Методическая разработка тема : «Роль интегрированного занятия в повышении качества знаний учащихся»




Скачать 191.26 Kb.
НазваниеМетодическая разработка тема : «Роль интегрированного занятия в повышении качества знаний учащихся»
Дата публикации29.05.2014
Размер191.26 Kb.
ТипМетодическая разработка
literature-edu.ru > Информатика > Методическая разработка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Дворец детского творчества г. Буйнакска»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМА: «Роль интегрированного занятия

в повышении качества знаний учащихся»

Разработала:

Мамаева Тамилла Набиевна,

методист ДДТ

г.Буйнакск – 2013г.

Роль интегрированного занятия в повышении качества знаний учащихся.
В настоящее время в России происходит глобальная реформация всех сфер жизнедеятельности, в том числе и образовательной. Принятие "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г." привело к усилению тенденций вариативной, разноуровневой образовательной системы. Это, в свою очередь, потребовало поиска нового подхода к организации образовательно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях с целью повышения качества образования.

Принятие Федеральных образовательных стандартов ставит повышенные требования к выпускнику школы. Он должен быть разносторонне развит, социально адаптирован в современном обществе, иметь четкую гражданскую позицию. Следовательно, с принятием ФГОС роль системы дополнительного образования детей существенно возрастает. Она сочетает в себе воспитание, обучение, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде, реализует программы духовно - нравственного и патриотического воспитания, научно-творческой и социально-проектной деятельности.

В профессиональной деятельности педагога дополнительного образования всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения. Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему обучающихся. Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей направлен на удовлетворение индивидуальных потребностей развития личности ребенка. В связи с тем, что уровень знаний по каждому предмету у всех воспитанников разный, дополнительная образовательная программа предусматривает помощь в составлении плана индивидуальной работы с обязательной последующей самооценкой его выполнения и предоставление каждому обучающемуся возможности:

- определить смысл изучения данного материала;

- выбрать оптимальные формы, темы и темп обучения;

- применять те способы обучения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям;

- рефлексивно осознавать полученные знания;

- осуществить оценку и корректировку своей деятельности.


Д ля более полного, насыщенного образовательного процесса на учебных занятиях активно используются современные педагогические технологии,

интеграционные формы. Интеграция в переводе с латинского – восстановление, восполнение, объединение частей в одно целое, причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимоведение. Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение [Н. Гавриш / 1, с. 22].

Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.

Задача интегрирования – не просто показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую, реальную связь, дать учащимся желанное представление о единстве окружающего нас мира. Иначе Интегрированный подход в образовании глубоко разработан в научно-педагогической и методической литературе. В основу интегрированных уроков положены принципы взаимосвязи, близости содержания ведущих тем. Интегрированный подход к современному образованию предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность.

Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует знать различия между интегрированными и комплексными занятиями. Комплексные занятия проводятся на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично. Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически.

Интегрированные занятия дают возможность использовать в различных сочетаниях много интересных и действенных приемов обучении детей.

Выделяется два вида интеграции:

Горизонтальная – объедение сходного материала в разных учебных предметах.

Вертикальная – объединение одним преподавателем в своем предмете материала , который тематически повторяется на разном уровне сложности.

Формы учебного процесса, в которых проявляются различные уровни интеграции:

1.       Структуры, в которых объединяются несколько предметов.

2.       Блокирование разных разделов.

3.       Изучение одной темы на основе двух или нескольких предметов.

4.       Курс, объединяющий знания на основе обобщенных операций мышления.

Уровни интеграции

  1. Тематическая – два-три учебных предмета раскрывают одну тему. Характер иллюстративно-объяснительный.

  2. Проблемная – одну проблему учащиеся решают возможностями ряда предметов.

  3. Концептуальная – концепция рассматривается различными предметами в совокупности всех их средств и методов.

  4. Теоретическая – философское взаимопроникновение различных теорий.

  5. Диалектический уровень – предполагает использование понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний, синтез конкурирующих теорий.

Реализация интегрированных связей на уроке.

Интегрированные уроки предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся, развивают потенциал учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию личности, коммуникативных способностей.

Структура интегрированных уроков отличается от классических четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

Например, занятия в объединениях акробатики, ритмики интегрируются с хореографией; шахматы - с информатикой; занятия в объединениях цикла "Технология" - с различными областями искусства и т.д.

Примеры интеграции программ дополнительного образования детей:
Образовательная область Направленность интеграции
Спортивно-техническая (ОФП, ритмика, шахматы)- Формирование здорового образа жизни, хореография, информатика.
Социально- педагогическая (журналистика, школа лидера) - Музейная и выставочная

деятельность, жизнь

в обществе, история родного края, социальные проекты.
Технология (вязание, моделирование одежды) - Декоративно-прикладное творчество, парикмахерское

искусство, визаж, искусство

(музыка, литература, живопись, театр).
Искусство (театр, вокал, хореография, ИЗО) - Мировая культура, народное

творчество, декоративно-

прикладное творчество.
Предметная (иностранные языки, информатика, цветоводство) . - Углубленное

изучение предметов, подготовка к олимпиадам,

искусство (музыка, литература,

живопись).

Таким образом, мы видим, что при изучении предметов одной направленности происходит наложение, взаимопроникновение и взаимодополнение образовательных программ разных направленностей. В зависимости от поставленных целей, выбора форм, методов, педагогических технологий определяется качественно новый результат уровня образования.

1. Бинарный урок, как одна из форм интеграции.

В общем смысле бинарное обучение это такая организация учебного процесса, которая одновременно организует познавательную деятельность и формирование практических умений, навыков. Это обучение является новым синтетическим видом обучения, которому присущи закономерности, ранее не изучавшиеся педагогикой. Бинарный урок можно рассматривать как одну из форм интеграции теоретического и практического обучения.

Из самой природы бинарного обучения вытекают следующие принципы:

Функциональная динамичность

В ней на высоком уровне проявляется динамика реализации педагогических функций, обеспечивается смена реализации одних функций другими. Процессы усвоения и формирования взаимосвязаны, переходят друг в друга, взаимообуславливаются и находятся в постоянном динамическом равновесии.

Любое отступление от этого принципа будет возврат к изолированному традиционному обучению.

Принцип опережающей роли познавательной деятельности

Вооружение учащихся теми или иными знаниями – не самоцель, а главное – подготовить человека к практическим действиям. Знания – ориентировочная основа. Без умений нет навыков. Навыки – база умений и основа их развития. Умения без знаний невозможны. «Знания непосредственно питают умения и ориентируют действия личности» - так практикует педагогика. С этим нельзя не согласиться. Человек не в состоянии выполнять те или иные действия, не приобретя ориентировочную основу в собственных действиях. Иначе, чтобы действовать, нужно знать, как действовать. Нарушение этой логики может быть допущено при создании проблемных педагогических ситуаций. В этом случае практическое действие направлено не столько на отработку умений, навыков, сколько на формирование познавательной самостоятельности через решение учебной проблемы. Во всех других познавательная деятельность опережает.

Принцип возрастающей интеграции знаний, умений, навыков

Общеизвестно, что главный смысл обучения вообще заключается в подготовке человека к самостоятельной практической деятельности. Интегрируясь в единое целое, приобретают прочность. При раздельном обучении этот процесс замедляется. При бинарном – протекает как непрерывная смена шагов в обучении. Усваиваемые знания не являются однородными, они развернутого характера – вся их совокупность переводится в плоскость практического действия. Такая логика возрастающей интеграции не должна нарушаться, иначе каждое нарушение вызовет учебные затруднения. Характер учебной информации изменяется в зависимости от фазы урока. Он также претерпевает интеграцию.

Бинарное обучение – процесс индуктивно-дедуктивный: от частностей к обобщению и от обобщений к новым частностям. Информация всегда будет носить интегрированный характер, всегда будет качественно новой. Умея применять усвоенные знания и обладая соответствующими навыками, учащийся в конечном счете приобретает самостоятельность. Такая самостоятельность именно и есть интегративные знания, умения, навыки. В соответствии с этим принципом педагог дозирует учебный материал и деятельность учащихся таким образом, чтобы переход от одного учебного шага к другому, от одной фразы к другой был не простой сменяемостью, а был подчинен обеспечению возрастающей интеграции.

Основу бинарного обучения составляет шаговая организация познавательной и практической деятельности учащихся.

В плане урока отражаются:

Тема:

Цель: формирование системы знаний соответствующих умений и навыков.

Задачи: по усвоению знаний и формированию умений (их перечень перечисляется).

Оснащение урока (техническое, методическое, дидактическое) отдельно для познавательной и практической деятельности.

1 фаза – материал разбирается на части:
а) подготовка (формирование у учащихся знаний).

б) работа с новым материалом.
2 фаза – контроль знаний.

3 фаза – упражнения (содержание практических работ).

Контрольные вопросы: (проверить последовательность, проверить правильность и т.д.) если это урок производственного обучения, то при такой структуре вводного инструктажа не планируется, т.к. знания приобретаются порциями и сразу закрепляются.

Урок может проводить один педагог, если он по крайней мере отвечает следующим основным требованиям:

1.       Владеет методикой обучения.

2.       Хорошо владеет профессией, по которой ведется обучение.

3.       Обладает наличием всех качеств, обуславливающих эффективность обучения и воспитания.

Урок можно проводить вдвоем. Урок проводится по единому плану, в котором отражаются:

  1. Согласованные темы.

  2. Согласованные структуры.

  3. Система умственных и практических действий.

  4. Педагогические действия, обеспечивающие организацию познавательной деятельности учащихся, ее контроль, анализ, оценку, корректировку.

План-схема Бинарного урока по теме: ______________________________________________________________________

Тема урока: ____________________________________________________________

Учебные цели занятия:

а) вооружить учащихся знаниями;

б) сформировать у учащихся умение и навыки по использованию …, подготовке ______________________________________________________________________

Воспитательная цель: воспитание у учащихся точности, деловитости, внимательности при выполнении практических операций.

Структура занятия:

1 фаза – организующее и мотивационное объяснение занятия.

2 фаза – проверка домашнего задания.

3 фаза – изучение нового материала и ознакомление.

4 фаза – текущее закрепление усвоенных знаний и первичных пробных

умений.

5 фаза – вводный инструктаж и проведение самостоятельных работ.

6 фаза – самостоятельная работа и текущие инструктажи.

7 фаза – уборка рабочих мест.

8 фаза – заключительный инструктаж и оценивание качества знаний, сформированности умений и проявление актуальных качеств (точности, организованности, внимательности, дисциплинированности).

Эффективность бинарных уроков исключительна.

Во-первых – соединяются педагогические усилия двух педагогов, что позволяет на высоком уровне вести профессиональнее обучение, т.к. достоинства одного дополняются достоинствами другого. Имеющиеся недостатки в деятельности одного, компенсируются достоинствами другого.

Во-вторых – объединение усилий двух педагогов способствует усилению управления процессом познавательной и практической деятельности (особенно когда большая наполняемость группы). При бинарном обучении кооперированного характера педагоги располагают временем, необходимым для изучения результатов своей деятельности в прошедшем шаге, т.к. смена ведущей роли в ходе занятия одного педагога другим, смена познавательных учебных шагов благоприятствует тому, чтобы педагог мог увидеть практические результаты своих действий.

В-третьих – усиление индивидуальности обучения. Регулярная смена учебных шагов позволяет выявить тех учащихся, которые нуждаются в особом внимании.

В-четвертых – облегчается изучение базисных (сложных) тем. Эти уроки имеют большое значение в плане повышения квалификации самих педагогов, их профессиональной направленности.

При бинарном обучении обеспечивается комплексное сочетание разнообразных методов обучения: диалогический, целевой ориентации, мотивационно-побудительные, коммуникативные, контроля, анализа, совершенствования.

Они могут чередоваться, например:

1 фаза – рассказ о целях занятия, о роли точности, внимательности при выполнении работ.


2 фаза – проверка теоретических знаний (устный опрос).

3 фаза – эвристическая беседа.

4 фаза – проверка усвоенных знаний (устный опрос, оценка знаний, показ упражнений,

практических действий, демонстрация приемов по плакату, диафильму, кинофильму и т.д.).

5 фаза – инструктаж.

6 фаза – упражнения, показ, разъяснение.

7 фаза – оценивание знаний и практических умений.

Лучше всего сочетаются:

1.       Метод контроля (устный опрос).

2.       Показательный.

3.       Диалогический (беседа с учащимися).

4.       Алгоритмический (учащиеся получают программу действий, задания).

5.       Частично-поисковый, исследовательский (учащийся самостоятельно подходит к конечному результату).

6.       Аналитический (анализируется деятельность учащихся, типизируются ошибки).

При бинарном обучении изложение нового материала не отменяется, оно имеет другую форму и не должно растворяться в практическом действии, а наоборот – систематизироваться, образуя целостную систему по той или иной теме. Доза учебной информации не должна выходить за пределы нормальной работоспособности учащихся при усвоении материала. Процесс управления познавательной деятельностью представляет собой первый шаг – обучение, второй шаг – управление процессом формирования умений. Поэтому одностороннее применение методов в принципе невозможно. Естественно, в таком случае возникает довольно сложная задача, как отбирать методы бинарного обучения, которые в комплексе в каждом шаге, в каждой фразе позволили бы успешно решать поставленные задачи. В данном случае бинарность наиболее точно выражает совместимость, поэтому методы становятся как бы качественно новыми.

Для бинарного обучения требуется коренное изменение материальной базы - нужен класс-лаборатароия или кабинет-мастерская, чтобы переход от одного занятия к другому и смена не требовала больших затрат.

Что дает бинарное обучение?

1.       Повышение качества знаний и формирование умений, навыков.

Это объясняется тем, что процесс усвоения и формирования не имеют временного разрыва. Практические действия непосредственно вплетаются в мыслительную познавательную деятельность и облегчают запоминание полученной информации. Кроме того, усвоение новых знаний как бы переходит несколько ступеней, каждая из которых является качественно новой и более

высокой в отношении пройденных. Мыслительный процесс (запоминание) сменяется созерцанием наглядных средств, затем переход к предметам деятельности и практическим действиям. Знания становятся прочными, хорошо осознанными.

Существенной особенностью бинарного обучения является то, что оно постоянно снижает напряжение мыслительной и практической деятельности учащихся (умственная и практическая деятельности рационально чередуются, и спада работоспособности не происходит).

2. Повышение познавательной и практической активности.

Активность – сознательно проявляемая потребность для достижения определенной цели.

Самостоятельность – способность без внешней помощи осуществлять определенные действия значительно лучше, так как уменьшается число принуждающих действий, увеличивается число случаев, когда учащиеся «докапываются» до сущности изучаемого материала, осознают, что та информация, которая в данный момент им предложена, должна быть использована в практическом действии. Недостаточное усвоение материала приводит к затруднениям, которые в практическом действии сразу обнаруживаются.

Повышается готовность воспроизводить усвоенные знания, продемонстрировать способы и приемы деятельности. Такая готовность базируется на прочности знаний. Нескованное оперирование терминами, понятиями, объяснение зависимостей, причин, правил и т.д.

При проверке знаний учащиеся во время урока свободно объясняют пройденный материал, испытывают меньше затруднений, если они возникают, то обращаются к практическим действиям и преодолевают трудности. Любая трудность осмысливается с двух позиций: с точки зрения того, что они знают и с точки зрения, что они умеют. Именно это и повышает самостоятельность.

3. Снижение числа случаев механического заучивания материалы.

Ясно, что при механическом заучивании, не разобравшись в сущности материала – самостоятельность в познавательном смысле низка. При бинарном уроке – необходимость заучивания отпадает, теоретическое положение переносится в область практического действия, поэтому учебная информация становится доступной, понятной для учащихся. Более простым становится путь – глубже разобраться в новом материале через имеющиеся знания и практические действия.

4. Уменьшение у учащихся потребности в консультациях педагогов.

5. Усиление самоконтроля учащихся в процессе выполнения работы.

6. Усиление способности учащихся работать по обобщенному

алгоритму.

7.   Повышение творческой активности.

8.   Устраняется дублирование в теоретическом и производственном обучении.

9.   Повышается воспитательная роль обучения -

формируется система значимости знаний, умений, представлений о нормах деятельности и поведении формирует дисциплину, организованность, ответственность, коллективистские качества, регулирует жизнедеятельность личности, развивает творческий потенциал.

Бинарное обучение становится источником мощного воспитательного резонанса, который рассматривается как отзвук, отклик в структуре личности. Особенно сильно влияние на формирование воспитательной мобильности – готовности и способности воспринимать педагогические требования и правильно реагировать на них. Многие учащиеся характеризуются слабой воспитательной восприимчивостью, некоторые оказывают сопротивление педагогическим усилиям. При бинарном обучении личность активизируется, формируется чувство успеха, вера в себя, интерес к знаниям, желание овладеть профессией. Между учащимися и педагогами благоприятно складывается необходимый воспитательный контакт, взаимопонимание, доверие, согласие, все это позволяет поддерживать у учащихся предрасположенность к правильному реагированию на педагогические требования.

Организация бинарного обучения требует – соответствующей многогранной работы при массовом внедрении. При переходе на бинарное обучение учебные планы и программы, которыми мы руководствуемся в работе, могут применяться в полной мере, но с дополнениями бинарного сводно-тематического плана т.е. уточняются темы программ, которые бинарны, количество часов на тему и на бинарные уроки:

Перспективно-тематическое планирование предполагает уточнение бинарных занятий, в котором устанавливается конкретная мера соотношения теории и практики.

Итак: бинарная форма обучения совершенствует систему профессиональной подготовки учащихся и бесспорно заслуживает внимание.

Пример:

Интегрированное учебное занятие по технологии и изобразительному искусству в объединении "Конструирование и моделирование одежды". В процессе занятия обучающиеся знакомятся с историей и росписью ткани в технике "батик", самостоятельно расписывают ткань в этой технике, и в конечном итоге изготавливают шейный платок, являющийся одним из аксессуаров одежды. Данное занятие имеет практическую направленность, а именно: помимо приобретения теоретических и практических знаний и навыков, у обучающихся воспитывается эстетический вкус по применению данного аксессуара в одежде.


Пример: бинарного занятия по теме: »Архитектурные фантазии», занявшее первое место в республиканском конкурсе педагогического мастерства «Мое лучшее занятие» 2012г. (Приложение)

Подводя итог, необходимо отметить следующее: интегрированное построение учебного процесса по сравнению с предметным содержит в себе значительно больше технологических возможностей в условиях сближения и слияния разнокачественных знаний, способов деятельности и приемов мышления.
Результаты интеграции для обучающихся:

Увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности.

Позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения.

Расширяет тематику изучаемого материала.

Демонстрирует способности, невостребованные основным образованием.

Увеличивает спектр изучаемого материала

Повышает роль самостоятельной работы.

Реализует лучшие личностные качества.
Результаты интеграции для образовательного учреждения:

Адекватность современным требованиям образования и воспитания;

Объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем;

Широкий выбор деятельности;

Появление новых перспектив развития;

Получение качественного педагогического результата.
Рекомендации:

Для успешного проведения интегрированных занятий необходимо:

систематическое проведение интегрированных занятий один раз в неделю.

увлеченность педагога и осознанность им важности проблемы.

вынашивание замысла, в процессе которого идет дальнейшая разработка содержания.

подбор технического оснащения.

систематическое проведение анализа интегрированного занятия с целью отслеживания результата для планирования работы в совместной деятельности с детьми и в работе с родителями по данной теме.

Литература
1. Евладова, Е.Б. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие /Под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьевой. – М., 2006. – 296 с.
2. Лебедев, О.Е. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие /Под ред. О.Е. Лебедева. - М., 2000. – 256 с.
3. Тавстуха, О.Г. Методическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке: учеб.-методическ. пособие /О.Г. Тавстуха, А.А. Муратова. – Оренбург: изд-во ОГПУ, 2008. – 212с.
4. Тавстуха, О.Г. Становление экологической культуры учащихся в учреждении дополнительного образования детей: Монография /О.Г. Тавстуха. – Оренбург, 2001. – 260 с.
5. Щетинская, А.И. Теория и практика современного дополнительного образования детей: Учеб. пособие /А.И. Щетинская, О.Г. Тавстуха, М.И. Болотова. – Оренбург, 2001. – 404 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка тема : «Роль интегрированного занятия в повышении качества знаний учащихся» iconМетодическая разработка открытого теоретического занятия Специальность:...
Основы дискретной математики, теории вероятностей, математической статистики и их роль в медицине и здравоохранении

Методическая разработка тема : «Роль интегрированного занятия в повышении качества знаний учащихся» iconПлан работы методического объединения учителей русского языка и литературы...
Методическая тема: Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования

Методическая разработка тема : «Роль интегрированного занятия в повышении качества знаний учащихся» iconТема: «Там на неведомых дорожках»
Конспект интегрированного занятия по рисованию и художественной литературе для подготовительной к школе группы

Методическая разработка тема : «Роль интегрированного занятия в повышении качества знаний учащихся» iconПлан работы шмо учителей начальных классов на 2013 – 2014 уч год. Методическая тема
Методическая тема: «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного...

Методическая разработка тема : «Роль интегрированного занятия в повышении качества знаний учащихся» iconМетодическая разработка
Методическая разработка предназначена для студентов, магистрантов и аспирантов, имеющих навыки чтения научной литературы. Она поможет:...

Методическая разработка тема : «Роль интегрированного занятия в повышении качества знаний учащихся» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия Разработала: Касьянова...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Всему начало слово чистое, живое»

Методическая разработка тема : «Роль интегрированного занятия в повышении качества знаний учащихся» iconМетодическая разработка классного часа на тему патриотического воспитания:...
Данная разработка выполнена для проведения классного часа «Моя профессия – моя гордость»

Методическая разработка тема : «Роль интегрированного занятия в повышении качества знаний учащихся» iconКритериальное оценивание учебных достижений школьников объективность...
Родителей учащихся мы можем услышать: «Моему ребенку поставили не ту оценку! Мой ребенок учится лучше, у него не может быть тройки!»...

Методическая разработка тема : «Роль интегрированного занятия в повышении качества знаний учащихся» iconМетодическая разработка внеклассных мероприятий по литературе Новокузнецк,...
«Любви живое озаренье». Литературные гостиные: Методическая разработка внеклассных мероприятий по литературе – Новокузнецк, 2009....

Методическая разработка тема : «Роль интегрированного занятия в повышении качества знаний учащихся» iconРазработка интегрированного урока, посвящённого празднику влюблённых Дню Святого Валентина

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции