Скачать 43.03 Kb.
|
УДК 37.0+373.3/.5 Качество школьного образования - цели и средства В каждой системе намеченные цели обусловливают средства их достижения. Это, разумеется, относится и к системе образования. На достижение каких же целей направлено сегодняшнее школьное образование? Формирование каких граждан и специалистов должно быть обеспечено обучением? Рассмотрим задачу «от обратного» - попробуем определить цель через используемые средства, т.е. способы и методы обучения. Обучение может проводиться по разным схемам. Основные из них сведены в таблицу. Таблица. Варианты обучения и его результаты
Как видно из таблицы, подходы к обучению могут принципиально различаться с соответствующим различием ожидаемых результатов. Нельзя дать ученику конкретную узкую информацию и рассчитывать, что он станет эрудитом или давать ему «чистые» знания и думать, что он станет мастером на все руки. Отечественная средняя школа традиционно обучала в основном знаниям. Умение мыслить и формулировать эти мысли давала литература. Навыки и умения развивались также решением задач, которых много в математике, меньше в физике, мало в химии. К сожалению, говорить о задачах или проблемах в географии, биологии или истории – для школы вообще нонсенс. Таким образом, среднее образование давало совокупность знаний, по отдельным дисциплинам дополненную определенными умениями. Так было. Нынешняя реальность – это введение обязательного ЕГЭ. Сразу следует подчеркнуть, что называть тесты «экзаменами» или «единым экзаменом» - это подмена понятий. Но это не главное. Если из семантической области перейти к реалиям, то в наш прагматичный век всем учащимся, как и всем учителям, очевидно, что если надо сдавать тесты, то и готовиться, и готовить надо именно к тестам. Такое положение дел уже далеко не секрет. Учителя открыто рассказывают и делятся опытом – как они сознательно не обучают учеников хотя бы знаниям, а учат их сдавать тесты. Такое откровенное натаскивание (пусть никого не оскорбляет этот термин, что ж на правду обижаться), подменяющее процесс обучения, неизбежно ведёт к деградации подрастающего поколения. Стоит отметить достаточно чёткое соответствие перечисленных в таблице подходов к обучению с уровнями знаменитой «пирамиды Маслоу», в которой потребности человека меняются от чисто физиологических на низших уровнях до духовных на высших. Трудно ведь представить, что необразованный невоспитанный человек будет иметь высокоинтеллектуальные, духовные потребности. Вернемся к исходному положению: цель определяет средства ее достижения. Нынешние средства – это ЕГЭ плюс соответствующее обучение, имеющее форму подготовки к ЕГЭ. Можно считать, что введение ЕГЭ окончательно оформило тенденцию к формированию поколения (поколений?) людей плохо обученных, необразованных, узкоспециализированных и, соответственно, узкомыслящих. При этом любые обсуждения возможностей улучшения ЕГЭ не имеют особого смысла, поскольку никакие вопросы ретуширования, подработки деталей и совершенствования теста не могут изменить его сути и направленности. Можно, конечно, предположить, что нынешнее руководство образовательной отрасли России не имеет представления о взаимозависимостях целей и средств. Это предположение не красит таких руководителей, однако, к сожалению, этот вариант представляется маловероятным. Если же резкое понижение уровня образования в стране – это сознательная политика Министерства, то возникает законный вопрос о её целесообразности и правомочности. Может быть, России действительно не нужны 150 миллионов высокообразованных творческих людей? Может быть, нам вполне достаточно одного миллиона или, например, ста тысяч таких граждан, а все остальные могут и должны иметь низкое образование, низкое развитие и соответствующие потребности? Может быть, обществу нужно именно это? Однако соответствующее решение должно приниматься не в кулуарах Минобрнауки, а в результате обсуждения, обсуждения всенародного, с привлечением всей общественности. И вот именно из общепринятого решения – какие граждане нужны России - должно вытекать, как его реализовать. Обсуждать же средства достижения цели, когда неизвестна или неясна сама цель, совершенно бессмысленно, наивно и абсурдно. В Послании президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию [1] указано, что сдача ЕГЭ не должна носить обязательный характер. Это, несомненно, шаг в нужном направлении. При этом необходимо подчеркнуть, что любой тест, включая ЕГЭ, свидетельствует об определенном ограниченном уровне информации, полученной школьником, в то время как экзамен характеризует знания и умения человека. Поэтому сопоставлять эти разные способы оценки и, тем более, давать им равные права, например, при поступлении в вуз, неправомерно. Следовательно, совершенно необходим следующий шаг – полная отмена ЕГЭ. Ведь основная мысль Послания президента РФ в области образования сформулирована так: «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [1]. Библиографический список 1. Послание президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2009. 13 ноября. |
Профильный уровень Изучение литературы на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей |
Базовый уровень Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей |
||
Рабочая учебная программа литература Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей |
Базовый уровень Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей |
||
Профильный уровень Изучение литературы на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей |
Рабочая программа по м узы Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено... |
||
Рабочая программа по м узы Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено... |
Аннотация к рабочей программе по литературе Общая характеристика учебного предмета ... |
||
Рабочая программа по истории 11 класс Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей |
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |