Основные направления маркетингового исследования рынка образовательных услуг высшего образования




Скачать 52.05 Kb.
Название Основные направления маркетингового исследования рынка образовательных услуг высшего образования
Дата публикации 26.05.2014
Размер 52.05 Kb.
Тип Анализ
literature-edu.ru > Информатика > Анализ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шулятьева Е.С., Киченко Л.П.
Проведение исследования рынка образовательных услуг высшего образования необходимо для разработки маркетинговой стратегии ВУЗа. В данной статье рассматривается алгоритм проведения маркетингового исследования.

Современное образование характеризуется большим выбором и высокой конкуренцией предоставляемых образовательных услуг со стороны как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений. Существует достаточно большое количество образовательных учреждений, которые предоставляют возможность получить среднее профессиональное, высшее или дополнительное образование с выдачей государственного диплома по одинаковым специальностям.

Можно выделить несколько основных направлений исследования рынка образовательных услуг:

1. Анализ деятельности основных конкурентов по каждому из направлений обучения, предоставляемых ВУЗом.

При проведении анализа используются такие методы исследований, как анализ вторичной информации, в том числе публикаций в СМИ и рейтинговых оценок, а также получение первичной информации, с помощью опросов и наблюдения.

2. Определение специальностей, пользующихся наибольшим спросом на каждом из факультетов.

Анализируются данные о конкурсе на каждую специальность за последние 5 лет, учитываются тенденции изменения конъюнктуры рынка.

3. Изучение информации о стоимости образовательных программ-аналогов основных конкурентов, по сравнению с программами ВУЗа.

Изучается открытая информация о стоимости образовательных программ, публикуемая на web-сайтах и в рекламных материалах ВУЗов, также возможно проведение телефонного опроса ВУЗов-конкурентов.

4. Определение емкости рынка образовательных услуг высшего образования изучаемого региона.

Основой для определения емкости рынка служат данные о количестве выпускников 11 классов, статистические данные о характерном для региона распределении поступающих в ВУЗы, колледжи и другие учебные заведения.

5. Определение основных источников информации, используемых абитуриентами.

Используется анализ размещенной в СМИ и Интернет рекламы, проведение опросов абитуриентов.

6. Выделение основных конкурентных преимуществ.

Проводится SWOT-анализ, выделяются основные факторы, влияющие на конкурентоспособность ВУЗа и достигнутые результаты по каждому из них. Также возможно проведение бенчмаркинга.

7. Изучение и прогнозирование тенденций спроса на рынке образовательных услуг.

Как и при изучении конкурентов, здесь в первую очередь используется вторичная информация, также должны учитываться нормативные документы как действующие, так и находящиеся в стадии проекта (например, система кредитов на образование, сроки обучения, Болонский процесс).

В процессе проведения исследования маркетолог может сталкиваться со следующими проблемами:

1. Отсутствие необходимой информации, в первую очередь относящейся к ценам предоставляемых другими ВУЗами услуг. На многих сайтах прослеживается тенденция к ограничению публикуемой информации, когда указываются только имеющиеся специальности, условия обучения и контактная информация.

2. Конкурентами на рынке образовательных услуг являются не только ВУЗы, предлагающие сходные образовательные программы, но и предлагающие обучение по совершенно другим специальностям, а также различные факультеты одного ВУЗа.

Это может быть связано как с условиями поступления – более низкий проходной балл, легкие экзамены, так и со стоимостью обучения, престижностью ВУЗа и специальности.

Широко распространенной является практика, когда абитуриенты одновременно подают заявления в несколько ВУЗов, или на несколько факультетов, чтобы иметь дальнейшую возможность выбора места обучения из тех специальностей, на которые они пройдут по конкурсу. Очень часто эти специальности имеют отношение к различным областям знаний.

Данная ситуация искусственно увеличивает конкурс на ряде специальностей и затрудняют прогнозирование реального спроса для маркетологов.

3. Ассортимент предлагаемых образовательных программ достаточно узок и традиционен, его обновление происходит медленно и сопряжено с рядом трудностей в плане разработки и утверждения новых образовательных стандартов.

4. Ценообразование на рынке образовательных услуг зависит не только от сложившейся рыночной ситуации и себестоимости услуг, но и в первую очередь от государственного регулирования. Данная тенденция закладывается в определении стоимости коммерческого обучения уже на 2009/2010 учебный год. Стоимость обучения студента на договорной основе определяется размером финансирования бюджетного студента.

5. При определении потенциальной емкости рынка высшего образования необходимо учитывать как выпускников 11 классов общеобразовательных школ текущего года предполагающих дальнейшее обучение в ВУЗе, так и выпускников школ прошлых лет, а также желающих получить второе высшее образование. Также следует принять во внимание, что выпускники школ могут выбрать и такие варианты как обучение в средних специальных образовательных учреждениях и прекращение образования.

Расчет емкости рынка должен учитывать конкуренцию между ВУЗами, сегментацию абитуриентов, а также возможности ВУЗа по числу обучаемых студентов. Возможно использование данных о приеме за предыдущие годы.

6. При выделении конкурентных преимуществ конкретного ВУЗа существенную роль играет квалификационный уровень профессорско-преподавательского состава и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Для оценки этих параметров можно использовать опросы выпускников, проводить мониторинг рынка труда, отслеживать достижения выпускников, как своего ВУЗа, так и ВУЗов-конкурентов.

Конкурентоспособность персонала характеризуют научные достижения и степени, уровень успеваемости обучаемых студентов и данные аттестации. В ряде учебных заведений для оценки персонала используются опросы студентов.

Не менее важен и перечень предлагаемых образовательных программ, его соответствие требованиям рынка труда и общественному мнению о престижности тех или иных профессий. Данный перечень должен учитывать долгосрочные прогнозы спроса на специалистов, для обеспечения трудоустройства выпускников по полученной специальности.

7. Еще одной проблемой выступает изучение особенностей потребительского поведения, которое определяется не только рыночными факторами, такими как:

  • стоимость обучения;

  • количество бюджетных мест;

  • содержание образовательных программ.

Но и культурными, социальными и психологическими факторами:

  • личные предпочтения абитуриента в отношении специальности;

  • возможности абитуриента поступить на выбранную специальность по его собственной оценке;

  • престижность ВУЗа;

  • престижность выбранной профессии;

  • компания, в которой сможет работать выпускник;

  • и др.

Следует также отметить, что лицо, потребляющее образовательные услуги и лицо, их оплачивающее могут не совпадать и руководствоваться различными факторами в своем выборе.
Список литературы

1. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика [Текст] / Е.П. Голубков. – М.: Финпресс, 1998



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основные направления маркетингового исследования рынка образовательных услуг высшего образования icon План введение 2 раздел 1 анализ рынка услуг по доставке грузов 4...
Для этого, потребуется не один час кропотливой работы по изучению рынка, особенностей функционирования схожих предприятий, закрепление...
Основные направления маркетингового исследования рынка образовательных услуг высшего образования icon Федеральное агентство по рыболовству
Разработка и предоставление образовательных услуг в области среднего, высшего и дополнительного профессионального образования
Основные направления маркетингового исследования рынка образовательных услуг высшего образования icon 1. Основные научные направления и школы менеджмента
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Основные направления маркетингового исследования рынка образовательных услуг высшего образования icon Формирование и развитие рынка консалтинговых услуг
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,...
Основные направления маркетингового исследования рынка образовательных услуг высшего образования icon Управление развитием рынка оптических услуг: социальный аспект удк...
Келарев В. В. Управление развитием рынка оптических услуг: социальный аспект. Монография. Ростов на Дону, 2006
Основные направления маркетингового исследования рынка образовательных услуг высшего образования icon Основные направления учебного исследования
Современные приёмы организации учебной деятельности детей на уроке русского языка
Основные направления маркетингового исследования рынка образовательных услуг высшего образования icon Основные направления и методы антропологии
Направления: Можно разделить антропологию на направления 2-мя способами: традиционный и модернизированный
Основные направления маркетингового исследования рынка образовательных услуг высшего образования icon Научно-методические рекомендации по организации инновационной среды...
Становление молодежного рынка труда в условиях реформирования системы профессионального образования
Основные направления маркетингового исследования рынка образовательных услуг высшего образования icon Модернизация финансово-экономического образования: проблемы и перспективы
Актуальность содержания данной статьи обусловлена процессами реформирования системы образования РФ в контексте повышения качества...
Основные направления маркетингового исследования рынка образовательных услуг высшего образования icon Журнал Современная экономика №11 (11) 2010
Влияние развития конкуренции на рынке образовательных услуг на формирование конкурентных преимуществ дополнительного профессионального...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции