Скачать 0.71 Mb.
|
На правах рукописиФоменков Сергей АлексеевичПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ФОРМЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ Специальность 05.13.16 - Применение вычислительной техники, математического моделирования и математических методов в научных исследованиях Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук Волгоград – 2000Д иссертация выполнена на кафедре «Системы автоматизированного проектирования и поискового конструирования» Волгоградского государственного технического университета. Научный консультант: доктор технических наук, профессор Камаев В. А. Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор, академик РАЕН Мазуркин П. М. доктор технических наук, профессор Волкова Г.Д. доктор технических наук, профессор Сипливый Б.Н. Ведущее предприятие: НИИ автоматизации производственных процессов МГТУ им. Н.Э. Баумана Защита диссертации состоится 16 марта 2000 г. в 10 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 063.76.04 в Волгоградском государственном техническом университете по адресу: 400066, Волгоград, пр. Ленина, 28 С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета. Автореферат разослан 9 февраля 2000 г. Ученый секретарь диссертационного совета В. И. Водопьянов ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность проблемы. В современных условиях повышение эффективности, продуктивности творческого труда в сфере науки и техники предполагает обязательное усиление информационной составляющей этого труда (наряду с факторами материально-технического, организационного характера). Общемировой тенденцией становится перемещение все большей доли труда из области переработки вещества и энергии в область поиска, хранения, переработки и передачи информации. Поэтому проблема удовлетворения потребности в информации ученых-исследователей из фундаментальных и прикладных наук, специалистов-практиков (инженеров) из различных отраслей экономики чрезвычайно актуальна. В последние десятилетия система научной коммуникации стала заметно отставать от развития науки и техники. Прирост научно-технической информации не соответствует более возможностям человека знакомиться с этой информацией и ее перерабатывать. Достижения науки и техники не могут быть полностью действенными, так как из быстро растущего фонда информации используется лишь небольшая и относительно уменьшающаяся часть. Производство новых знаний приобрело в настоящее время необычайно широкий размах, тогда как организация всего, относящегося к усвоению этих знаний, до сих пор не стало предметом серьезного и методического рассмотрения. Все сказанное в полной мере относится и к удовлетворению информационных потребностей в физических знаниях. Физика - наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Понятия физики и ее законы лежат в основе практически всего естествознания. Физические знания играют крайне важную роль как при проведении научных исследований в различных областях науки и техники (методики исследований, свойства различных классов объектов, реакция объектов на разнообразные физические воздействия и т.п.), так и в проектировании технических изделий и технологий (физика - ключ к «сильным», принципиально новым решениям во всех областях техники). Однако накопленный к настоящему времени объем знаний в области физических наук настолько рассредоточен в различных монографиях, научных статьях, справочниках и энциклопедиях, что является практически необозримым для специалистов конкретных предметных областей. Кроме того, во многих случаях форма представления физических знаний затрудняет их непосредственное использование для решения проектно-конструкторских и технологических задач. Для успешного решения проблемы удовлетворения информационных потребностей в физических знаниях необходим переход от старой (бумажной) информационной технологии, характеризующейся огромным объемом «ручной» переработки информации, к новым информационным технологиям. Отличительными особенностями этих технологий являются формализация (моделирование) декларативных и процедурных знаний, ориентированная на компьютерную обработку; создание интеллектуальных информационных систем, освобождающих человека от рутинных процедур манипулирования со знаниями (накопление, хранение, пополнение, поиск) и поддерживающих, усиливающих его природные интеллектуальные возможности. Относительно физических знаний такой переход уже начат в области проектирования новых технических изделий и технологий и в изобретательской деятельности. Прежде всего это относится к начальным этапам проектирования (стадии технического задания и технического предложения), на которых принимаются основополагающие решения о принципе действия и структуре объекта проектирования. Сформированы различные банки структурированной физической информации в форме так называемых физических эффектов (ФЭ), разработаны методики использования этих банков в проектировании и изобретательской деятельности. Значительный вклад в развитие такого подхода внесли: Г.С. Альтшуллер, Г. Я. Буш, Г.В. Бородастов, В.И. Галочкин, В.Н. Глазунов, Б.И. Голдовский, А.М. Дворянкин, С.А. Денисов, М.Ф. Зарипов, В.А. Ефимов, В.А. Камаев, К.В. Кумунжиев, С.Н. Никитин, А.И. Половинкин, И.Ю. Петрова, Е.А. Смиренский, А.Н. Соболев, Э.М. Шмаков, Р. Аллей, М. Арденн, В. Бейтц, Г. Голл, Р. Коллер, П. Крумхауэр, Г. Пресс, В. Роденакер, К. Рот, Х. Франке, К. Хикс и другие отечественные и зарубежные ученые. Однако работы по структуризации физических знаний носят разрозненный характер. В результате созданы частные модели представления физических знаний и методики их использования, достаточно хорошо приспособленные только для решения ограниченного круга задач в определенной предметной области. Не удалось достигнуть разумного компромисса между однородностью представления знаний (например, унификация описаний ФЭ для применения единого математического аппарата) и простотой понимания. Существующие методики использования ФЭ во многих случаях имеют характер слабоструктурированных проектных процедур, а иногда даже общих рекомендаций в виде тех или иных эвристических правил, которые чаще всего не формализованы. Все это подтверждает необходимость разработки обобщенной модели представления физических знаний, ориентированной на компьютерную обработку информации, которая расширяет функциональные возможности сформированного на ее основе массива ФЭ (удовлетворение информационных потребностей не только проектировщиков, конструкторов, изобретателей, но и научных работников, студентов, школьников). Работа выполнена в Волгоградском государственном техническом университете в соответствии с планами научных работ кафедры «Системы автоматизированного проектирования и поискового конструирования» по темам: «Разработка АКОС по САПР, методам инженерного творчества, экспертным системам» (НИР № 39.179.03), «Разработка автоматизированного банка инженерных знаний и внедрение его в учебный процесс и научно-исследовательскую работу вузов Минвуза РСФСР» (научно-техническая программа ГКНТ СССР № 0.80.03). Цель и задачи работы. Целью настоящего исследования является повышение эффективности использования физических знаний для удовлетворения различного типа информационных потребностей разных категорий пользователей путем разработки обобщенной модели представления физических знаний в форме физических эффектов и создания на ее основе программно-информационного комплекса, обеспечивающего поддержку решения научных, технических задач и задач образования. Для достижения этой цели необходимо:
Научная новизна. К наиболее существенным научным результатам работы относятся следующие:
Практическая ценность. В результате исследований создан программно-информационный комплекс, позволяющий существенно повысить объем активно используемых знаний по физике при выполнении различных научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, а также в учебном процессе высших учебных заведений. Комплекс обеспечивает программную, информационную и методическую поддержку ранних стадий проектирования, научно-технического творчества (решение изобретательских задач), научно-исследовательской работы, преподавания и изучения курсов общей физики, спецкурсов физики и отдельных общетехнических дисциплин. Отдельные компоненты комплекса могут применяться в составе иных программных средств. Достоверность и обоснованность. Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, подтверждается публикациями, апробацией работы на ряде международных, всесоюзных, всероссийских конференций, результатами практического использования предложенных в диссертации моделей, методов и алгоритмов, подтвержденных актами о внедрении. Реализация результатов работы. Теоретические и практические результаты работы использовались при выполнении ряда хоздоговорных и госбюджетных научно-исследовательских работ, выполненных на кафедре «Системы автоматизированного проектирования и поискового конструирования» и в Проблемной научно-исследовательской лаборатории автоматизации технического творчества Волгоградского государственного технического университета. Номера государственной регистрации тем: 0184.0026374, 0184.0076468, 0186.0090884, 0189.0047158, 0190.0060441, 0190.0060465, 0194.0004948. Комплекс используется в учебном процессе Волгоградского государственного технического университета при изучении курсов «Методы анализа и синтеза технических решений», «Основы САПР», «Автоматизированные банки данных и банки знаний», «Теория систем», «Системный анализ», «Математическое моделирование», «Оптимизация», «Физика», «Физические основы работы измерительных приборов», «Анализ и проектирование химико-технологических систем», а также в курсовом и дипломном проектировании по соответствующим дисциплинам. Отдельные компоненты комплекса переданы в другие вузы: Оренбургский государственный университет, Челябинский политехнический институт, Южно-Уральский государственный университет, Ивановский государственный университет, Московский автомобильно-дорожный институт, Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, Московский государственный агроинженерный университет, Астраханский государственный технический университет, Донская государственная академия сервиса. Различные версии автоматизированных систем комплекса переданы или внедрены на следующих научных и промышленных предприятиях: НИИ «Технологии машиностроения» (г. Москва), ЦНИИ «Монолит» (г. Москва), НПО «ВНИИЖИВМАШ» (г. Киев), Институт технической механики АН УССР (г. Днепропетровск), ООО «Промобслуживание-С» (г. Волгоград), ЗАО «Университетские сети знаний» (г. Москва), Институт химии растворов РАН (г. Иваново). АИПС ФЭ, реализованная на ЭВМ ЕС-1061, была зарегистрирована в Государственном реестре программ для ЭВМ государственного комитета СССР по вычислительной технике и информатике. Три версии АИПС ФЭ (со структурными изменениями объекта ФЭ, с расширенным представлением сущности ФЭ, с поисковым признаком «практическое применение ФЭ»), реализованные на ПЭВМ типа IBM PC XT/AT, зарегистрированы в ЦИФ ГосФАП Российской федерации. Апробация работы. |
Автоматизированная система поиска физических эффектов по запросу... Мы поиска физических эффектов по запросу на естественном языке. В статье приводятся обоснование необходимости такой системы и результаты... |
1 Состояние проблемы поиска и анализа текстов на естественном языке 5 Концепция объектно-ориентированного представления семантических знаний и методики анализа, поиска и пополнения базы знаний физических... |
||
Развитие физических качеств учащихся в урочной и внеурочной Так что можно сказать, что тема: «Развитие физических качеств» волнует ученых, медиков, педагогов уже более ста лет |
Конспект лекций для студентов пятого курса специальности 220400 Программное... Данный конспект лекций составлен для студентов четвёртого курса специальности “Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных... |
||
Программа преддипломной практики Целью практики является: овладение методикой проектирования, внедрения и эксплуатации отдельных задач и подсистем экономических информационных... |
Литература 27 В данной работе рассматривается вариант реализации микропроцессорной системы для управления объектом и разработка программной модели... |
||
Фв целенаправленная деятельность по укреплению здоровья детей, развитию... Фв целенаправленная деятельность по укреплению здоровья детей, развитию их физических сил и способностей |
Рекомендации по заполнению сведений о доходах физических лиц по форме... Ндфл (далее – Справочники). Справки в электронном виде формируются в соответствии с Форматом сведений о доходах по форме 2-ндфл «Справка... |
||
1 Данные Рассмотрим представление информации в форме данных. Термин «данные» происходит от латинского слова «data» факт. Такая информация... |
Колесник В. Д., Полтырев Г. Ш. Курс теории информации Сети ЭВМ и телекоммуникации, сетевые технологии, распределенные автоматизированные системы обработки информации и управления |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |