Разработка урока (2 á 45 min.) на тему: Интертекстуальный анализ текстов




Скачать 72.83 Kb.
НазваниеРазработка урока (2 á 45 min.) на тему: Интертекстуальный анализ текстов
Дата публикации22.06.2014
Размер72.83 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Информатика > Урок
Лингводидактическое приложение

Разработка урока (2 á 45 min.) на тему:

Интертекстуальный анализ текстов

автобиографической пенталогии Т.Бернхарда

Цель урока:

Формирование и дальнейшее совершенствование общекультурных и профессиональных компетенций у студентов, в частности, способности извлекать интертекстуальную и интердискурсивную информацию из литературно-повествовательных текстов и использовать эту информацию в интерпретации текстта.

Задачи урока:

  1. Познакомить студентов с актуальными понятиями современной лингвистики, а именно: «интертекстуальность» и «автоинтертекстуальность».

  2. Продемонстрировать возможности метода интертекстуального анализа на примере текстов автобиографической пенталогии Т.Бернхарда.

  3. Способствовать формированию у студентов способности самостоятельно извлекать интертекстуальную информацию из текста и анализировать полученные данные.


Ожидаемый результат:

В результате активной работы на уроке студент должен:

знать:

  • содержание терминов «интертекстуальность» и «автоиртертекстуальность»;

  • биографические сведения о современном классике австрийской литературы Т.Бернхарде;


уметь

  • извлекать интертекстуальную информацию, необходимую для транстекстуального анализа;

  • использовать в комплексном анализе текстов метода интертекстуального анализа;

владеть:

  • базовыми понятиями интертекстуального анализа;

  • методами извлечения интертекстуальной и интердискурсивной информации из текстов разной функциональной направленности;

  • методами интертекстуального и интердискурсивного анализа текстового материала.



Ход урока:


  1. Студенты фронтально (вслух) читают следующий текст (5 мин.):

Lesen Sie bitte folgenden Text vor:

Text № 1

Die Großväter sind die Lehrer, de eigentlichen Philosophen jedes Menschen, sie reißen immer den Vorhang auf, den die anderen fortwährend zuziehen. Wir sehen, sind wir mit ihnen zusammen, was wirklich ist, nicht nur den Zuschauerraum, wir sehen die Bühne, und wir sehen alles hinter der Bühne. Die Großväter erschaffen seit Jahrtausenden den Teufel, wo ohne sie nur der liebe Gott wäre. Durch sie erfahren wir das ganze vollkommene Schauspiel, nicht nur den armseligen verlogenen Rest als Farce. Die Großväter stecken den Enkelkopf da hin, wo es mindestens etwas Interessantes, wenn auch nicht immer Elementares zu sehen gibt, und erlösen uns durch diese ihre fortwährende Aufmerksamkeit auf das Wesentliche aus der trostlosen Dürftigkeit, in welcher wir ohne Großväter zweifellos bald ersticken müssten


  1. Далее студенты выполняют следующие задания к прочитанному тексту (30 мин.):


Aufgabe № 1

Formulieren Sie bitte das Thema des vorliegenden Textausschnittes!
Aufgabe № 2

Bestimmen Sie lexikalische Einheiten, die für die Entfaltung des Themas relevant sind.
Aufgabe № 3

Geben Sie die morphologische Charakteristik dieser Lexik an!
Aufgabe № 4

Wie sind diese Einheiten Ihrer Meinung nach gebraucht:

a. generalisierend?

b. individualisierend?

Begründen Sie Ihre Meinung bitte!
Aufgabe № 5

Wie ist die Art der Themenentfaltung im Text:

a. deskriptiv?

b. explikativ?

c. narrativ?

Begründen Sie Ihre Meinung bitte!
Aufgabe № 6

Wie werden im Text abstrakte Begriffe expliziert? Finden Sie entsprechende Stellen, die sich im Text auf folgende Konzepte beziehen:

„das Leben“

„das Gute und das Böse“

„die Erkenntnis“

Mit wem werden die Großväter im Text verglichen?
Aufgabe № 7

Charakterisieren Sie den syntaktischen Aufbau des Textes. Welche syntaktischen Mittel dienen hier zur Kohärenz des Textes?
Aufgabe № 8

Versuchen Sie bitte die Aussage (die Botschaft) des Textes mit eigenen Worten zu formulieren.


  1. На следующем этапе студенты работают в малых группах: Каждая группа получает текст для анализа, который осуществляется по предложенной схеме (см.: II, задания 1-8) – 20-25 мин.


Jetzt wird in Kleingruppen gearbeitet. Jede Gruppe bekommt einen Textauschnitt. Bitte analysieren Sie Ihre Texte, indem Sie Aufgaben 1-8 zum Text 1 darauf beziehen.
Die zu analysierenden Texte:
Text № 2

Aufmerksam für alles, auf das ich von meinem Grossvater verwiesen und hingewiesen war, darf ich diese Zeit mit meinem Grossvater als die einzige nützliche und für mein ganzes Leben entscheidende Schule betrachten, denn er und niemand anderer war es, der mich das Leben gelehrt und mich mit dem Leben vertraut gemacht hat.
Text № 3

Mein Großvater verstand als einziger, was ich meinte, und er allein hatte eine Vorstellung von dem, was in mir vorging. Er betrachtete meinen Wechsel vom Gymnasium zur Kaufmannslehrstelle als einen Übergang und er war schon kurz nach meiner Eröffnung von der Nützlichkeit dieser Kaufmannslehre voll überzeugt gewesen, wenn er mir auch nicht sagen konnte oder wollte warum.(...) Auch in diesem Fall hatte ich also wieder meinen Großvater als Retter zur Seite.
Text № 4

Ganz naturgemäß hatte sich der schwierige Enkel unter dem Schutz seines Großvaters schon sehr früh auch seelisch und geistig von ihnen abgesondert und, seinem Wesen und immer auch seinem Alter entsprechend, ihnen gegenüber eine kritische Haltung eingenommen, was sie auf die Dauer nicht dulden und letzten Endes niemals ertragen konnte. Nicht bei ihnen war ich ja aufgewachsen, sondern bei meinem Großvater.
Text № 5

«Mein Großvater, mein Privatphilosoph, hatte mir das Fundament gelegt» <…>

«Mein Großvater hatte mir die Wahrheit zur Kenntnis gebracht, nicht nur seine Wahrheit, auch meine Wahrheit, die Wahrheit überhaupt und dazu auch gleich die Totalen Irrtümer dieser Wahrheit».
IY. Этап общей дискуссии, в ходе которой студенты обсуждают сходство и различие проанализированных ими текстов и текста № 1, опираясь на результаты работы в малых группах (15-20 мин.)
Nun schlage ich vor, dass wir darüber diskutieren, was den analysierten Texten gemeinsam ist was sie voneinander untescheidet. Ich bitte Ihre Meinungen mit konkreten Beobachtungen zu belegen!
Y. Подведение итогов (10 минут). Один из студентов получает задание зафиксировать в виде ключевых слов аргументы своих коллег.
Überlegen Sie sich bitte, ob die analysierten Texte einen und denselben Autor oder unterschiedliche Urheber haben. Begründen Sie Ihre Meinung. Ich bitte jemanden von Ihnen jeweilige Argumente stichwortartig an der Tafel zu fixieren!
YI. Дополнительная информация: биография Томаса Бернхарда (10 минут).
Ist Ihnen der Name von Thomas Bernhard ein Begriff? Was fällt Ihnen zu seinem Namen ein?
Ich erzähle Ihnen über das Leben und Werk von Thomas Bernhard. Hören Sie bitte mir zu und erstellen Sie den tabellarischen Lebenslauf von Thomas Bernhard.
Leben und Werk von Thomas Bernhard

Biographie von Th.Bernhard
YII. Домашнее задание.

  1. Изучить глоссарий по теме урока

  2. Выполнить тест по теме урока

  3. Биография Т.Бернхарда в табличной форме (если на уроке не останется времени для этого задания)



Материал для самостоятельной работы студентов

Глоссарий

1) Интертекстуальность - термин, введенный в 1967 теоретиком постструктурализма Юлией Кристевой для обозначения общего свойства текстов, выражающегося в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга. (http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/INTERTEKSTUALNOST.html)

2) Авторская интертекстуальность- имеет значение для анализа межтекстовых связей в произведениях одного и того же писателя, оно позволяет реконструировать вунутренний контекст его творчества. ( Фатеева Н.А. Интертекстуальность и ее функции в художественном дискурсе //Известия АН. Сер. Литературы и языка.- 1997. –Т.56,№5.- С.12-21)

3) Автобиографический дискурс – жестко регламентированный дискурс. При помощи автобиографии современные писатели пытаются преодолеть столь характерные для классической автобиографии тенденции к идеализации периода детства в жизни человека и вытеснить факты, которые могли бы послужить поводом к возникновению чувства вины или стыда у субъектов воспоминаний.(Бондарева Л.М. Структура и функции субъекта речевой деятельности в текстах мемуарного типа: Автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 1994.)

4) Автобиографический роман - жанровый вид романа, в котором главным персонажем выступает сам автор, а события, помещенные в фабуле, - подлинные события из его жизни. 
Как образ главного персонажа, так и его сюжет - это художественная обработка фактов, пережитых автором. (Литературоведческий словарь-справочник под редакцией Р. Т. Громьяк, Ю. И. Кузнецова, В.И.ТеремкаК.: ВЦАкадемия“, 2007)

5) Текст - (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, сочетание»)— в общем плане связная и полная последовательность символов. В лингвистике термин текст используется в широком значении, включая и образцы устной речи. (http://ru.wikipedia.org/wiki/Текст)

6) Дискурс - (фр. discours, англ. discourse, от лат. discursus 'бегание взад-вперед; движение, круговорот; беседа, разговор'), речь, процесс языковой деятельности; способ говорения. Многозначный термин ряда гуманитарных наук, предмет которых прямо или опосредованно предполагает изучение функционирования языка, – лингвистики, литературоведения, семиотики, социологии, философии, этнологии и антропологии.

(http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/DISKURS.html)

7) Диегетический повествователь - повествователь принадлежащий или включенный в сам мир текста. (Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003, с. 80–81)

8) Экстра-диегетический повествователь – повествователь описывающий события откуда-то извне. (Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003, с. 80–81)

9) Индивидуальный стиль - система содержательных и формальных лингвистических характеристик, присущих произведениям определенного автора, которая делает уникальным воплощенный в этих произведениях авторский способ языкового выражения. На практике данный термин используется применительно к художественным произведениям (как прозаическим, так и поэтическим); применительно к текстам, не относящимся к изящной словесности, в последнее десятилетие стал использоваться отчасти близкий, но далеко не тождественный термин «дискурс» в одном из его пониманий. (http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/IDIOSTIL_INDIVIDUALNI_STIL.html)

Тест

I. Weiter folgen Definitionen. Nennen Sie den entsprechenden terminologischen Begriff

ПО-НЕМЕЦКИ!!!!

  1. Жанровый вид романа, где автору принадлежит не второстепенная роль а главная, а фабулу сюжета составляют подлинные события из его жизни.




  1. Система лингвистических характеристик, относящихся к произведениям определенного автора.




  1. Данный термин позволяет связать внутренний контекст творчества автора и его произведений.




  1. Термин, при котором тексты имеют связь с друг другом и могут ссылаться друг на друга.


II. Erklären Sie folgende Begriffe:
a. Autobiografie

b. Intertextualität
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ТЕКСТОВОГО МАТЕРИАЛА

Текст № 1 НАЗВАНИЯ РОМАНОВ С УКАЗАНИЕМ ВЫХОДНЫХ

Текст № 2 ДАННЫХ И СТРАНИЦ

Текст № 3

Текст № 4

Текст № 5



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока (2 á 45 min.) на тему: Интертекстуальный анализ текстов iconРазработка урока по русскому языку на тему: «Сложноподчиненные предложения...

Разработка урока (2 á 45 min.) на тему: Интертекстуальный анализ текстов iconУчебной дисциплины «Специализированный лингвистический анализ текстов»»...
Целями освоения дисциплины «Специализированный лингвистический анализ текстов» являются

Разработка урока (2 á 45 min.) на тему: Интертекстуальный анализ текстов iconРазработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению»
Данная разработка урока русского языка поможет подготовить учеников к испытаниям на экзамене в формате гиа

Разработка урока (2 á 45 min.) на тему: Интертекстуальный анализ текстов iconРазработка урока на тему «How to be happy»
Урок может быть проведен в рамках программы курса английского языка к умк счастливый Английский ру. /Happy English ru/ 9кл. – Обнинск:...

Разработка урока (2 á 45 min.) на тему: Интертекстуальный анализ текстов iconАнализ проблем освоения инофонами поэтических текстов в преподавании...
Следует отметить, что и у русских детей также возникают некоторые барьеры при освоении поэтических произведений, но зачастую ограничиваются...

Разработка урока (2 á 45 min.) на тему: Интертекстуальный анализ текстов iconРазработка урока литературы в 9 классе на тему «Любовная лирика Пушкина»
А. С. Пушкина; обогатить знания учащихся; показать глубину произведений; вызвать интерес к слову художественного произведения; помочь...

Разработка урока (2 á 45 min.) на тему: Интертекстуальный анализ текстов iconКонспект урока. Тема. А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»: история создания; пролог
Программа литературного образования под редакцией Т. Ф. Курдюмовой (4 урока на эту тему; данный урок – 1)

Разработка урока (2 á 45 min.) на тему: Интертекстуальный анализ текстов iconКурсовая работа по дисциплине: «Инновационный менеджмент» на тему:...
Анализ внешней и внутренней среды автосервиса «нии км-сервис»

Разработка урока (2 á 45 min.) на тему: Интертекстуальный анализ текстов iconМетодическая разработка классного часа на тему патриотического воспитания:...
Данная разработка выполнена для проведения классного часа «Моя профессия – моя гордость»

Разработка урока (2 á 45 min.) на тему: Интертекстуальный анализ текстов iconТема урока: «Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
Цели урока: Постичь глубину пушкинского понимания роли поэта и поэзии в жизни человека и общества

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции