Рабочая программа дисциплины (модуля)




Скачать 134.62 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины (модуля)
Дата публикации12.06.2014
Размер134.62 Kb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > География > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет»

Факультет Естественно-географический

УТВЕРЖДАЮ

И.о. ректора НГПУ

_________________Л.Е. Шапошников

«___»___________________2011гг.

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Введение в географию

Наименование дисциплины (модуля)

021000 География

Код и наименование направления подготовки (специальность)

Рекреационная география и туризм

Профиль подготовки (специализация)

Бакалавр

Квалификация (степень) выпускника (магистр, специалист, бакалавр)

Очная

Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная)

Нижний Новгород



1. Цели освоения дисциплины

Цель: Познакомить с основами современной географической науки, историей ее развития, структурой знаний и научных направлений, методами исследования, основными фундаментальными и прикладными задачами и проблемами исследования, а также ролью в обществе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Введение в географию» относится к базовой части профессионального цикла (3.1. – Модуль 1. Землеведение).

Знания по дисциплине «Введение в географию» служат теоретической и практической основой для освоения таких дисциплин, как «ГИС в географии», «Математические методы в физической географии», «Математические методы в экономической географии» - математический и естественнонаучный цикл; «Землеведение», «Геоморфология», «Климатология с основами метеорологии», «Гидрология», «Биогеография», «География почв с основами почвоведения», «Ландшафтоведение» - профессиональный цикл.

3. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Профессиональные компетенции (ПК)

(ПК-4) владением базовыми общепрофессиональными теоретическими знаниями о географии, географической оболочке;
(ПК-7) владением знаниями общих и теоретических основ физической географии;
(ПК-8) знанием общих и теоретических основ экономической и социальной географии;
(ПК-10) обладанием способностью использовать теоретические знания на практике.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

историю формирования географии и предмет исследования современной комплексной географии;

основы современной структуры знаний и научных направлений системы географических наук;

традиционные, новые и новейшие методы исследования в географии;

основные направления теоретических и прикладных географических исследований

Уметь:

составлять описания выдающихся географических открытий;

понимать и излагать современную роль географии в мировом сообществе

Владеть:

навыками и приемами комплексного анализа источников географических данных для формирования географической картины той или иной территории.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.



Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя

семестра

Виды учебной работы и трудоемкость в часах

Форма текущего контроля успеваемости

(по неделям)

лекции

практич.

занятия

самост. работа

Дидактическая единица 1. Понятие о современной географии

1

Понятие о географии. Предмет географии

1

1, 2

1

3

4

Конспект по теме (1, 2)

2

Место географии среди наук, иерархия географических знаний

1

3, 4

1

3

4

Систематизирующая таблица (10, 11)

3

Значение географии: образовательный, экологический и практический аспекты

1

5, 6

1

3

4

Реферат (12, 13)

Дидактическая единица 2. История географических открытий и

формирование географической картины мира

4

Формирование географической картины мира в древности

1

7, 8

1

3

4

Контурная карта (1, 2)

5

Формирование географической картины мира в средневековье. Великие географические открытия

1

9, 10

1

3

4

Контурная карта (3, 4, 5, 6, 7, 8)

6

Формирование географической картины мира в настоящее время. Формирование современной комплексной географии

1

11, 12

1

3

4

Контурная карта (9, 10, 11, 12, 13, 14)


Дидактическая единица 3. Современная структура географических знаний и методы

географических исследований

7

Иерархия географических знаний. Учения, теории, концепции, гипотезы, понятия

1

13, 14

1

3

4

Конспект по теме (13, 14)

8

Методы географических исследований

1

15, 16

1

3

4

Систематизирующая таблица (15, 16)

9

Сквозные направления географии

1

17, 18

1

3

4

Реферат (17, 18)




ВСЕГО

9

27

36




5. Образовательные технологии

На изучение дисциплины «Введение в географию» в соответствии с Учебным планом отводится 72 часа. В общий объем включены часы, отводимые как на аудиторную, так и на самостоятельную работу. Аудиторная работа студента предполагает посещение лекций и практических занятий. Самостоятельная работа ориентирована на изучение студентом литературы (учебника, справочных материалов, специальных источников, монографий, статей из периодических изданий и т.п.), выполнение домашних заданий 3-х видов сложности: репродуктивного уровня (сделать контурную карту, сделать конспект по учебному материалу), эвристического уровня (заполнить таблицы) и творческого уровня (реферат, доклад).

Лекция – важная форма аудиторной работы студента. Цель лекции – ознакомить студентов с основными теоретическими вопросами дисциплины в логически выдержанной форме. Студентам рекомендуется вести конспект лекций в отдельной тетради. Каждая лекция оформляется соответствующим образом: указывается тема, выделяются вопросы, которые лектор предлагает в качестве основных, «узловых» пунктов, раскрывающих тему.

Необходимо внимательно слушать лектора, следить за логикой изложения материала и записывать теоретические положения, в которых содержится важная смысловая информация. Не следует записывать подряд все услышанное, это рассеивает внимание и затрудняет понимание главного. Детали, примеры, конкретизирующие основные теоретические идеи, можно и нужно почерпнуть в ходе самостоятельного знакомства с литературой, рекомендованной к семинарским занятиям, учебному курсу в целом.

Работа студента на лекциях не должна ограничиваться пассивной записью лекционного материала. Студент на лекции должен не просто присутствовать, а работать (не отвлекаясь на посторонние разговоры), следить за логикой изложения материала, участвовать в предлагаемом преподавателем диалоге. Запись лекции вести не «от случая к случаю» и не тогда только, когда лектор дает под диктовку теоретические выводы, а постоянно, сохраняя логическую последовательность излагаемого материала.

К материалам лекций следует периодически обращаться, не откладывая работу с конспектом на период подготовки к экзамену. Перед очередной лекцией необходимо восстановить в памяти уже пройденный материал для лучшего усвоения новой информации. В лекционной тетради должны быть поля, на которых студент делает самостоятельные отметки, выделяя при работе с лекционным материалом важное, значимое, проблемное. Поля в тетради – это пространство для выражения индивидуально-творческого отношения к услышанному и записанному, прочитанному и законспектированному, без которого учебный процесс не может быть полноценным.

Конспектирование лекций – дело сугубо индивидуальное, творческое и в нем возможны различные варианты оформления и разный объем текста лекций. Но одно несомненно: ведение конспекта помогает студенту логично и в системе осваивать учебный материал, обретать навыки в письменной форме грамотно фиксировать устную речь, что может оказаться необходимым и в будущей профессиональной деятельности.

Практическое занятие – составная часть учебного процесса, групповая форма учебных занятий, позволяющая студентам развить навыки самостоятельной работы с научной литературой, получить опыт публичных выступлений, применить полученные теоретические знания при решении практических задач. Занятие может проходить в разных формах, но при любой его форме, обязательной для студента является предшествующая ему и последующая за ним, самостоятельная работа с литературой.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Критерии рейтинговой системы оценки результатов обучения студентов

Виды учебной деятельности студентов

Балл за конкретное задание

Число заданий за семестр

Баллы

Минимальный

Максимальный

ДЕ 1. Понятие о современной географии. Понятие о географии. Предмет географии. Место географии среди наук, иерархия географических знаний. Значение географии: образовательный, экологический и практический аспекты.

Текущий контроль

10

21

Конспект по теме «Современная география»

5

1

2

5

Систематизирующая таблица «Географические науки»

4

1

2

4

Реферат «География в жизни людей»

12

1

6

12

ДЕ 2. История географических открытий и формирование географической картины мира. Формирование географической картины мира в древности. Формирование географической картины мира в средневековье. Великие географические открытия. Формирование географической картины мира в настоящее время. Формирование современной комплексной географии.

Текущий контроль

19

28

Контурная карта «Маршрут путешествия Марко Поло», «Маршрут путешествия Афанасия Никитина», «Маршрут

путешествия Х. Колумба», «Маршрут путешествия Васко да Гама», «Маршрут путешествия Ф. Магеллана», «Первое кругосветное путешествие русских», «Открытие Антарктиды»

4

7

19

28

Рубежный контроль

5

10

Тест по ДЕ 3

1

10

5

10

ДЕ 3. Современная структура географических знаний и методы географических исследований. Иерархия географических знаний. Учения, теории, концепции, гипотезы, понятия. Методы географических исследований Методы географических исследований. Сквозные направления географии.

Текущий контроль

11

21

Конспект по теме «Общегеографические учения, теории, концепции и гипотезы»

5

1

3

5

Систематизирующая таблица «Методы географии»

4

1

2

4

Реферат «Экологизация, историоризация, экономизация и гуманизация географии»

12

1

6

12

Рубежный контроль

10

20

Тест по ДЕ 3

1

20

10

20

Итого

55

100

Поощрительные баллы
















Штрафные баллы
















7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

А) Основная литература:

  1. Жекулин В. С. Введение в географию. Изд-во ЛГУ, 1989.

  2. Максаковский В.П. Географическая культура. – М., 1998.

Б) Дополнительная литература:

  1. Диких А.Н. Методы физико-географических исследований. – Н.Новгород: НГПУ, 2008.

  2. Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. М.: Просвещение, т.1-5, 1983-1986.

  3. Саушкин Ю. Г. История и методология географической науки. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976.

  4. Теория и методология географической науки / М.М. Голубчик и др. – М: ВЛАДОС, 2005.

  5. Журнал «Вестник МГУ. Серия 5. География».

В) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. http://dic.academic.ru – словари и энциклопедии он-лайн

2. http://vikipedia/.ru – Википедия

3. http://www.unesco.ru – Бюро ЮНЕСКО в Москве

4. http://www. Wgeo.ru – Всемирная география

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Настенные географические карты:

Физические:

Мир

Российская Федерация

Тематические:

История географических открытий

Географические атласы:

Географический атлас мира. М., 1997.

Электронные средства обучения

WEB-Атлас «Россия как система»

Электронный «Большой атлас России»

Электронный атлас «Приволжский федеральный округ»

Электронный атлас «Нижегородская область»

Презентации лекций

Мультимедийный проектор

Ноутбук

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины
Целью освоения дисциплины (модуля) «Старославянский язык» является формирование у студентов знаний в области фонетики, графики, лексики,...

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля) гсэ. Б 05 Культурология
Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина (модуль): дисциплины социального и общего гуманитарного цикла. Дисциплины, для...

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля) «Управление корпорациями»

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля ) антропология направление подготовки 030300 «Психология»
Целями освоения дисциплины «Антропология» являются общее знакомство с основными положениями и разделами антропологии

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля) «Системы поддержки принятия решений»

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля) история взаимодействия общества и природы
Целью освоения дисциплины является формирование компетентности студентов в сфере развития экологических идей и представления о возрастании...

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля) Введение в литературоведение...
Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории...

Рабочая программа дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции