Рабочая программа по природоведению для 5-го класса основного общего образования




Скачать 0.64 Mb.
Название Рабочая программа по природоведению для 5-го класса основного общего образования
страница 1/5
Дата публикации 20.06.2014
Размер 0.64 Mb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Рабочая программа

по природоведению

для 5-го класса

основного общего образования

Пояснительная записка.
Рабочая программа по «Природоведению» составлена на основе примерной программы по природоведению в 5 классе основного общего образования (Примерная программа рассчитана на 68 часов), авторской программы А.А.Плешакова, Н.И. Сонина в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
Общая характеристика учебного предмета

«Природоведение» − интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии, ОБЖ.

Курс по природоведению, включает три основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы» и «Здоровье человека и безопасность жизни».

В рамках первого раздела на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы.

Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы.

Третий раздел «Здоровье человека и безопасность жизни» включает вопросы сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде.

Цели изучения предмета


Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.



Учебно-методический комплект


1. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин «Природоведение, 5 класс», М.: Дрофа, 2005

2. Парфилова Л.Д. Тематическое и поурочное планирование по природоведению: 5-й класс: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение, 5 класс»: метод. Пособие/ Л.Д. Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • федеральный перечень учебников, утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.


Тематический план.


Название темы

Количество часов

Всего

Тема 1. Изучение природы

3

3

Тема 2. Вселенная

10

12

Тема 3. Земля

17/1 экскурсии

18

Тема 4. Жизнь на Земле

16/1 экскурсия

17

Тема 5. Человек на Земле

17 экскурсия

17

Итого

68

68




Планирование учебного материала по курсу природоведение 5 класс

(учебник : «Природоведение» - 5 класс, Плешаков А.А)

ТЕМА 1 «ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ» (3 часа)
В результате изучения темы учащиеся должны знать:

1. Представления о предмете природоведении, его месте среди других наук.

2. Методы изучения природы (наблюдение, опыт, измерение).

3. О связях мира живой и неживой природы;

4. Представления о вкладе великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки: сочетание огромного труда и творческого озарения.
Уметь:

1.Пользоваться простейшим научным оборудованием (лупа, термометр)

2.Проводить простейшие наблюдения, опыты и измерения.

3. Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи, использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельных устных сообщениях
Используемые условные обозначения:

Р.Т. -- Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение». 5 кл. Плешаков А.А. – М.: «Дрофа» 2006 г.

Уч. -- «Природоведение». 5 кл. Плешаков А.А. Сонин Н. И. – М.: «Дрофа» 2007 г.

СD-ROM- «Природоведение» автора А.А.Плешаков, Н.И. Сонина, 1 часть «Изучение природы»



№ урока

Тема урока

Основное содержание урока

Наглядный материал

Домашнее задание

1/1

Науки о природе

Естественные науки, изучающие тела, вещества, явления природы. Основные науки о природе.

Рисунки на стр. 8-11 учебника, подумайте с.11 в.1,2

1

1)Уч.стр.6-11, в.1-4

2)Р-т с. 54-55

3) Завести альбом, (свою «Книгу о природе») в который вклеивать интересные статьи из газет и журналов, открытки, рисунки по теме сохранения природы.

2 /2

Методы изучения природы

Различные методы познания природы – наблюдение, опыт, измерение. Их использование в практической деятельности. Измерительные приборы и их использование человеком (весы, часы, термометр, палетка, линейка). Увеличительные приборы. Лабораторное оборудование, правила пользования им, соблюдение техники безопасности.

Практическая работа №1,№2 «Выбор способа измерения: определение способа измерения величин, использование различных единиц измерения, отбор (или конструирование) необходимых измерительных приборов"

Приборы и инструменты, с помощью которых изучают природные тела, процессы и явления. (Приборы выбираются в соответствии с измерениями, проводимыми на уроке.)

Рис. на стр. 18-19 учебника, подумайте с.20 в. 1-5

СD-ROM 1 часть п.2,3,4

1)Уч.стр.15 – 20, в. 1-5

2)Доп.информация о великих естествоиспытателях: Карл Линней, Чарлз Дарвин, Владимир Вернадский

3 /3

Великие естествоиспытатели

Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки: сочетание огромного труда и творческого озарения. Как используются их открытия: во благо человека или во вред? (на примере 1-2 историй конкретных открытий)

Практическая работа №3

Портреты великих естествоиспытателей: Карл Линней, Чарлз Дарвин, Владимир Вернадский


  1. Уч. Стр. 21-22,

Дать определения и повторить основные понятия на с. 22


ТЕМА 2 «ВСЕЛЕННАЯ» (10 часов
В результате изучения темы учащиеся должны:

1.Иметь представление об основных этапах развития взглядов людей на Вселенную,

2.Знать строение и состав Солнечной системы,

3.Отличие систем мира по Птолемею и Н. Копернику,

4.Различать планеты-гиганты и планеты земной группы,

5.Называть существенные признаки астероидов, комет, метеоров и метеоритов,

6.Различать звезды по цвету, размеру, температуре,

7.Знать названия четырех-пяти созвездия неба Северного полушария,

8.Различать два типа галактик.
Уметь:

1.Наблюдать за звездным небом,

2.Находить основные созвездия северного полушария, пользуясь картой звездного неба,

3.Зарисовывать фазы Луны,

4.Находить на подвижной карте звездного неба созвездия, видимые в данном месте в данное время.
Используемые условные обозначения:

Р.Т. -- Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение». 5 кл. Плешаков А.А. – М.: «Дрофа» 2006 г.

Уч. -- «Природоведение». 5 кл. Плешаков А.А. Сонин Н. И. – М.: «Дрофа» 2007 г.

СD-ROM- «Природоведение» автора А.А.Плешаков, Н.И. Сонина, 2 часть «Вселенная»



№ урока

Тема урока

Основное содержание урока

Наглядный материал

Домашнее задание

4 /1

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Понятие «Вселенная». Представление древних людей о Вселенной. Система мира Аристотеля и Птолемея.

Рис. на стр 26-27 в учебнике, подумайте с.28 вопрос 1

Глобус Земли, рисунки, иллюстрирующие представления древних о Земле. СD-ROM часть 2 п.5,6

1)Уч. стр.24-28, в 1-5
2)Р.Т. с. 4-5

5 /2

От Н. Коперника до наших дней.

Доказательства шарообразности Земли. Система мира Н. Коперника.

Рис.в учебнике на стр. 30-31, подумайте с.33 вопрос 1

Модель Солнечной системы. Портреты Галилея, Коперника, Дж. Бруно.


1).Уч.стр.29-30, в 1-4
2) Р.Т.с. 6-7

6 /3

Джордано Бруно и Галилео Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Николая Коперника

Показать вклад ученых Галилея, Дж. Бруно в развитие учения Н. Коперника.

Рис.в учебнике на стр. 30-31, подумайте с.33 вопрос 1

Модель Солнечной системы. Портреты Галилея, Коперника, Дж. Бруно.


1).Уч.стр.30-33, в 1-4
2) Р.Т.с. 6-7

7 /4

Соседи солнца

Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и их основные характеристики.

Практическая работа №4

Рис.в учебнике на стр. 35, подумайте с.38 вопрос 1,2

Модель Солнечной системы, таблица «Солнечная система», атласы


1) Уч. стр.34-38, в 1-7

2) Р.Т.стр.8-9.


8 /5

Планеты – гиганты.

Плутон.

Планеты Юпитер, Сатурн, Уран и их основные характеристики. Планета Плутон и ее основные характеристики.


Рис.в учебнике на стр. 39, 41, подумайте с.42 вопрос 1-3

Модель Солнечной системы, таблица «Солнечная система», атласы


  1. Уч. стр.39-42, в. 1-8

  2. Р-т с. 10-11

3)Дополнит. материал по теме: «Планеты» в «Книгу о природе»

9 /6

Урок закрепления знаний по теме «Планеты» Спутники планет

Дать понятие спутника, как небесного тела. Луна-спутник Земли и ее характеристики. Спутники других планет.

Работа с «Книгой о природе» 

Модель Солнечной системы, глобус Луны, атласы,


Практическая работа №5. Наблюдение Луны, рисунки видимой фазы Луны.

10 /7

Астероиды, кометы

Показать, что в состав Солнечной системы входят 2/7многочисленные мелкие тела, которые движутся в межпланетном пространстве вокруг Солнца. Кометы – хвостатые «звезды», их движение относительно звезд, строение комет, наблюдение за кометами.

Рис.в учебнике на стр.43,44,46 подумайте с.47 вопрос 1

Модель Солнечной системы, фотографии и рисунки астероидов и комет Таблица «Малые тела Солнечной системы»


1) Уч. стр.43- 45 до слов «В межпланетном пространстве…», в. 1- 4

2) Р.Т с. 12-13

11 /8

Метеориты, метеоры.

Показать, что в состав Солнечной системы входят многочисленные мелкие тела, которые движутся в межпланетном пространстве вокруг Солнца.


Рис.в учебнике на стр.45, подумайте с.47 вопрос 2
Модель Солнечной системы часть 2 п. 12

1) Уч. стр 45 со слов «В межпланетном пространстве…», в.5

2) Р.Т. стр. 13

12 /9

Мир звезд

Первоначальное представление о звездах. Солнце – ближайшая к нам звезда, его размеры и основные характеристики. Показать разнообразие звезд по размерам, цвету, яркости, температуре; их расположение относительно земли.

Практическая работа №6

Рис.в учебнике на стр.48-49
Модель Солнечной системы, фотографии рисунки, атласы


  1. Уч. стр 48-50 до

слов «люди с древних времен..» , в.1-3

  1. Р.Т. с. 14-15




13 /10

Созвездия.

Дать понятие созвездия. Научить находить на звездной карте и звездном небе различные созвездия

Рис.в учебнике на стр.50 подумайте с.51 вопрос 1
Модель Солнечной системы, фотографии и рисунки , атласы


  1. Уч. стр 50 со

слов «люди с древних времен», в. 4, подумайте с.51 вопрос 1

  1. Практическая

работа №7. Наблюдение за Полярной звездой

  1. доп. материал в «Книгу о природе» по теме «Вселенная»

14 /11

Что мы узнали о Вселенной

Повторить основные понятия темы «Вселенная».


Работа с «Книгой о природе». 

Рисунки, фотографии, таблицы по теме «Вселенная».


1)Уч. стр 52

2) Р.Т. с. 16-17


15 /12

(тема лекции определяется по желанию преподавателя)










  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по природоведению для 5-го класса основного общего образования icon Программа по литературе для 6 класса. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по природоведению для 5-го класса основного общего образования icon Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе...
Официальные документы в образовании, 2004, №5),примерной программы основного общего образования по литературе и программы под ред....
Рабочая программа по природоведению для 5-го класса основного общего образования icon Пояснительная записка рабочая программа основного общего образования...
К результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования...
Рабочая программа по природоведению для 5-го класса основного общего образования icon Рабочая программа основного общего образования по предмету литература...
Программа составлена на основе примерной программы по литературе и на основе Федерального компонента государственного стандарта основного...
Рабочая программа по природоведению для 5-го класса основного общего образования icon Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального...
Программа рассмотрена на заседании методического объединения естественно –научного цикла
Рабочая программа по природоведению для 5-го класса основного общего образования icon Рабочая программа по русскому языку для 8-б класса Учитель: Ведышева Вера Викторовна
Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего...
Рабочая программа по природоведению для 5-го класса основного общего образования icon Рабочая программа по истории основного общего образования 8 класс
России составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы...
Рабочая программа по природоведению для 5-го класса основного общего образования icon Примерная программа основного общего образования для 8-11 классов...
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на...
Рабочая программа по природоведению для 5-го класса основного общего образования icon Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в...
О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой (М.: Просвещение, 2010). В рабочей программе учитываются основные идеи и положения программы развития...
Рабочая программа по природоведению для 5-го класса основного общего образования icon Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2013- 2014 учебный год
Приказ министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего, основного...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции