Концептуальная разработка межрегионального автобусного тура вдоль троицкого, стромынского, екатерининского и владимирского старинных трактов




Скачать 316.66 Kb.
Название Концептуальная разработка межрегионального автобусного тура вдоль троицкого, стромынского, екатерининского и владимирского старинных трактов
страница 1/3
Дата публикации 26.05.2014
Размер 316.66 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > География > Документы
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ивановский государственный политехнически й университет» (ИВГПУ)

Текстильный институт ИВГПУ

Межрегиональный ресурсный центр подготовки и переподготовки кадров

для туризма и гостеприимства
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО АВТОБУСНОГО ТУРА

ВДОЛЬ ТРОИЦКОГО, СТРОМЫНСКОГО, ЕКАТЕРИНИНСКОГО

И ВЛАДИМИРСКОГО СТАРИННЫХ ТРАКТОВ

(Московская, Владимирская, Ивановская области)
Древнерусские города, такие как Суздаль и Владимир, пользуются большой популярностью среди туристов, как отечественных, так и иностранных. Из Москвы туристы привыкли ездить во Владимир и Суздаль по трассе Москва – Нижний Новгород (М-7). Раньше эта дорога называлась Владимирским трактом и соединяла две столицы: более древнюю – Владимир и новую – Москву. Однако, существовала и другая старинная дорога из Москвы во Владимиро-Суздальские земли. Она называлась Стромынским трактом и пролегала по территории Северо-Восточной Руси почти параллельно Владимирскому тракту. В наши дни бывшая Стромынка практически не задействована в туристических маршрутах, хотя является более короткой дорогой из Москвы в Суздаль. Кроме того, на пути бывшего Стромынского тракта лежат такие древнерусские города, как Александров и Юрьев-Польский. Они менее известны среди иностранных туристов, но от этого не теряют своей привлекательности и историко-культурного своеобразия.

Первый вариант кольцевого маршрута Москва – Сергиев Посад – Александров – Юрьев-Польский – Суздаль – Владимир – Москва охватывает исторические города Московской и Владимирской областей. Такой тур был разработан в 2011 году студенткой 5 курса А.А. Городушиной под руководством Ф.И. Кагана [1]. Этот тур под названием «Старинными трактами по трем столицам: Суздаль – Владимир – Москва» был специализирован для иностранных туристов.

Настоящая разработка содержит презентацию этого тура, а также его развитие с заходом в Ивановскую область, именно в районный центр Гаврилов Посад. Из Гаврилова Посада тур может быть продолжен по маршруту Суздаль – Владимир – Москва или предполагать «глубокое» погружение в Ивановскую область (Гаврилов Посад – Тейково – Иваново – Приволжск – Плес с возвращением в Москву через Суздаль и Владимир по маршруту, который отчасти соответствует старинному Екатерининскому тракту.

Предполагается размещать подобные разработки на портале Ресурсного центра в следующем наборе (вербальная модель тура, программа обслуживания, технологическая карта тура). Тексты трассовых экскурсий, разработки портфеля экскурсовода, анимационного сопровождения тура могут быть переданы заинтересованным лицам на договорных началах. Соответствующие доработки изложенных выше идей будут выполняться с октября 2013 по июнь 2015 года в рамках дипломного проектирования студентами кафедры СКСТ под руководством преподавателей, участвующих в грантовой разработке Ресурсного центра.

  1. Из истории старинных трактов

Дороги - это кровеносные сосуды любого государства. Они являются продуктом человеческой деятельности, и их история неразрывно связана с социально-экономической, культурной и политической жизнью страны. Являясь атрибутами человеческой истории, дороги переживают свойственную им историко-географическую и техническую эволюцию. Они очень живучи, и раз проложенные, не терпят веками изменения своего основного направления, если только какой-либо природный катаклизм или общественное переустройство не вмешается в их судьбу.

К сожалению, литературных источников, подробно рассматривающих старинные тракты, не так много. Однако, знания в области истории развития Российского государства помогают создать вполне достоверную картину становления и развития путей сообщения.

На заре Российского государства главными внутренними и внешними путями сообщения являлись пути водные. Грунтовые пути если и существовали при малой заселенности громадной страны, то были они местами и имели чисто перевалочное или проселочное значение, связывая соседствующие поселения, а также и верховья рек по трассам волоков. В условиях лесной зоны, преобладавшей на территории Древнерусского государства, наиболее стабильными грунтовыми дорогами были так называемые волоки и переволочья. Волоки представляли собой достаточно протяженные и населенные ходы в междуречьях и на водораздельных суходолах, между верховьями рек. На волоках могла применяться не только сила самих людей, но и тягловая сила лошадей. Возможно также, что для облегчения и ускорения передвижения судов с грузом могли использоваться бревна в качестве рельсов, по которым скользило днище волочимого судна. Конечно, волоки существовали и в безлесных и степных районах древней Руси, например, на водных путях от Днепра или Оки на Дон и других. Переволочья же представляли собой короткие пешеходные и конные тропы, а местами и гужевые дороги между селениями, отделенными один от другого дремучим лесом.

Одним из главных факторов, побуждавших развитие путей сообщения, являлся экономический прогресс. Процесс экономического и политического развития феодальной Руси шел довольно медленно по сравнению с Западной Европой того же времени, будучи заторможенным притеснениями и разорениями племенами степных кочевников с востока и юга и иноземными интервентами с запада, а затем, начиная с ХIII века, - 250-летним монголо-татарским игом. Поэтому экономические, хозяйственные, торговые, культурные и прочие связи, как внутренние, так и внешние, были развиты сравнительно слабо и не требовали большой транспортной обеспеченности, к тому же если учесть огромные размеры территории Руси и малую плотность ее населения. Пожалуй, только обменные и военные цели, с последующей необходимостью сбора дани и оброков, вынуждали русских князей тех далеких времен заботиться о водных или грунтовых путях.

В XI веке феодальный стольный Киев имел уже обширные пределы своей власти, доходившей до новгородских, псковско-смоленских и ростово-суздальских земель. Поэтому вполне понятно, что киевские князья имели довольно тесные связи со своими отдаленными владениями, и что эти связи могли осуществляться не только посредством водных, но и грунтовых путей.

Москва, как западный пограничный форпост Владимиро-Суздальской земли, являлась в ХII веке неким сборным местом для проходивших через нее ополчений, потому что владимирские, новгородские, рязанские и черниговские князья и воеводы сходились в нее со своими войсками, направляясь в разные стороны обширной удельной России.

Начиная со времен Батыева погрома Северо-Восточной Руси, относящееся к XIII веку, в лесной стороне Подмосковного края значительную роль в развитии грунтовых дорог сыграло монголо-татарское иго. Частая езда русских князей в Золотую Орду и частые наезды и разъезды ханских чиновников (баскаков) для переписей населения в целях исчисления налагаемой ханом дани, сами сборы этой дани, а также частые разбойные вторжения ханских орд и полчищ и движения оборонных русских ратей для борьбы с ними и для междоусобных сражений - все это, безусловно, способствовало торению старых и прокладке новых дорог и троп.

Широкая строительная деятельность Ивана Калиты в самой Москве и его территориальные расширения Московского княжества пробудили новые потребности в расширении дорожной сети. Именно в это время налаживается большой путь из Москвы в Золотую Орду, а также прокладывается торный путь из Москвы в Ростов Великий и далее на Ярославль через городок Радонеж и Переяславль-Залесский.

Также, начиная с ХIV века, в лесах Подмосковного края стали все чаще появляться всевозможные скиты и обители религиозных отшельников. Скиты вскоре становились монастырями, являясь в то же время притягательными центрами крестьянского и ремесленного люда не только в качестве набожных богомольцев-паломников, но и людей, оседавших в этих местах на постоянное жительство в качестве служителей монастыря либо в качестве его крепостных вотчинников. При монастыре возникала слобода, а вокруг него - различные крестьянские поселения. Все это тоже в немалой степени способствовало развитию дорожной сети.

Наиболее интенсивное движение на древних дорогах Подмосковья отмечалось в направлениях от Москвы к Троице-Сергиеву монастырю (Троицкая дорога), а от него на Александровскую Слободу (Слободская дорога), на Киржачский монастырь (впоследствии город Киржач) и Юрьев-Польский (Стромынская дорога).

Троицкая дорога проходила из Москвы к Троице-Сергиеву монастырю. Она была известна с XII—XIV веков как дорога из Москвы в Ростов, Переславль-Залесский, Ярославль и, далее, в Суздаль и Владимир. Это была обычная полевая дорога, которая проходила через дремучие леса и реки мимо деревень, расположенных по реке Яузе. И, минуя ещё ряд поселений, перевоз через реку Клязьму, выходила на Радонеж и далее, также через леса и реки, — в Переславль-Залесский. Проезжающие по ней рисковали стать жертвами разбойников-грабителей и обитавших в лесах диких зверей.

Первые письменные упоминания об этой дороге относятся к началу XIV века. По ней великий Московский князь Иван Калита ездил через Кострому в Орду. После того, как в середине XIV века преподобный Сергий Радонежский основал на ней Троицкий монастырь, дорога получила одноименное название и была единственным путем к монастырю.

Неоднократно ходил на исповедь к Сергию в его обитель великий князь Дмитрий Иванович Донской. Он посетил его и перед Куликовской битвой. Сергий благословил Дмитрия на священную борьбу за свободу Руси, а также предсказал ему победу. Успех Дмитрия в Куликовском сражении ещё более возвысил Сергия Радонежского и значение Троицкого монастыря. Собственно, Дмитрий Донской и положил начало походов в монастырь великих русских князей и царей на богомолье.

В начале XV века у дороги появилось новое направление: от села Тайнинское (царской резиденции) к деревне Лошаково (Большие Мытищи) и далее по просёлочным дорогам между реками Яузой и Клязьмой, Клязьмой и Учей. Эти просёлочные дороги сокращали путь из Москвы к преподобному Сергию. Так появилась новая дорога, получившая название Троицкая. Со временем она стала главной. Паломники на богомолье в Троице-Сергиев монастырь стали проходить уже по этой дороге.

С XVI века входит в обычай пешее посещение монастыря, так как сам Сергий Радонежский никогда не садился на коня и ходил только пешком. Пешком шли и царствующие особы. Великие московские князья и цари ежегодно посещали Троицкий монастырь. Это стало традицией. Весь переход занимал семь дней.

Троицкая дорога связана также со многими событиями отечественной истории. По ней неоднократно проезжал в Александровскую слободу со своими опричниками Иван Грозный. В Смутное время по дороге к монастырю проходили польско-литовские полки, в сторону к Москве шло ополчение Минина и Пожарского. Молодой царь Пётр ездил этой дорогой на Плещеево озеро строить свою потешную флотилию. Августовской ночью 1689 года из Преображенского мчался Пётр в одном белье под защиту прочных стен монастыря от взбунтовавшихся стрельцов.

Наиболее подробные сведения об истории Стромынской дороги представлены в монографии ногинского краеведа П. П. Копышева «К истории древних трактов восточного Подмосковья и Замосковья» [2]. В ней он посвятил целую главу подробному рассмотрению истории Стромынской дороги.

Автор данной работы считает, что Стромынский торговый тракт явился результатом сокращения более древней дороги, соединявшей Москву с Владимиро-Суздальской землей. Так, он пишет: «Исторические сведения о жизни в Ростово-Суздальском крае конца XI - начала ХII веков дают основания полагать, что между Москвой и Суздалем, а от Суздаля на Владимир и на Шую существовали уже заметные наезженные грунтовые дороги по суходолам в верховьях бассейна реки Клязьмы, пересекая опольное Залесье через Переяславль-Залесский и Юрьев-Польский. Исторические данные касательно этого вопроса говорят за то, что именно этот кружной путь и мог быть первым магистральным сухопутьем из Москвы через всю Суздальскую землю, проходившим от Москвы через городок Радонеж, город Переяславль-Залесский и город Юрьев-Польский. Еще с домонгольского времени эта дорога пользовалась большой известностью, так как движение по ней не нарушалось в ту пору никакими внешними врагами вплоть до первого погромного удара полчищами Батыя зимой 1237-38 года». Позднее, при царе Василии III (1479-1533), когда в состав его вотчинных владений вошла Александровская слобода, дорога на Суздаль пошла с Переяславской дороги на Троице-Сергиев монастырь и далее через Александрову слободу и Юрьев-Польский. Из Юрьева-Польского тракт проходил через Гаврилов Посад, за которым следовал Суздаль. Из последнего дорога шла правым берегом реки Нерль, через Боголюбово во Владимир. Другая же ветвь от Суздаля отходила через село Лежнево на город Шую и далее, в сторону Волги, туда, где впоследствии возник город Кинешма. Анализируя в своей работе модификацию этого старинного пути из Москвы во Владимиро-Суздальские земли, П. П. Копышев заключает: «… Стромынский тракт можно рассматривать как хорду той ранней дорожной дуги, которая как бы сближала Москву с Юрьевым. В самом деле, стромынская дорожная хорда сократила расстояние от Москвы до Юрьева на 1 / 5 часть: через Переславль до Юрьева более 200 км, а по Стромынке, через г. Киржач, около 160 км».

Литературные источники связывают название тракта с названием села Стромыни, через которое он пролегал, либо с названием находившегося близ этого села на речке Дубенке небольшого Стромынского Успенского монастыря, существовавшего до 1764 года. Согласно историческим источникам, монастырь этот был построен Сергием Радонежским по просьбе великого князя Дмитрия Донского после победы его войска в Куликовской битве.

Само слово «Стромынь» имеет неоднозначный смысл. Например, в толковом словаре  В. И. Даля имеется глагол «стромить»: «стромить - крепить, огораживать или гатить низменный, заболоченный участок дороги или местности. Равно как и втыкать, ставить торчмя» /36/. Таким образом, можно предположить, что Стромынский тракт назван так потому, что для его прокладки пришлось гатить и укреплять брёвнами выбранный участок местности.
П. П. Копышев в своей работе приводит и другую версию данного названия: «…возможно и то, что Стромынью называлось какое-то лесное урочище <�…>, в котором и был основан монастырь. На это мнение наводит летописная запись. Так, в Патриаршей или Никоновской летописи об устроении ("о составлении") этого монастыря говорится: "... игумен Сергий создал монастырь на реце Дубенке на Стромыни". Что имел в виду летописец под словом "Стромынь"- сказать трудно; может это означало "при (или "на") дороге", может "на более твердом грунте" среди имеющихся в этой местности до сих пор сырых лугов и болотин, а может просто по названию урочища или местности».

О времени появления Стромынского тракта никаких конкретных сведений в исторических источниках не обнаруживается. Однако, можно предполагать, что начальная пора Стромынской дороги относится именно ко времени княжения Дмитрия Донского и образования Московского великого княжества. Вероятно, она становится наезженной и оживленной после основания Стромынского монастыря, который, будучи построенным по велению Дмитрия Донского, считался монастырем дворцовым и был великокняжеским особняком, местом великокняжеского богомола. Однако, по словам П. П. Копышева, этот путь не обрывался у Стромынского монастыря, а пролегал далее на восток, через древнее митрополичье вотчинное село Филипповское, на Киржачский Благовещенский монастырь и соседний с ним Троицкий Махрищский Стефанов монастырь на речке Махрище. Эти монастыри были основаны ранее Стромынского - в 1360-х годах. А поскольку от киржачских местностей до Александровой Слободы и города Юрьева-Польского было довольно близко, то этот Стромынский путь и раздваивался у Киржачского монастыря, идя одной ветвью через Александровскую Слободу в Юрьев-Польский, а другой ветвью непосредственно и более прямо в тот же Юрьев-Польский, где эти дороги и выходили на старую великую дорогу на Суздаль, Владимир и Шую, о которой упоминалось выше.

Рассуждая о значимости Стромынского тракта для Русского государства, нельзя не отметить тот факт, что его существование начиналось с важного в политическом отношении периода борьбы Москвы с феодальной раздробленностью страны, борьбы за единую государственную власть и территориальную целостность. Стромынка, как и все прочие большие дороги тех времен, связывавшие Москву с ее окраинными землями, служила, в первую очередь, политическим интересам и целям, вытекавшим из стремлений московских великих князей и первых русских царей к централизации и усилению молодого Русского государства.

Тем не менее, в первую очередь Стромынский тракт являлся важной торговой артерией Северо-Восточной Руси. Этот факт отмечает и П. П. Копышев в своей монографии, и некоторые другие исторические источники. Грузовые товарные потоки по Стромынке не ограничивались только пространством между Юрьевом-Польским или Суздалем и Москвой, а простирались далеко за пределы этого района, к берегам Волги, к ее пристаням, начиная от Костромы и заканчивая Нижним Новгородом. Поэтому на Стромынке можно было встретить среди проезжих обозов сибирских и уральских купцов, промышленников, коммерсантов, а также торговцев различными товарами из Персии, Китая, Бухары, Кавказа и других далеких областей и стран.

Наиболее интенсивное движение по Стромынской дороге, как и на всех дорогах северной части Руси, происходило в зимнее время, когда сокращались дорожные расстояния благодаря возможности более прямой езды через замерзшие болота, а крестьяне становились свободны от своего земледельческого труда и занимались извозным промыслом. Кроме того, и сами крестьяне к этому времени подготавливали свою продукцию для продажи или в столице, или на местных городских ярмарках, куда и отвозили по зимней Стромынке в обоих направлениях.

Ассортимент товарного потока на Стромынке имел двоякое происхождение: местное и дальнее. Товары местного населения представлялись продукцией крестьянского хозяйства, промыслов и ремесла всего разнообразия кустарного, а впоследствии мануфактурно-фабричного производства. В те древние времена в этом крае главным занятием сельского населения являлись, помимо земледелия, животноводство (мясное и шерстяное), лесные промыслы (бортничество, смолокурение, выгонка дегтя, выжиг угля, звероловство и охота), местами рыболовство, пчеловодство и, наконец, выделка овчин, валяной обуви, глиняной и деревянной посуды и различного крестьянского и хозяйственного инвентаря. Из товаров местной промышленности могли доходить до Москвы и Нижнего Новгорода изделия небольших текстильных фабрик Киржача и Юрьева, медно-латунных заводов в Киржаче и при деревнях Мележе и Рожкове. Эти товары в значительном количестве оседали на местных городских и сельских ярмарках и торжках, проникая туда со Стромынки по проселочным дорогам. К товарным грузам второй группы относились те, которые шли транзитно по Стромынке из дальних краев и земель в Москву, а через нее и далее. От Нижнего Новгорода или от других верхневолжских пристаней везли уральский черный и цветной металл, драгоценный и облицовочный камень, минералы-самоцветы и пушнину, металлические изделия и т.п. Из Поволжья – пшеницу, подсолнечное семя, просо и пшено, муку, мясо и мясные изделия в соленом и копченом видах. С низовьев Волги - преимущественно рыбную продукция и соль, фрукты и бахчевые. С того же края, по Волге, шли до Нижнего Новгорода товары из Персии, Кавказа и стран Средней Азии. Со стороны Казани на Москву проходили обозы с мылом, юфтью, сафьяном и разными изделиями из кожи, сальные и стеариновые свечи и пр. Сибирь везла по Стромынке пушнину и золото, медвежатину, кедровые орехи, речную и байкальскую рыбу, китайский шелк-сырец, чай, фарфор, изделия из кости и рога и пр. Из Москвы же по Стромынке тянулись обозы со строительным железом и металлическими изделиями столичных фабрик и заводов, скобяным товаром, различным инструментом слесарного, кузнечного, токарного, столярного и другого специального назначения; везлись книги, литографии, модная одежда и обувь, изделия из стекла, хрусталя, керамики, фарфора; галантерея, гастрономия, столичные сласти, заморские пряности и вина, и многое другое. О большом торговом обороте на этом тракте можно судить, например, по тому факту, что в ХVII веке в Юрьеве-Польском существовала даже таможня.

Экономическая значимость Стромынки заключалась также в функции по распространению производственно-промысловой деятельности местного населения. А это способствовало, в свою очередь, развитию фабрично-заводской промышленности в этом крае. П. П. Копышев отмечает, что особенно широко было распространено вдоль Стромынки промысловое ручное домашнее и светелочное ткачество. Оно распространялось с обоих концов тракта - со стороны Москвы и со стороны Шуи. Разница была только в том, что со стороны Шуи и Суздаля распространялось полотняное и хлопчатобумажное ткачество, а со стороны Москвы - ткачество шелковое. Кроме упомянутых промыслов квалифицированного труда, существовали и более доступные всем промыслы, которые были непосредственно связаны с жизнью самого тракта, с его обслуживанием. К таким обычно относились извоз (перевозка на своих лошадях чужой клади, иногда в качестве извозчика на хозяйской лошади), дворничество (содержание постоялых дворов), различные торговые услуги: содержание харчевен, кабаков или трактиров, питейных заведений, торговля фуражем, дегтем, продовольствием, увязочным материалом (рогожи, кули, веревки), а также содержанием кузниц и экипажеремонтных мастерских.

Вот как описывает П. П. Копышев в своей работе «К истории древних трактов восточного Подмосковья и Замосковья» людей, которых можно было встретить по пути следования Стромынского тракта: «Шли пешим ходом и ехали в различных экипажах и простых повозках и телегах различные люди по Стромынской дороге, спеша на богомолья в тот или иной монастырь, на большую сельскую ярмарку или в тот или иной город за покупками, навестить родных или близких родственников и по прочим, всевозможным делам и случаям нашей житейской суеты, нужды и юдоли... Шумно, иногда весело проходили артели "отходников" (занимающиеся отхожим промыслом), нося на своих плечах или руках немудреный инструмент своей специальности, изредка проносились пары или тройки какого-либо купчика или чиновника, давая о себе знать колокольцами и бубенцами на сбруе лихих лошадей. Порой проносились без бубенцов, но не менее бойко и спешно таинственно крытые возки и даже вельможные кареты под охраной стрельцов, в которых увозили срочно и секретно в монастырское или острожное заточение неугодных царю или верховному духовенству опальных или "преданных анафеме" крамольников, еретиков и тому подобных ослушников законов власти и церкви. Бежали бойко веселые и говорливые офени-коробейники и плелись от селения к селению калики перехожие под унылое пение "Лазаря" или "О скончании мира"... Но самым типичным действующим лицом на русском большаке вообще, и на Стромынке в частности, являлись обозники, возчики и вероятно в некоторых случаях заезжие ямщики».

Спад транспортного значения Стромынки начался со времени появления пароходного движения и прокладки шоссейных, а затем и железных дорог. Стромынка как транспортная артерия была «подорвана» экономически появившейся грунтовой ее соседки - ямской «Владимирки».

Термин «Владимирка», вероятно, появился с жаргонного языка уголовных преступников ХVIII столетия, которых ссылали в сибирские остроги по большой Владимирской дороге. Эта дорога берет свой исторический исток в XIV веке. Тогда, в 1392 году, великий московский князь Василий Дмитриевич присоединил к Москве Нижегородское княжество. Соответственно, появилась необходимость в пути, соединявшем московские и нижегородские земли. Ближнего пути на Нижний Новгород не было, а существовавшая Стромынская дорога проходила через суздальские земли и далее на Владимир. Возможно, что казанские походы Ивана III (в 1487 году) и Ивана IV Грозного (в 1552 году) проторили окончательно этот Владимирский путь. Наконец, и присоединение Западной Сибири к Русскому государству в 1581-82 годах (военная экспедиция Ермака), несомненно, утвердило этот Владимирский путь как наиболее кратчайший в сношениях Москвы с городами и областями Сибири.

Вот что пишет о маршруте пролегания Владимирской дороги
П. П. Копышев в своей монографии «К истории древних трактов восточного Подмосковья и Замосковья»: «Начиная от Московского Кремля, путь на Владимирку лежал через Таганку и мимо Андроникова монастыря проходил по Крутоярской (от названия бывшего в этом месте питейного заведения "Крутой Яр") улице, переименованной позднее в 1-ю Рогожскую улицу, на Рогожскую заставу (ныне площадь Ильича). От последней и начинался уже большой Владимирский тракт, память о котором сохраняет современная здесь улица Шоссе Энтузиастов. По выходе из пределов старой или древней Москвы, тракт сразу же врезался в лесную глушь, остаток которой сохранился до наших дней, но уже дендрологически измененным в виде нынешнего Измайловского парка <�…>. Далее тракт, пройдя через дворцовые земли, тянувшиеся к селу Измайловскому, пролегал на своем протяжении по трем древним уездам: Московскому, Переславль-Залесскому (через его южную оконечность близ нынешнего г. Покрова) и Владимирскому». И, далее, о связи Владимирского тракта с более древним, Стромынским: «Владимирка была связана со своей осиротевшей и захиревшей соседкой Стромынкой многими большаками и проселками, тем более что расстояния между этими двумя трактами были довольно незначительны на всем протяжении Стромынского тракта. Основными такими дорожными перемычками, начиная от Москвы, являлись следующие. Начиная от местечка Обухово, близ г. Богородска, с Владимирки на Стромынку вела дорога через дер. Анискино. Далее, из самого г. Богородска через село Ямкино и дер. Черноголовку. И ещё из Богородска шла дорога на Стромынку через Ильинский погост на р. Шерне (ниже селения Мамонтово), дер. Щекавцево и на село Коровицыно (позднее Стромынь); близ дер. Щекавцево этот большак разветвлялся, и другая его ветвь шла на ту же Стромынку через деревни Боровково (на речке Дубенке - притоке Шерны), Новая, Зубцово и Черново, что в трех верстах восточнее села Стромыни. Затем - дорога от г. Покрова на г. Киржач; дорога от Б.Пекши на Ульяниху; от Колокши, что близ устья реки того же названия, через село Ставрово и Черкутино на г. Юрьев-Польский, и на него же более ранняя дорога из Владимира» /14/.

Владимирский тракт имел очень большую значимость во всех отношениях как для государства, так и для того края, через который он пролегал. Прежде всего, он имел важное военно-стратегическое и торгово-экономическое значение. Являясь большой транспортной артерией, Владимирский тракт был наиболее прямым путем от Москвы до важнейшей волжской пристани, транспортного и торгового узла - Нижнего Новгорода. Переключив на себя все важнейшие товарно-грузовые потоки и пассажирские перевозки, тем самым Владимирка экономически опередила свою соседку Стромынку, а вместе с ней «пострадали» расположенные по ней и примыкавшие к ней города и селения. Суздаль, Юрьев-Польский, Александров и Киржач, а так же придорожные села и деревни начали после открытия Владимирского тракта быстро хиреть экономически, уступая свое придорожное благоденствие городам Богородску, Павловскому Посаду, Покрову, Орехово-Зуеву, Судогде, Коврову, Вязникам, Гороховцу и другим.

Владимирский тракт, как большой путь от Москвы до Нижнего Новгорода, был отнесен к первому классу, то есть к дорогам главного, или государственного, значения. Прежде всего, Владимирский тракт являлся важной сухопутной коммуникацией со времен Казанских походов и присоединения к Русскому государству Астраханского и Сибирского ханств. По нему же проходили народные ополчения в начале ХVII века для изгнания из Москвы и Подмосковья польско-литовских интервентов. То же самое было и в годы войны с Наполеоном, когда в 1812 году отряды его войск начали рыскать по Восточному Подмосковью преимущественно вдоль Владимирки и Стромынки.

Не меньшее значение имела Владимирка для государства и местного края в смысле экономическом, хозяйственном и торговом. Во-первых, по Владимирскому тракту в любое время года, но особенно по санному пути зимой, двигались непрерывные обозы транзитных товаров и различных грузов из далеких местностей Урала и Сибири, Среднего и Нижнего Поволжья, а также из других стран и областей - из Китая, стран Средней Азии, из Кавказа, Персии и других. Во-вторых, множество различных промышленных товаров и продуктов земледелия, скотоводства и рыболовства продвигалось по Владимирке к Москве из окрестных местностей, прилежащих к тракту. Особенным оживлением или транспортным напряжением отличалась эта дорога в период действия Макарьевской, а впоследствии Нижегородской ярмарки - масштабного всероссийского события, приобретавшего международный характер.

Расцвет торгово-экономической значимости Владимирки пришелся на вторую половину ХVIII века - века «просвещенного абсолютизма», то есть к временам социально-экономических реформ Петра I и Екатерины II, и продолжался он до начала 70-х годов XIX века - до появления Московско-Нижегородской железной дороги. Но у Владимирки была еще и особого рода функция как пути этапного в далекую сибирскую ссылку, как пути скорбного, по которому прошли тысячи людей в кандалах, прямо или косвенно причастных к борьбе с деспотией царского самодержавия за свободу и волю угнетенного им трудового народа России. Собственно, эти люди и увековечили Владимирку памятью о ней в народных сказаниях и песнях.

Как предполагает в своей работе П. П. Копышев, кандально-мученическую стезю по Владимирке проложил впервые предводитель мощного крестьянского восстания начала 70-х годов ХVIII столетия Емельян Иванович Пугачев со своими боевыми соратниками, которых осенью 1774 года везли в Москву на казнь.

Вскоре после Пугачева по Владимирской дороге увозили в Илимский острог автора обличительного сочинения «Путешествие из Петербурга в Москву» - А. Н. Радищева, арестованного за это сочинение по повелению Екатерины II в 1790 году и приговоренного к смертной казни, но впоследствии замененной ею же ссылкой в Сибирь. По Владимирке же он, амнистированный Павлом I , возвращался из этой ссылки в Москву в 1797 году.

Некоторые авторы полагают, что по Владимирке же провозили в 1826 году в сибирские рудники декабристов. Вскоре, следом за ними по Владимирке в свою добровольную ссылку проехали некоторые из жен декабристов -
А. Муравьева, Е. Трубецкая, Е. Нарышкина, М. Волконская, А. Розен и другие, воспетые поэтом-демократом Н.А.Некрасовым в его замечательной поэме «Русские женщины». О них же, как истинно самоотверженных и высоконравственных русских женщинах, писал и А. И. Герцен.

В 1860-х годах по этому скорбному пути проходили участники различных крестьянских волнений против помещиков и местных властей, вперемежку с первыми нечаевцами, чайковцами, земле- и народовольцами 1870-х годов.

Советские потомки изгнанников не преминули увековечить память о них как о борцах за народное дело, о своих предках - революционных энтузиастах, прошедших под кандальный звон всю Владимирку, - переименованием в 1922 году ее начального участка в пределах Москвы в улицу, назвав ее Шоссе Энтузиастов.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концептуальная разработка межрегионального автобусного тура вдоль троицкого, стромынского, екатерининского и владимирского старинных трактов icon Положение о проведении Межрегионального экологического фестиваля...
Учредителями Межрегионального экологического фестиваля детско-юношеского творчества «Белая береза» (далее Фестиваль) являются
Концептуальная разработка межрегионального автобусного тура вдоль троицкого, стромынского, екатерининского и владимирского старинных трактов icon Впервые на русском языке
Ш 44 Ортотрофия : Основы правильного питания /Пер с англ и предисл. Л. Владимирского.— М. Мол гвардия, 1992. — 351 [1] с, ил.— (Академия...
Концептуальная разработка межрегионального автобусного тура вдоль троицкого, стромынского, екатерининского и владимирского старинных трактов icon Публичный отчет мкоу «Ельцовская средняя общеобразовательная школа»...
Формирование нравственно – патриотического сознания в процессе учебной деятельности и внеклассной работе
Концептуальная разработка межрегионального автобусного тура вдоль троицкого, стромынского, екатерининского и владимирского старинных трактов icon Приказ №233 11. 2013г. По мбоу сош №4 «Об участии на муниципальном...
По мбоу сош №4 «Об участии на муниципальном туре олимпиад». Представить для участия на муниципальных олимпиадах победителей школьного...
Концептуальная разработка межрегионального автобусного тура вдоль троицкого, стромынского, екатерининского и владимирского старинных трактов icon А. В. Карканица в статье рассматривается проблема моделирования предметных...
В качестве модели предметной области кис предлагается интегрированная концептуальная модель
Концептуальная разработка межрегионального автобусного тура вдоль троицкого, стромынского, екатерининского и владимирского старинных трактов icon Искусство быть собой
Основное же содержание, как и прежде, – искусство владеть собой, практическая психотехника, в сплаве древнего и современного опыта,...
Концептуальная разработка межрегионального автобусного тура вдоль троицкого, стромынского, екатерининского и владимирского старинных трактов icon Тема: «Погружаясь в вальс метели…» (Мастерская по повести А. С. Пушкина «Метель») 6кл
Можно и нарисовать, только быстро. Писать можно вдоль, поперек, по диагонали как захочется
Концептуальная разработка межрегионального автобусного тура вдоль троицкого, стромынского, екатерининского и владимирского старинных трактов icon Список учителей, подготовивших победителей и призёров муниципального...

Концептуальная разработка межрегионального автобусного тура вдоль троицкого, стромынского, екатерининского и владимирского старинных трактов icon Победители Крымского республиканского тура Всеукраинского конкурса...

Концептуальная разработка межрегионального автобусного тура вдоль троицкого, стромынского, екатерининского и владимирского старинных трактов icon Призеры городского тура вош мбоу сош №2 (2011-2012 уч год) Физическая культура

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции