Трансфертное ценообразование в компаниях со сложной структурой




Скачать 0.84 Mb.
Название Трансфертное ценообразование в компаниях со сложной структурой
страница 1/6
Дата публикации 23.05.2014
Размер 0.84 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6






Трансфертное ценообразование в компаниях со сложной структурой

В предыдущей главе рассмотрены альтернативные финан­совые показатели для оценивания деятельности подразде­лений. Однако на вес результаты, измеряемые этими по­казателями, в значительной степени будут влиять транс­ферты, т.е. операции, в ходе которых подразделения пере­дают друг другу товары и оказывают услуги. Установлен­ные трансфертные цены являются расходами для прини­мающего подразделения и поступлениями для поставляю­щего подразделения, что означает, что всякий раз, когда устанавливается трансфертная цена, это влияет на рента­бельность каждого подразделения. Кроме того, такая трансфертная цена в значительной степени влияет и на решения, принимаемые в подразделении по величине ис­ходных ресурсов и выходу продукции и тем самым на об­щие прибыли компании в целом.

В этой главе рассмотрим различные подходы к уста­новлению трансфертных цен, применяемых при взаимо­действии подразделений. Хотя внимание в основном будет уделено трансфертным ценам, устанавливаемым при взаимодействии друг с другом подразделений типа центр прибыли или центр инвестиций, трансфертное ценообра­зование может также использоваться и при отношениях между собой центров издержек (в виде которых обычно выступают центры услуг или центры поддержек) или меж­ду центрами издержек и центрами прибыли/инвестиций. Здесь применяются те же самые базовые принципы, как и между подразделениями, за исключением того, что в этом случае нет необходимости включать в трансфертную цену для покрытия издержек поставляющего центра состав­ляющую прибыли. Более строгий экономический анализ этой проблемы трансфертного ценообразования рассмот­рен в приложении в конце главы.

Цели изучения

Изучив материал данной главы, вы должны уметь:

  • описывать различные цели системы
    трансфертного ценообразования;

  • пояснять, почему, если для промежу­
    точного продукта существует совершен­
    ный конкурентный рынок, правильной
    трансфертной ценой является цена
    внешнего рынка,

  • пояснять, почему трансфертные цены
    типа затраты — плюс не приведут к дос­
    тижению оптимального выхода продук­
    ции;

  • пояснять два метода трансфертного
    ценообразования, которые помогают
    разрешать конфликты между функция­
    ми принятия решений, оценивания пока­
    зателя функционирования и обеспече­
    ния автономности деятельности;

  • пояснять сущность рекомендаций по
    трансфертному ценообразованию на
    национальном уровне;

  • описывать дополнительные факторы,
    которые необходимо учитывать при ус­
    тановлении трансфертных цен для
    мультинациональных структур бизнеса;

  • вычислять оптимальные значения вы­
    хода продукции и трансфертных цен при
    наличии несовершенного рынка для
    промежуточного продукта или вообще
    отсутствия рынка.

Цели трансфертного ценообразования

Система трансфертного ценообразования должна выполнять следующие цели.

1. Представлять информацию, которая побуждает менеджеров подразделений принимать обоснованные экономические решения. Это произойдет в том случае, когда действия, предпри­нимаемые менеджерами подразделений, чтобы улучшить показатели прибыли в отчетах о дея­тельности своих подразделении, также увеличивают значение прибыли компании в целом.

21. Трансфертное ценообразование в компаниях со сложной структурой

785

  1. Представлять информацию, которая полезна для оценивания управленческих и экономиче­
    ских показателей деятельности подразделений.

  2. Целенаправленно перемешать часть прибыли между подразделениями или местами их раз­
    мещения.

  3. Гарантировать, что автономность деятельности подразделений не нарушается.

Представление информации для принятия экономически обоснованных решений

Товары, переданные от поставляющего подразделения к принимающему подразделению, на­зываются промежуточной продукцией (промежуточным продуктом). Продукты, реализуемые полу­чающим подразделением внешним структурам, называются готовой продукцией (готовым продук­том). Цель получающего подразделения — провести дополнительную обработку промежуточной продукции, а затем реализовать ее как готовую продукцию на внешнем рынке. Для получающего подразделения трансфертная цена промежуточной продукции выступает в виде расходов, а для поставляющего — как доходы. Следовательно, трансфертные цены применяются, чтобы опреде­лить, сколько поставляющему подразделению следует выпустить промежуточной продукции и сколько этой продукции должно приобретаться получающим подразделением. В централизован­ной компании решение о том, следует ли продавать промежуточную продукцию на внешнем рынке или целесообразнее обрабатывать ее дальше, принимается на основе сравнения прирост­ных издержек и поступлений от последующей обработки. В децентрализованной организации ме­неджер принимающего подразделения будет трактовать цену, при которой промежуточная про­дукция передается как трансферт, как приростные издержки, и это может привести к неправиль­ным решениям.

Например, предположим, что приростные издержки на получение промежуточной продукции составляют £100, а дополнительные затраты на ее дальнейшую обработку в принимающем под­разделении — £60. Общие приростные издержки на выпуск готовой продукции в этом случае со­ставят £160. Также предположим, что поставляющие подразделения имеют временный избыток мощности, который сохраняется, для того чтобы обеспечить потребности спроса, который, как ожидается, скоро возрастет, а также, что рыночная цена готовой продукции равна £200. Чтобы упростить пример, предположим, что рынка для промежуточной продукции не существует. Пра­вильным решением в краткосрочном плане будет преобразовать промежуточную продукцию в готовую. В централизованной компании будет принято именно это решение, но в децентрализо­ванной организации, где трансфертная цена на промежуточную продукцию равна £150 и рассчи­тана по полным расходам плюс маржа прибыли, приростные издержки получающего подразделе­ния составят £210 (£150 + £60). В этом случае менеджер подразделения придет к неправильному решению — промежуточную продукцию для дальнейшей обработки не закупать. Эту проблему можно преодолеть, если трансфертная цена устанавливается по приростным издержкам постав­ляющего подразделения, которые в этом примере равны £100.

Оценивание работы менеджеров

Когда товары передаются из одного подразделения в другое, поступления поставляющего под­разделения становятся расходами для получающего подразделения. Следовательно, на прибыль этих подразделений могут влиять цены, по которым товары передаются из одного подразделения в другое, и возникает опасность, что необоснованная трансфертная цена приведет к неправиль­ному показателю работы менеджеров, в результате чего у менеджеров подразделений может ело-

786

Раздел четвертый Информация для планирования, управления и измерения показателей функционирования

житься мнение, что трансфертная цена влияет на получаемые ими оценки несправедливо. Это в свою очередь может привести к несогласию с полученными оценками и к отрицательным послед­ствиям в отношении мотивации работы.

Конфликт целей

К сожалению, ни одна из трансфертных цен скорее всего не сможет в равной степени успеш­но обеспечить четыре указанные выше цели. Поэтому очень часто эти цели вступают друг с дру­гом в конфликт, и в этих условиях менеджеры вынуждены искать компромиссные варианты. В частности, в противоречие могут вступить принятие решений и оценивание работы менеджеров. Например, в некоторых ситуациях трансфертная цена, которая побуждает принятие оптимальных краткосрочных экономических решений, эквивалентна маржинальной стоимости. Если постав­щик имеет излишек мощностей, то эта стоимость, возможно, будет равна переменным издерж­кам. Но если трансфертная цена устанавливается на уровне переменных издержек, поставляющее подразделение не сможет покрыть часть своих постоянных издержек и, следовательно, в отчете покажет убытки. Более того, если трансфертная цена, эквивалентная переменным издержкам (£100 в приведенном выше примере), устанавливается менеджеру поставляющего подразделения из центра, то концепции автономности подразделения или децентрализации оказываются под угрозой. С другой стороны, трансфертная цена, которая может быть удовлетворительной для оценивания показателей функционирования подразделения (£150 в приведенном выше примере), может заста­вить подразделения принимать неоптимальные решения с точки зрения компании в целом.

Альтернативные методы трансфертного ценообразования

Существуют пять основных типов трансфертных цен, которые компании могут использовать для передачи товаров и предоставления услуг между подразделениями.

  1. Трансфертные цены на основе рыночных цен. Они обычно устанавливаются на основе прей­
    скурантных цен на такие же или похожие товары или услуги; это фактическая цена, по которой
    поставляющее подразделение продает промежуточную продукцию внешним заказчикам (может
    быть, для трансфертов внутри группы дается скидка, которая показывает более низкие реализа­
    ционные расходы), или цена, которую предлагает конкурент.

  2. Трансфертные цены на основе маржинальных издержек. Большинство бухгалтеров исходят из
    допущения, что маржинальные издержки приблизительно равняются краткосрочным переменным
    издержкам, которые трактуются как прямые издержки плюс переменные косвенные издержки.

  3. Трансфертные цены на основе полных затрат. Термины «полные затраты» или «долго­
    срочные издержки» используются для представления всей суммы расходов на все ресурсы, кото­
    рые затрачены на продукт или услугу в долгосрочном плане. Некоторые компании, чтобы по­
    крыть постоянные издержки, добавляют к переменным издержкам условные надбавки, что в
    итоге приблизительно соответствует полным издержкам.

  4. Трансфертные цены типа затраты—плюс. При трансфертных ценах, устанавливаемых на
    основе себестоимости, поставляющие подразделения не получают никакой прибыли от продуктов
    или услуг, передаваемых другим подразделениям. Поэтому эти трансфертные цены не пригодны
    для измерения показателей функционирования. Чтобы преодолеть эту проблему, к себестоимости
    добавляется надбавка, позволяющая поставляющим подразделениям при трансфертах внутри
    компании получать прибыль.

  5. Трансфертные цены на основе переговоров. В некоторых случаях трансфертные цены устанав­
    ливаются в ходе переговоров между менеджерами поставляющих и получающих подразделений. В

21 Трансфертное ценообразование в компаниях со сложной структурой

787

качестве базы для ведения таких переговоров стороны используют информацию о рыночных це­нах или маржинальных или полных расходах, хотя формальных требований, что они должны дей­ствовать именно на основе этих цен, не существует.

В табл. 21.1 показаны результаты анализа основных методов трансфертного ценообразования, применяемых в различных странах. По данным таблицы видно, что в США большинство компа­ний, деятельность которых была проанализирована, используют трансфертные цены. По резуль­татам всех исследований очевидно, что только небольшая доля компаний (менее 10%) определяет цены по маржинальным или переменным издержкам. Значительная часть компаний пользуется всеми методами, но при этом основная доля товаров и услуг, передаваемых и получаемых в виде трансфертов, оценивается по рыночным ценам или по полным затратам, или по полным затратам плюс надбавка. В следующих параграфах описаны подробно каждый из основных методов транс­фертного ценообразования, а также условия, в которых он наиболее подходит.

Исследования, перечисленные ниже, относятся к анализу практических способов трансферт­ного ценообразования в разных странах. Из этих исследований хорошо видно, что переменные или маржинальные издержки для этих целей широко не применяются, в то время как полные затраты или полные затраты плюс надбавка используются часто. Кроме того, широко использу­ются и методы на основе рыночных цен.

Таблица 21.1. Обзор практических приемов, применяемых в компаниях Исследования, проведенные в Австралии и Канаде




Австралия (Jove and Blayney, 1991)

Канада (Tang, 1992)

На основе рыночных цен, %

13

34

На основе издержек.







переменных, %




6

полных, %




37

других, %




3

Итого, на основе издержек, %

65

46

На основе переговоров, %

11

18

Иные способы, %

Ц

2




100

100

Исследователи в Канаде просили респондентов назвать основную цель создания у себя систе­мы трансфертного ценообразования. Приблизительно 50% указали оценивание показателей дея­тельности, а одна треть — максимизацию прибыли компании в целом.

Исследования в Великобритании (Drury et al., 1993)

Активность использования
Никогда/редко Иногда Часто/всегда


Переменные издержки на единицу продукции, %

94

4

2

Полные затраты на единицу продукции, %

66

13

21

Единичные переменные издержки плюс надбавка, %

83

6

11

Полные затраты плюс надбавка, %

55

18

27

Маржинальные / приростные издержки, %

93

6

1

Рыночная цена / скорректированная рыночная цена, %

53

14

33

На основе переговоров, %

41

29

30

Фиксированная выплата плюс расходы на передавае-

95

4

1

мую единицу продукции, %










788 Раздел четвертый. Информация для планирования, управления и измерения показателей функционирования

Исследования в США (Borkowski, 1990)

Число компаний-респондентов Доля компаний, в которых применяются трансфертные цены

215 89,6%

Процент использования трансфертных систем на основе следующих баз Рыночная цена:

полная рыночная цена 20,2

скорректированная рыночная цена 12.5 32,7

На основе переговоров с привязкой к:

внешним ценам 13,6

производственным расходам 3,0

без ограничений 6.0 22,6

Полные затраты:

нормативные 14,3

фактические _ 7,1

плюс прибыль, пропорциональная издержкам 14,9

плюс фиксированная прибыль 2,4

другие 2.4 41,1

Переменные издержки:

нормативные 2,4

фактические 0,6

плюс вклад в прибыль, пропорциональный расходам 0,6

плюс фиксированный вклад в прибыль 0,0

плюс альтернативные издержки 0.0 3,6

Маржинальные (приростные) издержки 0,0

Математические / программные модели 0,0

Двойное ценообразование 0_.0

Итого 100.00

Трансфертные цены на основе рыночных цен

В большинстве случаев, когда для промежуточного продукта существует совершенный конку­рентный рынок, оптимально как для целей принятия решений, так и для оценивания деятельно­сти организации устанавливать трансфертные цены по ценам конкурентного рынка. Совершен­ный конкурентный рынок существует в том случае, если продукт является однородным и если ни один из покупателей или продавцов на рыночные цены влиять не может.

Когда трансферты учитываются по рыночным ценам, показатели деятельности подразделений с большей вероятностью отражают реальный экономический вклад подразделения в общие прибыли компании. Если поставляющего подразделения не существует, промежуточный продукт необходи­мо закупать на внешнем рынке по текущей рыночной цене. И наоборот, если не существует полу­чающего подразделения, промежуточный продукт приходится реализовывать на внешнем рынке по текущей рыночной цене. Следовательно, в этом случае прибыли подразделений скорее всего похо­жи на прибыли, которые были бы, если бы подразделения выступали в качестве отдельных компа­ний. Вследствие этого рентабельность подразделений может быть сопоставлена непосредственно с рентабельностью аналогичных компаний, действующих в этой же отрасли бизнеса.

На совершенном конкурентном рынке поставляющее подразделение должно поставлять столько промежуточной продукции, сколько требуется получающему подразделению, по текущей рыночной цене до тех пор, пока его приростные издержки будут ниже рыночной цены. Если

21 Тронсфертное ценообразование в компаниях со сложной структурой

789

этого количества недостаточно для удовлетворения спроса получающего подразделения, оно должно получить остальную часть, купив промежуточный продукт у внешнего поставщика по те­кущей рыночной цене. И наоборот, если поставляющее подразделение производит больше про­межуточного продукта, чем его требуется для получающего, излишек продукции может быть реа­лизован на внешнем рынке по текущей рыночной цене.




Рис 21.1 Влияние на прибыль трансфертных цен, в основе которых лежат рыночные цены


Когда реализационные расходы для внутренних трансфертов промежуточного продукта иден­тичны расходам, появляющимся на внешнем рынке, поставляющему подразделению становится безразлично, где реализовать свою продукцию: внутри организации или вне ее. Чтобы показать это, рассмотрим два альтернативных варианта. В первом случае сначала предположим, что выход продукции поставляющего подразделения продается вне организации и получающее подразделе­ние закупает необходимые ему компоненты также вне организации. Во второй ситуации выход промежуточной продукции передается внутри организации по рыночной цене и не реализуется на внешнем рынке. Для анализа этого примера обратимся к рис. 21.1. Цель диаграммы, показанной на этом рисунке, — представить, что прибыль подразделения и организации в целом не зависят от того, какой выбирается вариант из указанных выше.

790

Раздел четвертый. Информация для планирования, управления и измерения показателей функционирования

На рис. 21.1 показана ситуация, при которой получающее подразделение продает 1000 ед. го­товой продукции на внешнем рынке. Приростные издержки на производство 1000 ед. промежу­точного продукта составляют £5000 при рыночной цене промежуточной продукции в £8000. При­ростные издержки получающего подразделения за дополнительную обработку 1000 ед. промежу­точного продукта равны £4000. Готовая продукция этого подразделения может быть реализована за £18 000. Как видно, для подразделения не важно, передан промежуточный продукт как транс­ферт или реализован вне организации: прибыли каждого подразделения и компании в целом ос­таются неизменными.

Здесь, конечно, предполагается, что поставляющее подразделение может реализовать всю свою продукцию либо внутри организации, либо вне ее по текущей рыночной цене. Если дело обстоит не так, то необходимо дать указания получающему подразделению закупать у постав­ляющего подразделения то количество, которое оно выпустило, по рыночной цене, поскольку получающему подразделению безразлично, закупать промежуточный продукт у поставляющего подразделения или на внешнем рынке.

Если поставляющее подразделение в долгосрочном плане не может получить прибыль при те­кущей цене внешнего рынка, то компания окажется в более выгодном экономическом положе­нии, если оно перестанет выпускать промежуточный продукт, а станет его получать на внешнем рынке. Аналогично, если получающее подразделение не может получить в долгосрочном плане прибыль, если трансферты осуществляются по текущей рыночной цене, то целесообразно пре­кратить обработку промежуточного продукта, а поставляющему подразделению следует пореко­мендовать реализовывать всю свою продукцию на внешнем рынке. Таким образом, там, где су­ществует конкурентный рынок для промежуточного продукта, для принятия решений руководи­телями поставляющего и получающего подразделений независимо друг от друга может приме­няться рыночная цена.

Влияние реализационных расходов

На практике прибыли компании в целом, вероятно, будут различаться, если промежуточный продукт приобретается в самой организации или вне ее. Это происходит из-за того, что постав­ляющее подразделение при реализации промежуточного продукта на внешнем рынке будет нести реализационные расходы, однако этих расходов не будет при трансфертах между подразделения­ми одной организации. Если трансфертная цена устанавливается на уровне текущей рыночной цены, получающему подразделению будет безразлично, откуда получать промежуточный продукт: от другого подразделения или вне организации. Однако если получающее подразделение закупает промежуточный продукт вне организации, то компании в целом это будет менее выгодно в той степени, в какой велики реализационные расходы поставляющего подразделения на внешнем рынке. На практике многие компании при установлении трансфертных цен, действующих внутри компании, модифицируют правила рыночной цены и снижают трансфертную цену на величину экономии от реализационных и иных расходов, связанных с внешним рынком.

Другие несовершенства рынка

Одной из основных проблем при использовании рыночных цен является то, что рынок, как правило, не является абсолютно конкурентным. Кроме того, трансфертный продукт может иметь специальные характеристики, которые отличают его от похожих видов продукции. Рыночная це­на на промежуточный продукт является подходящей только в том случае, когда качество, условия доставки, величины скидок и последующие услуги являются полностью идентичными. Более то-

21. Трансфертное ценообразование в компаниях со сложной структурой

791

го, могут сложиться условия, при которых закупка промежуточного продукта целесообразна на внешнем рынке у поставщиков, временно продающих его по цене распродажи, которая ниже об­щих затрат, но выше переменных издержек. При избыточной мощности поставляющего подраз­деления, если оно будет строго следовать правилу рыночных цен, принимаемые решения могут оказаться неправильными.

Например, предположим, что поставляющее подразделение имеет излишек мощностей и вы­пускает промежуточный продукт по приростным издержкам в £1000; а трансфертная цена для этого продукта устанавливается на уровне рыночной внешней цены в £1600. Теперь предполо­жим, что поставщик промежуточного продукта продает его по временной цене распродажи в £1500. С учетом этой ситуации менеджер получающего подразделения предпочтет закупить про­межуточный продукт у внешнего поставщика по £1500, чем у поставляющего подразделения за £1600. Поскольку у поставляющего подразделения есть свободные мощности, релевантные из­держки выпуска продукции в организации составляют £1000, и строгое следование правилу ры­ночной цены может, следовательно, побудить менеджеров принимать решения, которые не в ин­тересах компании в целом.

Осложнения, указанные в предыдущих параграфах, возникают из-за того, что рынок проме­жуточного продукта не является абсолютно конкурентным. Следовательно, важно уточнить, в ка­кой степени рыночные условия приближаются к условиям совершенной конкуренции. Если эта степень высока, трансфертная цена должна устанавливаться на основе рыночной цены промежу­точного продукта, а любые превышения внутреннего спроса над поставками или поставок над спросом могут быть скомпенсированы путем покупки или реализации промежуточного продукта на внешнем рынке.

Многие компании применяют трансфертные цены на основе рыночных цен и тогда, когда конкуренция не является совершенной. Для этого они вносят коррективы в наблюдаемые рыноч­ные цены. Такие коррективы могут отражать мнение менеджеров, что цены, устанавливаемые внешним поставщиком, являются краткосрочными ценами распродаж, которые в течение дли­тельного времени не продержатся. Если узкие места рынка существуют, то скорректированные трансфертные цены на основе рыночных цен могут оказаться вполне обоснованными, особенно с учетом того, что утраченная прибыль из-за отклонения от оптимальной цены не является слиш­ком большой. Утраченную прибыль можно компенсировать тем, что трансфертная цена воспри­нимается менеджерами подразделений как справедливая с точки зрения оценивания деятельности подразделений и при условии, что автономность деятельности подразделений не страдает.

Трансфертные цены на основе маржинальных затрат

Когда рынок для промежуточного продукта является несовершенным или его вообще не су­ществует, трансфертные цены на основе маржинальных затрат могут побуждать менеджеров как поставляющего, так и получающего подразделений действовать на том уровне выпуска продук­ции, при котором прибыль компании в целом является максимальной. Экономическая теория свидетельствует, что теоретически правильной трансфертной ценой, стимулирующей общий оп­тимальный уровень в отсутствие ограничений на мощность, является цена на основе маржиналь­ных затрат на производство промежуточного продукта при оптимальном уровне производства компании в целом. Обоснование этого подхода довольно сложное и не нужно для всех читателей этой книги. Поэтому основные положения этой теории и более сложные ее примеры пока отло­жим и рассмотрим в этой главе ниже.

Большинство бухгалтеров при определении маржинальных затрат исходят из краткосрочной перспективы и предполагают, что маржинальные затраты являются постоянными на единицу

792

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Трансфертное ценообразование в компаниях со сложной структурой icon Введение 2
В крупных компаниях в процессе разработки документации задействовано, как правило, значительное число специалистов различных подразделений....
Трансфертное ценообразование в компаниях со сложной структурой icon Литература Энциклопедии
Цель: познакомить со структурой энциклопедий; с алгоритмом поиска информации в энциклопедических изданиях
Трансфертное ценообразование в компаниях со сложной структурой icon Актуальность проблемы. Текущее состояние на рынке страхования. Страхование и pr
В страховых компаниях при поглощении иностранными на примере компаний росно и наста (2009)
Трансфертное ценообразование в компаниях со сложной структурой icon Рабочая программа по дисциплине дс. Ф. 5 Рыночное ценообразование
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Трансфертное ценообразование в компаниях со сложной структурой icon Библиотечный урок Структура книги
Цель урока: познакомить учащихся со структурой книги, дать первые навыки самостоятельной работы с книгой, закрепить полученную на...
Трансфертное ценообразование в компаниях со сложной структурой icon Ш аг №1 Мечта Цель Планирование
К вашему вниманию представляется алгоритмированный, пошаговый план действий, который проверен временем и тысячами людьми по всему...
Трансфертное ценообразование в компаниях со сложной структурой icon Александр Шумович Великолепные мероприятия. Технологии и практика...
...
Трансфертное ценообразование в компаниях со сложной структурой icon Тема: «Особенности эпистолярного жанра»
Цель: познакомить учащихся с эпистолярным жанром – со структурой письма и его этикетными особенностями; научить выдерживать письмо...
Трансфертное ценообразование в компаниях со сложной структурой icon Рабочая программа дисциплины (модуля)
Цель: Познакомить с основами современной географической науки, историей ее развития, структурой знаний и научных направлений, методами...
Трансфертное ценообразование в компаниях со сложной структурой icon План. Паранормальное явление и человек звенья сложной системы. Наука...
Возможности использования системного подхода в постижении реальности: парапсихология
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции