«предмет по выбору» (Синтезатор)




Скачать 162.87 Kb.
Название «предмет по выбору» (Синтезатор)
Дата публикации 26.05.2014
Размер 162.87 Kb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Химия > Пояснительная записка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

« ПЕНЖИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

« ПРЕДМЕТ ПО ВЫБОРУ»

(Синтезатор)

Адаптированная образовательная программа в рамках предмета

« Инструментальное музицирование»

Срок реализации программы 7 лет.

Рассчитана

На детей в возрасте от 6-9 лет до 10-13 лет

Составители программы- преподаватели МОУ ДОД

« Пенжинская детская школа искусств»:

Селезнева Татьяна Ивановна

Рементова Ольга Владимировна

Феодосова Наталья Олеговна

Село Каменское 2011 год

Утверждаю___________

Директор МОУ ДОД ПДШИ

О. В. Рементова

______________________2011 год

Рекомендован

Заседанием педагогического совета

Протокол заседания №

от «____»_______20___год.

Пояснительная записка

Важной составной частью современного музыкального образования является обучение детей игре на синтезаторе. Бурное развитие новых информационных технологий в последнее время обусловило процесс компьютеризации электронного инструментария. Новые цифровые музыкальные инструменты: синтезаторы, сэмплеры, рабочие станции, мультимедийные компьютеры отличаются простотой управления и получают широкое распространение в повседневном обиходе как инструменты любительского музицирования. Поэтому возникла необходимость введения в учебные планы предмета по изучению и освоению синтезатора. Игра на синтезаторе дает возможность разнообразить тембры, делать аранжировки.

Творчество музыканта становится более многогранным и увлекательным, а синтезатор становится ценным средством музыкального обучения. У детей активизируется музыкальное мышление, способности. А простота и доступность данной деятельности позволяет значительно расширить круг вовлеченных в нее детей и подростков.

Цель обучения приобщить учащихся к музицированию на электронных цифровых инструментах, используя разные формы обучения: игра по слуху и в ансамбле, импровизация, исполнение мелодии на синтезаторе, а аккомпанемента на фортепиано или звучание произведения на инструменте с аранжировкой на синтезаторе и др.

Задачи обучающие: Изучение теоретического материала, музыкальной грамоты, освоение исполнительской техники, включая постановку рук, а также специфических навыков связанных с переключением режимов звучания во время игры на электронной клавиатуре.

Задачи развивающие: изучение базовых возможностей синтезатора, набора тембров и шумов, ознакомление с приемами управления фактурой музыкального звучания (в режимах обычной и раздельной клавиатуры, использование ритм машины, автоаккомпанемента).

Задачи воспитательные: подготовить учащихся для выступлений, как в художественной самодеятельности так и для домашнего музицирования, расширить представления учащихся о музыкальных выразительных средствах музыки, развить возможность интеграции деятельности исполнительской и продуктивной, творческой.

Усложнение учебных задач идет в соответствии с возрастными возможностями учащихся и соответствует темпу и этапности усложнения аналогичных задач в программах по сольфеджио и исполнительским специальностям, что способствует более глубокому усвоению каждого предмета.

Формы и режим работы

Занятия по «Предмет по выбору» проводятся один раз в неделю по 45 минут. Возможно, работу на синтезаторе использовать на уроках по фортепиано. Изучение предмета начинается с первого класса по седьмой по желанию ученика, на усмотрение педагога.

Оцениваются знания ученика оценкой в конце урока, и на выступлении на академическом концерте. Наряду с индивидуальными занятиями по синтезатору в целях организации творческих соревновательных форм общения учащихся могут проводиться и индивидуально-групповые (по 2-4 ученика). Возможно разделение занятия по 0,5 часа.

Контроль и учет успеваемости проводится в виде зачета, академического концерта, контрольного урока, выступления на отчетном концерте или внеклассном мероприятии.

Сетка: 1 класс- 0,5 ч; 2-7 класс- 1 час.

Календарный план.

класс

Количество часов

в неделю

Количество учебных недель

Количество часов по учебному плану









год









год

1

0,5

4,5

3,5

5

4

17

4,5

3,5

5

4

17

2

1

9

7

10

8

34

9

7

10

8

34

3

1

9

7

10

8

34

9

7

10

8

34

4

1

9

7

10

8

34

9

7

10

8

34

5

1

9

7

10

8

34

9

7

10

8

34

6

1

9

7

10

8

34

9

7

10

8

34

7

1

9

7

10

8

34

9

7

10

8

34

Содержание программы

Первый класс

Ознакомление с основными выразительными возможностями синтезатора

(многотембровость, звуковые эффекты, автоаккомпанемент) и главными клавишами управления: старт, стоп, интро, эндинг.

Освоение нотной грамоты: нотоносец, ключи, знаки альтерации, длительности, паузы, тактовые размеры, залигованные звуки, динамические и штриховые обозначения, аппликатура, обозначения нот (графическое, слоговое, буквенное).

Понятие о фразе, предложении, периоде, куплете. Первичные музыкальные жанры: песня, танец и марш.

Подготовительные упражнения по чтению нот с листа, исполнение простейших партий в ансамбле с педагогом (в четыре руки) и в режиме «-1».

Пение и подбор на клавиатуре по слуху знакомых попевок и песенок.

Освоение простейших приемов аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодии в режиме упрощения взятия аккордов на 1.4.5.ступенях, подбор патера, исходя из метра (двух или трехдольного), ритмического рисунка мелодии (восьмыми или четвертями), подбор тембра мелодии в соответствии с жанром и формой (периода или куплетной).

В течение учебного года ученик должен исполнить на синтезаторе 10 – 15 небольших произведений.

Второй класс.

В процессе занятий ученик должен знать названия и характерные особенности банков голосов, звуковых эффектов и паттернов наличных синтезаторов.

Определять интервалы, аккорды, буквенно-цифровое обозначение аккордов. Знаки повторения и сокращения. Знать понятия об основных средствах выразительности: мелодии, гармонии, фактуре, тембре. Простые 2х- 3х частные формы. Игра в режиме динамической клавиатуры. Несложное двухголосное движение в партиях правой и левой руки.

Чтение с листа в медленном темпе мелодий с сопровождением в виде выдержанных нот в басу. Подбор по слуху мелодии и баса детских песен и фрагментов с исполнением автоаккомпанемента, с взятием упрощенных аккордов. Создание звуковых картинок на основе шумовых эффектов.

Развитие навыков аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодии с использованием мажорных и минорных трезвучий, применение в автоаккомпанементе ритмических заполнений, инструментовка пьес, написанных в простой двух и трехчастной формах с применением режимов автосопровождения, а также - обычной и раздельной клавиатуры.

В течение учебного года ученик создает 7-10 аранжировок различных музыкальных произведений

Третий класс

Изучение голоса синтезатора, имитирующего струнные, деревянные духовые, медные духовые, ударные и электронные инструменты.

Изучение обращений интервалов, хроматической гаммы, тональностей до трех знаков, обращения трезвучий, обозначения темпа, тактового размера 3/8,6/8,ферматы. Ознакомление с понятием тоники, субдоминанты, доминанты, различение электронных тембров по интенсивности окраски и цветовой палитре звучания. Игра пьес вариационной формы.

Чтение с листа пьес уровня трудности 1 класса. Исполнение в ансамбле с педагогом или другими учениками несложных пьес с применением электронных и механических инструментов. Подбор по слуху и исполнение с автоаккомпанементом знакомых мелодий. Импровизация музыкальных построений (до периода включительно) по предложенному образцу.

Освоение новых приемов синтезаторной аранжировки: гармонизация мелодии в режиме с применением тонических, субдоминантовых, доминантовых трезвучий и доминантсептаккорда в 8-10 тональностях; жанровые и стилистические критерии в подборе паттерна, применение в автоаккомпанементе различных ритмических и мелодических заполнений («звуковых подушечек», «волшебных шаблонов» и др.); вплетение в музыкальную ткань звуковых эффектов; использование наиболее употребительных голосов оркестровых групп в аранжировке пьес, написанных в простых и вариационных формах, редактирование тембра с помощью задержки (delay sustain sostenuto)

В течение учебного года ученик должен исполнить 7-9 различных музыкальных произведений, используя запись с помощью секвенсера на синтезаторе.

4 класс

В 4 классе учащийся изучает голоса из банков клавишных ( различные виды фортепиано, органов и др.) и хроматических ударных инструментов; голоса струнных (смычковых, щипковых и плекторных), деревянных духовых (язычковых и лабиальных) инструментов и представителей басовой группы; разновидности паттернов народной и современной популярной музыки: кантри латиноамериканские карибские, поп, рок.

Работа над произведениями ведется в тональностях до 4-х знаков при ключе с использованием тоники, субдоминанты , доминанты, трезвучия с секстой, обращения трезвучий и Д/7, триоли.

Проведение мелодии и баса как основы музыкальной ткани. Знакомство с формой рондо.

Чтение с листа пьес уровня трудности 2 класса. Игра в ансамбле, аккомпанемент вокальной и инструментальной партиям. Подбор по слуху знакомых произведений с имитацией фактуры оригинала.

Импровизация в медленном темпе мелодического узора на основе простейших гармонических последовательностей (например, C C Dm Dm G7 G7 C C)

с применением приемов арпеджирования и опевания аккордовых звуков под автоаккомпанемент педагога или в режиме « свободного сеанса» автоаккомпанемента. Возможно сочинение для синтезатора небольших пьес на предложенный сюжет и песен. Дальнейшее совершенствование творческих навыков аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодии с применением трезвучий 2,3,6 ступеней, трезвучий с секстой в 10-12 тональностях, выбор аккомпанирующего паттерна в стилях народной и современной популярной музыки; мелодического голоса с использованием подходящего инструмента при инструментовке пьес, написанных в простой, вариационной и рондообразной формах.

В течение учебного года ученик должен создать аранжировки 7-9 различных музыкальных произведений и исполнить их на синтезаторе.

5 класс

Освоение голосов синтезатора, имитирующих народные инструменты, паттерны архаического, классического и современного джаза, паттерны смешанных стилей (джаз-рок, фьюжн, диско). Ознакомление с художественными возможностями многодорожечного секвенсера синтезатора, понятием о МИДИ.

Изучить тональности до шести знаков при ключе, трезвучие 7 ступени, септаккорды 2 и 6 ступеней с обращением, синкоты (внутри - и междутактовые), блюзовую гамму, тональное сопоставление и отклонение.

Уметь использовать различные способы изложения гармонических голосов фактуры. Ознакомиться со сложной трехчастной формой, голосоведением.

Чтение с листа пьес уровня 3 класса. Игра в ансамбле при объединении в ансамблевой партии звуковых ресурсов нескольких МИДИ - устройств. Подбор по слуху знакомых произведений с имитацией фактуры и тембра оригинала.

Импровизация мелодического орнамента на основе ритмического рисунка и гармонических последовательностей аккомпанемента, включающего пройденные трезвучия и септаккорды побочных ступеней (например,C C C C Dm G7 C C ) (C Am7 Dm7 G7

c применением блюзовых тонов, а также проходящих звуков и задержаний. Возможно сочинение пьес в простой или трехчастной формах и песен.

Освоение новых приемов аранжировки для синтезатора: гармонизация мелодии с использованием трезвучий 7 ступени и септаккордов 2 и 6 ступеней в пройденных тональностях; подбор паттернов для мелодий джазового, фольклорного или смешанного стилей; применение голосов синтезатора, имитирующих народные и электронные инструменты, джазовая артикуляция и свингирование, редактирование голосов с помощью реверберации, хоруса, флэнджера, энхансера, софта и других эффектов. Использование при записи произведений, написанных в простой и сложной трехчастной формах, вариационной, рондообразной.

В течение учебного года ученик исполняет на синтезаторе 7-9 различных пьесы.

6 класс.

В процессе работы учащиеся знакомятся с голосами, имитирующие ударные инструменты без определенной высоты звука, паттерны из банков бальных танцев, вальсов, классических и др, занимаются корректировкой темпа, установкой динамического баланса дорожек.

Продолжают изучать тональности до 7 знаков, квинтовый круг тональностей, увеличенное трезвучие, мажорное трезвучие с пониженной квинтой, задержание к трезвучию, септаккорды 3и 7 ступеней с обращениями, отклонения и модуляции в параллельные тональности. Обращается внимание на колорит гармонии, фактуры и тембра, изучается сонатная форма.

Чтение с листа пьес уровня трудности 4 класса. Аранжировка и запись на многодорожечный секвенсер несложных пьес, в том числе подобранных по слуху, или исполнение их в ансамбле с участием электронных инструментов.

Работа в классе включает исполнение мелодической импровизации на основе ритмо-гармонических последовательностей, включающие в себя пройденные трезвучия и септаккорды ( например, C C B7 E7 A A Gsus4 G7)

Дальнейшее совершенствование в гармонизации мелодий с отклонениями и модуляциями в параллельные тональности, с применением септаккордов 3-7 ступеней лада, трезвучий с альтерированными и задержанными тонами, создание паттернов, включающих голоса ударных инструментов, редактирование окраски звучания с помощью эквализации и панорамирования, запись произведений, написанных в простых, вариационных, рондообразных , сонатных, сложных трехчастных формах.

В течение учебного года ученик записывает и исполняет 5-7 произведений.

7 класс

В седьмом классе учащийся осваивает звуковой синтез на основе установок формы волны, кривой высоты и громкости, панорамы и других голосовых параметров, различные возможности редактирования музыкального звучания с помощью многодорожечного секвенсера синтезатора: квантование, панорамирование, применение различных звуковых эффектов и др.

Продолжается изучение септаккордов 1и 4ступеней с обращениями, септаккордов с повышенной и пониженной квинтой, задержания к септаккордам, трезвучия и септаккорды с неаккордовыми тонами, модуляции в родственные тональности.

В теоретическом материале обращается внимание на контрапункт (подголосок) в музыкальной форме, а так же на циклические формы.

Чтение с листа пьес, соответствующих сложности 5 класса, освоение репертуара с учетом возросших технических навыков и повышения уровня развития музыкального мышления ученика, совершенствование навыков подбора по слуху и импровизация на основе полученных знаний о мелодии, гармонии, фактуре, тембре, композиционной форме с примерной сложностью ритмо - гармонической основы импровизации:

1. Сочинение произведений во всех пройденных за период обучения формах.

2. Аранжировка и запись музыки, включающей в себя все виды трезвучий и септаккордов всех ступеней, модуляции в родственные тональности

В течение учебного года ученик должен создать аранжировки 5-7 произведений исполнить их или записать их на многоооодорожечный секвенсер синтезатора.

Учебно-тематический материал

1.Изучение художественных возможностей наличного цифрового инструментария;

2. Получение базовых знаний по музыкальной теории;

3. Освоение исполнительской техники;

4. Совершенствование в практической музыкально-творческой деятельности.

Изучение художественных возможностей наличного цифрового инструментария подразумевает:

- ознакомление с его звуковым материалом (с набором тембров и шумов) и средствами внесения различных коррективов в этот звуковой материал( вибрато, глиссандо, тремоло, наложение тембров, эффекты)

-ознакомление с некоторыми методами звукового синтеза (на основе различных манипуляций с формой волны и амплитудной огибающей);

-освоение различных приемов управления фактурой музыкального звучания (в режимах обычной и раздельной клавиатуры, использования ритм машины, автоаккомпанемента)

Изучаемый теоретический материал включает не только элементы музыкальной грамоты, но и необходимые для музыкально-творческой деятельности сведения по гармонии (интервалы, аккорды, лад, тональность, система тональных функций), фактуре (функции голосов фактуры гомофонно-гармонического склада), форме ( период, простые двух- и трехчастная формы, вариационная, рондо, сложная трехчастная, сонатная, циклические формы), инструментовке и звукорежиссуре.

Задача освоения исполнительской техники включает: постановку рук, приобретение навыков позиционной игры, подкладывание первого пальца, скачков, а также - выработку некоторых специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры на электронной клавиатуре.

Совершенствование в практической музыкально-творческой деятельности проходит по нескольким направлениям. Это электронная аранжировка и исполнение музыки, чтение с листа, игра в ансамбле, подбор по слуху, импровизация, элементарное сочинение, запись на многодорожечный секвенсор.

Усложнение учебных планов идет в соответствии с возрастными возможностями учащихся и во многом отвечает темпу и этапности усложнения аналогичных задач в программах по сольфеджио и исполнительским специальностям.

Занятия электронной аранжировкой приобщают учащихся к основам гармонии, инструментовки, звукорежиссуре.

Репертуар включает произведения классической, народной музыки, а также лучшие образцы современной музыки академических и массовых жанров.

Степень завершенности работы над произведением различна – некоторые произведения подготавливаются для публичного показа, другие для исполнения в классе или просто в порядке ознакомления. В индивидуальных планах представлены произведения академические (классическая и современная) музыка, музыка массовых жанров, народная.

Методическое обеспечение программы

Для успешной реализации данной программы необходимо:

- наличие контингента обучающихся и профессиональных специалистов.

-кабинет, оснащенный музыкальным инструментом (фортепиано, синтезатор, музыкальный центр)

- нотная литература.

Список литературы

1. «Знакомство с синтезатором» Пособие для детей и их родителей. Издатель

Смолин К. О. 2002г

2. « Музыкальная хрестоматия для всей семьи» Сост.А.П. Соколов 2001г. (А.Б.С)

3. « Радуга мелодий» для синтезатора сост. Счастливенко Л.И. 2009г

4. « Обучение с увлечением» Сост. А. Соколов 1999 г.

5. « Джазовые пьесы для фортепиано» Игорь Бриль 2003 г.(1-3 классы, 3-5,

5-7 кл.)

6. « Джаз для детей» О. Фридом 2000г. Выпуск 1,2.

7. « Школа игры на синтезаторе» С. Кургузов. 2010г

8. « В настроении» Популярные джазовые темы. О. Фридом. 2002 г.

9. « В ритме танца» А. Лысак. 2008 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«предмет по выбору» (Синтезатор) icon Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. Мн.: "Харвест"
Предмет и задачи предлагаемой книги подробно уяснены во вступительной главе. Поэтому здесь достаточно лишь немногих напутственных...
«предмет по выбору» (Синтезатор) icon Перечень специальностей с указанием предметов по выбору и профильных предметов
Перечень специальностей с указанием предметов по выбору и профильных предметов единого национального тестирования и комплексного...
«предмет по выбору» (Синтезатор) icon Отечественная литература
Быков В. В. «Дожить до рассвета», «Знак беды», «Пойти и не вернуться» (по выбору)
«предмет по выбору» (Синтезатор) icon Темы рефератов (по выбору студента)
Ковалев В. В., Уланов В. А. Курс финансовых вычислений. М., Финансы и статистика, 2001
«предмет по выбору» (Синтезатор) icon Конспект в рабочей тетради по литературе. Анализ стихотворения и сочинение
Своеобразие сатиры В. В. Маяковского (на примере 2-3 произведений по выбору учащихся)
«предмет по выбору» (Синтезатор) icon Восточных славян
Экспериментальная программа курса по выбору для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений с 12-летним сроком обучения
«предмет по выбору» (Синтезатор) icon Требования к зачёту, подготовить сообщения на тему (по выбору студента)
Документы об управлении образованием (см список литературы второго раздела–№№6, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 35, 36, 37)
«предмет по выбору» (Синтезатор) icon Зареченская школа предмет боя, но и как предмет культуры не подвластной...
Сгб — структурной основе русского рыцарства. Некоторые из них уже предпринимали попытки систематизировать свой ратоборческий опыт...
«предмет по выбору» (Синтезатор) icon Семантика, как и всякая научная дисциплина, имеет свой предмет. Но...
Ь под значением, не существует общепринятого ответа. Из-за разного понимания предмета по-разному проводятся границы между семантикой...
«предмет по выбору» (Синтезатор) icon Список литературы для восьмого класса
Белкина», поэмы «Граф Нулин», «Медный всадник», «Кирджали», стихотворения Пушкина (по выбору)
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции