Рабочая программа по историческому краеведению Класс




Скачать 174.85 Kb.
Название Рабочая программа по историческому краеведению Класс
Дата публикации 30.05.2014
Размер 174.85 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > География > Рабочая программа


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Терновская общеобразовательная школа.



Рассмотрена

на заседании ШМО

Протокол № ____

от «26» августа 2013 г. Руководитель ШМО

__________________

/Новокрещенов М.И./


Согласовано

Заместитель директора

по УВР

_______/Родивилова Е.В./


Утверждаю

Директор школы

____/Новокрещенов М.И./

Приказ № ____

от «30» августа 2013г.



Рабочая программа
по историческому краеведению

Класс - 9
Всего часов на учебный год - 34

Количество часов в неделю - 1


Учитель:

Полежаева Елена Олеговна

Терновка - 2013 г.

Пояснительная записка.

Важная роль в процессе обучения и воспитания в современной школе отводится национально - региональному компоненту содержания. Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства. Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д.С. Лихачев назвал «объединяющим началом всех наук».
Нормативными основаниями изучения курса «Краеведение» являются:

  • Федеральный закон «Об образовании»

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

  • Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. № 760

  • Примерная региональная программа для 8 - 9 классов общеобразовательной школы А.Е. Ершовой, М.Л. Вороновой.


Используемый УМК

  • Историческое краеведение: примерная региональная программа, тематическое планирование и методические рекомендации для 8 - 9 классов общеобразовательной школы / А. В. Ершова, М. Л. Воронова. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2012. - 60 с.

  • Попова В.И. Историческое краеведение Воронежской области. Учебное пособие / В.И. Попова, А.О. Амелькин. Научн. ред. Б.Я. Табачников. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2012. - 112 с.

  • Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Научн. ред. Б.Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008. - 384 с.



Место предмета в учебном плане

Рекомендуется использовать на изучение курса «Историческое краеведение» в 9 классе 1 час в неделю (34 часа в год).
Общая характеристика предмета

Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны.

Содержание курса «историческое краеведение» построено на основе проблемно - хронологического принципа.

Методологической основой содержания предмета является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона составляет категорию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процессов в мире и во взаимосвязи с историей Родины.

Краеведение важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии и экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей.
Цель курса: осознание учащимися значимости наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России.
Исходя из поставленной цели, задачами курса являются:

  1. умение самостоятельно находить нужную информацию об интересующем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах дальнейшего проживания в регионе;

  2. участие в решении проблем окружающего социума;

  3. осознание учащимися связи с наследием края; значимости этого наследия для предыдущих поколений, для современных жителей, для России и для него лично: «Я – мой край – мое Отечество – мир».


Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения истории края ученик должен

знать (понимать):

  • основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;

  • изученные виды исторических источников.

уметь:

  • соотносить даты событий истории края с веком;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов;

  • использовать приобретенные знания при написании сообщений, творческих работ, рефератов.

  • Самостоятельно находить, классифицировать, анализировать информацию из различных источников: библиотеки, музеи, Интернета.



Содержание курса «Историческое краеведение» 9 класс (34 часа)
Тема 1. Воронежская губерния во второй половине XIX века. (5 часов)

Реформа 1861 года в губернии: особенности ее проведения и последствия. Развитие капитализма и изменение структуры населения губернии. Народническое движение в крае. «Наши», «Земля и воля», «Черный передел». Начало рабочего движения и зарождение первых социал-демократических организаций.

Деятели культуры – уроженцы Воронежского края – М.А. Веневитинов, И.А. Бунин, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, А.А. Бучкури, М.Е. Пятницкий и др.
Тема 2. События начала XX века в истории Воронежского края. (3 часа)

Социально-экономическое развитие губернии. Положение рабочих, крестьян. Социал-демократические организации накануне первой русской революции. Революция 1905–1907 гг. в Воронеже и Воронежской губернии: Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой – весной 1906 года. Зарождение представительной демократии в крае.

Повседневная и общественно-культурная жизнь губернии.
Тема 3. Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 года. (4 часа)

События Февраля 1917 года в Воронеже и губернии. Провозглашение советской власти осенью 1917 года в крае. Претворение в жизнь Декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах. Начало вооруженной борьбы на Дону. Гражданская война в губернии летом 1918 – зимой 1919 гг., летом – осенью 1919 г.

Окончание гражданской войны в крае в 1922 году Народное хозяйство Воронежской губернии в условиях гражданской войны (1918–1920 гг.)
Тема 4. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920–1930 годы. (6 часов)

Восстановление и реконструкция промышленности. Развитие кооперации в деревне. Образование Центрально-Черноземной области (1928 г.) и преобразование в 1934 году в Воронежскую область. Интенсивный рост промышленного производства в крае, трудовой энтузиазм в годы индустриализации. Драматизм проведения коллективизации в Черноземье. Массовые репрессии партийно-государственных работников, интеллигенции, крестьян, рабочих, церковнослужителей.

Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменения в культурном строительстве.
Тема 5. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства. (9 часов)

Начало мобилизации в армию и формирование Воронежского добровольческого полка. Перестройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части воронежских заводов. Начало массированных налетов фашистской авиации на город.

Наступление на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование Воронежского фронта (командующий генерал Н.Ф. Ватутин). 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторненская наступательные операции и их значение.

Злодеяния гитлеровцев на воронежской земле. Боевые и трудовые подвиги наших земляков. Героизм, запечатленный в мемориалах, памятниках, музеях, названиях улиц.

Народное хозяйство области в восстановительный период (1945–1950 гг.).
Тема 6. Хозяйственное и культурное развитие области в 1950–1990 годы. (3 часа)

Рост промышленного производства, строительство новых предприятий (Воронежский шинный завод, завод тяжелых механических прессов, завод радиодеталей, Острогожский консервный завод, Нововоронежская атомная электростанция и др.), реконструкция ранее построенных.

Развитие сельского хозяйства области. Концентрация и специализация сельскохозяйственного производства. Социальные проблемы деревни. Массовое жилищное и социально-бытовое строительство в г. Воронеже и области.

Достижения наших земляков в области культуры.
Тема 7. Современный этап развития Воронежа и области. (4 часа)

Крупные предприятия края. Экономика края на современном этапе развития: ее особенности. Перспективы развития области. Система управления областью и органы местного самоуправления: их функции, взаимодействие, эффективность.

Развитие образования и культуры в Воронежской области.

Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их решения.
Итоговое повторение (1 час)


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» 9 КЛАСС (34 ЧАСА)



урока №

п/п урока

в разделе

Тема урока

Планируемые результаты

Дата проведения

Примечание

план

факт

Тема 1. Воронежская губерния во второй половине XIX в. (5 часов)

1

1

Реформа 1861г. в губернии: особенности ее проведения и последствия. Развитие капитализма. Изменения структуры населения.

Активизировать знания из курса истории России. Объяснять причины и итоги проведения реформы 1861г.

6.09







2

2

Народническое движение в крае. Организации: «Наши», «Земля и воля», «Черный передел». Г.В. Плеханов, А.И. Желябов, А.Д. Михайлов.

Оценивать значение и последствия народнического движения в крае. Рассказывать о рабочем движении и первых социал-демократов.

13.09







3

3

Начало рабочего движения и зарождение первых социал-демократических организаций. Условия жизни рабочих. Выступления и стачки в крае. Первые марксистские кружки.

Готовить сообщения о деятелях социальных движений.

20.09







4

4

Деятели культуры - уроженцы Воронежского края. Образование в крае. С.И. Мосин, М.А. Веневитинов, Н.И. Крамской, Н.Н. Ге.

Готовить сообщения о деятелях культуры.

27.09







5

5

Итоговый урок по теме.




4.10







Тема 2. События начала XX в. в истории Воронежского края (3 часа)

6

1

Социально - экономическое развитие губернии в н. ХХ в. Промышленность. Положение рабочих и крестьян в губернии.

Характеризовать социально - экономическое развитие губернии. Давать общую характеристику положения рабочих и крестьян.

11.10







7

2

Революция 1905 - 1907 гг. в Воронеже и губернии. Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой - весной 1906г. Зарождение представительной демократии в крае.

Раскрывать причины революции 1905 - 1907гг. Рассказывать о ходе революции на территории края.

18.10







8

3

Общественно - культурная жизнь губернии. Изменение внешнего облика Воронежа: открытие памятников, строительство новых зданий. Новые учебные заведения.

Готовить сообщения об общественной и культурной жизни губернии в первой половинеXX в.

25.10







Тема 3. Военно - политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917г. (4 часа)

9

1

События Февраля 1917г. в Воронеже и губернии. Установление двоевластия. Деятельность политических партий в период двоевластия.

Находить информацию по данной теме из различных дополнительных источников. Готовить сообщения.

1.11







10

2

Провозглашение советской власти осенью 1917г. в крае. Претворение в жизнь декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах.

Называть причины событий октября 1917г. рассказывать о первых мероприятиях Советской власти. Объяснять суть борьбы политических сил в Советах на местах.

15.11







11

3

Гражданская война в губернии. Начало вооруженной борьбы на Дону. Военные действия летом 1918 - зимой 1919гг., летом - осенью 1919г. Окончание войны в крае в 1922г. Народное хозяйство в условиях гражданской войны (1918 - 1920гг.)

Называть причины гражданской войны. Характеризовать итоги войны. Объяснять политику «военного коммунизма» в условиях гражданской войны.

22.11








12

4

Урок - зачет по теме: «Военно - политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917г.».

Решать исторические задачи и проблемные ситуации по истории Воронежского края в первой половине XXв. высказывать суждения о значении событий 1917г.

29.11







Тема 4. Социально - экономическое положение Воронежского края в 1920 - 1930 гг. (6 часов)

14

1

Восстановление хозяйства и реконструкция промышленности. Развитие кооперации в деревне. Образование центрально - Черноземной области (1928г.) и преобразование в 1934г. в Воронежскую область.

Систематизировать исторический материал о Воронежском крае после гражданской войны. Объяснять причины проведения индустриализации и коллективизации.

6.12








15

2

Индустриализации в Воронежской области. Интенсивный рост промышленного производства в крае, трудовой энтузиазм в годы индустриализации.

Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о трудовом энтузиазме жителей края в период индустриализации.

13.12







16

3

Коллективизация в Черноземном крае. Развитие кооперации. Образование колхозов.

Готовить сообщения о проведении коллективизации на территории края.

20.12







17

4

Сталинские репрессии в Воронежском крае. Массовые репрессии партийно-государственных работников, крестьян, рабочих, церковнослужителей.

Участвовать в обсуждении темы. Высказывать свое отношение к массовым репрессиям на основе анализа информации по теме.

27.12







18

5

Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменения в культурном строительстве. Переход ко всеобщему среднему образованию. Развитие высшего и среднего образования. Преображение города Воронежа.

Собирать информацию и готовить сообщения о культурной жизни края.

17.01







19

6

Итоговый урок по теме.

Систематизировать и обобщать исторический материал по периоду.

24.01







Тема 5. Воронежская область в годы Великой Отечественной Войны и послевоенного строительства (9 часов)

20 - 21

1 – 2

Воронежская область в начале войны. Мобилизация. Воронежский добровольческий полк. Перестройка промышленности на военный лад, эвакуация части воронежских заводов. Налеты фашистской авиации.

Активизировать знания из курса истории России периода ВОВ. Рассказывать о формировании добровольческого полка. Характеризовать работу завода им. Коминтерна, авиационного завода и др.

31.01

-

7.02







22 - 23

3 – 4

Военные действия на территории воронежской области. Наступление на Воронежском направлении (лето 1942г.).воронежский фронт. Н.Ф. Ватутин. 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско - Россошанская и Воронежско - Касторненская наступательные операции и их значение. Злодеяния гитлеровцев на Воронежской земле.

Систематизировать исторический материал о событиях ВОВ на территории Воронежской области и города Воронежа. Использовать историческую карту для рассказа о военных действиях на Воронежском направлении.

14.02

-

21.02







24

5

Боевые и трудовые подвиги воронежцев в годы войны. Героизм, запечатленный в памятниках, мемориалах, музеях, названиях улиц.

Собирать информацию и готовить сообщения о подвигах наших земляков.

28.02







25

6

Практика: сочинение «Война в судьбе моей семьи».




7.03







26

7

Герои земли Терновской.

Самостоятельно собирать информацию о героях нашей малой Родины. Готовить сообщения о подвигах земляков.

14.03







27

8

Восстановление народного хозяйства. Народное хозяйство области в восстановительный период (1945 - 1950гг.). Восстановление промышленности. Возрождение городов и деревень. Возрождение культуры.

Рассказывать о восстановлении народного хозяйства на территории края.

21.03







28

9

Итоговый урок по теме.




4.04







Тема 6. Хозяйственное и культурное развитие области в 1950 - 1990 гг. (3 часа)

28 - 29

1 - 2

Воронежская область в период «оттепели». Воронеж в 70-80-е гг. Рост промышленности. Строительство новых заводов (Воронежский шинный завод, завод механических прессов и т.д.). Развитие сельского хозяйства.

Систематизировать материал о Воронеже в 60 - 80-ых гг. называть причины тяжелого положения в деревне. Готовить сообщения о развитии промышленности.

11.04

-

18.04







30

3

Достижение наших земляков в области культуры. Развитие образования на территории области. Воронежские ученые с мировым именем. Воронежские писатели.

Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщений.

25.04







Тема 7. Современный этап развития Воронежа и области (4 часа)

31

1

Экономика края на современном этапе развития: ее особенности. Предприятия края. Перспективы развития области. Система управления областью и органы местного самоуправления: их функции, взаимодействие, эффективность.

Объяснять причины социально - экономических перемен последнего десятилетия ХХ в. характеризовать работу промышленных предприятий Воронежской области. Раскрывать перспективы развития области. Раскрывать сущность взаимодействия федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации.

2.05







32

2

Развитие образования и культуры в Воронежской области. Современная архитектура и строительство. Новые памятники в Воронеже и области. Современная театральная жизнь.

Рассказывать о наиболее значительных событиях в области культуры Воронежа и Воронежской области. Готовить сообщения по теме.

9.05







33

3

Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их решения. Современное состояние экономики. Крупные промышленные предприятия области. Особенности развития с/х производства.

Называть важнейшие перемены в социально - экономической жизни края на современном этапе. Рассказывать, как изменилась жизнь в твоем поселке. Обозначать основные проблемы и трудности региона. Находить информацию по теме в различных источниках.

16.05







34

4

Итоговое повторение. По выбору:

  • Защита творческих работ

учащихся

  • Учебные экскурсии

  • Тестовая проверка знаний

Систематизировать исторический материал по истории Воронежского края с древнейших времен до нашего времени.

23.05








Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.
Мультимедийное оборудование класса

Карты

  1. Физическая карта Воронежской области

  2. Физическая карта России

  3. Восточно - Европейская равнина

Презентации
Список образовательных ресурсов сети Интернет

  1. Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru

  2. Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru

  3. Министерство образования и науки РФ: http://mon.gov.ru

  4. Сайт воронежского краеведения. край36.рф

  5. Электронные ресурсы Воронежского краеведения .vrnlib.ru/kraevedenie



Средства массовой информации образовательной направленности

1. Учительская газета: http://www.ug.ru

2. Газета «Первое сентября»: http://ps. 1 September.ru, http://dob. 1 september.ru

3. Журнал «Вестник образования России»: http://www.vestniknews.ru

Учебно-методическая литература учителя

  1. Историческое краеведение: примерная региональная программа, тематическое планирование и методические рекомендации для 8 - 9 классов общеобразовательной школы / А. В. Ершова, М. Л. Воронова. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2012. - 60 с.

  2. Попова В.И. Историческое краеведение Воронежской области. Учебное пособие / В.И. Попова, А.О. Амелькин. Научн. ред. Б.Я. Табачников. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2012. - 112 с.

  3. Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Научн. ред. Б.Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008. - 384 с.

  4. Панова В.И. История Воронежского края. Изд.5-е, Воронеж, 2007. 

  5. Кононов В.П. Памятники Воронежа и Воронежской области. Воронеж, 1979.

  6. Акиньшин А., Ласунский О. Два века воронежского краеведения: люди, труды, события. Воронеж, 2000. 


Литература для учащихся

  1. Синюк А.Т., Винников А.З. Дорогами тысячелетий. - Воронеж, 2003.

  2. Аббасов А., Остапенко В. Загадки и тайны Воронежского края. Воронеж, 1992.

  3. Атлас Воронежской области под редакцией Н. Н. Ермоленко.

  4. Воронежская область: административно-территориальное деление по состоянию на 1 января 1982 г. Воронеж, 1982.

  5. Навечно в памяти народной: их именами названы воронежские улицы. Воронеж, 1980.

  6. Воронеж: экономико-географическое исследование. Воронеж, 1986. 




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по историческому краеведению Класс icon Рабочая программа по историческому краеведению Класс
Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д. С. Лихачев назвал «объединяющим началом всех наук»
Рабочая программа по историческому краеведению Класс icon Рабочая программа по географическому краеведению Класс
Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы:...
Рабочая программа по историческому краеведению Класс icon Приказ №82 от 31. 08. 2013г рабочая программа по литературному краеведению...
Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса составлена на основе основной образовательной программы об основном общем...
Рабочая программа по историческому краеведению Класс icon Список победителей и призеров, учителей, подготовивших победителей...
Пинягина Эллина, обуч-ся 11 кл., Гоши «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» им. Ю. А. Спиридонова, г. Сыктывкар
Рабочая программа по историческому краеведению Класс icon Рабочая программа по литературе 8 класс
Рабочая программа по литературе (8 класс) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по историческому краеведению Класс icon Рабочая программа по русскому языку. (9 класс) Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку (9 класс ) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного...
Рабочая программа по историческому краеведению Класс icon Рабочая программа по литературе 5 класс
В данном пособии представлена рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику-хрестоматии: Коровина В. Я., Журавлёв В. П.,...
Рабочая программа по историческому краеведению Класс icon Рабочая программа по Истории России 7 класс предмет, класс и т п
Составлено на основе программы А. Данилова и Л. Г. Косулиной «История России 6-9 класс» (2009 г.)
Рабочая программа по историческому краеведению Класс icon Рабочая программа по литературе Смоленщины Пояснительная записка
Программы для образовательных учреждений Смоленской области. Региональный компонент. Литература Смоленщины. Смоленск. Траст-Имаком,...
Рабочая программа по историческому краеведению Класс icon Рабочая программа по русскому языку 8 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованием федерального компонента государственного стандарта на основе
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции