Скачать 0.84 Mb.
|
Трансфертное ценообразование в компаниях со сложной структурой В предыдущей главе рассмотрены альтернативные финансовые показатели для оценивания деятельности подразделений. Однако на вес результаты, измеряемые этими показателями, в значительной степени будут влиять трансферты, т.е. операции, в ходе которых подразделения передают друг другу товары и оказывают услуги. Установленные трансфертные цены являются расходами для принимающего подразделения и поступлениями для поставляющего подразделения, что означает, что всякий раз, когда устанавливается трансфертная цена, это влияет на рентабельность каждого подразделения. Кроме того, такая трансфертная цена в значительной степени влияет и на решения, принимаемые в подразделении по величине исходных ресурсов и выходу продукции и тем самым на общие прибыли компании в целом. В этой главе рассмотрим различные подходы к установлению трансфертных цен, применяемых при взаимодействии подразделений. Хотя внимание в основном будет уделено трансфертным ценам, устанавливаемым при взаимодействии друг с другом подразделений типа центр прибыли или центр инвестиций, трансфертное ценообразование может также использоваться и при отношениях между собой центров издержек (в виде которых обычно выступают центры услуг или центры поддержек) или между центрами издержек и центрами прибыли/инвестиций. Здесь применяются те же самые базовые принципы, как и между подразделениями, за исключением того, что в этом случае нет необходимости включать в трансфертную цену для покрытия издержек поставляющего центра составляющую прибыли. Более строгий экономический анализ этой проблемы трансфертного ценообразования рассмотрен в приложении в конце главы. Цели изучения Изучив материал данной главы, вы должны уметь:
Цели трансфертного ценообразования Система трансфертного ценообразования должна выполнять следующие цели. 1. Представлять информацию, которая побуждает менеджеров подразделений принимать обоснованные экономические решения. Это произойдет в том случае, когда действия, предпринимаемые менеджерами подразделений, чтобы улучшить показатели прибыли в отчетах о деятельности своих подразделении, также увеличивают значение прибыли компании в целом. 21. Трансфертное ценообразование в компаниях со сложной структурой 785
Представление информации для принятия экономически обоснованных решений Товары, переданные от поставляющего подразделения к принимающему подразделению, называются промежуточной продукцией (промежуточным продуктом). Продукты, реализуемые получающим подразделением внешним структурам, называются готовой продукцией (готовым продуктом). Цель получающего подразделения — провести дополнительную обработку промежуточной продукции, а затем реализовать ее как готовую продукцию на внешнем рынке. Для получающего подразделения трансфертная цена промежуточной продукции выступает в виде расходов, а для поставляющего — как доходы. Следовательно, трансфертные цены применяются, чтобы определить, сколько поставляющему подразделению следует выпустить промежуточной продукции и сколько этой продукции должно приобретаться получающим подразделением. В централизованной компании решение о том, следует ли продавать промежуточную продукцию на внешнем рынке или целесообразнее обрабатывать ее дальше, принимается на основе сравнения приростных издержек и поступлений от последующей обработки. В децентрализованной организации менеджер принимающего подразделения будет трактовать цену, при которой промежуточная продукция передается как трансферт, как приростные издержки, и это может привести к неправильным решениям. Например, предположим, что приростные издержки на получение промежуточной продукции составляют £100, а дополнительные затраты на ее дальнейшую обработку в принимающем подразделении — £60. Общие приростные издержки на выпуск готовой продукции в этом случае составят £160. Также предположим, что поставляющие подразделения имеют временный избыток мощности, который сохраняется, для того чтобы обеспечить потребности спроса, который, как ожидается, скоро возрастет, а также, что рыночная цена готовой продукции равна £200. Чтобы упростить пример, предположим, что рынка для промежуточной продукции не существует. Правильным решением в краткосрочном плане будет преобразовать промежуточную продукцию в готовую. В централизованной компании будет принято именно это решение, но в децентрализованной организации, где трансфертная цена на промежуточную продукцию равна £150 и рассчитана по полным расходам плюс маржа прибыли, приростные издержки получающего подразделения составят £210 (£150 + £60). В этом случае менеджер подразделения придет к неправильному решению — промежуточную продукцию для дальнейшей обработки не закупать. Эту проблему можно преодолеть, если трансфертная цена устанавливается по приростным издержкам поставляющего подразделения, которые в этом примере равны £100. Оценивание работы менеджеров Когда товары передаются из одного подразделения в другое, поступления поставляющего подразделения становятся расходами для получающего подразделения. Следовательно, на прибыль этих подразделений могут влиять цены, по которым товары передаются из одного подразделения в другое, и возникает опасность, что необоснованная трансфертная цена приведет к неправильному показателю работы менеджеров, в результате чего у менеджеров подразделений может ело- 786 Раздел четвертый Информация для планирования, управления и измерения показателей функционирования житься мнение, что трансфертная цена влияет на получаемые ими оценки несправедливо. Это в свою очередь может привести к несогласию с полученными оценками и к отрицательным последствиям в отношении мотивации работы. Конфликт целей К сожалению, ни одна из трансфертных цен скорее всего не сможет в равной степени успешно обеспечить четыре указанные выше цели. Поэтому очень часто эти цели вступают друг с другом в конфликт, и в этих условиях менеджеры вынуждены искать компромиссные варианты. В частности, в противоречие могут вступить принятие решений и оценивание работы менеджеров. Например, в некоторых ситуациях трансфертная цена, которая побуждает принятие оптимальных краткосрочных экономических решений, эквивалентна маржинальной стоимости. Если поставщик имеет излишек мощностей, то эта стоимость, возможно, будет равна переменным издержкам. Но если трансфертная цена устанавливается на уровне переменных издержек, поставляющее подразделение не сможет покрыть часть своих постоянных издержек и, следовательно, в отчете покажет убытки. Более того, если трансфертная цена, эквивалентная переменным издержкам (£100 в приведенном выше примере), устанавливается менеджеру поставляющего подразделения из центра, то концепции автономности подразделения или децентрализации оказываются под угрозой. С другой стороны, трансфертная цена, которая может быть удовлетворительной для оценивания показателей функционирования подразделения (£150 в приведенном выше примере), может заставить подразделения принимать неоптимальные решения с точки зрения компании в целом. Альтернативные методы трансфертного ценообразования Существуют пять основных типов трансфертных цен, которые компании могут использовать для передачи товаров и предоставления услуг между подразделениями.
21 Трансфертное ценообразование в компаниях со сложной структурой 787 качестве базы для ведения таких переговоров стороны используют информацию о рыночных ценах или маржинальных или полных расходах, хотя формальных требований, что они должны действовать именно на основе этих цен, не существует. В табл. 21.1 показаны результаты анализа основных методов трансфертного ценообразования, применяемых в различных странах. По данным таблицы видно, что в США большинство компаний, деятельность которых была проанализирована, используют трансфертные цены. По результатам всех исследований очевидно, что только небольшая доля компаний (менее 10%) определяет цены по маржинальным или переменным издержкам. Значительная часть компаний пользуется всеми методами, но при этом основная доля товаров и услуг, передаваемых и получаемых в виде трансфертов, оценивается по рыночным ценам или по полным затратам, или по полным затратам плюс надбавка. В следующих параграфах описаны подробно каждый из основных методов трансфертного ценообразования, а также условия, в которых он наиболее подходит. Исследования, перечисленные ниже, относятся к анализу практических способов трансфертного ценообразования в разных странах. Из этих исследований хорошо видно, что переменные или маржинальные издержки для этих целей широко не применяются, в то время как полные затраты или полные затраты плюс надбавка используются часто. Кроме того, широко используются и методы на основе рыночных цен. Таблица 21.1. Обзор практических приемов, применяемых в компаниях Исследования, проведенные в Австралии и Канаде
Исследователи в Канаде просили респондентов назвать основную цель создания у себя системы трансфертного ценообразования. Приблизительно 50% указали оценивание показателей деятельности, а одна треть — максимизацию прибыли компании в целом. Исследования в Великобритании (Drury et al., 1993) Активность использования Никогда/редко Иногда Часто/всегда
788 Раздел четвертый. Информация для планирования, управления и измерения показателей функционирования Исследования в США (Borkowski, 1990) Число компаний-респондентов Доля компаний, в которых применяются трансфертные цены 215 89,6% Процент использования трансфертных систем на основе следующих баз Рыночная цена: полная рыночная цена 20,2 скорректированная рыночная цена 12.5 32,7 На основе переговоров с привязкой к: внешним ценам 13,6 производственным расходам 3,0 без ограничений 6.0 22,6 Полные затраты: нормативные 14,3 фактические _ 7,1 плюс прибыль, пропорциональная издержкам 14,9 плюс фиксированная прибыль 2,4 другие 2.4 41,1 Переменные издержки: нормативные 2,4 фактические 0,6 плюс вклад в прибыль, пропорциональный расходам 0,6 плюс фиксированный вклад в прибыль 0,0 плюс альтернативные издержки 0.0 3,6 Маржинальные (приростные) издержки 0,0 Математические / программные модели 0,0 Двойное ценообразование 0_.0 Итого 100.00 Трансфертные цены на основе рыночных цен В большинстве случаев, когда для промежуточного продукта существует совершенный конкурентный рынок, оптимально как для целей принятия решений, так и для оценивания деятельности организации устанавливать трансфертные цены по ценам конкурентного рынка. Совершенный конкурентный рынок существует в том случае, если продукт является однородным и если ни один из покупателей или продавцов на рыночные цены влиять не может. Когда трансферты учитываются по рыночным ценам, показатели деятельности подразделений с большей вероятностью отражают реальный экономический вклад подразделения в общие прибыли компании. Если поставляющего подразделения не существует, промежуточный продукт необходимо закупать на внешнем рынке по текущей рыночной цене. И наоборот, если не существует получающего подразделения, промежуточный продукт приходится реализовывать на внешнем рынке по текущей рыночной цене. Следовательно, в этом случае прибыли подразделений скорее всего похожи на прибыли, которые были бы, если бы подразделения выступали в качестве отдельных компаний. Вследствие этого рентабельность подразделений может быть сопоставлена непосредственно с рентабельностью аналогичных компаний, действующих в этой же отрасли бизнеса. На совершенном конкурентном рынке поставляющее подразделение должно поставлять столько промежуточной продукции, сколько требуется получающему подразделению, по текущей рыночной цене до тех пор, пока его приростные издержки будут ниже рыночной цены. Если 21 Тронсфертное ценообразование в компаниях со сложной структурой 789 этого количества недостаточно для удовлетворения спроса получающего подразделения, оно должно получить остальную часть, купив промежуточный продукт у внешнего поставщика по текущей рыночной цене. И наоборот, если поставляющее подразделение производит больше промежуточного продукта, чем его требуется для получающего, излишек продукции может быть реализован на внешнем рынке по текущей рыночной цене. Рис 21.1 Влияние на прибыль трансфертных цен, в основе которых лежат рыночные цены Когда реализационные расходы для внутренних трансфертов промежуточного продукта идентичны расходам, появляющимся на внешнем рынке, поставляющему подразделению становится безразлично, где реализовать свою продукцию: внутри организации или вне ее. Чтобы показать это, рассмотрим два альтернативных варианта. В первом случае сначала предположим, что выход продукции поставляющего подразделения продается вне организации и получающее подразделение закупает необходимые ему компоненты также вне организации. Во второй ситуации выход промежуточной продукции передается внутри организации по рыночной цене и не реализуется на внешнем рынке. Для анализа этого примера обратимся к рис. 21.1. Цель диаграммы, показанной на этом рисунке, — представить, что прибыль подразделения и организации в целом не зависят от того, какой выбирается вариант из указанных выше. 790 Раздел четвертый. Информация для планирования, управления и измерения показателей функционирования На рис. 21.1 показана ситуация, при которой получающее подразделение продает 1000 ед. готовой продукции на внешнем рынке. Приростные издержки на производство 1000 ед. промежуточного продукта составляют £5000 при рыночной цене промежуточной продукции в £8000. Приростные издержки получающего подразделения за дополнительную обработку 1000 ед. промежуточного продукта равны £4000. Готовая продукция этого подразделения может быть реализована за £18 000. Как видно, для подразделения не важно, передан промежуточный продукт как трансферт или реализован вне организации: прибыли каждого подразделения и компании в целом остаются неизменными. Здесь, конечно, предполагается, что поставляющее подразделение может реализовать всю свою продукцию либо внутри организации, либо вне ее по текущей рыночной цене. Если дело обстоит не так, то необходимо дать указания получающему подразделению закупать у поставляющего подразделения то количество, которое оно выпустило, по рыночной цене, поскольку получающему подразделению безразлично, закупать промежуточный продукт у поставляющего подразделения или на внешнем рынке. Если поставляющее подразделение в долгосрочном плане не может получить прибыль при текущей цене внешнего рынка, то компания окажется в более выгодном экономическом положении, если оно перестанет выпускать промежуточный продукт, а станет его получать на внешнем рынке. Аналогично, если получающее подразделение не может получить в долгосрочном плане прибыль, если трансферты осуществляются по текущей рыночной цене, то целесообразно прекратить обработку промежуточного продукта, а поставляющему подразделению следует порекомендовать реализовывать всю свою продукцию на внешнем рынке. Таким образом, там, где существует конкурентный рынок для промежуточного продукта, для принятия решений руководителями поставляющего и получающего подразделений независимо друг от друга может применяться рыночная цена. Влияние реализационных расходов На практике прибыли компании в целом, вероятно, будут различаться, если промежуточный продукт приобретается в самой организации или вне ее. Это происходит из-за того, что поставляющее подразделение при реализации промежуточного продукта на внешнем рынке будет нести реализационные расходы, однако этих расходов не будет при трансфертах между подразделениями одной организации. Если трансфертная цена устанавливается на уровне текущей рыночной цены, получающему подразделению будет безразлично, откуда получать промежуточный продукт: от другого подразделения или вне организации. Однако если получающее подразделение закупает промежуточный продукт вне организации, то компании в целом это будет менее выгодно в той степени, в какой велики реализационные расходы поставляющего подразделения на внешнем рынке. На практике многие компании при установлении трансфертных цен, действующих внутри компании, модифицируют правила рыночной цены и снижают трансфертную цену на величину экономии от реализационных и иных расходов, связанных с внешним рынком. Другие несовершенства рынка Одной из основных проблем при использовании рыночных цен является то, что рынок, как правило, не является абсолютно конкурентным. Кроме того, трансфертный продукт может иметь специальные характеристики, которые отличают его от похожих видов продукции. Рыночная цена на промежуточный продукт является подходящей только в том случае, когда качество, условия доставки, величины скидок и последующие услуги являются полностью идентичными. Более то- 21. Трансфертное ценообразование в компаниях со сложной структурой 791 го, могут сложиться условия, при которых закупка промежуточного продукта целесообразна на внешнем рынке у поставщиков, временно продающих его по цене распродажи, которая ниже общих затрат, но выше переменных издержек. При избыточной мощности поставляющего подразделения, если оно будет строго следовать правилу рыночных цен, принимаемые решения могут оказаться неправильными. Например, предположим, что поставляющее подразделение имеет излишек мощностей и выпускает промежуточный продукт по приростным издержкам в £1000; а трансфертная цена для этого продукта устанавливается на уровне рыночной внешней цены в £1600. Теперь предположим, что поставщик промежуточного продукта продает его по временной цене распродажи в £1500. С учетом этой ситуации менеджер получающего подразделения предпочтет закупить промежуточный продукт у внешнего поставщика по £1500, чем у поставляющего подразделения за £1600. Поскольку у поставляющего подразделения есть свободные мощности, релевантные издержки выпуска продукции в организации составляют £1000, и строгое следование правилу рыночной цены может, следовательно, побудить менеджеров принимать решения, которые не в интересах компании в целом. Осложнения, указанные в предыдущих параграфах, возникают из-за того, что рынок промежуточного продукта не является абсолютно конкурентным. Следовательно, важно уточнить, в какой степени рыночные условия приближаются к условиям совершенной конкуренции. Если эта степень высока, трансфертная цена должна устанавливаться на основе рыночной цены промежуточного продукта, а любые превышения внутреннего спроса над поставками или поставок над спросом могут быть скомпенсированы путем покупки или реализации промежуточного продукта на внешнем рынке. Многие компании применяют трансфертные цены на основе рыночных цен и тогда, когда конкуренция не является совершенной. Для этого они вносят коррективы в наблюдаемые рыночные цены. Такие коррективы могут отражать мнение менеджеров, что цены, устанавливаемые внешним поставщиком, являются краткосрочными ценами распродаж, которые в течение длительного времени не продержатся. Если узкие места рынка существуют, то скорректированные трансфертные цены на основе рыночных цен могут оказаться вполне обоснованными, особенно с учетом того, что утраченная прибыль из-за отклонения от оптимальной цены не является слишком большой. Утраченную прибыль можно компенсировать тем, что трансфертная цена воспринимается менеджерами подразделений как справедливая с точки зрения оценивания деятельности подразделений и при условии, что автономность деятельности подразделений не страдает. Трансфертные цены на основе маржинальных затрат Когда рынок для промежуточного продукта является несовершенным или его вообще не существует, трансфертные цены на основе маржинальных затрат могут побуждать менеджеров как поставляющего, так и получающего подразделений действовать на том уровне выпуска продукции, при котором прибыль компании в целом является максимальной. Экономическая теория свидетельствует, что теоретически правильной трансфертной ценой, стимулирующей общий оптимальный уровень в отсутствие ограничений на мощность, является цена на основе маржинальных затрат на производство промежуточного продукта при оптимальном уровне производства компании в целом. Обоснование этого подхода довольно сложное и не нужно для всех читателей этой книги. Поэтому основные положения этой теории и более сложные ее примеры пока отложим и рассмотрим в этой главе ниже. Большинство бухгалтеров при определении маржинальных затрат исходят из краткосрочной перспективы и предполагают, что маржинальные затраты являются постоянными на единицу 792 |
Введение 2 В крупных компаниях в процессе разработки документации задействовано, как правило, значительное число специалистов различных подразделений.... |
Литература Энциклопедии Цель: познакомить со структурой энциклопедий; с алгоритмом поиска информации в энциклопедических изданиях |
||
Актуальность проблемы. Текущее состояние на рынке страхования. Страхование и pr В страховых компаниях при поглощении иностранными на примере компаний росно и наста (2009) |
Рабочая программа по дисциплине дс. Ф. 5 Рыночное ценообразование Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта» |
||
Библиотечный урок Структура книги Цель урока: познакомить учащихся со структурой книги, дать первые навыки самостоятельной работы с книгой, закрепить полученную на... |
Ш аг №1 Мечта Цель Планирование К вашему вниманию представляется алгоритмированный, пошаговый план действий, который проверен временем и тысячами людьми по всему... |
||
Александр Шумович Великолепные мероприятия. Технологии и практика... ... |
Тема: «Особенности эпистолярного жанра» Цель: познакомить учащихся с эпистолярным жанром – со структурой письма и его этикетными особенностями; научить выдерживать письмо... |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Цель: Познакомить с основами современной географической науки, историей ее развития, структурой знаний и научных направлений, методами... |
План. Паранормальное явление и человек звенья сложной системы. Наука... Возможности использования системного подхода в постижении реальности: парапсихология |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |