министерство образования и науки российской федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
московский государственный университет приборостроения и информатики
УТВЕРЖДАЮ:
И.о. проректора по УР
_________________ А.В. Пименов
«____»_________________201__ г.
программа повышения квалификации
«Информационные и коммуникационные технологии в иноязычном образовании»
по приоритетному направлению «_____________________»
Москва, 2013
Программа курса
Интеграция педагогических и информационно-коммуникационных технологий в иноязычном образовании
Автор: канд. педагогических наук, доцент по кафедре теории и практики преподавания русского языка как иностранного
Тряпельников А.В.
Профиль подготовки
Информационные технологии в преподавании иностранных языков: иностранные языки, русский язык как иностранный.
I.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Аннотация
Код и наименование основной профессиональной образовательной программы (в соответствии с приложением к лицензии МГУПИ), профилю которой соответствует программа повышения квалификации.
Актуальными сегодня в обучении иностранным языкам (ИЯ) являются вопросы интеграции педагогических и информационных технологий (ИКТ) в сфере иноязычного образования. На практике, где очевидным оказывается доминирование информационных технологий и компьютерных средств обучения в преподавании языка, постоянная поддержка на достаточно высоком уровне ИКТ-компетенций для преподавателя ИЯ является необходимым условием его успешной профессиональной деятельности.
Главными из главных здесь оказываются проблемы организации учебно-методического контента, наполнения содержанием обучения новых инфо-коммуникационных технических средств обучения, которыми представляются сегодня компьютерные технологии, а также – овладение новыми формами и способами учебно-методической работы в преподавании ИЯ.
Программа предназначена для повышения квалификации преподавателей иностранных языков в области использования современных информационных технологий в иноязычном образовании.
В результате обучения по программе слушатели курсов получают следующие знания и умения.
Знания: иметь представления об истории и современных тенденциях использования ИКТ в обучении иностранным языкам с позиций становления и развития компьютерной лингводидактики; ориентироваться в типологии и жанровых особенностях электронных учебных материалов, уметь дать оценку качеству учебных материалов, интернет-ресурсов, привлекаемых к использованию при обучении языку; знать современные технологии разработки и проектирования электронных учебных материалов для обучения иностранным языкам; знать особенности планирования и организации обучения с применением современных ИКТ в традиционных, дистанционных и комбинированных формах обучения.
Умения: владение компьютерной терминологией, представляющей сферу ИКТ в обучении иностранным языкам; умение пользоваться ограниченным набором программных средств и ресурсов Интернет, необходимых в деятельности преподавателя; навыки планирования и организации учебных курсов, материалов и заданий для использования при обучении с применением Интернет (в виртуальной образовательной среде).
Владеть: современными технологиями разработки и проектирования электронных учебных материалов для обучения языку; современными приемами планирования и организации обучения ИЯ с применением ИКТ в традиционных, дистанционных и комбинированных формах обучения.
Программа отвечает современным потребностям в повышении уровня ИКТ-компетенций преподавателей и специалистов в сфере иноязычного образования.
Цель программы: программа предназначена для повышения квалификации научно-педагогических кадров высших учебных заведений в области применения информационных и коммуникационных технологий в практике преподавания иностранных языков.
Категория слушателей: научно-педагогические кадры государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования гуманитарного профиля (преподаватели иностранных языков, преподаватели русского языка как неродного, как иностранного).
Продолжительность обучения:
- краткосрочное повышение квалификации (объем программы 72 часа).
Форма обучения: дистанционная, очно-дистанционная (смешанная), с отрывом от работы (или с частичным отрывом от работы).
Основа обучения: бюджетная (или указать стоимость обучения).
Режим занятий: 6 дней в неделю по 6 часов аудиторных занятий (для 2-х недельных курсов или 4-8 часов в неделю – для 4-х месячных курсов) и необходимая самостоятельная работа. КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛАСС
Итоговая аттестация: по окончании обучения слушатели представляют и защищают аттестационную работу в рамках тематики, заявленной в программе.
Документ об образовании: удостоверение о повышении квалификации государственного образца.
Виды занятий
|
Количество учебных часов
|
Аудиторные занятия
|
Лекции
|
6
|
Семинары (онлайн)
|
20
|
Самостоятельная работа (творческие лабораторные работы с консультациями преподавателя)
|
40
|
Итоговая аттестация
|
6
|
ИТОГО
|
72
|
II. ПРОГРАММА КУРСА
2.1. Наименование и содержание тем и разделов программы.
1. ТЕОРИЯ (лекции). Интеграция современных информационно-коммуникационных (компьютерных) и педагогических технологий в иноязычном образовании.
1.1. (Лекция) Современные технические средства и технологии обучения ИЯ.
Технические (компьютерные) средства обучения.
Компьютерные (электронные) средства обучения языку.
Компьютерные (программные) средства обучения языку.
Компьютер в деятельности обучаемого
Компьютер как инструмент в работе преподавателя.
Интернет в обучении иностранным языкам.
1.2. (Лекция) Новые форматы в обучении иностранным языкам.
Электронный формат в обучении языку.
Информационный формат в обучении языку.
Примеры разработок учебно-методического контента для обучения иностранным языкам.
1.3. (Лекция) Проблемы интеграции компьютерных и педагогических технологий в иноязычном образовании.
Компьютерные и педагогические технологии в дистанционном обучении иностранным языкам: интегрированное применение в обучении языку.
Технологии разработки учебно-методического контента для электронного и информационного форматов обучения ИЯ.
2. ПРАКТИКА (семинары). Компьютерные средства и технологии обучения ИЯ.
2.1. Технические (компьютерные) средства обучения.
Компьютерные (электронные) средства обучения языку.
Компьютерные (программные) средства обучения языку.
2.2. Использование инфо-коммуникационных технологий в практике преподавания ИЯ.
Информационные и коммуникационные технологии в обучении языку.
Компьютер в деятельности обучаемого.
Компьютер как инструмент в работе преподавателя.
Интернет в обучении ИЯ.
3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА (консультации: управление самостоятельной работой со стороны преподавателя) .
3.1. Работа над проектом:
Задание на проект. Выбор темы, формулирование цели. Планирование проекта. Создание (размещение) авторской страницы проекта в пространстве виртуальной образовательной среды.
Сбор материалов. Поиск идей. Обсуждения, дискуссии, в том числе средствами и в пространстве Интернет.
Конкретизация проекта. Формулирование темы. Пропись структуры проекта. Составление текста проекта. Размещение материалов на странице проекта.
Обсуждение. Критическое осмысление. Подготовка к изготовлению. Изготовление компонентов проекта (тексты, таблицы, рисунки, аудио-фрагменты, видеоматериалы, программы-тесты, тренинги). Оформление проекта на странице сайта.
Подготовка к защите проекта.
4. Итоговый КОНТРОЛЬ (тест, контрольная работа, защита проекта).
2.2. Распределение времени (72 ч.) по темам
Темы
|
Часы
|
ЛЕКЦИИ
|
6
|
СЕМИНАРЫ
|
20
|
ТВОРЧЕСКИЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
|
40
|
Итоговый КОНТРОЛЬ
|
6
|
ИТОГО
|
72
|
2.3. Семинары
|
|
№ п.п.
|
Темы практических занятий
|
Часы
|
1
|
Компьютерные (электронные) средства обучения языку.
|
2
|
2
|
Компьютерные (программные) средства обучения языку.
|
4
|
3
|
Информационные и коммуникационные технологии в обучении языку.
|
6
|
4
|
Компьютер в деятельности обучаемого
|
2
|
5
|
Компьютер как инструмент в работе преподавателя.
|
2
|
6
|
Интернет в обучении ИЯ.
|
4
|
|
ИТОГО
|
20
|
2.4. Самостоятельная работа
№ п.п.
|
Работа над проектом
|
ЧАСЫ
|
1
|
Задание на проект. Выбор темы, формулирование цели. Планирование проекта. Создание (размещение) авторской страницы проекта в пространстве виртуальной образовательной среды.
|
6
|
2
|
Сбор материалов. Поиск идей. Обсуждения, дискуссии, в том числе средствами и в пространстве Интернет.
|
10
|
3
|
Конкретизация проекта. Формулирование темы. Пропись структуры проекта. Составление текста проекта. Размещение материалов на странице проекта.
|
6
|
4
|
Обсуждение. Критическое осмысление. Подготовка к изготовлению. Изготовление компонентов проекта (тексты, таблицы, рисунки, аудио-фрагменты, видеоматериалы, программы-тесты, тренинги). Оформление проекта на странице сайта.
|
16
|
5
|
Подготовка к защите проекта.
|
2
|
|
ИТОГО
|
40
|
2.5. Итоговый КОНТРОЛЬ
№ п.п.
|
Работа над проектом
|
Часы
|
1
|
Тест
|
1
|
2
|
Контрольная работа
|
2
|
3
|
Защита проекта.
|
3
|
|
ИТОГО
|
6
|
Тематика контрольных вопросов:
1. Технические средства обучения (ТСО).
2. Аудиовизуальные средства обучения (АВСО).
3. Компьютерные средства обучения (КСО).
4. Электронные обучающие средства (ЭОС).
5. Веб-технологии.
6. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
7. Киберпространство (Интернет).
8. Виртуальная языковая среда обучения (ВЯСО).
9. Информационное (цифровое, кибер-инфо) направление исследований.
10. Электронный формат обучения.
11. Информационный (цифровой) формат.
12. Цифровые педагогические технологии.
13. Текст, гипертекст, кибертекст.
14. Гипертекст.
15. Кибертекст.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Формы контроля.
1. Самоконтроль.
2. Контрольные работы и рефераты, проверяемые преподавателем.
3. Публичная защита итоговых проектов.
III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Попов А.М. Информатика и математика для юристов: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.М.Попов, В.Н.Сотников, Е.И.Нагаев; под ред. А.М. Попова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 391 с.
Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку: Монография. М.: Глосса-пресс, 2012. – 252
Тряпельников А.В. Интеграция компьютерных и педагогических технологий в обучении РКИ …….2013
Дополнительная литература
Общие вопросы. Информация
1. А.А. Акишина, Т.А. Акишина, А.П. Бубнова,А.В. Тряпельников. История России в событиях и судьбах: Учебное пособие с мультимедийным приложением /— М.: Русский язык. Курсы, 2010. — 168 с.
Воройский Ф.С. Информатика. Энциклопедический словарь-справочник. М.:ФИЗМАТЛИТ, 2006
Глоссарий: Справочно-учеб. пособие по теме "Информационные ресурсы и средства в режиме on-line"/Отв.ред. Скалски Д., Исаев Г.Н., Лобиг П. - Берлин, 1998.
Жолков С.Ю. Математика и информатика для гуманитариев: Учеб.для вузов. - М.: Гардарики, 2009.
Информатика как наука об информации Фаир-Пресс, 2006
Словари и справочники
Пособия и методические указания
Все разделы программы (1-3) обеспечены слайд-лекциями и презентационными материалами. Итоговый контроль включает тестовую и практическую творческую составляющие.
Программное и техническое обеспечение
Обучение по программе обеспечено учебно-методической документацией и материалами, в том числе Учебно-методическими комплексами на бумажных и электронных носителях. Используется виртуальная образовательная среда «Атмосфера» (www.author-edu.ru), система дистанционного обучения MOODLE. Программный офисный пакет MS OFFICE.
Программу составил: Тряпельников А.В.
Руководитель программы: кандидат педагогических наук, доцент Тряпельников А.В.
|