Скачать 108.22 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Речицкая средняя общеобразовательная школа» Брянская область Почепский район П.Речица Урок химии в 10 классе Тема: "Алкены - непредельные углеводороды. Получение, химические свойства и применение" Подготовила и провела Учитель химии Рудченко Т.В. 2009г. Тема: "Алкены - непредельные углеводороды. Получение, химические свойства и применение" Цель: изучить способы получения, химические свойства и применение алкенов на примере этилена. Задачи: Образовательные: разобрать лабораторные и общие промышленные способы получения алкенов, их химические свойства, дать первоначальные представления о реакциях полимеризации и о строении полимеров; Развивающие: развивать умение делать логические выводы связывая изученный материал с новым, продолжить формирование умения проводить химический эксперимент; Воспитательные: создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, прививать интерес к химии. Метод обучения: частично-поисковый. Тип урока: комбинированный. Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютерная презентация, карточки с заданиями, полиэтиленовый пакет, пищевая пленка, растворитель, пластмассовое ведерко, пластиковая тарелка. Реактивы: муравьиная кислота, метанол, раствор аммиака, нефть, природный газ, этанол. Оборудование для лабораторной работы: пробирки, пробка с газоотводной трубкой, спички, спиртовка, пробиркодержатель. Реактивы: раствор йода (имитация бромной воды), раствор перманганата калия КМnО4., этиловый спирт-денатурат, концентрированная серная кислота. Эпиграф к уроку: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…» А.С.Пушкин Ход урока
- Здравствуйте, ребята. Начнем наш урок, который для вас я, надеюсь, будет продуктивным, а главное полезным. Идея сегодняшнего урока заключена в словах великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина, которые послужат нам в качестве эпиграфа: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»
На доске 2 карточки с заданием, которые предстоит выполнить
На выполнение этой работы даю вам 5 мин. Все остальные будут выполнять задание в тетради. Задание: Установите соответствие между структурной формулой и названием алкена:
Ответ: 1 В, 2 Д, 3 А, 4 Б, 5 Е, 6 З, 7 Ж, 8 Г Вы вспомнили материал предыдущего урока и неплохо с этим справились, молодцы!
Мотивация Сегодня вы будете работать в группах. Я принесла вам некоторые предметы и вещества, с которыми вы встречаетесь в жизни. Подойдите к столу и возьмите себе карточку с названием одного из них. Теперь, посмотрите на название и, вспомните тему «Применение предельных углеводородов». Какие вещества состоят из предельных углеводородов или получены из них? Разделитесь на 2 группы 1группа – уч-ся с названиями веществ, относящимися к предельным углеводородам. Вещества: муравьиная кислота, метанол, раствор аммиака, нефть 2 группа – уч-ся с оставшимися карточками. Предметы: полиэтиленовый пакет, пищевая пленка, этанол, пластмассовое ведерко, одноразовая тарелка - Что может объединять оставшиеся предметы? Ответить на этот вопрос вы сможете, изучив тему сегодняшнего урока. Мы продолжаем изучать тему «Алкены – непредельные углеводороды». На прошлом уроке мы изучили строение молекулы этилена, номенклатуру и виды изомерии алкенов. - Как Вы думаете, что сегодня мы будем изучать на уроке? - Сегодня нам предстоит познакомиться со способами получения, химическими свойствами и применением алкенов на примере этилена.
Давайте рассмотрим схему получения алкенов Способы получение алкенов В лаборатории В промышленности
галогеналканов алканов
Сейчас в группах вы разберете способы получения алкенов и объясните значение термина каждой химической реакции. Так как общие понятия органической химии и основные типы химических реакций вы уже изучили, то с этим заданием должны справиться. На это задание вам 5-6 минут
Учащиеся выходят к интерактивной доске и записывают уравнения реакции по схеме и дают определение каждому типу реакции. На доске скрыты примеры реакций, которые должны получиться. Они появляются только в тот момент, когда на доске ребята записали уравнение. Проверяют уравнение и исправляют ошибки. Запомните! При реакции дегидратации, реакции дегидрогалогенирования надо помнить, что водород преимущественно отрывается от наименее гидрированного атома углерода. (Правило Зайцева 1875г.) Стр. 86 учебник 2. Химические свойства алкенов - Ребята, мы с вами рассмотрели способы получения алкенов, еще раз проговорили, что означает термин в названии каждой химической реакции. - Чтобы приступить к изучению химических свойств алкенов, давайте еще раз вспомним, в чем заключается особенность строения молекулы алкенов? (В молекуле алкенов имеется одна двойная связь, Пи-связь непрочная и легко разрывается) - Да верно, поэтому алкены по сравнению с алканами наиболее химически активны, т.к. в их молекуле имеется непрочная Пи-связь. - Вспомните, какие типы химических реакций характерны для органических веществ? (реакции присоединения, реакции замещения, реакции окисления) - Какие реакции будут характерны для алкенов? (реакции присоединения и реакции окисления) I группа реакций – реакции присоединения реакции идут по месту разрыва двойной связи
Алкены способны присоединять водород в присутствии катализатора Ni или Pt СH2=CH2 + H2 → CH3 – CH3 этен этан
Способны присоединят галогены (обесцвечивание бромной воды) СH2=CH2 + Br2 → CH2 – CH2 этен │ │ Br Br дибромэтан
СH2=CH2 + НBr → CH2 – CH2 этен │ │ Н Br бромэтан
СH2=CH2 + НОН → CH3 – CH2 –ОН этен этанол Эти две реакции проходят по правилу Марковникова (стр. 88) Правило - при присоединении галогенводорода к алкену водород присоединяется к более гидрированному атому углерода. Задание:
Особый случай реакций присоединения – это реакция полимеризации алкенов, реакция идет под действием УФ-света nСH2=CH2 → (… - CH2 – CH2 …)n этен полиэтилен n – степень полимеризации II группа реакций – реакции окисления
Сейчас вы выполните лабораторную работу, в ходе которой получите этилен, и познакомитесь с некоторыми химическими свойствами. У вас на столах инструкционные карточки, по которым будете работать. На выполнение работы вам дается 10 мин. Но прежде вспомним, ПТБ при работе со спиртовкой и концентрированным раствором серной кислоты. Инструкционная карточка 1 группа
2 группа
Сообщение учащегося.
Давайте вернемся к началу нашего урока, когда вы делились на группы. Можете ли вы теперь ответить на вопрос, который тогда остался без ответа «Что объединяет эти предметы?» - Какие вещества, вы могли бы сюда добавить?
Выполнение теста с самопроверкой Тест «Алкены» 1. Вещество, формула которого С4Н8 можно отнести к 1) алкадиенам 2) алкенам 3) алкинам 4) алканам 2. В молекуле этилена между атомами углерода образуется 1) две π-связи 2) две σ-связи 3) одна σ- и одна π-связь 4) две π- и одна σ- связь 3. Укажите формулу пентена-2: 1) CH3-CH=CН-CH3; 2) CH2= CH-CН2-CH3; 3) СН2= СН-СН2-СН2-СН3; 4) СН3-СН=СН-СН2-СН3 4. Только реакции замещения характерны для 1) алканов 2) алкенов 5. При взаимодействии бутена-1 с бромоводородом образуется преимущественно 1) 2-бромбутан 2) 2-бромбутен-1 3) 1-бромбутан 4) 1-бромбутен-1 Ответ: 1-2, 2-3, 3-4, 4-1, 5-1
Оцените степень сложности урока.
§ 12 упр. №2 и 3-а В группе обсудить ответ на вопрос
|
Урок. Цель урока Цель урока: повторить и конкретизировать знания об аминокислотах. Дать понятие о белках на основе межпредметных связей с биологией.... |
Урок литературы в 9 классе Тема урока: Анна Ахматова. Слово о поэте.... Методические приёмы: рассказ учителя; анализ стихотворений; лекция с элементами беседы; применение знаний по теории литературы; постановка... |
||
Урок музыки в 3 классе (учитель Огнева Т. А.) Тема урока: Урок путешествие «Многоголосие» Сформировать представление о музыкальном искусстве и музыкальных инструментах |
Урок русской литературы и истории в 7Б классе. Тема ... |
||
Тема: «Любви все возрасты покорны» Любовная лирика А. С. Пушкина. Урок- открытие Цели Применение инновационных технологий. Исследовательская работа "Утаенная любовь А. С. Пушкина" |
Урок по русской литературе в 9-м классе. Тема: «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» Цель урока: развивать навыки и умения анализа художественного тек-ста, творческие способности учащихся, помочь учащимся извлечь нравст-венный... |
||
Урок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни» Тема: «Осень жизни» в творчестве поэта. (Читая философскую лирику Ф. И. Тютчева и А. С. Пушкина) |
Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск |
||
Урок литературного чтения в 3 классе. Умк «Школа России» Тема: А.... Сегодня заключительный урок по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» |
Рабочая программа по химии 10 класс О. С. Габриеляна (в основе умк лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала: строение... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |