Анализ «компетенций» выпускников вузов, востребованных на современном российском рынке труда
Быданова Е.Н.доктор экономики, Бургундский университет, Франция 2007 г.
|
В условиях современного постиндустриального общества, основанного на знаниях, существенно возрастает роль миграционных процессов. Миграция сводится не только к территориальным перемещениям, но и к профессиональным переходам. Все более интенсивно стираются границы между различными областями знаний. Квалифицированным специалистам приходится зачастую менять специализацию, подстраиваясь под насущные потребности современного рынка труда. Появляется необходимость постоянного освоения новых знаний и адаптации к стремительно меняющимся окружающим социо-экономическим процессам.
Европейские ученые уже давно обратили внимание на изменившийся характер общества и, следовательно, выдвижение на первый план новых требований рынка труда к молодым специалистам. В 1998 году, а затем повторно в 2006-2007 годах группа европейских исследователей провела анкетирование среди выпускников вузов в странах Европы и в Японии с целью выявить, с какими профессиональными требованиями сталкиваются молодые специалисты на рабочих местах в различных областях деятельности. Исследования проводились в рамках проектов «CHEERS» (Careers after Higher Education: a European Research Study) и «REFLEX» (Flexible Professional in the Knowledge Society), финансируемых Европейской комиссией в рамках 5ой и 6ой плановых программ по развитию научных работ. Проект «CHEERS» позволил провести уникальное по своему характеру и задачам исследование, в ходе которого были опрошены 35 000 выпускников вузов в 11 европейских странах и Японии. Метод исследования – анкетирование (по почтовой рассылке), опрашиваемые – выпускники магистерских программ (уровень ISCED 5A в международной классификации International Standard Classification of Education), через 5 лет после выпуска из вуза.
Одной из ключевых целей исследования являлось определить какие «компетенции» (знания и навыки) востребованы на современном рынке труда. Были выделены 19 различных компетенций, и выпускникам предлагалось оценить, в какой степени они обладают той или иной компетенцией и в какой степени она востребована на текущей работе выпускника. Рассматривались следующие компетенции: знания по специальности, знания из других областей, аналитическое мышление, умение быстро осваивать новую информацию и новые знание, способность проводить переговоры, способность работать в стрессовой ситуации, умение управлять своим рабочим временем, умение работать на компьютере и в Интернете, умение видеть новые возможности, знание иностранных языков и т.д. (полный список компетенций представлен в таблице 1, где в колонке 1- список компетенций, выделенных европейскими учеными и использованных для анкетирования выпускников в европейских странах, в колонке 3 - список компетенций, использованный в анкетировании по России, соответствует «компетенциям», выделенным в европейском исследовании, колонка 2 - условное обозначение компетенций, использованное автором статьи при статистическом анализе данных).
Таблица 1. Список «компетенций» (знаний и навыков)
Список компетенций
(при исследовании в Европе)
|
Услов. обозн.
|
Список компетенций
(при исследовании в России)
|
mastery of your own field
or discipline
|
KS
|
Знания по специальности
|
knowledge of other fields
and disciplines
|
GK
|
Общие знания в других областях
|
analytical thinking
|
ATH
|
Аналитическое мышление
|
ability to rapidly acquire new
knowledge
|
ANK
|
Способность быстро осваивать новые знания
|
ability to negotiate effectively
|
N
|
Умение проводить переговоры
|
ability to perform well under
pressure
|
ST
|
Способность работать под давлением, в стрессовой ситуации
|
alertness to new opportunities
|
NP
|
Видение новых возможностей
|
ability to coordinate activities
|
M
|
Способность управлять работой других
|
ability to use time effectively
|
MT
|
Способность эффективно использовать рабочее время
|
ability to work productively
with others
|
WG
|
Способность работать в группе
|
ability to mobilize the capacities
of others
|
MO
|
Способность мотивировать других к работе
|
ability to assert your authority
|
A
|
Способность сохранять свой авторитет
|
capacity to express own ideas
|
EY
|
Способность ясно выражать свои идеи
|
ability to come up with
new ideas and solutions
|
NI
|
Способность генерировать новые идеи
|
willingness to question your
own and other’s ideas
|
QI
|
Мотивированность оспаривать существующие идеи и мнения
|
ability to present products, ideas
or report to an audience
|
PP
|
Умение представлять широкой публике производимый продукт, услугу
|
ability to write reports,
memos and documents
|
WR
|
Умение составлять отчеты, доклады, другие документы
|
ability to write and speak in
a foreign language
|
FL
|
Знание иностранных языков
|
ability to use computers and
the internet
|
IL
|
Умение работать на компьютере и в Интернете
|
Результаты полученных данных позволили европейским ученым сделать следующий вывод: для того чтобы молодой специалист был конкурентоспособен на рынке труда, ему необходимо быть «компетентным» по четырем основным характеристикам (см. ниже) и такой работник будет называться гибким специалистом («flexible professional»).
«professionalexpertise», профессиональные экспертные знания (знания по специальности),
«functionalflexibility», функциональная гибкость (умение быстро адаптироваться),
«innovationandknowledgemanagement», инновационный потенциал и способность управлять знаниями и информацией,
«mobilizationofhumanresources», мобилизация человеческого потенциала (умение управлять персоналом, мобилизовывать собственные способности и знания, а также способности и знания других сотрудников для эффективной работы).
Исследователи обращают внимание на тот факт, что на современном рынке труда молодому специалисту не достаточно просто обладать хорошими знаниями по специальности. По-настоящему конкурентоспособным будет является такой работник, который не только хорошо знает технические особенности своей профессии, но и обладает также такими качествами, как общительность, умение работать в стрессовой ситуации, выполнять поставленные задачи с учетом четко установленных временных рамок, будет способен управлять персоналом, способен представить продукт своего труда клиентам и широкой публике и т.д. Кроме того, важными качествами также являются аналитическое мышление и умение быстро усваивать новую информацию.
По аналогии с исследованиями, проведенными среди выпускников вузов Европы, в 2006 году в двух регионах России нами было проведено анкетирование выпускников с целью определить, какие профессиональные качества («компетенции») востребованы на рынке труда. В анкетировании приняли участие 4 государственных вуза России (один широкопрофильный вуз из Волгограда (Волгоградский государственный университет) и 3 педагогических вуза из Московской области (Орехово-Зуевский педагогический институт, Педагогический институт г. Коломна, Государственный университет Московской области). Выборка состояла из 3500 выпускников, закончивших один из вышеперечисленных вузов в 2000 или 2001 гг.
Исследование было организовано благодаря финансовой поддержке российских и зарубежных партнеров: Министерство иностранных дел Франции (по гранту развития научных связей между Францией и странами Восточной Европы), Правительство Московской области, Волгоградский государственный университет, Бургундский университет (Франция), а также при финансовой помощи некоторых других органов (городская администрация г. Дижон, Франция). Непосредственной реализацией анкетирования в двух регионах занимались Волгоградский государственных университет и Академия социального управления г. Москва. Методологическая помощь была оказана со стороны голландского института трудовой экономики и образования г. Маастрихт (ROA - The Research Centre for Education and the Labour Market, http://www.roa.unimaas.nl/), руководителя Европейского проекта «REFLEX», и одного из участников Европейского проекта «REFLEX», Института экономических проблем в образовании Бургундского университета, г. Дижон, Франция (IREDU - Research Institute for Economics and Sociology of Education).
Российское анкетирование затронуло широкий спектр вопросов, связанных с трудоустройством выпускников вузов: состояние на сегодняшний день (работает/ не работает), средний период безработицы с момента окончания вуза, вид поиска работы, предпринятого после окончания вуза, уровень заработной платы после окончания вуза и на данный момент (т.е. 4 – 5 лет после окончания вуза), и др. Тем не менее, в данной статье мы остановимся только на одном из аспектов трудоустройства выпускников, уделив особое внимание вопросу о компетенциях, востребованных сегодня на рынке труда. Мы предполагаем, что выводы данного анализа могли бы помочь руководителям плановых служб, занимающимися коррекцией учебного процесса с целью его адаптации к современным условиям хозяйствования в России.
По списку компетенций, разработанному и использованному в европейском исследовании (перечень компетенций указан в таблице 1), российским выпускникам предлагалось ответить, в какой степени та или иная компетенция востребована на их работе на данный момент. Выпускники оценивали каждую компетенцию по семибальной шкале: 1 – наименее востребованные компетенции, 7 – наиболее востребованные компетенции (см. рис. 1).
Рисунок 1. Образец таблицы в анкетах
|
Оцените, в какой степени данная компетенция востребована на вашей работе на сегодняшний день?
|
Знания по специальности
|
|
Знания из других областей
|
|
Аналитическое мышление
|
|
Умение быстро осваивать
новую информацию
|
|
т.д.
|
|
На основе средних значений по каждой компетенции были определены, так называемые, коэффициенты «значимости». Они показывают, в какой степени та или иная компетенция является востребованной на рынке труда. Статистические данные по коэффициентам значимости компетенций представлены в таблице 2, а их графическая иллюстрация на рис.2. Отметим, что в данной статье проанализированы данные, полученные в результате опроса волгоградских выпускников. Аналогичные данные, полученные в Московской области, на сегодняшний момент еще не обработаны.
|
|