1 .Основные задачи библиотеки:
1 .Главной задачей библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебном процессе:
-Повышение уровня грамотности учащихся, содействие развитию навыков чтения, запоминания.
-Выработка умения пользоваться информационно- коммуникативными технологиями.
-Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей в образовательных проектах.
-Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам.
-Накопление банка педагогической информации.
-Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов.
2.Направление деятельности библиотек: Работа с учащимися: -уроки культуры чтения; -библиографические уроки; -литературные и музыкальные часы; Поддержка общешкольных мероприятии: -предметные недели;
-День знаний; -День матери;
-оформление школьных выставок, газет, стендов;
-общественные акции; день борьбы с наркоманией, табакокурение и др.; Работа с учителями и родителями: -выступление на заседаниях педсовета;
-обзоры новинок художественной, учебно-методической и учебной литературы;
-выступление на родительских собраниях; - участие в кругляк столах;
-
Формирование фонда библиотеки:
а) Проблемы
-Несоответствие между современными потребностями учащихся и педагогического коллектива в качественных фондах и их реальным состоянием.
-Достижение нового качества образования невозможно без кардинального улучшения состояния книжного фонда школьной библиотеки.
Школьная библиотека нуждается в обновлении и пополнении не только учебных, но и основных книжных фондов. Существенно снижает качество библиотечно - информационного обслуживания недостаток названий и количества экземпляров художественной и научно - популярной, методической .и научно-педагогической, справочной и энциклопедической литературы, наглядных пособий и периодических изданий.
б) Решения
-За счет средств федерального бюджета (субвенций) обеспечить учебной,
программной и дополнительной литературой в соответствии с требованиями общего стандарта.
-Закрепить в уставе школы обязанность учредителя осуществлять планомерное обновление фонда школьной библиотеки.
-Выделение в статьях сметы школы . отдельных строк на финансирование деятельности школьной библиотеки.
-В каждый год провести диагностику обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями.
-
Массовая работа:
Главной целью проведения всех массовых мероприятий является развитие творчества детей, поддержка их читательского интереса.
Выставки, викторины, акции - «Подари библиотеке книгу».
|| \Ji Библиотечно-библиографические уроки:
Занятия проводимые библиотекой, дополняют, расширяют знания детей, помогают на практике закрепить теоретический материал.
i класс, знакомство с оиолиотекои. i фавила пользования библиотекой. Понятие о библиотеке. Абонемент и читальный зал.
Правила обращения с книгой. Беседа - « О бережном отношении к учебнику»
Октябрь Библиотекарь
2класс. Структура книги: обложка, корешок, страница, иллюстрации, оглавление, предисловие. Газеты и журналы для детей.
« Какой я ученик, расскажет мой учебник» - беседа о сохранности учебников.
Ноябрь Библиотекарь
Зкласс. Как читать книги - (внешние условия чтения: тишина, освещение, поза)
Формирование навыков самостоятельной работы с книгой, внимание к тексту предисловие и послесловие, роль иллюстраций, обсуждение книги.
Выбор книги в библиотеке - ( открытый доступ к фонду, порядок расстановки книг, полочные разделители, закладки, выставки).
Компьютер в библиотеке, кассеты, диски.
Ноябрь Библиотекарь
4класс. Справочная литература- ( понятие об энциклопедиях, словарях, справочниках; Научно - познавательная литература для детей- Серии научно - познавательных книг, их разнообразие, отличие от художественной литературы, авторы, ученые, журналисты).
Беседа - «Сохраним учебник на отлично»
Декабрь Библиотекарь
5класс. Структура книги. Как читать книги. Аннотация, предисловие, содержание, словарь. Использование этих знаний при выборе книг, работа с нимг Цели чтения, способы чтения, просмотр, выборочное чтение, иллюстрации.
«Что достается бесплатно?» - беседа
Январь Библиотекарь
бкласс. Справочная литература. Словари, энциклопедии. Расширение понятий о справочной литературе. Типы справочных изданий: универсальные и
отраслевые, справочный аппарат энциклопедии, словари и принципы раооты с ними.
«Книга - твой лучший друг» - беседа
Февраль Библиотекарь
7 класс. Каталоги и картотеки. Справочная литература. Научно -популярная литература.
Цель чтения: расширение кругозора, подготовка к докладу, реферату, приобретение навыков доступа к информации.
Беседа- « За страницами твоего учебника»
Март Библиотекар ь
9класс. Справочно - библиографический аппарат библиотеки, картотеки, электронные каталоги картотеки. Справочная литература. Словари, справочники, энциклопедии.
Методы самостоятельной работы с книгой.
Апрель Библиотекарь
10-11 класс Выбор книги в библиотеке (открытый доступ к фонду, формирование навыков самостоятельной работы с книгой обсуждение книги). Компьютер в библиотеке, кассеты, диски. Подготовка к экзаменам помощь в работе с литературой).
Май Библиотекарь
V. Повышение профессиональной- деятельности,
-посещать проводимые се.минарские занятия;
-изучать журналы «Школьная библиотека», «Библиотека»;
-
читать другие периодические издания: «Воспитатель школьника», « Классный руководитель», « Нормативные документы» и другие.
-
изучать передовой опыт других библиотек; Совершенствовать умения навыков работы на компьютере; -участвовать в конкурсах городского и республиканского масштаба
отраслевые, справочный аппарат энциклопедии, словари и принципы раооты с ними.
«Книга - твой лучший друг» - беседа
Февраль Библиотекарь
7 класс. Каталоги и картотеки. Справочная литература. Научно -популярная литература.
Цель чтения: расширение кругозора, подготовка к докладу, реферату, приобретение навыков доступа к информации.
Беседа- « За страницами твоего учебника»
Март Библиотекарь
9класс. Справочно - библиографический аппарат библиотеки, картотеки, электронные каталоги картотеки. Справочная литература. Словари, справочники, энциклопедии.
Методы самостоятельной работы с книгой.
Апрель Библиотекарь
10-11 класс Выбор книги в библиотеке (открытый доступ к фонду, формирование навыков самостоятельной работы с книгой обсуждение книги). Компьютер в библиотеке, кассеты, диски. Подготовка к экзаменам помощь в работе с литературой).
Май Библиотекарь
V. Повышение профессиональной- деятельности,
-посещать проводимые семинарские занятия;
-изучать журналы «Школьная библиотека», «Библиотека»;
-
читать другие периодические издания: «Воспитатель школьника», « Классный руководитель», « Нормативные документы» и другие.
-
изучать передовой опыт других библиотек; Совершенствовать умения навыков работы на компьютере; -участвовать в конкурсах городского и республиканского масштаба
VII. Деятельность школьной библиотеки
№
|
Содержание работы
|
Срок исполнения
|
класс
|
Ответственный
|
1 .Работа с фондом художественной литературы
|
1
|
Своевременное проведение обработки и регистрации изданий
|
По мере поступления в течении года
|
|
Библиотекарь
|
2
|
Контроль за своевременным возвратом в фонд выданных изданий
|
постоянно
|
|
Библиотекарь
|
3
|
Ведение работы по сохранности фонда
|
постоянно
|
|
Библиотекарь
|
4
|
Работа по мелкому ремонту худож. Изданий .метод литературы с привлечением учащихся
|
Один раз в четверть
|
|
Библиотекарь
|
5
|
Оформление книжных полок
|
постоянно
|
|
Библиотекарь
|
6
|
Оформление подписки на первое и второе полугодие
|
Октябрь, апрель
|
|
Библиотекарь
|
7
|
Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах
|
постоянно
|
|
Библиотекарь
|
8
|
Обеспечение свободного доступа к художественному фонду и фонду периодики
|
постоянно
|
|
Библиотекарь
|
2.Справочно -библиографическая
|
эабота
|
9
|
Работа с инвентарной и суммарной книгой
|
постоянно
|
|
Библиотекарь
|
10
|
Книга принятия взамен утерянных подаренных в библиотеку книг
|
постоянно
|
|
Библиотекарь
|
11
|
Журнал учета выданных книг
|
постоянно
|
|
Библиотекарь
|
12
|
Периодическое списание фонда с учетом ветхости морального износа
|
Декабрь июнь
|
|
Библиотекарь
|
13
|
Дневник работы
|
постоянно
|
|
Библиотекарь
|
14
|
библиотекаря
|
|
|
|
14
|
Разработки библиотечно- библиографических уроков
|
По мере поступления
|
|
Библиотекарь
|
15
|
Прием и обработка поступившей литературы: оформления накладных, штемпеливания оформление картотеки, запись в книгу суммарного учета
|
По мере поступления
|
|
Библиотекарь
|
3.Работа с учащимся и педагогическим коллективом школы
|
16
|
Обслуживание учащихся школы согласно расписанию работы библиотеки
|
Постоянно
|
|
Библиотекарь
|
17
|
Проведение беседы с вновь записавшимся читателями о правилах поведения в библиотеке о культуре
|
Постоянно
|
|
Библиотекарь
|
18
|
Подготовка рекомендаций для читателей -школьников в соответствии с возрастными категориями
|
Постоянно
|
|
Библиотекарь
|
19
|
Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников ,с доведением результатов просмотра до классных руководителей
|
Один раз в месяц
|
|
Библиотекарь
|
20
|
Рекомендательные и рекламные беседы о книгах энциклопедиях при выдаче книг
|
постоянно
|
|
Библиотекарь
|
21
|
Беседы со школьниками о прочитанном
|
постоянно
|
|
Библиотекарь
|
22
|
Подбор списков литературы на лето
|
май
|
|
библиотекарь
|
|
произведениям,, которые будут изучаться в следующем году
|
|
|
|
23
|
Привлечение школьников к ответственности за причиненный ущерб книге, учебнику
|
По мере
необходимое
ти
|
|
Библиотекарь
|
24
|
Информирование учителей о новой методической литературе, педагогических журналах, газетах
|
Периоды чески (на совещаниях)
|
|
Библиотекарь
|
25
|
Помощь в организации
|
По мерс
|
|
Библиотекарь
|
|
мероприятий (подбор материалов, разработок, выставки, оформления...)
|
необходимое ти
|
|
|
26
|
Заседания библиотечного актива и совета школы
|
Один раз в четверть
|
|
Библиотекарь
|
27
|
Своевременное информирование пользователей о проведении в библиотеке массовых мероприятий
|
|
|
|
4.Массовая работа
|
28
|
Нравственно- патриотическое воспитание: - мероприятие, 90- летие Г.Гамзатова посвященное Р. Гамзатову «В горах мое сердце»; - конкурс рисунков; -конкурс стихов
|
Сентябрь
|
|
Алигалбацова А.А.
|
29
|
Мероприятие, посвященное дню матерей «Рай под ногами матерей»
|
10 сентября
|
|
Алигалбацова А.А.
|
30
|
Развлекательное мероприятие Рейд живи книга
|
Декабрь
|
|
Алигалбацова А.А.
|
31
|
Новогодний узор и выпуск стенгазета -конкурс рисунков
|
24 декабря
|
1-4кл.
|
Алигалбацова А.А.
|
32
|
Мероприятие, посвященное 8марта «праздник бабушек и мам»
|
7марта
|
|
|
33
|
Празднование Дня птиц : - конкурс рисунков, стенгазет ; - изготовление подделок , скворечников - КВН «Птицы - наши друзья»; - урок викторина «Птичий базар»; -«Здоровье планеты твое здоровье»
|
март
|
5-9кл. бкл.
7кл. 9-10кл.
|
|
5.Работа с фондом учебного литературы
|
34
|
Подведение итогов движение фонда, диагностика обеспеченности уч-ся школы учебниками в новом учебном году.
|
Сентябрь- октябрь
|
|
Библиотекарь
|
35
|
Экология
|
Сентябрь
|
|
|
36
|
«Будущее Дагестана в руках матерей»
|
|
|
|
37
|
«Золотая осень»
|
|
|
|
38
|
Составление библиографической модели комплектования фонда
|
Ноябрь
|
|
библиотекарь
|
|
учебной литературы : - составление совместно с учителями заказан на учебники; - согласование и
|
|
|
|
39
|
Утверждение план заказа администрацией школы, его передача методисту БГУО - подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году; - прием и обработка поступивших учебников: -оформление накладных ; - запись в книгу суммарного учета; - штемпелевание ; - оформление картотеке; - составление списков классов с учетом детей из малообеспеченных семей; - работа с резервным фондом учебников (ведение учета, размещения для хранения )
|
В течение года
|
|
|
40
|
Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий
|
По мере поступления
|
|
библиотекарь
|
41
|
Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с подведением итога)
|
По четвертям
|
|
библиотекарь
|
42
|
Прощание с азбукой
|
Май
|
|
|
43
|
Прощание с начальной школой
|
Май
|
|
|
|