Скачать 85.33 Kb.
|
Управление образованием администрации МО «Ахтубинский район» Статья в методический журнал «Метод проектов – как условие развития творческой личности». Работу выполнила: учитель биологии Якушкина Е. А. Ахтубинск 2008Метод проектов – как условие развития творческой личности.Современный этап развития образования в стране можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения к личностно – ориентированному обучению. Поворот к новому подходу в обучении связан с изменившимися общественно – экономическими условиями в России и с выделением новых задач в системе образования. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления, чувства ответственности. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное, нравственное и творческое развитие личности, что предполагает необходимость формирования у детей критического мышления, развития умения работать с информацией, самостоятельно добывать знания и прогнозировать итоги работы. Ученик становится центральной фигурой учебно-воспитательного процесса, а его деятельность приобретает активный и познавательный характер. Переход на новые методы обучения в современной школе предполагает необходимость применения новых технологий, в том числе и проектного обучения. Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, позволяющих решать ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов работы. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. При этом осуществляется широкое взаимодействие учащихся и учителя между собой и в проектных группах, так же возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности. При осуществлении проекта учитывается индивидуальность ребёнка – его интерес, темп работы, уровень обученности, творческие задатки. Метод проекта позволяет выбирать темы подпроекта, партнёров в работе, источники и способы получения информации, методы исследования и формы представления результатов. Всё это развивает чувство ответственности у учащихся, их мотивацию, познавательную и творческую активность. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, так как оно: личностно-ориентированное, использует множество дидактических подходов – обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, эвристическое и проблемное обучение. Оно самомотивируемо, то есть происходит возрастание интереса и вовлечённость в работу по мере её выполнения. Типология проектов:
Успех обучения во многом зависит от готовности учителя организовать проектную деятельность школьников и управлять процессом проектирования. Успешное педагогическое управление даёт возможность учащимся научиться самим выявлять проблему, определять цели, пути её решения, распределять и планировать свою деятельность, следовать графику самостоятельной работы. Роль учителя заключается в создании благоприятного фона внутри группы и между группами, в создании условий для формирования ключевых знаний у учащихся и приобретения ими социального опыта. Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную и созидательную работу. Выбранная нами тема проекта: «Микромир: кто они? и как с ними бороться?», довольно актуальна, так как в настоящее время уделяется большое внимание изучению микроорганизмов – бактерий и вирусов, их влияния на организм человека. Учёные всего мира работают над созданием вакцин против многих инфекционных болезней. Методический паспорт проекта Тема проекта: «МИКРОМИР: КТО ОНИ? И КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ?» Творческое название: «ТАЙНЫЕ ТРОПЫ НОСИТЕЛЕЙ СМЕРТИ» Тип проекта: исследовательский, межпредметный (химия, ОБЖ), краткосрочный. Класс: 10 Время проведения: 4 академических часа. Аннотация: Проект проводится в ходе изучение темы 10 класса «Основы цитологии» и охватывает 2 недели (4часа) учебного времени. Работа над проектом позволяет развивать у его участников специальные и общеучебные умения. Учащиеся выбирают нужную часть информации в её большом потоке. Из учебной литературы находят особенности строения прокариотических клеток, неклеточных форм жизни, их воздействии на организм человека и способах борьбы с ними. Практическая значимость проекта состоит в формировании навыков гигиены у учащихся, понимания того, что существуют различные способы защиты организма от бактериальной и вирусной инфекции. Данный проект позволяет развивать творческое мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнениям других. По завершении работы над проектом, ученики становятся специалистами в данной сфере и могут консультировать по вопросам школьного курса микробиологии и иммунологии не только своих сверстников, но и взрослых (учителей и родителей) Дидактические цели проекта: развитие познавательного интереса, мышления, памяти, внимательности, приобретение навыков самостоятельной работы с источниками информации, умений увидеть проблему и наметить пути её решения, формирование навыков работы в группе. Методические задачи: формирование знаний у учащихся о строении неклеточных форм жизни и доядерных организмов, особенностях их жизнедеятельности и размножения, о возбудителях заболеваний человека, способах борьбы с ними и мерах профилактики. Материалы и оборудование: персональный компьютер, таблицы, учебники. Основополагающий вопрос: « Может ли человек никогда не болеть?» Проблемные вопросы учебной темы:
Темы исследований учащихся:
Этапы реализации проекта.
Урок «Презентация результатов исследований по проекту: “Микромир: кто они? и как с ними бороться?”» Цели: расширить знания учащихся о вирусных и бактериальных формах жизни, об иммунитете и механизмах его работы; закрепить знания основных гигиенических правил с целью предупреждения заражения бактериальными и вирусными инфекциями; формировать умения по поиску нужной информации, её осмыслению и формулированию выводов; воспитание чувства коллективизма, ответственности за выполнение задания. Оборудование: персональный компьютер, таблицы: «Строение вирусов», «Бактерии». Ход урока:
1группа. Эпидемиологи Темы докладов: «Страшные летописи» «Зарождение иммунологии» «Работы И. И. Мечникова» 2 группа. Вирусологи Компьютерная презентация «Уловки вирусов» 3 группа. Бактериологи. Создание Web- сайта «Безъядерные паразиты» - общее знакомство с бактериями - рождение микробиологии - морфология бактерий - рост и размножение бактерий - источники инфекции - борьба организма с инфекцией - активная и пассивная иммунизация 4 группа. Иммунологи. Создание рапеллы (книжки-раскладушки) - этапы развития иммунитета - виды иммунитета - иммунопрофилактика IV. Заключительный этап. В начале работы над проектом мы поставили ряд задач и выдвинули ряд предположений. Какие выводы можно сделать по результатам проделанной работы? 1. Мы доказали, что есть жизнь вне клетки. 2. Нашими невидимыми врагами являются вирусы и бактерии. 3. Человек – прекрасная среда обитания для вирусов и бактерий. 4. Современная наука ещё не знает методов борьбы со всеми вирусными и бактериальными инфекциями. Е. А. Якушкина учитель биологии МОУ СОШ №2 МО «Ахтубинский район» |
Анализ работы мкоу «Кизлярская гимназия №6 им. А. С. Пушкина» г. Кизляра рд за 2011-2012 уч год Методическая тема учреждения: «Интеграция основного и дополнительного образований как условие формирования целостного образовательного... |
Метод проекта как одна из форм развивающего обучения Файзуллина Регина Ринатовна Актуальность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать задачи развития творческих... |
||
Литература введение «Метод проектов от души выполняемый замысел» Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания... |
А. В. Галяс Курский государственный университет, г. Курск Метод экологических проектов, как способ формирования экологического мышления на практических занятиях по общей экологии |
||
Программа поэтапного развития Н. Каранайской основной общеобразовательной... Становление творческой личности ученика, раскрытие индивидуальных возможностей через игру |
«Центр детского творчества «Гном» г. Березники «творческая деятельность... ... |
||
Программа нацелена на формирование у учащихся художественной культуры... Формирование «культуры творческой личности» предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных... |
Проект районной творческой группы учителей русского языка и литературы «Академия творчества» Проект направлен на создание условий для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального и мыслительного... |
||
Паспорт научно-образовательной площадки мпгу Методическое обеспечение преемственности программ формирования ууд как условие эффективности внедрения фгос ООО в интересах развития... |
20. Эстетическое воспитание. Цель, задачи, условия, средства, методы, формы организации эв в доу Эв целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |