3 класс
Рабочая программа по технологии
УМК «Школа 2100»
Пояснительная записка
Актуальность
Рабочая программа составлена для учащихся на основе:
программы по учебному предмету « Технология» Образовательной системы «Школа 2100» рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения и обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов программы О.А. Куревина, Е.А. Лутцева;
учебного плана МБОУ-СОШ № 58 с углублённым изучением отдельных предметов на 2012-2013 учебный год;
С учётом:
методической темы школы на 2012- 2013 учебный год: "Развитие проектировочной деятельности педагогов и учащихся в рамках ФГОС с 2012-2017 г.г
методической темы учителя на период с 2009-2014": Проектная деятельность в рамках реализации ФГОС"
Технологическая культура — это новое отношение к окружающему миру, предполагающее, с одной стороны, знание и сохранение традиций, а с другой — преобразование, улучшение и совершенствование среды обитания человека. Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире. Практико ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Цель уроков технологии в начальной школе приобретение личного опыта и практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, техникоотехнологическими умениями и проектной деятельность на основе системно - деятельностного подхода, через воспитание и развитии качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Cтимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно преобразующей деятельности человека;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно преобразующей, художественно конструкторской деятельности;
формирование первоначальных конструкторско технологических знаний и умений;
развитие знаково символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется
1. «Технология» («Прекрасное рядом с тобой») и методических рекомендаций к ним для 3 класса (авторы О.А. Куревина, Е.А. Лутцева); – М.: Баласс, 2010
2. методические рекомендации для учителя и
3. «Тетради по технологии» для учащихся.
Сроки реализации программы:
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится : 1 час в неделю
33 ч — в 1 классе , 34 часа в неделю
Общая характеристика предмета
Теоретической основой данной программы являются:
● системноодеятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности
● теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности
Особенность программы:
Изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве.
Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Направления предмета:
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности
Конструирование и моделирование
На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
● знакомятся с рабочими технологическими операциями, алгоритмом выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
● овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
● знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
● знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
● учатся экономно расходовать материалы;
● осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
● учатся преимущественно конструкторской деятельности;
● знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
В программе интегрируется и содержание курсов «Изобразительное искусство», «Математика», «Русский язык» « Литературное Чтение», « Окружающий мир»
В программе «Технология» предусмотрены:
Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями;
знакомство с производствами связанных с природными ресурсами;
знакомство с проблемами охраны природы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета " технология ( труд) " в каждом классе начальной школы отводится : 1 час в неделю
33 ч — в 1 классе , 34 часа в год- 2, 3, 4. класс
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – реализуется через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений
Ценность природы - воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.
Ценность семьи- формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества - формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны.
Ценность патриотизма- любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества- сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Планируемые результаты:
Предметные:
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно - декоративных и других изделий;
6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Раздел « Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание»
Обучающийся научится:
Называть наиболее распространённые в своем регионе профессии (профессии своих родителей) описывать их особенности;
Понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность) прочность), эстетическую выразительность- руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
Анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
Организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Обучающийся получит возможность научиться:
Уважительно относиться к труду людей;
Понимать культурно- историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, уважать их;
Понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукте, демонстрировать готовый продукт (изделие, комплексные работы, социальные услуги)
Раздел « Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности»
Обучающийся научится:
На основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материала для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
Отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
Применить приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль) режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
Выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Обучающийся получит возможность научиться:
Отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
Прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно- художественной задачей
Раздел « Конструирование и моделирование»
Обучающийся научится:
Анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
Решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
Изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
Соотносить объёмную конструкцию. Основанную на правильных геометрических формах. С изображениями их развёрток;
Создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно- эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
1 класс
Обучающиеся овладеют умениями:
под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий;
реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
2 класс
Обучающиеся овладеют умениями:
самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки;
реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности.
3-4 класс
Обучающиеся овладеют умениями:
самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;
под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу;
реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания;
использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень);
под контролем учителя выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы;
под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
Личностные результаты
В ходе преобразовательной творческой деятельности закладываются основы трудолюбия, организованности, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Обучающиеся получат первоначальный опыт трудового самовоспитания:
научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома;
элементарно ухаживать за одеждой и обувью;
помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
1, 2. класс
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
3, 4 класс
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции и других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать (эмпатия);
чувствовать красоту художественного произведения, стремиться к совершенствованию;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;
этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Метапредметные результаты
Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско- технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий
1,2 класс
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
3,4 класс
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Средством формирования познавательных УУД служит формирование функциональной грамотности, чтобы использовать знаково-символические средства и овладеть действием моделирования.
1, 2 класс
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях и словаре);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
3,4 класс
вычитывать все виды текстовой информации;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, а также элементарных доступных проектов обучающиеся получат первоначальный опыт осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение общего объёма работы, навыки сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах, для формирования умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, адекватно передавать информацию и условия деятельности в речи.
1, 2 класс
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
3.4 класс
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
умение задавать вопросы.
Универсальные учебные действия и социальный опыт как основы ключевых компетентностей
Универсальные учебные действия,
|
|
|
|
|
Социальный опыт
|
регулятивные
|
коммуникативные
|
|
познавательные
|
|
|
производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу;
производить самооценку и оценку действий другого человека на основе заданных критериев (параметров);
различать оценку личности от оценки действия;
сопоставлять свою оценку с оценкой педагога и определять свои предметные «дефициты»;
выполнять задание на основе заданного алгоритма (инструкции);
задавать «умный» вопрос взрослому или сверстнику;
отличать известное от неизвестного в специально созданной ситуации учителем;
указывать в недоопределенной ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;
совместно с другим (в т.ч. с родителями) отбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе домашней самостоятельной работы.
|
использовать специальные знаки при организации коммуникации между учащимися;
инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику;
различать оценку действия и оценку личности;
договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы;
строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.
|
|
формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения информации;
проводить самостоятельные наблюдения;
формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;
находить в сообщении информацию в явном виде;
использовать знаково-символические средства (чертежи, формулы) представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
использовать программный комплекс «КОД» для получения необходимой информации и установления коммуникации с другими субъектами образовательного процесса;
определять главную мысль текста; находить в тексте незнакомые слова, определять их значение разными способами, составлять простейший план несложного текста для пересказа; рассказывать несложный текст по плану, описывать устно объект наблюдения.
|
|
владеть развитыми формами игровой деятельности (сюжетно-ролевые, режиссерские игры, игры-драматизации); удерживать свой замысел, согласовывать его с партнерами по игре; воплощать в игровом действии; удерживать правило и следовать ему, создавать и воплощать собственные творческие замыслы;
организовывать рабочее место, планировать работу и соблюдать технику безопасности для разных видов деятельности первоклассника (учебная, изобразительная, трудовая и т.д.);
руководствоваться выработанными правилами жизни в классе;
определять по вербальному и невербальному поведению состояние других людей и живых существ и адекватно реагировать;
управлять проявлениями своих эмоций.
|
Художественная и технологическая грамотность
|
|
|
|
|
|
Практическое освоение работы в позиции «автора-технолога»
|
|
Практическое освоение работы в позиции «автора-художника»
|
|
Практическое освоение работы в позиции «художника-критика»
|
|
освоить простые операции разрезания и надрезов; склеивания и наклеивания; сгибания и скругления, сшивания и вышивания, прочного крепления разных материалов;
освоить действия с материалами и инструментами, учитывая мерность по величине, форме, цвету, фактуре в трех градациях – двух крайних и средней.
|
|
освоить действие по созданию, восприятию и непосредственному практическому поиску соединения по форме, величине, цвету и другим свойствам разных материалов на основе эстетического принципа меры и замысла своей работы.
|
|
устанавливать смысловые и выразительные связи между изображениями, соединять их по содержанию своего рисунка, скульптуры, поделки, оценивая их по критерию «кто это?» (узнаваемость) и «что делает, чувствует изображенный субъект и какой он?» (выразительность).
|
|
Содержание учебного предмета включает следующие разделы:
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико ориентированную направленность.
Основные содержательные линии
1. Общекультурные и трудовые компетенции. Основы культуры труда и быта.
|
|
|
|
Трудовая деятельность в жизни человека.
|
Ремесла и их роль в культуре народов мира, мастера, их профессии и виды изготавливаемых изделий в зависимости от условий конкретной местности; традиции и творчество мастера в создании предметной среды.
Соблюдение при работе безопасных приемов труда.
|
Природа в художественно-практической деятельности человека.
|
Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в лепке, аппликации, мозаике и пр.).
|
Природа и техническая среда.
|
Машины и механизмы – помощники человека, их назначение.
|
Дом и семья.
|
Декоративное оформление культурно-бытовой среды.
Растения и домашние животные.
|
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
|
|
Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком.
|
Материалы, их конструктивные и декоративные свойства.
Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия.
Подготовка материалов к работе.
Бережное использование и экономное расходование материалов.
Способы обработки материалов для достижения декоративно-художественных эффектов.
|
Общее представление о технологическом процессе.
|
Представление об устройстве и назначении изделий, последовательности практических действий и технологических операций.
|
Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.).
|
Разметка (по шаблону, копированием, с помощью линейки, циркуля).
Обработка материала (отрывание, сгибание, складывание, резание ножницами, канцелярским ножом).
Сборка деталей, способы соединений (клеевое, ниточное).
Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).
|
Графические изображения в технике и технологии.
|
Виды условных графических изображений: рисунок, эскиз, развертка. Разметка с опорой на графические изображения.
|
3. Конструирование и моделирование.
|
|
Изделие и его конструкция.
|
Изделие (поделка), деталь изделия. Конструкция изделия, изготовление изделий с разными видами сборки.
|
Конструирование и моделирование несложных объектов.
|
Конструирование и моделирование изделий на основе природных форм (образы животных и растений в технике оригами, аппликации).
|
3 класс
Рабочая программа по технологии
УМК «Школа России»
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Т. М. Геронимус «Технология», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Изучение технологии на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
• овладение обучающимися:
– начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества;
– способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
– умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
• развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;
• освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
• формирование первоначальных представлений о мире профессий;
• воспитание:
– трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда;
– интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
• практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Цели обучения технологии будут достигнуты, если ребенок на уроке займет позицию: “Я хочу это сделать сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться”.
Задача учителя – не столько помочь ребенку в осознании чего-либо или изготовлении изделия, сколько создать условия, при которых наиболее полно будет раскрыт его творческий потенциал. Учитель должен помнить о том, что деятельность ребенка на уроке труда включает в себя два равнозначных компонента: интеллектуальный и моторный, следовательно, урок должен быть поделен на две части:
• первая часть – теоретическая – должна обеспечить безусловное понимание ребенком сути и порядка выполнения практической работы;
• вторая часть – практическая – самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие, оснащенная должным образом.
На теоретическую часть урока должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, внеся в него, особенно в 1–2-х классах, элементы игры, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
Учебный курс “Технология” также предусматривает в 3–4-х классах практическую работу обучающихся на компьютере.
Требования к уровню подготовки обучающихся
По результатам практической работы на компьютере выпускники начальной школы должны знать (понимать):
• основные источники информации;
• назначение основных устройств компьютера;
• правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;
Обучающиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;
• поиска необходимой информации;
• изменения и создания при помощи компьютера простых информационных объектов.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
|