К вопросу о научно-методическом сопровождении инновационных процессов в образовании




Скачать 185 Kb.
Название К вопросу о научно-методическом сопровождении инновационных процессов в образовании
Дата публикации 20.06.2014
Размер 185 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Информатика > Документы
К вопросу о научно-методическом сопровождении инновационных процессов в образовании

Гаргай В.Б., доктор педагогических наук, доцент ГБОУ ДПО НСО Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Захаров М.Н., методист ГБОУ ДПО НСО Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Кипа К.А., методист ГБОУ ДПО НСО Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Мельникова И.Ю., заведующая кафедрой ОО «Искусство» и «Технология» ГБОУ ДПО НСО Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Степанов С.А., методист ГБОУ ДПО НСО Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) создает условия трансформации глобального сообщества в «общество знаний», предъявляя новые требования к работникам всех видов производств. Эти новые требования отражены в итоговом документе саммита G8 «Образование для инновационных обществ в ХХI веке» (Санкт-Петербург, 2006), обращающем внимание на такие необходимые в наступившем столетии компетентности, как креативность, инновационность, критическое мышление, умение решать проблемы, способность к сотрудничеству, информационно-технологическая грамотность.

Перед национальными системами образования ставится новая и ответственная задача – подготовка граждан возникающего на глазах «общества знаний», отличающихся креативным взглядом на мир, способностью эффективно разрешать многообразные проблемы изменчивой среды, анализировать информацию, работать в информационно насыщенной среде. Национальные системы образования по-разному решают поставленные задачи, значительно отличаясь друг от друга, как по способам, так и по темпам адаптации к новой социо-культурной и экономической ситуации. Общим, однако, для всех стран является стремление изменить роль учителя – от всезнающего эксперта и ретранслятора образовательной информации к компетентному «менеджеру» учебного процесса в контексте все возрастающих знаний. Как утверждают большинство западных исследователей, текущие реформы в наиболее успешных в экономическом и социальном плане странах направлены на подготовку педагогов, способных учить учащихся решению возникающих проблем, работе в команде, непрерывно заниматься самообразованием, инновационно и креативно думать и действовать, работать с Web ресурсами.

Россия - активный участник глобальных инновационных процессов. Инновационное развитие образования — перспективное стратегическое направление, которое отражает государственную политику страны, как минимум, на период до 2020 г. От того, насколько успешно учителя и педагогические коллективы включатся в инновационные процессы, существенным образом будет зависеть новое качество образования в России.

В целом под инновационными процессами мы понимаем комплексную деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нововведений, которые приводят к стабильным изменениям в образовательной системе, позволяющим ей производить новое качество. Следует отметить, что современные инновации, во-первых, опираются на новую методологию и инструментарий, во-вторых, разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а организациями и работниками системы образования и, наконец, в-третьих, по своей природе носят «критичный» характер и по этой причине часто не принимаются традиционно мыслящим большинством.

Анализ специальной литературы и опыта деятельности ряда школ Новосибирской области свидетельствует о резком повышении интенсивности применения педагогических нововведений в практике работы образовательных учреждений. Однако возрастает и процент нереализованных педагогических инноваций. Объяснить этот факт можно, как минимум, двумя причинами. Первая состоит в том, что инновации, как правило, не проходят необходимой экспертизы на уровне образовательного учреждения, вторая – в том, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в теоретико-методологическом, ни в организационно-педагогическом, ни в материально-техническом плане.

Достаточно часто, при выборе той или иной инновации инициативные группы руководствуются не стремлением решить реальные проблемы школьной практики, а желанием «не отстать от моды» или намерением любой ценой получить статус инновационного образовательного учреждения, который, как известно, приносит педагогическому коллективу некоторые преимущества.

Нередко инициативные группы пытаются внедрить то, чего раньше в школе не было, но получило положительную оценку экспертного сообщества или то, что осваивают соседи из окрестных школ, не принимая во внимание тот очевидный факт, что эти педагогические инновации были разработаны или разрабатываются в других социо-культурных и организационных условиях. И в таком случае, понятно, речь может идти только об адаптации этого нововведения к новым условиям или – что проблематично - адаптации условий к новшествам.

Достаточно часто предлагаемые инновации по сути такими не являются и, скорее, консервируют старое качество, нежели создают условия для роста нового. В этом важном вопросе инициаторам инноваций необходимо ясно понимать методологические и теоретические основания разрабатываемых нововведений и непрерывно удерживать в сознании вектор модернизации отечественного образования.

К сожалению, многие известные нам «инновации» вносят свой «посильный» вклад в педагогику и образование, но педагогику и образование ушедшей эпохи. Формально соответствуя критериям, предъявляемым к инновационным разработкам, они, по сути, являются пособиями о способах духовной оккупации и духовного кодирования, о техниках педагогической дрессуры и социальной манипуляции поведением растущего человека. Выполненные в русле идей редуцированных социологизаторского, технократического и псевдогуманитарного подходов к воспитанию, такие «нововведения» утверждают примат общества, обезличенных технологий или надуманных «концептосфер» над человеком, оттесняя прогрессивные идеи антропологической педагогики и гуманистической психологии на периферию общественного сознания. Такие «инновации» гасят природный энтузиазм обучающегося, невротизируют его психику, загоняют в ловушки внешних табу и внутренних защит.

Такая «инноватика» не может не тормозить развитие отечественного образования, не ставить под сомнение его способность реализовать современные задачи модернизации.

Помогут ли нам такие «инновации» приблизиться к решению онтологической для отечественного образования задачи - моделирование образовательного универсума, в котором природной идентичности ребенка, непрерывно осознающей свое бытие в мире, найдется, наконец, место?

Как показывает анализ педагогического опыта стран, экономики которых занимают лидирующие позиции в мире, с этой задачей лучше всего справляются те педагоги, которые работают в парадигме активно разрабатываемой сегодня в мире антропологической педагогики.

В методологическом плане антропологическая педагогика опирается на философские идеи Людвига Фейербаха, Макса Штирнера, Макса Шеллера, но в интерпретации русских философов-космистов В.С. Соловьева, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка.

Понятие «педагогической антропологии» или «антропологической педагогики», как известно, ввел в научный оборот великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он справедливо полагал, что в университетах должны быть открыты «антропологические факультеты», основной целью которых должно было стать изучение человека во всех проявлениях его природы.
Теоретические основания антропологической педагогики базируются на персонологических принципах и идеях, разработанных в русле:

- педагогики и психологии обучения взрослых (Bloom, B.S., Bolam, R., Capobianco, B. M., Carlozzi, A.F., Chickering, A.W., Cummings, A.L., Daley, B.J., Dow, J., Fuson, K., Glickman, C.D., Hargreaves, A., Hagestad, G.O., Haroutunian-Gordon, S., Joyce, B., Kelly, G.A., Knowles, V.S., Kimmel, D.C., Loevinger, J., Ravitch, M.M., Thomas, G., Sarason, S., Showers, B., Skinner, B., Spillane, J., Yarger, S.,Киммель, D., Агавелян, Р.А., Аникеева, Н.П., Анцыферовы, Л.И., Архангельский, С.И., Архипова, И.В., Беловолов, В.А., Березина, Т.И., В.П., Вербицкий, А.А., Вершловский, С.Г., Владиславлев, Л.П., Гаргай, В.Б., Гершунский, Б.С., Головин, О.В., Дмитриева, Н.В., Гессен, С.И., Исаев, В.И., Кон, И.С., Конаржевский, Ю.И., Короленко, Ц.П., Краевский, В.В., Кузьмина, Н.В., Кулюткин, Ю.Н., Нелюбов, С.А., Маркова, А.К., Онушкин, В.Г., Орлов, А.Б., Панасюк, А.Ю., Ситаров, В.А., Склянова, Н.А., Сластенин, В.А., Слободчиков, В.И., Тонконогая, Е.П., Фельдштейн, Холина, Л.И., Д.И., Хутарской, А.В., Худоминский, Чумаков, Ю.Н., Щедрина, А.Г.и др.);

- рефлексивного подхода к обучению (Burnaford, G., Dewey, J., Elliot, J., Fischer, D., Gray, K., Lewin, K., Laughton, D., Ogle, D., Rainey, I., Shermis, S., Schon, D.A., Smyth, J., Splaine, J., Wallace, M.J., Wenger, E., Бахарева, С.Э., Беловолова, С.П., Бизяева, А.А., Голиков, Н.А., Горюхина, Э.П., Гостеева, Е.И., Григальчик, Е.К., Жук, И.Г., Кашапов, М.М., Кулюткин, Ю.Н., Куракбаев, К.С., Лефрансуа, Н.Г., Маслова, Л.П., Мельникова, И.Ю., Митина, Л.М., Наумов, Л.Б., С.А., Орлов, А.Б., Равкин, З.И. , Семёнов, И.Н., Смирнов, С.А., Сухобская, Г.С., Тыщенко,В.П., Холодная, М.А., и др.);

- социо-и кросс-культурного подхода к образованию (Erben, D., Vidamour, T, Авдеев, И.Е., Алексеева, М.П., Борисенков, В.П., Бояндурова, Р.Н., Брандт, Р.К., Варющенко, В.И., Видт, И.Е., Вульфсон, Б.Л., Голдфилд, Е.Л., Джуринский, А.Н., Ферапонтов, Г.А., Кларин, В.М., Маковская, И.Е., Малькова, З.А., Миронов, В.Б., Никандров, Н.Д., Пилиповский, В.Я., Пискунов, А.И., Полякова, Н.Н., Раменская, А.В., Рощин, С.К., Родионов, М.Л., Сабиров, В.Ш., Салимова, К.И., Сокольников, Ю.П., Эсебуа, З.В. и др.).

Центральный тезис антропологической педагогики – человек, взятый в единстве его телесных, душевных и духовных ипостасей, есть онтологический принцип универсума. И миссия педагога заключается в раскрытии заложенной в нем идентичности, но до определенного времени не востребованной. Постижение своего внутреннего мира, проникновение в его метафизические глубины позволяет обучающемуся проникнуть и в сокровенные тайны вселенной, ибо внутренний мир человека целиком пронизан запредельным, божественным миром, трансцендентностью, которая оживляет и одухотворяет нас. Связь с миром достигается самоуглублением: волей, верой, свободным самоопределением, самоотречением, покаянием и новым вызовом. Чем глубже образовывающийся человек уходит внутрь себя, тем более он расширяет и обретает природно-духовную связь с окружающим его универсумом.

Исходя из такой мировоззренческой позиции, сторонники антропной педагогики считают, что в наступившем столетии инновационные процессы в педагогической деятельности, прежде всего, будут связаны с процессами интеграции. Частное уступит пальму первенства общему, анализ синтезу, центробежные силы центростремительным, левополушарная активность правополушарной. Такая стратегическая тенденция неминуемо будет иметь своим следствием повышение интегративности системы, что приведет к новому качеству образования.

Важнейшим условием интеграционных процессов является сохранение и укрепление здоровья обучающихся, понимаемого как телесное, психическое, духовное и социальное благополучие человека. В этом плане перспективными будут те инновации в образовании, которые ведутся на границах медицинских, психологических, философских и культурологических знаний.

Как показывает опыт, последовательная реализация принципа интегративности обеспечивает рост нового качества образования и соответственно определяет стратегию дальнейших инновационных поисков, в ряду которых нелинейное расписание, сетевое взаимодействие ОУ, социальное партнерство и др.

Если перспективы инновационных разработок в содержании образования видятся сторонникам человеко-ориентированной педагогики в интеграционном плане, то нововведения в инструментально-технологической области усматриваются в аспекте все более углубляющихся тенденций индивидуализации образовательного процесса и сопровождающих его непрерывных рефлексивных актов.

И педагоги-теоретики и педагоги-практики предлагают так строить учебный процесс, чтобы обучающиеся имели постоянную возможность размышлять, рефлексировать по поводу своей учебно-профессиональной деятельности. В противном случае мы будем свидетелями постепенной деградации человека. Эффективным средством предупреждения такой деградации является ведение рефлексивного дневника или журнала.

Рефлексивный дневник является неотъемлемой частью учебно-профессиональной деятельности и ведётся с целью развития инновационных компетентностей. В качестве примера приведём конкретные рекомендации по ведению дневника:

1 ШАГ. Прежде чем начать размышлять, нужно собрать информацию, материал для размышления. Вы просто фиксируете, что происходит. Вы превращаетесь в «глаза и уши» и внимательно следите за происходящим - Что здесь происходит? Что я вижу? Что я слышу? Что я чувствую? Что я думаю? Что делают другие? Как они это делают? Что выражают их лица? О чём говорят их движения? Какие у них эмоции? Что они говорят? Совпадает ли то, что они говорят, с тем как они это подают? и т.д. Эту информацию можно записывать на бумаге, а можно снимать на фотоаппарат или камеру, записывать на диктофон. Для сбора более полной информации можно задать вопросы, провести интервью, опросить других участников мероприятия.

2 ШАГ. Имея под рукой всю максимально объективно зафиксированную информацию, можно приступать к её анализу. И здесь главный вопрос - Почему? Часто из опыта мы знаем, что люди говорят одно, думают другое, а делают третье. Почему? Иногда можно заметить противоречие между тем, что говорит человек и его отношением к этому. Или противоречие между декларируемым и реальным. Почему? Ответы на эти вопросы можно попытаться найти самому, а можно привлечь других людей – «Одна голова хорошо, а две лучше!». Здесь уместны круглые столы, дискуссионные клубы, обсуждения в кулуарах, беседы с заинтересованными людьми и т.д. Правда, не стоит забывать, что каждый человек видит, как правило, одну сторону вопроса и поэтому воспринимайте то, что он говорит как мнение. Обсудив свое «почему» с разными людьми, вы сможете сформулировать свое суждение, в котором и будет ваш ответ на все ваше «почему».

3 ШАГ. Получив ответ на вопрос «Что происходило и почему?», на третьем этапе нужно решить «Какие уроки для себя я могу теперь сделать? Что из того, что я видел, я возьму с собой в будущее, а от чего постараюсь избавиться?». Принимая столь важные для себя решения, поразмышляйте – «А стоит ли мне менять себя? Может быть, проще и легче быть как все? Если все решат для себя ничего не менять в себе и в жизни, к чему это приведет? Могу ли я один что то сделать или «голос единицы тоньше писка?» и «один в поле не воин»? Размышляя над этими вопросами, вспоминайте молитву: «Господи, дай мне силы понять, что я могу изменить, терпения смириться с тем, что я не смогу изменить и мудрость отличить одно от другого!».

4 ШАГ. Приняв для себя твёрдое решение, что делать, а от чего отказаться, на следующем этапе нужно постараться воплотить решения в жизнь. Не забывайте, что лучший способ для реализации намеченного - это проект. Поделитесь своим проектом с близкими, родными, друзьями! Их поддержка и помощь понадобится вам в случае вероятных будущих трудностей.

5 ШАГ. Воплощая в жизнь принятые решения, нужно помнить, что по разным причинам не всё будет получаться так, как хотелось бы. Будут и ошибки – «Не ошибается тот, кто ни чего не делает!». Кроме того, нельзя все предусмотреть – «Знать бы, где упасть - соломку бы подстелил!». Общая рекомендация - Не стоит опускать руки! Дорогу осилит идущий!

6 ШАГ. А здесь опять рефлексия - Почему не получается? Каковы причины? Какие из этих причин устранить в моей власти, а какие мне не под силу? Как можно попытаться достичь того, чего я хочу, по-другому или иначе?

7 ШАГ. На протяжении всех шагов помните, что главный признак инновации или необычного (инновационного) решения - это ее еретичность. Традиционно думающие люди в лучшем случае вас не поймут, а в худшем - подвергнуть остракизму. Это нормальная реакция на инновационное решение. Помните – «Собака лает - караван идет!».

8 ШАГ. И, пожалуй, последняя, но важная рекомендация - размышляя о чем-то, не торопитесь, не спешите с оценками и суждениями. Гегель писал, что сова Минервы (символ мудрости) вылетает в сумерки, когда уже день прошел и можно делать выводы о том, каким он был.

Обеспеченная адекватной психолого-педагогической поддержкой, работа с рефлексивным дневником, как показывает опыт, повышает мотивацию обучающихся к непрерывному самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

Другим важным инновационным условием повышения нового качества образования сторонники антропологической педагогики считают тьюторство. Тьюторство предполагает как обязательное условие обучение по индивидуальным образовательным программам. И если таких программ нет, то введение тьюторства бессмысленно и бесполезно. В настоящее время, не смотря на востребованность, воспитание по индивидуальным образовательным программам не получило широкого распространения в стране. Почему?

Во-первых, объяснение этому можно найти в известных исторических деформациях общественно-педагогического сознания народа. Первоначально наши древнеславянские предки верили в то, что «в семя человеческое вселяется душа, дабы пройти путь земной и исполнить свое предназначение». Такие представления столетиями хранились в народном сознании. Интервенции марксистской философии в ХIХ – ХХ в.в. нанесли серьезный удар по исконно русским представлениям о воспитании ребенка. В материалистическом мировоззрении, как известно, души нет, а предназначение человека определяет руководящая партия. Биологический плод (ребенка) со всеми его особенностями при помощи индивидуального подхода следует «подгонять» под выполнение единой программы. Даже если человек в силу природных причин не мог участвовать в реализации догматических требований программы, ее адаптировали, но не отказывались. Условия севера или юга, села или города также не являлись причиной изменения содержания и формы образования советского человека. Его индивидуальные особенности и условия проживания рассматривались только как повод для решения проблем мотивации и дифференциации воспитания. В качестве примера можно вспомнить известный факт, когда в СССР в 1936 году вышло постановление Наркомпроса, которое предписывало строгое соблюдение единой программы советской школы как по форме, методике, так и по содержанию. С той поры несколько поколений учителей и родителей воспитывались в условиях единственно допустимой методики ведения урока, единой для всей страны программы.

Таким образом, за ХХ век в сознании общества сформировалось представление о возможном существовании только одной «единообразной» школы, единой программы, едином способе обучения и невозможности «Своего пути» для каждого ребенка, студента, курсанта. Соответственно, подготовка молодого педагога по сей день начинается с того, что у него формируют представления о ребенке из «Великой дидактики» Я.А.Каменского как «о природном материале, из которого взрослый, как скульптор, лепит образ» или из «Мыслей о воспитании» Дж. Локка как о «чистой доске, на которой каждый взрослый оставляет свои начертания». Очевидно, что материал или доска сами не ходят, желаний, целей, планов не строят, а, значит, при таких базовых представлениях сопровождать некого.

Во-вторых, в системе педагогического образования не задаются культурные образцы сопровождения ребенка в образовательной среде. Для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся современный учитель должен иметь представление о том, что воплощенная душа ребенка идет по дороге жизни своим путем. И она нуждается в помощи. Ребенку нужно помочь понять свои интересы, цели и устремления, уберечь его от чужого влияния и бесполезных заданий и нередко опасных «вовлечений и развлечений». Ребенку необходимо помогать выстраивать отношения, учиться планировать и выбирать средства деятельности, держать устремления и достигать результатов, оценивать свои достижения и их последствия. Понятно, что все эти вопросы не связаны с выполнением государственных программ по учебным предметам и послушанием, что традиционно было в ведении классного руководителя, а парой веков ранее – школьного надзирателя.

У европейских народов такой помощник сохранился и называется тьютор. Он решает три задачи: помочь ребенку понять самого себя, свою идентичность, вооружить ребенка навыками самоорганизации и обеспечить воспитанника адекватными ресурсами для развития своей индивидуальности. Очевидно, что для быстрого освоения в насыщенной и малознакомой внешней среде растущий человек объективно нуждается в продуманном педагогическом сопровождении.

Выделим самые типичные мета-ситуации, в которых возникает потребность ребенка в тьюторском сопровождении. Это переломные моменты в жизни, когда очередное поколение покидает «отчий дом»: завершение основной школы, окончание старшей школы, окончание вуза, переезд в другую страну, смена сферы деятельности и тому подобное.

Таким образом, период обучения является естественным условием для самоопределения человека, для формирования своей самоорганизации и для ориентации в социальных ресурсах с целью эффективного построения и реализации своего уникального «образовательного маршрута». Как показывает опыт работы в разновозрастных группах более старшие дети в состоянии оказать тьюторскую поддержку младшим.

В-третьих, как мудро говорят в народе, «дееспособность человека формируется делами, а не словесами». Сколько лет поднимают проблему о связи теории с практикой? А воз и ныне там! Лекции, семинары, лабораторные по предмету – это все вне реального отношения учитель-ученик, воспитатель-воспитуемый. Это уровень не наполненных смыслом слов и идеализированных, оторванных от живой практики ситуаций. А ведь реальное тьюторское сопровождение это и практика, и повышение устойчивости результатов самого образовательного учреждения, и содержательный контроль, и инновационная разработка в проектном режиме.

Таким образом современной школе не хватает опыта понимания условий развития индивидуальности ребёнка, опыта актуализации образовательных инициатив и проектной организации дела.

В качестве примера приведём конкретные рекомендации по разработке проекта.

1. Прежде всего, найдите сильную идею. Идея может уже существовать в умах людей или появиться в результате мозгового штурма, или стать результатом планомерного поиска. В основе идеи может лежать мечта или просто желание чего-нибудь, но идея может быть основой решения серьезной проблемы. Идея является движущей силой проекта. Она вдохновляет команду на создание проекта и ведет проектный коллектив в процессе реализации задуманного. Сила идеи определяет силу проекта.

2. Определите целевые группы проекта. Любой проект должен приносить кому-то пользу. Если проект выполняется только и исключительно в интересах Вашей организации, его не поддержит ни один фонд. Итак, лица, группы, организации, которые напрямую получают выгоду от реализации проекта – это целевые группы проекта.

3. Проведите всесторонний анализ проблем. Следующий вопрос, который очень интересует фонды: а зачем Вам что-либо менять? Действительно ли Ваш проект востребован целевыми группами? А если готовы и хотят, то зачем им это, какие их проблемы поможет решить Ваш проект? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно перейти к анализу проблем и потребностей целевых групп проекта. Определите стартовую проблему, то есть, самую главную и основную проблему, которую будет решать Ваш проект, ее причины и следствия. Как показывает опыт работы успешных проектных менеджеров, наиболее эффективная методика проведения анализа проблем – разработка дерева проблем.

4. Сформулируйте цель проекта и определите пути ее достижения. Цель – это четко сформулированное, предельно ясное и конкретное представление о результате проекта. Небольшая конкретная цель позволяет объективно и совершенно точно определить – достигнута она или нет и, что очень важно для любого проектного коллектива, всегда требует значительно меньше ресурсов для своего достижения. Правильно сформулированная цель – половина успеха! Как сформулировать цель проекта, чтобы показать, что именно она решит стартовую проблему: трансформируйте формулировку стартовой проблемы в положительное утверждение – это и будет цель проекта. Далее, переформулируйте причины стартовой проблемы в положительные утверждения, и Вы определите, что конкретно нужно сделать, чтобы достичь цели проекта.

5. Определите участников проекта и их отношение к проекту. Даже самый маленький проект – это серьезная деятельность, которая может затрагивать интересы различных людей, групп, организаций. Мы уже говорили о целевых группах – они являются ключевыми участниками проекта. К участникам также относятся исполнители проекта, партнеры и те, кто выступает против проекта. Анализ участников – очень важный этап, который позволяет понять, стоит ли заниматься разработкой проекта дальше.

6. Определите стратегию проекта. Стратегия проекта – это оптимальный вариант достижения цели проекта с учетом имеющихся возможностей (ресурсов, специалистов, времени и многих других). К цели проекта обычно ведут несколько путей. Определите возможные варианты достижения цели проекта, сравните их по разным критериям (финансы, сроки, ресурсы, наличие специалистов и т.п.) и выберите оптимальный.

Инновационные разработки в области индивидуализации обучения тесно увязаны с исследованиями современных возможностей Интернета. Сформировавшаяся в последнее время культура Web 2.0 предоставляет уникальные возможности для образования и рассматривается экспертами в качестве базовой компетентности работника экономики «знаний», что диктует необходимость инноваций в этой сфере.

Учитывая все вышесказанное, актуализируется проблема компетентности членов инициативных групп, их готовности к разработке и реализации инноваций в образовательных учреждениях.

Опыт научно-методического сопровождения реализации инноваций позволил нам выделить четыре ключевых принципа инициирования и поддержки инновационных процессов в школе.

1. Основной принцип формирования инициативной группы - демократический («снизу»), показывающий готовность (желание и компетентность) педагога к участию в реализации инновации. Назначение членов группы административными методами («сверху») лишь формально определяет состав инициативной группы, порождая проблему адекватности мотивации участников инициативы, что приводит к прекращению инновационных работ в случае смены школьного руководства.

2. Состав инициативной группы должен соответствовать предполагаемой организационно-функциональной структуре управления реализацией конкретной инновации, в которой определяются ответственность и функциональные обязанности каждого члена группы. Неопределенность в указанных позициях приводит к организационной неразберихе, перекладыванию ответственности за результаты внедрения инновации и качество образования в целом.

Опыт показывает, что оптимальное количество членов инициативной группы, а, следовательно, и блоков организационно-функциональной структуры управления реализацией инновации, определяется в соответствии с занимаемым образовательным учреждением местом в типологии инновационных школ:

 Федеральные, областные, муниципальные инновационные площадки (пилотные школы, школы-полигоны)— участвуют в инновационных национальных и международных проектах, направленных на развитие муниципальных, региональных или федеральной образовательных систем;

 Школьные (районные) инновационные площадки — осуществляют локальный инновационный проект, направленный на развитие образовательного учреждения как целостной системы;

 Внутришкольные инновационные площадки — осуществляют инновационные проекты на уровне отдельных организационно-структурных модулей школы.

Инновационная деятельность площадок третьего уровня, как правило, связана с разработкой таких нововведений в систему образования, которые приводят к существенному росту нового качества образования.

Инновационная деятельность площадок первых двух уровней может быть связана как с разработкой, так и с апробацией и адаптацией нововведений в образовательные системы или их структурные модули и которые приводят к росту нового качества образования.

3. В содержательном плане вектор инновационных разработок должен отражать интеграционные и информационно-коммуникационные тенденции в развитии образования на основе принципа сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

4. Культурной формой разработки образовательных инициатив должен быть проект, который включает в себя теоретико-методологическую, организационно-педагогическую, финансово-ресурсную и кадровую проработку предполагаемого нововведения.

Соблюдение этих четырех принципов позволит инициативным группам разработать современные инновации, которые обеспечат развитие национальной системы образования, повысят её конкурентоспособность в мире.
Литература


  1. Образование для инновационных обществ в XXI веке [Текст] / материалы саммита G8.- Санкт-Петербург, 2006

  2. «21st Century Skills», Framework for 21st Century Learning. - Retrieved on April 2, 2007. 25 p.

  3. Chandy, R., Tellis, G.J., «Leader’s Curse: Incumbency, Size and Radical Innovation», Marketing Science Report No.00-100, Cambridge, MA: Marketing Science Institute, 2000. 146 p.

  4. Morris, Langdon, Permanent Innovation. The Essential Guide to the Strategies, Principles, and Practices of Successful Innovators, 2006. 206 p.

  5. Беркалиев, Т. Н. Инновации и качество школьного образования / Научно-методическое пособие для педагогов инновационных школ / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. – СПб.: КАРО, 2007. — 136 с. — ISBN 978-5-89815-966-5.

  6. Горбунов, А. П. Новации и инновации в образовании: монография / А. П. Горбунов, Ю. С. Давыдов. – Пятигорск: ПГЛУ, 2009. — 195 с. — ISBN 978-5-89966-877-7.

  7. Пономарев, Н. Л. Образовательные инновации. Государственная политика и управление / Н. Л. Пономарев, Б. М. Смирнов. – М.: Академия, 2007. – 202 с. — ISBN 978-5-7695-4194-0.

  8. Смакотин, А. С. Образовательные инновации в зарубежных странах и опыт России / А. С. Смакотин, Б. В. Сорвиров, В. М. Четвериков. – М.: Интеграция, 2007. — 320 с. — ISBN 978-5-91010-014-9.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К вопросу о научно-методическом сопровождении инновационных процессов в образовании icon Vi всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых
Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства
К вопросу о научно-методическом сопровождении инновационных процессов в образовании icon Интернет и виртуальность в образовании (к вопросу о терминологии)
В статье представлен авторский подход к использованию дефиниций «интернет», «виртуальное пространство», «виртуальная реальность»...
К вопросу о научно-методическом сопровождении инновационных процессов в образовании icon О проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
В соответствии с Положением о Всероссийской олимпиаде школьников и в целях повышения качества подготовки учащихся, стимулирования...
К вопросу о научно-методическом сопровождении инновационных процессов в образовании icon Приказ по мку имц «Кизлярский район»
Положением о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденным приказом №695 от 02. 12. 2009. Минобрнауки России в целях повышения...
К вопросу о научно-методическом сопровождении инновационных процессов в образовании icon Рабочая программа дисциплины Образы природы в философском осмыслении...
Закона РФ «Об образовании», Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Программа направлена на подготовку...
К вопросу о научно-методическом сопровождении инновационных процессов в образовании icon Проект устава ано «Институт развития инновационных систем»
Автономная некоммерческая организация «Институт развития инновационных систем» (далее – ано), является не имеющей членства некоммерческой...
К вопросу о научно-методическом сопровождении инновационных процессов в образовании icon Об особенностях анализа исторических процессов
Опубл в сб: Прикамье на рубеже веков. Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы исторического...
К вопросу о научно-методическом сопровождении инновационных процессов в образовании icon К вопросу о роли учителя при организации исследовательской деятельности...
Десь отведена исследовательской работе школьников, а также методике ее организации, способствующей расширению геологических знаний...
К вопросу о научно-методическом сопровождении инновационных процессов в образовании icon Пояснительная записка состоит из
Ос алгоритм замещения страниц, алгоритм диспетчеризации процессов, принцип организации одновременной работы процессов и особенности...
К вопросу о научно-методическом сопровождении инновационных процессов в образовании icon Зав сектором компьютеризации библиотечных процессов Лукашова О. В
Указатель предназначен для преподавателей, студентов, школьников. Материалы библиографического указателя подготовлены сотрудниками...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции