М. И. Бойчук работник творческого объединения «Лаврские художественные мастерские им И. Ижакевича», искусствовед, автор учебно-воспитательного пособия «Рыцарь гуманизма: Николай Николаевич Миклухо-Маклай»




Скачать 166.4 Kb.
НазваниеМ. И. Бойчук работник творческого объединения «Лаврские художественные мастерские им И. Ижакевича», искусствовед, автор учебно-воспитательного пособия «Рыцарь гуманизма: Николай Николаевич Миклухо-Маклай»
Дата публикации30.05.2014
Размер166.4 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
literature-edu.ru > География > Учебно-методическое пособие
Воспитательный потенциал личности Н.Н.Миклухо-Маклая

Учебно-методическое пособие
Автор-составитель:

М.И.Бойчук – работник творческого объединения «Лаврские художественные мастерские им И.Ижакевича», искусствовед, автор учебно-воспитательного пособия «Рыцарь гуманизма: Николай Николаевич Миклухо-Маклай»,

одобренного МОН Украины для использования в общеобразовательных учебных заведениях (письмо МОН № 1.4/18-Г-133 от 01.04.2010р.).
Рецензенты:

В.М.Пащенко – д.геогр.н., проф. Кафедры земельного кадастра НУБиПУ, член Национального союза писателей Украины.

П.Н.Решетник – к.пед.н., директор НУПЦ «Охрана природных ресурсов и реформирования земельных отношений».

К.Ф.Коценко – к.геогр.н., доц. Кафедры региональной экономики КНЭУ им.В.Гетьмана.
Литературная редакция:

Н.В.Мунич – замиститель главного редактора еженедельника «Краєзнавство. Географія. Туризм».
Воспитательный потенциал личности Н.Н.Миклухо-Маклая

Учебно-методическое пособие
Предисловие

Учебно-методическое пособие «Воспитательный потенциал личности Н.Н.Миклухо-Маклая» (далее – пособие) – это ориентир на духовные ценности, которые раскрываются через практическую конкретизацию духовных добродетелей. Исследование жизненного подвига Николая Николаевича Миклухо-Маклая (или Маклая) – вершина духовной личности – должно стать таким раскрытием для многих. Пособие отображает практическую реализацию духовных качеств человека, полученных на основе восприятия идеалов Добра, Человечности, Чести, Единства. Их избрал путеводителем выдающийся учёный, неуклонно воплощая в действительность поставленную перед собой величественную Цель, достойную всей человеческой жизни. Маклай единственный видел уникальный путь её достижения и за свою короткую жизнь достиг своей цели – научно доказал миру, что все люди равноценны, что нет высших и низших рас. Таким образом, Маклай сделал невозможным даже само оправдание рабства, осудив его как позорное явление, унизительное для человеческого достоинства. И, как свидетельствуют исторические факты, он успешно справился с поставленными перед собой заданиями. Публикации в прессе научных исследований и гневных статей учёного дали толчок к освободительной борьбе против колонизаторов, и со временем порабощённые народы получили независимость. То есть, усилия Маклая были не напрасны. Это является ещё одним доказательством того, что в этом мире ничто не проходит бесследно. Каждая мысль, каждое действие человека влечёт за собой последствия. Поэтому человек должен ответственно следить за чистотой своих помыслов и поступков.
Воспитательный потенциал личности Н.Н.Миклухо-Маклая раскрывается в контексте учебно-воспитательного пособия Бойчук Марии «Рыцарь гуманизма: Николай Николаевич Миклухо-Маклай», одобренного МОН Украины для использования в общеобразовательных учебных заведениях (письмо МОН № 1.4/18-Г-133 от 01.04.2010р.). Реализация воспитательного потенциала уникальной личности способствует осознанию совестью того факта, что человек, прежде всего – Творец, в широчайшем смысле этого слова, то есть способен и должен творить на более высоком, более качественном уровне сознания. Однако для этого необходимо иметь соответственно более возвышенную и чистую цель, способную пробудить силу духа и раскрыть неисчерпаемый Источник Духа человека. Как сказал известный философ Григорий Савич Сковорода: «Семена всех наук прячутся внутри человека, тут скрыт их источник, а кто видит его? Это один неисчерпаемый источник всего блага и блаженства нашего, он сам есть это блаженство. Быть счастливым – найти самого себя. Верхушка и цветок всей жизни нашей – внутренний мир, сердечная весёлость, душевная мощь».

Данным пособием могут воспользоваться воспитатели и учителя 5-11 классов.

Актуальность, цель и научная новизна пособия

Во времена материально-технического прогресса остро стал вопрос воспитания целостной, морально устойчивой личности. Она не должна терять истинных человеческих ценностей, должна различать добро и зло, и быть способной формировать в себе высокий уровень человечности. Целеустремлённость и самоотдача – это те качества, которые необходимо подчеркнуть, рассказывая о выдающемся учёном. Именно они необходимы современной молодёжи для дальнейшего развития личности в направлении духовности. Истинно духовный человек должен осознавать своё единство со всем, что его окружает, и испытывать ответственность за свои мысли, слова и поступки.

Идеалы Добра, Человечности, Чести, Единства являются самой могущественной силой, способной вывести человечество из безысходности материализма. Это доказал своей самоотверженной жизнью Маклай. Подвиг этого человека способен зажигать сердца людей стремлением к идеалу, он достоин наследования.

«…Умиляет и приводит в восхищение в Вашей деятельности то, что, сколько мне известно, Вы первый несомненно опытом доказали, что человек везде человек, то есть доброе, обязательное существо, в общение с которым можно и должно входить только добром и истиной, а не пушками и водкой. И Вы доказали это подвигом истинного мужества, которое так редко встречается в нашем обществе, что люди нашего общества даже его и не понимают» – это фрагмент письма Л.Н.Толстого к Н.Н.Миклухо-Маклаю.

Раньше мы многого не знали о Маклае, поскольку его статьи, документы находятся в разных странах. Теперь имеем возможность познакомиться ближе с духовным и научным наследием этого удивительного человека, окунуться в мир его мыслей, проследить за становлением необычайной личности. Маклай жил в гармонии со всем, что его окружало, и стремился создать такие общественные условия жизни, при которых возможно было бы дальнейшее развитие человека как истинного творца. А это осуществимо лишь при условии соблюдения принципов: «Обращайся с другими так, как хочешь, чтобы обращались с тобой»; «Если ты видишь, что общество несовершенно, и хочешь изменить его, – начни с себя». На примере собственной страны мы убедились, что революция не способна решить проблему. В своё время Маклай говорил о напрасности революций. Его беспокоил этот вопрос, он анализировал историю человечества, размышлял, сопоставлял мысли лучших его представителей и делал свои выводы. Это была работа не только разума, но прежде всего – работа сердца. Только любящее сердце, сердце, просветлённое светом души, способно расшириться до размеров Вселенной и охватить своей любовью и заботой весь мир.

Человек с таким сердцем – истинный творец, и созданное им выдерживает испытание временем, т.е. «не подлежит тлену».

«…Гуманизм, чтобы он стал плодотворным, нужно из абстракции превратить в Науку о Человеке, построенную на природных истинах и потому доказательную.

Я не знаю, достанет ли у меня сил и времени найти все необходимые для этого истины, но ничего более в жизни не волнует меня в такой мере, как эта моя практическая задача», – это фрагмент письма Маклая к одной из своих корреспонденток.

Академик Карл Максимович Бэр, благословляя Маклая в Большую науку, сказал: «…Сам собою мозг ничего не рождает. Все плодоносные токи исходят к нему из души, коя у подлинного творца много отважнее и много более сведуща, нежели ум. Творить – суть восставать, бунтарствовать и без оглядки идти в сражение за добыванием истины. Когда же человек по причине своей – прирождённый раб, восстать он попросту страшится. Потому с первых шагов изгоняйте из себя всё рабское, будьте в своей душе непременно вольным и больше всего на свете бойтесь коленопреклонённого трепета. Боже вас сохрани – ни перед кем!..»

Мудрость сердца, иначе говоря, духовное сердце – это те качества, которые должны быть развиты в человеке на данном этапе эволюции. Только мудрость сердца способна вывести человечество из безысходности материализма. Невозможно всё время ходить по кругу, повторяя ошибки, необходимо делать выводы. Духовное сердце может быть развито лишь собственным усилием, постоянной работой над собой, требовательностью к себе. Этими качествами вполне обладал Маклай. Именно поэтому он сумел решить задачу, поставленную перед ним временем. И решил её успешно. Не любой ценой, а оставшись при этом человеком, способным сочувствовать чужой боли.

Такое сочувствие возможно только благодаря Внутреннему Единству со всем живым, другими словами – благодаря восприятию всего, что окружает человека, как части самого себя.

Маклай действовал не физической силой, а мудростью сердца. Благодаря его высказываниям в прессе, сложилось общественное мнение, изменившее в лучшую сторону сознание отдельных людей и, как следствие, всего общества. Маклай научно доказал несостоятельность теории, которая защищала и оправдывала колониализм; личным примером самоотверженной жизни показал, как много может сделать один человек. Доктор истории Габриэль Моно в 1889 году написал: «Без преувеличения можно сказать, что после Чарльза Дарвина, совершившего колоссальный переворот во всём естествознании, Миклухо-Маклай был наиболее гениальным реформатором Науки о Человеке. Но если Дарвина, вслед за теорией естественного отбора создавшего теорию происхождения человека, жизненные проблемы народов волновали постольку поскольку, то Миклухо-Маклай задачи науки от судеб человечества никогда не отделял. Напротив, чем глубже он познавал человеческую природу, чем больше убеждался в чисто биотической равноценности всех наций и рас, тем острее чувствовал потребность борьбы за всеобщую социальную справедливость и равенство народов. Бесстрастная наука делала его страстным трибуном угнетённых».

Понятие «мудрость сердца» не является новым для украинского менталитета, его можно встретить в высказываниях многих отечественных и зарубежных писателей, поэтов, известных деятелей культуры и искусства, философов, мыслителей, научных работников. То есть у тех людей, чьи сердца были открыты для осознания истины, и которые создавали духовные, моральные и материальные ценности, что способствовало развитию цивилизации в направлении добра и справедливости, без чего невозможно построить гармоничное общество. Для примера можно привести слова Григория Сковороды: «Познай в себе человека… Царство Божье внутри нас. Счастье в Сердце, Сердце в Любви, Любовь же в законе Вечного».

Цель пособия состоит в том, чтобы на примере всемирно известного учёного Н.Н.Миклухо-Маклая воспитывать личность высокого морального уровня, сформировать положительные качества характера и осознание личностью своего предназначения. Воспитание в учениках Идеалов Добра, Человечности, Чести, Единства при помощи данного пособия обеспечивает:

- предоставление материала, соответствующего теме;

- применение в процессе воспитания заданий, которые требуют от ученика осмысления духовных понятий, выражения своих чувств, взглядов, критической оценки и собственного мнения;

- организация самого процесса обучения, мобилизующая ученика на самоорганизацию, на формирование способности придерживаться определённых требований дисциплины, правил поведения и культуры интеллектуального труда;

- адекватное педагогическое поведение учителя, служащее для учеников образцом.

Образовательная цель пособия предусматривает обогащение духовного мира личности, получение и расширение Знаний о Человеке, как о творце в высочайшем смысле этого слова. Что может быть важнее осознания человеком факта: он – Творец и движущей силой в нём является, прежде всего, Сила Духа. Вот как наметил цель и предназначение человека сам Николай Николаевич Миклухо-Маклай, выступая перед учёными Линнеевского общества Нового Южного Уэльса: «Я думаю, наше назначение в том, чтобы, познавая механизм Души, утверждать его как шедевр Вселенной. Не случайно, а закономерно человек стремится к прекрасному, ищет пути его создания. Жизнь же в своей основе есть прекрасное над прекрасным, высший шедевр.

Познать жизнь, всю механику Вселенной – вот, на мой взгляд, наша цель».

Однако, не видя истинной духовной цели своего существования, а развивая только умственные способности, человечество загоняет себя в глухой угол рафинированного рационализма, не получая радости от своих достижений. Данное пособие даёт возможность учителю использовать рекомендованные материалы – и предусматривает использование детьми других примеров из жизни известных им людей. Учебно-воспитательный процесс во время ознакомления с биографией и научным творчеством Н.Н.Миклухо-Маклая при помощи данного пособия обеспечивается подбором такого материала, чтобы облагораживать поступки и действия субъектов процесса. Анализируя факты жизни и исследовательского подвига путешественника и учёного, нужно делать это через призму формирования умения жить в соответствии с описанными выше духовными принципами.

Научная новизна пособия составляет новую трактовку личности Н.Н.Миклухо-Маклая, не только как натуралиста-исследователя и этнографа, но и как выдающегося гуманиста своей эпохи, борца против рабства и колониального гнёта в мире, человека всестороннего дарования и образования, а также самых передовых убеждений.

Ещё меньше известен уникальный опыт самообразования и становления этой личности. И действительно это имеет право на определение не только как научная новизна, но как открытие, заслуживающее всестороннего изучения и исследования.
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ И САМООТДАЧА

НА БЛАГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Материалы к уроку, посвящённому

НИКОЛАЮ НИКОЛАЕВИЧУ МИКЛУХО-МАКЛАЮ
«Необходимо что-то важное

сделать для людей,

и только после этого ты – человек»

Н.Н.Миклухо-Маклай

В 2011 году исполнилось 165 лет со дня рождения Николая Николаевича Миклухо-Маклая. В связи с этим 2011 год Украинское географическое общество объявило годом Н.Н.Миклухо-Маклая. Николай Миклух-Маклай настолько выдающаяся личность, что 150-летие со дня его рождения отметила Организация Объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры (United Nations Educational Scientific and Cultural Organization – UNESCO, дальше ЮНЕСКО), включив эту дату в Список всемирных памятных дат. Уникальное событие, так как согласно существующим правилам, ЮНЕСКО отмечает «круглые» даты, кратные ста годам.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай – выдающийся, всемирно известный учёный, чьи научные интересы охватывали многие сферы знаний: этнографию, философию, биологию и географию. Он написал много работ по зоологии, зоогеографии и физической географии, которые не потеряли своей ценности и в наше время. Кроме того, он внёс огромный вклад в науку как основатель морской биологии и сравнительной анатомии. Николай Миклухо-Маклай был первым, кто научно доказал биотическую полноценность людей всех наций и рас. Его научные труды и высказывания в прессе дали толчок к борьбе против рабства во всём мире.

Он первым предрёк крах мировой колониальной системы и выдвинул идею создания таких организаций, как современная Организация Объединённых Наций, ЮНЕСКО, и составил первый проект Всеобщей декларации прав человека. Осуществилась и его идея Независимого папуасского союза.

Родился Н.Н.Миклухо-Маклай в России 5 (17) июля 1846 года. Отец Маклая – Николай Ильич Миклуха – украинец, дворянин, родом из Черниговской губернии, был начальником пассажирской станции и вокзала в Петербурге. В юности, чтобы получить образование, пешком отправился в Петербург, так как не было денег на дорогу. Его предки – знаменитые запорожские казаки. Это из рассказов о них Николай Гоголь создал образ Тараса Бульбы. Поэтому не случайно и Николай Миклухо-Маклай называл себя потомком Тараса Бульбы.

Несмотря на слабое здоровье, Маклай с детства настойчиво учился, мечтал стать учёным – натуралистом. Учась в университете, он принимал участие в студенческих митингах и демонстрациях. Его исключили из университета и запретили учиться в высших учебных заведениях России, поэтому он был вынужден уехать учиться за границу. В Гейдельберге Маклай сумел за год сдать экзамены по программе двух факультетов: философского и юридического. Потом в Лейпциге также за год окончил курс медицины и, став врачом, отправился в Йену, где за два года закончил факультеты сравнительной анатомии и зоологический, каждый на уровне магистра.

У Маклая была цель, поэтому он так настойчиво изучал науку за наукой. Он должен был доказать миру, что все люди равноценны, что нет высших и низших рас, и следовательно не может быть никакого оправдания колониальным захватам, грабежу и насилию. Чтобы сделать себе имя, стать известным, Маклай отправился на практику к известному натуралисту Антону Дорну, который создал первую в мире морскую биологическую станцию в Неаполитанском заливе.

Затем молодой учёный изучает арабский язык, наряжается арабом и под видом паломника отправляется в Аравию, в Мекку, к берегам Красного моря, где занимается сравнительной анатомией различных рыб и пишет большую монографию «Материалы по сравнительной неврологии позвоночных». После её публикации Николай Миклухо-Маклай стал известным в мире науки. Получив рекомендательные письма известных учёных, он решается вернуться на родину, чтобы не быть больше студентом-беженцем, а получить признание русских учёных и уже как исследователь с родины отправиться к Южным островам. На то время только папуасы Новой Гвинеи были ещё не подвержены влиянию белой расой, то есть оставались в первобытном виде, были не смешанными, и сравнивать их с людьми белой расы было вполне корректно.

Родина приняла Маклая, и со временем он отправился к берегам Тихого океана, несмотря на своё слабое здоровье и материальные трудности. Зная, что его слабый от природы организм, может выдержать трудности далёких путешествий и резкие изменения климата ещё 20-25 лет, молодой учёный создал программу будущей деятельности на двадцать два года и шесть месяцев, разделив её на отдельные этапы по годам. А некоторые годы расписал буквально по месяцам. Он должен был выполнить свою программу при условии суровой самодисциплины, периодического отдыха, лечебной профилактики, – и если при этом не унывать, не терять воли к жизни. Если учесть то, что все свои планы Маклай выполнял с поражающей настойчивостью, программа его жизни превращается в своеобразный удивительный документ, в котором всё подчинено только делу. Для него не существует таких понятий, как личная жизнь и собственная выгода.

Изучая жизнь темнокожего населения островов Тихого океана, Маклай не мог оставаться равнодушным к их тяжёлому положению. Он пишет меморандум генерал-губернатору Нидерландской Индии, в котором обращается к голландскому правительству с призывом навести хоть какой-нибудь порядок на берегу Папуа-Ковиай.

Кроме этого, в Батавии учёный публикует статью «Социально-политическое положение населения Папуа-Ковиай в 1874г.», взывая к общественности принудить власть покончить с бедствиями папуасов.

Маклай пользовался огромным авторитетом среди папуасов, ведь он был первым белым человеком, который жил рядом с ними. Разумеется, добиться такого авторитета у «дикарей» было нелегко. Прежде всего, это требовало от Маклая необыкновенного мужества, твёрдости и силы духа, а затем великого терпения, необычайного такта и безупречной честности в каждом своём поступке. В условиях, в которых он оказался, с его стороны это был подвиг, но не общественный, а прежде всего нравственный и, как следствие, подвиг научный – неопровержимое доказательство того, что биотически папуасы такие же люди, как и все остальные. И только исторические обстоятельства поставили их на более низкую ступень сравнительно с европейцами. Доказав это, Маклай имел все основания быть довольным и не вмешиваться в дальнейшую жизнь островитян. Ведь без всяких громких заявлений самого Маклая за него сработала его бесстрастная статья «Антропологические заметки о папуасах Берега Маклая на Новой Гвинее», опубликованная в журналах и газетах, которую заметили европейские учёные. Однако под воздействием увиденного и пережитого Маклай понял, что его призвание – быть не только учёным, но и общественным деятелем.

Отныне он уже не только собиратель важных научных фактов, но и трибун, страстный защитник обездоленных. Он даёт гневные интервью в газеты. Но это не мешает ему продолжать и научную деятельность. Ещё в эпоху расцвета колониальной системы учёный верил, что рано или поздно она будет разрушена и все порабощённые народы получат свободу. Если же между ними будут возникать конфликты, то разрешать их будут не войны, а суд Международной ассоциации прав человека.

Нужно сказать, что учёный жил и путешествовал в первые годы на деньги своей семьи. Только им да ещё нескольким друзьям было известно, какие он ставил перед собой задачи, отправляясь на долгие годы в путешествия. Отказывая себе во всём, родные зарабатывали деньги для Маклая, твёрдо веря, что работают для всего человечества. Однако бремя для одной семьи оказалось непосильным. Миклухи были разорены. Но никто из них никогда не раскаивался.

Со временем у Маклая появилась возможность спокойно работать в зоологическом музее в Сиднее, где он получил квартиру и первую в жизни зарплату на уровне академика. Австралийский бизнесмен и учёный- энтомолог Вильям Маклей, создавший этот музей, на протяжении десяти лет буквально боготворил Маклая и пытался обеспечить его всем необходимым. Тут, в Сиднее, Маклай женился, у него родились два сына. Но со временем Маклай возвращается в Петербург, где мечтает начать писать книгу. Однако ему не суждено было это осуществить, он был уже совсем больным. 2 (14) апреля 1888 года Николай Николаевич Миклухо-Маклай умер. Практически всё, что принадлежало учёному и представляло научную ценность, было подарено его женой музеям Петербурга и Сиднея.
ИЗ РАБОТ МАКЛАЯ

«Человек, страстно желающий достичь поставленной перед собою цели, более движим силою духа, нежели отягощён слабостью плоти. Следовательно, непременно должна быть цель, возбуждающая силы духа. Мнения же окружающих, хотя бы и авторитетов, непрекословным приговором служить не могут».

«Счастье же, по моему убеждению, должно венчать жизнь. Тогда стремление к нему наполнит всю жизнь человека смыслом борьбы и завершится торжеством победы. Борьба и победа — вот что, как мне кажется, составляет суть жизни, которая на склоне лет даёт основание сказать:

«Я жил не заурядным потребителем, не равнодушным обывателем, не эгоистом, погрязшим в низменной корысти, а творцом, устремлённым к идеалу, человеком, осознавшим и исполнившим свой долг. Возможность со спокойной совестью сделать такое заявление, и есть счастье, как я его для себя понимаю».

«Смысл же бытия — в прогрессе, то есть в успешном решении задач времени».

«Если бы разум не был занят никаким целесообразным поиском, он оказался бы лишним и, без сомнения, погиб, так как природа сохраняет лишь целесообразное, необходимое для поддержания общей гармонии Мироздания».

«Тот, кто открыл бы, что двигает материей, кроме энергии, которая и сама является материальной, был бы самым гениальным человеком мира. Но даже гению такая задача не под силу. Это задача человечества...»

«Без постоянных размышлений наедине с самим собой, в тишине и покое, плодотворная работа ума невозможна. В этой связи замечу также: напрасно многие стремятся как можно больше прочитать и везде побывать. Как сказал Сенека, кто бывает везде, тот не бывает нигде; ум же совершенствует не количество прочитанных книг, а то, как прочитанное человек осмысливает, сопоставляет только что узнанное с уже известным и, непременно сомневаясь в верности своих суждений, ищет им либо опровержения, либо подтверждения. Сравнительно с чтением, ход такого осмысления много сложнее, поэтому он в особенности требует уединения. Затем ещё: всякая собственная мысль, которую можно назвать мыслью, а – это понятие не так просто, как нам временами представляется, – есть открытие, рождённое интимной искренностью ума. Но какая же интимность возможна на людях?».
ВОПРОСЫ К ОБСУЖДЕНИЮ

  1. Как Вы понимаете, что такое целеустремлённость и самоотдача на благо человечества?

  2. Как могут личные страдания помочь понять страдания других? Подумайте о силе влияния философов и поэтов разных времён на мировозрение мальчика – Николая Миклухо-Маклая.

  3. Как влияла атмосфера семьи (чтение стихов Гёте, Мицкевича, Шевченко, Лермонтова, Пушкина, воспоминания о славных предках – запорожских казаках) на формирование идеалов равенства всех народов у юного Маклая?

  4. Какую цель поставил перед собою студент Миклухо-Маклай? Сколько времени ему пожадобилось на то, чтобы получить высшее образование: юридическое, медицинское, по философии, зоологии и сравнительной анатомии?

  5. Какую роль сыграли научные труды учёного и небезразличное отношение к тяжёлому положению папуасов в освободительном движении угнетённых народов против колонизаторов?


ЗАДАНИЯ

  1. Глубоко изучите биографию Н.Н.Миклухо-Маклая. Чтение учебно-воспитательного пособия М.Бойчук «Рыцарь гуманизма» и другой литературы о Миклохо-Маклае.

  2. Разделите класс на группы. Пусть каждая группа подготовит небольшой реферат о разных этапах жизни Н.Н.Миклухо-Маклая и сделает доклад на уроках географии, биологии, истории, литературы, учитывая разные аспекты его деятельности: как учёного, как философа, как путешественника.

  3. Проведите обсуждение на тему: «Философские взгляды и поступки Н.Н.Миклухо-Маклая, значение его деятельности». Цитирование его высказываний и воспоминаний о нём, которые характеризуют Миклухо-Маклая как целеустремлённого и самоотверженного человека.

  4. Предложите ученикам написать реферат о ком-то из выдающихся людей или о ком-то из их знакомых, кто благодаря своей целеустремлённости и силе духа смог достичь поставленной цели или преодолел свои физические недостатки и, несмотря на слабое здоровье, сумел быть полезным обществу.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Басилов В. Через 100 лет после Маклая. Этнографы рассказывают. – М.: Наука, 1978.

2. Бойчук М. Лицар гуманізму. – Чернігів: Чернігівські обереги, 2011.

3. Водовозов Н. Миклуха-Маклай. М.: Молодая гвардия», 1938.

4. Миклухо-Маклай Н.Н. Собрание сочинений. – Издание в 5-ти т. (т.IV). – М.: Академия наук СССР, 1953.

5. Науковий збірник «Велика волинь» / М.М.Миклухо-Маклай – вчений, мандрівник, гуманіст. / Праці Житомирського науково-краєзнавчого товариства дослідників Волині. – Вип. 46. – Ж.: Волинь, 2011. (Матеріали Міжнародної науково-краєзнавчої конференції, присвяченої 165-річчю від дня народження М.М.Миклухо-Маклая).

6. Путешествие на Берег Маклая / Н.Н. Миклухо-Маклай.- М.: Эксмо, 2010.

7. Сковорода Г. Пізнай в собі людину. – Львів: Світ, 1955.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. И. Бойчук работник творческого объединения «Лаврские художественные мастерские им И. Ижакевича», искусствовед, автор учебно-воспитательного пособия «Рыцарь гуманизма: Николай Николаевич Миклухо-Маклай» iconКонкурс чтецов
Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках концепции развития интеллектуального и творческого потенциала...

М. И. Бойчук работник творческого объединения «Лаврские художественные мастерские им И. Ижакевича», искусствовед, автор учебно-воспитательного пособия «Рыцарь гуманизма: Николай Николаевич Миклухо-Маклай» iconАнализ работы школьного методического объединения учителей математического...
Мо в целом, а в итоге на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания...

М. И. Бойчук работник творческого объединения «Лаврские художественные мастерские им И. Ижакевича», искусствовед, автор учебно-воспитательного пособия «Рыцарь гуманизма: Николай Николаевич Миклухо-Маклай» iconРешением Совета школы
Организация деятельности группы продлённого дня основывается на принципах демократии и гуманизма, творческого развития личности

М. И. Бойчук работник творческого объединения «Лаврские художественные мастерские им И. Ижакевича», искусствовед, автор учебно-воспитательного пособия «Рыцарь гуманизма: Николай Николаевич Миклухо-Маклай» iconВнеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках...
Ной работы в школе. Значительное место в общей системе внеклассной работы принадлежит деятельности учителей русской словесности....

М. И. Бойчук работник творческого объединения «Лаврские художественные мастерские им И. Ижакевича», искусствовед, автор учебно-воспитательного пособия «Рыцарь гуманизма: Николай Николаевич Миклухо-Маклай» iconРабочая учебная программа по литературе в 9 классе Программу составила учитель литературы
Художественные тексты рассматриваются как воплощение авторского замысла в образной форме и осознаются через личностное восприятие...

М. И. Бойчук работник творческого объединения «Лаврские художественные мастерские им И. Ижакевича», искусствовед, автор учебно-воспитательного пособия «Рыцарь гуманизма: Николай Николаевич Миклухо-Маклай» iconВнеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках...
Вует укреплению знаний по предмету, стимулирует развитие творческих способностей учащихся, подготавливает их к самостоятельной научно-исследовательской...

М. И. Бойчук работник творческого объединения «Лаврские художественные мастерские им И. Ижакевича», искусствовед, автор учебно-воспитательного пособия «Рыцарь гуманизма: Николай Николаевич Миклухо-Маклай» iconУчебные пособия Учебно-методические пособия
В целях осуществления контроля за обеспечением качества издаваемой литературы, развитием и совершенствованием редакционно-издательской...

М. И. Бойчук работник творческого объединения «Лаврские художественные мастерские им И. Ижакевича», искусствовед, автор учебно-воспитательного пособия «Рыцарь гуманизма: Николай Николаевич Миклухо-Маклай» iconКурсы повышения квалификации Администрация
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка Почетный работник общего образования

М. И. Бойчук работник творческого объединения «Лаврские художественные мастерские им И. Ижакевича», искусствовед, автор учебно-воспитательного пособия «Рыцарь гуманизма: Николай Николаевич Миклухо-Маклай» iconНиколай Александрович Бердяев Конец Ренессанса и кризис гуманизма
Социализм я буду рассматривать как целостное явление, как явление духа, а не в каком-либо специфически экономическом смысле. И вот...

М. И. Бойчук работник творческого объединения «Лаврские художественные мастерские им И. Ижакевича», искусствовед, автор учебно-воспитательного пособия «Рыцарь гуманизма: Николай Николаевич Миклухо-Маклай» iconПрограмма развития
Организационно-педагогическое обеспечение и характеристика учебно-воспитательного процесса

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции