Скачать 79.18 Kb.
|
Неформальный подход к реализации регионального компонента «Фольклорное и литературное Зауралье» (из опыта работы). Л.Д.Ермакова , учитель русского языка МОУ « Коноваловская средняя общебразовательная школа» Макушинского района Курганской области. Преодоление формализма в педагогической деятельности – это очень важная задача, существующая давно, решаемая давно, но до сих пор не решенная. Есть ли почва для формализма в реализации регионального компонента по литературе? Думается, да. Не стоит, наверное, называть субъективные причины, а вот объективные назовем. 1.Программные рекомендации деления часов по региональному компоненту реализовать полностью в 5, 6 классах (22 ч. и 15 ч.) практически невозможно, нет учебного времени. 2. Удаленность сельских школ от г.Кургана, что не способствует организации встреч с писателями –зауральцами . 3. Недостаточное количество произведений по региональному компоненту. 4. Почти полное отсутствие методического и справочно-биографического материала. Эти и другие объективные причины да, возможно, субъективные и влияют если не на формальную реализацию регионального компонента по литературе, то уж на некачественную – точно. Поэтому роль учителя-словес- ника в сложившихся условиях - проникнуться важностью поставленной перед ним задачи, научиться использовать различные формы и методы организации занятий по региональному компоненту, максимально использовать имеющийся литературно-методический материал, стремиться развивать в себе творческое начало и воспитывать его в детях. Попробую поделиться крупицами своего опыта в реализации регионального компонента с учетом всего, что сказано выше. Не секрет, что писатели, поэты, даже очень известные, учениками не воспринимаются как живые люди. Официозные биографии, прямолинейное следование рекомендациям программ, наша учительская косность –эти и другие причины способствуют такому представлению учеников. Что касается биографии зауральских поэтов и писателей, то их как бы и нет. Задача учителя – словесника - «приблизить» к ученику писателя – человека. Как? Вот несколько конкретных примеров. Учителя- словесники Коноваловской школы продолжительное время сотрудничали с доцентом кафедры гуманитарного образования ИПК и ПРО Курганской области Ступиной В.Н. в рамках экспериментальной площадки по теме «Воспитание будущего семьянина средствами художественной литературы». Кроме этого, по рекомендациям Ступиной В.Н. велась и ведется сейчас фольклорно-поисковая работа, апробирована еще в 2006-07 учебном году программа по региональному компоненту «Фольклор и литература Зауралья» в 5 классе, на базе другой ее программы велся в старших классах факультатив «Современная литература Зауралья последнего десятилетия : новые имена». Каждый приезд В.Н.Ступиной в нашу школу предполагал обоюдополезную работу: семинары, круглые столы, всевозможные консультации, проведение целенаправленных уроков и внеклассных мероприятий с последующим обсуждением… Но В.Н.Ступина еще и пишет стихи и рассказы, ее произведения есть в хрестоматиях по региональному компоненту. Надо было видеть лица ребят, их горящие глаза! Живой писатель! Встречи с ребятами были неоднократными. И как резуль- тат – повышенный интерес к литературному творчеству зауральской писательницы и желание попробовать себя в творчестве. В школе есть альбом «Проба пера», большинство стихов в нем написано учениками под влиянием бесед с В.Н.Ступиной. …Знакомство с творчеством Л.И.Куликова начинается с рассказа о его нелегкой судьбе, чтения фрагментов из книги А.Куликовой «О сыне пишу…» Это действенная форма. Но куда действеннее созерцание окна на 1-ом этаже в пятиэтажном доме по улице Гоголя. Того самого окна, в которое много лет смотрел поэт Л.Куликов, тяжкой болезнью прикованный к кровати…Ребята долго стояли у дома, где жил поэт, вчитывались в слова мемориальной доски, кто-то прикоснулся к стене… А учительница рассказала о том, как пережившая сына мать выставляла в окно книжки сына, его фотографии, письма, чтобы люди могли, пусть через стекло, видеть то, что является памятью о сыне. Это было в конце 70-х годов прошлого века. Автор этих строк, в то время еще не работавшая в школе, но жившая в г.Кургане, видела эти своеобразные музейные экспозиции… И с каким интересом читали ребята после экскурсии в Курган стихи Л.И.Куликова! К сожалению, отдаленность нашего села от г.Кургана не позволяет присутствовать на встречах с сейчас живущими зауральскими писателями. Тем дороже и ценнее любой подлинный документ, хранящийся в школьном архиве, имеющий отношение к какому- либо зауральскому писателю. Вот книга В.Потанина «На обрыве», а на ней автограф писателя, сборник стихов В.Масляева, и на нем тоже добрые слова пожеланий юным читателям и подпись… И совсем недавно обнаруженная в школьной библиотеке потрепанная тоненькая книжечка «Красный галстук». На титульном листе слова: «На память ребятам Коноваловской средней школы. С Сухачевский. 1963 г.» И вспомнилась эта едва ли не единственная в то время встреча деревенских ребятишек с уже известным поэтом Сухачевским. Понятно, почему эта книжечка с автографом стояла не на почетном месте, а лежала среди списанных, но еще не отправленных в макулатуру книг… Нет теперь пионерской организации, поступок Коли Мяготина давно уже не считается геройским. Да, быстро нас отлучили от прошлого… Но захотелось реабилитировать и автора, и книгу, и пионера Колю. Поэма «Красный галстук» была прочитана. Ее содержание явилось хорошей пищей для размышлений сегодняшних ребят… Поэты и писатели Зауралья, конечно, различны по своему дарованию. Но их объединяет большая любовь к малой родине, к человеку, вера в добро. Вот и старается учитель именно это донести до своих учеников. Конечно, творчеству В.Потанина уделяется больше внимания. У ребят- старшеклассников вызывает неподдельное удивление тот факт, что наш земляк Потанин лично знал таких известных писателей, как В.Астафьев, Б.Можаев, Ф.Абрамов, дружит с ныне живущим и плодотворно пишущим В.Распутиным. А «толстые» журналы, в которых опубликованы рассказы и повести Потанина, всегда востребованы нашими учениками. Не забываем мы обращать внимание на газетные публикации: стихи Ю.Трубчанинова, Н.Истоминой хорошо знакомы. Вот тут хочется сделать остановку. Кроме стихов выше названных любителей поэзии, в нашей районной газете печатаются любые стихи, их авторы – школьники, рабочие. Всегда ли оправданна их публикация? Думается, что нет. Не способствуют духовному развитию и зарождению глубокой мысли «поэтические творения « из многочисленных методических разработок типа «Педсовет». Не стремясь развивать в учениках критиканство, хочется научить их внимательно относиться к печатному слову, если нужно – критично. Сейчас ведь все можно опубликовать, были бы личные средства или спонсоры. «Сполохи над согрой» - так называется книга – воспоминание одного из зауральских писателей – любителей. На многих и многих страницах этой не маленькой по количеству страниц книги такое обилие самых разных ошибок. И издательство солидное, Южно-Уральское, а вот корректорское перо, видимо, не коснулось строк и слов этого в общем-то интересного художественно-краеведческого текста. Бывает и такое, но без внимания учителя и учащихся такие огрехи не должны быть оставлены. Слово учителя – действенная форма педагогического влияния на ум, душу, сердце ученика. Действенная, но далеко не единственная, особенно если речь идет о фольклоре. Учитель может много и хорошо читать народные песни, частушки, сказки, но без зрительного восприятия, без сотворчества, без исполнительского начала обойтись нельзя. Поисковая работа, пополнение музейных экспонатов, отражающих быт нашего края в прошлом, организация и проведение обрядовых народных праздников, многолетняя работа фольклорного кружка, участие в районных и областных мероприятиях краеведческой направленности – все это входит в систему работу по региональному фольклору. Совсем недавно ребята из фольклорного кружка, которым руководит Максимова О.С., выступали на областной сцене. Большая подготовка предшествовала этому выступлению. В ней принимали участие не только члены фольклорного кружка, но и учителя, ученики-любители фольклора, владеющие мастерством народного танца, пения и сказа. Вот слова «протяжной» обрядовой песни, родившейся благодаря совместным творческим усилиям учителей и ребят – старшеклас-сников. Песня демонстрировала обряд расплетания косы у невесты. 1.Ой, подруженьки, мне не весело, Одолела злодейка-печаль. Наряжают меня уж невестою, Под венец поведут обвенчать. 2.Доля – долюшка, божья волюшка, Не перечь, а судьбе покорись. А ты, косонька, схожа с полюшком, Расплетись, расплетись, расплетись… 3. «Лента алая да шелковая – Украшенье девичье мое. Ах, какая была я бедовая, В девках было веселым житье». 4.Расплели тебе косу, подруженька, Покрывайся платком, голова. Вот идет к тебе милый твой, суженый, И о свадьбе трезвонит молва. Частушки, которые исполнялись в этом фольклорном представлении, тоже сочиняли сами или позаимствовали у местных жителей. Вот некоторые из них. Боля женится – не верится, Венчается – не жаль. Только первую неделюшку Бросало меня в жар. Плачет милая моя: «Чем обидел я тебя? Я купил тебе платок, Сам остался без сапог» Золоченое колечко Подарил миленок мой. Почему ж мое крылечко Он обходит стороной ? Замуж, девки, не спешите: Доля бабья нелегка. Мужа по душе ищите, С нелюбимым съест тоска. Задорно, весело, с уханьем пели ребята частушки, а специально к серьезному выступлению сшитые в народном стиле костюмы дополняли картину обряда. И коса невесты воспринималась как бесценное богатство девушки, и платок, символ женственности, приобрел для сегодняшних девчонок особую ценность… Литературный плагиат… Заниматься им безнравственно, бесперспективно… Это мнение бесспорное. Но хочется сказать о другого рода плагиате, о плагиате педагогическом. Речь вот о чем. Мне довелось присутствовать на открытом уроке литературы в 11 классе в Пионерской школе (учитель Стенникова Т.Г.) Тема урока «М.Цветаева и Л.Туманова. Точки соприкосновения». Урок отличный : обилие фактического и литературного материала, фрагменты видиофильма с живой речью Ан. Цветаевой, сестры М.Цветаевой, звукозапись, портреты, слово учителя, активность обучающихся, наконец, тепло и уют в классе, что для сельской школы немаловажно. В потоке хвалебных рецензий (заслуженных!) мне не захотелось говорить о существенном, на мой взгляд, нюансе. Учительницей обе поэтессы «поставлены» на одну плоскость. Твердое ли это мнение учительницы, подвели к этой черте умные, наполненные личным рассуждения учеников… Но вывод был сделан такой : много общего в судьбах и творчестве поэтесс. Очень захотелось провести подобный урок, многое позаимствовать, но и внести свое. Л.Туманову, конечно же, нельзя сравнивать с великой М.Цветаевой, а вот «точки соприкосновения» найти можно и нужно. Они-то и определили во многом человеческую судьбу Л.Тумановой и, использую штамп, наложили отпечаток на ее творчество. Творчество зауральской поэтессы Л.Тумановой и раньше было предметом разговора в старших классах в рамках изучения регионального компонента, но в свете творчества М.Цветаевой оно рассматривалось мною впервые. Думаю, такой плагиат в моей педагогической практике не может быть порицаем. Это все примеры того, как в условиях конкретной школы, работая с конкретным контингентом учащихся, имея определенное отношение к литературе родного края, проводится неформальная работа по реализации регионального компонента «Фольклор и литература Зауралья». А результаты… Они, надеемся, будут. |
Урок-конференция Вельмякина Е. В., учитель русского языка и литературы моу «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №1» |
Пояснительная записка. Пояснительная записка. Факультатив по русскому... Программу разработала учитель русского языка и литературы мкоу «Павловская средняя общеобразовательная школа» Леонова О. Э |
||
«сложносочиненные предложения» ... |
План работы кафедры русского языка и литературы на 2011-2012 учебный год Стратегические цели, направления и задачи моу «Средняя общеобразовательная школа №11с уиия» |
||
«Экология человеческой души». (Из опыта проведения внеклассной работы... Авторы-составители: Добрынина Н. М., Недобежкина Т. Н., Чуканова Т. И., учителя русского языка литературы |
Жулдаева Гульшара Айтжановна Учитель русского языка и литературы Средняя школа №24 город Атырау Слайд Библия есть не только книга с твердым текстом, сколько записная тетрадь человечества… Б. Пастернак |
||
Рабочая программа по литературе для 10 класса Составила учитель русского... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Каменка Башмаковского района Пензенской... |
Жамбылская область, Байзакский район, средняя школа 40 лет Казахстана,... Дорогие, ребята, сегодня у нас открытый урок. Желаю всем удачи и творческих успехов |
||
«незабытые дни незабытой войны» Родина Жанна Геннадиевна, учитель русского языка и литературы моу «сош №73» г. Саратова |
Сарсенгалиева Карашаш Кадыровна Учитель русского языка и литературы... Цель урока: объяснить, что такое сложные слова и способы образования новых сложных слов в русском языке |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |