Бакалавра Тема: Методы реализации интерфейсов обеспечения библиотечных сервисов. Студент Е. В. Никандрова Руководитель В. И. Красюк Консультанты




Скачать 0.96 Mb.
Название Бакалавра Тема: Методы реализации интерфейсов обеспечения библиотечных сервисов. Студент Е. В. Никандрова Руководитель В. И. Красюк Консультанты
страница 1/5
Дата публикации 10.05.2014
Размер 0.96 Mb.
Тип Выпускная квалификационная работа
literature-edu.ru > Информатика > Выпускная квалификационная работа
  1   2   3   4   5


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-петербургский государственный электротехнический университет “ЛЭТИ” им. В.И. Ульянова (Ленина)” (СПБГЭТУ)



Факультет компьютерных технологий и информатики

Направление 230100 — «Информатика и вычислительная техника»

Кафедра математического обеспечения и применения ЭВМ

К защите допустить:

Руководитель направления

докт. техн. наук профессор И.В. Герасимов

Выпускная

квалификационная работа

БАКАЛАВра

Тема: Методы реализации интерфейсов обеспечения библиотечных сервисов.

Студент Е.В.Никандрова

Руководитель В.И.Красюк

Консультанты

Санкт-Петербург

2009г.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из главных условий развития науки, образования, культуры и социально-экономического прогресса любой страны является возможность оперативного, беспрепятственного получения нужной информации по различным областям. Эта цель может быть достигнута с помощью создания электронных библиотек (digital libraries), состоящих не столько из коллекций электронных документов (как оцифрованных традиционных материалов, так и созданных сразу в электронном виде), сколько представляющих собой систему, реализующую унифицированный подход к производству, хранению и организации разнообразной информации с целью поиска, анализа и доступа к ней с использованием глобальных компьютерных сетей.

Информационная революция конца 20-го века существенно изменила роль библиотек. Библиотеки все больше становятся информационно-ресурсными центрами, оснащенными современными средствами обработки, хранения и передачи информации. Расширился спектр услуг библиотек. В первую очередь среди информационных услуг, предоставляемых конечным пользователям, в которых в последнее время обозначилась тенденция использования новых информационных технологий можно назвать:

  • хранение документов в электронной форме;

  • удаленный доступ пользователей к таким документам.

Непрерывное и высокодинамичное совершенствование вычислительной техники и коммуникаций обусловливает развитие этих технологий. В области создания и распространения документов в электронной форме было разработано несколько методов и соответствующих стандартов - от простого ASCII-кодирования текстов и изображений и описания документов с помощью языков типа Postscript, до разметки документов средствами языков SGML - Standard Generalized Markup Language (типовой обобщенный язык разметки документов) - и HTML - Hypertext Markup Language (язык разметки гипертекстовых документов), важность которых определяется повсеместным использованием World Wide Web (WWW).

Основное различие электронной библиотеки от традиционной заключается в том, что пользователь обращается к сервисам электронной библиотеки за необходимой информацией, а не просто за отсылками к документу и/или самими документами. Отличительной чертой электронной библиотеки является возможность параллельного использования различных поисковых механизмов и средств доступа к гетерогенным коллекциям электронных данных. Так как в качестве ответа на запрос к электронной библиотеке пользователю может быть представлен далеко не единственный электронный документ (или его фрагмент) и совсем не обязательно в текстовой форме, необходимы такие информационные системы, которые могут обеспечить эффективный комплексный поиск и анализ информации в коллекциях разнородных объектов.

Большое количество информации, получаемой конечным пользователем должно обрабатываться, храниться, интегрироваться с другой информацией. Все это подразумевает использование автоматизированных рабочих мест, предоставляющих пользователю широкий набор разнообразных услуг. Характеристиками такой рабочей среды обязательно являются:

  • дружественный графический интерфейс пользователя;

  • единый способ представления информации;

  • возможность обмена данными между различными приложениями и пользователями.

  • предоставление пользователям удаленный доступ к информации по сети

За этой, очевидной стороной проблемы, скрывается другая - техническая, которая незаметна для конечного пользователя и реализуется на уровне протоколов, независимо от пользовательского интерфейса и логики работы приложений. Создание  автоматизированной библиотеки, отвечающей современным требованиям, это сложный и дорогостоящий процесс. Оно требует усилий высококвалифицированных специалистов разного профиля: системотехников, программистов, библиотекарей и др. Ошибки при разработке проекта, требующей использования дорогостоящих информационных технологий, могут отрицательно сказаться на работе не только программно-технических средств, но и  на эффективность работы библиотеки в целом. 

Основой упор традиционной библиотеки на работу с документами, а не с информацией приводит к тому, что она перестает полностью удовлетворять требованиям информационного общества. Перечень и качество предоставляемых ею услуг соответствует интересам лишь незначительной части потребителей информации, причем эта читательская аудитория не относится к категории лиц, принимающих решения, которыми определяются пути развития общества. Таким образом, в перспективе, все библиотеки постепенно будут автоматизироваться. Но на этом пути существует ряд затруднений. Различные библиотеки очень неоднородны по своей природе: по уровню пользователей, объему и содержанию библиотечных фондов, по уровню финансирования и многим другим показателям. Библиотеки верхнего уровня, такие как библиотека Конгресса или новая Президентская библиотека не сравнимы по своим возможностям и потребностям, например, со школьной районной библиотекой. К тому же существуют библиотеки, узко специализированные в какой-либо области (например, Библиотека Академии наук) или универсальные библиотеки (такие как Публичная библиотека). Библиотеки разных уровней и типов требуют различных интерфейсов предоставления своих сервисов конечным пользователям.

В рамках данной выпускной квалификационной работы бакалавра поставлена задача выработать рекомендуемые критерии по использованию методов реализации интерфейсов для библиотек различных категорий, а также предложить конкретные реализации интерфейсов для этих библиотек. С этой целью будет проведен обзор современного состояния автоматизации библиотек, исследованы существующие технологии реализации интерфейсов библиотечных сервисов, проанализированы различные критерии оценки их пригодности для библиотек того или иного уровня, с учетом решаемыми ими задач и ограничений и проведено сравнение этих реализаций по выработанным критериям.


  1. ОБЗОР СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА

Развитие библиотечных автоматизированных систем является отражением развития информационных технологий в целом. До широкого внедрения методов автоматизации библиотеки в основном ориентировались только на обслуживание только своих читателей. Это ограничивалось тем, что читатели каждой конкретной библиотеки имели доступ практически только к информационным ресурсам этой библиотеки. Едва ли ни единственной возможностью получить доступ к изданию, которого не было в этой библиотеке - была служба МБА (межбиблиотечный обмен). Но не всякое издание можно посылать по МБА, сама доставка издания по МБА требует определенного времени и денег.

Другое ограничение заключалось в том, что библиотеки сводили задачу информационного обслуживания только к предоставлению доступа читателей к изданиям на традиционных носителях. Новые возможности, предоставляемые компьютерами и Интернет, привели к появлению и широкому применению электронных документов, доступных как на различных физических носителях (дискеты, CD/DVD и т.д.), так и в режиме удаленного доступа.

Первые наиболее серьезные результаты в автоматизации библиотек были получены к середине 60-х годов. Компьютеры в библиотечном деле вначале применялись в основном в создании библиотечных каталогов, библиографических баз данных. Они делались на отдельных больших компьютерах. Зародились первые решения по созданию машиночитаемых каталогов(MARC) и ведению единой каталожной сети, затем в начале 70-х были автоматизированы системы обслуживания и, наконец, процесс автоматизации завершился в конце 1970-х — начале 1980-х гг. созданием интегрированных систем автоматизации библиотек.

  1. Зарубежный опыт

В 1967 году руководители колледжей и университетов штата Огайо США основали Огайский Колледжский библиотечный центр – Ohio College Library Center (OCLC) для развития компьютерных систем в которых библиотеки академических университетов могли бы обменяться библиотечными ресурсами.

Первый офис OCLC был в Главной библиотеке Государственного университета Огайо и первый компьютеризированный зал был создан в Исследовательском Центре этого университета. OCLC и его кооперация с другими университетами, библиотеками США начала быстро развиваться и с 1981 года официальное название корпорации стало «OCLC – Компьютерный Библиотечный Центр с прямым доступом (Online Computer Library Center,Inc).

Сегодня, OCLC обслуживает более чем 23 000 библиотек всех видов в 63 странах и регионах.

Работы по электронным библиотекам (ЭБ) начаты в США в 80-х годах, в Великобритании – в начале 90-х годов. Обычно такие работы начинались с выполнения проектов небольшими группами специалистов, но в течение нескольких лет они приобретали статус национальных программ и международных проектов. Примерами могут служить проект создания ЭБ для стран “большой семерки”, к участию в котором приглашена и Россия, программы “DLI” в США и “eLib” в Великобритании. В Японии ведутся работы по реализации проекта “Электронные библиотеки 21 века”. В Германии создается электронная библиотека “Global-Info”. Указанные проекты имеют существенную государственную финансовую поддержку. К решению проблемы создания ЭБ в этих странах активно привлекаются различные инвестиции, в том числе средства различных фондов, заинтересованных частных компаний, благотворительных организаций, отдельных лиц.

В таблице 1.2.1 указаны крупнейшие зарубежные цифровые библиотеки и указаны количественные характеристики их фондов:

Таблица 1.2.1. Крупнейшие цифровые библиотеки мира.

Библиотека

Страна

Год начала реализации проекта

Особенности и количественные показатели

Библиотека конгресса

США

1994г.

Оцифровано 10 % из 142 млн. книг (на 2007г.)

Ежедневно сканируется 75-200 документов

Национальная библиотека Франции

Франция

1997г. (проект Gallica (gallica.bnf.fr)

переведены в цифровой формат и выложены в Интернет порядка 80 тысяч книг и 70 тысяч изображений

Британская национальная библиотека

Великобритания

2005г.

к 2020 году около 90% научной продукции британских ученых переведут в цифровой формат, и они будут доступны через Интернет, планируется оцифровать весь фонд Британской библотеки (160 млн. книг, манускриптов, аудиозаписей, патентов, карт, рукописей и газет). С каждого издания по 3 копии (во избежание утери) + архивация веб-сайтов как важных исторических источников

Европейская цифровая библиотека(The European Library)

48 стран (Россию представляют Российская государственная и Российская национальная библиотеки)

2003г. (начало работы с 2005г.)

Доступ к 150 млн документов на 35 языках, хранящихся в 48 национальных библиотеках европейских стран. (большинство документов – это все же расширенные библиографические записи)

"Мировая цифровая библиотека" (World Digital Library)


глобальный международный проект по инициативе ООН (автор идеи - директор Библиотеки Конгресса США Джеймс Биллингтон (James Billington)

2005г. (официальное начало работы с апреля 2009г.)

Содержание веб-сайта включает в себя библиотеки и архивы со всего мира, доступно на семи языках – арабском, китайском, английском, французском, португальском, русском и испанском.


Основная идея «Мировой цифровой библиотеки» заключается в создании на базе сети Интернет легкодоступной коллекции сокровищ Mировой культуры, которые рассказывают и подчеркивают достижения всех стран и культур, способствуя, таким образом, укреплению межкультурных связей и взаимопониманию. ЮНЕСКО приветствовала эту идею, как инициативу, которая будет способствовать выполнению стратегических целей и задач ЮНЕСКО, в числе которых содействие развитию информационных обществ, расширение возможностей в развивающихся странах, а также поощрение культурного разнообразия в сети Интернет.

Среди партнеров "Мировой цифровой библиотеки" – Библиотека Конгресса США, Национальные библиотеки Китая и Франции, Российская национальная библиотека, Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, Национальная библиотека Израиля, Библиотека Йельского университета и др.

      Наибольшую активность в создании электронных библиотек проявляют библиотеки и информационные центры США. Среди самых заметных проектов является создание в 1995 Национальной Федерации Электронных библиотек (NDLF), объединившую 15 крупнейших университетских библиотек проекты Национальной Электронной библиотеки и Память Америки, осуществляемые Библиотекой Конгресса США.

Работы, проводимые в США, стали одним из движущих факторов по развитию этого направления в других странах. Неслучайно в своих проектах они опираются на достижения американских коллег. В 1993 году Архивы Австралии, Австралийский Совет по Библиотекам и Информационным Службам, Национальное Агентство по сохранности и Национальный Архив звука и кино создали рабочий орган для разработки рекомендаций по работе с электронными материалами. Работы ведутся в рамках более широкой программы "Навстречу к Федерации 2001" (в 2001 году будет столетие Австралийской Федерации). С 1995 года этот рабочий орган стал активно использовать работы совместной рабочей группы Комиссии по Сохранности и Доступности (CPA) США и Группы Научных библиотек (RLG), которая носит название "Рабочая Группа по архивации электронной информации".

В Европе существует большое количество проектов, как национального уровня, так и международных, осуществляемых под эгидой Совета Европы. Возможно, наиболее продвинута в этом направлении Великобритания, где работы организованы в рамках программы eLib, объединяющей более 60 проектов.

  1. Российские разработки в области создания системы электронных библиотек.

В России также имеется некоторый опыт работы в области создания ЭБ.

 Ряд проектов, связанных с созданием конкретных электронных ресурсов и их программно - аппаратным обеспечением, в том числе через Интернет, выполняются с 1995г.

В настоящее время работа по созданию и развитию электронных коллекций активно ведется в рамках различных программ и проектов: Национального проекта «Образование»; Федеральных целевых программ «Электронная Россия», «Развитие единой информационно-образовательной среды», «Культура России»; проекта Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина и других.

В России начиная с 2003 года реализуется проект Национальный электронной библиотеки (НЭБ).

В январе 2003 года Российская государственная библиотека обратилась в Министерство культуры РФ с инициативой по созданию Национальной электронной библиотеки. Инициатива РГБ была поддержана. В феврале 2003 года к проекту создания Национальной электронной библиотеки присоединилась Российская национальная библиотека. 17 декабря 2008 года Российская государственная библиотека объявила о завершении проекта по созданию электронного хранилища книг, созданного в рамках реализации концепции Национальной электронной библиотеки. Хранилище объединило редкие книги и рукописи, периодические издания и ноты, собранные со всех основных российских библиотек. В него вошли также книги Президентской библиотеки и электронной библиотеки диссертаций. По данным на декабрь 2008 года, объем хранилища равнялся 162 Тбайтам, что сопоставимо с 3 млн книг. Сегодня Национальная Электронная Библиотека включает в себя сеть локальных общественно-популярных электронных библиотек (например, электронную библиотеку Российской национальной библиотеки, Государственной публичной научно-технической библиотеки и др.), объединенных единым интерфейсом, поисковой системой и базой пользователей.

«Стратегия развития информационного общества в России до 2015 года», утвержденная Президентом России в феврале 2008 г., прямо предусматривает достижение к 2015 г. следующих контрольных значений показателей информационного общества в области культуры:

  • доля архивных фондов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму, - не менее 20%;

  • доля фондов библиотек, переведенных в электронную форму, от общего объема фондов  - не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов - 100%;

  • доля электронных каталогов от общего объема каталогов фондов музеев – 100%.

Российские организации принимают также участие во многих международных программах: Всемирная электронная библиотека, Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», MINERVA и др.

Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина

Одно из приоритетных мест в формирования информационного общества в Российской Федерации, связанное с развитием системы библиотечных фондов «Стратегия» уделяет развитию Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина. Проект создания в России Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина реализуется с 2007 года. Это преимущественно электронная библиотека, посвященная теме российской государственности. 27 мая 2009 г. В Санкт-Петербурге в здании Синода президент РФ Д.А. Медведев открыл президентскую библиотеку имени Ельцина.

Аналогов современному мультимедийному технологическому оборудованию библиотеки нет ни в Европе, ни в Америке. В создании библиотеки Россия сотрудничала со многими мировыми центрами - библиотеками Конгресса США, Центра имени Миттерана, библиотекой бундестага.

В библиотеке созданы читальные залы на 64 рабочих места. Один из залов оборудован для людей с ограниченными возможностями. В бывшем внутреннем дворе здания Синода построен конференц-зал на 300 мест. В нем могут проводиться официальные мероприятия, форумы и приемы. В цокольном этаже оборудован мультимедийный зал для проведения конференций, семинаров и учебных занятий. Его особенность в том, что каждое рабочее место оснащено супер-современной конференц-системой, которая дает участнику мероприятия индивидуальные возможности связи, просмотра файлов и использования материалов библиотеки. В центре зала установлен интерактивный дисплей.

Президентская библиотека будет национальным координатором от России в Мировой цифровой библиотеке, доступ к которой открылся в конце апреля.

В связи с этим событием можно отметить следующие моменты:

  1. Президентская библиотека даёт уникальную возможность интеграции информационных ресурсов различных институтов памяти – библиотек, музеев, архивов, органов охраны недвижимого культурного наследия. Для реализации этой задачи необходима разработка единых для библиотек, музеев, архивов стандартов оцифровки, форматов описания информационных ресурсов, словарей и тезаурусов, метаданных, обеспечивающих эффективный поиск информации, а также соответствующего нормативно- методического обеспечения.

  2. Президентская библиотека должна предоставлять открытый доступ к оцифрованному культурному наследию не только в библиотечном центре в Санкт-Петербурге и в региональных отделениях, но и через Интернет. В первую очередь это относится к информационным ресурсам, являющимся общественным достоянием и находящимся вне сферы действия законодательства об интеллектуальной собственности.

  3. В Президентской библиотеке должно быть обеспечено долговременное сохранение цифровых информационных ресурсов и предусмотрены ресурсы для конвертации и перезаписи в условиях постоянного обновления технических и технологических средств и систем.

С учётом этих положений Президентская библиотека может дать мощный толчок всем процессам информатизации отрасти культуры в целом, а не только развитию библиотечной сферы.


  1. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

    1. Общие сведения

Автоматизированная информационная система (АИС) комплекс программных, технических, информационных, лингвистических, организационно-технологических средств и персонала, предназначенный для сбора, (первичной) обработки, хранения, поиска, (вторичной) обработки и выдачи данных в заданной форме или виде для решения разнородных профессиональных задач пользователей системы.

В различных практических применениях часто вместо термина АИС и его синонимов употребляется термин автоматизированная система (АС).

АИС представляют собой последующую ступень в развитии информационно-поисковых систем, которые обеспечивают только одну функцию - поиск информации. От последних АИС отличаются:

  1. многофункциональностью (т.е. способностью решать разнообразные задачи);

  2. независимостью процессов сбора обработки, ввода данных и их обновления (актуализации) от процессов их использования прикладными программами;

  3. независимостью прикладных программ от физической организации баз данных;

  4. развитыми средствами лингвистического, организационно-технологического обеспечения и др.

В зависимости от характера поддерживаемых баз данных АИС (в прямом или узком значении термина) могут подразделяться на:

  • документографические,

  • фактографические,

  • полнотекстовые и т.п.

В зависимости от характера решаемых задач АИС (в широком значении термина) могут подразделяться на:

  • библиотечные (АБС),

  • библиотечно-информационные (АБИС) или информационно-библиотечные (АБИС),

  • справочные и информационно-справочные,

  • научно-технической информации (АСНТИ) и т.п.

Следует отметить, что широкий класс различных автоматизированных систем (в том числе - управленческих, обучающих и др.) в сущности является разновидностью автоматизированных информационных систем, адаптированных для решения соответствующих функциональных задач и дополненных необходимыми программными и техническими средствами.

  • комплектование фондов и книгообмен;

  • библиографическая и аналитическая обработка литературы, ведение электронного каталога;

  • хранение фондов литературы;

  • обслуживание читателей (регистрация заказов, обеспечение выдачи и контроля возврата литературы и т.д.);

  • справочно-библиографическое обслуживание на основе собственного электронного каталога;

  • библиографическое и информационное обслуживание на основе использования баз данных (БД) и чужих ЭК в теледоступе или на магнитных и оптических дисках;

  • задачи, связанные с межбиблиотечным абонементом;

  • автоматизированная подготовка библиографических изданий, а на первых этапах автоматизации — распечатка и тиражирование каталожных карточек;

  • функции управления (учет, контроль, статистика, кадры, бухгалтерия и т.д.).

АБИС могут быть реализованы в локальном и сетевом вариантах (т.е. на отдельных персональных компьютерах и персональных компьютерах, объединенных в сеть). Конфигурация сети выбирается и проектируется в соответствии с особенностью каждой библиотеки, включая количество ее подразделений, рабочих мест, характер занимаемых помещений, их удаления друг от друга и др. Общая структура АБИС представлена на Рис.2.1.1.

Эффективная автоматизированная библиотечно-информационная система подразумевает наличие общебиблиотечной сети, охватывающей все подразделения библиотеки и наличия единой интегрированной информационной системы, обеспечивающей комплексную автоматизацию основных информационно-библиотечных процессов при использовании единого формата данных и основанной на сетевой технологии "клиент-сервер". Если сеть библиотеки является сегментом корпоративной сети заведения, то появляется возможность использовать в качестве основного инструмента работы с информацией Web-browser.


Входной поток

информации

Запросы





Библиотечные услуги

АРМ – автоматизированное рабочее место


Рис. 2.1.1. Обобщенная структура АБИС.

Возможности Web-технологии для поиска информации имеют явные преимущества. Эту технологию можно определить как действительно интегрированную и унифицированную, с которой может работать даже самый неподготовленный пользователь.
        Анализ ситуации в библиотечном деле показывает, что в развитых странах уже давно ведутся достаточно успешные разработки в этом направлении. В большинстве случаев проектирование систем идет по принципу опережения и на основе наиболее массовых, стандартизированных и перспективных программных продуктов и технологий. В системы изначально заложена открытая архитектура, модульность, а следовательно и возможность динамического развития систем.
        Был разработан формат машиночитаемой каталогизации - MARC (Machine Readable Cataloguing). Разработчики использовали и используют этот формат и его модификации (например UNIMARC) как коммуникативный и, очень часто, как внутренний формат каталогизации. Не смотря на то, что во многих автоматизированных библиотечно-информационных системах (АБИС) существуют свои собственные форматы, наличие конверторов позволяет использовать единый стандарт записи данных при обмене информацией между библиотеками и дает возможность библиотекарям помимо всего прочего пользоваться наработками своих коллег при каталогизации собственных фондов.
        Широкое распространение Internet позволяет использовать его как транспортную информационную среду.

На сегодняшний день распространение получили следующие АБИС:

  • LiberMedia

  • Absotheque Unicode

  • Opac

  • Virtua

  • АС-Библио

  • Библиотека 3

  • Моя библиотека

  • Ирбис

  • МАРК-SQL

  • Aleph

  • Руслан

Следует отметить, что кроме АБИС существуют и другие средства автоматизации библиотек. Одним из наиболее популярных является Greenstone- свободно распространяемая программа для создания и поддержания цифровых онлайн библиотек. Эта система обеспечивает новый способ организации информации для опубликования на компакт дисках, локальных сетях и интернет. Обеспечение произведено в рамках проекта Новозеландской Цифровой Библиотеки Университета Ваикато, в сотрудничестве с ЮНЕСКО и НПО Человеческая Информация (Human Info). Интегрирует метаданные, полнотекстовый поиск и извлечение, поддержку многоязычия, поддержку многих общеупотребимых форматов и администрирование коллекциями. Greenstone свободное программное обеспечение, с открытыми исходными кодами, доступно по адресу http://greenstone.org , на условиях стандартной общественной лицензии (GNU).







    1. MARC и другие стандарты метаданных

Формат MARC (USMARC, текущая версия имеет название MARC21), разработанный в 60-е годы сотрудниками Библиотеки Конгресса, первоначально предназначался для автоматизации подготовки каталожных карточек с описанием книг. В дальнейшем были разработаны варианты формата MARC для других видов изданий: журналов, географических карт, нот и т. д., а также различные версии, ориентированные на национальные правила каталогизации для изданий различных стран. Дальнейшее развитие привело к созданию национальных коммуникативных форматов, с одной стороны, и международного коммуникативного формата, с другой стороны.

Формат MARC представляет собой стандарт для записи библиографической информации на машиночитаемые носители. Появление формата MARC позволило сосредоточить трудоемкий процесс обработки литературы в центрах компьютерной каталогизации (таких как Библиотека Конгресса США).

Появление формата MARC дало толчок к созданию сводных электронных каталогов, в которых содержатся сейчас десятки миллионов записей. Например, в центре OCLC (США) количество единиц информации превышает 35 миллионов.

. Фактически MARC - это краткий и удобный термин для обозначения процесса маркировки любой части каталогизационной записи так, чтобы она могла быть обработана с помощью компьютера.

Коммуникативный формат MARC должен обеспечивать:

  • возможность его применения для всех видов библиотечных документов;

  • достаточную гибкость для решения разнообразных задач в дополнение к каталогизации;

  • удобство применения в различных автоматизированных системах.

Применение стандарта MARC в библиотеке увеличивает скорость обслуживания, предотвращает дублирование работы и помогает библиотекам лучше распорядиться библиотечными ресурсами. Выбор для работы формата MARC даёт библиотекам возможность приобретать надёжные данные, представленные в правильной форме.

Разница между коммуникативным форматом и форматом каталогизации основывается на существующих внутрибиблиотечных форматах. Различия между внутрибиблиотечными форматами обусловлены следующими факторами:

  • Разной практикой каталогизации

  • Различиями в технологии обработки поступлений

  • Различием в выходных формах: картотеки, каталоги, внутренние документы и т.д.

  • Используемым программным обеспечением.

Национальный формат Каталогизации определен как необходимые рекомендации к внутрибиблиотечным форматам.

Коммуникативный формат в своей обязательной части однозначно определен, или допускает минимум альтернатив, и существует как средство обмена данными.

Нужно ли????Составные части записи

Библиографическая запись в MARC - формате состоит из трёх частей: маркер записи, справочник и поля переменной длины.

Пример:

01051nam 22002177 4500001000200000005001700002020003000019080000800049084001800057100001600075245009100091260010400182300003400286440001100320520040600331653004200737952001200779953000700791954000800798955002700806Ъ1Ъ20040426150621.8Ъ Ъ­a5-09-008548-Х­c10000 экз.Ъ Ъ­a373  ­2rubbk­a74.102Ъ ­aГризик Т.И.  ­aПознаю мир­bЗнаки и символы. Развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста  ­aМ.­bПросвещение­c1999­eСмоленск­fСаратовский полиграфический комбинат Госкомитета РФ по печати, ГУП  ­a40 c.­bил.­c60х90 1/8­dВ обл.  ­aРадуга  ­aПособие поможет закрепить представления детей о знаках и символах, их роли в жизни человека. Полученные сведения и факты приведут к появлению у ребенка элементарного осмысления данных понятий. Дети не только познакомятся с некоторыми конкретными знаками, символами и знаковыми системами, с конкретным опытом использования их людьми, но и попытаются придумать свои знаки и символы, найти им применение.  ­aзнаки; символы; дошкольники; развитие  ­b2.14­c1  ­a1.  ­a1.1  ­aФед. перечни 2004-2005 

Маркер - информация, необходимая для автоматизированной обработки записи (24 позиции символов) – первое поле

01051nam 22002177 4500
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Бакалавра Тема: Методы реализации интерфейсов обеспечения библиотечных сервисов. Студент Е. В. Никандрова Руководитель В. И. Красюк Консультанты icon Практическая работа над выполнением конкретных заданий по конфигурированию...
...
Бакалавра Тема: Методы реализации интерфейсов обеспечения библиотечных сервисов. Студент Е. В. Никандрова Руководитель В. И. Красюк Консультанты icon Доклад по защите выпускной квалификационной работы
Здравствуйте, уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии! Я студент Коновалов Александр Михайлович. Вашему вниманию...
Бакалавра Тема: Методы реализации интерфейсов обеспечения библиотечных сервисов. Студент Е. В. Никандрова Руководитель В. И. Красюк Консультанты icon Доклад по защите выпускной квалификационной работы Обращение
Здравствуйте, уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии! Я студент Коновалов Александр Михайлович. Вашему вниманию...
Бакалавра Тема: Методы реализации интерфейсов обеспечения библиотечных сервисов. Студент Е. В. Никандрова Руководитель В. И. Красюк Консультанты icon Программа построена согласно архитектуре mvc (Model-View-Controller)...
В этом разделе описывается разработка программной системы – от проектирования структурных, функциональных и принципиальных схем и...
Бакалавра Тема: Методы реализации интерфейсов обеспечения библиотечных сервисов. Студент Е. В. Никандрова Руководитель В. И. Красюк Консультанты icon Зав сектором компьютеризации библиотечных процессов Лукашова О. В
Указатель предназначен для преподавателей, студентов, школьников. Материалы библиографического указателя подготовлены сотрудниками...
Бакалавра Тема: Методы реализации интерфейсов обеспечения библиотечных сервисов. Студент Е. В. Никандрова Руководитель В. И. Красюк Консультанты icon Тема Методы психолого-педагогических исследований
Тема Научно-исследовательская работа магистранта и требования к ее организации и оформлению
Бакалавра Тема: Методы реализации интерфейсов обеспечения библиотечных сервисов. Студент Е. В. Никандрова Руководитель В. И. Красюк Консультанты icon Особенности применения методов DirectX для испытания стадий сжатия сигнала цифрового телевидения
Были разработаны методы реализации программных приложений с отображением результатов исследований на экране компьютера в ре­альном...
Бакалавра Тема: Методы реализации интерфейсов обеспечения библиотечных сервисов. Студент Е. В. Никандрова Руководитель В. И. Красюк Консультанты icon Программа дисциплины Маркетинг для направления подготовки бакалавра Автор программы
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов подготовки бакалавра
Бакалавра Тема: Методы реализации интерфейсов обеспечения библиотечных сервисов. Студент Е. В. Никандрова Руководитель В. И. Красюк Консультанты icon План работы методического объединения учителей русского языка и литературы...
Методическая тема: Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования
Бакалавра Тема: Методы реализации интерфейсов обеспечения библиотечных сервисов. Студент Е. В. Никандрова Руководитель В. И. Красюк Консультанты icon Аудит программно-методического обеспечения реализации программы дошкольного...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции