Дагестанский институт повышения
квалификации педагогических кадров
Кафедра управления и развития образования
ПРОЕКТ
На тему: «Материально-техническая база ОУ»
Выполнил директор МКОУ
« Саликская СОШ им. Курбанова Я.Д.»
Ганиев Э.И.
Махачкала 2013 год.
СОДЕРЖАНИЕ
Цели и задачи. 4
Основная часть 8
Актуальность проекта 16
Список литературы 17
Введение
Одним из приоритетных направлений в образовании нашей республики является развитие единого информационно-образовательного пространства, которое должно обеспечить эффективное взаимодействие участников образовательного процесса, доступ к информационным ресурсам различного уровня, развитие современных образовательных технологий и информационной культуры граждан как условия реализации принципов доступности и непрерывности образования, обеспечения качества образования.
В условиях нашего села школа зачастую становится не только центром образования для детей, но и центром информации, культуры для жителей .
Работа с родителями и общественностью тоже является давней традицией школы. Исходя из этого, считаем, что не только школьная библитека, но и вся школа должна стать информационным центром для населения. Это тем более актуально потому, что работа фактически начата: начато внедрение проектной технологии, начато создание единой базы данных и компьютеризация библиотеки и т.д.
Проблема, на решение которой направлен проект:
Как удовлетворить информационные запросы членов образовательного сообщества и повысить эффективность учебно-воспитательной работы и качество образования в школе?
Сроки выполнение проекта: 2012-2014 г. (3 года)
Цели и задачи.
Объектом нашего исследования является процесс повышения информационной культуры субъектов образовательного пространства нашего села через деятельность школьного информационно-образовательного центра.
Предмет исследования – формы, методы, приемы организации деятельности информационно-образовательного центра, способствующие повышению информационной культуры и созданию единого информационно-образовательного пространства.
Овладение информационной культурой субъектами образовательного процесса села через максимальное использование информационного потенциала школы и создание информационного центра качественно повлияет на процесс, содержание и результаты образовательной деятельности. Это повысит качество образования, обеспечит реализацию принципов доступности и непрерывности образования.
Цель проекта: повысить информационную культуру субъектов образовательного пространства села в соответствии с Концепцией единого информационно-образовательного пространства Республики Дагестан
Задачи:
Организовать сбор, накопление, систематизацию педагогической информации и доведение ее до пользователей.
Выявлять информационные потребности и максимально удовлетворять запросы субъектов образовательного пространства.
Преобразовать библиотеку ОУ в медиацентр как структурное подразделение и основу информационного центра (ИЦ).
Организовать обучение пользователей методике нахождения и получения информации из различных носителей, оказать помощь в овладении компьютерной грамотностью.
Внедрить проектную технологию и обеспечить осуществление проектов:
ориентированных на продвинутые читательские слои и одаренных детей;
ориентированных на социальную адаптацию и преодоление культурной изоляции проблемных социальных групп.
Исходя из целей и задач, педагогический коллектив нашей школы разработал проект создания интерактивного информационного центра для педагогов, детей, родителей и жителей, исходя из потребностей и возможностей образовательного учреждения.
В ходе обсуждения определились
основные направления деятельности информационного центра:
Научно-методическое
Учебно-познавательное
Социально-педагогическое
Информационно-аналитическое
Содержание их деятельности:
Научно-методическое направление (методическая служба ОУ):
Повышение квалификации педагогов.
Изучение и обобщение положительного педагогического опыта.
Организация аттестационных процессов в рамках аттестации педагогических и руководящих работников.
Мониторинг эффективности и результативности педагогической деятельности.
Учебно-познавательное направление:
Изучение информационных технологий как предмета.
Использование информационных технологий (как на предметных уроках, так и для разработки проектов).
Обучение компьютерной грамотности педагогов, учащихся и членов образовательного сообщества.
Разработка и реализация учебных проектов.
Развитие содержания образования через введение в школьный компонент учебного плана предметов, ориентированных на предпрофильную и профильную подготовку учащихся средствами информационных технологий.
Социально-педагогическое направление:
Организация клубов для детей и подростков, деятельность которых направлена на развитие познавательной активности, привитие интереса к знаниям, расширение возможностей для самореализации.
Создание семейного клуба при участии родителей для организации досуговой деятельности и пропаганды знаний.
Организация психологического консультирования остронуждающихся детей и родителей с целью их успешной социальной адаптации.
Работа над социальными проектами, направленными на самосовершенствование участников образовательного процесса, социализацию личности, искоренение вредных и пагубных привычек (табакокурение, алкоголь, наркомания), улучшение окружающего социума.
Социализация детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Социализация проблемных детей (педагогически запущенных, с девиантным поведением, с проблемами в развитии и т.д.).
Информационно-аналитическое направление:
Систематизация всех информационных ресурсов ОУ и создание единой базы данных в электронном виде.
Организация информационно-поисковых систем (локальной сети - Интернет).
Взаимодействие с другими образовательными учреждениями и библиотеками школы и города
Подключение к сети Интернет и использование его с целью удовлетворения информационных запросов, а также вхождения в единое информационное пространство нашего региона, страны, мира.
Совершенствование школьного информационного стандарта и формирование аналитической базы данных результатов деятельности ОУ.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
1. Внедрение новых организационных форм, технологий и механизмов обеспечения нового качества образования.
2. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс.
3. Повышение результативности участия школьников ОУ села в предметных олимпиадах и конкурсах.
Основная часть
Модернизация системы образования ставит перед педагогическим сообществом задачи повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса. На сегодня материально-тенхническая база нашего образовательного учреждения на 70-80 % обновлена и отвечает современным требованиям, но есть школы, которые находятся в критическом состоянии, как следствие в этих школах могут не выполняться государственные стандарты образования.
Задача оснащения учебных заведений и пути ее решения
В условиях перехода образовательных учреждений на самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность перед руководителями органов управления образованием и образовательных учреждений стоит нелегкая задача: как при постоянной нехватке бюджетных средств, выделяемых на оснащение учебных заведений, обеспечить выполнение современных требований, предъявляемых к учебному процессу.
Пути решения
Рациональное и эффективное использование бюджетных средств путем грамотного планирования, принятия оптимального решения на основе обоснованных критериев выбора и получения максимального результата при минимальных вложениях.
Привлечение внебюджетных средств, используя новые экономические возможности, открывающиеся перед образовательным учреждением в современных условиях рыночных отношений.
Развитая материально-техническая база дает возможность организовать дополнительные образовательные услуги, учебно-производственную деятельность, проводить культурные, спортивно-оздоровительные мероприятия и т.д.
Поэтапное планирование развития материально-технической базы
Основные этапы работы по планированию оснащения образовательного учреждения:
1. Проведение анализа материально-технической базы учреждения и выявление потребностей в приобретении учебного оборудования в соответствии с профилем, спецификой и учебными программами, реализуемыми конкретным образовательным учреждением.
2. Изучение нормативных документов:
ГОСТы и нормативы для образовательных учреждений;
типовые перечни учебного оборудования и наглядных пособий для каждого типа образовательных учреждений;
санитарно-гигиенические нормы, правила техники безопасности;
рекомендации по оснащению различных видов помещений и т.п.
3. Изучение возможностей и предложений рынка учебного оборудования, мебели, технических средств обучения, спортинвентаря, технологического оборудования и т.д.
4. Определение планируемых объемов бюджетного финансирования и возможностей по привлечению внебюджетных средств.
5. Составление плана развития материально-технического оснащения образовательного учреждения на основе государственно ориентированных подходов на ближайшую и долгосрочную перспективу.
Особенности муниципальных и региональных программ развития
Отметим, что подходы и технология планирования развития материально-технической базы для руководителей любого уровня образования, в т.ч. муниципального и регионального, аналогичны.
Однако если идет работа по планированию муниципальных и региональных программ в части материально-технического обеспечения, то на этом уровне следует начинать с выработки приоритетов развития, стратегии и тактики по модернизации материально-технической базы. При этом возникает необходимость обязательного согласования программ развития материально-технической базы муниципального уровня с соответствующими программами образовательных учреждений и соответственно – региональных с муниципальными.
Создание единого информационного поля
Для успешной работы в этом направлении и принятия оптимальных решений необходимо иметь полную и достоверную информацию по решаемой проблеме. Это в значительной мере позволит избежать таких негативных явлений, как посредничество, неоправданное завышение цен, поставка некачественной продукции, нарушение договорных обязательств. Такой информации катастрофически не хватает.
Решить проблему оснащения образовательных учреждений невозможно без: создания единого информационного поля по вопросам развития и совершенствования материально-технической базы системы образования; предоставления информации о новых современных подходах к этой проблеме.
В настоящее время Министерством образования РФ уделяется большое внимание модернизации материально-технической базы системы образования. Выделяются немалые бюджетные средства из Федеральной программы развития образования на разработку нового современного учебного оборудования, на создание федеральных экспериментальных площадок, на материально-техническое обеспечение подведомственных образовательных учреждений. Министерством образования РФ разработаны современные требования к учебному оборудованию и Перечни учебного оборудования по всем дисциплинам общего среднего образования.
Формирование индустрии образования
В последние годы идет активный процесс формирования российского рынка учебного оборудования и мебели, развития промышленных предприятий – производителей учебной продукции, объединенных вошедшим в обиход термином “индустрия образования”.
С целью обеспечения качества выпускаемой учебной продукции, проведения независимой экспертизы и присвоения рекомендательного грифа Минобразования РФ создан Федеральный экспертный совет по учебной технике, лабораторному оборудованию и электронным развивающим средствам.
Социальное партнерство
Принимая во внимание вышеизложенное, становится очевидным, что вопросы развития системы материально-технического обеспечения российского образования можно решить лишь за счет объединения усилий и возможностей, а также организации эффективного сотрудничества между государственными, общественными и бизнес-структурами общества. Сфера материально-технического обеспечения является именно той областью, в которой без взаимодействия между заинтересованными участниками – субъектами рынка образования, без организации социального партнерства не обойтись.
Рынок учебной продукции
В своей работе руководители образовательных учреждений должны использовать рекомендованные специалистами критерии оценки и выбора качественной продукции, а не броские рекламные предложения, а также информацию о тенденциях в проектировании оснащения образовательных учреждений у нас в стране и за рубежом.
Также нужно владеть информацией о новых разработках в области учебной техники, обеспечивающих использование новых методик обучения.
Помогут руководителям и практический опыт реализации региональных и муниципальных программ по развитию материально-технической базы, а также примеры оснащения лучших образовательных учреждений России и федеральных экспериментальных площадок.
Содержание работы по модернизации материально-технической базы
Работа по оснащению образовательных учреждений включает:
компьютеризацию образовательных учреждений и внедрение информационных технологий;
рекомендации по обеспечению сельских школ;
оснащение дошкольных образовательных учреждений с учетом специфики этих учреждений и необходимости организации работ по преемственности детский сад – школа, создания предметно-развивающей среды с использованием современных обучающих технологий и дидактических материалов;
оснащение образовательных учреждений в системе специального образования: детские дома, интернаты, медико-психолого-социальные центры, а также специализированные учреждения по категории обучающихся (слабовидящие, слабослышащие, с нарушением опорно-двигательного аппарата), опыту создания системы российских лекотек и т.д.;
обеспечение развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, а также внедрение здоровьесберегающих технологий;
научную организацию труда преподавателей и руководителей образовательных учреждений, новые разработки, позволяющие сделать труд учителя и учебный процесс более эффективными;
инновационные подходы в сфере развития начального профессионального образования, в т.ч. опыт создания центров современных профессий и технологий, знакомство с современным специализированным учебным оборудованием (лаборатории: бытовой и компьютеризированной техники, “Мехатроника”, автомобильной техники и т.д.).
Описание состояния материально-технической базы и соответствие с требованиями:
- рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием (письмо Минобрнауки России от 24.11.2011 №МД-1552/03);
- требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программ начального общего образования (закреплены в ФГОС НОО, утвержденном приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373);
- требования к материально-техническим условиям реализации основного общего образования (закреплены в ФГОС ООО, утвержденном приказом Минобрнауки России от 17.12. 2010 №1897);
- требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утвержденных приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 №986;
- санитарно-эпидемиологические требования к оборудованию помещений общеобразовательного учреждения, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189;
- рекомендуемый минимальный перечень оборудования производственных помещений столовых образовательных учреждений, утвержденный приложение 1 к СанПиН 2.4.5.2409-08;
- требования к материально-техническому обеспечению и условиям реализации основной общеобразовательной проекта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.07.2011 №2151.
Школа функционирует в одном двухэтажном здании , постройки 2003 года. Площадь здания 1998 м2, площадь территории 0,6 га. С момента постройки здания капитальный ремонт не проводился.
Покрытие крыши здания металлочерепица, с наружным водостостоком. Отопление централизованное.
Наружные стены и внутренние перегородки построены из штучного камня. Фасад здания отштукатурено и покрыто фасадной краской.
В настоящее время требуется:
- капитальный ремонт старого здания школы;
- асфальтирование 1 000 м2 пришкольной территории;
-2000 м2 покрыта тротуарной плиткой .
Установлено 120 м. погонных металлического ограждения.
Полы деревянные.
Окна старого здания школы с 2003 г. частично заменены.
Требуется:
- замена дверей на лестничных площадках (4шт.);
-замена деревянных окон на пластиковые (35 шт.);
-замена дверей запасного выхода ( 1 шт.);
Для организации учебного процесса школа располагает спортивным залом, медицинским кабинетом, столовой на 40 посадочных мест.
В ОУ имеется 18 учебных кабинетов, кабинет технологии, кабинет психолога и кабинет социального педагога, 1 компьютерный класс с общим количеством персональных компьютеров –20 единиц. Школа подключена к сети Интернет, обслуживание сети осуществляет компания Мегафон.
В школе ежегодно проводится косметический ремонт, за последние три года обновлена мебель в учебных кабинетах. Проведен капитальный ремонт спортивного зала, из внебюджетных средств.
Материально-техническая база ОУ включает в себя:
- 30 компьютеров,
- 1 интерактивная доска,
Анализ материально-технического оснащения ОУ показал, что для обеспечения требований ФГОС второго поколения необходимо продолжить целенаправленную работу по развитию МТБ и оснащения ОУ.
Основными целями проекта являются:
1) обеспечение условий для модернизации материально-технической базы школы в соответствии с требованиями ФГОС II поколения;
2) удовлетворение потребностей граждан в доступном и качественном образовании.
Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:
- модернизация материально-технической базы школы;
- повышение качества услуг, предоставляемых обучающимся;
- создание условий и инновационных механизмов развития системы воспитания и дополнительного образования детей.
Срок реализации проекта - 2012 - 2014 годы.
Разработка мероприятий Проекта проводилась на основе анализа сложившейся ситуации, возможностей оптимального и своевременного решения существующих проблем.
В рамках Проекта разработаны:
- мероприятия по оснащению ОУ, включающие разделы:
общешкольное оснащение;
оснащение предметных кабинетов;
оснащение спортивного зала;
оснащение, обеспечивающее внеурочную деятельность,
пополнение фондов школьной библиотеки;
оснащение медицинского кабинета;
оснащение школьной столовой и пищеблока.
Источником финансирования являются средства из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 436.
Совокупность программных мероприятий при их полной реализации позволит:
1) Обеспечить соответствие материально-технической базы ОУ требованиям ФГОС с 25 до 50%;
2) Обеспечить соответствие санитарно-гигиенических условий требованиям ФГОС до 100%;
3) Обеспечить соответствие условий реализации ООП противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения до 100%;
4) Обеспечить соответствие информационно-образовательной среды требованиям ФГОС с 25 до 50%;
Актуальность проекта
Жизнеспособность программы обеспечена стратегическими целями в системе общего и дополнительного образования и готовностью всех членов образовательного пространства к решению проблем по реализацию программы. В школе разработана структура, позволяющая осуществлять принцип демократизации управления и обеспечить систематическое и эффективное обследование реализации программы развития, достижения школой к 2015 году намеченных целей.
Главным источником информации для принятия управленческих решений является мониторинг состояния дел в школе. В поле постоянного внимания мониторинга такие важные конечные результаты, как материально-технического обеспечения образовательного процесса
Корректировка программных мероприятий осуществляется педагогическим советом школы. Управление реализацией программы развития осуществляется директором школы, а также заместителями директора по учебно-воспитательной работе.
Список литературы
1. Настольная книга директора школы. М. 2002
2. Современный справочник директора школы. Росто-на-Дону. 2009 г.
3.Учебный процесс: Планирование, организация и контроль Ч.1 М. 2003 г.
5. Управление образовательными системами. Т.Н. Шамова и др. 2008г.
6. Управление качеством образования. М.М. Потапкина
|