Скачать 69.47 Kb.
|
Возможности информационно-поисковой системы учебно-методических материалов SCISEARCHИнформационно-поисковая система учебно-методических материалов SCISEARCH это специализированная система поиска, использующая в своей работе описание ресурса в терминах ключевых и антиключевых слов, и анализ результатов на основе существенных для образования признаков. Традиционно поисковые средства для нахождения интересующей информации разделяют на две категории: каталоги и поисковые машины. Каталоги обычно предусматривают строгое разделение веб-сайтов по рубрикам и пополняются самими владельцами ресурсов, за счет чего оказываются более удобными для направленного поиска в рамках одной тематики, в то время как поисковые машины занимаются пополнением своей базы ресурсов самостоятельно, вследствие чего оказываются более приспособленными к условиям постоянного изменяющегося потока информации в сети, но лишенными возможности фильтровать и структурировать веб-ресурсы. Однако, и те, и другие универсальные поисковые средства плохо приспособлены для узконаправленного специализированного поиска с повышенными требованиями к качеству информации, что, в частности, характерно для поиска учебных материалов в заданной предметной области преподавателями школ и вузов. В этой ситуации необходимо применять специальные инструменты поиска, нацеленных на увеличение его эффективности, при условии, что тематика, характер требований, предъявляемых к искомой информации, и потенциальные пользователи заранее известны. Система SCISEARCH является именно таким специализированным инструментом поиска, сочетающим в себе возможности организации динамического каталога с возможностями специализированной поисковой системы, основанной на дополнительном анализе ресурсов, полученных предварительными запросами к поисковым системам общего назначения, таким как, например, Yandex, Rambler и Google. Особенностью каталога-классификатора является его способность к динамическому обновлению, поскольку его наполнение составляют не столько ссылки, сколько алгоритмы для извлечения этих ссылок посредством данной системы и существующих универсальных поисковых машин. Каталог классификатор построен на основе стандартных рубрикаторов, используемых на порталах, поддерживающих обучение математике. Таким образом, систему можно применить и к каталогизации физических ресурсов сети. Полезным свойством системы является возможность расширять и уточнять динамические каталоги, создавать новые, в том числе жанровые каталоги для одного множества ресурсов. Перейдем теперь к задаче поиска. Очевидно, что наиболее полно описать требования пользователя, предъявляемые к искомым материалам, может только предложение на естественном языке, однако лишь немногие из этих предложений могут быть достаточно точно выражены в терминах количественных и качественных оценок произвольного Интернет-ресурса. В системе SciSearch фразы человека анализируются на вхождение определенных ключевых слов и конструкций, влияющих на значение некоторых параметров поиска и приоритет сортировки найденных материалов. Такими параметрами могут служить, к примеру, наличие в содержании Интернет-ресурса большого числа иллюстраций или ссылок на файлы для закачивания, либо опция, отвечающая за то, будут ли исключены из результатов поиска задачи без решений или теоремы без доказательств. Разработчики системы специально предоставили пользователю средства постановки задачи в заведомо неудобной для восприятия компьютером форме. Таким образом, пользователь системы имеет возможность сформулировать задачу поиска максимально подробно, с расчетом на то, что в дальнейшем система будет развиваться, пополняясь новыми аналитическими правилами, и тот же самый вопрос в дальнейшем может быть интерпретирован несколько иначе, с учетом новых знаний, извлеченных из текста вопроса. Кроме того, программы обработки запросов в самих поисковых системах тоже постоянно совершенствуются, что, таким образом, приводит к улучшению результатов поиска без каких-либо существенных изменений в программном обеспечении SciSearch. В случае если в процессе поиска система не нашла ресурсы, соответствующие запросу, либо количество ссылок, которое она возвратила, слишком мало, система SciSearch формирует повторный запрос, уменьшая количество слов на единицу. Из запроса исключается самое малоинформативное слово с точки зрения конкретизации поисковой задачи. Так продолжается до тех пор, пока мы не получим более 5 ссылок, либо пока запрос не сократится до одного слова. Разумеется, ссылки, полученные в результате предыдущих запросов, также участвуют в дальнейшем анализе, причем с большим приоритетом, чем остальные. Такой анализ позволяет отбраковать случайные ресурсы, такие как рекламные материалы или обсуждение в форуме. Найденные по стандартным алгоритмам поиска с помощью поисковых систем общего назначения ресурсы проходят далее фильтрацию на основе контекста, определяющего принадлежность найденного сайта к содержательным ресурсам сети Интернет. Система имеет два режима доступа: один для экспертов, создающих и поддерживающих каталоги, второй – для пользователей образовательных сайтов. Внешний вид интерфейса системы в экспертном режиме представлен на рис. 1. Рис. 1. Эксперт может запретить появление некоторых ресурсов, ставя соответствующие пометки. Система позволяет давать экспертную оценку (интегрируя оценки разных экспертов) и классифицировать ресурсы по трём основным категориям:
Последнее особенно важно в связи с тем, что многие сайты, интересные, но не защищённые достаточным образом, часто «взламываются» и на них размещается посторонняя, а подчас и опасная информация (ложные ссылки, вирусы и пр.). Пример работы эксперта представлен на рис. 2. Отдельный доступ системы для обычных пользователей позволяет отбирать полезные ресурсы в разумном количестве (один-два десятка) по их качественному описанию и предоставлять отдельный доступ ко всем отмеченным выше категориям (рекомендованные ресурсы, дополнительные ресурсы, все ресурсы). При этом по желанию пользователя может быть осуществлён анализ отобранных системой ресурсов; возможность отключать или включать эту опцию полезна, так как анализ ресурсов требует просмотра соответствующих сайтов и требует времени, использование рекомендованных ресурсов может производиться без их анализа. Рис. 2.. Рассмотрим список (далеко не полный) свойств документа, принимаемых во внимание системой SciSearch для оценки найденного ресурса:
Исходя из свойств описанной системы, можно рекомендовать ее для применения в следующих областях:
Литература
|
Учебно-методические материалы по дисциплине Разработка раздаточных лекционных и учебно-методических материалов по дисциплинам курсовой подготовки |
Положение о конкурсе методических материалов в формате 4 н-д (4 недели) Конкурс методических материалов в формате 4 н-д (далее конкурс) организуется Муниципальным казённым учреждением «Межведомственный... |
||
Конкурс методических материалов «Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья …» «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка» проводит I открытый педагогический конкурс методических... |
«Квалиметрический подход в системе непрерывного образования». Комплекс... Разработка научно-информационной и практико-ориентированной программы проведения повышения квалификации для педагогических работников... |
||
Тематический план операционные системы, их назначение и классификация Дается понятие операционной системы, ее назначение и классификация. Рассматриваются различные операционные системы, сравниваются... |
М инистерство образования республики коми коми республикаса йöЗÖс... Данное положение вводится с целью создания единой системы методических документов, объединяемых в учебно-методические комплексы по... |
||
Информационно-библиографический отдел Мир русского слова : сборник информационно-библиографических материалов / Краснодар краев универс науч б-ка им. А. С. Пушкина; информ... |
План мероприятий в рамках проекта «Этот загадочный Шерлок Холмс» Составление учителями визитки проекта, методических и дидактических материалов к проекту и размещение их на школьном сайте |
||
Учебника Список учебно-методических комплектов и учебников, используемых в образовательном процессе |
Использование информационно – коммуникативных технологий в учебно – воспитательном процессе |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |