Скачать 208.08 Kb.
|
РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПРОЕКТЫ В 2013-2014 УЧЕБНОМ ГОДУ В 2013/2014 учебном году в школе реализуются ряд инновационных региональных проектов, ориентированных на овладение обучающимися не только знаниями, но и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Данные проекты обеспечивают условия для реализации компетентностного подхода в образовании, ориентированы на развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества, на формирование общечеловеческих ценностей, на сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников. Основное внимание сосредоточено на тех знаниях, умениях, компетенциях, которые позволят каждому человеку успешно адаптироваться именно к тем условиям, в которых он окажется после завершения образования, которые позволят эффективно жить в условиях постоянных изменений. Научно-методическое сопровождение этих проектов осуществляет ГАОУ ДПО ПИРО. Проект «Образование для жизни» рассчитан на 2013-2014 годы. Цель проекта: выстраивание общеобразовательными учреждениями системы работы по овладению школьниками знаниями, умениями, компетенциями, которые позволят им после завершения образования успешно адаптироваться к условиям реальной жизни. Структура и содержание проекта. Проект «Образование для жизни» интегрирует работу по реализации двух региональных проектов – «Обучение через предпринимательство» и «ПромТур» («Развитие промышленного туризма в образовательных учреждениях Пензенской области») – и двух школьных проектов профориентационной направленности – «PRO 100 профессия» и «Галерея трудового почета и славы». В школе работа по участию в проекте «Образование для жизни» организуется по следующему алгоритму: 1-6 классы – участие в региональном проекте «ПромТур» и школьном проекте «PRO 100 профессия». 5-8 классы – участие в школьном проекте «Галерея трудового почета и славы». 7-11 классы – участие в региональном проекте «Обучение через предпринимательство».
Метапредметный курс «Полезные навыки» может реализовываться с 1 по 11 класс в разных формах: - включение в учебный план школы в объёме 35 часов в год (1 час в неделю) за счёт часов школьного (регионального) компонента для классов, обучающихся по БУП 2004 года, и за счёт формируемой участниками образовательного процесса вариативной части для классов, обучающихся по ФГОС; - ведение курса факультативно и в других формах внеурочной деятельности.
9-11 классы – участие в модели сетевого взаимодействия «школа – учреждение профессионального образования» с получением профессии. ПРОЕКТ «Развитие промышленного туризма в образовательных учреждениях Пензенской области» («ПромТур») Этапы работы школы по реализации регионального проекта «Развитие промышленного туризма в образовательных учреждениях Пензенской области» («ПромТур»)
В рамках работы по проекту «ПромТур» организуются регулярные экскурсии и выходы школьников и обучающейся молодежи на действующие в регионе (районе, городе, селе, населенном пункте) промышленные предприятия и производственные площадки, Цель таких экскурсий – познакомиться с миром профессий, получить целостное представление о технологическом цикле изготовления готовой продукции. Школа проводит предварительный мониторинг экономической деятельности предприятий и учреждений, действующих на территории данного района (города, населенного пункта) и согласует вопросы о возможности посещения школьниками этих предприятий и направления дальнейшей совместной работы.
В план-график включаются такие параметры: название предприятия, которое посетят с экскурсией школьники; срок; класс (классы); количество участников экскурсии; ответственный за проведение экскурсии педагог. При формировании плана экскурсионной деятельности необходимо учитывать психологические особенности детей разного возраста, соблюдать принцип преемственности, а также строить работу в соответствии с программой школьных учебных курсов. Эта работа начинается с того, что из наиболее инициативных учителей и преподавателей формируется фокусная группа, которая обсуждает тематику экскурсионных занятий перед началом учебного года, которая учитывается при составлении плана воспитательной работы образовательного учреждения.
Главное в организации экскурсионной деятельности в сфере промышленного туризма – научить детей получать информацию о работе посещаемых предприятий, о круге профессий и их особенностях. Экскурсия – не пассивное наблюдение, а активное участие. При подготовке к экскурсии можно использовать следующие приемы: Ребятам может быть предложено подготовить для себя специальные «рюкзаки посетителя», в которых находятся все необходимые принадлежности: бумага, карандаши, клей, фломастеры и т.п. В ходе экскурсии дети выполняют различные задания: рисуют, раскрашивают, наклеивают. В итоге у них в руках – книжка, которую они создали сами. Таким образом, экскурсия надолго остается в памяти ребенка. Может быть разработана Памятка участника экскурсии. В Памятке можно отразить следующие позиции: название посещенного предприятия; срок; рассказ о направлениях деятельности предприятия; выпускаемая продукция (оказываемые услуги); используемое оборудование; перечень профессий, с которыми дети ознакомились в ходе экскурсии; рассказ о какой-либо профессии; рассказ о людях труда, с которыми ребята познакомились. Материалы Памятки будут использоваться школьниками при выполнении школьных проектов «PRO100 профессий» и «Галерея трудового почета и славы». Кейсовым заданием может стать оформление стенгазеты, подготовка фотоотчета, презентации, рисунока по итогам экскурсии.
Перед посещением предприятия школьников следует ознакомить с правилами поведения. По помещениям следует передвигаться медленно и бесшумно. Громкие разговоры, обсуждения могут помешать работе предприятия. Если возникли какие-то вопросы, можно по окончании экскурсии факультативно обратиться к лицу, проводящему экскурсию, за разъяснениями. Трогать оборудование, предметы, используемые в производстве, руками является недопустимым и опасным.
Администрация учреждения образования, проводящего экскурсию, обязана оказать содействие руководителям групп в их организации и проведении. Администрация образовательного учреждения назначает приказом руководителя экскурсии и заместителя руководителя либо, с согласия руководителя экскурсии, помощника руководителя из числа учащихся. Администрация учреждения образования, проводящего экскурсию, обязана провести целевой инструктаж с руководителем экскурсии, его заместителем (помощником), обратив особое внимание: на порядок проведения мероприятия исходя из его особенностей и местных условий; на соблюдение мер безопасности при перевозке участников автомобильным и другими видами транспорта. Администрация учреждения образования, проводящего экскурсию, издает приказ о ее проведении и выдает руководителю экскурсии маршрутный лист. Руководителем экскурсии должен быть педагогический работник учреждения образования, проводящего экскурсию, имеющий опыт участия в экскурсиях (для экскурсий). Заместитель руководителя экскурсии назначается из числа педагогических работников или родителей участников экскурсии. Помощником руководителя экскурсии может быть учащийся старших классов, имеющий опыт участия в экскурсиях и пользующийся авторитетом у участников экскурсии. Руководитель экскурсии и его заместитель несут ответственность за жизнь, здоровье учащихся и безопасное проведение экскурсии, за выполнение плана мероприятий, содержание оздоровительной, воспитательной и познавательной работы, правил пожарной безопасности, охраны природы.
Промышленные экскурсии носят комплексный характер: они помогают обучающимся в реальном времени познакомиться с промышленным и сельскохозяйственным производством своего региона, соотнести свое профессиональное будущее с экономическим развитием своего края.
По итогам экскурсий может быть запланировано проведение школьной выставки работ школьников: стенгазет, рисунков, стендовых презентаций, фотографий и других творческих работ. ПРОЕКТ «ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО» Компоненты проекта «Обучение через предпринимательство: - разработка школьниками проектов совместно с компаниями-менторами; - проведение Уроков Жизни; - организация работы школы по модели сетевого взаимодействия «Школа – учреждение профессионального образования». Этапы работы школы по реализации регионального проекта «Обучение через предпринимательство» I. Разработка школьниками проектов совместно с компаниями-менторами
Приступая к работе над проектом «Обучение через предпринимательство» необходимо учитывать социально-экономические условия развития региона и конкретного местного социума. Команде участников реализации проекта следует определить наиболее значимые для конкретного населённого пункта, образовательного учреждения проблемы, и с учётом указанных приоритетных отраслей экономики региона определить направления долгосрочной работы по проекту «Обучение через предпринимательство», принимая во внимание наличие потенциальных внешних партнёров (менторов).
Прежде чем приступить к работе над проектом, необходимо среди предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории вашего города (села) выбрать компанию-ментора и провести с руководством компании переговоры о содействии в реализации проекта. Для организации сотрудничества с компаниями-менторами (наставниками), расположенными на территории муниципального образования целесообразно провести мониторинг социально-экономической ситуации конкретного населённого пункта, возможностей и перспектив участия компаний-менторов в сетевом взаимодействии и оказании различных видов поддержки образовательного учреждения. При определении потенциальных компаний-менторов можно использовать сведения, полученные во время промышленных экскурсий при участии школьников в проекте «ПромТур». Проведение рабочих совещаний, деловых встреч, круглых столов позволит оформить деловые отношения с предприятиями и организациями-менторами (наставниками), заключить с ними двусторонние соглашения о сотрудничестве.
Школы, реализующие проект, не должны предполагать, что их ученики будут проходить в компаниях какую-либо производственную практику. При этом очень важно, чтобы компания-ментор отнеслась к своей задаче серьёзно и ответственно и уделила школьникам время, дав им почувствовать, что выполняемая ими работа важна. Посещение компании рекомендуется проводить два-три раза в месяц. Для взаимодействия с группой школьников компания-ментор выделяет специального человека, который будет выполнять функции наставника учащихся по проекту «Обучение через предпринимательство». Функции контактного лица состоят в том, чтобы проводить (по согласованию) встречи с участниками проекта и отвечать на возникающие у них вопросы по отдельным аспектам деятельности компании-ментора, либо помогать им устанавливать контакт с компетентным в этой сфере работником компании. В обязанности контактного лица не входит определение задач и составление плана посещения. Сами школьники отвечают за то, чтобы договориться о времени посещения и объяснить, в чём состоит цель их проекта и к каким материалам и информации им необходимо получить доступ. Контактное лицо дает ответы на подготовленные ребятами вопросы и рассказывает им о бизнесе, которым занимается компания. В основе обучения через предпринимательство лежит разработка группами учащихся серии проектов, применяя проектные методы. Каждый из учащихся, входя в состав группы, за время участия в реализации проекта «Обучение через предпринимательство» разрабатывает не менее 3-4 проектов.
В качестве учителя-фасилитатора могут выступать педагоги, обладающие необходимыми компетенциями и имеющие мотивацию к такого рода деятельности. Компетентного учителя отличают профессионализм; глубокое знание предмета, эрудиция; умение поддерживать учеников в их познании и обучении; способность и стремление к саморазвитию; предприимчивость; развитые социальные навыки сотрудничества с коллегами, учениками, социумом. Проект «Обучение через предпринимательство» строится на принципах практикоориентированного образования, предполагающего реализацию образовательной программы всех предметов школьного курса на примерах компании-ментора, организацию тренингов с учениками, направленных на совместный поиск путей реализации разрабатываемых учащимися проектов.
Под руководством учителя класс разбивается на группы из двух-четырёх человек, каждая из которых будет прикреплена к отдельной компании-ментору (или группе компаний) с определённым направлением деятельности. Принципы деления на группы могут быть различны. Группы могут быть сформированы как по интересам учащихся (фактор личной дружбы, совместные занятия, интерес к отдельным учебным предметам, хобби и др.), так и по территориальному принципу (место проживания учащихся, входящих в группу). Учитель-фасилитатор объясняет учащимся, что результатом работы каждой из групп будет разработанный ею конкретный, практико-ориентированный проект и что при работе над проектом школьники будут вступать во взаимодействие друг с другом, с компаниями-менторами, с учителями школы, родителями, социумом.
На первом году (1 и 2 проекты) ученические проекты носят описательный и аналитический характер. На втором году (3 и 4 проекты) характер проектов аналитический и практико-ориентированный. При работе над первым проектом перед учащимися стоят следующие задачи: познакомится с этапами работы над проектом; собрать полный материал о компании менторе и определить возможную тематику будущих проектов. Хорошим началом проектной работы служит совместное обсуждение в режиме «мозговой атаки», в ходе которой ученики под руководством учителя-фасилитатора разрабатывают серию вопросов для исследования. Важно, чтобы несколько групп учащихся выбрали одинаковую (схожую) тему будущего проекта. Это позволит в дальнейшем сопоставить полученные группами результаты, выводы.
Для того чтобы цели проекта были как можно ближе к реальности, их целесообразно формулировать совместно с компанией-ментором. Учитель-фасилитатор должен понимать, что ознакомление с деятельностью компании-ментора выступает средством «погружения» учащихся в реальную жизнь, а главной целью работы над проектом «Обучение через предпринимательство» является социализация школьников. Под руководством учителя ребята учатся видеть проблемы, существующие в реальной жизни, находить пути и способы их решения, используя для этого знания, получаемые в процессе школьного обучения. Опыт школ Пензенской области показывает, что многие компании-менторы получили для себя полезные сведения из работ, выполненных учащимися. У участвующих в проекте школьников повысилась самостоятельность в принятии решений, мотивация к обучению, осознанию важности освоения знаний.
Готовясь к посещению компании-ментора, ребята намечают вопросы и направления, информацию по которым они планируют получить в ходе встречи, и согласовывают программу визита с контактным лицом. После каждого посещения компании-ментора и изучения соответствующей литературы школьники пишут отчет о выполнении поставленных задач. Работа по проекту представляется в виде презентационного выступления, письменного отчета, оформленной презентации. Копия этого отчета должна быть обязательно передана компании-ментору. Презентация (защита) проектов проводится по итогам работы над каждым проектом – дважды в течение учебного года: в конце первого полугодия (в декабре-январе) и в конце второго полугодия (в апреле-мае) на школьных и муниципальных конференциях. К участию в конференциях обязательно приглашаются представители компаний-менторов, родители, учащиеся школы и жители микрорайона. Обязательным компонентом каждого из проектов является перечень перспективных тем следующих проектов, которые могут быть разработаны учащимися совместно с компаниями-менторами. Примерные компоненты первого и второго проектов:
Работа над проектами второго года В течение первого года работы над проектом «Обучение через предпринимательство» учащиеся разрабатывают проекты ознакомительного характера, при работе над которыми они учатся определять проблемы в деятельности компании-ментора. Проекты второго года ориентированы на выстраивание механизма решения какой-либо из этих проблем (третий проект) и разработки бизнес-плана по его осуществлению (четвёртый проект). Возможная проблематика проектов второго года (3-4-й проекты)
Примерные компоненты третьего и четвёртого проектов Проекты второго года (третий и четвёртый проекты) разрабатываются по одной проблеме. При этом третий проект содержит материалы, представляющие предложенный ребятами вариант решения данной проблемы и обосновывающие оптимальность данного варианта, а четвёртый представляет подробный бизнес-план по осуществлению предложенного варианта. Содержание третьего проекта:
В разделе содержатся в обобщённом виде аналитические материалы о деятельности компании-ментора, подготовленные школьниками на основе первого и второго проектов (проекты первого года).
Обоснование проблемы, на решение которой направлен проект, должно быть непосредственно увязано с выводами, полученными в результате ознакомления с деятельностью компании-ментора и представленными в предыдущем разделе.
Проект должен содержать не только подробное описание предлагаемого варианта, но и анализ альтернативных вариантов решения проблемы и обоснование выбора собственного варианта. В раздел следует включить анализ возможных угроз и рисков, перспектив применения предложенного варианта решения проблемы, применяя, например, метод SWOT-анализа.
Содержание четвёртого проекта:
Первые три раздела четвёртого проекта содержат в сжатом виде материалы, представленные в третьем проекте.
Обязательные компоненты третьего и четвёртого проектов:
Работа в течение третьего и последующих лет В течение второго года участия в проекте «Обучение через предпринимательство» школьники разрабатывают совместно с компанией-ментором бизнес-проект, что позволяет им на третьем году участия в проекте начать разработку собственных бизнес-проектов по созданию своего дела. Эффективность участия школьников в проекте «Обучение через предпринимательство» наряду с другими показателями (реализация предложенных учащимися идей, проектов компаниями-менторами, развитие коммуникативных навыков у школьников, содействие профессиональной ориентации и т.д.) определяется ростом их интереса к предпринимательской деятельности, карьерному росту, максимальной реализации своих способностей. Этот интерес соотносится с потребностями региона в развитии малого предпринимательства и привлечения к этому процессу учащейся молодёжи.
Отдельными направлениями проекта «Обучение через предпринимательство» выступает проведение Уроков Жизни, включающих изучение метапредметного курса «Полезные навыки» и курса предпрофильной и профильной подготовки «Основы предпринимательства». Курс «Полезные навыки» имеет модульную структуру. Все модули структурированы по 6 направлениям: ведение домашнего хозяйства; приусадебное хозяйство; техника и технологии; здоровье и безопасный образ жизни; познай себя; культурный досуг. На каждой ступени обучения должны быть реализованы модули из всех 6 направлений. Определение набора модулей, количества часов по каждому из модулей, их очередности относятся к компетенции участников образовательного процесса. Все модули объединяют единые цели и задачи, что обеспечивает единую методическую основу курса. Курс «Полезные навыки» представляет собой набор модулей, каждый из которых рассчитан на 6, 8, 9, 12 или 17 (18) часов. Структура курса формируется участниками образовательного процесса из рекомендованного для каждой ступени обучения перечня модулей, чтобы в общей сложности объём курса для каждой параллели составил 35 часов. Занятия по курсу проводятся в интерактивных практико-ориентированных формах (практикумы, тренинги, деловые игры, разработка и защита проектов, экскурсии на предприятия, лабораторные занятия и другие). Изучение курса не предусматривает балльного оценивания. В учебный план школ включаются курсы профильной направленности, содействующие воспитанию социальной ответственности и компетентности, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовке к сознательному выбору профессии: предпрофильный курс «Основы предпринимательства» (9 класс; авт. Т.И. Ремонтова), предпрофильный курс «Основы местного самоуправления» (9 класс; авт. Е.А. Прохорова); курс «Основы предпринимательства» (10-11 класс; авт. Т.И. Ремонтова) и другие. III. Участие в модели сетевого взаимодействия «Школа – учреждение профессионального образования» с получением профессии. Инновационная модель «Школа – учреждение профессионального образования»» предусматривает организацию профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений на базе учреждений профессионального образования с выдачей соответствующих документов (свидетельство об уровне квалификации). Это обеспечивается посредством заключения соглашений (договоров) учреждений общего и профессионального образования, интеграции учебных планов и программ. Школьники получают возможность пройти профессиональную подготовку по востребованным в регионе рабочим профессиям с получением соответствующего документа. В целях обеспечения реализации модели сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений с учреждениями профессионального образования Министерством образования Пензенской области ежегодно утверждается список участников – учреждений общего и профессионального образования, а также перечень наименований профессий, подготовка по которым осуществляется данными образовательными учреждениями. Данным образовательным учреждениям присваивается статус региональных экспериментальных площадок Министерства образования Пензенской области. ШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «PRO 100 ПРОФЕССИЯ» Проект «PRO 100 профессия» разрабатывается на школьном уровне. Он предполагает создание Энциклопедии «PRO 100 профессия» (рассказ о 100 профессиях, с которыми школьники познакомились). Энциклопедия составляется по итогам экскурсий из отдельных рассказов о профессиях, с которыми школьники познакомились как в ходе экскурсий, так и за их рамками экскурсий, найдя информацию об интересующих их профессиях самостоятельно. От одной школы готовится одна Энциклопедия. Этапы работы над проектом «PRO 100 профессия»
Каждый класс должен подготовить для школьной Энциклопедии рассказ (фотографии, презентации, рисунки, слайд-шоу и др.) про определенное количество профессий (в зависимости от количества класс-комплектов). Материалы готовятся в рамках экскурсий в ходе проекта «ПромТур», а также самостоятельно.
Форма проведения презентации Энциклопедии определяется школой самостоятельно. Это может быть: школьный праздник, практическая конференция, пресс-конференция с участием представителей предприятий, посещенных школьниками, круглый стол и др.
Презентация школьных Энциклопедий должна проходить на муниципальном уровне. Презентация лучших Энциклопедий от города (района) будет проходить на одной из секций научно-практической конференции «Проект "Образование для жизни" в образовательных учреждениях Пензенской области». Школьный ПРОЕКТ «ГАЛЕРЕЯ ТРУДОВОГО ПОЧЕТА И СЛАВЫ» Работа над проектом предполагает сбор и оформление материалов о трудовых династиях города/села, земляках, выпускниках школы, достигших жизненного успеха. Материалы могут быть оформлены в виде школьной Галереи трудового почета и славы – стендов в школьном музее (музейной комнате, музейном уголке, в рекреации). Материалы по проекту могут быть также представлены в виде буклетов, презентаций, материалов экскурсий в школьном музее с соответствующей тематикой. Этапы работы над проектом «Галерея трудового почета и славы»
Каждый класс должен подготовить для школьной Галереи стенды (материалы к стендам), рассказы, фотографии, презентации, рисунки, слайд-шоу и др.) про людей, добившихся трудовых успехов.
Презентация школьных проектов должна проходить на муниципальном уровне. Презентация лучших проектов «Галерея трудового почета и славы» от города (района) будет проходить на одной из секций научно-практической конференции «Проект "Образование для жизни" в образовательных учреждениях Пензенской области». |
О преподавании русского языка в 2013-2014 учебном году Нормативно-правовые... ... |
О преподавании литературы в 2013-2014 учебном году Нормативно-правовые... ... |
||
О преподавании химии в 201 3 -201 4 учебном году Нормативно-правовые... ... |
Проведение гиа в 2013-2014 учебном году В 2013-2014 учебном году участие выпускников 9-х классов в государственной (итоговой) аттестации (гиа) будет осуществляться следующим... |
||
Информация об опытной проверке учебных изданий в 2013/2014 учебном году В соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 26. 06. 2013 №556 в 2013/2014 учебном году проведена опытная... |
О проведении II муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2013 2014 учебном году Министерства образования Тульской области от 19. 09. 2013 №725 «О подготовке и проведении школьного и муниципального этапов всероссийской... |
||
План организации подготовки к государственной итоговой аттестации... В 2013-2014 учебном году продолжается эксперимент по проведению государственной итоговой аттестации (гиа) в новой форме |
Приказ от 20. 09. 2013 №411 Об организации и проведении школьного... Министерства образования и науки Челябинской области от 13. 09. 2013г. №01/3314 Об организации и проведении школьного этапавсероссийской... |
||
Приказ от 20. 09. 2013 №411 Об организации и проведении школьного... Министерства образования и науки Челябинской области от 13. 09. 2013г. №01/3314 Об организации и проведении школьного этапа всероссийской... |
Перспективы развития доу на 2013 – 2014 учебный год в предложенном Утверждение программ и педагогических технологий, реализуемых в 2013-2014 учебном году коллективом |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |