культура и/или компьютер на уроке биологии. Лекция 1» Газета «Биология» Издательство «Первое сентября» № 17, 2008 г.

3. «Контрольно-измерительные материалы. Биология: 7 класс» под редакцией Н. А. Артемьевой. М.: «ВАКО», 2012 г.

4. Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные. 7 класс» М.: «Дрофа», 2002

5. Лебедев Н. С. «Уроки биологии с применением информационных технологий. 7 класс» М.: «Глобус», 2010

6. Леонтьев В. П. «Персональный компьютер». М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008 г.

7. Островский С. Л., Усенков Д. Ю. «Как сделать презентацию к уроку?» Издательство «Первое сентября», 2011 г

8. «Рабочая программа по биологии 6-11 класс» 2-е издание. М.: «Глобус», 2008

Приложение 1.

Примеры конфигураций компьютерных классов и мультимедийных кабинетов с использованием интерактивных устройств: эволюция информатизации.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках биологии в 7 классе. Группа iconРабочая программа по биологии 6 класс. Составитель: Мусаева Басират...
В соответствие с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии в 6 классе складывается...

Уроках биологии в 7 классе. Группа iconПлан зам по увр ашураловой С. Р. на декабрь 2012г. №
Поклассный контроль в 6 кл. Организации труда учащихся на уроках: отношение учащихся к учебным предметам: психологический климат...

Уроках биологии в 7 классе. Группа iconУроках русского языка Урок русского языка в 7-м классе
Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка»

Уроках биологии в 7 классе. Группа iconОпыта
Цель опыта: создание условий для формирования ключевых компетентностей обучающихся на уроках биологии посредством применения в учебном...

Уроках биологии в 7 классе. Группа iconПодход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека
Причем обучение должно вестись в определенной системе как на уроках русского языка, собственно уроках развития речи, так и на уроках...

Уроках биологии в 7 классе. Группа iconРабочая программа по биологии 11 класс
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню...

Уроках биологии в 7 классе. Группа iconЭти произведения мы будем изучать на уроках литературы в 9 классе
Александр Сергеевич Пушкин. «Евгений Онегин», "Пиковая дама", "Медный всадник","Моцарт и Сальери"

Уроках биологии в 7 классе. Группа iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Поэтому н аряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках используют логоритмику, ритмотерапию, фольклорную арт-терапию...

Уроках биологии в 7 классе. Группа icon"Уроки биологии КиМ. Животные" "Уроки биологии КиМ. Растения, бактерии, грибы"
Электронные учебные издания (цифровая библиотека: экранно-звуковые пособия на dvd)

Уроках биологии в 7 классе. Группа iconПлан работы мбоу сош №2 за март месяц 2013 года Месячник химии, биологии, географии
Организованное начало и проведение месячника химии,биологии,географии. Посещение уроков и мероприятий

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции