Т. М. Занина Адъюнкт кафедры Административного права и административной деятельности овд




Скачать 172.34 Kb.
Название Т. М. Занина Адъюнкт кафедры Административного права и административной деятельности овд
Дата публикации 30.05.2014
Размер 172.34 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Информатика > Документы
Начальник кафедры Административного права

и административной деятельности ОВД

Воронежского института МВД России,

к.ю.н., профессор

Т.М. Занина
Адъюнкт кафедры Административного права

и административной деятельности ОВД

Воронежского института МВД России

К.Д. Рыдченко
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА ОТ ОБОРОТА НЕПРИСТОЙНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Современное развитие российской правовой доктрины позволяет говорить о достаточно эффективной системе обеспечения конституционных информационных прав личности в сфере защиты информации ограниченного доступа и обеспечения права на доступ к информации. Данная сфера неоднократно являлась предметом исследования ученых. Менее выгодно в данном свете выглядит обеспечение информационно-психологической безопасности, в частности, защита личности, общества и государства от непристойной информации. Вопросы нравственности и культуры, запрета на распространение данной информации беспокоили человечество издревле, однако сложившиеся подходы к этому вопросу не отражают в полной мере достижения в информационной сфере, не сопоставлены с переходом человечества к постиндуствраьной эре. Правовая система регулирует сферу морали лишь частично. Вопросы этики, нравственности и приличия обеспечиваются правом лишь при наиболее опасных посягательствах на данные ценности.

В соответствии с толковым словарем русского языка С.И. Ожегова нравственность определяется, как «1) внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами»1. Историческое развитие социума проецирует усложнение этических требований, а отсутствие данного усложнения тормозит развитие человечества во всех сферах жизнедеятельности. Нравственность является индивидуальным индикатором этичности, применительно к социальной группе следует говорить о пристойности, приличии. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова определяет приличие, как «правило поведения, вежливость, благопристойность»2. Думается, что в демократическом государстве данные правила вырабатываются обществом.

Резюмируя вышесказанное, непристойную информацию следует определить как сведения, оборот которых подрывает индивидуальные нравственные качества личности и иные правила пристойного поведения, сложившиеся в обществе.

В связи с особенностями рассматриваемого вопроса, такое определение достаточно неоднозначно, в частности, можно выделить следующие недостатки:

1) многие факторы, в том числе особенности идеологии, культурного развития отдельного государства вызывают субъективное понимание и содержание нравственного поведения, в различных государствах понятия о нравственности различны;

2) категории нравственности индивидуальны, что для одной личности допустимо, для другой безнравственно;

3) в связи с индивидуальным пониманием пристойного поведения, понимание противоправного деяния в области нравственности также неоднозначно.

В связи с указанными проблемами к законодательно запрещенной или ограниченной оборотом непристойной информации следует относить только те сведения, которые либо влекут причинение значительного ущерба материальным объектам права, либо дискредитируют общественную нравственность в наиболее крайних формах. К основным правовым институтам непристойной информации следует отнести:

- пропаганду употребления алкоголя, табака, наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;

- оборот информации эротического и порнографического характера;

- пропаганду (рекламу) проституции;

- пропаганду культа жестокости и насилия, не содержащие призывы к осуществлению экстремистской деятельности;

Данный перечень не является исчерпывающим, отражает лишь наиболее опасные проявления непристойной информации. Для большинства категорий вредной информации признак публичного оборота является квалифицирующим, не исключающим преступность деяния. Непристойная информация в данном свете, на наш взгляд, крайне специфична. Например, наличие в конкретном аудиовизуальном продукте ненормативной лексики или откровенных эротических сцен не влечет запрета на распространение этого продукта, а лишь обязывает производителя указать о наличии непристойной информации и ограничить доступ к продукту лиц, не достигших определенного возрастного ценза. Данное положение обеспечено конституционным правом лица искать и получать любую информацию, не являющуюся конфиденциальной. Упоминание об исключении из сферы доступа непристойной информации невозможно в связи с противоречивыми взглядами различных представителей общества на категорию нравственности. В дальнейшем, при более детальном рассмотрении институтов непристойной информации, мы будем обращать внимание на целесообразность ограничения или запрета оборота конкретной информации.

1) Оборот информации, связанной с пропагандой употребления алкоголя, табака, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров. Следует отметить, что в одну группу включены несколько категорий веществ, что обусловлено вредоносным влиянием на человеческий организм их употреблением. Отнесение информации к непристойной обусловлено нанесением вреда психическому здоровью потребителя таких средств и веществ, а также формированием у зависимого индивида девиантного поведения. Однако, в соответствии с исторически сложившейся практикой и степенью тяжести вреда организму, отношение к данным веществам государства ассиметрично. Табак и алкогольная продукция известны человечеству на протяжении сотен лет, растительные наркотики «вошли в моду» относительно недавно, а синтетические наркотики появились лишь в XX веке. С ходом истории наука выявила вред от употребления указанных веществ, однако, к тому моменту алкоголь и табак прочно вошли в жизненный уклад человечества.

Говоря об обороте непристойной информации, мы нередко употребляем термины «пропаганда» и «агитация». Под пропагандой следует понимать распространение в обществе и разъяснение каких-либо воззрений, идей, знаний, учений, а под агитацией – активную деятельность по распространению политических идей средствами массовой информации, устными выступлениями с целью оказать воздействие на широкие массы; распространение идей для воздействия на сознание, настроение, общественную активность масс с помощью устных выступлений, средств массовой информации3.

Анализ современной российской правотворческой деятельности позволяет говорить об определенных успехах в рассматриваемой сфере. Ограничена реклама алкогольных напитков и табачных изделий, большое внимание уделяется их антирекламе. Тем не менее, указанная продукция не должна быть изъята из гражданского оборота. Печальные примеры введения «сухого закона» имеют многие страны, в том числе и СССР. Современное общество не готово к отказу от алкоголя и табака, однако государство обязано оградить молодое поколение от негативной информации, связанной с пропагандой указанной продукции.

В современном мире даже запрет на пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов далеко не очевиден. Интерес человека ко всему запретному, дополненный «легализацией» в некоторых государствах так называемых «легких наркотиков», вызывает множество дискуссий, в ходе которых нередко высказывается мнение о допустимости оборота указанных средств и веществ. При этом в качестве положительного эффекта прогнозируется снижение ВИЧ-инфекций и венерических заболеваний населения, оздоровление экономики через налогообложение торговцев наркотиками. Однако, ни одно из положительных положений не может оправдать развитие «чумы XXI века» - наркомании. Наркотики должны оставаться вне закона. Этот запрет закреплен в ст. 7 Федерального закона «О рекламе»4. Отметим, что в данной сфере и законодатель, и правоохранительный органы активировали свою деятельность.

Особенностью рассматриваемой сферы является тот факт, что законодатель предусмотрел запрет как на активную пропаганду (возбуждение желания к потреблению), так и на непредставление информации о наличии в конкретном продукте наркотических средств и психотропных веществ5. Второй аспект относится к институту информации, обязательной для распространения, соседство данного института характерно для большинства категорий непристойной информации.

Запрет на оборот указанной информации обеспечивается рядом положений административно-правового законодательства. К административным правонарушениям в данной сфере следует отнести следующие составы Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации:

- статья 6.10. «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ»;

- статья 6.13. «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров»;

- статья 20.1. «Мелкое хулиганство»;

- статья 20.20. «Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах»;

- статья 20.21. «Появление в общественных местах в состоянии опьянения»;

- статья 20.22. «Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах».

2) Оборот информации порнографического характера. Культ человеческого тела не является безнравственным, более того, описание либо изображение красоты тела способствует формированию идеи здорового образа жизни. С другой же стороны мы сталкиваемся с изображением половой жизни человека, которая нередко носит крайне циничный и безнравственный характер. В этой связи крайне важно различать эротическую информацию и сведения порнографического характера. Порнография (от греч. pornos – развратник, grapho - пишу) - грубо натуралистичное изображение (в литературе, изобразительном искусстве, театре) половых отношений, а также литература, живопись, фотография такого содержания6. Эротика – чувственность, обращенность к половой жизни, к изображению ее7.

На уровне федерального законодательства четкого юридического определения порнографии в настоящее время не существует, в связи с чем усложняется проблема отграничения информации порнографического характера от эротики, которая исторически является неотъемлемой частью человеческой культуры. Очевидно, что информация порнографического характера, как и любая другая информация, имеет определенную форму выражения. Определение порнографической продукции дано в ч. 1 ст. 1 Закона Воронежской области от 19 октября 1995 г. № 30–З «О порядке распространения эротической продукции на территории Воронежской области»: «под порнографической продукцией понимается продукция (газеты, журналы, книги, кино-, видео– фильмы, предметы изобразительного искусства, иная продукция), которая изображает половую жизнь в вульгарно-натуралистическом, непристойном виде и вызывает нездоровые сексуальные эмоции читателя, зрителя». Думается, что критериями данной продукции являются отсутствие сюжетной линии, демонстрация разнообразных сексуальных перверсий и девиаций, пошлость, цинизм, пренебрежение общепринятыми нормами в области интимной жизни. В настоящее время отнесение конкретной продукции к содержащей информацию порнографического характера производится на основании заключения искусствоведческой судебной экспертизы. Отсутствие же четкой законодательно закрепленной грани между порнографией и эротикой ведет к субъективности мнения эксперта, на котором основывается его заключение, которое берется за основу дальнейшего административно-правового или уголовно-правового производства. Причем, как известно, обвинение не может основываться на предположениях.

Особое место в рассматриваемой проблеме занимает информация эротического содержания. Данная информация не несет в себе ярко выраженный негативный потенциал, однако может оказать психотравмирующее воздействие на лиц, которые в силу возраста или состояния психики не достигли достаточного уровня развития. В связи с этим оборот информации эротического характера должен быть ограничен. И вновь мы вынуждены констатировать пробел федерального законодательства. Указанный же выше Закон Воронежской области «О порядке распространения эротической продукции на территории Воронежской области» во многом его восполняет. Воронежский законодатель выделил дефиницию эротической продукции, определил пределы ее оборота, а также, во исполнение п. «к» ч. 1 ст. 71 Конституции Российской Федерации о совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере административного законодательства, закрепил несколько составов административных правонарушений в сфере оборота информации эротического характера. К сожалению, несмотря на неоднократное внесение изменений Министерством культуры Российской Федерации в проект Федерального закона «Об ограничении распространения материалов эротического и порнографического характера», данный нормативный акт так и не был одобрен в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации8.

3) Пропаганда проституции. Распространение информации, в которой оправдывается занятие проституцией, также является разновидностью непристойной информации. Применительно к данной категории наиболее уместным является термин «реклама». В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 года №38-ФЗ, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке9. Несмотря на видимую схожесть с институтом порнографической информации, реклама проституции обладает рядом отличительных особенностей:

- может как содержать информацию порнографического характера, так и иметь завуалированный характер, на первый взгляд не содержать непристойного сообщения;

- пропаганда проституции охватывает как рекламу, направленную на привлечении клиентуры, так и распространение сведений, направленных на вовлечение лиц в занятие проституции;

- данные сведения направлены на популяризацию, привлечению внимания к незаконной деятельности с целью получения материальной выгоды от ее осуществления.

В связи с выбранным объектом исследования, рассмотрение необходимости и степени обеспечения запрета на занятии проституцией не представляется необходимым, следует исходить из того, что законодательно данная деятельность запрещена, так как посягает на общественную нравственность и угрожает здоровью нации.

К сожалению, современное административное законодательство не предусматривает какой-либо ответственности за пропаганду проституции, что, на наш взгляд, нельзя признать удовлетворительным. Следует дополнить соответствующей новеллой Кодекс об административных правонарушениях.

Применительно ко всем рассмотренным институтам вредной информации, следует отметить, что оборот сведений научно-исследовательского характера, рассматривающие проблему данной информации, не является непристойной, так как она формирует активную общественную позицию по данной проблеме.

Основным источником распространения непристойной информации являются средства массовой информации. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О средствах массовой информации» от 27.12.1991г. №2124 под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации10. Основным способом сдерживания оборота определенных сведений средствами массовой информации являлась цензура. Пункт 5 ст. 29 Конституции Российской Федерации гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру11. Действительно, институт цензуры ассоциируется с политическими репрессиями и гонением на печать, однако это далеко не так.

Цензура (лат. censura) - государственный надзор или надзор определенных общественных объединений за печатью и другими средствами массовой информации; орган или иной субъект, ведающий таким надзором. Цензура реализуется в требованиях должностных лиц, государственных органов, организаций, общественных объединении предварительно согласовывать с ними сообщения и материалы, подготовленные редакциями средств массовой информации. Такая цензура называется предварительной. Известна и цензура, называемая последующей, которая заключается в анализе и оценке вышедших в свет произведений, показанных сценических постановок, вышедших в эфир радио- и телепередач и т.п. В результате последующей цензуры принимаются те или иные меры в отношении автора произведения или редакции соответствующего средства массовой информации12. Данная дефиниция не соответствует определению цензуры, которое дано в ст. 3 Федерального закона «О средствах массовой информации» от 27.12.1991г. №2124: «цензура, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей»13. Таким образом, закон запрещает лишь предварительную цензуру. Следует отметить, что такой подход вполне допустим. При полном отсутствии надзора за средствами массовой информации возможно неконтролируемое распространение непристойных сведений. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», деятельность по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации осуществляет Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В структуру данного министерства входит Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, которая в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 г. №419 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций», данный орган в том числе осуществляет14:

1. Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания;

2. Лицензирование деятельности, в том числе контроль над соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований:

а) в области телевизионного вещания и радиовещания;

б) в области оказания услуг связи;

в) по воспроизведению аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей;

3. Выдачу разрешения на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий на территории Российской Федерации;

К основным правам Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, обеспечивающим информационно-психологическую безопасность следует отнести:

- право проводить необходимые расследования, испытания, экспертизы, анализы и оценки, а также научные исследования по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

- право в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, применять в установленной сфере ведения меры профилактического и пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в этой сфере и (или) ликвидацию последствий таких нарушений;

- право создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы и коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере ведения.

Таким образом, следует сделать вывод о наличии в российской правовой системе института последующей цензуры, которая осуществляется в первую очередь Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Данный правовой институт обосновано необходим и является основной возможностью обеспечения запрета на оборот непристойной информации в средствах массовой информации.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить отсутствие полноценной защиты личности, общества и государства от непристойной информации правовыми мерами. Удовлетворительной может быть признана лишь работа по ограничению информации, связанной с пропагандой табакокурения, употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. В данном контексте следует отметить положительный вектор правотворчества, однако, процесс формирования правовой базы данного института не завершен. Например, возможен запрет демонстрации на витрине организации розничной торговли упаковки и тары табачной и алкогольной продукции, достаточно будет лишь перечисления наименований товара, что понизит интерес покупателя к алкогольной и табачной продукции.

Наиболее проблематичным и наименее урегулированным нормами права институтом непристойной информации является информация порнографического и эротического характера. Если к обороту порнографических сведений скорее применима уголовно-правовая защита, то доминантой в обеспечении ограничения оборота информации эротического характера, безусловно, является административное право.

На наш взгляд, следует законодательно закрепить определение информации порнографического характера, как сведения, содержащие изображение половой жизни в вульгарно-натуралистическом, непристойном виде, пренебрегающие общепринятыми нормами в области интимной жизни и вызывающие нездоровые сексуальные эмоции у потребителя такой информации. Дабы минимизировать двусмысленную трактовку данного определения следует разработать и утвердить законодательно категории и признаки, при наличии которых информация может быть отнесена к порнографической. Под порнографической продукцией в данном контексте следует понимать газеты, журналы, книги, аудиовизуальную продукцию, предметы изобразительного искусства, иную продукцию, содержащую информацию порнографического характера. Информацию эротического характера следует определить, как сведения, содержащие изображение половой жизни человека, вызывающие сексуальные эмоции у потребителя информации.

Применительно к обороту информации эротического характера целесообразно установить следующие ограничения:

1. Размещение помещений для распространения эротической продукции на достаточном удалении от культурных, образовательно-воспитательных, спортивных и иных общественных учреждений и организаций, мест массового скопления людей.

2. Запрет доступа к информации эротического содержания, эротической продукции несовершеннолетних лиц, а также лиц, признанные решением суда недееспособными либо ограничено недееспособными. Рядом авторов предлагается введение возрастного ценза на получение информации эротического характера в 21 год15. На наш взгляд, данное предложение не учитывает реальный уровень развития личности, его реализация приведет к необоснованному ограничению права личности свободно получать и использовать информацию. Думается, такой возрастной ценз должен соответствовать возрасту достижения совершеннолетия.

3. Запрет рекламы информации эротического характера в средствах массовой информации без специального предварительного предупреждения о характере и содержании сведений, причем в ходе телерадиовещания следует разрешить рекламу лишь в ночное время суток. Тоже требование распространяется на трансляцию кинопродукции.

4. Введение единой стандартизированной специальной маркировки продукции эротического характера.

На наш взгляд, деяния, нарушающие данный порядок вещей, следует отнести к административно наказуемым, соответствующими составами следует дополнить Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

Специфика рассматриваемой сферы требует привлечение к выявлению правонарушений в сфере пропаганды непристойной информации органа, осуществляющего надзор в сфере средств массовой информации во взаимодействии с правоохранительными органами. Применительно к пропаганде проституции, такое взаимодействие обусловлено необходимостью доказывания наличия взаимосвязи между осуществляемой неправомерной деятельностью и размещением различных информативных ресурсов, доступных для неограниченного круга пользователей, прямо или косвенно привлекающих к участию в данной деятельности. Для выявления фактов оборота сведений порнографического характера необходимо обеспечить взаимодействие между органам внутренних дел, органом исполнительной власти, осуществляющим надзор в области массовой информации и экспертными подразделениями, специалисты которого уполномочены выносить заключения по искусствоведческой экспертизе.

Данные положения могли бы быть отражены в проекте Федерального закона «Об информационно-психологической информации», который уже не первый год находится на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации.

1 С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка / Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. – М.: Издательство «Азъ», 1992г. – т. 2. – С. 253;

2 Бачило И.Л. Информационное право: Учебник / И.Л. Бачило, В.Н. Лопатин, М.А.Федотов. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. – С. 461.

3 Бачило И.Л. Информационное право: Учебник / И.Л. Бачило, В.Н. Лопатин, М.А.Федотов. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. – С.463

4 О рекламе: Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2006.- №12. - ст. 1232;

5 Комментарий к Уголовному кодексу Рос. Федерации / под ред. В.И. Радченко, А.С. Махлина. – СПб.: Питер, 2008. – С.470

6 С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка / Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. – М.: Издательство «Азъ», 1992г. – т. 3. – С. 154;

7 С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка / Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. – М.: Издательство «Азъ», 1992г. – т. 4. – С. 418;

8 Ребель А.Н. Минкульт увлекся порнографией [электронный ресурс] // «Газета.ru» 10 декабря 2008 г. режим доступа: http://www.gazeta.ru/business/2007/10/09/2228493.shtml;

9 О рекламе: Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2006.- №12. - ст. 1232;

10 О средствах массовой информации: Федеральный закон от 27 декабря 1991г. №2124 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. - №7. - ст. 300;

11 Конституция Рос. Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. – 1993. - 25 декабря. - №237;

12 Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. – М.: Издание г-на Тихомирова М.Ю., 1998. – С. 489.

13 О средствах массовой информации: Федеральный закон от 27 декабря 1991г. №2124 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. - №7. - ст. 300;

14 О Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций: Постановление Правительства Российской Федерации от 06 июня 2007г. №419 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2007. - №24. – ст. 2923;

15 Ребель А.Н. Минкульт увлекся порнографией [электронный ресурс] // «Газета.ru» 10 декабря 2008 г. режим доступа: http://www.gazeta.ru/business/2007/10/09/2228493.shtml;

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Т. М. Занина Адъюнкт кафедры Административного права и административной деятельности овд icon Военнослужащий как специальный субъект брачно-семейных отношений (историко-правовой аспект)1
Конохов М. В., адъюнкт кафедры гражданского права Военного университета, майор юстиции, konohov76@mail ru
Т. М. Занина Адъюнкт кафедры Административного права и административной деятельности овд icon Доцент кафедры теории и истории права и государства Рф рап
Теория права и государства и актуальные проблемы борьбы с коррупцией (государство и его коррупция)
Т. М. Занина Адъюнкт кафедры Административного права и административной деятельности овд icon Голодовка в условиях Узбекистана поможет ли восстановить нарушенные права?
Узбекистана. Милиционеры пытали их, привлекали в уголовной и административной ответственности, похищали Григория и не возбуждают...
Т. М. Занина Адъюнкт кафедры Административного права и административной деятельности овд icon Статья Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе
Российской Федерации; регламентирует отношения, возникающие в сфере образования, определяет правовое положение их участников, закрепляет...
Т. М. Занина Адъюнкт кафедры Административного права и административной деятельности овд icon Российская гражданское право юстиц ия особенности изъятия имущества у учреждения
Д. А. Сумской, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса Российского государственного социального...
Т. М. Занина Адъюнкт кафедры Административного права и административной деятельности овд icon Рецепция римского права: вопросы теории и истории
Его влияние прослеживается в различных отраслях права от уголовного до гражданского. Терминология, основные принципы римского права...
Т. М. Занина Адъюнкт кафедры Административного права и административной деятельности овд icon Я. Ю. Паталаха, адъюнкт Военного университета yar84@bk ru
Генезис и развитие системы правового регулирования воинских званий военнослужащих (XV в. – 1917 г.) *
Т. М. Занина Адъюнкт кафедры Административного права и административной деятельности овд icon Программа предназначена для интеграции в информационную среду кафедры...
Интеграция в существующее информационное пространство кафедры, в качестве дополнения системы анкетирования и учета судентов, разработанных...
Т. М. Занина Адъюнкт кафедры Административного права и административной деятельности овд icon Образ мира и психологическое изучение мышления
Почетными грамотами. Первое место разделили ассистент кафедры общей психологии В. В. Петухов, младший научный сотрудник кафедры возрастной...
Т. М. Занина Адъюнкт кафедры Административного права и административной деятельности овд icon Программа курса по социальной работе отечественный и зарубежный опыт
А. З. Свердлов – доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции