Опыт социологического исследования




Скачать 155.58 Kb.
Название Опыт социологического исследования
Дата публикации 15.05.2014
Размер 155.58 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Информатика > Документы





-
С точки зрения учащихся:



опыт социологического исследования

учащихся 10 класса

ГОУ Гимназии № 1530 «Школа Ломоносова»

Иванова Алексея, Карапоткина Дмитрия, Копыловой Анны,

Кравченко Екатерины, Пекарской Марии, Сергеева Якова,

Цулая Тамары, Собченко Андрея, Гаврилова Николая,

Семёновой Анны, Енова Леонида, Мартыненко Николая.

Руководитель Стерлягова Е.В.


Москва, 2009


Любая школа считает своей обязанностью воспитать у учеников стремление к познанию окружающего мира. Но такое стремление должно сопровождаться систематическим посещением занятий. Несмотря на это, мы часто сталкиваемся с таким явлением, как пропуск занятий без уважительных причин, иными словами - ПРОГУЛАМИ.

Прогулы имеют большую историю. В учебном заведении Гениальный Альберт Эйнштейн слыл заядлым прогульщиком. Позднее Эйнштейн говорил, что у него "просто времени не было ходить на занятия".


А Билла Гейтса в 1979 году отчислили из Гарварда за прогулы и неуспеваемость. Так что Гейтса можно, пожалуй, считать самым знаменитым прогульщиком Гарвардского университета. Но он все же получил свой диплом. Как сказал проректор университета Стивен Хайман, пока сокурсники Гейтса готовились к экзаменам, он готовил
революцию в области персональных компьютеров. Так что, приняв во внимание заслуги Гейтса в сфере компьютерных технологий, ему решили
присвоить ученую степень.

Что же происходит в нашей гимназии? Мы решили проследить за посещаемостью уроков в нашей гимназии, выявить отношение учащихся 8-11 классов к прогулам, их причины и связь с успеваемостью.

Таким образом, цель нашего исследования мы видим в изучении общественного мнения по отношению к прогулам и выявления их причин.

В нашей работе объектом исследования выступает образовательный процесс в гимназии, предметом исследования - отношение гимназистов к прогулам и причины последних.

Реализация цели определила основные задачи исследования:

  • определение методов исследования;

  • разработка содержания материалов, дающих возможность изучения общественного мнения по отношению к прогулам;

  • анализ данных, полученных в ходе исследования;

  • выявление наиболее общих причин прогулов и путей борьбы с ними с точки зрения учащихся.


Для проведения исследования нами был принят план работы, в котором выделялись основные этапы нашей деятельности.

1 этап – подготовительный (или креативный), на котором вырабатывались основные цели работы, определялись задачи, методы и средства их реализации, выдвигалась гипотеза исследования. На этом этапе мы разрабатывали анкету для опроса учащихся в соответствии с выбранными критериями, составляли репрезентативную группу учащихся для участия в опросе.

2 этап - так называемый в социологии «полевой этап» - сбор эмпирических данных путем опроса учащихся.

3 этап - заключительный, на котором происходило обобщение полученных данный, соотнесение выдвинутой гипотезы с результатами исследования, оформление и представление итогов работы.
В качестве основного метода исследования нами был выбран метод сплошного опроса учащихся 8-11 классов. Этот выбор объясняется тем, что явление пропуска занятий без уважительных причин практически не имеет места в средних классах, так как дети находятся под контролем родителей и не имеют привычки и возможности прогуливать уроки.

Из двух методов опроса нами был выбран метод формализованного интервью, так как он, по мнению социологов, наиболее эффективен, когда изучаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами.

Кроме методов опроса нами использовались анализ полученных результатов, синтез и обобщение.
Для проведения интервью была разработана анкета для учащихся с закрытыми вопросами (см. Приложение 1).
По содержанию вопросы анкеты были сформулированы следующим образом:

Отношение к прогулам: №(1, 2, 8, 9)
Причины прогулов: №(3, 4, 5, 6,10)
Выявление успеваемости по прогуливаемым предметам: № 6
Причины, объясняющие прогулы: №7
Гипотеза исследования.

Мы предположили, что учащиеся нашей гимназии в большинстве своем будут относиться к прогулам отрицательно, так как они будут более
мотивированы на учебу. Связь между пропусками занятий и успеваемостью будет иметь обратный характер. А основной причиной прогулов будет
являться отсутствие заинтересованности в предмете (в большинстве случаев из-за неинтересных уроков).

Итоги опроса.
Итоги опроса 8-х классов ( 68 человек) показали, что большинство учеников относятся к прогулам нейтрально (36.7%), из них большую часть составляют девочки (48.5%), а мальчики - всего лишь 25.7%. Недоброжелательно к прогулам относятся достаточное количество учеников (33.8%), среди которых преобладают мальчики (42.8%). Положительно относятся лишь 29.4%.
Половина из всех опрошенных редко пропускают уроки. Никогда не пропускает 29.4%. 11.7% прогуливают школу сразу, как только им предоставляется такая возможность.

Больше половины прогуливают уроки реже , чем несколько раз в месяц, из которых мальчиков и девочек поровну (58.8%). Четверть учеников пропускают несколько раз в месяц. Большинство учеников (36.7%) прогуливают из-за своей лени. Чуть меньше (32.3%) пропускают уроки, потому что просыпают. Четверть опрошенных пропускает из-за отсутствия интереса к предмету.

При ответе на вопрос, какие предметы они чаще всего пропускают, мнения разделились. Однако и мальчики и девочки прогуливают географию, которых составляют равный процент (по 30.3%). У мальчиков наиболее прогуливаемым предметом является информатика (71.5%), а девочки прогуливают историю и физкультуру (по 30.3%) чаще, чем другие предметы.

Однако, по тем предметам, которые прогуливают ученики, 42.6% получает отличные и хорошие оценки. Но не отстают ученики, которые получают удовлетворительные оценки (33.8%).

В ходе исследования было выяснено, что одинаковое количество учеников вместо уроков идут домой или в Макдоналдс ( по 33.5%).

Несмотря на то, что много учеников прогуливают уроки больше половины (60.5%) затрудняются ответить готовы ли они прогулять за компанию. 35.2%, что составляет большую часть учеников, испытывают чувство вины за прогулянные уроки.

У 36.7% учеников родители знают, что их дети прогуливают уроки, однако родители 40% мальчиков не оповещены об этом.

В ходе опроса было опрошено 64 учащихся 9-х классов.

Большинство девятиклассников (45%) относятся к прогулам индифферентно. 34% предпочитают не прогуливать занятия, а каждый пятый опрошенный готов пропустить урок.
43% девятиклассников пропускают уроки без уважительных причин редко. Каждый третий респондент ответил, что он никогда не прогуливал. 14% учащихся признались, что они делают это иногда. Для 6% опрошенных – совершенно привычное дело. Примерно 3% участников опроса ответили, что они достаточно часто пропускают уроки.
Три четверти опрошенных предпочитают прогуливать реже, чем несколько раз в месяц, то есть достаточно редко. 15% девятиклассников ответило, что они совершают прогулы несколько раз в месяц. Примерно 8% пропускают занятия несколько раз в неделю. И 3% респондентов прогул совершается ежедневно.
Каждый пятый учащийся 9 классов прогуливает занятия из-за того, что ему неинтересно на том или ином предмете. Следующими причинами прогулов являются «никто не идёт, и я не пойду» и «просыпаю». Так ответили по 19 % опрошенных. Не менее распространённой причиной прогулов является банальная лень девятиклассников(13% опрошенных). Каждый десятый респондент предпочёл назвать другие причины прогулов. 9% участников опроса ответили, что они прогуливают занятия из-за нежелания получить «2». Каждый двадцатый опрошенный предпочитает курсы школе. Неготовность к контрольной работе может послужить хорошим поводом для прогула занятий в 4% случаев.
На вопрос «Если вы пропускаете уроки без уважительных причин, то по каким предметам чаще всего?» отказались ответить 47% респондентов. Каждый четвертый чаще всего прогуливает, каждый пятый – французский язык, 14% опрошенных – географию, занятия по МХК и географии пропускаются в одинаковой степени 9% респондентов. По 7% участников опроса предпочитают прогуливать русский язык и биологию. Каждый двадцатый позволяет себе пропустить урок по английскому языку (интересно, что именно на этом уроке проводился опрос). Наименее прогуливаемыми предметами являются химия, физика и литература (по 2% опрошенных).
39% опрошенных прогуливают те предметы, по которым у них стоят хорошие отметки. 38% респондентов ответили, что они позволяют себе прогулять уроки, по которым у них стоят «5» и «4». 16% учащихся 9 классов ответили, что они имеют удовлетворительные оценки по прогуливаемыми ими предметами. 8% затруднились ответить на шестой вопрос. Ни один из опрошенных не прогуливает предметы, по которым у них имеются существенные проблемы с успеваемостью.
Вместо уроков большинство девятиклассников (45%) предпочитают пойти домой. 23% опрошенных вместо учебных занятий пойдут или гулять в парк, или играть в компьютерный клуб, или в физкультурный зал. 19% респондентов пойдут подкрепиться в известный ресторан быстрого обслуживания «Макдональдс». 9% опрошенных будут сидеть на первом этаже. 6% участников опроса пойдут получать знания на курсах.
У большинства девятиклассников (48%) восьмой вопрос вызвал затруднения с ответом. 31% учащихся 9 классов не будут прогуливать уроки «за компанию». 20% респондентов будут согласны пропустить учебные занятия «за компанию».
При прогуле предмета у 44% опрошенных «муки совести» будут возникать лишь иногда. 20% респондентов будут испытывать «угрызения» всегда. 19% участников опроса ответили, что совесть их никогда не мучила. 17% затруднились на этот вопрос.
В случае прогула родители 39% учащихся будут об этом знать. До родителей 23% опрошенных такая информация почему-то не доходит. А 37% респондентов затруднилось ответить на этот вопрос.
В результате опроса среди десятых классов ( 50 человек) выяснилось, что более половины десятиклассников нейтрально относятся к прогулам (54%), в то время как одна треть относится к ним положительно (32%), и всего 14% не одобряют прогулы.

Чуть меньше половины учащихся (46%) редко пропускают уроки без уважительной причины, при каждом удобном случае прогуливают 26%, иногда прогуливает каждый пятый (22%), и всего 6% никогда не позволяют себе этого. Несколько раз в месяц пропускает занятия половина десятиклассников, очень редко прогуливают 28%, несколько раз в день на уроках отсутствуют без уважительной причины 22%, и лишь 2% делают это каждый день.

Причины их пропусков различны: 58% прогуливают из-за лени, 36% просыпают или им просто не интересно на уроке, 22% необходимо ехать на курсы, 12% не идут на урок поскольку туда не идет весь класс, 10% не хотят получить «2» за несделанное домашнее задание, 4% пропускают из-за неготовности к контрольной работе, у 16% другие причины для прогулов.

В ходе исследования стало ясно, что наиболее прогуливаемыми предметами являются ОБЖ, МХК, география и информатика. И по этим предметам у 54% хорошие оценки, у 42%- отличные и хорошие и у 4% удовлетворительные отметки.

Вместо урока учащиеся предпочитают: идти домой-42%, в Макдоналдс - 40%, сидеть на первом этаже (в столовой) либо идут на курсы в институт (университет)-16%, иными делами занимаются 44%.

Отвечая на вопрос, готовы ли учащиеся 10-х классов прогулять «урок за компанию», затруднился ответить каждый второй (56%), каждый четвертый(26%) всегда готов, и только 18% ответили отрицательно.

Большинство десятиклассников при пропусках уроков без уважительных причин не испытывают муки совести(46%), иногда совесть просыпается у 38% учеников и всегда у 10%, притом 6% затруднились ответить.

У половины опрошенных (44%) родители знают об их прогулах, у 26% не знают, и 30% не смогли дать точного ответа.
После анкетирования в одиннадцатых классах (45 человек) выяснилось, что 60% опрошенных учеников относятся к прогулам положительно. 30% учеников заявили, что им все равно. И только десять процентов одиннадцатиклассников утверждают, что отрицательно относятся к прогулам. Из всех опрошенных 30% пропускают роки без уважительной причины при каждом удобном случае, 30% пропускают довольно редко, 25% пропускают довольно часто и только 15 процентов респондентов сказали, что никогда не прогуливали уроки без уважительных причин. Отвечая на вопрос о том, как часто они пропускают уроки без уважительных причин, выяснилось, что 40% прогуливают уроки несколько раз в неделю, 30% прогуливают несколько раз в месяц, 20% - каждый день и 10% учеников ответили, что прогуливают уроки реже чем несколько раз в месяц.

При обобщении полученных в ходе анкетирования данных были выявлены основные причины, объясняющие пропуски уроков. Чаще всего ученики объясняют свои прогулы тем, что они проспали(20%), что у них дополнительные курсы (10%), что они не выполнили домашнее задание(10%), что намечается контрольная работа, к которой они не готовы (10%) или просто по причине собственной лени(10%). Реже ученики объясняют свои прогулы тем, что они не выполнили домашнее задание (8%), что им не интересно на донном уроке (6%), что остальные тоже не идут на урок. И 30% процентов учеников затруднились однозначно ответить на этот вопрос.

В ходе исследования был выведен список чаще всего пропускаемых предметов. Лидирующие места в этом списке занимают: иностранные языки (25%), биология (25%) и литература (15%). Реже учащиеся одиннадцатых классов пропускают ОБЖ (5%), физкультуру(2.5%), историю (2.5%) и русский язык (2.5%). 2.5% респондентов заявили, что они готовы пропустить любой предмет, который им удобно. И 20% учеников все равно, какой предмет пропускать.

При обработке информации, полученной по результатам опроса, было выявлено, что у 50% учеников отличные оценки по пропускаемым предметам, у 40% хорошие и у 10% удовлетворительные. Как оказалось после получения ответов на вопрос о том, чем занимаются ученики вместо пропускаемых уроков, ни первом этаже или в столовой не сидит никто, 15% опрошенных едут домой,10% едут на курсы, 35% идут в “McDonald’s”, и 40% отметили другие причины, наиболее популярной из которых является употребление алкогольных напитков. Из всех учеников “за компанию” готов прогулять каждый второй, 20% не готовы и 30% затрудняются ответить. Каждый десятый ученик всегда испытывает угрызения совести после прогулов, 5% иногда испытывают, 25% затруднились ответить и 60% никогда не испытывают угрызений совести. Родители большинства учеников (80%) не знают о том, что их дети прогуливают уроки.
Общие итоги:

Таким образом, обобщив полученные данные, мы получили следующие результаты:

Большинство опрошенных, 41%, относятся к прогулам нейтрально. Не может не огорчать тот факт, что каждый третий (35%) опрошенный гимназист поддерживает пропуск занятий без уважительных причин, и только четверть (24%) гимназистов относятся к прогулам плохо.



Из тех, кто позволяет себе прогуливать уроки, 42%(103) делают это достаточно редко, 22% опрошенных гимназистов никогда не пропускали уроки без уважительных причин, а (18%) делают это при каждом удобном случае. 10%) респондентов пропускают уроки достаточно часто.



Отвечая на вопрос о том, как часто гимназисты пропускают уроки без уважительных причин, опрос показал, что большинство (44%) респондентов, прогуливают уроки реже, чем несколько раз в месяц. 29% прогуливают по несколько раз в месяц, 19% учеников призналось, что прогуливают уроки несколько раз в неделю, и 8% опрошенных (это уже совсем нехорошо!) позволяют себе пропускать занятия каждый день.



В ходе исследования выявилось несколько причин, объясняющих прогулы уроков:

-28%(67) объяснили прогул причиной собственной лени;

-27%(64) учеников просыпают;

-22%(52) говорят, что им не интересно на этом уроке;

-16%(39) прогуливаю по причине курсов;

-15%(36) не идут на данный урок, потому что никто не идет;

- у 13%(32) не сделано домашнее задание;

- у 10%(25) намечается контрольная работа, к которой они не готовы;

-16%(39)привели другие причины.



По результатам опроса гимназистов была выявлена статистика наиболее прогуливаемых предметов:

-география 19%(46)

-ОБЖ 18% (44);

-информатика 15%(36)

-физ-ра 12%(28);

-МХК 11%(27)

-биология 8%(20);

-ин. яз 2 7%(17);

-история 5%(12);

-литература 4,5%(11);

-русский 3%(7);

-ин. яз 11,5%(3)

-физика 0,8%(2)

Отказались отвечать 30 (12%) человек.



На вопрос, какова успеваемость гимназистов по прогуливаемым предметам, большинство опрошенных (43%) ответили, что имеют по ним отличные оценки, у 40% оценки хорошие, а у 17% удовлетворительные. Опрошенные ученики ГШЛ почти никогда не прогуливают предметы, по которым у них выходит неудовлетворительная оценка.



Отвечая на вопрос, о том, чем занимаются учащиеся во время пропущенных уроков (некоторые опрошенные дали несколько ответов), выяснилось, что: 34% идут домой, 31% идут в “McDonald’s” , 30% отметили другие причины, в столовой и на первом этаже сидят 7%, 8% едут на курсы.



Из всех учеников “за компанию” готовы прогулять 30%, 22% не готовы это сделать и 48% затруднились ответить.


20% учеников всегда испытывают «муки совести», 25% изредка их испытывают , 18% затруднились ответить и 37% этих «мучений» вообще никогда не испытывают.



Родители большинства учеников, 41% не знают о том, что их дети прогуливают занятия. 32% ответили, что их родители знают об их прогулах. И 26% учащихся затруднились ответить на этот вопрос.


Борьба с прогулами
Традиционные наказания за прогулы, такие как записи в дневниках или серьезные разговоры, на румынских учащихся уже не действуют. Поэтому,
посовещавшись с родителями, администрация одной из школ в Швейцарии приняла решение направлять провинившихся учащихся на уборку свинарника.

В школе считают, что это как нельзя лучше будет мотивировать учащихся не пропускать занятия без уважительной причины. Ведь помимо грязной работы им придется испытать и косые взгляды одноклассников.
"C помощью такого метода мы не только улучшим показатель по посещаемости, но и наглядно покажем юным бездельникам, какое будущее их ждет, если они уже сейчас не возьмутся за голову", - резюмирует директор учебного заведения Дэн Магерин.

Интересной иллюстрацией борьбы с прогулами может служить решение испанского суда, который приговорил родителей к трем месяцам тюрьмы каждого за то, что их дети регулярно прогуливали школу.


В 2002 г. английское правительство объявило радикальные меры по борьбе со школьниками-прогульщиками и их родителями. Власти ввели
положения, позволяющие взимать штрафы и даже наказывать коротким тюремным заключением взрослых, открыто пренебрегающих своими
обязанностями. Известен случай, когда англичанка - мать пятерых детей - была приговорена к двухмесячному тюремному заключению за то, что две
ее дочери прекратили ходить в школу (потом судья сократил ей срок заключения до двух недель).

А в начале этого года городской суд Манчестера принял историческое решение - оштрафовал на 1 тыс. фунтов (1,6 тыс. долл.) родителей за "неспособность в течение длительного периода предотвратить прогулы" их 15-летнего сына-школьника. Это максимальный штраф, который по новому законодательству налагается в Великобритании за такую провинность.

Внимательнее к проблеме пропуска школьных занятий стали относиться в Германии. Весной этого года сенат Гамбурга, где в школы регулярно не ходят тысячи детей, выступил с инициативой увеличить размеры штрафов на родителей детей-прогульщиков до 1000 евро.

А за прогульщиками американской школы теперь следят со спутника!!
В одной из школ Далласа, штат Техас, ввели программу слежения за прогульщиками с использованием системы GPS. Программа была запущена в средней школе имени Брайана Адамса. Из 300 учеников школы в ней участвуют 9 постоянных прогульщиков, которым грозил СРОК В ТЮРЬМЕ для несовершеннолетних за систематические пропуски уроков.
В качестве эксперимента окружной судья заменил им наказание, связанное с лишением свободы, на принудительное участие в этой программе.
Систематическим прогульщикам выдали GPS-навигаторы. Каждое утро они в положенное время должны зарегистрироваться в сети, и далее сотрудники
школы могут следить за передвижениями школьников и в случае необходимости принять меры, чтобы заставить их явиться на урок.
Программа финансируется грантом в 26 тысяч долларов США, который был предоставлен частным лицом. Почти все средства уходят на оплату работы
одного человека, который занимается мониторингом передвижений школьников и помогает координировать усилия педагогов и родителей
прогульщиков.

По мнению организаторов программы, за несколько месяцев она дала положительные результаты и помогла ее участникам избежать тюрьмы и снова начать регулярно посещать занятия. Теперь разработчики программы намерены получить от властей округа 365 тысяч долларов для того, чтобы
распространить ее на другие школы.
В самом ближайшем будущем на мобильные телефоны родителей юных израильтян из школ начнут приходить SMS, своевременно информирующие "предков" о прогулах детей. Благодаря всего нескольким строчкам текста, информацию о несанкционированном отсутствии школьников на занятиях можно будет в самые короткие сроки доводить до сведения родителей. До сих пор школьник мог целыми днями прогуливать уроки, в то время как его родители, как правило, даже не подозревали об этом. Теперь же в школе введена должность специального дежурного, на компьютер которого ежедневно поступают списки отсутствующих в этот день учеников. Школьник, который не явился в школу к 12 часам дня, попадает в этот список автоматически, а его родители вскоре получают на свой мобильный SMS следующего содержания: "Ваш сын / дочь не пришел / шла сегодня в школу. Хорошего Вам дня!!!)))". "После того, как мы запустили эту программу, мы регулярно получаем сообщения от родителей, которые даже не подозревали, что их дети прогуливают занятия, - рассказывает школьный инициатор проекта Шмуэль Левкович. - Родители нашу инициативу всецело одобряют. А детки теперь дважды подумают перед тем, как прогулять!".


Принимаются меры по борьбе с прогулами и в нашей городе.

В этом году мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о реализации проекта "Карта учащегося". Новый документ фактически станет удостоверением личности ребенка. Карта будет одновременно проездным билетом, пропуском для входа в школу, электронным дневником и средством оплаты завтрака в столовой. Кроме того теперь родители смогут контролировать денежные траты своих детей и быть уверенными, что те позавтракали в школьной столовой, а не пили пиво в подворотне. Учителя будут в курсе посещаемости учеников: все прогулы автоматически отмечаются на карте.

Какие же меры можем предложить мы?

Во-первых, организовать более тщательный контроль за посещаемостью со стороны родителей. Он может заключаться в использовании GPS – навигации в мобильных телефонах.

Во-вторых, усиление дежурства во время уроков со стороны свободных учителей.

В-третьих, привлечение психологической службы гимназии к решению проблемы – беседы с психологами, выявление психологических причин пропуска занятий.

В-четвертых, усиление внимания к пропускам со стороны учителей по отношению к каждому ученику.

В-пятых, ужесточение системы наказаний за прогулы. Например, уборка помещений, пришкольной территории после уроков.

И, наконец, реализация проекта «Карта учащегося».

Выводы.

Наша гипотеза в плане отношения к прогулам со стороны учащихся подтвердилась. Большинство из них действительно не одобряют это мероприятие. Однако четверть опрошенных относятся к прогулам весьма лояльно.

Также справедливым оказалось наше предположение, что школьники не будет прогуливать уроки по предметам, на которых у них есть определенные проблемы. Связь между прогуливаемым предметом и успеваемостью по нему имеет обратный характер.

В части определения причин прогулов наша гипотеза подтвердилась лишь частично. Отсутствие интереса на уроке явилось лишь третьей по значимости причиной прогулов, после лени и позднего подъема.
Прогуливать или нет – выбор самого гимназиста, за который рано или поздно придется нести ответственность. Так не лучше ли не нарушать гимназический регламент?
Список литературы.


  1. Кравченко А.И. Социология. - М.: Логос, 1999.

  2. Краткий словарь по социологии.-М.:Политиздат,1988

  3. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969.

  4. Фролов С.С. Социология. - М., 1994.

  5. Ядов В.А.. Социологическое исследование: методология, программа, методы . - М. : Наука , 1987



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опыт социологического исследования icon Опыт социологического исследования
Мы же решили по возможности охватить как школьную, так и внешкольную жизни учеников нашей гимназии. Связующим звеном между этими...
Опыт социологического исследования icon Д. А. Иванченко
И 18 Технологии социологического исследования в сети Интернет Текст: учеб методические материалы. — Электросталь : Филиал ргсу,...
Опыт социологического исследования icon И. Кравченко
Д 55 Методы социологического исследования: Учебник. — М.: Инфра-м, 2004. — 768 с. — (Классический университетский учебник)
Опыт социологического исследования icon Исследования
В результате исследования мы подошли к определенным численным и фактическим данным. Произвели анализ результатов обработки данных,...
Опыт социологического исследования icon Педагогический опыт в организации исследовательской и проектной деятельности....
Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования
Опыт социологического исследования icon Информационное письмо
«Российская провинция: опыт комплексного исследования», посвященной 100-летию Саратовского государственного университета. Конференция...
Опыт социологического исследования icon Мёд и другие естественные продукты опыт и исследования одного врача
Конечно, успех у читателей — убедительное доказательство ценности любого произведения, но не только это побудило нас выпустить эту...
Опыт социологического исследования icon Монография «С родиной в сердце. Боль и страдания черкесского народа...
Монография Д. А. Чурей – первый опыт комплексного историко-этнографического и этномузыковедческого исследования музыкального фольклора...
Опыт социологического исследования icon 10. Эволюция и современное состояние экономической социологии. 22
Тема 12. Экономические институты и экономическая культура как предмет социологического анализа. 24
Опыт социологического исследования icon Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архимандрит...
...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции