МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
г. СЕВЕРОМОРСКА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
|
|
Утверждаю:
Директор МБОУСОШ № 7
__________ /Кудрачинская Н.В./
«_31_» августа 2012 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ХИМИЯ»
основное общее образование
(8 –9 классы)
Принята
на Педагогическом совете
протокол № __1___
«_31_» августа 2012 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Химия» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования2004г. и примерной программы основного общего образования
Объем отобранного содержания программы определен в соответствии с нормативной продолжительностью изучения химии в основной школе, которая установлена базисным учебным планом (по 2 учебных часа в неделю в 8 и 9 классах).
В основе программы лежит концентрический подход. Его особенность состоит в том, чтобы сохранить присущий русской школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путем вычленения укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент» и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества), следования строгой логике принципов развивающего обучения, положенных в основу конструирования программы, и освобождения ее от избытка конкретного материала.
Ведущими идеями программы являются:
- материальное единство вещества природы, их генетическая связь;
- причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
- познаваемость закономерностей протекания химических реакций;
- объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
- представление о химическом соединении как о звене в непрерывной цепи превращений веществ, об участии веществ в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
- объективность и познаваемость - основа разработки принципов управления химическими превращениями веществ, экологически безопасных способов их производства и мероприятий по охране окружающей среды от загрязнения;
- взаимосвязанность науки и практики: практика - движущая сила развития науки, а успехи практики - результаты развития науки;
- гуманистический характер химической науки и химизации народного хозяйства, их направленность на решение глобальных проблем современности
Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ — металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).
Учебно-тематическое планирование. 8 класс
Название темы, количество часов
|
Содержание темы
|
Введение (5 ч)
|
1. Предмет химии. Вещества
2. Превращения веществ. Роль химии в жизни человека
3. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
4. Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы
5.Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества
|
Практикум часть 1 (работы 1-3) (3 ч)
|
6 Практическая работа №1.Правила ТБ при работе в химическом кабинете. Наблюдение. Описание. Измерение. Эксперимент.
7. Практическая работа №2.Наблюдение за горящей свечей.
8. Практическая работа №3. Очистка загрязненной поваренной соли.
|
Тема 1. Атомы химических элементов
( 10 ч)
|
9. Основные сведения о строении атомов
10. Изменение числа протонов и нейтронов в ядре
11. Электроны. Строение электронных оболочек
12. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атомов
13. Понятие об ионной связи
14. Ковалентная неполярная химическая связь
15. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь
16. Понятие о металлической связи
17. Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов»
18. Контрольная работа № 1 по теме «Атомы химических элементов»
|
Тема 2. Простые вещества
(6 ч)
|
19. Простые вещества – металлы. Физические свойства металлов.
20. Простые вещества – неметаллы. Физические свойства неметаллов. Аллотропия.
21. Количество вещества. Молярная масса вещества
22. Молярный объем газообразных веществ
23. Урок-упражнение по теме «Простые вещества»
24. Контрольная работа №2. по теме «Простые вещества»
|
Тема 3. Соединения химических элементов
(12 ч)
|
25. Степень окисления. Бинарные соединения
26. Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды. Летучие водородные соединения
27. Основания
28. Кислоты
29. Соли как производные кислот и оснований. Получение кристаллов солей.
30. Урок-упражнение по теме «Классификация сложных веществ»
31. Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические решетки. Кристаллические и аморфные вещества.
32.Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Очистка загрязненной поваренной соли.
33 Массовая и объемная доля компонентов смеси. Доля примесей
34. Расчеты, связанные с понятием «доля»
35. Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов»
36. Контрольная работа № 3 по теме «Соединения химических элементов»
|
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (10 ч)
|
37. Физические явления
38. Химические реакции: условия, признаки, классификация.
39. Закон сохранения массы веществ Химические уравнения
40. Реакции разложения
41. Реакции соединения
42. Реакции замещения
43. Реакции обмена
44. Расчеты по химическим уравнениям
45. Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами»
46. Контрольная работа № 4 по теме «Изменения, происходящие с веществами»
|
Тема 5. Простейшие операции с веществом. Химический практикум Практикум 1. Часть 2.
(работа №4-5) (2 ч)
|
47. Практическая работа №4.Признаки химических реакций.
48. Практическая работа №5. Приготовление раствора сахара и определение его концентрации в растворе.
|
Тема 6. Скорость химических реакций. Химическое равновесие (4ч)
|
49. Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры.
50. .Катализ и катализаторы.
51. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.
52. . Обобщение и систематизация знаний по теме «Скорость химических реакций. Химическое равновесие».
|
Тема 7. Растворение. Растворы. Свойства электролитов (13 ч)
|
53. Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов.
54. Понятие об электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации
55. Ионные уравнения реакций
56. Кислоты в свете ТЭД. Свойства кислот в свете ТЭД
57. Основания в свете ТЭД
58. Оксиды
59. Соли в свете ТЭД
60. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
61.Обобщение и систематизация знаний по теме..
62. Контрольная работа № 5 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»
63 Классификация химических реакций.
64. Окислительно-восстановительные реакции
65. Свойства веществ в свете окислительно-восстановительных реакций
|
Тема 8. Химический практикум «Свойства электролитов» (2 часа)
|
66. Практическая работа №6.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
67. Практическая работа №7.Решение экспериментальных задач.
68. Итоговый урок (тестирование).
|
Практические и контрольные работы. 8 класс
Тема
|
Практические работы
|
Контрольные работы
|
Практикум часть 1
|
№1.Правила ТБ при работе в химическом кабинете. Наблюдение. Описание. Измерение. Эксперимент.
№2. Наблюдение за горящей свечей.
№3. Очистка загрязненной поваренной соли.
|
|
Тема 1. Атомы химических элементов
|
|
Контрольная работа № 1 по теме «Атомы химических элементов»
|
Тема 2. Простые вещества
|
|
Контрольная работа №2. по теме «Простые вещества»
|
Тема 3. Соединения химических элементов
|
|
Контрольная работа № 3 по теме «Соединения химических элементов»
|
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами
|
|
Контрольная работа № 4 по теме «Изменения, происходящие с веществами»
|
Тема 5. Простейшие операции с веществом. Химический практикум
|
№4.Признаки химических реакций.
№5. Приготовление раствора сахара и определение его концентрации в растворе.
|
|
Тема 7. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
|
|
Контрольная работа № 5 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»
|
Тема 8. Химический практикум «Свойства электролитов»
|
№6.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
№7.Решение экспериментальных задач.
|
|
Учебно-тематическое планирование. 9 класс
Название темы, количество часов
|
Содержание темы
|
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса
( 5 ч)
|
1. Характеристика элемента по его положению в периодической системе
2. Переходные элементы. Амфотерность.
3.Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева
4. Генетические ряды металла и неметалла
5. Свойства классов неорганических веществ в свете ТЭД, ОВР.
|
Тема 1. Металлы
( 14 ч )
|
6. Положение элементов-металлов в периодической системе
7. Сплавы
8. Химические свойства металлов
9. Общие способы получения металлов
10. Коррозия металлов
11. Общая характеристика щелочных металлов
12. Общая характеристика элементов главной подгруппы П группы (щелочно-земельных металлов )
13. Алюминий и его свойства
14. Соединения алюминия
15. Железо и его свойства
16. Соединения железа (П) и железа (Ш)
17. Решение расчетных задач по теме «Металлы»
18. Обобщение знаний по теме «Металлы»
свойств»
19. Контрольная работа №1 по теме «Металлы»
|
Тема 2. Свойства Ме и их соединений ( 2 часа)
|
20.Практическая работа №1.Практическое осуществление схем превращений.
21. Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»
|
Тема 3. Неметаллы
( 20 ч)
|
22. Общая характеристика неметаллов
Водород. Кислород. Озон. Вода.
23. Общая характеристика галогенов
24. Соединения галогенов
25. Кислород
26. Сера и ее свойства
27. Оксиды серы (IV) и (VI)
28. Серная кислота и ее соли
29. Азот и его свойства
30. Аммиак и его свойства
31. Соли аммония
32. Оксиды азота Азотная кислота и ее свойства
33. Нитраты и нитриты
34. Фосфор и его соединения.
35. Углерод. Алмаз. Графит. Углерод и его свойства
36. Оксиды углерода (П) и (IV) Угольная кислота. Карбонаты.
37.. Кремний и его соединения.
38. Силикатная промышленность
39. Решение расчетных задач по теме «Неметаллы»
40. Обобщение знаний по теме «Неметаллы»
41. Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы»
|
Тема 4. Практикум по теме «Неметаллы» (5 ч).
|
42. Практическая работа № 3. Получение соляной кислоты и опыты с ней.
43. Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»
44. Практическая работа №5. Получение аммиака и опыты с ним.
45. Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота».
46. Практическая работа №7. Получение углекислого газа и опыты с ним.
|
Тема 5. Органические соединения (12 ч)
|
47.Предмет органической химии. Теория строения органических веществ А.М.Бутлерова.
48. Метан и этан
49. Этилен
50. ПР № 8. Изготовление моделей углеводородов
51. Понятие о спиртах
52. Альдегиды
53. Карбоновые кислоты
54. Понятие о сложных эфирах. Жиры
55. Аминокислоты. Белки
56. Понятие об углеводах
57. . Полимеры.
58. Обобщение знаний учащихся по органической химии
59. Контрольная работа №3 по теме «Органические вещества».
|
Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы
( 4 ч )
|
60. Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома
61. Строение вещества..
62. Химические реакции.
63. Классы веществ. Общие химические свойства основных классов неорганических веществ
64.Итоговая контрольная работа (№4) за курс основной школы (тестирование)
|
Тема 7. Химия и экология городов.
|
65. Взаимосвязь экологии и химии. Связь понятий «химический элемент», «вещество», «химическая реакция» с экологическими понятиями.
66.Основные источники загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы и современные способы очистки выбросов.
67. Химические элементы и их соединения в биосфере.
68.Органические вещества в жизни растений, животных и человека.
|
Практические и контрольные работы. 9 класс
Тема
|
Практические работы
|
Контрольные работы
|
Тема 1. Металлы
|
|
Контрольная работа №1 по теме «Металлы»
|
Тема 2. Свойства Ме и их соединений ( 2 часа)
|
№1.Практическое осуществление схем превращений.
№2. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»
|
|
Тема 3. Неметаллы
|
|
Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы»
|
Тема 4. Практикум по теме «Неметаллы» (5 ч).
|
№ 3. Получение соляной кислоты и опыты с ней.
№4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»
№5. Получение аммиака и опыты с ним.
№ 6. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота».
№7. Получение углекислого газа и опыты с ним.
|
|
Тема 5. Органические соединения
|
№ 8. Изготовление моделей углеводородов
|
|
Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы
|
|
Контрольная работа № 4 по теме «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»
|
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать
химическую символику: знаки хим.элементов, формулы хим.веществ и уравнения хим.реакций;
важнейшие химические понятия: хим.элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, хим.связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, хим. реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: хим. элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного ( порядкового) номера хим.элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: хим.элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы хим.реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип хим.связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения хим.реакций;
обращаться с хим.посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю хим.элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния хим. загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Литература
Габриелян О.С. Химия-8. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.; Дрофа, 2010
Габриелян О.С. Химия-9. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.; Дрофа, 2010
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс.: Методическое пособие. – М.:Дрофа, 2003
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс.: Методическое пособие. – М.:Дрофа, 2003
Химия. 8 класс.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.8». О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова и др. – М.:Дрофа, 2005
Химия. 9 класс.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.9». О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова и др. – М.:Дрофа, 2005
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 8 класс. К учебнику О.С.Габриеляна «Химия.8». . – М.:Дрофа, 2005
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 9 класс. К учебнику О.С.Габриеляна «Химия.9». . – М.:Дрофа, 2005
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 -9 кл. – М.:Дрофа, 2005
Тематическое распределение часов
№
п.п
|
Тематические блоки
|
Количество часов
|
Государственная примерная программа
|
модифицированная программа
|
класс
|
УМК
Габриелян О. С.
|
1.
|
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬ-НЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
|
( 8 час).
|
7
|
8 класс
|
2
|
9класс
|
9
|
|
2.
|
ВЕЩЕСТВО
|
( 25 час).
|
22
|
8 класс
|
3
|
9 класс
|
25
|
|
3.
|
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
|
(15 час).
|
20
|
8 класс
|
2
|
9 класс
|
22
|
4.
|
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
|
(62 час)
|
19
|
8 класс
|
43
|
9 класс
|
62
|
|
5.
|
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ
|
( 10 час).
|
12
|
9 класс
|
6.
|
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
|
( 6 час).
|
2
|
8 класс
|
4
|
9 класс
|
6
|
|
7.
|
Резерв
|
14
|
|
|
8.
|
Итого
|
140
|
136
|
|
|