На достижение каких же целей направлено сегодняшнее школьное образование?




Скачать 43.03 Kb.
Название На достижение каких же целей направлено сегодняшнее школьное образование?
Дата публикации 09.06.2014
Размер 43.03 Kb.
Тип Вопрос
literature-edu.ru > Информатика > Вопрос
УДК 37.0+373.3/.5
Качество школьного образования - цели и средства

В каждой системе намеченные цели обусловливают средства их достижения. Это, разумеется, относится и к системе образования. На достижение каких же целей направлено сегодняшнее школьное образование? Формирование каких граждан и специалистов должно быть обеспечено обучением? Рассмотрим задачу «от обратного» - попробуем определить цель через используемые средства, т.е. способы и методы обучения.

Обучение может проводиться по разным схемам. Основные из них сведены в таблицу.
Таблица. Варианты обучения и его результаты


№№

п/п

Чему обучаем

Способ обучения

Способ проверки

Цель

(ожидаемый результат)



Конкретная информация

Натаскивание

Тест

Узкий специалист



Знания

Обучение знаниям и их получению

Экзамен

Образованный человек, специалист



Умения, навыки

Обучение применению знаний

Творческий конкурс

Профессионал



Понимание

Воспитание

Оценка жизненной позиции

Личность


Как видно из таблицы, подходы к обучению могут принципиально различаться с соответствующим различием ожидаемых результатов. Нельзя дать ученику конкретную узкую информацию и рассчитывать, что он станет эрудитом или давать ему «чистые» знания и думать, что он станет мастером на все руки. Отечественная средняя школа традиционно обучала в основном знаниям. Умение мыслить и формулировать эти мысли давала литература. Навыки и умения развивались также решением задач, которых много в математике, меньше в физике, мало в химии. К сожалению, говорить о задачах или проблемах в географии, биологии или истории – для школы вообще нонсенс. Таким образом, среднее образование давало совокупность знаний, по отдельным дисциплинам дополненную определенными умениями. Так было. Нынешняя реальность – это введение обязательного ЕГЭ. Сразу следует подчеркнуть, что называть тесты «экзаменами» или «единым экзаменом» - это подмена понятий. Но это не главное. Если из семантической области перейти к реалиям, то в наш прагматичный век всем учащимся, как и всем учителям, очевидно, что если надо сдавать тесты, то и готовиться, и готовить надо именно к тестам. Такое положение дел уже далеко не секрет. Учителя открыто рассказывают и делятся опытом – как они сознательно не обучают учеников хотя бы знаниям, а учат их сдавать тесты. Такое откровенное натаскивание (пусть никого не оскорбляет этот термин, что ж на правду обижаться), подменяющее процесс обучения, неизбежно ведёт к деградации подрастающего поколения.

Стоит отметить достаточно чёткое соответствие перечисленных в таблице подходов к обучению с уровнями знаменитой «пирамиды Маслоу», в которой потребности человека меняются от чисто физиологических на низших уровнях до духовных на высших. Трудно ведь представить, что необразованный невоспитанный человек будет иметь высокоинтеллектуальные, духовные потребности.

Вернемся к исходному положению: цель определяет средства ее достижения. Нынешние средства – это ЕГЭ плюс соответствующее обучение, имеющее форму подготовки к ЕГЭ. Можно считать, что введение ЕГЭ окончательно оформило тенденцию к формированию поколения (поколений?) людей плохо обученных, необразованных, узкоспециализированных и, соответственно, узкомыслящих. При этом любые обсуждения возможностей улучшения ЕГЭ не имеют особого смысла, поскольку никакие вопросы ретуширования, подработки деталей и совершенствования теста не могут изменить его сути и направленности.

Можно, конечно, предположить, что нынешнее руководство образовательной отрасли России не имеет представления о взаимозависимостях целей и средств. Это предположение не красит таких руководителей, однако, к сожалению, этот вариант представляется маловероятным. Если же резкое понижение уровня образования в стране – это сознательная политика Министерства, то возникает законный вопрос о её целесообразности и правомочности. Может быть, России действительно не нужны 150 миллионов высокообразованных творческих людей? Может быть, нам вполне достаточно одного миллиона или, например, ста тысяч таких граждан, а все остальные могут и должны иметь низкое образование, низкое развитие и соответствующие потребности? Может быть, обществу нужно именно это? Однако соответствующее решение должно приниматься не в кулуарах Минобрнауки, а в результате обсуждения, обсуждения всенародного, с привлечением всей общественности. И вот именно из общепринятого решения – какие граждане нужны России - должно вытекать, как его реализовать. Обсуждать же средства достижения цели, когда неизвестна или неясна сама цель, совершенно бессмысленно, наивно и абсурдно.

В Послании президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию [1] указано, что сдача ЕГЭ не должна носить обязательный характер. Это, несомненно, шаг в нужном направлении. При этом необходимо подчеркнуть, что любой тест, включая ЕГЭ, свидетельствует об определенном ограниченном уровне информации, полученной школьником, в то время как экзамен характеризует знания и умения человека. Поэтому сопоставлять эти разные способы оценки и, тем более, давать им равные права, например, при поступлении в вуз, неправомерно. Следовательно, совершенно необходим следующий шаг – полная отмена ЕГЭ. Ведь основная мысль Послания президента РФ в области образования сформулирована так: «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [1].
Библиографический список
1. Послание президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2009. 13 ноября.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На достижение каких же целей направлено сегодняшнее школьное образование? icon Профильный уровень
Изучение литературы на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
На достижение каких же целей направлено сегодняшнее школьное образование? icon Базовый уровень
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
На достижение каких же целей направлено сегодняшнее школьное образование? icon Рабочая учебная программа литература
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
На достижение каких же целей направлено сегодняшнее школьное образование? icon Базовый уровень
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
На достижение каких же целей направлено сегодняшнее школьное образование? icon Профильный уровень
Изучение литературы на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей
На достижение каких же целей направлено сегодняшнее школьное образование? icon Рабочая программа по м узы
Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено...
На достижение каких же целей направлено сегодняшнее школьное образование? icon Рабочая программа по м узы
Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено...
На достижение каких же целей направлено сегодняшнее школьное образование? icon Аннотация к рабочей программе по литературе Общая характеристика учебного предмета
...
На достижение каких же целей направлено сегодняшнее школьное образование? icon Рабочая программа по истории 11 класс
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей
На достижение каких же целей направлено сегодняшнее школьное образование? icon Рабочая программа по учебному предмету «Литература»
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции