Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова
Факультет вычислительной математики и кибернетики
Лаборатория вычислительных комплексов
Дипломная работа
Выполнила: Белова Анастасия Александровна
«Разработка и исследование эффективности алгоритма формирования содержимого учебных курсов»
Научные руководители:
д.ф-м.н. Р.Л.Смелянский,
А.В. Максаков
Москва, 2006
Аннотация
С развитием вычислительной техники и Интернет, образование также стало областью внедрения информационных технологий. На данный момент системы дистанционного обучения получили широкое распространение. Вместе с тем растет количество повторно используемых учебных материалов для таких систем. Средства, использующиеся при составлении курсов, должны обеспечивать возможность использования уже имеющихся учебных материалов при составлении учебных курсов. В работе было рассмотрено несколько подходов к составлению содержимого курса на основе заданной структуры курса и была показана эффективность применения метода поиска по ключевым словам с использованием онтологии предметной области при решении этой задачи.
Содержание
1 Введение 5
1.1 Электронное обучение 5
1.2 Учебный план 6
1.3 Учебный курс 7
1.4 Цели и задачи дипломной работы 8
1.5 Актуальность работы 9
2 Обзор существующих подходов к построению учебных курсов 10
2.2 Основные роли в системах дистанционного обучения 10
2.3 Составление курсов авторами 11
2.4 Подходы к организации поиска 12
2.5 Обзор основных стандартов описания метаданных 13
3 Автоматизация процесса составления учебных курсов авторами 20
3.1 Описание основного алгоритма 21
3.2 Постановка экспериментов 28
3.3 Заключение 36
3.4 Литература 37
1Введение
1.1Электронное обучение
С развитием вычислительной техники и повсеместной компьютеризацией образование также стало областью внедрения информационных технологий.
В эпоху бурного развития информационно-коммуникационных технологий образовательная информация становится востребованной частью информационных ресурсов. С другой стороны, традиционные методы обучения дополняются и обогащаются с помощью информационных технологий, и сам образовательный процесс выходит на качественно новый уровень [2].
Учебные заведения сейчас находятся в стадии постоянного изменения. Под влиянием информационных технологий меняются потребности и уровень требований потребителей образовательных продуктов (учащихся, студентов, работодателей), что диктует необходимость постоянного совершенствования образовательного процесса и для успешной работы на образовательном рынке, и для удовлетворения потребности рынка труда. Освоение информационных технологий не только позволяет учебным заведениям идти в ногу со временем, но и предоставлять студентам новые возможности, новую гибкость в обучении и качественно новое образование.
Термин “электронное обучение” (e-learning) получил широкое распространение в последние годы. Чаще всего под ним понимаются различные формы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности, а также дистанционное обучение с помощью компьютеров и каналов связи.
Для организации учебного процесса применяются электронные системы обучения.
Популярность этой формы обучения объясняется тем, что она имеет ряд неоспоримых преимуществ, по сравнению с традиционной. Во-первых, не требуется обязательной очной встречи большого количества людей с преподавателем. Использование электронного обучения снижает расходы на организацию курсов, обустройство классов, зарплату, транспортные расходы и многое другое.
Второе, крайне важное преимущество, состоит в том, что у людей появляется возможность учиться в удобное для них время и в удобном темпе. При использовании традиционных форм обучения человек, которому необходимо прослушать курс, заключенный в рамки расписания, по которому читается данный учебный курс. В случае, если речь идет о курсах лекций, читаемых в ВУЗах, привязанность к расписанию студентов является обычным делом. Однако, если речь идет о компании, обучающей своих сотрудников с целью, например, повышения квалификации, обучение не должно мешать эффективной работе. В этом случае обучение является обязательным, оно необходимодля успешной карьеры.
Организационных проблем удается избежать при внедрении электронных систем обучения.
Кроме того, важно отметить, что при этой форме процесс обучения можно сделать непрерывным. То есть, в случае появления новых учебных курсов (материалов) они просто добавляются к уже имеющимся и становятся доступными для изучения.
|