Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования.




Скачать 164.08 Kb.
НазваниеПрограмма по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования.
Дата публикации14.05.2014
Размер164.08 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Информатика > Программа
Отдел образования муниципального образования «Макаровский городской округ» МБОУ «Начальная общеобразовательная школа г. Макарова »

.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ НОШ г. Макарова

______________ В.Я. Славина

«_____» __________2013г.

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени образования

«Информатика в играх и задачах»

Саитова Н. М.

Учитель начальных классов

г. Макаров

2013 – 2014 учебный год

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятия, внимания, памяти, мышления, моторики и т. п.

2. Пояснительная записка.

2.1. Актуальность программы.

Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
2.2 Направление программы.

Рабочая программа «Занимательная информатика» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности.

2.3. Тип программы.

Программа внеурочной деятельности.
2.4. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.

. Программа внеурочной деятельности кружка «Информатика в играх и задачах» составлена для учащихся 8-10лет.
2.5. Цель и задачи программы.

Главная цель данного курса информатики– развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи курса:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);

• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей ( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
2.6. Педагогическая идея, положенная в основу реализации содержания программы.

Информационные процессы рассматриваются на примерах передачи, хранения и обработки информации в информационной деятельности человека, живой природе, технике. В процессе изучения информатики в начальной школе формируются умения классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и др. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.

Данный пропедевтический курс информатики опирается на основополагающие принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с доступностью, практико-ориентированность в сочетании с развивающим обучением.

В материале выделяются следующие рубрики:

описание объектов - атрибуты, структуры, классы;

описание поведения объектов - процессы и алгоритмы;

описание логических рассуждений — высказывания и схемы логического вывода;

применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу. При последующем изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; усваивать базисный аппарат формальной логики (операции «и», «или», «не», «если-то»), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.

Информатика как наука о построении информационно-логических моделей имеет особое значение для общего образования по двум причинам:

 умение строить строгие логические описания и описывать сложные явления, выделяя самое существенное, играет важную роль в формировании единой картины мира;

 возможность рассмотрения в качестве объектов моделирования других учебных предметов показывает очень высокий потенциал межпредметных связей информатики; на практике дети часто сами применяют полученные на уроках информатики знания и умения на других уроках.
2.7. Виды внеурочной деятельности.

- простейшие наблюдения и исследования объектов, способов их обработки, конструкций, их свойств.

- моделирование.

- решение доступных конструкторско-технологических задач.

- простейшее проектирование.
2.8. Формы внеурочной деятельности.

При проведении занятий применяются занимательные и игровые формы обучения.

  • Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).

• Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).

• Круглые столы, диспуты, проекты.

• Творческая деятельность ( конструирование, составление мини-проектов).
2.9. Психолого-педагогические принципы реализации программы.

В отличие от других учебных предметов, изучающих конкретные модели (математические, физические и т. д.), на уроках информатики дети изучают сам процесс самостоятельного создания моделей, т. е. составления описаний. В информатике важно именно умение создавать модели, потому что модель зависит не только от моделируемого объекта, но и от целей ее создания. Это происходит потому, что в модель включаются не все сведения об объекте, а только те, которые важны для целей моделирования. Так, например, модели пианино для директора магазина, для грузчика, для музыканта разные, потому что для каждого из них в этом предмете важны разные аспекты. Все возможные цели моделирования предусмотреть невозможно, поэтому следует учить процессу построения моделей.

2. 10. Сроки реализации программы.

Продолжительность реализации образовательной программы: 1 год, из расчёта 1 часа в неделю. Всего 34 часа.

2.11. Режим занятий.

Занятие учебной группы из 10-12 человек проводятся: 1 занятие в неделю по 40 минут.
2.12. Планируемые результаты внеурочной деятельности.

В результате обучения учащиеся будут уметь:

– находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

– называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

– понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

– выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

– изображать графы;

– выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

– находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области
2.13. Способы оценки достижения планируемых результатов внеурочной деятельности.

• устный опрос;

• контрольная работа;

• комбинированный опрос;

• проверка самостоятельной работы.

• игры.

• защита проектов

Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.
2.14.Формы подведения итогов реализации программы.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Занимательная информатика» – игры, соревнования, конкурсы, контрольная работа.
3. Учебно-тематический план:



№ п\п

Название разделов и тем

Количество часов

Всего

аудиторных




Алгоритмы

9







1.

Введение. Алгоритм.




1




2.

Схема алгоритма.




1




3.

Ветвление в алгоритме.




1




4.

Цикл в алгоритме.




1




5.

Алгоритмы с ветвлениями и циклами.




1




6.

Алгоритмы. Закрепление пройденного материала




1




7.

Алгоритмы. Подготовка к контрольной работе.




1




8.

Контрольная работа №1 «Алгоритмы».




1




9.

Работа над ошибками. Решение трудных задач.




1




Группы (классы) объектов

7







10

Состав и действия объектов.




1




11

Группа объектов. Общее название.




1




12

Общие свойства объектов одного класса. Выделение объекта из класса




1




13

Собственное имя объекта. Отличительные признаки объектов




1




14

Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов.




1




15

Контрольная работа № 2 «Группы объектов».




1




16

Работа над ошибками. Решение занимательных задач.




1




Логические рассуждения

10







17

Множество. Число элементов множества.




1




18, 19

Логические операции. Пересечение множеств.




2




20

Истинность высказывания. Отрицание




1




21

Истинность составного высказывания.




1




22

Граф. Построение графов




1




23

Ориентированный граф.




1




24

Подготовка к контрольной работе.




1




25

Контрольная работа №3 «Логические рассуждения».




1




26

Работа над ошибками. Решение трудных задач.




1




Применение моделей (схем) для решения задач. 8

27

Аналогия.




1




28

Закономерность.




1




29

Аналогичная закономерность.




1




30

Аналогичная закономерность. Закрепление материала




1




31

Аналогия и закономерность. Подготовка к контрольной работе




1




32

Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач».




1




33

Работа над ошибками. Выигрышная стратегия.




1




34

Выигрышная стратегия.




1




Всего за год 34 часа.

4. Содержание учебного материала.
Алгоритмы (9 ч)

Алгоритм, как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Группы (классы) объектов (7 ч)

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.

Логические рассуждения (10 ч)

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.

Применение моделей (схем) для решения задач (8 ч)

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.

5. Учебно-методический комплекс программы.

3 класс

1. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2013.

2. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2013.
II. Литература для учителя.

1. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2013

2. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2013

3. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. : Баллас, 2006. – 144 с.;
III. Технические средства обучения.

1. Компьютер

2. Проектор

3. Принтер

4. Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса

5. Сканер
1. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах: учебник-тетрадь в 2 частях. 3 класс. - М.: Баласс, 2013.

2. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах: методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2005.

6.Список литературы

1. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах: учебник-тетрадь в 2 частях. 3 класс. - М.: Баласс, 2013.

2. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах: методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2013.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Изучаемый раздел,

тема учебного материала

Количество часов

Дата

план

факт

  1. Алгоритмы. 1 четверть

9







1

Введение. Алгоритм.

1

2.09




2

Схема алгоритма.

1

9.09



3

Ветвление в алгоритме.

1

16.09




4

Цикл в алгоритме.

1

23.09




5

Алгоритмы с ветвлениями и циклами.

1

30.09




6

Алгоритмы. Закрепление пройденного материала

1

7.10




7

Алгоритмы. Подготовка к контрольной работе.

1

14.10




8

Контрольная работа №1 «Алгоритмы».

1

21.10




9

Работа над ошибками. Решение трудных задач.

1

28.10




2. Группы (классы) объектов. 2 четверть

7







10

Состав и действия объектов.

1

11.11




11

Группа объектов. Общее название.

1

18.11




12

Общие свойства объектов одного класса. Выделение объекта из класса

1

25.11




13

Собственное имя объекта. Отличительные признаки объектов

1

2.12




14

Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов.

1

9.12




15

Контрольная работа № 2 «Группы объектов».

1

16.12




16

Работа над ошибками. Решение занимательных задач.

1

23.12




3. Логические рассуждения. 3 четверть

10







17

Множество. Число элементов множества.

1







18,19

Логические операции. Пересечение множеств.

2







20

Истинность составного высказывания. Отрицание

1







21

Истинность составного высказывания.

1







22

Граф. Построение графов

1







23

Ориентированный граф.

1







24

Подготовка к контрольной работе.

1







25

Контрольная работа №3 «Логические рассуждения».

1







26

Работа над ошибками. Решение трудных задач.

1







4. Применение моделей (схем) для решения задач. 4 четверть

8







27

Аналогия.

1







28

Закономерность.

1







29

Аналогичная закономерность.

1







30

Аналогичная закономерность. Закрепление материала

1







31

Аналогия и закономерность. Подготовка к контрольной работе

1







32

Контрольная работа №4 «Применение моделей для решения задач».

1







33

Работа над ошибками. Выигрышная стратегия.

1







34

Выигрышная стратегия.

1







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. iconПояснительная записка рабочая программа разработана в соответствии...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального...

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ моин РФ...

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. iconРабочая программа по литературному чтению пояснительная записка программа...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития...

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. iconРабочая программа по физической культуре разработана на основе Федерального...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной...

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. iconРабочая программа по физической культуре разработана на основе Федерального...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной...

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. iconПояснительная записка Программа разработана на основе требований...
«Примерными программами», «Планируемыми результатами начального общего образования» и авторской программой авторов Л. Ф. Климановой,...

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. iconРабочая программа по литературному чтению умк «Школа 2100»
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта...

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. iconОсновная образовательная программа основного общего образования разработана...

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. iconПояснительная записка программа составлена в соответствии с требованиями...
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. iconПрограмма по информатике для 5 9 классов составлена в соответствии...
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции