Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс




Скачать 362.02 Kb.
НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
страница1/4
Дата публикации17.10.2014
Размер362.02 Kb.
ТипКонкурс
literature-edu.ru > Информатика > Конкурс
  1   2   3   4
Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2013/2014 учебный год)

________________________________________________________________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Комитета по образованию

Мысковского городского округа

Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии:

среднее образование

В мире литературы

(Программа внеурочной деятельности 5-9 кл.)

Автор: Бараксанова Наталья Николаевна, русского языка и литературы, МБОУ «СОШ № 4» Мысковского городского округа Кемеровской области

Место выполнения работы: МБОУ «СОШ № 4» Мысковского городского округа Кемеровской области, бульвар Юбилейный 4 а

Пояснительная записка
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, четкого определения целей образования, учитывающих как государственные, социальные, так и личностные потребности и интересы. Одной из важнейших целей современной школы является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого и компетентного гражданина. Важной составляющей этих компетенций является информационная и коммуникативная компетенции.

Человек, вступающий в богатейшую информационную среду современной цивилизации, должен уметь читать. Чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, средство решения жизненных проблем. Также современный человек должен свободно владеть навыками устной и письменной речи, работы с различной информацией, в том числе текстовой. Со всей остротой встает вопрос, насколько продуктивно он может пользоваться средствами языка. От этого во многом зависят его социализация, профессиональная грамотность, проявляющаяся, в том числе, через речь, грамотное письмо, умение выстраивать коммуникацию с другими.

Анализ сложившейся ситуации в образовании по данному вопросу позволяет говорить о существовании ряда проблем, имеющихся сегодня у обучающихся и их педагогов. Одна из них ярко проявляется в результатах итоговой аттестации выпускников основной и средней школы в новой форме. Ежегодные итоговые аналитические отчеты ФИПИ о результатах ЕГЭ и ГИА по русскому и литературе позволяют говорить об определенных тенденциях в формировании коммуникативной и информационной компетенций обучающихся. Остаются недостаточно усвоенными выпускниками разделы речеведения, связанные с интерпретацией и аргументацией содержания текста, комментированием проблематики, созданием собственного монологического высказывания по заданным критериям. Во многих сочинениях выпускников встречаются существенные нарушения логики развития мысли, речевой связности и последовательности изложения. Эти же замечания можно отнести и к экзаменационным работам учащихся по другим учебным предметам, где требуется анализ чужого текста и создание собственного.

Во многом наличие этих трудностей объясняется отсутствием интеграции, прежде всего внешней. Несмотря на выделение в Базисном учебном плане предметной области «Филология», изучение русского языка и литературы (и тем более подготовка к ЕГЭ и ГИА) происходит по сложившейся традиции автономно. Недостаточно реализуются принципы межпредметных связей, не всегда соотносится содержание и структура дисциплин филологического цикла. Наибольшие трудности испытывают при этом учащиеся классов, в которых не предусмотрено углубленное изучение филологических дисциплин. Они ограничены в учебном плане в часах, низка мотивация обучающихся к чтению в целом и к изучению литературы, анализу художественных произведений в частности.

Практика показывает, что для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. Ученик не может грамотно и рационально выполнить работу, так как не владеет умениями и навыками работы с текстовой информацией как необходимым условием эффективности общения. А это затрудняет организацию процесса коммуникации.

Сложившаяся ситуация в изучении филологических дисциплин, в организации работы с текстом учителями-предметниками отрицательно сказывается и на качестве олимпиадных работ по литературе. Зачастую они показывают не только низкий уровень навыков анализа художественного текста, но и отсутствие знаний из области теории литературы, знаний художественных произведений, даже включенных в школьную программу. Особенно это касается обучающихся 7- 9 классов. А ведь при этом умения обучающихся находить и анализировать авторскую позицию, роль художественных средств выразительности речи в авторском тексте является объектом оценки как на экзаменах по русскому языку и литературе в 9, 11 классах, так и на олимпиаде.

В связи с этим актуальность данной программы определяется тем, что способствует созданию условий для решения имеющихся проблем в рамках внеурочной деятельности. Очевидны преимущества в использовании ее для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания учебных программ по русскому языку и литературе. Программа курса обеспечивает создание дополнительного образовательного пространства по реализации полученных на уроке знаний, умений и навыков в практической деятельности, направленной на достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

В рамках данного курса становится возможным:

- приобщить обучающихся к чтению в целом и художественной, литературоведческой, критической литературе в частности;

- организовать целенаправленную, системную работу обучающихся с текстом по формированию речеведческих умений и навыков;

- осуществить преемственность при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по русскому языку и литературе;

- выявить творческий потенциал обучающихся и создать места демонстрации их успешности;

- организовать работу с одаренными детьми, в том числе по подготовка их к олимпиадам, предметным конкурсам, научно-практическим конференциям;

- создать условий для активизации познавательного процесса учащихся, развития мотивации собственной учебной деятельности и готовности делать осознанный выбор в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Цель программы – освоение учащимися полноценной читательской деятельности, раскрытие их творческого потенциала.

Задачи:

- формирование ценностного отношения к книге и уважительного отношения к человеку пишущему;

- овладение приемами и способами работы с текстовой информацией;

- овладение культурой анализа чужого текста и создания собственного в соответствием с коммуникативной и познавательной задачей.
Освоение полноценной читательской деятельности невозможно без воспитания эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора и собственному суждению об авторском тексте (в том числе художественном произведении) и жизненных явлениях, в нем отраженных. Данные подходы предполагают организацию в рамках курса практической литературной деятельности школьников через освоение ими позиций «автора», «читателя», «критика», «теоретика». Продвижение по данным линиям помогает обучающимся проявить творческие способности: как автор, так и читатель не имеют «готового» образа; автор создает его по законам искусства, а читатель «воссоздает» его по «вехам», заданным автором. Работа в позиции «критика» создает условия для успешного продвижения в каждой из позиций, а чтобы эта оценка носила конструктивный характер, необходимы знания по теории литературы – работа в позиции «теоретик». При этом знание о законе художественной формы как содержательной является средством работы автора и читателя. Освоение обучающимися данной позиции не просто расширяет знание прошлого и тем самым обогащает и углубляет понимание нынешнего литературного процесса, но и позволяет им выступать в роли «открывателей», «исследователей» законов возникновения, развития и изменения содержательной формы (в том числе художественной). Все это обеспечивает взаимовлияние позиций, их слияние в работе развитого читателя.

Теоретическая и литературно-критическая работа организуется с текстам, более близкими детям. В процессе читательской работы внимание акцентируется на средствах и способах работы автора, наиболее ярко проявляющихся именно в этих текстах. При этом выбор текстов должен обеспечивать преемственность культурных связей между поколениями.

Предлагаемая программа обеспечивает движение учащихся по творческой линии обучения. Это предполагает следующее: овладение формами развернутого литературно - критического высказывания; самостоятельное художественное творчество. При этом в художественных попытках учеников проявляется их творческая индивидуальность, главным критерием успешности становится индивидуальная неповторимость стиля, авторские находки содержательного и формотворческого характера, преодоление индивидуалистической замкнутости взгляда на мир.

Программа курса «В мире литературы» рассчитана на 5 лет и ориентирована на обучающихся 5-9 классов. На реализацию курса отводится 170 часов - 1 час в неделю (34 учебных недели):

5 класс — 34 часа; 6-7 класс — 68 часов; 8-9 класс — 68 часов.

Программа курса реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Общеинтеллектуальное». Это определяет поэтапное освоение читательской деятельности и развитие сквозной темы курса следующим образом:

5 класс – создание привлекательного образа книги (книга – человек пишущий);

6-7 класс – создание привлекательного образа человека пишущего (личность писателя - творчество). Осознание творческого акта как адекватной передачи чужих мыслей, освоение различных видов творческих работ (сочинение, реферат, аннотация, отзыв, эссе, составление словарей и т.д.).

8-9 класс – осознание идеи творчества в жизни людей через анализ художественных произведений.

Возрастные особенности обучающихся и характер содержания определяют выбор формы организации детей:

5 класс – кружок юного читателя «Мне с книгой хочется дружить».

6-7 класс – творческая мастерская «В мире художественного слова».

8-9 класс – клуб «В мире лирики и прозы».
Место проведения занятий

- учебный кабинет;

- школьный музей;

- библиотека (школьная, городская);

- актовый зал школы;

- городская картинная галерея;

- школьный видеозал;

- компьютерный класс (в том числе мобильный)
Формы организации занятий

- заседание (клуба, кружка);

- урок-практикум;

- путешествие (в том числе заочное);

- библиотечный урок;

- творческая мастерская;

- конкурс;

- мастер-класс;

- тематическая неделя (Неделя книги)

Формы подведения итогов работы
В процессе проверки планируемых результатов используются формы, определяемые целями, содержанием курса и дополняющие друг друга:

1) тестовые материалы; 2) творческие работы обучающихся. В качестве входного и итогового контроля используются также анкеты и методика «Незаконченное предложение». Они помогают определить уровень мотивации обучающихся к творческой деятельности, в том числе художественной, ценностные установки и ориентации обучающихся, уровень сформированности познавательного интереса и знаний по изучаемым вопросам.

В конце каждого из этапов освоения данного курса (5, 6-7, 8-9 классы) обучающиеся представляют портфолио. В него входят творческие работы разных видов и жанров, результаты мини-проектов, диагностик, анкет.

Содержание курса и формы организации работы позволяют учащимся освоить познавательную (в том числе учебно-исследовательскую) и творческую (в том числе художественную) деятельность, реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

Личностные универсальные учебные действия
- осознание себя частью российского народа, уважительное отношение к нему через приобщение к культурному наследию своей страны (литературе), признание гуманистических ценностей русской литературы;

- уважительное отношение к книге, понимание значимости читательской деятельности как источника познания мира и себя в нем;

-   уважительное, доброжелательное, эмпатийное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, жизненной позиции, результату деятельности;

- готовность и способность вступать в диалог (устный и письменный) с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- коммуникативная компетентность в общении и  сотрудничестве с одноклассниками, сверстниками, детьми различного возраста и взрослыми в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности;

-   готовность делать осознанный выбор и выстраивать индивидуальную траекторию образования в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения;

- способность делать личностный выбор при решении моральных проблем, руководствуясь высокими нравственными качествами, нравственность поведения;

- осознанное и ответственное отношение не только к собственным поступкам, но и высказываниям;

- развитый эстетический вкус на основе изучения литературного наследия народов страны и творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
- самостоятельно определять цель (проблему) творческой деятельности, том числе проекта, исследования; индивидуально и в группе выбирать средства достижения этих целей;

- самостоятельно работать по плану, алгоритму; сверяясь с целью, находить ошибки и исправлять их в ходе работы;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- оценивать степень достижения поставленных целей и эффективность выбранных средств, корректировать их в случае необходимости;

- владеть основами самооценки.
Познавательные универсальные учебные действия
- самостоятельно отбирать информационные источники для решения учебных и творческих задач;

- осуществлять поиск и извлечение необходимой информации (в том числе данной в неявном виде) с использованием учебной, художественной, справочной литературы в открытом информационном пространстве;

- самостоятельно выбирать вид чтения с учетом поставленных целей;

- анализировать текст, проводить сопоставительный анализ текстов (точек зрения, фактов) с опорой на критерии; самостоятельно выделять критерии для сопоставления;

- самостоятельно производить классификацию изучаемых явлений и выбирать основания и критерии для классификации;

- создавать обобщения, выводы на основе анализа имеющейся информации;

- переводить текстовую информацию в другую знаковую систему (таблица, схема, рисунок и т.д.);

- владеть основными приемами компрессии текста; способами переработки информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- самостоятельно создавать тексты (информационные источники) в устной и письменной форме разного типа и жанра с учетом коммуникативной установки;

- излагать собственное мнение с аргументами и фактами; корректировать его под воздействием контраргументов;

- адекватно понимать концептуальный смысл текстов (устных и письменных);

- понимать позицию другого, различать в ней мнения, доказательства, факты;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; 

- владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
Знакомство учащихся с выдающимися представителями музыкально-художественной культуры Италии и их произведениями

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Номинация конкурса: «Организация учебного процесса и управление учебным заведением»

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Автор: Белоусова Лариса Валерьевна, преподаватель истории гбоу спо со «Ургзк», первая кв категория

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» г. Муравленко

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей муниципального образования г. Саяногорск

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
Место выполнения работы: индекс 633103, Новосибирская область, город Обь, жко аэропорта, детский сад №4

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет- конкурс
Это составляющие духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, что является первостепенной задачей современной образовательной...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconКонкурс работников образования «всероссийский интернет-конкурс педагогического...
Не правда ли есть что-то волшебное в этом слове? О нем написаны горы книг, его изучает особая наука – театроведение. Ему театру посвящены...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции