Природа таланта шаляпина




Скачать 3.21 Mb.
Название Природа таланта шаляпина
страница 1/21
Дата публикации 16.06.2014
Размер 3.21 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
В. ДРАНКОВ

ПРИРОДА ТАЛАНТА ШАЛЯПИНА

Издательство «МУЗЫКА» ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1973
СОДЕРЖАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ТВОРЧЕСТВА И ТАЛАНТА

Проблема таланта ............ 9

Индивидуальная и социальная природа таланта - 14

Познание, мастерство и творчество ..... 17

О моделировании художественного образа ... 26

О природе художественного таланта .... 48

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Ф. И. ШАЛЯПИНА

И СТАНОВЛЕНИЕ ЕГО ВОКАЛЬНО-АРТИСТИЧЕСКОГО

ТАЛАНТА

Детство и первые годы творчества ..... 63

Тифлисский период и вокальная школа Д. А.Усатова ................

70

Петербургский период и актерская школа М. В.Дальского . ..... 77

Московская частная опера. Школа С. И. Мамонтова и художников 90

Развитие других художественных способностей Шаляпина .. 101

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

В СТРУКТУРЕ ТАЛАНТА Ф. И. ШАЛЯПИНА

Художественная система Шаляпина ..... 107

Фаза прочтения партитуры роли и собирания

жизненного материала ......... 113

Фаза кристаллизации идей и замыслов и психологической разработки

характеров .... 127

Фаза внутреннего видения и воплощения внешнего облика персонажа

....... . . 143

Перевоплощение и вокально-сценическое исполнение оперной роли

.......... 198
Необъяснимым и волшебным представляется талант великого

реформатора оперного искусства Федора Ивановича Шаляпина. Даже

сейчас, прослушивая граммофонные записи его чудесного голоса,

просматривая его фотографии в различных ролях, столь непохожие на

лицо артиста, но удивительно соответствующие облику и характеру

созданного образа, читая воспоминания современников, мы переживаем

отголоски восторгов людей, видевших и слышавших Федора Ивановича

Шаляпина.

"Я хожу и думаю о Шаляпине,-писал Л. Андреев.- Я вспоминаю его

пение, его мощную и стройную фигуру, его непостижимо подвижное,

чисто русское лицо,- и странные превращения происходят на моих

глазах... Из-за добродушно и мягко очерченной физиономии вятского

мужика на меня глядит сам Мефистофель со всей колючестью его черт

и сатанинского ума, со всей дьявольской злобой и таинственной

недосказанностью. Сам Мефистофель, повторяю я. Не тот зубоскалящий

пошляк, что вместе с разочарованным парикмахером зря шатается по

театральным подмосткам и скверно поет под дирижерскую палочку,-

нет, настоящий дьявол, от которого веет ужасом. Вот таинственно,

как и надо, исчезает в лице Шаляпина Мефистофель; одну секунду

перед моими глазами то же мягко очерченное, смышленое мужицкое

лицо - и медленно выступает величаво-скорбный образ царя Бориса,

ве-личественная, плавная поступь, которую нельзя подделать, ибо

годами повелительности создается она. Красивое, сожженное страстью

лицо тирана, преступника, героя, пытавшегося на святой крови

утвердить свой трон, мощный ум и воля и слабое человеческое

сердце. А за Борисом - злобно шипящий царь Иван, такой умный,

такой злой и несчастный, а еще дальше сурово-прекрасный и дикий

Олоферн; милейший Фарлаф во всеоружии своей трусливой глупости,

добродушия и бессознательного негодяйства и, наконец, создание

последних лет- Еремка. Обратили вы внимание, как поет Шаляпин: "а

я куму помогу-могу-могу". Послушайте- вы поймете, что значит

российское "лукавый попутал". Это не Шаляпин поет, не

приплясывающий Еремка: это напевает самый воздух, это поют сами

мысли злополучного Петра. Зловещей таинственности этой простой

песенки, всего дьявольского богатства ее оттенков нельзя передать

простой речью.

И все это изумительное разнообразие лиц заключено в одном лице;

все это дивное богатство умов, сердец и чувств - в одном уме и

сердце вятского крестьянина

Ф. И. Шаляпина, а ныне милостью его колоссального таланта,

европейской знаменитости

F. Schalapin'a. Просто не верится. Какой силой художественного

проникновения и творчества должен быть одарен человек, чтобы

осилить и пространство, и время, и среду, проникнуть в самые

сокровенные глубины души, чуждой по национальности, по времени, по

всему своему историческому складу, овладеть всеми ее тончайшими

изгибами".

А еще более удивительным и таинственным представляется внезапное

превращение казанского мастерового в величайшего артиста,

достигавшего таких глубин философского и психологического

проникновения в образ, которые могут быть доступны лишь

художнику-мыслителю, обладающему не только замечательными

актерскими и вокальными данными, но и всеобъемлющей культурой

современного образования. Что породило такой особенный талант,

такую необыкновенную художественную интуицию? Не проще ли

объяснить это явление в истории искусства редким, счастливым даром

природы, добавив при этом, что творчество Ф. И. Шаляпина может

служить неопровержимым доказательством полной врожденности

таланта.

Природа действительно очень щедро наградила Шаляпина. Неповторимый

по красоте и богатству тембра голос Шаляпина был поставлен от

природы, звучал одинаково совершенно piano и forte-fortissimo,

казалось почти с таким же напряжением голосовых связок, которые

возникают при обыкновенном разговоре. Шаляпин обладал и

благоприятной сценической внешностью. Высокий, широкоплечий,

атлетически сложенный, он по гибкости и скульптурности мог

соперничать с любым балетным артистом. Его большое, удивительно

подвижное лицо, лишенное непреодолимых для грима характерных черт,

по выражению Стасова, легко можно было гримировать под лица царей

и дьяволов, пьяных и вельмож, преступников и философов.

Природная одаренность певца, несомненно, располагала к развитию

наблюдательности, психологической проницательности, способностей к

внутреннему видению, перевоплощению и других творческих сил его

таланта. Не означает ли это, что развитие таланта Шаляпина

заключалось прежде всего в самореализации его природной

художественной одаренности? Справедливость требует признать, что

многие певцы обладали не менее совершенными во-кальными данными.

"Голос Шаляпина,-писал С. Ю. Левик,- чисто физиологически не был

феноменальным, как, например, голос А. П. Антоновского, поляка

Силиха или итальянца Наварини. Но, скажем это тут же, как

художественный феномен, он звучал и шире, и мощнее, и звучнее, чем

голоса названных певцов: этот голос был неповторим. Мы часто

говорили, что такого голоса никто из нас больше никогда не

слыхал".

Может быть, художественный феномен его голоса был порожден высокой

природной актерской одаренностью? Однако ранние рецензии

свидетельствуют о том, что на заре оперной деятельности актерское

воплощение роли у Шаляпина было менее удачно, нежели ее вокальное

исполнение. В тот период, когда он опирался лишь на свои природные

вокальные и артистические данные, он не выделялся из ряда хороших

певцов своего времени. В чем же тайна шаляпинского таланта? Где

найти ключ к разгадке этого исключительного явления в искусстве?

Пристальное изучение неповторимого, сугубо индивидуального

искусства Шаляпина убеждает в том, что певец развивал свой талант

и создавал оперные партии не каким-либо особенным путем, а в

полном соответствии с всеобщими закономерностями творчества,

которые он постигал в течение всей своей жизни. Именно на этой

основе Шаляпин создал свою систему художественного творчества -

общую и практически значимую для различных видов художественного

творчества.

Для исследования природы творчества и таланта Ф. И. Шаляпина

необходимо прежде всего представить себе эту общую систему

художественного творчества и объективные закономерности развития

художественного таланта.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА И ТАЛАНТА

Памяти профессора Б. Г. Ананьева

Меня мучает, что в каждом человеке, может быть, убит Моцарт.

(Сент-Экзюпери)
ПРОБЛЕМА ТАЛАНТА

Мы очень часто, может быть слишком часто, употребляем слово

"творчество". Казалось бы, нет проблемы более значимой для

общества, чем проблема творчества и творческой личности, ибо в

ней, как в фокусе, собираются все истоки созидательных начал

науки, техники и искусства. В то же время, направляя все усилия

ума, воображения и воли, все могущество современных средств

исследования на преобразование окружающего нас мира, мы так мало

уделяем внимания изучению закономерностей развития творческих

способностей самого человека.

В наш атомный век, эпоху великих открытий, позволивших создать

"мыслящие" электронные машины и выйти в Космос, самое обычное и

удивительное чудо нашей планеты Человек-творец еще не стал в

полную меру предметом современных научных исследований. Проблема

творчества и таланта, заслуживающая стать самостоятельной отраслью

многих наук, по-прежнему остается проблемой.

Никто не сомневается в том, что творчество - ведущая сила

исторического прогресса, всеобщий закон бытия человечества. В то

же время способности к творчеству или талант в настоящее время

представляются нам редким даром, скорее случайностью, чем нормою

человеческого развития. То, что служит неотъемлемым признаком

вида, полагается исключе-нием для индивида.

В средних и высших учебных заведениях, как правило, внимание в

лучшем случае уделяется развитию способностей, ибо они полагаются

возможной нормой деятельных сил личности. А талант? На него

ориентироваться трудно... для него законы не писаны. В подлинном

творчестве участвует меньшая часть общества.

Мы еще не подготовлены к тому, чтобы способности к творчеству,

предопределенные самой природой человека, стали бы естественной

нормой его развития. Возникновению условий, которые бы располагали

к творчеству большинство людей, должны предшествовать существенные

преобразования во всех сферах развития, воспитания, образования,

деятельности и в особенности отношений людей. Когда внешняя среда

будет располагать не к повторению, а к творчеству, проблема

таланта перестанет быть проблемой. "В гениальных людях,-писал Н.

Г. Чернышевский,- никогда не было еще недостатка, если только было

открытое поприще для деятельности этим людям".

Среди препятствий, мешающих творческому развитию человека,

наиболее труднопреодолимым представляется существующее еще

раздробление труда и личности. "Исключительная концентрация

художественного таланта в отдельных индивидах и связанное с этим

подавление его в широкой массе есть следствие разделения труда".3

Разделение труда в свое время обусловило величайший прогресс в

развитии производства и человека, порождало и совершенствовало

различные способности. Однако при капитализме разделение труда

достигает предела и приводит к узкой специализации личности,

тормозит ее духовное развитие. Эту одностороннюю специализацию

некоторые буржуазные ученые пытаются объявить нормой человеческого

развития не только среднего, но и творческого уровня. "Талант, как

таковой,-утверждает Р. Эйслер,-односторонен"."Умственная

одаренность определяет все поведение человека,-писал В.

Штерн,-тогда как талант ограничен по содержанию"."Признак

таланта-высокая производительность в одной области и заметно

меньшая в большинстве других". В этих теориях отражается

действительное положение личности в буржуазном обществе.

"Капиталистическое общество,-писал Б. М. Теплов,- исключает

возможность разностороннего развития способностей человека. На

этом основании создается теория, объявляющая односторонность

одаренности вечным свойством человеческой природы".

Если общество нуждается в свободном развитии творческих сил

человека, оно создает условия для его разностороннего развития.

Вспомним знаменитую характеристику эпохи Возрождения, сделанную Ф.

Энгельсом. "Люди, основавшие современное господство буржуазии,

были всем чем угодно, но только не людьми

буржуазно-ограниченными... Тогда не было почти ни одного крупного

человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил

бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях

творчества. Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но

и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны

важными открытиями самые разнообразные отрасли физики. Альбрехт

Дюрер был живописцем, гравером, скульптором, архитектором и, кроме

того, изобрел систему фортификации, содержавшую в себе некоторые

идеи, которые много позднее были вновь подхвачены Монталамбером и

новейшим немецким учением о фортификации. Макиавелли был

государственным деятелем, историком, поэтом и, кроме того, первым

достойным упоминания военным писателем нового времени. Лютер

вычистил авгиевы конюшни не только церкви, но и немецкого языка,

создал современную немецкую прозу и сочинил текст и мелодию того

проникнутого уверенностью в победе хорала, который стал

"Марсельезой" XVI века. Герои того времени не стали еще рабами

разделения труда, ограни-чивающее, создающее однобокость, влияние

которого мы так часто наблюдаем у их преемников"

.В. И. Ленин видел путь развития личности коммунистического

общества в переходе "к уничтожению разделения труда между людьми,

к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и

всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все

делать". При коммунистической организации общества исчезнет

"замыкание художника в рамках какого-нибудь определенного

искусства, благодаря чему он является исключительно живописцем,

скульптором и т. д., так что уже одно название его деятельности

достаточно ясно выражает ограниченность его профессионального

развития и его зависимость от разделения труда".

Марксистско-ленинская теория всестороннего развития является

методологической основой для исследования природы таланта. "Первым

условием образования таланта является многосторонность личности,

многосторонность способностей,- пишет выдающийся советский

психолог Б. Г. Ананьев.-.. Если человек развивается только в одном

направлении с раннего детства, то талант этого человека будет

нестойким и поэтому очень незначительным, истощаемым... Достаточно

сослаться на некоторые примеры. Гоголь, который был великим

писателем, был известен своим выдающимся музыкальным дарованием.

Шевченко является не только великим поэтом, но и выдающимся

живописцем и музыкантом. Достаточно сослаться на примеры

Лермонтова и Пушкина, которые были выдающимися деятелями в области

литературы, но которые вместе с тем проявляли дарования и в других

областях искусства, особенно изобразительного"."Достаточно

просмотреть со вниманием биографии крупных деятелей в различных

областях творчества,-отмечает Б. М. Теплов,-чтобы убедиться в том,

что положение "талант, как таковой, односторонен" не соответствует

действительности... Случаи полной односторонности таланта

представляют собой, вероятно, исключение".

В настоящее время узкая специализация, какими бы аргументами она

ни оправдывалась, является главным тормозом творческого развития

человека. "Дифференциация и специализация способностей в

действительности,писал С. Л. Рубинштейн,зашла так далеко, что для

ряда ученых утраченной оказалась их общая основа и внутреннее

единство. При этом в процессе этой всеобщей специализации

способности к различным видам деятельности - технической,

изобразительной, музыкальной и т. д. стали представляться

совершенно не связанными друг с другом". Сейчас наши

художественные вузы по-прежнему готовят специалистов одного вида

искусства: только "писателей", только "актеров", только

"жи-вописцев", только "певцов", "которые,- по устному замечанию В.

Тасалова,- являются таким же продуктом раздробления труда и

личности, как и всякий узкий специалист".

Мы много говорим и пишем о теории всестороннего развития человека

и смутно представляем ее сущность и закономерности. Ясно только

одно, что, когда закономерности всестороннего развития будут

положены в основу системы образования и воспитания, станет

возможным всемерное развитие творческих сил каждого человека. Но

как раскрыть эти закономерности? Естественнее всего исследовать

эту проблему без умозрительных построений, обратившись к

деятельности тех, кто был действительно всесторонне развитым и

проявил себя в творчестве. И проблема таланта выходит за рамки

проблемы редкого, исключительного свойства, становится частью

общей теории всестороннего развития личности коммунистического

общества. Исследования таланта могут завершиться созданием

своеобразных моделей гармонического, разностороннего развития

каждого человека.

Что же такое талант и какими возможностями мы обладаем для его

изучения и развития? Способности располагают к успешной работе в

формах деятельности, уже совершавшейся другими людьми. Талант -

предрасположенность к творчеству, к созданию нового, неожиданного

даже для личности творца. Талант создает оригинальное,

неповторимое, то, в чем нуждалось общество, но чего еще не было в

действительности. Талантливые люди - аргонавты исторического

прогресса. Трудно переоценить значение этого чудесного свойства в

развитии общества и отдельных индивидов. В то же время, как

туманны, субъективны и общи наши знания о таланте! Привычные

определения, гласящие, что талант "это высокий уровень природной

одаренности", "такое сочетание способностей, которое располагает к

творчеству", или "талант на девяносто процентов труд",-безусловно

справедливы, но мало что дают для раскрытия природы таланта, его

диагностики и развития. Талант по-прежнему остается неразгаданным

свойством, и вся его теория подчас выражается просто-"талант надо

иметь".

Уже на пороге исследований таланта нас предостерегают сомнения и

возражения многих деятелей науки, и в особенности искусства. "Как

можете вы исследовать всеобщие зако-номерности таланта, его

развитие и действие, когда, как известно, каждый талант -

неповторимая индивидуальность и творит одному ему присущими

методами?". Нет необходи-мости спорить с этими оппонентами, ибо

они, не ведая того, сами утверждают общую закономерность - каждый

талантливый человек неповторимая индивидуальность.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Природа таланта шаляпина icon «природа жертва войны» (название лекции) Просветительская лекция. Лекция информация
Тема моей лекции «Природа – жертва войны», а основной целью – на основе фактов воздействия войны на природу, взятых из произведений...
Природа таланта шаляпина icon Рабочая программа учителя химии и биологии муниципального казенного...
«Природа. Неживая и живая» 5 класс, авторов В. М. Пакуловой и Н. В. Ивановой. Курс «Природа. Неживая и живая» как интегрированный...
Природа таланта шаляпина icon Положение о районном этапе Всероссийского конкурса «Моя малая родина:...
Районный этап Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (далее Конкурс) проводится Министерством образования,...
Природа таланта шаляпина icon 1. Музыка вид иск-ва, отраж дествит-ть в звук образах и активн возд-щий...
Осн элем-ты музыки: мелодия, гармония, метр, ритм, лад, динамика, тембр и т д ф-ции музыки: Развлекат, Гедонистич, ф-ция общения,...
Природа таланта шаляпина icon Природа используется как средство

Природа таланта шаляпина icon Замечательный немецкий поэт и драматург эпохи Просвещения Иоганн...
Пять лет он скитался по разным городам Германии, пока не поселяется в Веймаре, где жил Гёте. Дружба и творческое общение с Гёте помогли...
Природа таланта шаляпина icon Статья посвящена креативной деятельности сознания автора художественного...
Феномен художественного вымысла, его сложная природа и значимость анализируются с позиций интересов современной науки, «человекомерность»...
Природа таланта шаляпина icon Существующее выражение «искусственный интеллект» появилась как дань...
Существующее выражение «искусственный интеллект» появилась как дань артефактам. Человек, преуспел в создании искусственного. Однако...
Природа таланта шаляпина icon Курсовая работа Лексические средства выражения концепта «природа»
Введение с. 3-5
Природа таланта шаляпина icon Учебники уоц «гармония»
География. Природа и люди А. И. Алексеева, С. И. Болысов, В. В. Николина издательство «Просвещение»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции