Программа факультативных занятий по химии для учащихся VIII класса общеобразовательных учреждений




Скачать 183.33 Kb.
Название Программа факультативных занятий по химии для учащихся VIII класса общеобразовательных учреждений
Дата публикации 04.10.2014
Размер 183.33 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Химия > Программа




Министерство образования Республики Беларусь

Национальный институт образования


Любознательным о тайнах вещества

Программа

факультативных занятий по химии

для учащихся VIII класса

общеобразовательных учреждений

Минск, 2010

Авторы-составители:

Е. А. Бельницкая — методист высшей категории управления мониторинга качества образования Национального института образования;

Н. В. Манкевич — методист высшей категории управления учебно-методической работы Академии последипломного образования;

Г. С. Романовец — главный инспектор управления общего среднего образования Министерства образования Республики Беларусь

Пояснительная записка

Решение важнейших проблем ХХI века невозможно без понимания свойств веществ, окружающих человека в повседневной жизни, понимания сути химических превращений, происходящих в материальном мире. Для сохранения окружающей среды и здоровья человека, безопасного и целесообразного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве важно пробудить у подрастающего поколения познавательный интерес к приобретению знаний о веществах, их свойствах и превращениях.

В программе факультативных занятий «Любознательным о тайнах вещества» предлагается тематика теоретических и практических занятий с учащимися VIII класса, направленных на удовлетворение индивидуальных познавательных запросов учащихся; закрепление и углубление знаний по учебному предмету «Химия», а также умений, навыков и способов деятельности; на профессиональную ориентацию учащихся; приобщение учащихся к культуре научно-исследовательской деятельности; формирование у них научного мировоззрения, ценностного отношения к химическим знаниям; подготовку к безопасному и целесообразному использованию веществ в повседневной жизни, отвечающему условиям здоровьесбережения и сохранения окружающей среды.
Цель: удовлетворение образовательных запросов и познавательных интересов учащихся; формирование на основе представлений о веществах научного мировоззрения и экологической культуры, ориентации учащихся в мире химических профессий; развитие исследовательских умений.

Задачи:

  • углубить и расширить знания в рамках общеобразовательной учебной программы на основе реализации межпредметных связей школьных курсов химии, биологии и физики;

  • формировать и развивать исследовательские умения;

  • формировать положительную учебную мотивацию на основе удовлетворённости собственными учебными успехами, увлекательности знания и деятельности, раскрытия прикладного значения химических знаний;

  • корректировать, развивать и совершенствовать предметные знания, умения и способы деятельности.

Содержание факультативных занятий предполагает преемственность с основным учебным курсом химии VIII класса. Поэтому в программу факультативных занятий включены вопросы учебной программы, вызывающие при их освоении наибольшие трудности у учащихся, а также углублённое или расширенное рассмотрение содержания некоторых элементов учебной программы.

Тема 1. Неорганические вещества — знакомые незнакомцы.

Вводятся понятия «кислые» и «основные» соли и правила их номенклатуры. Рассматриваются качественные реакции на карбонат-анион и катион кальция. Решение задач на вывод формулы вещества по массе продуктов разложения. Определение катиона кальция по окрашиванию пламени. Формируется умение определять состав веществ на основе экспериментального исследования.

Тема 2. Путеводитель в мире химических элементов и их соединений.

Электронная конфигурация атома, ядерные реакции, сравнительная характеристика химических элементов и их соединений по положению в периодической системе, расчёт диаметра атомов на основе межпредметных знаний, рассмотрение амфотерности на основе соединений бериллия и алюминия.

Тема 3. Существование и превращения химического вещества.

Степени окисления и валентные возможности атомов химических элементов малых периодов, важнейшие окислители и восстановители, классификация и направление течения окислительно-восстановительных реакций в зависимости от условий, составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Тема 4. Вода — уникальное вещество. Водные растворы.

Влияние особенностей строения молекул и межмолекулярного взаимодействия на физические и химические свойства воды. Понятие о кристаллогидратах, молярной концентрации, гидролизе солей. Приготовление водного раствора с заданной массовой долей растворённого вещества разбавлением раствора, смешиванием двух растворов с известной массовой долей вещества. Использование правила креста (конверт Пирсона) для расчётов при смешивании растворов.

Тема 5. Человек и металлы.

Особенности строения и свойств металлов главных и побочных групп, электролитическое получение металлов и их соединений.

Предлагаемый факультатив является одновременно факультативом предметной, общекультурной, профориентационной и развивающей направленностей. При освоении содержания данной программы у учащихся кроме коррекции, углубления и расширения предметных знаний будут формироваться следующие социальные и общеучебные компетенции: коммуникативная, исследовательская, проектная, рефлексивная, здоровьесберегающая.
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий

Организация образовательного процесса в рамках факультативных занятий предполагает использование различных форм и методов обучения, сочетания теоретических занятий (беседы, проблемные лекции, дискуссии с использованием иллюстративно-демонстрационного материала, интернет-ресурсов) и химического эксперимента (практические занятия, демонстрационные и лабораторные опыты). Кроме того, предполагается включение учащихся в самостоятельную работу вне рамок факультативных занятий (на добровольной основе) с преобладанием исследовательской и поисковой видов деятельности. В процессе самостоятельной работы учащиеся могут осуществить теоретические и экспериментальные исследования, выполнить творческие работы по следующим темам.

Теоретические исследования

1. Химически неделимые «кирпичики» мироздания: строение атома — история и современность (атомистика древних, модели атома Дж.Томпсона, Э. Резерфорда, Н. Бора).

2. Сравнение прочности связи в кристаллах хлоридов щелочных металлов и молекулах водородных соединений галогенов.

3. Нанотехнологии.

4. Сравнительная характеристика свойств веществ с различным типом связи и строением (на примере кислорода, поваренной соли, меди, хлороводорода).

5. Развитие учения о химической связи.

6. Вода — самое удивительное вещество на Земле.

7. Значение и использование воды на предприятиях региона.

8. Водоочистные сооружения.

9. Металлы и искусство.

10. История открытия металлов.

Экспериментальные исследования

1. Содержание витамина С в сыром картофеле и картофеле, подвергшемся термической обработке.

2. Выращивание кристаллов.

3. Определение качества природной воды родного края.

Творческие задания

1. Композиции (коллажи, мультимедийная презентация) по теме «Поваренная соль».

2. Композиции (коллажи, мультимедийная презентация) по теме «Камень на службе человека».

3. Мультимедийная презентация «Металлы в промышленности Республики Беларусь».
Изучение программы факультативных занятий рассчитано на 35 часов (1 ч — резервное время) и включает 16 лабораторных опытов, 3 практические работы.

СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Неорганические вещества — знакомые незнакомцы (4 ч)

Определение взаимосвязи между интересом к химии и задатками химических способностей. Требования безопасности при выполнении химического эксперимента.

Камень на службе человека. Минералы-«родственники»: малахит, мел, мрамор:

  • области использования названных минералов;

  • место в классификации веществ и номенклатура;

  • физические и химические свойства.

Хозяйка кухни — поваренная соль:

  • значение поваренной соли;

  • место в классификации веществ и номенклатура;

  • физические и химические свойства;

  • промышленный способ получения (технологическая схема добычи);

  • возможные способы получения хлорида натрия в лаборатории.


Расчётная задача

1. Определение формулы исходного вещества по массе и объёму продуктов его разложения.
Демонстрации

1. Комплект таблиц «Лабораторное оборудование и обращение с ним».

2. Коллекции «Минералы и горные породы», «Шкала твёрдости».

3. Образцы поваренной соли.
Лабораторные опыты

1. Тесты на ощущение и восприятие вещества.

2. Определение качественного состава мела и мрамора.

3. Установление качественного состава малахита на основе реакции разложения и определение его формулы на основе количественных данных о продуктах разложения определённой порции малахита.

4. Получение поваренной соли в лаборатории из соды.

Тема 2. Путеводитель в мире химических элементов и их соединений (8 ч)

Классификация химических элементов: страницы истории.

Семейства химических элементов: галогены — рождающие соли, щелочные металлы — рождающие щёлочи. Инертные газы — химические «аристократы». Амфотерность.

Явления периодичности в химии, живой и неживой природе. Важнейшие составляющие фундамента химической науки: периодический закон и система химических элементов. Нахождение химического элемента в периодической системе.

Химически неделимые «кирпичики» мироздания: строение атома — история и современность (атомистика древних, модели атома Дж. Томпсона, Э. Резерфорда, Н. Бора).

Радиоактивность, ядерные реакции. Составление уравнений ядерных реакций.

Строение электронных оболочек атомов. Электронная конфигурация атомов. Особенности строения электронных оболочек атомов четвёртого периода.

«Кладовая» информации: физический смысл атомного номера, номера периода и номера А-группы периодической системы. Сравнительная характеристика химических элементов и их соединений по положению в периодической системе.
Демонстрации

1. Простые вещества щелочные металлы и галогены.

2. Амфотерность: вещества одни и те же, а результат разный!

3. Периодическая система Д. И. Менделеева (различные варианты).

4. Сравнение химической активности щелочных металлов.

5. Сравнение химической активности галогенов.
Лабораторные опыты

5. Измерение диаметра атома.

6. Химическое моделирование: моделирование электронных облаков разной формы; составление моделей атомов элементов (с помощью электронных средств обучения (ЭСО)).

7. Доказательство кислотно-основного характера высших гидроксидов элементов третьего периода на примере натрия, алюминия, серы.
Тема 3. Существование и превращения химического вещества (6 ч)

«Взаимный союз атомов»: причина, условия, природа. Типы химической связи и строение вещества. Прогноз свойств вещества по его составу и строению.

Степень окисления. Степени окисления атомов химических элементов малых и больших периодов.

Противоположные, но неразрывно связанные процессы: восстановление и окисление. Важнейшие окислители и восстановители.

Метаморфозы вещества: окислительно-восстановительные реакции, их сущность и классификация. Направление протекания окислительно-восстановительных реакций в зависимости от условий проведения реакции. Химическая арифметика: составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Демонстрации

1. Комплект таблиц «Строение вещества и химическая связь».

2. Модели кристаллических решёток.

3. Прочность связи в молекулярных и атомных кристаллах.

4. Приготовление «химической грелки».

5. Влияние среды на характер протекания окислительно-восстановительной реакции (опыты с раствором перманганата калия или дихромата калия).

6. Химический хамелеон.
Лабораторный опыт

8. Анализ иодной настойки на содержание иода.
Практическая работа

1. Определение витамина C во фруктах.
Тема 4. Вода — уникальное вещество. Водные растворы (9 ч)

Удивительное строение и необыкновенные свойства обычной воды, состав и строение молекулы воды. Диполь. Вода лёгкая и тяжёлая. Влияние особенностей строения молекул и межмолекулярного взаимодействия на физические и химические свойства воды.

Вода в масштабе планеты. Сокровища и вредные примеси природной воды. Проблема питьевой воды. Способы очистки воды. Вода — универсальный растворитель. Вездесущие растворы (качественные характеристики растворов). Отличительные признаки истинных растворов.

Таинственное растворение веществ в воде. Растворение и растворимость как процесс и способность. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Кристаллизация. Кристаллы, прячущие воду, —кристаллогидраты.

Количественные характеристики растворов: массовая доля растворённого вещества и молярная концентрация раствора. Способы приготовления растворов. Разбавление, выпаривание, смешивание растворов.

Поведение ионов в водных растворах электролитов. Теория электролитической диссоциации; диссоциация кислот, оснований, амфотерных гидроксидов и нормальных солей. Свойства растворов кислот, оснований, солей, свойства их ионов. Гидролиз солей.

Среда раствора. Индикаторы — указатели среды растворов. Природные индикаторы.

Реакции ионного обмена между растворами электролитов. Составление уравнений реакций ионного обмена в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.

Жёсткость воды: причины и последствия. Виды жёсткости и способы её уменьшения.
2. Расчётная задача

Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе, массы вещества и массы растворителя в растворе с использованием понятий «массовая доля вещества в растворе», «кристаллогидраты», «растворимость»; соотношения массовых частей растворов по правилу креста (конверт Пирсона).
Демонстрации

1. Тепловой эффект растворения.

2. Свойства кристаллогидратов.

3. Таблица «Растворимость солей, кислот, оснований».

4. Исчезновение скорлупы: яйцо в бутылке.

5. Испытание растворов солей индикаторами.
Лабораторные опыты

9. Взвеси и растворы.

10. Очистка технической поваренной соли перекристаллизацией.

11. Обнаружение ионов водорода и гидроксид-ионов в растворах.

12. Реакции обмена между растворами электролитов, протекающие с выделением осадка, газа, образованием воды.

13. Определение жёсткости воды.
Практическая работа

2. Приготовление водного раствора с заданной массовой долей растворённого вещества.
Тема 5. Человек и металлы (7 ч)

Положение металлов в периодической системе, особенности электронного строения атомов металлов главных и побочных групп. Физические свойства металлов: общие и особые.

Химические свойства металлов: взаимодействие металлов с простыми и сложными веществами. Ряд активности металлов.

Важнейшие соединения металлов: оксиды металлов и соответствующие им гидроксиды и соли. Особенности свойств металлов главных и побочных подгрупп. Качественное обнаружение ионов металлов (кальция, бария, натрия, калия).

Человек и металлы — друзья или враги? Развитие цивилизации и металлы. Металлы в живых организмах — микроэлементы. Яды. Понятие о предельно допустимой концентрации (ПДК). Влияние производственной деятельности человека на природные концентрации металлов. Проблема рационального использования металлов.

Способы получения металлов в лаборатории и промышленности. Металлургия. Электрометаллургия. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов. Применение электролиза.

Разрушитель металлов — коррозия. Виды коррозии: газовая, электрохимическая. Способы защиты металлов от коррозии. Роль коррозии в природе.
Демонстрации

1. Коллекции «Металлы и сплавы».

2. Комплект таблиц «Химические свойства металлов».

3. Взаимодействие цинка с серой.

4. Взаимодействие магния с кислородом.

5. Цветные соединения металлов.

6. Алюминотермия.

7. Получение меди из водного раствора сульфата меди(II) электролизом раствора и восстановлением цинком.

8. Зависимость скорости коррозии металлов от условий. Ингибиторы коррозии.
Лабораторные опыты

14. Взаимодействие металлов с соляной кислотой.

15. Взаимодействие металлов с растворами солей менее активных металлов.

16. Приготовление жёлтой масляной краски.
Практическая работа

3. Решение экспериментальных задач по теме «Человек и металлы».
Ожидаемые результаты

В результате освоения содержания факультатива «Любознательным о тайнах вещества» учащиеся расширят, углубят и закрепят изученный в основном курсе теоретический материал о строении и свойствах химических элементов и образуемых ими веществ; усовершенствуют умения написания уравнений химических реакций и расчётов по формулам и химическим уравнениям; приобретут опыт исследовательской и творческой деятельности.
Список рекомендуемой литературы для учителя

1. Ахметов, Н. С. Общая и неорганическая химия / Н. С. Ахметов. — М. : Высшая школа, 1981.

2. Дьякович, С. В. Методика факультативных занятий по химии: пособие для учителя / С. В. Дьякович. — М. : Просвещение, 1985. — 175 с.

3. Савинкина, Е. В. История химии / Е. В Савинкина. – М : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007.

4. Жарский, И. М. Практикум по химии: учебное пособие / И. М. Жарский, О. Н. Кошмилова. — Минск : Вышэйшая школа, 1986. — 141 с.

5. Железнякова, Ю. В. Учебно-исследовательские экологические проекты в обучении химии / Ю. В. Железнякова // Хімія: праблемы выкладання. — 1999. — № 3. — С. 47—50.

6. Запрудский, Н. И. Организация факультативных занятий в 11-летней школе / Н. И. Запрудский, А. И. Добриневская. — Минск : Зорны верасень, 2008. — 164 с.

7. Коробейникова, Л. А. Психолого-педагогические проблемы ориентации школьников на химические профессии / Л. А. Коробейникова, Г. В. Лисичкин // Журнал ВХО им. Д. И. Менделеева. — 1983. — № 5. — С. 75—82.

8. Мычко, Д. И. Как организовать исследовательскую деятельность школьников / Д. И. Мычко, Ж. А. Цобкало // Хімія: праблемы выкладання. — 2001. — № 6. — С. 74—93.

9. Мычко, Д. И. Как быстро расставить коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций / Д. И. Мычко // Хімія: праблемы выкладання. — 2009. — № 11.

10. Мычко, Д. И. Методические особенности проведения научно-практической конференции учащихся Минской области / Д. И. Мычко, С. А. Литвинова // Хімія: праблемы выкладання. —2010. — № 1. — С. 33—40.

11. Общая химия в формулах, определениях, схемах: справ. руководство / И. Е. Шиманович, М. Л. Павлович, В. Ф. Тикавый [и др.]; под ред. В. Ф. Тикавого. — Минск : Университетское, 1987. — 501 с.

12. Перечень средств обучения, учебного оборудования для общеобразовательных учреждений // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. — 2009. — № 7.

13. Пещенко, А. Д. Ресурсы и перспективы использования каменной и калийных солей Беларуси / А. Д. Пещенко, Д. И. Мычко // Хімія: праблемы выкладання. — 2008. — № 3. — С. 5—14.

14. Полосин, В. С. Практикум по методике преподавания химии: учеб. пособие для студентов пединститутов по специальности №2122 «Химия», 6-е изд., перераб. / В. С. Полосин, В. Г. Прокопенко. — М. : Просвещение, 1989. — 224 с.

15. Рэмсден, Э. Н. Начала современной химии: справ. изд.; пер. с англ. / Э. Н. Рэмсден; под ред. В. И. Барановского [и др.]. — Л. : Химия, 1989. — 784 с.

16. Рябцев, А. Н. Орбиталь как фундаментальное понятие квантовой химии / А. Н. Рябцев // Хімія: праблемы выкладання. — 2004. — № 1. — С. 27—39.

17. Соловьев, Ю. И. История химии. Развитие химии с древнейших времен до конца XIX в. Пособие для учителей / Ю. И. Соловьев. — М. : Просвещение, 1976. — 367 с.

18. Терлецкий, Е. Д. Металлы, которые всегда с тобой. Микроэлементы и жизнеобеспечение организма / Е. Д. Терлецкий. — М. : Знание, 1986 — 144 с.

19. Химия. 2-е изд., перераб. / М. Аксёнова, И. Леенсон, С. Мартынова [и др.] — М. : Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007. — 656 с.

20. Шустов, С. Б. Окислительно-восстановительные процессы в живой природе / С. Б. Шустов, Л. В. Шустова // Химия в школе. — 1995.— № 2. — С. 37—40.

21. ЭСО «Химия. 8—9 классы. Химический лабораторный практикум». — Минск : НИО.

22. http://hemi.wallst.ru

23. http://images.yandex.ru/search?text

24. http://milogiya.narod.ru/atom2.htm

25. http://teacher.km.ru/chem.phtml

26. http://www.1september.ru/ru/him.htm

27. http://www.alhimik.ru

28. http://www.chemistry.narod.ru

29. http://www.edu.nsu.ru/noos/chemistry/

30. http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/

31. http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika

32. http://www.nanometer.ru/2008.

33. http://www.xumuk.ru

34. www.alhimik.ru
Список рекомендуемой литературы для учащихся

1. Азимов, А. Краткая история химии; пер.с англ. / А. Азимов. — М. : Мир, 1983. — С. 66.

2. Большая детская энциклопедия. Химия / под ред. Б. Д. Стёпина. — М : Русское энциклопедическое товарищество, 2000.

3. Венецкий, С. И. Рассказы о металлах / С. И. Венецкий. — М. : Металлургия. — 1979. — 240 с.

4. Волков, В. А. Выдающиеся химики мира / В. А. Волков. — М : Высшая школа, 1991.

5. Врублевский, А. И. Химия элементов. Современный курс / А. И. Врублевский, Е. В. Барковский. — Минск : Юнипресс, 2002. — 544 с.

6. Гроссе, Э. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты; пер. с нем., 2-е русск. изд. / Э. Гроссе, Х. Вайсмантель. — Л. : Химия, 1985. — 336 с.

7. Канаш, В. А. Занимательные и познавательные задачи по химии / В. А. Канаш. — Минск : УниверсалПресс, 2005.

8. Леенсон, И. А. Удивительная химия / И. А. Леенсон. М : НЦ ЭНАС, 2006.

9. Смирнов, Ю. И. Мир химии. Занимательные рассказы о химии / Ю. И. Смирнов. — СПб : ИКФ, М. : Экспресс, 1995.

10. Стёпин, Б. Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии / Б. Д. Стёпин, Л. Ю. Аликберова. — М. : Дрофа, 2002.

11. Терлецкий, Е. Д. Металлы, которые всегда с тобой. Микроэлементы и жизнеобеспечение организма / Е. Д. Терлецкий. — М. : Знание, 1986 — 144 с.

12. Харлампович, Г. Д. Многоликая химия: книга для учащихся / Г. Д. Харлампович, А. С. Семёнов, В. А. Попов. — М. : Просвещение, 1992. — 159 с.

13. Химия. 2-е изд., перераб. / М. Аксёнова, И. Леенсон, С. Мартынова [и др.]. — М. : Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007. — 656 с.: ил.

14. Штремплер, И. Химия на досуге: загадки, игры, ребусы. Книга для учащихся / И. Штремплер. — М. : Просвещение, 1993. — 96 с.

15. Энциклопедический словарь юного химика / сост. В. А. Крицман, В. В. Станцо. — М. : Педагогика, 1982. —368 с.

16. Я познаю мир. Химия: энциклопедия / Л. А. Савина. — М. : Астрель, 2009. — 398 с.

17. http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika

18. http://ru.wikipedia.org/wiki

19. http://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry

20. http://www.xumuk.ru

21. http://www.alhimik.ru



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа факультативных занятий по химии для учащихся VIII класса общеобразовательных учреждений icon Программа факультативных занятий для учащихся 10-11 класса общеобразовательных...
Программа факультатива «Основы источниковедения» предназначена для 10-11 класса общеобразовательных учреждений
Программа факультативных занятий по химии для учащихся VIII класса общеобразовательных учреждений icon Программа факультативных занятий для VI класса
...
Программа факультативных занятий по химии для учащихся VIII класса общеобразовательных учреждений icon Программа факультативных занятий по английскому языку «культура речевого...
Программа факультативных занятий «Культура речевого общения» предназначена для VII-VIII классов общеобразовательных учреждений и...
Программа факультативных занятий по химии для учащихся VIII класса общеобразовательных учреждений icon Программа факультативных занятий по математике для III v классов общеобразовательных учреждений
Целью факультативных занятий «Путешествие в страну Занимательной математики» является повышение уровня математического развития учащихся....
Программа факультативных занятий по химии для учащихся VIII класса общеобразовательных учреждений icon Программа факультативных занятий по английскому языку «Страноведение...
Программа факультативных занятий по страноведению Великобритании и США разработана на основе Концепции учебного предмета «Иностранный...
Программа факультативных занятий по химии для учащихся VIII класса общеобразовательных учреждений icon Программа факультативных занятий по русской литературе для общеобразовательных...
Программа факультативных занятий включает в себя шесть крупных разделов. Каждый из них делится на темы, в основу которых заложено...
Программа факультативных занятий по химии для учащихся VIII класса общеобразовательных учреждений icon Программа факультативных занятий по английскому языку «введение в...
Программа факультативных занятий «Ведение в мир иностранного языка» предназначена для начальной ступени обучения (I-II классы) общеобразовательных...
Программа факультативных занятий по химии для учащихся VIII класса общеобразовательных учреждений icon Учебная программа факультативных занятий для учащихся 9 класса общеобразовательных...
Главной особенностью материка Евразия является разнообразие как природы, так и населяющих её территорию народов, их образа и уровня...
Программа факультативных занятий по химии для учащихся VIII класса общеобразовательных учреждений icon Рабочая программа по химии
Программа разработана на основе: авторской программы курса химии для 9 класса общеобразовательных учреждений И. И. Новошинский, Н....
Программа факультативных занятий по химии для учащихся VIII класса общеобразовательных учреждений icon Программа факультативных занятий для IX-XI (X-XI) классов
Предлагаемая учебная программа факультативных занятий разработана на основе программы вступительных испытаний в полном соответствии...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции