Школьная газета как средство формирования




Скачать 124.67 Kb.
Название Школьная газета как средство формирования
Дата публикации 28.05.2014
Размер 124.67 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Информатика > Документы
Школьная газета как средство формирования

социальной активности учащихся

Коваль Т.В., директор гимназии №9, руководитель

кружка «Юный журналист»
XVIII век называли веком часов, XIX век – веком паровой машины, XX век – веком нефти и промышленности. Люди XX века придумали фразу для определения XXI века – «Информация правит миром». Еще в 70-е годы ХХ века лауреат Нобелевской премии Э. Тоффлер в своей известной научной работе «Футурошок», анализируя тенденции общественного развития, констатировал, что в конце ХХ века человечество переживает второй большой раскол в истории, по значимости можно сравнить разве что с переходом от варварства к цивилизации. Причины таких изменений вызваны резким увеличением количества информации. А на стыке веков в 2000 году на Давоском форуме Тони Блэр, тогда премьер-министр Великобритании, провозгласил начало информационной эры и становления нового информационного сырья – информации.

В 2004 году исследователи Калифорнийского университета обнародовали данные, согласно которым количество информации, которую продуцирует человечество, удваивается каждые три года. В частности, о темпах роста научно - технической информации говорят такие цифры: каждую минуту в мире публикуют примерно 2 тыс. печатных страниц научных текстов, каждые 1,5-2 минуты предлагается новое техническое решение, каждый час регистрируют 15-20 изобретений или открытий. Все это означает, что специалист XXI века, чтобы быть осведомленным в своей области знаний, каждый должен считывать примерно 1,5-2 тыс. страниц текста.

Такая же динамика и по количеству профессиональных периодических изданий. Если в начале XIX века во всем мире выходило около 100 периодических научных изданий, то уже до 1850 г. их количество достигло 1000, а сейчас превышает 100 тыс. названий. В начале XXI века глобальные изменения в области информации состоялись еще и благодаря бурному развитию Интернета. Так, по данным аналитической компании Cyveillance темпы роста Сети сейчас составляют 7 млн. новых страниц в день.

Жить сегодня - обозначает собирать, обрабатывать, воспринимать, использовать, передавать и даже наслаждаться информацией. В современном мире право на информацию есть больше чем право – признак качества жизни человека.

Поэтому рано или поздно каждое современное учебное заведение приходит к выводу о необходимости создания своей газеты. И если уж она появилась, то будьте уверены, что издание просуществует не один десяток лет и воспитает не одно поколение ребят. Первостепенная задача педагога – создать такую атмосферу в детском объединении, чтобы ребята здесь чувствовали себя одной командой. Даже если вы не обладаете необходимыми знаниями и навыками, учитесь всему вместе со своими студийцами. Если в коллективе сложится благоприятный психологический климат, ребята под вашим чутким руководством сами обучатся многому.

В данной статье я часто буду ссылаться на нашу газету – газету гимназии №9 Симферопольского городского совета. Не думайте, что мы считаем ее образцом, нам еще есть, куда расти. Возможно, вы в своей работе позаимствуете что-то из нашего опыта, а, может быть, через какое-то время поделитесь с нами своим.

Наша газета начала свое существование с 2008 года. Сначала ее создавали в виде обычно напечатанных листов с текстами, а размножали путем ксерокопирования. С одной стороны, это хорошо, так как все этапы работы учащиеся выполняли самостоятельно. С другой стороны, номер, напечатанный на принтере и скрепленный степлером, трудно назвать газетой в полном смысле этого слова. После всех этих экспериментов мы пришли к выводу, что газету надо печатать на принтере формата А3. В этом случае она будет сгибаться, а не скрепляться и иметь хорошее качество. Но этот вариант оказался самым дорогостоящим. И все же вернемся к истории. В сентябре 2008 года вышел первый номер нашей газеты «Эврика». Именно с него и началась пятилетняя история нашей газеты. Жизнь нашей газеты строится согласно Положению о гимназической газете. (см. Приложение1)

Для того чтобы создавать школьную газету, иметь компьютер и принтер необходимо, но недостаточно. Вам понадобятся помощники. Практика нашей гимназии и других учебных заведений показала, что учащиеся с большим энтузиазмом принимаются за создание того, чего раньше не было. Это новое, нужное школе дело привлечет и увлечет детей. В нашей гимназии учится 750 детей, в состав редакции входят 15 человек. Но, чем меньше школа, тем меньше учащихся будут заниматься газетой. И все же постарайтесь создать настоящий штат редакции.

Для начала, определите свою рабочую зону. Здесь должны быть столы, за которыми юные журналисты будут писать свои «шедевры», компьютеры (хотя бы один). Назначьте ребятам время встречи именно в этом кабинете и объясните, для чего учебному заведению нужна газета, расскажите, что они навсегда останутся в истории школы как первые корреспонденты. Обговорите время и дни недели, по которым вы будете работать. Спустя пару недель, когда часть детей отсеются и останутся самые заинтересованные, а вы узнаете их получше, приступайте к формированию редакции.

Состав редакции

Ответственный за номер – это человек, отвечающий за каждое слово в газете. Его задача - проверить факты, узнать, согласен ли человек на то, чтобы его фотографию разместили в номере. Эту роль должен взять на себя педагог.
Редактор. Эту должность должен занять лидер, умеющий найти подход к ребятам. Он должен быть ответственным, организованным и грамотным. Лучше всего предложить ребятам 2 – 3 кандидатуры. В нашей газете редактор ведет в каждом номере «колонку редактора».
Корректор. Предложите эту должность самому грамотному ребенку в вашей группе. В качестве корректоров могут выступать и учителя русского языка. Именно этот вариант практикуется в нашей работе. 
Журналисты. Поскольку журналист – это профессия, которую получают в ВУЗах, то в школьных изданиях принято называть ребят юнкорами (юные корреспонденты)
Привлеките к работе над газетой всю школу. Это можно сделать, выбрав в каждом классе 1–2 внештатных корреспондентов. Время от времени собирайте у них заметки о жизни класса. Эту практику мы применяем уже не первый год. И сразу оценили все преимущества: меньше работы для штатных юнкоров, в газете появилась новая интересная страничка «Классная жизнь».

Фотокорреспондент. В нашей газете работают два фотокорреспондента. В их задачу входит не только создание качественных фотографий, но и их редактирование. Мы это делаем с помощью программы Photoshop.
А дальше мы решили не экспериментировать, и отдаем подготовленный материал профессиональному печатнику. Хотя в идеале в штате школьной редакции должен появиться
Верстальщик – это человек, хорошо знающий компьютер, имеющий эстетический вкус и умеющий оперативно работать. Последнее качество очень важно, т. к. журналисты, как правило, откладывают сдачу статей до последнего, а выпускать газету нужно в срок.
Техническая группа – это ребята, которые распечатывают и сворачивают газету, т. е. приводят ее в «товарный вид».
Распространители – группа ребят, которые будут разносить газету по классам. Лучше всего к этому привлечь ребят 5 – 6 классов.
Вопрос о том, продавать или раздавать бесплатно газету – спорный. С одной стороны, если раздавать газету, то читателей у вашего издания будет много. С другой стороны, количество проданных газет является показателем того, насколько интересна ваша газета читателям. В нашей гимназии газету оплачивают родительские комитеты классов по решению Совета гимназии.

После того, как набрана группа детей, необходимо совместно с ними решить ряд вопросов:

Название. Нельзя давать газете бессмысленное название. Помните, что изменить его будет уже нельзя. Оно должно отображать цель издания, основные принципы, то есть иметь какой-то смысл. И не забывайте, что «Как вы лодку назовете, так она и поплывет!» Названием может стать аббревиатура. Например, наша газета называется «Эврика». Такое название в 2000 году получило самоуправление учащихся.
Титул. Это лицо газеты. Титул располагают на первой странице, и занимает он, как правило, 1/5 страницы. Титул (или шапка) содержит в себе следующую информацию: название, выходные данные, периодичность, сведения о том, кто подготовил номер. Здесь же может располагаться девиз издания, эмблема, тираж и название типографии. Все выше перечисленное носит лишь рекомендательный характер. В титул вы можете добавить и что-то свое. Главное – помнить о том, что изменять его не рекомендуется, так как читатель узнает газету именно по титулу.

Целевая аудитория и цель издания. Обязательно определитесь, для чего будет выходить газета. Из названия «Эврика» понятно, что это летопись жизни ребят, поэтому из номера в номер мы отражаем самые яркие моменты из школьной жизни. Но газета растет и меняется. Определиться с целевой аудиторией тоже важно. Если вы делаете газету для школьников, то она должна содержать информацию для ребят с 1 по 11 классы.  Ошибкой большинства школьных изданий является перегруженность статьями педагогов. Школьная газета, прежде всего, выпускается для детей, а не для педагогов. Пусть ребята пишут о том, что им действительно интересно. Конечно, учителям тоже нужно уделять внимание, все дело в том, как это делать. Например, в одном из номеров нашей газеты дочка учительницы рассказала интересные моменты из жизни своей мамы и поздравила ее с наступающим праздником.

Периодичность. Чаще всего школьную газету выпускают либо раз в месяц, либо раз в два месяца. Газета, выходящая раз в два месяца, состоит из большего количества полос (страниц), так как накапливается огромное количество информации. Другой вопрос, насколько свежа и интересна такая информация? Неужели кому-то будет интересно читать о том, что произошло месяц, а то и больше, назад? На мой взгляд, гораздо удобней и практичней выпускать газету раз в месяц. Пусть она будет состоять из 2-4-х страниц, но со свежими новостями. Печатные издания и так часто критикуют за то, что они не в состоянии своевременно реагировать на ситуацию, а тут еще мы с новостями полугодовой давности.
Работу над новым номером мы начинаем с летучки, на которой определяем, будет номер посвящен какому-то празднику, или он будет тематическим (проблемным). Определившись с темой номера, с помощью методики «Мозгового штурма» мы ищем варианты статей в рамках выбранной темы. Затем, отобрав самые интересные идеи, журналист выбирает ту тему, над которой он будет работать. Когда каждый из журналистов получил задание, назначьте сроки сдачи материала. Лучше, если это будет одно и то же число каждого месяца.

Например, наша газета выходит 25 числа. 15 числа журналисты сдают материалы за исключением тех, которые рассказывают о событиях, прошедших после 20-го числа. Таким образом, 10 дней остается на исправление, верстку и печать материалов. Как бы ни были талантливы юнкоры, требуйте от них на проверку наброски статей. Совместно с журналистами работают фотокорреспонденты.

Желательно, чтобы материалов в газету было чуть больше, чем это того требует. Этот прием позволит создать атмосферу конкуренции, а отбор лучших статей доверьте главному редактору.

Подготовка материала к сдаче. Приучите детей накануне сдачи материала собираться в редакции для доработки статей. При этом обращаем внимание на:

Заголовок статьи. Мы их придумываем с помощью полюбившегося нам метода «Мозгового штурма». Он должен быть ярким не только по содержанию, но и по оформлению.

Лид. Это то, что должно захватить внимание читателя, заставить его дочитать статью до конца.

Другие средства привлечения внимания. Это могут быть «врезки», фотографии, иллюстрации. Не советую брать из Интернета. Если нет цифрового фотоаппарата, отсканируйте обычные фотографии и рисунки детей. Куда интересней посмотреть на фотографию Саши из параллельного класса, чем на никому не известную тетеньку.

Подпись автора. Проследите, чтобы журналист подписал свою фамилию. Нежелательно, чтобы в газете были помещены две статьи одного автора. Но этим грешат даже серьезные издания. Поэтому каждый журналист придумывает себе псевдоним (их может быть несколько) и под второй статьей им и подписывается.

Набрать на компьютере. Причем не просто набрать, а еще разбить на колонки, вставить иллюстрации, отформатировать, сделать яркий заголовок и распечатать на принтере. Это дает навыки работы на компьютере, развивает творческие способности, эстетический вкус, терпеливость и кропотливость.

Потом к работе приступает корректор и редакторОдин следит за грамотностью, другой за тем, чтобы статьи были интересными. Именно на этом этапе редактор отбирает статьи, которые попадут в номер, и распределяет их по страницам. Из всех материалов нужно выбрать самый интересный, шокирующий. Именно он попадет на первую полосу газеты.

 После корректора и редактора статья вновь попадает в руки журналиста. Он исправляет ошибки и сдает статью в печать.
Верстка газеты. Этим должен заниматься учащийся, хорошо владеющий компьютером. Под руководством редактора и фотокорреспондента верстальщик размещает статьи на страницах. Верстка – это искусство, и ей можно посвятить отдельную книгу. На основе нашего опыта можно дать несколько советов:

Publisher 2003. Это стандартная программа Microsoft Office. Она достаточно проста и удобна в применении. Возможно, вы освоите какую-то другую программу, главное, чтобы она была специализированной для печатных публикаций.

Шаблон. Он облегчит вам жизнь. В его копии вы будете вносить новые материала, при этом стиль газеты будет сохраняться из номера в номер.

Форматирование. Представьте себе лысого мужчину в строгом костюме и клоуна. С этими персонажами можно сравнить некоторые издания. В одних большое внимание уделяют содержанию, в других форме. Соблюдайте меру во всем. Начните с преобладающего цвета вашей газеты. Цвет украсит издание, главное не сделать ее пестрой. Тексты статей рекомендуется набирать шрифтом Arial 9 или 10 кегля (размер букв). Так же выберите 3-4 стиля оформления заголовков статей. Количество колонок должно быть одинаковым на каждой странице. Как правило, на полосе располагают 3-4 колонки. Они должны быть одинаковой ширины.  Редактирование фотографий, безусловно, работа фотокорреспондента. Сделать это можно с помощью программы Photoshop, но если учащийся не владеет навыками работы с данной программой, Publisher может в этом помочь. Обрежьте с фотографии все лишнее, не несущее никакой информации, и осветлите ее, так как при печати они получаются темнее, чем на мониторе. Не забывайте подписывать фотографии: кем сделаны и кто на них.

Когда вы приступаете к верстке газеты, можно параллельно приступить к рекламе нового номера. Как вы будете это делать, зависит от вашей фантазии. Мы вывешиваем объявление о том, что «В свет вышел новый номер газеты «Эврика», а рядом вывешиваем первую страницу газеты, на которой размещаем анонс.

После того, как газета сверстана, нужно распечатать пробный вариант. Мы отдаем ее на проверку руководителю кружка. Он проверяет газету на наличие фактических ошибок. Также она повторно проверяется на наличие пунктуационных, стилистических и грамматических ошибок. Пробная печать выявляет и недостатки верстки. Особое внимание уделите фотографиям. Возможно, они требуют повторной коррекции. Потом газета вновь распечатывается и вновь просматривается. Только после этого можно запускать печать тиража номера.

Если вы создали первый номер, распечатайте не больше тридцати номеров. Не хватит – допечатаете. Но эта цифра станет показателем того, сколько нужно распечатать экземпляров в следующий раз. После того, как газета напечатана, ее нужно либо раздать, либо продать. В день выпуска газеты мы собираемся, чтобы обсудить результаты работы, и планируем следующий номер.

Для того чтобы добиться в работе с детьми каких-то результатов, необходима систематичность в занятиях. Поэтому мы работаем по программам. Поскольку взять их попросту негде, наша программа авторская. Рекомендуется создавать две программы: для первого и второго года обучения. Приведу пример программы кружка «Юный журналист». (см. Приложение 2).

Когда мы начинаем новое дело, то ожидаем получить какой-то результат, чего-то добиться. Наша газета существует уже 5 лет, в течение которых было выпущено 45 номеров. Мы стараемся принимать участие во всех фестивалях и конкурсах. Это не только способ выяснить, насколько хороша ваша газета, но и путь запастись неплохим багажом знаний. Как правило, на таких мероприятиях профессионалы делятся своими знаниями и умениями. В течение четырех лет становимся лауреатами Национального конкурса школьных газет в городе Николаеве. Эти успехи не только наша заслуга, она принадлежит всем тем, кто создал газету, и кто в последующие годы работал над ней. Сделайте подшивку всех номеров. Это станет не только памятью, но и будет выступать в качестве своеобразного учебника. Не сомневайтесь, что те, кто будут работать над газетой после вас, обязательно позаимствуют все интересные идеи и находки и преумножат этот опыт.

Газета должна постоянно «расти». Это понятие применимо не только к количеству полос, но и к качеству материалов. Начните с двух страниц, и вскоре она вырастет до четырех и даже шести полос. Не бойтесь критики. Это хороший стимул для совершенствования. Когда критикуют, тогда есть что исправлять, чему учиться, куда расти. Мы практикуем и поощрение ребят. Практикуем оценки в классный журнал по русскому языку и литературе за хорошую статью в газете. На выпускном вечере члены редакции получают удостоверения о профессиональной подготовке. Самое главное, чтобы ребенок почувствовал, что его работу ценят и замечают.

Педагог, который руководит творческим объединением, и сам должен быть творческой личностью. Работу, которой занимаюсь я, считаю очень интересной и увлекательной. Может быть, именно поэтому и ребята с удовольствием посещают мои занятия. Вместе со студийцами осваиваю новые компьютерную технику и аппаратуру. Очень важно быть интересным своим ученикам, поэтому я стараюсь учиться чему-то новому, развивать свою личность. А успехи ребят – хорошее поощрение за мой труд.

Литература

1.  Блокнот журналиста/Под ред. И. Н. Хлебникова, К. С. Шигурова, А. Н. Дедова, В. К. Волкова. – Курган, 2006г.

2. Головченко Г. А. Как сделать школьную газету? – Николаев, 2004г.

3. Головченко Г.А. Шкільні газети та інформаційне суспільство: навчальний посібник –Миколаїв, Іліон, 2011. – 206с.

4. http://www.klex.ru/8ux

5. http://fulltext.pl.spb.ru/unor/metod/bblsf10_2_23.pdf .
6. http://www.cyveillance.com

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Школьная газета как средство формирования icon Элективный курс как средство формирования межкультурной компетенции
Теоретико-практические аспекты формирования медиатора культур как элемент личностно-ориентированного обучения
Школьная газета как средство формирования icon «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования...
«О реализации опытно-экспериментальной работы педагогов школы в 2011-2012 учебном году по направлению «Проектно-исследовательская...
Школьная газета как средство формирования icon Внеаудиторная работа по литературе как средство формирования ключевых...
Работая со студентами колледжа, которые выбрали себе профессию педагога, невольно задумываешься о том, как сохранить идеалы и любовь...
Школьная газета как средство формирования icon План работы ресурсного центра ндоу «Детский сад №233 ОАО «ржд» на 2012-2013 у г. Тема
Тема «Поликультурное воспитание как средство формирования социально личностной компетенции старших дошкольников»
Школьная газета как средство формирования icon Быстрота в боксе издательство «физкультура и спорт» Москва 1968 1 as. 3 К. 49 6-9-2
Бокс — сложный и мужественный вид спорта приоб­ретает все большее признание не только как эффектив­ное средство в деле разностороннего...
Школьная газета как средство формирования icon Индивидуальный образовательный маршрут как средство достижения метапредметных,...
Одним из приоритетных направлений педагогической деятельности считаю внедрение индивидуального образовательного маршрута как неотъемлемой...
Школьная газета как средство формирования icon Программа по истории и обществоведению II и III школьная ступень
Общая цель учебного предмета заключается в создании предпосылок для укрепления гражданского самосознания и формирования активного...
Школьная газета как средство формирования icon Информационные ресурсы библиотеки как средство формирования ключевых компетенций специалистов
Библиотека является именно тем структурным подразделением учебного заведения, от успешной работы которого во многом зависит формирование...
Школьная газета как средство формирования icon «О реализации опытно-экспериментальной работы педагогов школы в 2011-2012...
Тлеющих мыслей других людей находить свою собственную. (М. М. Пришвин). И как должно быть трудно ученику в современном учебном процессе...
Школьная газета как средство формирования icon Самостоятельная работа №1 Тема: Подготовка презентаций книги В. Бианки...
Текст задания: создать презентацию книги В. Бианки «Лесная газета», в презентацию включить биографические сведения об
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции