Отдел образования муниципального образования «Макаровский городской округ» МБОУ «Начальная общеобразовательная школа г. Макарова »
.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ НОШ г. Макарова
______________ В.Я. Славина
«_____» __________2013г.
Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени образования
«Информатика в играх и задачах»
Саитова Н. М.
Учитель начальных классов
г. Макаров
2013 – 2014 учебный год
Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, моторики и т. п.
2. Пояснительная записка.
2.1. Актуальность программы.
Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
2.2 Направление программы.
Рабочая программа «Занимательная информатика» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности.
2.3. Тип программы.
Программа внеурочной деятельности.
2.4. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.
. Программа внеурочной деятельности кружка «Информатика в играх и задачах» составлена для учащихся 8-10лет.
2.5. Цель и задачи программы.
Главная цель данного курса информатики– развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Задачи курса:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей ( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
2.6. Педагогическая идея, положенная в основу реализации содержания программы.
Информационные процессы рассматриваются на примерах передачи, хранения и обработки информации в информационной деятельности человека, живой природе, технике. В процессе изучения информатики в начальной школе формируются умения классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и др. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.
Данный пропедевтический курс информатики опирается на основополагающие принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с доступностью, практико-ориентированность в сочетании с развивающим обучением.
В материале выделяются следующие рубрики:
описание объектов - атрибуты, структуры, классы;
описание поведения объектов - процессы и алгоритмы;
описание логических рассуждений — высказывания и схемы логического вывода;
применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.
Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу. При последующем изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; усваивать базисный аппарат формальной логики (операции «и», «или», «не», «если-то»), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.
Информатика как наука о построении информационно-логических моделей имеет особое значение для общего образования по двум причинам:
умение строить строгие логические описания и описывать сложные явления, выделяя самое существенное, играет важную роль в формировании единой картины мира;
возможность рассмотрения в качестве объектов моделирования других учебных предметов показывает очень высокий потенциал межпредметных связей информатики; на практике дети часто сами применяют полученные на уроках информатики знания и умения на других уроках.
2.7. Виды внеурочной деятельности.
- простейшие наблюдения и исследования объектов, способов их обработки, конструкций, их свойств.
- моделирование.
- решение доступных конструкторско-технологических задач.
- простейшее проектирование.
2.8. Формы внеурочной деятельности.
При проведении занятий применяются занимательные и игровые формы обучения.
Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
• Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
• Круглые столы, диспуты, проекты.
• Творческая деятельность ( конструирование, составление мини-проектов).
2.9. Психолого-педагогические принципы реализации программы.
В отличие от других учебных предметов, изучающих конкретные модели (математические, физические и т. д.), на уроках информатики дети изучают сам процесс самостоятельного создания моделей, т. е. составления описаний. В информатике важно именно умение создавать модели, потому что модель зависит не только от моделируемого объекта, но и от целей ее создания. Это происходит потому, что в модель включаются не все сведения об объекте, а только те, которые важны для целей моделирования. Так, например, модели пианино для директора магазина, для грузчика, для музыканта разные, потому что для каждого из них в этом предмете важны разные аспекты. Все возможные цели моделирования предусмотреть невозможно, поэтому следует учить процессу построения моделей.
2. 10. Сроки реализации программы.
Продолжительность реализации образовательной программы: 1 год, из расчёта 1 часа в неделю. Всего 34 часа.
2.11. Режим занятий.
Занятие учебной группы из 10-12 человек проводятся: 1 занятие в неделю по 40 минут.
2.12. Планируемые результаты внеурочной деятельности.
В результате обучения учащиеся будут уметь:
– находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
– называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
– понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
– выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
– изображать графы;
– выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
– находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области
2.13. Способы оценки достижения планируемых результатов внеурочной деятельности.
• устный опрос;
• контрольная работа;
• комбинированный опрос;
• проверка самостоятельной работы.
• игры.
• защита проектов
Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.
2.14.Формы подведения итогов реализации программы.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Занимательная информатика» – игры, соревнования, конкурсы, контрольная работа.
3. Учебно-тематический план:
№ п\п
|
Название разделов и тем
|
Количество часов
|
Всего
|
аудиторных
|
|
Алгоритмы
|
9
|
|
|
1.
|
Введение. Алгоритм.
|
|
1
|
|
2.
|
Схема алгоритма.
|
|
1
|
|
3.
|
Ветвление в алгоритме.
|
|
1
|
|
4.
|
Цикл в алгоритме.
|
|
1
|
|
5.
|
Алгоритмы с ветвлениями и циклами.
|
|
1
|
|
6.
|
Алгоритмы. Закрепление пройденного материала
|
|
1
|
|
7.
|
Алгоритмы. Подготовка к контрольной работе.
|
|
1
|
|
8.
|
Контрольная работа №1 «Алгоритмы».
|
|
1
|
|
9.
|
Работа над ошибками. Решение трудных задач.
|
|
1
|
|
Группы (классы) объектов
|
7
|
|
|
10
|
Состав и действия объектов.
|
|
1
|
|
11
|
Группа объектов. Общее название.
|
|
1
|
|
12
|
Общие свойства объектов одного класса. Выделение объекта из класса
|
|
1
|
|
13
|
Собственное имя объекта. Отличительные признаки объектов
|
|
1
|
|
14
|
Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов.
|
|
1
|
|
15
|
Контрольная работа № 2 «Группы объектов».
|
|
1
|
|
16
|
Работа над ошибками. Решение занимательных задач.
|
|
1
|
|
Логические рассуждения
|
10
|
|
|
17
|
Множество. Число элементов множества.
|
|
1
|
|
18, 19
|
Логические операции. Пересечение множеств.
|
|
2
|
|
20
|
Истинность высказывания. Отрицание
|
|
1
|
|
21
|
Истинность составного высказывания.
|
|
1
|
|
22
|
Граф. Построение графов
|
|
1
|
|
23
|
Ориентированный граф.
|
|
1
|
|
24
|
Подготовка к контрольной работе.
|
|
1
|
|
25
|
Контрольная работа №3 «Логические рассуждения».
|
|
1
|
|
26
|
Работа над ошибками. Решение трудных задач.
|
|
1
|
|
Применение моделей (схем) для решения задач. 8
|
27
|
Аналогия.
|
|
1
|
|
28
|
Закономерность.
|
|
1
|
|
29
|
Аналогичная закономерность.
|
|
1
|
|
30
|
Аналогичная закономерность. Закрепление материала
|
|
1
|
|
31
|
Аналогия и закономерность. Подготовка к контрольной работе
|
|
1
|
|
32
|
Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач».
|
|
1
|
|
33
|
Работа над ошибками. Выигрышная стратегия.
|
|
1
|
|
34
|
Выигрышная стратегия.
|
|
1
|
|
Всего за год 34 часа.
4. Содержание учебного материала.
Алгоритмы (9 ч)
Алгоритм, как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов (7 ч)
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения (10 ч)
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Применение моделей (схем) для решения задач (8 ч)
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
5. Учебно-методический комплекс программы.
3 класс
1. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2013.
2. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2013.
II. Литература для учителя.
1. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2013
2. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2013
3. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. : Баллас, 2006. – 144 с.;
III. Технические средства обучения.
1. Компьютер
2. Проектор
3. Принтер
4. Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса
5. Сканер
1. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах: учебник-тетрадь в 2 частях. 3 класс. - М.: Баласс, 2013.
2. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах: методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2005.
6.Список литературы
1. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах: учебник-тетрадь в 2 частях. 3 класс. - М.: Баласс, 2013.
2. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах: методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2013.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
|
Изучаемый раздел,
тема учебного материала
|
Количество часов
|
Дата
|
план
|
факт
|
Алгоритмы. 1 четверть
|
9
|
|
|
1
|
Введение. Алгоритм.
|
1
|
2.09
|
|
2
|
Схема алгоритма.
|
1
|
9.09
|
|
3
|
Ветвление в алгоритме.
|
1
|
16.09
|
|
4
|
Цикл в алгоритме.
|
1
|
23.09
|
|
5
|
Алгоритмы с ветвлениями и циклами.
|
1
|
30.09
|
|
6
|
Алгоритмы. Закрепление пройденного материала
|
1
|
7.10
|
|
7
|
Алгоритмы. Подготовка к контрольной работе.
|
1
|
14.10
|
|
8
|
Контрольная работа №1 «Алгоритмы».
|
1
|
21.10
|
|
9
|
Работа над ошибками. Решение трудных задач.
|
1
|
28.10
|
|
2. Группы (классы) объектов. 2 четверть
|
7
|
|
|
10
|
Состав и действия объектов.
|
1
|
11.11
|
|
11
|
Группа объектов. Общее название.
|
1
|
18.11
|
|
12
|
Общие свойства объектов одного класса. Выделение объекта из класса
|
1
|
25.11
|
|
13
|
Собственное имя объекта. Отличительные признаки объектов
|
1
|
2.12
|
|
14
|
Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов.
|
1
|
9.12
|
|
15
|
Контрольная работа № 2 «Группы объектов».
|
1
|
16.12
|
|
16
|
Работа над ошибками. Решение занимательных задач.
|
1
|
23.12
|
|
3. Логические рассуждения. 3 четверть
|
10
|
|
|
17
|
Множество. Число элементов множества.
|
1
|
|
|
18,19
|
Логические операции. Пересечение множеств.
|
2
|
|
|
20
|
Истинность составного высказывания. Отрицание
|
1
|
|
|
21
|
Истинность составного высказывания.
|
1
|
|
|
22
|
Граф. Построение графов
|
1
|
|
|
23
|
Ориентированный граф.
|
1
|
|
|
24
|
Подготовка к контрольной работе.
|
1
|
|
|
25
|
Контрольная работа №3 «Логические рассуждения».
|
1
|
|
|
26
|
Работа над ошибками. Решение трудных задач.
|
1
|
|
|
4. Применение моделей (схем) для решения задач. 4 четверть
|
8
|
|
|
27
|
Аналогия.
|
1
|
|
|
28
|
Закономерность.
|
1
|
|
|
29
|
Аналогичная закономерность.
|
1
|
|
|
30
|
Аналогичная закономерность. Закрепление материала
|
1
|
|
|
31
|
Аналогия и закономерность. Подготовка к контрольной работе
|
1
|
|
|
32
|
Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач».
|
1
|
|
|
33
|
Работа над ошибками. Выигрышная стратегия.
|
1
|
|
|
34
|
Выигрышная стратегия.
|
1
|
|
|
|