Затем в группах обсуждают и записывают в тетради ответы на вопросы: Ответы на тонкие вопросы




Скачать 168.69 Kb.
Название Затем в группах обсуждают и записывают в тетради ответы на вопросы: Ответы на тонкие вопросы
Дата публикации 26.05.2014
Размер 168.69 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Химия > Документы

  1. Методический прием «Верные и неверные суждения»

Учащимся предлагается ряд высказываний, по поводу которых надо определить своё мнение:

(+ ) верно или (–) неверно. Можно использовать на стадии вызова в качестве проверки подготовки к уроку. Или же на стадии вызова для настраивания на изучение новой темы. Тогда предлагается несколько утверждений по ещё неизученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. А затем по ходу урока формулируются правильные высказывания. Данный приём можно использовать и на стадии рефлексии для проверки усвоенного за урок материала.

Например, на стадии вызова в 9 классе при изучении раздела «Металлы» я предлагаю ученикам ответить на следующие вопросы:

На все вопросы ответьте «ДА» или «НЕТ» относительно элемента КАЛИЯ

1. На ВЭУ атом содержит 1 электрон

2. Для завершения ВЭУ атом принимает электроны

3. Это восстановитель

4. Атом имеет степень окисления +1

5. Элемент проявляет валентность II

6. Элемент относится к щелочным металлам

7. Тип кристаллической решётки – металлическая

8. Металлические свойства выражены ярче у магния

9. Металл относится к тугоплавким металлам

10. Металл легко взаимодействует с хлором

11. При его реакции с водой получается оксид

12. Может реагировать со щёлочью

13. Его оксид проявляет основные свойства

14. Его гидроксид – щёлочь

15. Металл используется для получения других металлов в металлургии

Использование приемов «Верные – неверные утверждения» и приемов прогнозирования поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала.
2. Методический прием «Тонкие и толстые вопросы»

При изучении закона Пруста учащиеся читают текст и отвечают на вопросы: тонкие, затем толстые.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто?

Как?

Что?

Какова формулировка?

Какое вещество называется чистым?

Что называется химической формулой?

1.Как можно назвать закон, открытый Прустом?

2.Как можно применить закон?

3.Какую информацию дает химическая формула?

4. Отличается ли обозначение химического элемента (знак) и простого вещества (химическая формула). Воспользуйтесь кластером с прошлого урока

Затем в группах обсуждают и записывают в тетради ответы на вопросы:

Ответы на тонкие вопросы

Ответы на толстые вопросы

1.Французский ученый Пруст

2. Провел многочисленные эксперименты

3. Закон

4.Состав чистого вещества постоянен и не зависит от способа его получения или нахождения

5. Не содержит примеси других веществ.

6. Химическая формула – запись состава вещества при помощи химических знаков и индексов

1.Закон постоянства состава и др.

2. Можно выразить состав вещества, используя знаки и индексы, определить чистое ли вещество или содержит примеси.

3. По химической формуле мы можем судить о качественном и количественном составе вещества, определить, какое это вещество: простое или сложное

4. Да отличается, например химический элемент кислород обозначается О, а простое вещество кислород обозначается О2. Не отличается, так как и простое вещество и химический элемент железо обозначается Fe


На «тонкий» вопрос может быть только один ответ, на толстые вопросы может быть дано несколько правильных ответов. Таким образом, при подведении итогов работы над «толстыми» вопросами на стадии рефлексии необходимо обсудить мнение каждой группы с целью формирования коллективного аргументированного решения по соответствующему вопросу.

  1. Методический прием «Шесть шляп»

Метафора «Шесть шляп» введена психологом Эдвардом де Боно, данный методический прием также применяется на стадии рефлексии. Учащиеся, получив шляпу соответствующего цвета, представляют полученную на уроках информацию, критически оценивая ее, с различных точек зрения, исходя из типа мышления.

Памятка для учащихся:

Белая шляпа - мыслим фактами, цифрами

Желтая шляпа - позитивное мышление (что именно было полезно, хорошо и т.д., почему)

Черная шляпа- противоположность желтой шляпе (что было трудно, неясно, негативно и т.д., почему)

Красная шляпа – эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, удивление, агрессия, раздражение)

Зеленая шляпа - творческое мышление (что можно изменить, применить, усовершенствовать и т.д.)

Синяя шляпа – философская, обобщающая.



  1. Методический прием «Мозговая атака»



Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме

2 э т а п: Обмен информацией

Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3. Оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

Мозговая атака всегда присутствует во время составления кластера.



  1. Методический прием «Кластер»


Кластер – это способ графической организации материала. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Приём кластеров («гроздья») может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

химия

география

математика

биология

Живая природа

Физическая оболочка земли

Обработка информации







  1. Методический прием «Инсерт»

Инсерт – в дословном переводе означает интерактивную систему записи для эффективного чтения и размышления.

  • 1этап: предлагается система маркировки текста

v «галочкой» помечается то, что уже известно ученикам

- «минусом» помечется то, что противоречит их представлениям

+ «плюсом» помечается то, что для них интересно и неожиданно

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше

  • 2 этап: учащиеся читают текст и делают соответствующие пометки




  • 3 этап: последовательное обсуждение каждого маркированного фрагмента

Система обозначений может быть и другой.

Обсуждение: 1) Что в этом тексте знакомо «+»

2) Что увы узнали нового «v»

3) Что требует для вас пояснения «?»

4) Какие ошибки нашли «-»

Работать можно индивидуально и парами. На уроке по изучению водорода в 9 классе я предлагаю ученикам такой текст, где они тоже проводят соответствующую маркировку:

  1. Молекула водорода состоит их двух атомов.

  2. Атомы в молекуле водорода соединены между собой ковалентной полярной связью.

  3. Вещество водород имеет молекулярную кристаллическую решётку.

  4. Водород можно собрать методом вытеснения воздуха.

  5. 1 моль водорода при нормальных условиях занимает объём 22,4 литра.

  6. В химических реакциях водород может проявлять себя только в роли восстановителя.

  7. Водород как неметалл взаимодействует со всеми металлами.

  8. Водород можно использовать в качестве сильного восстановителя при получении чистых металлов.

  9. Водород является экологически чистым топливом.

  10. Водород применяется в качестве пищевой добавки Е 949.



  1. Методический прием «Концептуальная таблица»


Приём используется, когда необходимо сравнить несколько объектов по нескольким позициям. Например, после изучения кислородсодержащих органических веществ в 10 классе ребята на уроке заполняют блок – схему, а домой получают задание составить 6 уравнений протекающих реакций.
Поставьте знак + там, где возможно протекание реакции


Вещество

Натрий

Гидроксид натрия

Лакмус

Окисление

+(О)

Водород

Образование слож. эфира

Этанол




















Этаналь




















Этановая кислота




















При подготовке к контрольной работе в 9 классе после изучения раздела «Металлы» ученики заполняют такую таблицу:
Поставьте знак + там, где возможно протекание реакции


Вещество

H2SO4

CO2

CuSO4

KOH

фенолфталеин

Разложение при t0

NaOH



















Mg(OH)2



















Al(OH)3






















  1. Методический прием «Ромашка Блума»


Вопросы по Блуму

-       Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала, ориентированы на работу памяти

-       Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»

-       Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)

-       Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке

-       Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»

-       Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

  1. Методический прием ««Фишбоун» (рыбный скелет)


Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

Например, на уроке по теме «Полимеры» учащиеся получают такое задание: изучите предложенные Вам материалы о полимерах и их взаимосвязи с окружающей средой, взятые со страниц научной и научно - популярной литературы. Заполните схему и сделайте вывод.






Причина

Причина

Проблема:

полимеры – экологическая угроза?




Вывод


Факты

Факты



Третья цель: учим творчески интерпретировать информацию. Проблема недостаточности рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют приемы устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы: Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения? Какие предположения подтвердились? Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? Как изменилось ваше представление о ……. по сравнению с началом урока?

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Название

Характеристика

Применение

«Корзина» идей, понятий, имен

На доске можно нарисовать корзинку, где условно собирается все, что дети знают по данной проблеме. Методика: 1) учитель задает вопрос о том, что известно детям о поставленной проблеме; 2) каждый ученик самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (1-2 мин); 3) обмен информацией в парах (группах); каждая пара называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного ранее; 5) учитель в виде тезисов записывает в «корзинке» все высказывания и идеи, включая ошибочные; 6) по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения.

«вызов», «рефлексия»

Составление кластера (пучок, созвездие), т.е. схемы

В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется.

«вызов», другие этапы урока, домашнее задание

Учебный мозговой штурм

1 этап – создание банка идей, возможных решений проблемы (принимается и фиксируется всё, без изменений и оценок, около 10-15 мин); 2 этап – коллективное обсуждение идей и предложений; 3 этап – выбор наиболее перспективных решений.

«вызов», «осмысление»

Ассоциации

«Какие ассоциации связаны с …»? « Что вы знаете о …»?

«вызов»

«Дерево предсказаний»

«Ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения, «листья» - обоснования предположений, аргументы. Приём разработан для работы с художественным текстом, чтобы строить предположения о развитии сюжета, но с успехом применяется для обсуждения социально значимых проблем.

«вызов», «рефлексия», домашнее задание

«Карта познания»

От ключевого понятия, помещённого в центр листа (доски), отходят изогнутые лини (ветви) первого порядка с помещенными на них словами, связанными с ключевым понятием; далее помещаются «ветви» второго порядка с понятиями, уточняющими первоначальные сведения. Надо стремиться использовать для создания «карты» меньше слов, но больше символов, рисунков, цвета.

«вызов», «рефлексия»

«Перепутанные логические цепочки»

Ученикам предлагается набор фактов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке.

«вызов», «рефлексия»

Пометки на полях (инсерт)

Учащиеся читают текст, делая пометки:

«v» -известная информация;

«+» - новая информация;

«?» - непонятная информация;

« » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями.

После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием.

«осмысление», «рефлексия»

Составление маркировочной таблицы «ЗУХ» («ЗХУ»)

Одна из форм контроля эффективности чтения с пометами. Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: «З(наю) – У(знал) – Х(очу узнать)» или «З(наю) – Х(очу узнать) – У(знал)» своими словами, без цитирования исходного текста.

«осмысление», «рефлексия», контроль знаний, домашнее задание

Лекция с остановками

После каждой смысловой части лекции учителя делается пауза, обсуждается проблемный вопрос, идет коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, выполняются дополнительные задания.

«осмысление»

Эффективная лекция с использованием «бортового журнала»

Во время лекции ученики работают с таблицей: «известная информация и предположения (заполняется до лекции на стадии «вызов») – новая информация». 1 вариант использования приема – работа в парах: один ученик ставит «+» и « » в левой колонке, другой – записывает новую информацию; после индивидуальной работы пара обсуждает полученное, готовится к общей работе с классом.

«осмысление»

Чтение с остановками

Учащиеся работают со знакомым текстом, который заранее разделен на части; к каждой из них сформулированы вопросы (простые (факты, воспроизведение информации), уточняющие, объясняющие (почему?), творческие и т.д.)

«осмысление»

Работа в динамических парах /группах («обучение сообща»)

«Зигзаг» (один из вариантов использования приемов). Класс разделен на четверки, у каждого школьника номер от 1 до 4. Дети работают с текстом, каждый сосредоточен на части с соответствующим номером, затем первые номера объединяются с первыми, вторые – со вторыми и т.д. для обсуждения своей части текста, составления схемы рассказа по теме и выбора представителя, который проведет итоговую презентацию. Вернувшись в свою группу, школьники по схеме рассказывают о своей части текста, слушают других, делают записи в тетрадях, затем эксперты от каждого номера проводят презентации своих тем, все остальные вносят уточнения и дополнения.

«осмысление»

Игра «Как вы думаете» («обучение сообща»)

Класс делится на группы по 4 – 6 человек, учитель каждой из них раздает карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны: «никогда – иногда – всегда». Дети берут по очереди карточки, читают суждения и по своему усмотрению (ни с кем не советуясь) раскладывают карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит обсуждение.

«осмысление», «рефлексия»

Написание синквейна (пятистрочный белый стих)

1. Одно существительное – тема синквейна.

2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему.

3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.

4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).

5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.

Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать варианты (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах.



«рефлексия»

Составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов

«Толстые» вопросы требуют простого, однозначного ответа (Где? Когда? Кто? Что?). «Тонкие» вопросы: Почему? Каковы последствия? В чем различия? Предположите, что будет, если…

«рефлексия»

РАФТ

Р(оль)

А(удитория)

Ф(орма)

Т(ема)

Пишущий выбирает для себя роль, т.е. сочиняет не от своего лица; определяет, для кого (родители, одноклассники) он пишет; выбирает форму (письмо, жалоба) и тему сочинения. Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы.

«рефлексия»

Дискуссия

Цель: не решить проблему, а углубить понимание её важности. Проблема должна быть спорной, неоднозначной, содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Дискуссии предшествует подготовительная работа с источниками информации. Часто используемый вариант – перекрестная дискуссия: две стороны формулируют и защищают аргументы «за» и «против».


все этапы, особая модель

«Зигзаг»

1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп


2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы

3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал - взаимообучение

Осмысление

«Кубик»

Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани.

Осмысление
Рефлексия

РАБОТА С ХИМИЧЕСКИМИ ТЕРМИНАМИ

Задание №1. Вам предлагается перечень символов химических элементов:

 Al, K, Cl, Na, Mg, Li, S, Si, Rb, Ag, P, Ar, Cs, Cu, Fr, Fe, H, Au, Ca, Zn

Необходимо: 

1)     расположить химические элементы в алфавитном порядке

2)     выбрать химические элементы с постоянной валентностью

3)     выбрать химические элементы с переменной валентностью

Задание№2. Среди буквенного текста есть слова. Необходимо подчеркнуть или выписать  их.

Врашокьсульфатвагокисоксидегуколбатосолькуборцйод

 Задание №3. Задание  « Склеенное предложение». Клей разлился - слова склеились. Отдели слова друг от друга  черточками.

Аргоназотоксидбориттриймедьпробиркасолькадмий

 Задание №4. Задание «Компьютер».

 Паре учащихся предлагается  «напечатать» (прочитать) химические  формулы или уравнения реакций следующим образом: один читает только химические знаки, другой – индексы и коэффициенты.

 Задание №5. Учащимся демонстрируются 10 карточек с изображениями химических  элементов, химических формул простых и сложных веществ, ионов и т.д.

Необходимо по памяти воспроизвести в тетради те формулы, которые ученики запомнили.

Задание №6. Восполни недостающие буквы в следующих словах:

 х - м - я                            с - е - ь

о - ыт                               - о - о - о

о - о - о                            св - й -  - в -

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Затем в группах обсуждают и записывают в тетради ответы на вопросы: Ответы на тонкие вопросы icon «Вопросы разума ответы сердца. Как вернуть своей жизни осмысленность»
«Вопросы разума — ответы сердца. Как вернуть своей жизни осмысленность»: ОАО "Издательская группа "Весь"; Санкт-Петербург; 2011
Затем в группах обсуждают и записывают в тетради ответы на вопросы: Ответы на тонкие вопросы icon Ответы на экзаменационные вопросы по литературе для 9 класса
Вопросы из вариантов I и II (общеобразовательная школа, 31 и 21 билет соответственно; "старые", "Вестник образования" №4 февраль...
Затем в группах обсуждают и записывают в тетради ответы на вопросы: Ответы на тонкие вопросы icon Ответы на экзаменационные вопросы по патофизиологии подготовили Шовхалов Рамзан и Муртазова Хеда

Затем в группах обсуждают и записывают в тетради ответы на вопросы: Ответы на тонкие вопросы icon Аналитическое задание
Изучив первоисточники (литературу для самостоятельного чтения), найти ответы на следующие вопросы
Затем в группах обсуждают и записывают в тетради ответы на вопросы: Ответы на тонкие вопросы icon Игорь Манн Маркетинг. А теперь вопросы!
Скорее чувство сожаления. Нам становится жаль своего времени и времени того, кто задал этот вопрос: ведь мы все могли бы потратить...
Затем в группах обсуждают и записывают в тетради ответы на вопросы: Ответы на тонкие вопросы icon Конкурсе «Калейдоскоп». Условия конкурса
Ответы на вопросы можно отправить как по электронной почте: gazeta@school94. ru или в традиционном виде в библиотеку школы
Затем в группах обсуждают и записывают в тетради ответы на вопросы: Ответы на тонкие вопросы icon Прежде всего Оглавление 4 Ответы на вопросы для сомневающихся 2
Как освободиться от офисного рабства, жить там, где хочется и стать «Новым Богачом»
Затем в группах обсуждают и записывают в тетради ответы на вопросы: Ответы на тонкие вопросы icon Викторина «Д. И. Менделеев и его периодическая система»
Учащимся предлагается прочесть предложенные для блиц -турнира вопросы читателей журнала и найти на них ответы из предложенных
Затем в группах обсуждают и записывают в тетради ответы на вопросы: Ответы на тонкие вопросы icon Брейн -ринг Что?
Внимание!!! На обсуждение каждого вопроса дается 1 минута. Ответы на блиц-вопросы даются сразу, без обсуждения. Каждый ответ оценивается...
Затем в группах обсуждают и записывают в тетради ответы на вопросы: Ответы на тонкие вопросы icon Умк «Школа 2100» на вопросы педагогов и родителей после родительского...
Ответы авторов учебников умк «Школа 2100» на вопросы педагогов и родителей после родительского собрания
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции