Инновационного педагогического опыта (ипо) Развитие речемыслительных способностей обучающихся на основе коммуникативной модели




Скачать 180.87 Kb.
Название Инновационного педагогического опыта (ипо) Развитие речемыслительных способностей обучающихся на основе коммуникативной модели
Дата публикации 23.09.2014
Размер 180.87 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Информатика > Документы
Информационная карта инновационного опыта участника ПНПО

  1. Общие сведения





Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает

автор опыта, адрес с

индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала


Стаж работы в должности

Квалификационная категория

Телефон для связи рабочий: мобильный:

Тур Любовь Ивановна

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

(СОШ №1)

г. Мончегорск Мурманской области

ул. Котульского, 1 индекс 184511

Учитель русского языка и литературы, Заслуженный учитель РФ

34 года

Высшая квалификационная категория по должности «учитель» 12.03.2008

(81536)56286

89217358384




  1. Сущностные характеристики опыта




1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Развитие речемыслительных способностей обучающихся на основе коммуникативной модели.


2. Источники изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

К сожалению, современная культура техногенна и по способу производства, и по способу потребления. Познавательные и духовно-нравственные горизонты школьника в большей мере определяются СМИ, компьютерными играми, рекламой … Знания в основном лишены ценностной окраски. Поток сознания вытесняется потоком информации – калейдоскопическим, избыточным, агрессивным, ангажированным. Проблемы интерпретации, системности, анализа и синтеза, смыслообразования остаются вне поля сознания обучающегося. Поэтому необходимы новые средства и новые условия образовательной деятельности:

  • восстановление в сознании обучающегося единства мира, по-разному отраженного в слове и различных видах искусства;

  • нетрадиционные способы работы со словом и художественным текстом;

  • учиться языку как искусству, а развитие речемыслительных способностей обучающихся строить на основе коммуникативной модели – комплексе различных языковых средств, способов и форм общения. Это как раз и определяет развитие ценностно-языковой картины мира обучающихся, обогащение сознания духовным смыслом.

3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно – информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Основная идея изменений – «от учения – к развитию, от познания – к действию».

  • Переустройство школьного уклада жизни, создание по-настоящему содержательных образовательных технологий, новые формы работы с детьми.

  • Требования нового стандарта общего образования – системно-деятельностный подход, выделение универсальных учебных действий, порождающих компетентности, знания, умения, навыки. В этой связи учебная и внеклассная деятельность становится единым механизмом обучения, воспитания и развития личности.

  • Личностно-ориентированное, когнитивно-коммуникативное обучение.

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

  • Ключевая идея новой педагогической концепции – воспитанник как развивающая личность, способная стать стратегом собственной жизни.

  • Личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности (уровень обученности и обучаемости, психологические особенности, уровень владения способами деятельности, мотивационно-потребностной сферы, оценочность всех видов деятельности как средство повышения самоанализа и взаимоанализа, творческий рост личности).

  • Отношение к языку как к искусству – вот главный принцип развития речемыслительных способностей обучающихся.

5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

«Мы учимся и учим, чтобы существовать и успевать за изменением в обществе» - такова концепция современных образовательных технологий, ориентированных на восприятие всего нового.

  • Владение современными образовательными технологиями (проблемное обучение, «Диалог культур», технология индивидуализированного обучения, или адаптивной системы обучения).

  • Методикой личностно-ориентированного обучения.

  • Умение анализировать и проводить мониторинг развития каждого ученика.

  • «Учись учиться, фантазировать, творить!». Эти слова относятся не только к обучающимся. На уроках – сотворчество учителя и ученика как основа социально-культурных, интеллектуальных, коммуникативных путей развития обучающихся; их самореализация, самовоспитание, саморазвитие.




6. Результат изменений

  • В рамках предпрофильной подготовки обучающихся основной школы программа спецкурса «Развитие речемыслительных способностей учащихся как основа коммуникативной компетентности» (8-9 класс).

  • Элективный курс «Язык. Культура. Личность. Лингвокультурологический аспект художественного текста» (10-11 класс).

  • Повысилось качество знаний. Уровень качества государственной (итоговой) аттестации, ЕГЭ стал выше.

  • Количество обучающихся – победителей и призеров олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций значительно выросло (муниципальный, региональный, федеральный, международный уровни).

  • Повысился уровень исследовательских проектов, публикаций (конкурсные сочинения) обучающихся, как основа формирования мотивационно-потребностной сферы деятельности.

  • Внедрены в систему обучения, структуру урока понятия: «текстовые лингвокультурологические задания», «концептуальный портрет слова», «речеведческий комментарий» и др.

  • Постоянное самосовершенствование, обобщение и распространение ИПО на различных уровнях.

7. Публикации о представленном ИПО

  • «Развитие речемыслительных способностей учащихся на основе коммуникативной модели». Сборник материалов научно-практической конференции «Русский язык как условие сохранения единого социологического пространства России», МОИПКРОиК - 2007.

  • «Проблемы диалога: писатели и читатели». Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. М., 2008-2009.

  • «Язык – культура – личность: лингвокультурологический аспект обучения». Электронный сборник, М., 2008-2009.

  • «Лингвокультурологический портрет слова». М., Сайт «Открытый урок. «Педагогические инновации», М., 2010.

  • Публикации в газете «Мончегорский рабочий». Рубрика «Образование» «И мы сохраним тебя, русская речь», «Чтобы думать и понимать», «Литература в сердце моем …» и др.




  1. Информационные характеристики опыта




Характеристика инновационного опыта

Обучение

Воспитание

Дополнительное образование

  1. Ценности и ценности ориентации

Формирование базовых компетентностей современного человека как основы современных образовательных стандартов

Воспитанник как развивающая личность, способная стать стратегом собственной жизни

Приобщение обучающихся к миру искусств, национальным и общечеловеческим ценностям

  1. Цели и задачи

  • Повышение уровня доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

  • Развитие мотивации, интереса к предмету, воспитание активной позиции в обучении.

Пробудить душу ребенка, развить заложенное природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитывать культуру поведения, чувство милосердия и сострадания.

  • Формирование эстетического вкуса и творческого самовыражения.

  • Развитие творческих способностей через работу театральной студии. (В течение 13 лет руковожу школьной театральной студией: «Тайна художественного слова» (10-14 лет), «Уроки литературы и театр» (14-17 лет).

  1. Содержание образования

Содержание образования не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательной активности.

  • Формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира.

  • Сотворчество учителя и ученика.

  • Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

  • Формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

  • Сотворчество учителя и ученика.

  • Создание благоприятных условий для жизненного самоопределения обучающихся.

  1. Технологии (в т.ч. ИКТ)

  • Технология проблемного обучения.

  • Проектные методы обучения.

  • Компетентностный подход.

  • Технология «Диалог культур».

  • Технология индивидуализиро-ванного обучения, или адаптивной системы обучения.

  • ИКТ.

  • Личностно-ориентированное, развивающее обучение.

  • Здоровьесберегаю-щая технология.

  • Педагогика сотрудничества.

  • Педагогика сотрудничества.

  • Здоровьесберегаю-щая технология.

  • Развивающее обучение.

  1. Средства

  • Учебно-методический комплект.

  • Справочная и энциклопедическая литература.

  • Наглядные пособия.

  • КИМы (ГИА, ЕГЭ).

  • ТСО.

  • Аудио и видеоматериалы.

  • Портфолио обучающихся.

  • ТСО.

  • Аудио и видеоматериалы.

  • Сценарии праздников, тематических вечеров.

  • Организация самоуправления в классе.

  • Портфолио обучающихся.

  • ТСО.

  • Аудио и видеоматериалы.

  • Школьная библиотека.

  • Экологический центр.

  • Центр развития детского творчества.

  • Экскурсии, выставки, кружки, театральные постановки.

  1. Методы

  • Объяснительно-иллюстративный.

  • Частично поисковый, исследовательский.

  • Метод учебно-познавательной деятельности.

  • Метод коррекции знаний.

  • Эмпирический метод (наблюдение, тестирование, метод измерения).

  • Теоретический (анализ, синтез, сравнение, интегрирование, моделирование).

  • Психолого-педагогический метод изучения личности обучаемого и всего классного коллектива.

  • Метод выявления индивидуальных особенностей обучающегося.

  • Метод диагностирования (для составления индивидуального воспитательного маршрута).

  • Метод развития личностных качеств, творческих способностей.

  • Эмпирический метод (анкетирование, тесты достижений, личностные).

  • Метод определения ценностных ориентаций личности.

  • Метод диагностики определения творческих наклонностей обучающихся.

  1. Организацион-ные формы

  • Групповая.

  • Парная.

  • Индивидуальная.

  • Коллективная.

  • Форма контроля знаний.

  • Форма организации учебно-познавательной деятельности (лекция, семинар, зачет, практикум, конференция, ролевая, деловая игра).

  • Групповая.

  • Парная.

  • Индивидуальная.

  • Коллективная.

  • Классные часы.

  • Тематические вечера.

  • Творческие вечера.

  • Дни здоровья.

  • Дни открытых дверей.

  • Школьное самоуправление.

  • Клубы.

  • Объединения.

  • Творческие встречи.

  • Праздники, фестивали, форумы, конкурсы.

  • Экскурсии.

  • Дни здоровья.

  • Выставки.

  1. Образователь-ные среды

  • Совершенствование содержания и технологий образовательного процесса.

  • Создание условий, способствующих формированию у учащихся современных ключевых компетенций.

  • Уроки русского языка и литературы.

  • Внеклассная работа по предмету (тематические недели, олимпиады, конкурсы, дистанционное обучение …).

  • Развитие нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического, физического потенциала каждого школьника с учетом индивидуальных особенностей личности.

  • Классные часы тематического характера.

  • Классные собрания.

  • Школьное самоуправление.

  • Родительское собрание.

  • Родительский комитет.

  • Разработка модели социальной деятельности обучающихся на основе творческой активности.

  • Обеспечение многоуровнен-ности, преемствен-ности и непрерывности дополнительного образования: открытость, интеграция, диалог, сотрудничество, самореализация.

  1. Информацион-но-методичес-кая среда

  • МУО «Ресурсный центр информационно-методического обеспечения педагогических работников учреждений образования, культуры, физической культуры и спорта» (г.Мончегорск).

  • ГМО учителей русского языка и литературы.

  • ШМО учителей русского языка и литературы.

  • Школьный методический совет.

  • Научно-методические объединения.

  • Методические семинары школьного, муниципального, регионального, федерального уровней.

  • Публикации.

  • Обзор научно-методических журналов.

  • МУО «Ресурсный центр информационно-методического обеспечения педагогических работников учреждений образования, культуры, физической культуры и спорта» (г.Мончегорск).

  • ГМО классных руководителей.

  • Создание мультимедийных презентаций.

  • Обзор теоретической и научно-методической литературы.

  • МУО «Ресурсный центр информационно-методического обеспечения педагогических работников учреждений образования, культуры, физической культуры и спорта» (г.Мончегорск).

  • ГМО преподавателей дополнительного образования.

  • Создание мультимедийных презентаций.

  1. Информацион-ные ресурсы

  • Ресурсы Интернет.

  • Школьный информационный центр.

  • Школьный сайт.

  • Презентации.

  • Библиотечный фонд УО, МОУ.

  • Использование электронных учебников, пособий.

  • Ресурсы Интернет.

  • Школьный информационный центр.

  • Школьный сайт.

  • Презентации.

  • Библиотечный фонд УО, МОУ.

  • СД-диски.

  • Ресурсы Интернет.

  • Школьный сайт.

  • Презентации.

  • Библиотечный фонд.

  • Экологический центр.

  • Центр развития детского творчества.

  1. Организацион-ные ресурсы

  • Разработка исследовательских, творческих проектов, конференций.

  • Разработка открытых уроков, дидактических материалов.

  • Участие в мониторингах уровня воспитанности, уровня обученности.

  • Проведение мастер-класса, Дней открытых дверей.

  • Обмен опытом на теоретических и практических мероприятиях школьного, муниципального, федерального уровней.

  • Сопровождение исследовательской, творческой деятельности обучающихся.

  • Разработка и организация тематических праздников, Дней Славянской письменности и культуры.

  • Организация новой системы внеклассной воспитательной деятельности с учетом рекомендаций государственного стандарта общего образования второго поколения.

  • Участие в работе Совета старшеклассников.

  • Участие в муниципальном общественном совете по образованию (г.Мончегорск).

  • Участие в организации и проведении Дней открытых дверей.

  • Организация деятельности школьной театральной студии «Тайна художественного слова» (10-14 лет), «Уроки литературы и театр» (14-17 лет).

  • Режиссура театральных постановок.

  • Сценическое сопровождение школьной научно-практической конференции «Эврика».

  • Участие театральной студии в общешкольных, городских мероприятиях.

  1. Мотивацион-ные ресурсы

  • Установка на повышение уровня формирования компетентностей.

  • Индивидуальность подхода к тематике творческих работ и сопутствующая ей дифференциация.

  • Создание «ситуации успеха».

  • Конкурс «Ученик года».

  • Организация школьных выставок.

  • Мотивационное поощрение лучших работ (грамоты, дипломы, сертификаты).

  • Каждый день нашей педагогической работы должен возвышать детей духовно и нравственно, развивать всесторонне и гармонично.

  • Создание таких условий работы классного коллектива, при которых формируется чувство школы, чувство «мы», состоящее из ярких «я».

  • Формирование чувства психологической защищенности, творческих начал.

  1. Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

  • Работа над совершенствованием рабочих программ, адаптирование программ для ОУ.

  • Методическая литература.

  • Система повышения квалификации.

  • Интеграция деятельности всех структур школы.

  • Обобщение опыта.

  • Работа над совершенствованием программы классного руководителя.

  • Планирование деятельности в соответствии с требованиями диагностики, регулирования и коррекции личностного развития учащихся.

  • Интеграция деятельности всех структур школы.



  1. Материально-технические ресурсы

  • ТСО.

  • Аудио и видеоматериалы.

  • Кабинетная библиотека справочной, художественной литературы.

  • ТСО.

  • Аудио и видеоаппаратура.

  • Кабинетная библиотека художественной литературы.

  • СД-диски с тематикой классных часов, внеклассных мероприятий.

  • ТСО.

  • Аудио и видеоаппаратура.

  • СД-диски с сценариями, творческими проектами, спектаклями.




  1. Описание инновационного опыта


Как разбудить в детях речевую чуткость и языковую интуицию? Как научить пользоваться смысловыми оттенками слова, осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устное и письменное высказывание с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач? И, наконец, как из суммы слов создать некую целостность, передать через целостность личное, единственное, неповторимое?

Ответить на эти вопросы помогает иное отношение к языку и методике его преподавания: надо учиться языку как искусству, а развитие речемыслительных способностей обучающихся строить на основе коммуникативной модели. Широкий культурологический контекст, проявляющийся в синтезе искусств, расширяет гуманитарное пространство, позволяя обучающимся глубже и тоньше чувствовать окружающий мир во всем его многообразии и уникальности. Таким образом, интеллектуальная, эстетическая, художественная, речевая деятельность обучающегося выступают комплексно. Коммуникативная модель представляет нетрадиционные способы деятельности со словом и художественным текстом: лексико-семантический и этимологический анализ, ассоциативный и стилистический эксперименты, методика ключевых слов, речеведческий комментарий, оппозиционный анализ языковых единиц в тексте, концептуальный портрет слова, конструирование и моделирование речевых ситуаций… При этом процесс развития речемыслительных способностей рассматривается, с одной стороны, как средство сознательной саморегуляции и раскрытия личности обучаемого, с другой – как психосоциальное средство коммуникаций. Личность ученика и язык выступают как взаимосвязанные части одних и тех же когнитивных структур.

Развитие речемыслительных способностей обучающихся на основе коммуникативной модели предполагает целый спектр его личностных качеств (от смысловых и мировоззренческих (например, зачем мне необходима эта компетенция) до рефлексивно-оценочных (насколько успешно я применяю ее в жизни). Эта коммуникативная целенаправленность помогает выпускнику успешно справиться с заданием ЕГЭ (сочинение ч.III-С).

Речемыслительные способности определяются и лингвистикой текста: фактуальной, концептуальной, подтекстовой, лексико-семантическими лингвокультурологическими задачами исследовательского и творческого типа, работой с концептами имен эмоций в системе развития речи, моделированием учебных лингвокультурологических сценарий чувств, уроков развития речи на концептуальной основе.

Одним из необходимых условий развития речемыслительных способностей обучающихся на основе коммуникативной модели является использование образовательных технологий (проблемное, развивающее обучение, активизация творческой деятельности, технология индивидуализированного обучения, или адаптивной системы обучения). Работа по любой из технологий учитывает разный уровень развития и подготовки обучающихся. Выбор тех или иных творческих заданий остается за обучающимися, так как творчество не осуществляется под диктовку. Важно сохранить общий ход работы, систему действий; помочь школьнику выстроить диалогические отношения между различными способами познания; формировать мотивационно-потребностную сферу творческой деятельности, создать «ситуацию успеха».

Коммуникативную модель развития речемыслительных способностей выстраиваю с учетом психологического, литературного, речевого развития обучающихся, отношения их к искусству, что и позволило определить тематические и смысловые центры уроков речевого развития, соединить речевой и литературоведческий аспект обучения, усилить лингвокультурологическую, коммуникативную направленность уроков, внеклассных мероприятий.

Таким образом, развитие речемыслительных способностей на основе коммуникативной модели – это своего рода метафора наших мыслей, чувств, эмоций, формы существования человеческой души, интеллекта, сознания и самосознания.

Поэтому необходимо, чтобы Слово для обучающихся стало явлением, событием, ключом к познанию мира и высшего смысла.

Опыт работы представлен.

  1. НПК «Образовательная ситуация в г.Мончегорске в аспекте приоритетных направлений образовательной политики», Мончегорск, 2007.

  2. НПК «Ключевые направления развития муниципальной системы образования», Мончегорск, 2008.

  3. НПК «Инновационная деятельность как фактор повышения качества образования», Мончегорск, 2009.

  4. НПК (проблемная секция) «Передовой педагогический опыт как средство инновационного развития образования», Мончегорск, 2009.

  5. НПК «Развитие педагогического потенциала как фактора обновления качества образования», Мончегорск, 2010.

  6. V, VI, VII Сизовские педагогические чтения, Мончегорск, 2008, 2009, 2010.

  7. Круглый стол МОИПКРОиК «Русский язык в образовательном пространстве школы», Мурманск, 2007.

  8. Областной семинар «Организация и содержание исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы», МОИПКРОиК, 2008.

  9. Межрегиональная научно-практическая и литературно-художественная конференция VII Масловские чтения. Мурманск, 2008.

  10. IX Масловские чтения. Межрегиональная научно-практическая и литературно-художественная конференция с международным участием. Мурманск, 2010.

  11. Всероссийский конкурс педагогических инноваций. Москва, 2010.

  12. Фестиваль педагогический идей «Открытый урок». Москва, 2010.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инновационного педагогического опыта (ипо) Развитие речемыслительных способностей обучающихся на основе коммуникативной модели icon Инновационного педагогического опыта (ипо)
В ходе изучения опыта работы Эфендиев Муртаза по теме: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка», была проведена...
Инновационного педагогического опыта (ипо) Развитие речемыслительных способностей обучающихся на основе коммуникативной модели icon Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка посредством метода проектов
В настоящее время целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции учащихся. Обучение школьников...
Инновационного педагогического опыта (ипо) Развитие речемыслительных способностей обучающихся на основе коммуникативной модели icon План мероприятий учреждения образования
Республиканская методическая гостиная: презентация методических материалов и педагогического опыта учреждений дополнительного образования...
Инновационного педагогического опыта (ипо) Развитие речемыслительных способностей обучающихся на основе коммуникативной модели icon Компетентностный подход к овладению рки: европейский контекст
Интенсивная работа по формированию модели иноязычной коммуникативной компетенции и разработке на ее основе пороговых уровней (tresshold...
Инновационного педагогического опыта (ипо) Развитие речемыслительных способностей обучающихся на основе коммуникативной модели icon Доклад учителя-словесника
Целью такого обучения является развитие познавательных способностей каждого ребенка, максимальное выявление индивидуально^ субъективного...
Инновационного педагогического опыта (ипо) Развитие речемыслительных способностей обучающихся на основе коммуникативной модели icon Развитие метапредметных способностей обучающихся на уроках физической...
Ключевые слова: модернизация физкультурного образования, метапредметные способности, стандарты второго поколения
Инновационного педагогического опыта (ипо) Развитие речемыслительных способностей обучающихся на основе коммуникативной модели icon Развитие творческих способностей младших школьников
Развитие творческих способностей младших школьников/авт сост. Р. И. Визгер. – Дятлово, 2008. 56с
Инновационного педагогического опыта (ипо) Развитие речемыслительных способностей обучающихся на основе коммуникативной модели icon Описание передового педагогического опыта Описание передового педагогического...
Рудь Светлана Александровна, учитель начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального общеобразовательного...
Инновационного педагогического опыта (ипо) Развитие речемыслительных способностей обучающихся на основе коммуникативной модели icon О методической работе в школе
Методическая работа в школе -это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных...
Инновационного педагогического опыта (ипо) Развитие речемыслительных способностей обучающихся на основе коммуникативной модели icon «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Развитие интереса к родной литературе, развитие интеллектуальных способностей у детей начальной школы
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции