Скачать 71.46 Kb.
|
Т.А. Кондрашенкова ВАРИАТИВНЫЙ КУРС «ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОСТИ» на факультете НиСО СмолГУ Человечество вступило в новое тысячелетие. И наиболее важная отличительная черта нового времени состоит в том, что окружающий человека мир стремительно изменяется. На смену техногенной цивилизации идёт новая – информационная. Именно информационная революция, её следствия, приводят как к ускоренной эволюции всех сторон жизни общества, так и к появлению целого ряда проблем переходного периода, усугубленного крайне малым и в историческом плане, и в сравнении с периодом жизни человека, временным промежутком. Информационная революция происходит на наших глазах, в период жизни одного поколения. Анализ современной ситуации в области изучения фундаментальных проблем информатики в системе высшей школы России показывает, что в этой области имеется целый ряд достаточно серьезных и актуальных научно-методических проблем, которые необходимо срочно решать с целью повышения качества отечественного образования. (К.К. Колин) Еще в 1996 году на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» было рекомендовано перенести акцент с ознакомления студентов с инструментально-техническими аспектами развития средств информатики на изучение фундаментальных основ информатики – этой сравнительно новой общеобразовательной дисциплины. Настоящий курс является попыткой рассмотрения некоторых аспектов философских, социальных, культурных, экономических, личностных, образовательных проблем, возникающих в процессе глобальной информатизации общества, перехода человечества к стремительно развивающейся информационной цивилизации. Что ждёт человека в этом новом обществе? Какой будет его социально-экономическая структура? Какие новые профессии будут востребованы? Какими станут экономика, наука, образование и культура? Сохранятся ли современные методы общения между людьми или же они станут иными? С какими новыми проблемами будет иметь дело человек информационной цивилизации? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые в той или иной степени рассматриваются в данном курсе. Цель курса – обозначить проблемы коммуникативности, место человека в информационном обществе, его роль в информационных процессах. Кроме того, ставится задача приобщения студентов к приёмам работы с информацией (сбор и отбор, переработка, хранение, распространение, создание и использование информации) особенно при выполнении ими проектов. ПРОГРАММА КУРСА 1. Информация – знание – наука. Понятие информации. Информация и данные. Свойства информации. Структура информации. Особенности информации. Методы представления знаний. Информация научная и техническая. Наука как социальное явление. 2. Информационные революции и информационная цивилизация. Эволюция социальных систем. Информационный обмен в обществе и его эволюция (фазы информационного обмена: устная фаза, письменная фаза, книжная фаза, компьютерная фаза). Переход человеческого общества на качественно новую ступень своего развития – к информационной цивилизации. Окинавская хартия глобального информационного общества. Основные типы городов информационной цивилизации. Структура занятости населения и новые информационные профессии. Изменение структуры экономики и структуры труда. Цивилизационные последствия глобальной информационной революции. Глобализация сознания. Противоречия перехода к информационному обществу. Свобода доступа к информации и свобода её распространения. Информационное неравенство – новая проблема XXI века. Научные и образовательные аспекты информационного неравенства. 3. Информационные ресурсы общества. Информационный кризис начала 70-х годов XX века. Информационные ресурсы общества. Знания как национальное богатство. Проблема «утечки мозгов» из России. Формы материализации информационных ресурсов общества. Национальные информационные ресурсы России. 4. Человеческий потенциал и социальные технологии в информационном обществе. Определение понятия «человеческий потенциал». Человеческий потенциал как национальное богатство. Технологии взаимодействия между людьми как фактор развития человеческого потенциала. Задачи образования по развитию человеческого потенциала. Усиление интеллектуальных и творческих способностей человека. Формирование принципиально новой системы открытого образования. Особенности восприятия информации в зависимости от пола. «Женская» и «мужская» логика. Применение информационной теории к выяснению некоторых аспектов мужского и женского творчества. 5. Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия. Технический аспект социальных условий и предпосылок информатизации. Экономические условия и предпосылки информатизации. Условия и предпосылки информатизации в культурно-духовной сфере. Социальные последствия информатизации. Повышение уровня информационной коммуникабельности общества. 6. Формирование информационного общества. Социальный интеллект. Формирование новой информационной культуры общества и информационный образ жизни. Общество и личность в условиях информатизации. Проблема предотвращения формирования общества потребления. Особенности формирования информационного общества в России. Проблема информационной безопасности личности, общества и государства. Образование как фактор обеспечения национальной безопасности. Правовое регулирование проблем, связанных с информатизацией и компьютеризацией. Дегуманизация общества и проблемы морали и нравственности в информационном обществе. Этика глобального информационного общества. 7. Человек в процессе интеллектуальной коммуникации. Основные понятия. Система научной коммуникации. Библиотечная и информационная деятельность. Научно-информационная деятельность. Этапы и задачи коммуникации. Информационное обслуживание. Потребители информации. Эгалитарность информационного обслуживания. Информационные потребности в развитии. Новые виды информационных коммуникаций: интернет, интернет-телефония, сетевой менеджмент, модемная связь в голосовом диапазоне частот и др. 8. Философские проблемы информации. Мировоззренческий вызов XXI века и проблемы информации. Кризис цивилизации и переосмысление роли информации в развитии природы и общества. Феномен информации и новая научная парадигма. Учение В.И. Вернадского о ноосфере и его современные интерпретации. Гипотеза К.Э. Циолковского о «лучистом разуме». Гипотеза академика Л.В. Лескова о семантическом устройстве Вселенной. Информационный подход в методологии научного познания. Синергетическое видение мира и синергетический подход в педагогическом процессе. На занятиях активно используются современные технологии обучения. Большой интерес вызывает у студентов работа в различных стратегиях технологии развития критического мышления, таких как “Fishbone”, “понятийно-терминологическая карта”, “шесть шляп”, “мозговой штурм”, “INSERT”. А также выполнение групповых (по 2-4 человека) и индивидуальных проектов по темам, предложенным преподавателем, или самими студентами в соответствии с их собственными интересами. По методам, доминирующим в проектах, можно выделить творческие проекты: создание видеофильма по теме «Язык жестов», программы праздника «Обряды, обычаи как способ информационного обмена», сценария радиопередачи «Говорите точно!». Информационные проекты, изначально направленные на сбор информации о каком-то объекте или явлении, с использованием средств массовой информации, баз данных, в том числе электронных, обработку информации и презентацию её в виде реферата, доклада, оказались удачной формой проведения экзамена. Приведём примеры тем групповых и индивидуальных проектов. Темы групповых проектов
Темы индивидуальных проектов к экзамену
Дискуссионное обсуждение ряда вопросов, предварительное обсуждение той или иной темы способствовало созданию не только внешней, но и внутренней мотивации. Приведём примеры таких вопросов: «Попробуйте предсказать последствия для человечества дальнейшее развитие компьютерной техники и глобальных сетей», «Какие негативные стороны имеет свобода доступа к информации?», «Какие проблемы образования будут решены в информационном обществе?» и др. В заключение отметим, что на современном этапе реформирования образования задача преподавателя видится не только в том, чтобы давать обучаемому сумму тех или иных знаний, стандартных алгоритмов, а в первую очередь в том, чтобы научить видеть проблемы и во многом самостоятельно находить пути их решения. Рассматриваемые на занятиях вопросы часто не имеют готовых решений, слабо или вообще не освещены ни в учебной литературе, ни даже в более мобильной периодической печати. Это создаёт у студентов установку на творческий поиск, ощущение линии фронтира (границы) современной науки, возможности не только открывать для себя известное мировому научному сообществу, но уже в студенческие годы попытаться заявить о себе. |
Книга представляет собой курс лекций известного петербургского востоковеда... Философском факультете спбГУ. В лекциях рассматриваются проблемы происхождения, формирования и развития буддизма, школы и направления... |
К рабочей программе дисциплины « Б. 1» «Современные проблемы науки и образования» Курс «Современные проблемы науки и образования» базовая часть профессионального цикла дисциплины основной образовательной программы... |
||
Курс дбо дипломная работа Проблемы интеллектуальной собственности в сети Интернет. Научный Общая характеристика сети Интернет и проблемы ее правовой регламентации |
Аннотация Курс «История и методология изучения культуры. Часть 1» Культурология, и входит в базовую часть профессионального цикла М. 2 (теоретико-методологический модуль). Курс адресован студентам... |
||
Первая общие вопросы дефектологии основные проблемы дефектологии Все проблемы в этой области ставились и решались как проблемы количественные. Со всей справедливостью М. Крюнегель (2) констатирует,... |
Использование инфокоммуникативных технологий На факультете начального и специального образования в смоленском государственном университете |
||
Теоретические основы проблемы исследования Современное состояние проблемы правонарушений среди подростков в России |
Название проблемы и аргументация проблемы Позиция автора: по-настоящему богатым и полным внутренний мир делают нравственные качества человека |
||
Самосогласованная микрополевая модель неидеальной плазмы Работа выполнена на механико-математическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и в Институте... |
]. Руководство брянской организацией тогда осуществляло Московское... Е. В. Формирование культа брянского большевика Игната Фокина (1917-1922 гг.). Власть-общество-личность в истории России: материалы... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |