Статья в методический журнал «Метод проектов как условие развития творческой личности»




Скачать 85.33 Kb.
Название Статья в методический журнал «Метод проектов как условие развития творческой личности»
Дата публикации 07.06.2014
Размер 85.33 Kb.
Тип Статья
literature-edu.ru > Информатика > Статья


Управление образованием администрации МО «Ахтубинский район»

Статья в методический журнал

«Метод проектов – как условие развития творческой личности».
Работу выполнила:

учитель биологии

Якушкина Е. А.

Ахтубинск 2008

Метод проектов – как условие развития творческой личности.




Современный этап развития образования в стране можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения к личностно – ориентированному обучению. Поворот к новому подходу в обучении связан с изменившимися общественно – экономическими условиями в России и с выделением новых задач в системе образования.

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления, чувства ответственности. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное, нравственное и творческое развитие личности, что предполагает необходимость формирования у детей критического мышления, развития умения работать с информацией, самостоятельно добывать знания и прогнозировать итоги работы. Ученик становится центральной фигурой учебно-воспитательного процесса, а его деятельность приобретает активный и познавательный характер.

Переход на новые методы обучения в современной школе предполагает необходимость применения новых технологий, в том числе и проектного обучения.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, позволяющих решать ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов работы. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. При этом осуществляется широкое взаимодействие учащихся и учителя между собой и в проектных группах, так же возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности. При осуществлении проекта учитывается индивидуальность ребёнка – его интерес, темп работы, уровень обученности, творческие задатки. Метод проекта позволяет выбирать темы подпроекта, партнёров в работе, источники и способы получения информации, методы исследования и формы представления результатов. Всё это развивает чувство ответственности у учащихся, их мотивацию, познавательную и творческую активность.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  1. Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников информации.

  2. Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных, творческих и практических задач.

  3. Развивают коммуникативные умения, работая в группах.

  4. Развивают у себя исследовательские умения (умение выявлять проблемы, собирать информацию, наблюдать, поводить эксперимент и выдвигать гипотезу).

  5. Развивают системное мышление.

Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, так как оно: личностно-ориентированное, использует множество дидактических подходов – обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, эвристическое и проблемное обучение. Оно самомотивируемо, то есть происходит возрастание интереса и вовлечённость в работу по мере её выполнения.

Типология проектов:

  1. По ведущему методу или виду деятельности:

    1. Информационно-поисковые – предполагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления (доклады, рефераты).

    2. Исследовательские – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, выдвижение гипотез, защиту собственных путей решения проблемы.

    3. Продуктивные – дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката или рапеллы.

    4. Драматизационные – создают условия для игрового моделирования.

    5. Практико-ориентированные – направляют действия учащихся на решение реальных проблем.

  2. По предметно-содержательной области:

    1. Монопроект (в рамках одной области знания).

    2. Межпредметный проект.

  3. По количеству участников:

    1. Парные.

    2. Групповые.

  4. По продолжительности выполнения:

    1. Краткосрочные (небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или междисциплинарные).

    2. Средней продолжительности (один – два месяца).

    3. Долгосрочные (до года).

Успех обучения во многом зависит от готовности учителя организовать проектную деятельность школьников и управлять процессом проектирования. Успешное педагогическое управление даёт возможность учащимся научиться самим выявлять проблему, определять цели, пути её решения, распределять и планировать свою деятельность, следовать графику самостоятельной работы. Роль учителя заключается в создании благоприятного фона внутри группы и между группами, в создании условий для формирования ключевых знаний у учащихся и приобретения ими социального опыта.

Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную и созидательную работу.

Выбранная нами тема проекта: «Микромир: кто они? и как с ними бороться?», довольно актуальна, так как в настоящее время уделяется большое внимание изучению микроорганизмов – бактерий и вирусов, их влияния на организм человека. Учёные всего мира работают над созданием вакцин против многих инфекционных болезней.

Методический паспорт проекта

Тема проекта: «МИКРОМИР: КТО ОНИ? И КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ?»

Творческое название: «ТАЙНЫЕ ТРОПЫ НОСИТЕЛЕЙ СМЕРТИ»

Тип проекта: исследовательский, межпредметный (химия, ОБЖ), краткосрочный.

Класс: 10

Время проведения: 4 академических часа.

Аннотация: Проект проводится в ходе изучение темы 10 класса «Основы цитологии» и охватывает 2 недели (4часа) учебного времени. Работа над проектом позволяет развивать у его участников специальные и общеучебные умения. Учащиеся выбирают нужную часть информации в её большом потоке. Из учебной литературы находят особенности строения прокариотических клеток, неклеточных форм жизни, их воздействии на организм человека и способах борьбы с ними. Практическая значимость проекта состоит в формировании навыков гигиены у учащихся, понимания того, что существуют различные способы защиты организма от бактериальной и вирусной инфекции.

Данный проект позволяет развивать творческое мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнениям других. По завершении работы над проектом, ученики становятся специалистами в данной сфере и могут консультировать по вопросам школьного курса микробиологии и иммунологии не только своих сверстников, но и взрослых (учителей и родителей)

Дидактические цели проекта: развитие познавательного интереса, мышления, памяти, внимательности, приобретение навыков самостоятельной работы с источниками информации, умений увидеть проблему и наметить пути её решения, формирование навыков работы в группе.

Методические задачи: формирование знаний у учащихся о строении неклеточных форм жизни и доядерных организмов, особенностях их жизнедеятельности и размножения, о возбудителях заболеваний человека, способах борьбы с ними и мерах профилактики.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, таблицы, учебники.

Основополагающий вопрос: « Может ли человек никогда не болеть?»

Проблемные вопросы учебной темы:

  1. Есть ли жизнь вне клетки?

  2. Может ли человек быть средой обитания?

  3. Кто они – наши невидимые враги?

  4. Умеем ли мы от них защищаться?

Темы исследований учащихся:

  1. Возможные пути проникновения вирусов и бактерий в организм человека.

  2. Профилактика инфекционных заболеваний.


Этапы реализации проекта.

Название
этапа


Содержание

Кол-во
часов

Подготовительный

  • Определение подтем исследования.

  • Выделение предполагаемых направлений работы.

  • Формирование групп для проведения исследования.




1

Основной

  • Консультации и работа в группах.

  • Поиск информации.

  • Выполнение заданий в группе.

  • Подготовка выходных материалов

  • Исправление недочётов

2

Заключительный

  • Представление результатов работы (доклады, презентации, создание веб-сайта)

  • Рефлексия (подведение итогов)

1

Урок «Презентация результатов исследований по проекту: “Микромир: кто они? и как с ними бороться?”»

Цели: расширить знания учащихся о вирусных и бактериальных формах жизни, об иммунитете и механизмах его работы; закрепить знания основных гигиенических правил с целью предупреждения заражения бактериальными и вирусными инфекциями; формировать умения по поиску нужной информации, её осмыслению и формулированию выводов; воспитание чувства коллективизма, ответственности за выполнение задания.

Оборудование: персональный компьютер, таблицы: «Строение вирусов», «Бактерии».

Ход урока:

  1. Организационный момент. (Приветствие, постановка целей).

  2. Погружение в проект.
    Вводное слово учителя:
    Развитие учения об иммунитете – прекрасная страница в истории биологии и медицины, а период, последовавший после работ Пастера, Мечникова, Эрлиха, Коха можно назвать триумфальным маршем медицины!
    Казалось, ещё немножко, ещё чуть-чуть! Но природа горазда на выдумки и почивать на лаврах не даёт!
    Какая прекрасная идея – пересадка органов: заменил «износившийся» орган и живи ещё сто лет! Но нет! Иммунитет работает по принципу – «чужого не надо!» и здесь выступает как преграда, которую очень трудно преодолеть.
    В 80-е годы XX века появляется СПИД и становиться неожиданно серьёзной проблемой. Совсем недавно новая каверза Природы – птичий грипп! Весна, прилёт птиц, радость после долгой и надоедливой зимы. Кто же они наши невидимые враги?

  3. Презентация работ творческих групп.

1группа. Эпидемиологи

Темы докладов: «Страшные летописи»

«Зарождение иммунологии»

«Работы И. И. Мечникова»

2 группа. Вирусологи

Компьютерная презентация «Уловки вирусов»





















3 группа. Бактериологи.

Создание Web- сайта «Безъядерные паразиты»

- общее знакомство с бактериями

- рождение микробиологии

- морфология бактерий

- рост и размножение бактерий

- источники инфекции

- борьба организма с инфекцией

- активная и пассивная иммунизация

4 группа. Иммунологи.

Создание рапеллы (книжки-раскладушки)

- этапы развития иммунитета

- виды иммунитета

- иммунопрофилактика

IV. Заключительный этап.

В начале работы над проектом мы поставили ряд задач и выдвинули ряд предположений. Какие выводы можно сделать по результатам проделанной работы?

1. Мы доказали, что есть жизнь вне клетки.

2. Нашими невидимыми врагами являются вирусы и бактерии.

3. Человек – прекрасная среда обитания для вирусов и бактерий.

4. Современная наука ещё не знает методов борьбы со всеми вирусными и бактериальными инфекциями.

Е. А. Якушкина
учитель биологии


МОУ СОШ №2

МО «Ахтубинский район»



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья в методический журнал «Метод проектов как условие развития творческой личности» icon Анализ работы мкоу «Кизлярская гимназия №6 им. А. С. Пушкина» г. Кизляра рд за 2011-2012 уч год
Методическая тема учреждения: «Интеграция основного и дополнительного образований как условие формирования целостного образовательного...
Статья в методический журнал «Метод проектов как условие развития творческой личности» icon Метод проекта как одна из форм развивающего обучения Файзуллина Регина Ринатовна
Актуальность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать задачи развития творческих...
Статья в методический журнал «Метод проектов как условие развития творческой личности» icon Литература введение «Метод проектов от души выполняемый замысел»
Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания...
Статья в методический журнал «Метод проектов как условие развития творческой личности» icon А. В. Галяс Курский государственный университет, г. Курск
Метод экологических проектов, как способ формирования экологического мышления на практических занятиях по общей экологии
Статья в методический журнал «Метод проектов как условие развития творческой личности» icon Программа поэтапного развития Н. Каранайской основной общеобразовательной...
Становление творческой личности ученика, раскрытие индивидуальных возможностей через игру
Статья в методический журнал «Метод проектов как условие развития творческой личности» icon «Центр детского творчества «Гном» г. Березники «творческая деятельность...
...
Статья в методический журнал «Метод проектов как условие развития творческой личности» icon Программа нацелена на формирование у учащихся художественной культуры...
Формирование «культуры творческой личности» предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных...
Статья в методический журнал «Метод проектов как условие развития творческой личности» icon Проект районной творческой группы учителей русского языка и литературы «Академия творчества»
Проект направлен на создание условий для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального и мыслительного...
Статья в методический журнал «Метод проектов как условие развития творческой личности» icon Паспорт научно-образовательной площадки мпгу
Методическое обеспечение преемственности программ формирования ууд как условие эффективности внедрения фгос ООО в интересах развития...
Статья в методический журнал «Метод проектов как условие развития творческой личности» icon 20. Эстетическое воспитание. Цель, задачи, условия, средства, методы, формы организации эв в доу
Эв целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции