Л. Д. Ермакова, учитель русского языка моу «Коноваловская средняя общебразовательная школа»




Скачать 79.18 Kb.
Название Л. Д. Ермакова, учитель русского языка моу «Коноваловская средняя общебразовательная школа»
Дата публикации 25.05.2014
Размер 79.18 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > География > Документы
Неформальный подход к реализации регионального компонента

«Фольклорное и литературное Зауралье»

(из опыта работы).
Л.Д.Ермакова , учитель русского языка

МОУ « Коноваловская средняя общебразовательная школа»

Макушинского района

Курганской области.
Преодоление формализма в педагогической деятельности – это очень важная задача, существующая давно, решаемая давно, но до сих пор не решенная. Есть ли почва для формализма в реализации регионального компонента по литературе? Думается, да. Не стоит, наверное, называть субъективные причины, а вот объективные назовем.

1.Программные рекомендации деления часов по региональному компоненту

реализовать полностью в 5, 6 классах (22 ч. и 15 ч.) практически невозможно,

нет учебного времени.

2. Удаленность сельских школ от г.Кургана, что не способствует организации встреч с писателями –зауральцами .

3. Недостаточное количество произведений по региональному компоненту.

4. Почти полное отсутствие методического и справочно-биографического материала.

Эти и другие объективные причины да, возможно, субъективные и влияют

если не на формальную реализацию регионального компонента по литературе, то уж на некачественную – точно. Поэтому роль учителя-словес-

ника в сложившихся условиях - проникнуться важностью поставленной перед ним задачи, научиться использовать различные формы и методы организации занятий по региональному компоненту, максимально использовать имеющийся литературно-методический материал, стремиться развивать в себе творческое начало и воспитывать его в детях. Попробую поделиться крупицами своего опыта в реализации регионального компонента с учетом всего, что сказано выше.
Не секрет, что писатели, поэты, даже очень известные, учениками не воспринимаются как живые люди. Официозные биографии, прямолинейное следование рекомендациям программ, наша учительская косность –эти и другие причины способствуют такому представлению учеников. Что касается биографии зауральских поэтов и писателей, то их как бы и нет. Задача учителя – словесника - «приблизить» к ученику писателя – человека. Как?

Вот несколько конкретных примеров.

Учителя- словесники Коноваловской школы продолжительное время сотрудничали с доцентом кафедры гуманитарного образования ИПК и ПРО

Курганской области Ступиной В.Н. в рамках экспериментальной площадки

по теме «Воспитание будущего семьянина средствами художественной литературы». Кроме этого, по рекомендациям Ступиной В.Н. велась и ведется сейчас фольклорно-поисковая работа, апробирована еще в 2006-07

учебном году программа по региональному компоненту «Фольклор и литература Зауралья» в 5 классе, на базе другой ее программы велся в старших классах факультатив «Современная литература Зауралья последнего десятилетия : новые имена». Каждый приезд В.Н.Ступиной в нашу школу

предполагал обоюдополезную работу: семинары, круглые столы, всевозможные консультации, проведение целенаправленных уроков и внеклассных мероприятий с последующим обсуждением… Но В.Н.Ступина

еще и пишет стихи и рассказы, ее произведения есть в хрестоматиях по региональному компоненту. Надо было видеть лица ребят, их горящие глаза!

Живой писатель! Встречи с ребятами были неоднократными. И как резуль-

тат – повышенный интерес к литературному творчеству зауральской писательницы и желание попробовать себя в творчестве. В школе есть

альбом «Проба пера», большинство стихов в нем написано учениками под влиянием бесед с В.Н.Ступиной.

…Знакомство с творчеством Л.И.Куликова начинается с рассказа о его нелегкой судьбе, чтения фрагментов из книги А.Куликовой «О сыне пишу…»

Это действенная форма. Но куда действеннее созерцание окна на 1-ом этаже

в пятиэтажном доме по улице Гоголя. Того самого окна, в которое много лет смотрел поэт Л.Куликов, тяжкой болезнью прикованный к кровати…Ребята долго стояли у дома, где жил поэт, вчитывались в слова мемориальной доски,

кто-то прикоснулся к стене… А учительница рассказала о том, как пережившая сына мать выставляла в окно книжки сына, его фотографии, письма, чтобы люди могли, пусть через стекло, видеть то, что является памятью о сыне. Это было в конце 70-х годов прошлого века. Автор этих строк, в то время еще не работавшая в школе, но жившая в г.Кургане, видела эти своеобразные музейные экспозиции… И с каким интересом читали ребята после экскурсии в Курган стихи Л.И.Куликова!

К сожалению, отдаленность нашего села от г.Кургана не позволяет присутствовать на встречах с сейчас живущими зауральскими писателями.

Тем дороже и ценнее любой подлинный документ, хранящийся в школьном архиве, имеющий отношение к какому- либо зауральскому писателю.

Вот книга В.Потанина «На обрыве», а на ней автограф писателя, сборник стихов В.Масляева, и на нем тоже добрые слова пожеланий юным читателям и подпись… И совсем недавно обнаруженная в школьной библиотеке потрепанная тоненькая книжечка «Красный галстук». На титульном листе слова: «На память ребятам Коноваловской средней школы. С Сухачевский. 1963 г.» И вспомнилась эта едва ли не единственная в то время встреча

деревенских ребятишек с уже известным поэтом Сухачевским. Понятно, почему эта книжечка с автографом стояла не на почетном месте, а лежала среди списанных, но еще не отправленных в макулатуру книг… Нет теперь пионерской организации, поступок Коли Мяготина давно уже не считается геройским. Да, быстро нас отлучили от прошлого… Но захотелось реабилитировать и автора, и книгу, и пионера Колю. Поэма «Красный галстук» была прочитана. Ее содержание явилось хорошей пищей для размышлений сегодняшних ребят…

Поэты и писатели Зауралья, конечно, различны по своему дарованию. Но их объединяет большая любовь к малой родине, к человеку, вера в добро.

Вот и старается учитель именно это донести до своих учеников. Конечно, творчеству В.Потанина уделяется больше внимания.

У ребят- старшеклассников вызывает неподдельное удивление тот факт, что наш земляк Потанин лично знал таких известных писателей, как В.Астафьев,

Б.Можаев, Ф.Абрамов, дружит с ныне живущим и плодотворно пишущим В.Распутиным. А «толстые» журналы, в которых опубликованы рассказы и повести Потанина, всегда востребованы нашими учениками.

Не забываем мы обращать внимание на газетные публикации: стихи Ю.Трубчанинова, Н.Истоминой хорошо знакомы.

Вот тут хочется сделать остановку. Кроме стихов выше названных любителей поэзии, в нашей районной газете печатаются любые стихи, их авторы – школьники, рабочие. Всегда ли оправданна их публикация?

Думается, что нет. Не способствуют духовному развитию и зарождению глубокой мысли «поэтические творения « из многочисленных методических разработок типа «Педсовет».

Не стремясь развивать в учениках критиканство, хочется научить их внимательно относиться к печатному слову, если нужно – критично. Сейчас ведь все можно опубликовать, были бы личные средства или спонсоры.

«Сполохи над согрой» - так называется книга – воспоминание одного из зауральских писателей – любителей. На многих и многих страницах этой не маленькой по количеству страниц книги такое обилие самых разных ошибок. И издательство солидное, Южно-Уральское, а вот корректорское перо, видимо, не коснулось строк и слов этого в общем-то интересного

художественно-краеведческого текста. Бывает и такое, но без внимания учителя и учащихся такие огрехи не должны быть оставлены.

Слово учителя – действенная форма педагогического влияния на ум, душу, сердце ученика. Действенная, но далеко не единственная, особенно если речь идет о фольклоре. Учитель может много и хорошо читать народные песни, частушки, сказки, но без зрительного восприятия, без сотворчества, без исполнительского начала обойтись нельзя.

Поисковая работа, пополнение музейных экспонатов, отражающих быт нашего края в прошлом, организация и проведение обрядовых народных праздников, многолетняя работа фольклорного кружка, участие в районных и областных мероприятиях краеведческой направленности – все это входит в систему работу по региональному фольклору. Совсем недавно ребята из фольклорного кружка, которым руководит Максимова О.С., выступали на областной сцене. Большая подготовка предшествовала этому выступлению.

В ней принимали участие не только члены фольклорного кружка, но и учителя, ученики-любители фольклора, владеющие мастерством народного танца, пения и сказа. Вот слова «протяжной» обрядовой песни, родившейся благодаря совместным творческим усилиям учителей и ребят – старшеклас-сников. Песня демонстрировала обряд расплетания косы у невесты.

1.Ой, подруженьки, мне не весело,

Одолела злодейка-печаль.

Наряжают меня уж невестою,

Под венец поведут обвенчать.

2.Доля – долюшка, божья волюшка,

Не перечь, а судьбе покорись.

А ты, косонька, схожа с полюшком,

Расплетись, расплетись, расплетись…
3. «Лента алая да шелковая –

Украшенье девичье мое.

Ах, какая была я бедовая,

В девках было веселым житье».
4.Расплели тебе косу, подруженька,

Покрывайся платком, голова.

Вот идет к тебе милый твой, суженый,

И о свадьбе трезвонит молва.

Частушки, которые исполнялись в этом фольклорном представлении,

тоже сочиняли сами или позаимствовали у местных жителей. Вот некоторые из них.
Боля женится – не верится,

Венчается – не жаль.

Только первую неделюшку

Бросало меня в жар.

Плачет милая моя:

«Чем обидел я тебя?

Я купил тебе платок,

Сам остался без сапог»

Золоченое колечко

Подарил миленок мой.

Почему ж мое крылечко

Он обходит стороной ?

Замуж, девки, не спешите:

Доля бабья нелегка.

Мужа по душе ищите,

С нелюбимым съест тоска.
Задорно, весело, с уханьем пели ребята частушки, а специально к серьезному выступлению сшитые в народном стиле костюмы дополняли

картину обряда. И коса невесты воспринималась как бесценное богатство

девушки, и платок, символ женственности, приобрел для сегодняшних

девчонок особую ценность…

Литературный плагиат… Заниматься им безнравственно, бесперспективно… Это мнение бесспорное. Но хочется сказать о другого рода плагиате, о плагиате педагогическом. Речь вот о чем.

Мне довелось присутствовать на открытом уроке литературы в 11 классе

в Пионерской школе (учитель Стенникова Т.Г.) Тема урока «М.Цветаева и Л.Туманова. Точки соприкосновения». Урок отличный : обилие фактического и литературного материала, фрагменты видиофильма с живой

речью Ан. Цветаевой, сестры М.Цветаевой, звукозапись, портреты, слово учителя, активность обучающихся, наконец, тепло и уют в классе, что для сельской школы немаловажно. В потоке хвалебных рецензий (заслуженных!)

мне не захотелось говорить о существенном, на мой взгляд, нюансе. Учительницей обе поэтессы «поставлены» на одну плоскость. Твердое ли это

мнение учительницы, подвели к этой черте умные, наполненные личным

рассуждения учеников… Но вывод был сделан такой : много общего в судьбах и творчестве поэтесс. Очень захотелось провести подобный урок,

многое позаимствовать, но и внести свое. Л.Туманову, конечно же, нельзя сравнивать с великой М.Цветаевой, а вот «точки соприкосновения» найти можно и нужно. Они-то и определили во многом человеческую судьбу

Л.Тумановой и, использую штамп, наложили отпечаток на ее творчество.

Творчество зауральской поэтессы Л.Тумановой и раньше было предметом

разговора в старших классах в рамках изучения регионального компонента, но в свете творчества М.Цветаевой оно рассматривалось мною впервые.

Думаю, такой плагиат в моей педагогической практике не может быть порицаем.

Это все примеры того, как в условиях конкретной школы, работая с конкретным контингентом учащихся, имея определенное отношение к литературе родного края, проводится неформальная работа по реализации

регионального компонента «Фольклор и литература Зауралья». А результаты… Они, надеемся, будут.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Л. Д. Ермакова, учитель русского языка моу «Коноваловская средняя общебразовательная школа» icon Урок-конференция
Вельмякина Е. В., учитель русского языка и литературы моу «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №1»
Л. Д. Ермакова, учитель русского языка моу «Коноваловская средняя общебразовательная школа» icon Пояснительная записка. Пояснительная записка. Факультатив по русскому...
Программу разработала учитель русского языка и литературы мкоу «Павловская средняя общеобразовательная школа» Леонова О. Э
Л. Д. Ермакова, учитель русского языка моу «Коноваловская средняя общебразовательная школа» icon «сложносочиненные предложения»
...
Л. Д. Ермакова, учитель русского языка моу «Коноваловская средняя общебразовательная школа» icon План работы кафедры русского языка и литературы на 2011-2012 учебный год
Стратегические цели, направления и задачи моу «Средняя общеобразовательная школа №11с уиия»
Л. Д. Ермакова, учитель русского языка моу «Коноваловская средняя общебразовательная школа» icon «Экология человеческой души». (Из опыта проведения внеклассной работы...
Авторы-составители: Добрынина Н. М., Недобежкина Т. Н., Чуканова Т. И., учителя русского языка литературы
Л. Д. Ермакова, учитель русского языка моу «Коноваловская средняя общебразовательная школа» icon Жулдаева Гульшара Айтжановна Учитель русского языка и литературы Средняя школа №24 город Атырау
Слайд Библия есть не только книга с твердым текстом, сколько записная тетрадь человечества… Б. Пастернак
Л. Д. Ермакова, учитель русского языка моу «Коноваловская средняя общебразовательная школа» icon Рабочая программа по литературе для 10 класса Составила учитель русского...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Каменка Башмаковского района Пензенской...
Л. Д. Ермакова, учитель русского языка моу «Коноваловская средняя общебразовательная школа» icon Жамбылская область, Байзакский район, средняя школа 40 лет Казахстана,...
Дорогие, ребята, сегодня у нас открытый урок. Желаю всем удачи и творческих успехов
Л. Д. Ермакова, учитель русского языка моу «Коноваловская средняя общебразовательная школа» icon «незабытые дни незабытой войны»
Родина Жанна Геннадиевна, учитель русского языка и литературы моу «сош №73» г. Саратова
Л. Д. Ермакова, учитель русского языка моу «Коноваловская средняя общебразовательная школа» icon Сарсенгалиева Карашаш Кадыровна Учитель русского языка и литературы...
Цель урока: объяснить, что такое сложные слова и способы образования новых сложных слов в русском языке
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции