Качественные характеристики




Скачать 100.74 Kb.
Название Качественные характеристики
Дата публикации 22.06.2014
Размер 100.74 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Информатика > Документы

Введение 2

1.Качественные характеристики 3

2.Количественные характеристики 5

Заключение 10

Список использованной литературы 11

Введение



Информационные проекты - это тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

Цель проекта, его актуальность - методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки",пр.) и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) - результат (статья, реферат, доклад, видео,пр.) - презентация ( публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции, пр.).

Структура самой исследовательской деятельности с целью информационного поиска и анализа имеет следующую структуру:

предмет информационного поиска - поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов - аналитическая работа над собранными фактами - выводы - корректировка первоначального направления (если требуется) - дальнейший поиск информации по уточненным направлениям - анализ новых фактов - обобщение - выводы, и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта - заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка);

Для всех важных сегментов информации, собираемой силами своей организации, задаются минимальные и желательные значения качественных и количественных характеристик информации.
  1. Качественные характеристики


Вначале руководством организации, совместно с руководителем разработки ИС и наиболее важными пользователями, задаются качественные характеристики информации. Эти характеристики должны быть согласованы со всеми группами пользователей, заинтересованными в создаваемой информационной системе.

Возможность и эффективность использования информации обусловливаются такими основными ее потребительскими показателями качества, как репрезентативность, содержательность, достаточность, доступность, актуальность, своевременность, точность, достоверность, устойчивость.

Репрезентативность информации связана с правильностью ее отбора и формирования в целях адекватного отражения свойств объекта. Важнейшее значение здесь имеют:

  • правильность концепции, на базе которой сформулировано исходное понятие;

  • обоснованность отбора существенных признаков и связей отображаемого явления.

Нарушение репрезентативности информации приводит нередко к существенным ее погрешностям.

Содержательность информации отражает семантическую емкость, равную отношению количества семантической информации в сообщении к объему обрабатываемых данных, т.е.

С увеличением содержательности информации растет семантическая пропускная способность информационной системы, так как для получения одних и тех же сведений требуется преобразовать меньший объем данных.

Наряду с коэффициентом содержательности С, отражающим семантический аспект, можно использовать и коэффициент информативности, характеризующийся отношением количества синтаксической информации (по Шеннону) к объему данных.

Достаточность (полнота) информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения состав (набор показателей). Понятие полноты информации связано с ее смысловым содержанием (семантикой) и прагматикой. Как неполная, т.е. недостаточная для принятия правильного решения, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых пользователем решений.

Доступность информации восприятию пользователя обеспечивается выполнением соответствующих процедур ее получения и преобразования. Например, в информационной системе информация преобразовывается к доступной и удобной для восприятия пользователя форме. Это достигается, в частности, и путем согласования ее семантической формы с тезаурусом пользователя.

Актуальность информации определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования и зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации.

Своевременность информации означает ее поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного с временем решения поставленной задачи.

Точность информации определяется степенью близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.

Достоверность информации определяется ее свойством отражать реально существующие объекты с необходимой точностью. Измеряется достоверность информации доверительной вероятностью необходимой точности, т. е. вероятностью того, что отображаемое информацией значение параметра отличается от истинного значения этого параметра в пределах необходимой точности.

Устойчивость информации отражает ее способность реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности. Устойчивость информации, как и репрезентативность, обусловлена выбранной методикой ее отбора и формирования.
  1. Количественные характеристики



После определения качественных характеристик проекта, эксперт по информационным технологиям может оценить требуемые количественные характеристики, соответствующие ожидаемым качественным показателям.

Синтаксическая мера информации.

Эта мера количества информации оперирует с обезличенной информацией, не выражающей смыслового отношения к объекту. На синтаксическом уровне учитываются тип носителя и способ представления информации, скорость передачи и обработки, размеры кодов представления информации.

Объём данных (VД) понимается в техническом смысле этого слова как информационный объём сообщения или как объём памяти, необходимый для хранения сообщения без каких-либо изменений.

Информационный объём сообщения измеряется в битах и равен количеству двоичных цифр (“0” и “1”), которыми закодировано сообщение.

В компьютерной практике слово “бит” используется также как единица измерения объёма памяти. Ячейка памяти размером в 1 бит может находиться в двух состояниях (“включено” и “выключено”) и в неё может быть записана одна двоичная цифра (0 или 1). Понятно, что бит — слишком маленькая единица измерения информации, поэтому пользуются кратными ей величинами. Основной единицей измерения информации является байт. 1 байт равен 8 битам. В ячейку размером в 1 байт можно поместить 8 двоичных цифр, то есть в одном байте можно хранить 256 = 28 различных чисел.

Важно иметь представление, сколько информации может вместить килобайт, мегабайт или гигабайт. При двоичном кодировании текста каждая буква, знак препинания, пробел занимают 1 байт. На странице книги среднего формата примерно 50 строк, в каждой строке около 60 символов, таким образом, полностью заполненная страница имеет объём 50 x 60 = 3000 байт ≈3 Килобайта. Вся книга среднего формата занимает ≈ 0,5 Мегабайт. Один номер четырёхстраничной газеты — 150 Килобайт. Если человек говорит по 8 часов в день без перерыва, то за 70 лет он наговорит около 10 Гигабайт информации. Один чёрно-белый кадр (при 32 градациях яркости каждой точки) содержит примерно 300 Кб информации, цветной кадр содержит уже около 1 Мб информации. Телевизионный фильм продолжительностью 1,5 часа с частотой 25 кадров в секунду — 135 Гб.

Количество информации I на синтаксическом уровне определяется через понятие энтропии системы.

Пусть до получения информации потребитель имеет некоторые предварительные (априорные) сведения о системе α. Мерой его неосведомленности о системе является функция H(α), которая в то же время служит и мерой неопределенности состояния системы.

После получения некоторого сообщения β получатель приобрел некоторую дополнительную информацию Iβ(α), уменьшившую его априорную неосведомленность так, что неопределенность состояния системы после получения сообщения β стала Hβ(α).

Тогда количество информации Iβ(α) ξ системе, полученной в сообщении β, определится как

Iβ(α)=H(α)-Hβ(α).

т.е. количество информации измеряется изменением (уменьшением) неопределенности состояния системы. Если конечная неопределенность Hβ(α) ξбратится в нуль, то первоначальное неполное знание заменится полным знанием и количество информации Iβ(α)=H(α). Иными словами, энтропия системы Н(а) может рассматриваться как мера недостающей информации.

Энтропия системы H(α), θмеющая N возможных состояний, согласно формуле Шеннона, равна:

, где Pi — вероятность того, что система находится в i-м состоянии. Для случая, когда все состояния системы равновероятны, т.е. их вероятности равны Pi =, ее энтропия определяется соотношением .

Наиболее часто используются двоичные и десятичные логарифмы. Единицами измерения в этих случаях будут соответственно бит и дит.

Коэффициент (степень) информативности (лаконичность) сообщения определяется отношением количества информации к объему данных

С увеличением Y уменьшаются объемы работы по преобразованию информации (данных) в системе. Поэтому стремятся к повышению информативности, для чего разрабатываются специальные методы оптимального кодирования информации.

Семантическая мера информации

Для измерения смыслового содержания информации, т.е. ее количества на семантическом уровне, наибольшее признание получила тезаурусная мера, которая связывает семантические свойства информации со способностью пользователя принимать поступившее сообщение. Для этого используется понятие тезаурус пользователя.

Тезаурус — это совокупность сведений, которыми располагает пользователь или система.

В зависимости от соотношений между смысловым содержанием информации S и тезаурусом пользователя Sp изменяется количество семантической информации Ic, воспринимаемой пользователем и включаемой им в дальнейшем в свой тезаурус. Характер такой зависимости показан на рис. 1.2.2. Рассмотрим два предельных случая, когда количество семантической информации Ic равно 0:

  • при Sp→0 пользователь не воспринимает, не понимает поступающую информацию;

  • при Sp→¥ пользователь все знает, и поступающая информация ему не нужна.

Максимальное количество семантической информации Ic потребитель приобретает при согласовании ее смыслового содержания S со своим тезаурусом Sp (Sp = Sp opt), когда поступающая информация понятна пользователю и несет ему ранее не известные (отсутствующие в его тезаурусе) сведения. Следовательно, количество семантической информации в сообщении, количество новых знаний, получаемых пользователем, является величиной относительной. Одно и то же сообщение может иметь смысловое содержание для компетентного пользователя и быть бессмысленным для пользователя некомпетентного. Относительной мерой количества семантической информации может служить коэффициент содержательности С, который определяется как отношение количества семантической информации к ее объему:

Прагматическая мера информации

Эта мера определяет полезность информации (ценность) для достижения пользователем поставленной цепи. Эта мера также величина относительная, обусловленная особенностями использования этой информации в той или иной системе.

Ценность информации целесообразно измерять в тех же самых единицах (или близких к ним), в которых измеряется целевая функция.
Для сопоставления введённые меры информации представим в таблице


Мера информации

Единицы измерения

Примеры (для компьютерной области)

Синтаксическая:

шенноновский подход

компьютерный подход

Степень уменьшения неопределенности

 

Единицы представления информации

Вероятность события

 

 

Бит, байт. Кбайт и та

Семантическая

Тезаурус

 

Экономические показатели

Пакет прикладных программ, персональный компьютер, компьютерные сети и т.д.

Рентабельность, производительность, коэффициент амортизации и тд.

Прагматическая

Ценность использования

Емкость памяти, производительность компьютера, скорость передачи данных и т.д.

Денежное выражение

Время обработки информации и принятия решений

Заключение



Информационные технологии и Интернет активно вторгаются в нашу жизнь. Сегодня все большее и большее количество компаний используют возможности информационных технологий.

Почти всегда купить базы данных с уже собранной информацией существенно дешевле, чем собирать ее самостоятельно. Самостоятельным сбором данных и их обновлением стоит заниматься только для очень важных для вашей организации сегментов, да и то, если собранную информацию по ним вообще нельзя получить, либо ее качество совершенно неудовлетворительно.

В качестве источников информации о имеющихся базах данных можно использовать печатные каталоги организаций “МБИТ” и “Информрегистр”. В качестве источников информации о данных в сети Internet можно использовать электронные каталоги “АУ”, Rambler и ряд других.

Существующие базы данных можно купить для тех сегментов информации, по которым качественные и количественные характеристики имеющихся баз данных лучше, чем то, что можно собрать самостоятельно (и отвечают потребностям организации).

Качественные и количественные характеристики покупаемой и собираемой своими силами информации не должны быть существенно выше, чем это требуется вашей организации. Целесообразно выбрать такой перечень покупаемой информации, такую ее полноту и интервалы обновления, чтобы это было приемлемо для вашей организации, но не превышало существенно реальные потребности.

Список использованной литературы




  1. Информационный рынок в России/ Ю.М. Арский, Р.С. Гиляревский, В.С. Егоров и др.-М.:ВИНИТИ,1996.-293с.

  2. Майоров С.И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг. - М.: Финансы и статистика, 1993.-128с.

  3. Служба деловой информации в библиотеке: отечественная и зарубежная практика: Учеб. Пособие/Пер. с англ. А. Пурника, Е. Пурник, В. Пурника, Г.Цесарской; Под общей редакцией И.Михновой. - М.:НВЦ “Библиомаркет”,1996.-112с. - (Сер. “Публичные Библиотеки: идеи, концепции, разработки”)

  4. Киселев А.В., С.И. Паринов. Информационная активность на общественном рынке, ЭКО, 6, 1996

  5. Создаем информационные системы. Фельдман Я.А. М: СОЛОН-Пресс, 2006 – 120 с






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Качественные характеристики icon 12. Экспертные системы
Степень разработанности темы довольна весомая. Работ по теме и изданий много, я бы хотела выделить последние на мой взгляд хорошие...
Качественные характеристики icon Вопросы по эконометрике
Случайные переменные. Генеральная совокупность и выборка. Основные характеристики случайных величин
Качественные характеристики icon Вопросы по эконометрике
Случайные переменные. Генеральная совокупность и выборка. Основные характеристики случайных величин
Качественные характеристики icon 5. Характеристики демографической динамики для последовательных фаз...

Качественные характеристики icon Структура и содержание криминалистической характеристики
«предмет доказывания» и детерминируемой, в разумном варианте, классической римской семичленной формулой
Качественные характеристики icon Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 030300 «Психология»
Описательные характеристики психических явлений. Общее представление об объекте и предмете психологии
Качественные характеристики icon Функционально-стилистические и прагматические характеристики англоязычного военного дискурса
Работа выполнена на кафедре лингвистики, межкультурной коммуникации и социально-культурного сервиса
Качественные характеристики icon Учебник санкт-петербургского государственного университета «финансовые рынки»
Экономическая природа глобальных финансов: дефиниция, количественные характеристики, технологическая и правовая основы (с. 4)
Качественные характеристики icon Учебной дисциплины «Теория специализированной области филологии»...
В программе даны краткие характеристики периодов и авторов; предполагается ин­дивидуальное их «наполнение» лектором
Качественные характеристики icon Закон волгоградской области об областном бюджете на 2013 год
Утвердить основные характеристики областного бюджета на 2014 год и на 2015 год в следующих размерах
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции