Урок химии в 10 классе Тема: "Алкены непредельные углеводороды. Получение, химические свойства и применение"




Скачать 108.22 Kb.
Название Урок химии в 10 классе Тема: "Алкены непредельные углеводороды. Получение, химические свойства и применение"
Дата публикации 14.10.2014
Размер 108.22 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Химия > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Речицкая средняя общеобразовательная школа»

Брянская область

Почепский район

П.Речица

Урок химии в 10 классе
Тема: "Алкены - непредельные углеводороды.

Получение, химические свойства

и применение"


Подготовила и провела

Учитель химии

Рудченко Т.В.

2009г.
Тема: "Алкены - непредельные углеводороды. Получение, химические свойства и применение"

Цель: изучить способы получения, химические свойства и применение алкенов на примере этилена.

Задачи:

Образовательные: разобрать лабораторные и общие промышленные способы получения алкенов, их химические свойства, дать первоначальные представления о реакциях полимеризации и о строении полимеров;

Развивающие: развивать умение делать логические выводы связывая изученный материал с новым, продолжить формирование умения проводить химический эксперимент;

Воспитательные: создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, прививать интерес к химии.

Метод обучения: частично-поисковый.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютерная презентация, карточки с заданиями, полиэтиленовый пакет, пищевая пленка, растворитель, пластмассовое ведерко, пластиковая тарелка. Реактивы: муравьиная кислота, метанол, раствор аммиака, нефть, природный газ, этанол.

Оборудование для лабораторной работы: пробирки, пробка с газоотводной трубкой, спички, спиртовка, пробиркодержатель.

Реактивы: раствор йода (имитация бромной воды), раствор перманганата калия КМnО4., этиловый спирт-денатурат, концентрированная серная кислота.

Эпиграф к уроку:

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»

А.С.Пушкин

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Начнем наш урок, который для вас я, надеюсь, будет продуктивным, а главное полезным.

Идея сегодняшнего урока заключена в словах великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина, которые послужат нам в качестве эпиграфа:

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»

  1. Повторение ранее изученного материала

На доске 2 карточки с заданием, которые предстоит выполнить

Карточка 1.

Пользуясь рисунком, расскажите о строении молекулы этилена.



Карточка 2.

Какие виды изомерии характерны для углеводородов класса алкены. Приведите примеры.


На выполнение этой работы даю вам 5 мин.

Все остальные будут выполнять задание в тетради.

Задание:

Установите соответствие между структурной формулой и названием алкена:

Структурная формула алкена

Название алкена



  1. СН3-СН=СН-СН2-СН3





  2. СН2=СН2





  3. СН3 –СН=СН2

А) 4-метилпентен-2

Б) 2-метилбутен-2

В) 2-метил-3-этилпентен-2

Г) пропен

Д) пентен-2

Е) этен

Ж) 2-этилбутен-1

З) транс-гексен-3


Ответ: 1 В, 2 Д, 3 А, 4 Б,

5 Е, 6 З, 7 Ж, 8 Г
Вы вспомнили материал предыдущего урока и неплохо с этим справились, молодцы!


  1. Изучение материала урока.

Мотивация

Сегодня вы будете работать в группах. Я принесла вам некоторые предметы и вещества, с которыми вы встречаетесь в жизни. Подойдите к столу и возьмите себе карточку с названием одного из них.

Теперь, посмотрите на название и, вспомните тему «Применение предельных углеводородов». Какие вещества состоят из предельных углеводородов или получены из них? Разделитесь на 2 группы

1группа – уч-ся с названиями веществ, относящимися к предельным углеводородам.

Вещества: муравьиная кислота, метанол, раствор аммиака, нефть
2 группа – уч-ся с оставшимися карточками.

Предметы: полиэтиленовый пакет, пищевая пленка, этанол, пластмассовое ведерко, одноразовая тарелка
- Что может объединять оставшиеся предметы?
Ответить на этот вопрос вы сможете, изучив тему сегодняшнего урока.

Мы продолжаем изучать тему «Алкены – непредельные углеводороды». На прошлом уроке мы изучили строение молекулы этилена, номенклатуру и виды изомерии алкенов.
- Как Вы думаете, что сегодня мы будем изучать на уроке?

- Сегодня нам предстоит познакомиться со способами получения, химическими свойствами и применением алкенов на примере этилена.



  1. Способы получения алкенов


Давайте рассмотрим схему получения алкенов
Способы получение алкенов
В лаборатории В промышленности

  1. Дегидратация спиртов 1. Крекинг алканов

  2. р. дегалогенирование 2. Дегидрогалогенирование

галогеналканов алканов

  1. р. дегидрирование алканов


Сейчас в группах вы разберете способы получения алкенов и объясните значение термина каждой химической реакции.

Так как общие понятия органической химии и основные типы химических реакций вы уже изучили, то с этим заданием должны справиться.

На это задание вам 5-6 минут


Задание 1 группе

  1. Прочитайте в учебнике в § 12 пункт «Получение алкенов» стр. 85-86

  2. Составьте уравнения реакции, в результате которых возможно получить этен (этилен) промышленными способами.

  3. Дайте объяснение химическим понятиям: «крекинг» и «дегидрогалогенирование»




Задание 2 группе

  1. Прочитайте в учебнике в § 12 пункт «Получение алкенов» стр. 85-86

  2. Составьте уравнения реакции, в результате которых возможно получить этен (этилен) в лаборатории.

  3. Дайте объяснение химическим понятиям: «дегидратация», «дегалогенирование» и «дегидрирование»


Учащиеся выходят к интерактивной доске и записывают уравнения реакции по схеме и дают определение каждому типу реакции. На доске скрыты примеры реакций, которые должны получиться. Они появляются только в тот момент, когда на доске ребята записали уравнение. Проверяют уравнение и исправляют ошибки.
Запомните!

При реакции дегидратации, реакции дегидрогалогенирования надо помнить, что водород преимущественно отрывается от наименее гидрированного атома углерода. (Правило Зайцева 1875г.)

Стр. 86 учебник

2. Химические свойства алкенов

- Ребята, мы с вами рассмотрели способы получения алкенов, еще раз проговорили, что означает термин в названии каждой химической реакции.

- Чтобы приступить к изучению химических свойств алкенов, давайте еще раз вспомним, в чем заключается особенность строения молекулы алкенов?

(В молекуле алкенов имеется одна двойная связь, Пи-связь непрочная и легко разрывается)

- Да верно, поэтому алкены по сравнению с алканами наиболее химически активны, т.к. в их молекуле имеется непрочная Пи-связь.

- Вспомните, какие типы химических реакций характерны для органических веществ?

(реакции присоединения, реакции замещения, реакции окисления)

- Какие реакции будут характерны для алкенов?

(реакции присоединения и реакции окисления)
I группа реакций – реакции присоединения

реакции идут по месту разрыва двойной связи

  1. Реакция гидрирования

Алкены способны присоединять водород в присутствии катализатора Ni или Pt

СH2=CH2 + H2 → CH3 – CH3

этен этан

  1. Реакция галогенирования

Способны присоединят галогены (обесцвечивание бромной воды)

СH2=CH2 + Br2 → CH2 – CH2

этен │ │

Br Br

дибромэтан

  1. Реакция гидрогалогенирования

СH2=CH2 + НBr → CH2 – CH2

этен │ │

Н Br

бромэтан

  1. Реакция гидратации

СH2=CH2 + НОН → CH3 – CH2 –ОН

этен этанол
Эти две реакции проходят по правилу Марковникова (стр. 88)

Правило - при присоединении галогенводорода к алкену водород присоединяется к более гидрированному атому углерода.
Задание:

1 группа

Запишите уравнение реакции присоединения хлороводорода к бутену-1




2 группа

Запишите уравнение реакции присоединения воды к бутену-1




  1. Реакция полимеризации

Особый случай реакций присоединения – это реакция полимеризации алкенов, реакция идет под действием УФ-света

nСH2=CH2 → (… - CH2 – CH2 …)n

этен полиэтилен

n – степень полимеризации

II группа реакций – реакции окисления

  1. Как и любые органические соединения, алкены горят в кислороде с образование углекислого газа и воды.

  2. В отличие от алканов, которые устойчивы к окислению в растворах, алкены легко окисляются под действием водных растворов перманганата калия, до двухатомных спиртов.




  1. Выполнение лабораторной работы (10 мин)



Сейчас вы выполните лабораторную работу, в ходе которой получите этилен, и познакомитесь с некоторыми химическими свойствами.

У вас на столах инструкционные карточки, по которым будете работать. На выполнение работы вам дается 10 мин. Но прежде вспомним, ПТБ при работе со спиртовкой и концентрированным раствором серной кислоты.
Инструкционная карточка

1 группа

Лабораторный опыт.

Тема: «Получение этилена и изучение его свойств»
Инструкция по получению  этилена и опытов с ним

1. Поместите в пробирку 1 мл спирта, 2 мл концентрированной серной кислоты и небольшое количество песка.
2. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и нагрейте в пламени спиртовки.
3. Выделяющийся газ пропустите через раствор йода.
4. Подожгите газ у конца газоотводной трубки. Обратите внимание на цвет пламени.

5. Запишите уравнение реакции горения этилена.


2 группа

Лабораторный опыт.

Тема: «Получение этилена и изучение его свойств»
Инструкция по получению  этилена и опытов с ним

1. Поместите в пробирку 1 мл спирта, 2 мл концентрированной серной кислоты и небольшое количество песка.
2. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и нагрейте в пламени спиртовки.
3. Выделяющийся газ пропустите через раствор с перманганатом калия. Обратите внимание на изменение цвета раствора.
4. Дайте ответ на вопрос: Почему этен (этилен) обесцвечивает раствор перманганата калия?



  1. Применение этилена

Сообщение учащегося.



  1. Итоги урока

Давайте вернемся к началу нашего урока, когда вы делились на группы.

Можете ли вы теперь ответить на вопрос, который тогда остался без ответа «Что объединяет эти предметы?»

- Какие вещества, вы могли бы сюда добавить?


  1. Закрепление

Выполнение теста с самопроверкой

Тест «Алкены»

1. Вещество, формула которого С4Н8 можно отнести к

1) алкадиенам 2) алкенам

3) алкинам 4) алканам

2. В молекуле этилена между атомами углерода образуется

1) две π-связи 2) две σ-связи

3) одна σ- и одна π-связь 4) две π- и одна σ- связь

3. Укажите формулу пентена-2:

1) CH3-CH=CН-CH3; 2) CH2= CH-CН2-CH3;

3) СН2= СН-СН2-СН2-СН3; 4) СН3-СН=СН-СН2-СН3

4. Только реакции замещения характерны для

1) алканов 2) алкенов

5. При взаимодействии бутена-1 с бромоводородом образуется преимущественно

1) 2-бромбутан 2) 2-бромбутен-1

3) 1-бромбутан 4) 1-бромбутен-1


Ответ: 1-2, 2-3, 3-4, 4-1, 5-1


  1. Рефлексия.

  1. Составьте синквейн со словом «этилен»

СИНКВЕЙН
1 строка – имя существительное
(тема синквейна)

2 строка – два прилагательных
(раскрывающие тему синквейна)

3 строка – три глагола
(описывают действия)

4 строка – фраза или предложение
(высказать своё отношение к теме)

5 строка – синоним (слово-резюме)


____________________________________________




  1. Самооценка деятельности на уроке


Оцените степень сложности урока.

  1. Вам было на уроке:

  • Легко

  • Обычно

  • Трудно

  1. Оцените степень вашего усвоения материала

  • Усвоил полностью, могу применить

  • Усвоил полностью, но затрудняюсь в применении

  • Усвоил частично

  1. Оцените свою деятельность на уроке

  • Отлично

  • Хорошо

  • Удовлетворительно



  1. Домашнее задание

§ 12 упр. №2 и 3-а

В группе обсудить ответ на вопрос

  1. Какое влияние оказывают отходы полиэтилена и его производных на окружающую среду

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок химии в 10 классе Тема: \"Алкены непредельные углеводороды. Получение, химические свойства и применение\" icon Урок. Цель урока
Цель урока: повторить и конкретизировать знания об аминокислотах. Дать понятие о белках на основе межпредметных связей с биологией....
Урок химии в 10 классе Тема: \"Алкены непредельные углеводороды. Получение, химические свойства и применение\" icon Урок литературы в 9 классе Тема урока: Анна Ахматова. Слово о поэте....
Методические приёмы: рассказ учителя; анализ стихотворений; лекция с элементами беседы; применение знаний по теории литературы; постановка...
Урок химии в 10 классе Тема: \"Алкены непредельные углеводороды. Получение, химические свойства и применение\" icon Урок музыки в 3 классе (учитель Огнева Т. А.) Тема урока: Урок путешествие «Многоголосие»
Сформировать представление о музыкальном искусстве и музыкальных инструментах
Урок химии в 10 классе Тема: \"Алкены непредельные углеводороды. Получение, химические свойства и применение\" icon Урок русской литературы и истории в 7Б классе. Тема
...
Урок химии в 10 классе Тема: \"Алкены непредельные углеводороды. Получение, химические свойства и применение\" icon Тема: «Любви все возрасты покорны» Любовная лирика А. С. Пушкина. Урок- открытие Цели
Применение инновационных технологий. Исследовательская работа "Утаенная любовь А. С. Пушкина"
Урок химии в 10 классе Тема: \"Алкены непредельные углеводороды. Получение, химические свойства и применение\" icon Урок по русской литературе в 9-м классе. Тема: «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор»
Цель урока: развивать навыки и умения анализа художественного тек-ста, творческие способности учащихся, помочь учащимся извлечь нравст-венный...
Урок химии в 10 классе Тема: \"Алкены непредельные углеводороды. Получение, химические свойства и применение\" icon Урок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни»
Тема: «Осень жизни» в творчестве поэта. (Читая философскую лирику Ф. И. Тютчева и А. С. Пушкина)
Урок химии в 10 классе Тема: \"Алкены непредельные углеводороды. Получение, химические свойства и применение\" icon Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск
Урок химии в 10 классе Тема: \"Алкены непредельные углеводороды. Получение, химические свойства и применение\" icon Урок литературного чтения в 3 классе. Умк «Школа России» Тема: А....
Сегодня заключительный урок по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Урок химии в 10 классе Тема: \"Алкены непредельные углеводороды. Получение, химические свойства и применение\" icon Рабочая программа по химии 10 класс
О. С. Габриеляна (в основе умк лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала: строение...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции