Скачать 120.36 Kb.
|
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА Конкурс методических проектов «Активные методы обучения, деятельностный и компетентностный подход в образовательном процессе» Сучкова А.В. учитель географии МБОУ СОШ № 17 Проектная деятельность на уроках географии в 10 классе Уфа 2012 Оглавление 1. Введение 2 2. Аналитическая часть. Проект как метод обучения 4 3. Практическая часть 8 4. Заключение 12 5. Литература 13 Введение Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью педагогического процесса. Изменение в преподавание географии, особенно в старших классах, требует переосмысления не только содержания материала, так как появилась необходимость привлечения большого объема современной информации, но и методики преподавания. Необходимость разнообразить организацию учебного процесса ведет к введению эффективных форм. Длительный педагогический опыт работы в старших классах поставил перед необходимостью освоения новой технологии- технологии проектов. В век компьютеризации раскрылись широкие возможности использования информационных технологий. Концепция модернизации российского образования направлена на компьютеризацию учебного процесса. От скучных и монотонных докладов, как правило читаемых по «бумажке», появилась возможность перейти к ярким, красочным, презентациям, выполненным в результате творческой групповой работы Сущность технологии проектов заключается в личносто - ориентированном обучении. Работа над проектом развивает способность самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения проблем. Использование технологии проектной деятельности на уроках в десятом классе открывает широкие возможности для развития личности: -опыт творческой деятельности; -рационального стиля мышления; -эмоционального, теоретического и практического познания мира Создание учебных проектов, дает возможность работать в группах, формируя у обучающихся толерантность, умение выражать и отстаивать свою точку зрения (развивать коммуникативные компетенции). Результаты проектной деятельности обсуждаются на специально отводимых для этого уроках типа диспутов, конференций, отчетов или обобщающих уроках. В ходе работы над проектами у обучающихся формируются универсальные учебные действия (УУД): «В широком значении – умение учиться, т.е. способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта В более узком – совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.» Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. Аналитическая часть Проект как метод обучения Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем реферат или доклад. Путаница с терминами здесь довольно большая. У учителей не складывается четкого представления о проекте как методе обучения, а у учеников - о проекте как вполне определенном виде самостоятельной работы. Необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы ученика. Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта. Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные способы, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы Проектный метод обучения близок к проблемному обучению, которое предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, решая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания. Проблемное обучение обеспечивает прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности.. Мотивация учащихся Для работы над проектом ребенок должен иметь определенный исходный уровень готовности. Не может быть проектом работа очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения. Чтобы проблема проекта мотивировала ученика на активную работу, его цель поначалу должна носить скрытый характер, порождать проблему, необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Так появляется необходимость определить и сформулировать цель деятельности. Соответственно следующий этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте. В этот момент у автора возникает масса идей (не всегда реалистических), что еще больше укрепляет мотив к деятельности. Наличие исходной проблемы и понимание конечной цели работы заставляют приступить к деятельности, которая должна начинаться с разработки плана. Планирование - важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Реализация имеющегося плана - следующий этап проектного цикла. Наличие четкого плана повышают мотив к деятельности После завершения работы ученик должен сравнить полученный результат со своим замыслом, внести исправления. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок. Ученику необходимо оценить, чему он научился, что узнал, какой жизненный опыт приобрел. Это и является содержанием этапа самооценки и рефлексии. Основные этапы работы над проектом - это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия. Внутри каждого этапа есть более мелкие и важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы Девяти- и десятиклассники имеют объективные возможности для самостоятельно работать над проектом. Они быстро формулируют проблему, преобразуют ее в цель деятельности, разрабатывают подробный план. Они обладают уже достаточной суммой знаний и опыта. Для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания. Учебный проект позволяет вырабатывать и развивать умения и навыки проектирования и исследования. Часто учителя предлагают детям готовые темы и даже названия проектов. Хорошо, если такая тема представляет реальный интерес для ученика. Для учителя метод проектов является довольно трудоемкой технологией. Учитель предлагает проблему в общих чертах и дает детям возможность ее домыслить, переформулировать. Проектная деятельность предусматривает самостоятельную работу учащихся. А организация этой работы - задача взрослого. В школах предпочитают групповые проекты, так как в этом случае один педагог может работать с большим количеством детей. Группы работают каждый над своим проектом. Встречаясь на занятиях, они могут помогать друг другу и обмениваться информацией, учиться друг у друга и вместе осваивать технологию работы над проектом. Организация работы способствует установлению равноправных отношений учителя и учеников как единомышленников, коллег, занятых общим делом. Целью проектной деятельности как технологии обучения является освоение учащимися целого ряда специфических умений, общеучебных навыков и предметных знаний, формирование у них универсальных компетентностей. Эта цель находит свое отражение в критериях оценивания проектов учащихся: Постановка цели и обоснование проблемы проекта. Планирование путей ее достижения. Глубина раскрытия темы проекта. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта. Анализ хода работы, выводы и перспективы. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе. Соответствие требованиям оформления письменной части. Качество проведения презентации. Качество проектного продукта. Проектная деятельность на уроках географии в 10 классе
Заключение Проектная деятельность требует от учителя быть не только учителем- предметником, но стать специалистом широкого профиля. Ученики должны доверять ему, видеть заинтересованность в их совместной работе. Учебные проекты по географии привязаны к темам изучаемым входе учебных курсов. Роль учителя необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Основную работу учащиеся выполняют самостоятельно. Использование метода проектов в работе с старшеклассниками позволяет решать несколько задач: раскрытия творческих способностей учащихся; -развития образованной инициативной, и успешной личности; способной к самостоятельному приобретении новых знаний и практических умений, что очень важно для выпускников школы. У них вырабатывается умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки. Кроме того, осваивая школьную программу по географии у них формируется необходимость решения современных практических задач человечества. Ценность работы над проектом в том, что в процессе работы над проектом обучающиеся осваивают ключевые компетенции: коммуникативные, учебно- познавательные, информационные, предметные, личностного развития. В ходе работы с различными проектами с учениками 10-х классов сложилось представление, что эта работа доставляет им радость. Пусть она требует какого-то времени на осмысление и выполнение, но возможность сообща решать проблемы, возможность коллективного участия вселяет уверенность даже в самых слабых учеников, а возможность не по «бумажке» привести свои доводы в пользу тех или иных суждений подчеркивает значимость ученика. Метод проектов - педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний а на их применение и приобретения новых знаний для активного освоения новых способов человеческой деятельности. Литература 1.География 10-11 классы: уроки с использованием информационных технологий. Волгоград: Учитель 2008 2.География 9-11 классы. Проектная деятельность учащихся./авт.- сост.Н.В. Яковлева. Волгоград, Учитель 2008 3.Лысова Н.В.Проектная деятельность в обучении географии. Журнал География и экология в школе 21 века, №5, 2005 4.Огородникова Н.В. Проектная деятельность старшеклассников. . Журнал География и экология в школе 21 века,№ 1, 2000 5.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под ред. Е.С.Полат М.: 2000 6.Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы. М.: Просвещение 2011 7.Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. М Педагогический университет. Первое сентября,2009 8.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. |
Системно деятельностный подход в обучении Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных... |
Зональный фестиваль-конкурс методических работ преподавателей дмш... Исследовательская работа «Формирование певческого воспитания коллектива мальчиков на начальном этапе обучения в процессе комплексного... |
||
Учебника Список учебно-методических комплектов и учебников, используемых в образовательном процессе |
Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. 2004.№5. С. 3-12 |
||
Конкурса Городской конкурс «it- технологии в образовательном процессе» в номинации «Лучший сайт», учителя |
Положение о конкурсе методических материалов в формате 4 н-д (4 недели) Конкурс методических материалов в формате 4 н-д (далее конкурс) организуется Муниципальным казённым учреждением «Межведомственный... |
||
Зимняя И. А. Педагогическая психология Содержание Обращение к студенту будущему педагогу Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса 45 |
Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных... Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном... |
||
Компетентностный подход к овладению рки: европейский контекст Интенсивная работа по формированию модели иноязычной коммуникативной компетенции и разработке на ее основе пороговых уровней (tresshold... |
Конкурс методических материалов «Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья …» «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка» проводит I открытый педагогический конкурс методических... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |