Феденок Ю. Н. Коренные малочисленные народы Севера: проблемы современного развития (Аналитический обзор)




Скачать 0.55 Mb.
Название Феденок Ю. Н. Коренные малочисленные народы Севера: проблемы современного развития (Аналитический обзор)
страница 1/4
Дата публикации 13.06.2014
Размер 0.55 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > География > Документы
  1   2   3   4
Феденок Ю.Н.

Коренные малочисленные народы Севера: проблемы современного развития (Аналитический обзор)

// Этнокультурные процессы в России на рубеже XX-XXI веков. М.: ИНИОН, 2006. С. 116-141.

Современная кризисная социально-экономическая ситуация и обострение проблемы малочисленных народов Российского Севера рассматриваются исследователями главным образом в контексте радикальных преобразований в экономике и политике на постсоветском пространстве и связываются со сложностями, вызванными разрушением советской модели хозяйствования, которая на протяжении ряда десятилетий адаптировала традиционные социохозяйственные структуры коренных малочисленных народов Севера. Сохранение утрачиваемых традиций и вместе с ними самих локальных культур является для северных народов главной проблемой современного этапа социально-экономического развития региона.

26 народностей Севера Европейской и Азиатской частей СССР в 1925 - 1926 гг. были выделены в особую группу так называемых «малых народов Севера» усилиями сотрудников Комитета Севера для оказания им помощи в

экономическом и культурном развитии (28, с. 14). Сейчас их определяют как «народы, проживающие на территориях проживания своих предков, сохраняющие самобытных уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями» (22, с. 13). В единый перечень коренных малочисленных народов России, утвержденный постановлением правительства от 24. 03. 2000 г., вошли всего 45 коренных малочисленных народа Российской Федерации из 65 выделяемых в официальной статистике, общей численностью свыше 500 тыс. человек, из которых 13 народов насчитывают от 100 до 1 тыс. человек.

Главным условием воспроизводства сообществ КМНС является природа Севера: климат, животный и растительный мир. Это обстоятельство привязывает народы Севера к территории их обитания. Традиционное природопользование является материальной основой сохранения КМНС традиционного образа жизни, который подвергался трансформации с начала освоения Сибири Московским государством. Традиционный образ жизни КМНС – это способ существования, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, социальной организации, проживания, на самобытной культуре и обычаях, религиозных верованиях. (3, с.27). Народы Севера сумели создать за долгие столетия уникальную циркумполярную цивилизацию, освоив арктические регионы Земли с экстремальными для жизни человека природно-климатическими условиями, при этом гармонично взаимодействуя с природой в течение всего периода своего существования. Коренные малочисленные народы оказались в уязвимом положении в условиях социально-экономических изменений, в связи с особенностями своей ментальности, хозяйственного поведения и предшествующей адаптации к системе государственного патернализма советского периода.

Уже с середины ХХ века при разработке нефтегазовых, угольных ресурсов начался процесс выведения из хозяйственного оборота малых народов Севера значительных площадей пастбищ, охотничьих угодий, рыбных водоемов. Отторжение земель традиционного природопользования еще активнее продолжалось и на протяжении последнего десятилетия прошлого века. Неблагоприятная экологическая ситуация в районах проживания КМНС усугубляет их положение, населяющее эти районы население оказывается под угрозой исчезновения.

По прогнозам американских геополитиков до 2010 года среди наиболее вероятных «горячих» точек, которые могут сильно влиять на целостность нашего государства, называются Северные регионы, в том числе Чукотский АО и Корякский АО (11, с.18). Современные общемировые изменения приводят к возникновению потребности выравнивания зон социально-экономических трудностей (ряд регионов российской Арктики) с так называемыми «анклавами процветания» (Аляска), имеющими примерно одинаковые природно-климатические, ресурсные возможности и этнодемографический состав и разделенные всего несколькими километрами.

Проблемы КМНС в условиях социально-экономических сдвигов в 90-е годы ХХ века рассматривались в статьях и монографиях таких ученых-североведов, как К.Б. Клоков, Н.А. Лопуленко, Н.И. Новикова, Г.Н. Перминов, Ю.Б. Симченко, А.А. Сирина, А.Н. Ямсков и других. Большая часть работ отражает социальные, экономические изменения в районах проживания КМНС (Ханты-Мансийский АО, Красноярский край, Иркутская область, северо-запад Европейской части Российской Федерации и другие), демографическую динамику и содержит ряд рекомендаций, направленных на обеспечение устойчивого развития КМНС, а также описание опыта зарубежных стран (США, Канады, Финляндии) в урегулировании проблем коренных народов Севера. Последняя работа - исследование северо-востока Сибири была написана Н.А. Лопуленко в 2000 году, в ней рассматривалось социо-культурное развитие эскимосов в 60-80 годы ХХ века. Среди доступной литературы работ по современному состоянию народов Чукотского АО и Корякского АО нет.

Объектом исследования данной работы являются коренные малочисленные народы северо-востока Сибири (ительмены, коряки, чукчи и др.), проживающие в центрах национально-территориальных образований, в населенных пунктах их компактного расселения.

Предметом исследования является социальные и экономические аспекты традиционного промыслового хозяйства; основные элементы жизнедеятельности аборигенного населения; образ и уровень жизни КМНС.

Цель исследования – диагностика состояния традиционного хозяйства в местах проживания КМНС Камчатской области, Корякского АО, Чукотского АО и определяющих его факторов.

Поставленная выше цель реализуется через разрешение ряда задач:

1. Охарактеризовать этнический состав и демографическую ситуацию КМНС;

2. Охарактеризовать традиционное землепользование КМНС, включая юридический статус земель и угодий.

3. Оценить современное состояние традиционных отраслей хозяйства: оленеводства, охоты на морского зверя, рыболовства и охоты.

4. Анализ этносоциальных изменений у народов северо-востока Сибири на современном этапе.

Глава 1. Этнический состав и демографическая ситуация

Расселение и динамика численности

Северо-восток Сибири: Камчатскую область, Корякский автономный округ и Чукотский автономный округ заселяют следующие коренные народы Севера: алеуты, ительмены, коряки, чуванцы, чукчи, эвены, эскимосы. В тексте отражена численность по предварительным данным переписи 2002 года (28, с. 23), динамика численности отражена в Приложении (таблица 1).

Алеуты (самоназвание алеут, унанган), коренное население Алеутских островов, живут в США (п-ов Аляска и прилегающие к нему острова, численность в США около 2 тыс. человек) (17, с. 37), в России на Командорских о-вах (острова Беринга, Медный) и в Алеутском р-не Камчатской области (численность в России 592 человека). Доля алеутов на островах все время сокращается (на острове Медном в 1920-1930-е гг. 80-90%, к 2000 г. – около 25%) (22, с.28). Рост численности алеутов, отмечаемый переписями, происходит в основном за счет алеутов, живущих в других районах Камчатской области и за ее пределами.

Алеуты относятся к арктической расе большой монголоидной расы. Язык алеутский эскимосско-алеутской семьи.

Ительмены (старое название камчадалы). Численность на 2002 г.- 3474 человек. Живут только в России, ранее населяли весь Камчатский п-ов. В настоящее время расселены в основном в Корякском АО Камчатской области, причем подавляющее большинство ительменов живет на территории Тигильского района Камчатки (1,1 тыс. человек) (17, с.201) – в поселке городского типа Палана и селах Тигиль, Усть-Хайрюзово, Хайрюзово, Седанка и Ковран. Более 200 ительменов расселены по другим населенным пунктам Корякского АО, в других районах Камчатской области.

500 камчадалов Ольского и Северо-Эвенкийского районов Магаданской области с 1983 г. решением облисполкома стали считаться ительменами, и так были учтены в переписи 1989 г. (отсюда быстрый рост численности ительменов в 1979-1989 гг.) (22, с.28).

Относятся к арктической расе большой монголоидной расы. Язык ительменский чукотско-корякской семьи.

Коряки, (самоназвание «чавчыв» - у оленных коряков, «нымылан» - у приморских). Численность 9 077 человек. Большая часть коряков сосредоточена в Корякском АО (6,6 тыс. человек из 9 тыс. человек), где в 20 из 32 населенных пунктах проживает по 100 коряков и более. Проживают также в Северо-Эвенкийском р-не Магаданской обл. (800 коряков, в основном в селах В. Парень, Тополовка, Чайбухта), в Быстринском районе Камчатки и Анадырском районе Чукотки. За последнее столетие численность коряков сильно уменьшалась в конце 1930-х и начале 1950-х гг., увеличение до 9 тыс. человек было отмечено в конце 80-х гг. (там же).

Относятся к арктической расе большой монголоидной расы. Язык корякский чукотско-камчатской семьи (22, с.30).

Чуванцы, (самоназвание – «этель», «этал», чукотское название – «юкагир»), живут только на Чукотке в России. Численность 1300 человек. Компактно расселены в Анадырском р-не, в поселках городского типа Марково, Анадырь и в селах Тайваам, Чуванское, Усть-Белая, Снежном, Ламутском и Ваегах.

Динамика численности почти не определима, так как чуванцы переписывались как отдельный народ в переписях 1897, 1926 и 1939 гг., а затем учитывались в составе чукчей и только в 1989 г. вновь были отделены от них (там же).

Относятся к арктической расе большой монголоидной расы. Язык, предположительно близкий к юкагирскому, утрачен. Кочевые чуванцы говорят на чукотском языке, оседлые – на «марковском» диалекте русского языка.

Чукчи, (самоназвание «луораветлан», «лыгъо равэтлъан»). Живут только в пределах Российской Федерации. Численность 15 827. Коренное население Чукотского АО, живут также на севере Корякского АО и в Ниже-Колымском районе Якутии. Численность чукчей медленно росла за последнее столетие, кроме периода 1930-1950-х гг., когда катастрофическая смертность изменила их число. При сравнении данных отдельных переписей, необходимо иметь в виду, что в 1959, 1970 и 1979-х гг. в состав чукчей учитывались также и чуванцы.

Относятся к арктической расе большой монголоидной расы. Говорят на чукотском языке чукотско-корякской семьи.

Эвены (самоназвание «эвен», старое название «тунгусы», реже «ламуты»). Численность 19 242человека. Расселены локальными группами в северо-восточных районах Республики Саха (Якутия) (8,67 тысяч человек), некоторых районах Магаданской области(3,77 тысячи человек), охотском районе Хабаровского края (1,92 тысячи человек). В Чукотском АО проживает 1,34 тысячи человек (около 500 человек проживает в г. Анадырь и Анадырском районе), 713 человек – в Корякском АО, свыше 1 ,5 тысяч человек в Камчатской области (более 700 человек в Быстринском районе, 400 – в Пенжинском, свыше 200 человек – в Олюторском районе) (17, с.650; 22, с.24). Изучение динамики численности затруднено.

Относятся к байкальской расе большой монголоидной расы. Говорят на эвенском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи.

Эскимосы азиатские (Сибири), (самоназвание юпигыт, югыт). Численность 1 798 человек. Подавляющее большинство российских эскимосов сосредоточены в трех районах Чукотского АО: в Провиденском (в селах Новое Чаплино и Сиреники; в поселке городского типа Провидения), в Чукотском районе (в селах Лаврентия, Уэлен, Лорино) и в Иультинском районе (в селе Уэлькаль). Несколько десятков эскимосов живут в Анадыре и в Магадане.

За последние сто лет численность эскимосов была относительно стабильна, хотя были периоды относительного роста (1930, 1960 и 1980-е гг.) и периоды замедленного роста (1900-1920-е гг. и 1940-1950-е гг.) (22, с. 30). Относятся к арктической расе большой монголоидной расы. Язык юпик (юпигыт, югыт) эскимосско-алеутской семьи.

Этнодемографическая ситуация.

В 1989 году население Чукотки составляло 163 тыс. человек, за последующие десять лет эта цифра уменьшилась вдвое, до 83 тыс. человек. С 1995 по 1998 годы численность населения сократилась с 99 950 человек до 80 935. Это связано с общероссийской тенденцией выезда пришлого населения из северных регионов на «материк». В Чукотском АО в 1998 году проживало 17 500 человек – представителей КМНС. Места компактного проживания коренных народов – Провиденский, Анадырский, Чукотские районы (11, с.31).

Максимальная численность населения Камчатской области была отмечена в 1991 году – 472,8 тыс. человек. В 1993-1995 годах отмечалось уменьшение количества населения. На 1 сентября 1994 года численность населения Камчатской области достигла 428,6 тыс. человек. Численность коренного населения на 1 января 1995 года, на Камчатке была следующая: коряки – 7 190 человек, из которых 6 572 (91,4%) проживали на территории Корякского АО с примерно равной плотностью населения (11, с.31).

Больше всего коряков размещалось в Тигильском районе (34,2 % от общего числа); ительмены (1 441 человек) в основном проживали на территории Тигильского района (77,4% от общего числа), а остальные были рассеяны по Карагинскому и Олюторскому районам; эвены – 1 489 человек были расселены компактными группами в Быстринском (45%), Олюторском (15,7 %) и в Пенжинском (27,1%); алеутов было всего 390 человек, из которых 298 (76,4%) проживало в Алеутском районе; 1 530 чукчей проживали на территории Корякского АО. В 1996 году численность населения Камчатской области составила 411 тыс. человек, Корякского АО – 38 тыс. человек (11, с. 32).

Большая часть из 1 400 ительменов живет на Камчатке, где сохранилось одно чисто ительменское селение – Ковран. Около двухсот ительменов знают язык предков, льготами для КМНС пользуются и метисы.

В среде КМНС, в частности среди чукчей, наблюдется сильная половая диспропорция. Отрыв от традиционного уклада жизни привел к тому, что девушки отказываются жить в тундре, и около 60% сорокалетних мужчин – чукчей никогда не состояли в браке. Численность чукчей в области в 1995 году составляла около 7 тыс. человек, рождаемость в 1994 – 10%, смертность в том же году – 18,2 % (11, с.31).

В Камчатской области в 1994 году родилось 2 748 человек, на 8,7% больше, чем за соответствующий период прошедшего года, коэффициент рождаемости увеличился с 8,5% до 9,9%. Увеличилась и смертность населения с 3 046 до 3 197 человек. Увеличение браков и увеличение разводов были в пределах 1-3%. На 1000 браков – 982 развода, в предыдущем году – 946 (там же).

К 1 января 1996 года население Корякского АО составило 32,9 тыс. человек, оно уменьшилось за четыре года на 6,5 тыс.(16%), к уровню 1990 года – на 19%. Естественная убыль наблюдалась во всех районах округа. На 1 января 1997 года на территории округа проживало 31,9 тыс. человек. Сохранялся и низкий уровень рождаемости. В Олюторском районе к началу 1998 года смертность превышала рождаемость почти во всех населенных пунктах, за исключением с. Вывенка. Представителей КМНС в районе насчитывалось 2 840 человек, из них 1 275 чукчей, 1 244 коряков, 300 эвенов, 163 ительмена (11, с.32).

С начала 90-х годов средняя продолжительность жизни коренного населения Севера у мужчин составляет 41- 42 года, у женщин – 61 год, что ниже, чем в среднем по России, на 16 -17 лет и на 25 лет, чем на севере Европы (22, с.67). В Магаданской области с 1998 года смертность коренных жителей почти в 2 раза превысила рождаемость (27, с.67).

В связи с реализацией перехода от кочевого образа жизни к оседлому, укрупнением населенных пунктов и других мероприятий протекционистской государственной политики, традиционная схема расселения подверглась существенному разрушению. В настоящее время часть коренного населения проживает в городах и поселках городского типа (40% ительменов, 10% чукчей) (22, с. 15), поэтому их образ жизни впитал признаки других этносов. Это приводит к разрушению среды обитания традиционных форм хозяйствования, утрате национально-культурного своеобразия, языка КМНС. Уровень урбанизации КМНС ниже в автономных округах, чем за их пределами.

Глава 2. Промышленность, экологические проблемы

и территории традиционного природопользования

В недрах Чукотского полуострова находятся богатейшие залежи золота, олова и других полезных ископаемых. В настоящее время этот регион стоит на одном из первых мест в мире среди крупнейших оловорудных провинций. Основная отрасль промышленности на Чукотке – горнодобывающая, в которой работают пять горно-обогатительных комбинатов: Билибинский, Полярнинский, Комсомольский, Певекский и Иультинский (ведется добыча рудного и рассыпного олова, вольфрама и золота). Уголь добывается в двух шахтах: Анадырской (пос. Угольные копи) и Беринговской (пос. Нагорный).

Крупнейшей электростанцией Чукотского АО является Билибинская АЭС, которая функционирует уже 20 лет и нуждается в реконструкции. В атмосферу Чукотки, воду и почву идут выбросы загрязняющих веществ от промышленных предприятий, в первую очередь горнодобывающих. К настоящему времени на территории Чукотского АО загрязнено около 74,5 тысяч гектаров земель.

С целью охраны окружающей среды в этом регионе создан один заповедник («остров Врангеля»), семь заказников и 26 памятников природы. Следует отметить, что охрана этих небольших территорий еще недостаточно эффективна (28, с. 50).

Наиболее благополучна экологическая обстановка, по сравнению с другими регионами северной части Сибири и Дальнего Востока, на Камчатке. Главное ее богатство – хвойные леса и нерестилища лососевых рыб. Промышленное освоение мало затронуло этот регион, хотя в нем обнаружены большие запасы нефти, серы, ртути, газовые месторождения и золото. Под строгим контролем ведется промышленная добыча платины.

Традиционным природопользованием называется исторически сложившееся и, как правило, экологически сбалансированное использование КМНС биологических ресурсов природы тундры, тайги и прибрежных акваторий морей (6, с. 21). Оно носит комплексный характер и включает в различных сочетаниях: северное оленеводство, охотничий промысел, промысловое рыболовство, сбор дикорастущих лекарственных растений, а также изготовление традиционных изделий.

Традиционное природопользование является основой традиционного жизнеобеспечения КМНС, которое в свою очередь ориентировано не на получение максимальной денежной прибыли, а на личное и семейное потребление, базируется на традиционных ценностях, специальных навыках и комплексном знании местной природной среды, использует малые технологии и распределяет конечную продукцию через традиционные системы обмена, то есть среди группы родственников и друзей (там же). Эти особенности позволяют исследователям считать традиционное природопользование и жизнеобеспечение экологической основой устойчивого развития северных народов.

Сложившееся в 1960-1980-х гг. государственные, государственно-кооперативные, промыслово-сельскохозяйственные формы хозяйствования – совхозы, рыбхозы, коопзверпромхозы, где было сосредоточено в основном традиционное природопользование народов Севера, - стали не способны в условиях рыночных отношений в 1990-е гг. обеспечивать улучшение условий жизни занятого в них населения. В системе экономических отношений российского Севера, традиционные отрасли дают около 0,5% от всего создаваемого здесь в среднем валового продукта (3, с.26). За время вхождения в состав России (около 300-т лет) традиционные отрасли хозяйства северян стало зависеть не только от натурального производства, но и от товарообмена и торговли. Признание этих отраслей неэффективными даже в качестве источника существования самих северных народов, - превращает их в объект государственной поддержки. Политика государственного протекционизма находит свое отражение в законодательных актах, направленных на защиту КМНС и обеспечение достойных условий их жизни, а также в федеральных целевых программах и т.д.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Феденок Ю. Н. Коренные малочисленные народы Севера: проблемы современного развития (Аналитический обзор) icon Аналитический обзор существующей методики оценки деятельности кафедр университета.
Аналитический обзор существующей методики оценки деятельности кафедр университета. 11
Феденок Ю. Н. Коренные малочисленные народы Севера: проблемы современного развития (Аналитический обзор) icon Русы Севера «Норманны Русы Севера»
Юрий Петухов, считает, что варяжской проблемы в принципе не существует. Почему? Да потому, что, согласно его выводам, норманны и...
Феденок Ю. Н. Коренные малочисленные народы Севера: проблемы современного развития (Аналитический обзор) icon Определения и сокращения 2 введение 3 1 аналитический обзор литературы 5
Математические модели, положенные в основу разрабатываемого проекта, и теоретические исследования 17
Феденок Ю. Н. Коренные малочисленные народы Севера: проблемы современного развития (Аналитический обзор) icon Тема: обзор литературы
Краткий обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство начинающего исследователя со специальной литературой, умение...
Феденок Ю. Н. Коренные малочисленные народы Севера: проблемы современного развития (Аналитический обзор) icon Karla Baur "Our Sexuality"
Она содержит в себе энциклопедический обзор всех аспектов современного понимания проблем пола, являясь великолепным руководством...
Феденок Ю. Н. Коренные малочисленные народы Севера: проблемы современного развития (Аналитический обзор) icon Коренные народы, государства и границы. Мероприятие будет проходить...
Международный конкурс ансамблей молодых музыкантов 25 преял – 2 мая 2005 года. Цель мероприяти: поддержка молодых дарований, обмен...
Феденок Ю. Н. Коренные малочисленные народы Севера: проблемы современного развития (Аналитический обзор) icon Контрольная работа по дисциплине: Культурология на тему: «Особенности...
Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные...
Феденок Ю. Н. Коренные малочисленные народы Севера: проблемы современного развития (Аналитический обзор) icon Рабочая программа По Культуре народов Севера Класс 6
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и авторской программой по культуре народов Севера (ханты и манси) для...
Феденок Ю. Н. Коренные малочисленные народы Севера: проблемы современного развития (Аналитический обзор) icon Обоснование системы мероприятий по первичной профилактике мкб у населения...
...
Феденок Ю. Н. Коренные малочисленные народы Севера: проблемы современного развития (Аналитический обзор) icon В. М. Широнин Проблемы институционального развития: когнитивный аспект
Б. Мартенс. Когнитивные механизмы экономического развития и институциональных изменений
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции