Рабочая программа по химии
10 класс
(1 час в неделю, 35 часов за год)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в основе УМК лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала: строение атома → состав вещества → свойства).
Рабочая программа предназначена для изучения химии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень». «Дрофа», 2009. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования и в соответствии с учебным планом МОУ ОСОШ № 3 программа рассчитана на преподавание курса химии в 10 классе в объеме 1 час в неделю.
Количество контрольных работ за год – 3
Количество практических работ за год – 2
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы; цели изучения курса; годовой календарный график текущего контроля; структуру курса; перечень практических работ; перечень проверочных работ по модулям; перечень лабораторных опытов; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 10 класса; информационно – методическое обеспечение, критерии оценивания.
Измерители – контрольные и проверочные работы составлены с использованием пособия:
Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 253, [3] с.
2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.
Примерные программы по химии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
Областной закон «Об образовании в Ростовской области».
9. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
3. Цели изучения курса
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
4. Годовой календарный график текущего контроля по химии
10 класс,на 2012-2013 учебный год
№
|
Раздел (тема) курса
|
Кол-во часов
|
Контрольная работа
|
Практическая работа
|
1.
|
Введение.
|
1
|
|
|
2.
|
Теория химического строения А.М. Бутлерова.
|
7
|
К.р. № 1
|
|
3.
|
Углеводороды.
|
8
|
К.р. № 2
|
|
4.
|
Кислородсодержащие соединения.
|
10
|
К.р. № 3
|
|
5.
|
Азотсодержащие соединения.
|
6
|
Зачет № 1
|
П.р. № 1
П.р. № 2
|
6.
|
Химия и жизнь.
|
3
|
|
|
|
Итого
|
35
|
3
|
2
|
5. Структура курса
№
|
Модуль (глава)
|
Кол-во часов
|
1.
|
Введение.
|
1
|
2.
|
Теория химического строения А.М. Бутлерова.
|
7
|
3.
|
Углеводороды.
|
8
|
4.
|
Кислородсодержащие соединения.
|
10
|
5.
|
Азотсодержащие соединения.
|
6
|
6.
|
Химия и жизнь.
|
3
|
Итого
|
35
|
Перечень практических работ
№
|
Тема
|
1.
|
Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по курсу органической химии.
|
2.
|
Практическая работа № 2. Определение пластмасс и волокон.
|
7. Перечень проверочных работ по модулям
№
|
Тема
|
Вид проверки
|
1.
|
Теория химического строения А.М. Бутлерова.
|
Контрольная работа № 1
|
2.
|
Углеводороды.
|
Контрольная работа № 2
|
3.
|
Кислородсодержащие соединения.
|
Контрольная работа № 3
|
4.
|
Азотсодержащие соединения.
|
Зачет № 1
|
8. Перечень лабораторных опытов
№
|
Тема
|
1.
|
Лабораторный опыт № 1. Изготовление моделей молекул углеводородов
|
2.
|
Лабораторный опыт № 2. Определение элементного состава органических соединений
|
3.
|
Лабораторный опыт № 3. Получение и свойства ацетилена
|
4.
|
Лабораторный опыт № 4. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах
|
5.
|
Лабораторный опыт № 5. Свойства крахмала
|
6.
|
Лабораторный опыт № 6. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»
|
7.
|
Лабораторный опыт № 7. Свойства глюкозы
|
8.
|
Лабораторный опыт № 8. Свойства этилового спирта
|
9.
|
Лабораторный опыт № 9. Свойства глицерина
|
10.
|
Лабораторный опыт № 10. Свойства формальдегида
|
11.
|
Лабораторный опыт № 11. Свойства уксусной кислоты
|
12.
|
Лабораторный опыт № 12. Свойства жиров
|
13.
|
Лабораторный опыт № 13. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка
|
14.
|
Лабораторный опыт № 14. Свойства белков
|
15.
|
Лабораторный опыт № 15. Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков
|
Календарно-тематическое планирование
№ урока
|
Тема
|
компетентность
|
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Учебно-наглядное пособие
|
Д/З
|
1. (1)
|
Введение. Вводный инструктаж.
|
Ценностно-смысловые (ЦС), учебно-познавательные (УП): информационные (И): знать о причинах выделения органической химии в самостоятельную науку, теории витализма, о роли органической химии в системе естественных наук
Общекультурные (ОК): краткий очерк истории развития органической химии.
|
Лекция (Л), беседа, рассказ учителя, использование ИКТ
самостоятельная работа с учебником и тетрадью
|
Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. таблицы, ИКТ (проектор, ноутбук)
|
§ 1
|
1. (2)
|
Теория химического строения органических веществ А.М. Бутлерова.
|
ЦС, УП, И, К (коммуникативные): знать основные положения теории А.М. Бутлерова. Знать и уметь объяснять взаимное влияние атомов друг на друга и на свойства молекул в целом, изготавливать шаростержневые модели молекул. Знать предпосылки теории строения: работы предшественников, работы А.Кекуле и Э.Франкланда
|
Комбинированный урок (КУ), Рассказ, беседа, самостоятельная работа с компьютерными обучающими и контролирующими программами (КП), работа с конструктором молекул в группах, наблюдение
|
Д.Модели молекул: метана; этанола; ацетилена; бензола; н-бутана и изобутана, средства ИКТ
|
§ 2
|
2. (3)
|
Классификация органических веществ.
|
УП, И, К: уметь составлять схему классификаций органических соединений, приводить примеры.
|
УОНМ, рассказ, работа с учебной литературой, решение заданий, самостоятельная работа с учебником, работа с использованием ИКТ
|
Схема, таблица классификации органических соединений.
Сайт «Классификация органических соединений», средства ИКТ
|
по тетр
|
3. (4)
|
Основы номенклатуры.
|
ЦС, УП, И: Знать принципы образования названий органических соединений по систематической номенклатуре. Уметь называть органические соединения по тривиальной и систематической номенклатуре. Знать рациональную номенклатуру как предшественника номенклатуры ИЮПАК
|
КУ, рассказ, работа с учебной литературой, решение заданий, самостоятельная работа с учебником, самостоятельная работа по заданиям
|
Таблицы: «Название алканов и алкильных заместителей», задачник
|
по тетр
|
4. (5)
|
Изомерия, ее виды.
|
УП, И: знать виды изомерии органических соединений. Уметь составлять изомеры и называть их по систематической и рациональной номенклатурам, Объяснять пространственную изомерию, ее виды: геометрическая и оптическая, биологическое значение оптической изомерии
|
КУ, семинар, рассказ, работа с учебной литературой, решение заданий, самостоятельная работа с учебником, самостоятельная работа по заданиям.
|
Д. Шаростержневые модели молекул. Таблицы. Средства ИКТ
|
стр 18-20
|
5. (6)
|
Гомологи. Гомологический ряд.
|
УП, И: знать виды изомерии органических соединений. Уметь составлять изомеры и гомологи, называть их по систематической номенклатуре,
|
КУ, семинар, рассказ, работа с учебной литературой, решение заданий, самостоятельная работа с учебником,
|
Д. Шаростержневые модели молекул. Таблицы. Средства ИКТ
|
стр 17
|
6. (7)
|
Типы химических реакций в органической химии.
|
УП, И: знать типы химических реакций в органической химии. Уметь определять тип реакции по схеме уравнения. Уметь приводить примеры реакций различных типов.
|
УОНМ, семинар, рассказ, работа с учебной литературой, решение заданий, самостоятельная работа с учебником, работа с использованием ИКТ, оформление результатов эксперимента, наблюдение
|
Получение этилена из этанола. CD-Химия-21век
|
по тетр
|
7. (8)
|
Контрольная работа № 1 по теме «Теория химического строения органических веществ А.М. Бутлерова».
|
ЦС, УП, ЛС: освоение способов саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки за счет самостоятельного решения КИМов по теме контроля
|
Контроль знаний (К.) решение КИМов по теме контроля, с использованием типовых заданий ЕГЭ
|
Типовые задания ЕГЭ, (часть А,)
|
|
1. (9)
|
Природные источники углеводородов.
Р.К.Природные источники углеводородов Ставропольского края.
|
ЦС, УП, И: знать природные источники углеводородов, их состав. Основные способы переработки нефти на фракции. Уметь объяснять крекинг нефти, записывать уравнения реакций. Иметь представление о реформинге, алкилировании и ароматизации нефтепродуктов. Знать экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых.
|
УОНМ, семинар, рассказ, работа с учебной литературой, решение заданий, самостоятельная работа с учебником, работа с использованием ИКТ, оформление результатов наблюдения
|
Д: 1.)Схема перегонки нефти.
2.)Схема каталитического крекинга.
3.)Коллекция «Природные источники углеводородов». Сообщения
|
§ 3
|
2. (10)
|
Алканы.
|
УП, К, И: изучить алканы. Знать основные способы их получения и свойства. Уметь составлять формулы изомеров, гомологов алканов и называть их по систематической номенклатуре. Уметь записывать уравнения реакции.
|
КУ, рассказ, работа с учебной литературой, решение заданий, самостоятельная работа с учебником, самостоятельная работа по заданиям.
работа с ИКТ
|
Шаростержневые модели молекул алканов.
Д. Плавление парафина и его отношение к воде.
CD – «Кубышка»
Сайт «Предельные углеводороды»
|
§ 3
|
3. (11)
|
Алкены.
Р.К Буденновский завод «Ставролен».
|
ЦС, УП, И Уметь называть алкены. Знать основные способы их получения и свойства. Уметь составлять формулы изомеров алкенов и называть их по систематической номенклатуре. Уметь записывать уравнения реакции получения и свойств алкенов.
|
УОНМ, рассказ, работа с учебной литературой, решение заданий, самостоятельная работа с учебником, работа с использованием ИКТ, оформление результатов наблюдения
|
Шаростержневые модели молекул изомеров алкенов.
Д: обнаружение в керосине непредельных соединений. Таблица «Строение молекулы этилена». Средства ИКТ
|
§ 4
|
4. (12)
|
Алкадиены.
|
УП, И: знать о межклассовой изомерии и составлять формулы изомеров и называть их. Особенности строения и свойств сопряженных алкадиенов, их получение.
|
КУ, рассказ, самостоятельная работа с учебником, с ИКТ,
|
Модели молекул алкадиенов с различным расположением
p - связей. Средства ИКТ
|
§ 5
|
5. (13)
|
Алкины.
|
УП, К, И: уметь называть алкины и составлять формулы гомологов и изомеров. Знать способы получения и записывать уравнения реакций.
|
КУ, беседа, самостоятельная работа с ИКТ, с учебником, наблюдение и работа с конструктором молекул.
|
Д: Изготовление моделей алкинов.
CD – «Кубышка» Сайт «Непредельные углеводороды»
|
§ 6
|
6. (14)
|
Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды».
|
ЦС, УП, ЛС: освоение способов саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки за счет самостоятельного решения КИМов по теме контроля
|
К, решение КИМов по теме контроля, с использованием типовых заданий ЕГЭ
|
|
|
7. (15)
|
Арены.
|
ЦС, УП, И: знать строение молекулы бензола, способы получения бензола и его гомологов. Иметь представление о полуторных связях, объяснять влияние углеводородных радикалов на распределение электронной плотности ароматического ядра
|
УОНМ, рассказ, работа с учебной литературой, решение заданий, самостоятельная работа с учебником, работа с использованием ИКТ
|
CD – «Кубышка» CD-Химия-21век Сайт «Ароматические углеводороды»
|
§ 7,8
|
8. (16)
|
Генетическая связь между классами углеводородов.
|
УП, К, И: Уметь применять знания о строении и. свойствах углеводородов и способах получения при выполнении упражнений разного уровня сложности. Уметь сравнивать состав, строение и свойства углеводородов, устанавливать причинно-следственные связи между составом, строением и свойствами веществ. Уметь распознавать различные углеводы, используя качественные реакции.
|
УПЗУ, фронтальная беседа, работа с учебником, работа в группах и парах по проверке знаний, самоконтроль, самостоятельная работа с использованием ИКТ
|
Тестовые задания разного уровня сложности (ЕГЭ, часть А,)
|
по тетр
|
1. (17)
|
Одноатомные спирты.
Р.К.Производство спиртов в Ставропольском крае
|
ЦС, УП, И: знать сущность водородной связи и ее влияние на физические свойства спиртов. Уметь составлять структурные формулы спиртов, изомеров, гомологов, называть их. Уметь объяснять взаимное влияние атомов в молекулах спиртов.
|
УОНМ, рассказ, работа с учебной литературой, решение заданий, самостоятельная работа с учебником, работа с использованием ИКТ
|
Таблицы, CD – «Кубышка», CD-Химия-21век
|
§ 9
|
2. (18)
|
Многоатомные спирты.
|
УП, К, И: иметь представление о внутримолекулярной и межмолекулярной дегидратации, уметь характеризовать свойства многоатомных спиртов на основании знаний о свойствах одноатомных спиртов. Знать о физиологическом действии спиртов на организм. Знать механизм реакций.
|
КУ, семинар, рассказ, фронтальная беседа, самостоятельная работа с учебником с ИКТ, работа в парах по выполнению заданий, наблюдение и оформление результатов эксперимента.
|
Д: 1.) Вытеснение водорода и спирта натрием. 2.) Горение этанола и пропана.
3.) Растворение глицерина в воде.
4.)Взаимодействие глицерина с Cu(OH)2
Сайт «Спирты»
|
§ 9
|
3. (19)
|
Фенол.
|
УП, К, И: знать о феноле как о представителе ароматических углеводородов Сравнивать кислотные свойства ОH-содержащих веществ: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Знать свойства и применение производных фенола
|
КУ, семинар, рассказ, фронтальная беседа, самостоятельная работа с учебником с ИКТ,
|
Д: Растворимость фенола в воде. Реакция фенола с FeCl3.
Л: Распознавание фенола и глицерина.
Средства ИКТ
|
§ 10
|
4. (20)
|
Альдегиды.
|
ЦС, УП, И: уметь записывать формулы изомеров, гомологов . Знать способы получения альдегидов. Уметь объяснять взаимное влияние атомов в молекулах альдегидов и кетонов.
|
УОНМ, рассказ, работа с учебной литературой, самостоятельная работа с учебником, работа с использованием ИКТ, наблюдение
|
Д: 1.) Модели молекул альдегидов и кетонов.
|
§ 11
|
5. (21)
|
Карбоновые кислоты.
|
ЦС, УП, И: знать строение и свойства карбоновых кислот и карбоксильной группы, классификацию кислот, способы получения, формулы высших карбоновых кислот. Объяснять взаимное влияние атомов в молекуле карбоксильной кислоты, зависимость свойств от строения.
|
УОНМ, рассказ, работа с учебной литературой, решение заданий, самостоятельная работа с учебником, работа с использованием ИКТ, наблюдение
|
Д: 1.)Получение эфира.
2.) Отношение к бромной воде и перманганату калия предельной и непредельной кислоты. Таблица «Строение молекулы уксусной кислоты»
|
§ 12
|
6. (22)
|
Генетическая связь кислородсодержащих соединений.
|
УП, И, К: закрепить знания о химических свойствах карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров.
Уметь осуществлять цепочки превращений, уметь распознавать соли карбоновых кислот, жиры, масла, получать карбоновые кислоты из мыла и наоборот.
|
УПЗУ, фронтальная беседа, экспериментальная работа и оформление, систематизация и обобщение знаний учащихся
|
Тестовые задания разного уровня сложности (ЕГЭ, часть А,), Средства ИКТ
|
по тетр
|
7. (23)
|
Сложные эфиры. Жиры.
|
УП, И, К: уметь объяснять строение сложных эфиров, записывать изомеры и называть их. Уметь объяснять условия протекания реакций гидролиза сложных эфиров.
|
КУ, семинар, рассказ, фронтальная беседа, самостоятельная работа с учебником с ИКТ, работа в парах по выполнению заданий, наблюдение
|
Модели молекул простых и сложных эфиров.
CD-Химия-21век
|
§ 13
|
8. (24)
|
Контрольная работа № 3 по теме «Кислородсодержащие соединения».
|
ЦС, УП, ЛС: освоение способов саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки за счет самостоятельного решения КИМов по теме контроля
|
К, решение КИМов по теме контроля, с использованием типовых заданий ЕГЭ
|
Типовые задания ЕГЭ, (часть А, ,)
|
§ 9-13
|
9. (25)
|
Углеводы.
|
ЦС, УП, И: знать строение альдогексоз и кето-гексоз, полуацешальнных форм пиранозных и фруктозных форм альдоз и кетоз.
|
УОНМ, рассказ, работа с учебной литературой, решение заданий, самостоятельная работа с учебником, работа с использованием ИКТ, наблюдение
|
Д: 1.) Образцы углеводородов и изделий из них.
2.) Схема классификации углеводородов.
Сайт «Углеводы»
|
§ 14
|
10. (26)
|
Крахмал. Целлюлоза.
|
УП, К, И: знать строение, свойства крахмала и целлюлозы. Уметь записывать ступенчатый гидролиз полисахаридов, реакция образования сложных эфиров целлюлозы. Иметь представление об искусственных волокнах.
|
КУ, семинар, рассказ, фронтальная беседа, самостоятельная работа с учебником с ИКТ, работа в парах по выполнению заданий,
|
Д: 1.) Знакомство с физическими свойствами полисахаридов.
2.) Набухание в воде.
4.) Обнаружение крахмала в меде, хлебе, бумаге, йогурте, маргарине. Коллекция искусственных волокон.
|
§ 15
|
1. (27)
|
Амины.
|
УП, И, К: знать строение молекул аминокислот, уметь объяснять амфотерные свойства аминокислот, уметь писать уравнения реакций взаимодействия аминокислот с кислотами и с основаниями, реакции образования пептидов. Знать способы получения аминокислот, синтетические волокна на примере капрона, энанта и т.д.
|
КУ, семинар, рассказ, фронтальная беседа, самостоятельная работа с учебником с ИКТ, работа в парах по выполнению заданий, наблюдение и фиксирование результатов опытов
|
Модели молекул аминов.
CD-Химия-21век
Сайт «Азотсодержащие углеводороды»
|
§ 16
|
2. (28)
|
Аминокислоты.
|
УП, И, К: знать строение молекул аминокислот, уметь объяснять амфотерные свойства аминокислот, уметь писать уравнения реакций взаимодействия аминокислот с кислотами и с основаниями, реакции образования пептидов. Знать способы получения аминокислот, синтетические волокна на примере капрона, энанта и т.д.
|
КУ, семинар, рассказ, фронтальная беседа, самостоятельная работа с учебником с ИКТ,
|
Модели молекул аминокислот.
Д: 1.) Нейтрализация кислоты аминокислотой.
2.) Нейтрализация щелочи аминокислотой. Сайт «Азотсодержащие углеводороды»
|
§ 17
|
3. (29)
|
Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по курсу органической химии.
|
УП, И, К: знать основные правила ТБ при работе в химическом кабинете. Уметь грамотно обращаться с химическим оборудованием и посудой. Уметь предлагать и осуществлять на практике способы распознавания органических веществ
|
ПР, беседа по ТБ, экспериментальная работа и оформление результатов работы в парах
|
Учебник, инструктивная карточка
|
стр. 180
|
4. (30)
|
Высокомолекулярные соединения.
|
УП : изучить природные, искусственныеи синтетические полимерные вещества. Способы их получения и свойства
|
ПР, беседа по ТБ, экспериментальная работа и оформление результатов работы в парах
|
ПР, беседа по ТБ, экспериментальная работа и оформление результатов работы в парах
|
§ 21, 22
|
5. (31)
|
Практическая работа № 2. Определение пластмасс и волокон.
|
УП, И, К: знать основные правила ТБ при работе в химическом кабинете. Уметь грамотно обращаться с химическим оборудованием и посудой. Уметь предлагать и осуществлять на практике способы распознавания органических веществ
|
ПР, беседа по ТБ, экспериментальная работа и оформление результатов работы в парах
|
Учебник, инструктивная карточка
|
стр. 181
|
6. (32)
|
Зачет № 1 по курсу органической химии.
|
УП, И, К: уметь осуществлять цепочки превращений между классами веществ
|
КУ, семинар, беседа, работа с ИКТ, работа в парах по выполнению заданий.
|
Тестовые задания разного уровня сложности (ЕГЭ, часть А), Средства ИКТ
CD –«Кубышка»
|
|
(33-35)
|
Химические производства Ставропльского края
|
УП, И, К: изучить химические производства в Ставропольском крае
|
КУ, семинар, беседа, работа с ИКТ
|
Презентации
|
§ 19, 20
|
|