Название Количественные нейрогистологические показатели в перифокальной зоне инфаркта прецентральной области коры большого мозга человека
Дата публикации 18.06.2014
literature-edu.ru > Химия > Документы
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ НЕЙРОГИСТОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ В ПЕРИФОКАЛЬНОЙ ЗОНЕ ИНФАРКТА ПРЕЦЕНТРАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ КОРЫ БОЛЬШОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА
Худоерков Р.М.,1) Михаенкова Н.В.,1) Гулевская Т.С.2) , Ануфриев П.Л.2)

Лаб. функциональной морфохимии 1), лаб. патологической анатомии 2) ГУ НЦН РАМН

rolfbrain@yandex.ru
В настоящее время большое медицинское и социальное значение придается сосудистым заболеваниям головного мозга. Это связано с тем, что они составляют значительную долю в структуре заболеваемости и смертности населения и дают высокие показатели временной нетрудоспособности и инвалидности. Среди сосудистых поражений головного мозга наиболее распространенным и тяжелым по своим последствиям является инсульт (Верещагин Н.В. и др., 1997; Суслина З.А., Варакин Ю.А., 2005; Hinkle, Guanci, 2007). В связи с тяжестью последствий, вызываемых ишемическим инсультом, лечение заболевания требует четких знаний морфологии и патогенетических механизмов ишемического поражения мозга. Как известно, основной причиной ишемического инсульта является быстрое локальное снижение мозгового кровотока, вследствие чего в ткани мозга возникает дефицит кислорода и глюкозы.

В области инфаркта головного мозга различают две зоны. Первая характеризуется необратимыми структурными изменениями, а вокруг нее располагается вторая – перифокальная зона («ишемическая полутень», или «пенумбра»), длительно, до 6–8 часов, сохраняющая жизнеспособность нейронов (Branston N.M. et al, 1977, Astrup J. et al, 1977. цит. по: Davis S.M., Donnan G.A., 2003). Кровоснабжение в перифокальной зоне снижено, но оно выше критического порога необратимых изменений (Верещагин Н.В. и др., 1997, Myron D. at al, 1997, Back Т.,1998, Lipton P.,1999).

Одной из актуальных задач клинической неврологии является восстановление кровоснабжения в перифокальной зоне, которое позволит восстановить функцию нейронов. Именно поэтому перифокальная зона является главной мишенью терапии инсульта в первые часы и дни заболевания (Верещагин Н.В. и др., 1997, Schellinger P.D. at al, 2005).

С целью выяснения закономерностей, лежащих в основе структурно-функциональных изменений, происходящих в перифокальной зоне инфаркта мозга, в настоящей работе методами компьютерной морфометрии (световой микроскоп Leica, программа QWin) исследовали нейроны и нейроглию (на препаратах, окрашенных по методу Ниссля) в перифокальной зоне, расположенной в прецентральной области коры большого мозга человека. Контролем служил аутопсийный материал мозга людей, умерших от сердечно-сосудистых заболеваний и не страдавших заболеваниями головного мозга.

Полученные данные обрабатывали с помощью программы Statistica 6.0, с использованием непараметрического критерия Манна-Уитни.

Обнаружили, что по сравнению с контролем в перифокальной зоне очага по-разному менялись не только параметры основных клеточных элементов ткани мозга, нейронов и нейроглии, но и обнаруживались отличия в пределах каждой из клеточных популяций. Число нейронов в слоях III и V поперечника коры уменьшалось соответственно на 16 и 14%, а общее число нейроглии, включая астроциты и олигодендроциты, в указанных слоях увеличивалось соответственно на 11 и 39%. При этом число астроцитов в слое III, практически, не менялось, а в слое V оно не существенно, на 11%, увеличивалось,. Более заметно возрастало количество олигодендроцитов: в слое III – на 15%, в слое V – на 59% (рис. 1).

В перифокальной зоне очага сокращалась не только численность нейронов, но уменьшалась и площадь оставшихся нервных клеток: в слое III – на 28%, в слое V – на 10%. Изменения затрагивали и основные компоненты клетки – ядро и цитоплазму. Площадь ядер сокращалась на 32 и 20% в слоях III и V, соответственно, а площадь цитоплазмы заметно уменьшалась, на 25%, в слое III и не менялась в слое V (рис. 2).

Следовательно, морфометрия основных клеточных популяций корковой пластинки, слоёв III и V, показала, что в каждом слое перифокальной зоны очага гибнет около 15% нейронов. Оставшиеся клетки весьма отличаются по своей жизнеспособности.

Больше всего страдают нейроны слоя III – высоко дифференцированные клетки, выполняющие ассоциативную функцию, – у которых на 25% сокращается площадь цитоплазмы, но ещё больше, на 32%, сокращается площадь ядра – центрального звена клеточного обмена, что косвенно свидетельствует о значительном снижении, или ухудшении, обменных процессов в нейронах слоя III.

В тоже время клетки нейроглии, обеспечивающих нормальное функционирование нейронов, не способны, судя по всему, обеспечить должную метаболическую поддержку нейронам слоя III, т.к. количество нейроглии в этом слое увеличивается всего на 11%.

Рис. 1. Количество глиальных элементов в слоях III и V прецентральной области коры большого мозга человека. Данные морфометрии, зарегистрированные в перифокальной зоне инфаркта, представлены в процентах по отношению к контролю (100%). По вертикали дана шкала в процентах.

Рис. 2. Площадь нейронов, их ядер и цитоплазмы в слоях III и V прецентральной области коры большого мозга человека. Данные морфометрии, зарегистрированные в перифокальной зоне инфаркта, представлены в процентах по отношению к контролю (100%). По вертикали дана шкала в процентах.
В этих условиях более сохранными выглядят нейроны слоя V: площадь их цитоплазмы остается в пределах контрольных значений, а площадь ядра уменьшается на 20%. К тому же в слое V резко возрастает число нейроглии, особенно олигодендроцитов, до 60%.

Таким образом, большинство нейронов в перифокальной зоне очага остаются жизнеспособными, но степень их жизнеспособности весьма различна. Наиболее сохранными выглядят нейроны слоя V – клетки проекционно-эфферентного типа, осуществляющие связь коры с подкорковыми образованиями мозга, а нейроны, выполняющие в коре ассоциативную функцию, нервные клетки слоя III, подвержены большим деструктивным изменениям.

Литература:

1. Верещагин Н.В., Моргунов В.А., Гулевская Т.С. Патология головного мозга при атеросклерозе и артериальной гипертонии. –М.: Медицина, 1997, –283с.

2. Суслина З.А., Варакин В.Н. Профилактика нарушений мозгового кровообращения. /Очерки ангионеврологии/под ред. Суслиной З.А. –М.: «Атмосфера», 2005, С. 298-326.

3. Худоерков, Р.М., Доведова Е.Л., Воронков Д.Н., Структурно-функциональные и биохимические изменения, возникающие в мозге крыс при моделировании дисфункции дофаминовой системы//Биллютень экспериментальной биологии и медицины, 2007, том 144, №7: С. 39-41.

4. Back Т., Pathophisiology of the Ischemic Penumbra – Revision of a Consept//Cellular and Molecular Neurology, 1998, v/18, P. 6: С. 621-638.

5. Davis S.M., Donnan G.A., Ischemic Penumbra: MRI or PET/ Stroke 2003;34: P. 2533-2534

6. Hinkle J.L.; Guanci M.M., Acute Ischemic Stroke Review/J. Neurosei. Nurs., 2007,39: 285-293, 310

7. Lipton P., Ischemic Cell Death in Brain Neurons//Phyological Reviews, 1999, vol.79, №4: P. 1431-1568.

8. Myron D. Ginsberg, The New Language of Cerebral Ischemia//AJNR, 1997, v.18: P. 1435-1445.

9. Schellinger P.D., Fiebach J.B., Perfusion-Weighted Imaging/Diffusion Imaging Mismatch on MRT Can Now Be Used to Select Patients for Recombinant Tissue Plasminogen Activator Beyond 3 Hours/Stroke, May 2005; 36: P. 1098 – 1101.

Количественные нейрогистологические показатели в перифокальной зоне инфаркта прецентральной области коры большого мозга человека icon Морфологические показатели перифокальной зоны инфаркта в верхней...