Феденок Ю. Н. Современный промышленный мегаполис: этнонациональное измерение




НазваниеФеденок Ю. Н. Современный промышленный мегаполис: этнонациональное измерение
страница1/4
Дата публикации24.05.2014
Размер0.65 Mb.
ТипАнализ
literature-edu.ru > География > Анализ
  1   2   3   4
Феденок Ю.Н.
Современный промышленный мегаполис: этнонациональное измерение
// Евразийское Ожерелье. Альманах общественного института истории народов Оренбуржья имени Мусы Джалиля. Вып. 7. Оренбург: ОГПУ, 2006. С. 165-183.



В постсоветский период проблемы этнонациональных отношений стали предметом особого интереса, особенно в исторически многонациональных регионах. Социально-политические и общественные изменения в последние десятилетия привели к миграциям населения на всем постсоветском пространстве и к росту этнического самосознания. Эти процессы привели к обострению этноконфликтных ситуаций, во многом заложенных национальной политикой в годы советской власти.

После распада СССР и обретения Казахстаном независимости Южный Урал вновь, как и 250 лет назад, стал приграничной территорией. Челябинск изначально был создан «на перекрестке различных культур» (Концепция социально-культурной политики, 98. с. 24). Само возникновение Челябинска в 1736 году явилось следствием административно-политических мер Москвы по укреплению юго-восточных границ Уральского промышленного округа и установлению русского пограничья между уральскими башкирами и казахами (устар. киргизами киргиз-кайсацкой степи).

Вследствие этого отличительной чертой данного региона является многонациональный состав его населения. Среди особенностей региона важной является нестабильность этнического состава населения. В результате миграционных процессов последних десяти лет значительно сократилось число украинцев, белорусов, немцев, мордвы и особенно евреев (на 20%), несколько возросло число татар (на 2,2%), чувашей (на 3,3%), русских (на 5,3%), особенно возросло башкирское (на 20,6%) и казахское (на 17,7%) население (Человек и граница, 2001, с. 6-7).

Статистика расселения вынужденных переселенцев показывает, что 86,1% семей осели в городах области. Наибольшее количество переселенцев приходится на промышленно развитые центры, в том числе Челябинск (25,6%). В области сложились две крупные диаспоры выходцев из Таджикистана и Чеченской Республики (Человек и граница, 2001, с. 6-7).

За 1992-2000 годы миграционный прирост населения области составил 106 тысяч человек. В общей сложности миграционный приток компенсировал свыше 60% естественной убыли населения области. Основными регионами выхода мигрантов для Челябинской области остаются Казахстан (71%), Узбекистан (17%), Таджикистан (7%). При этом большую часть переселенцев составляют представители русской национальности (Региональная миграционная программа, 2002, с. 8-10).

Анализ национальной структуры населения в ретроспективе показывает, что даже в столь монолитном национальном массиве, как промышленный Урал, наличие коренных или пришлых национально-этнических групп населения создает потенциально конфликтную ситуацию (Этнодемографическое развитие Урала, 2000, с. 7).

Таким образом, Челябинск может служить выразительным примером, как советской модели развития промышленного многонационального города, так и происходящих изменений на постсоветском пространстве (рост национального самосознания, миграционные процессы, межнациональные отношения).

Объектом данного исследования стали народы, проживающие на территории Южного Урала: автохтонные (башкиры), пришлые (русские, татары), депортированные в советские годы (немцы, украинцы) и многие другие, переселившиеся в разное время на территорию Челябинской области.

Предметом исследования являются этнопсихологические установки и стереотипы людей перечисленных выше национальностей, которые могут быть причиной агрессии и неприятия по отношению к «инонационалам», приводить к межнациональным напряжениям и распрям.

Целью исследования является диагностика уровня межнациональных конфликтов и напряжений в городской среде многонационального мегаполиса, а также эффективности проводимых городской администрацией мероприятий по улучшению национального микроклимата в городе Челябинске.
Поставленная цель разрешается через ряд задач:

1. Оценить степень межнационального общения на личностном и социальном уровнях, в том числе степень национальной миксации (смешения).

2. Выявить авто- и гетеростереотипы у каждой из представленных в исследовании наций и путем сопоставления представлений друг о друге дать прогноз личной и социальной напряженности, уровня этноконфликтности.

3. Проанализировать самоидентификацию по представленным группам и диагностировать степень межнационального неприятия.

4. Охарактеризовать мероприятия городских властей, направленных на поддержание толерантной обстановки в условиях полиэтничной среды.

В соответствии с поставленной целью и задачами была разработана анкета (см. Приложение), направленная на изучение взаимодействия и контактов между людьми разных национальностей и на оценку потенциальной этноконфликности.

Анкета включает 27 вопросов, которые группируют несколько тематических блоков. Первый блок направлен на выявление реального общения между представителями разных национальностей, в первую очередь, между башкирами, татарами и русскими. В качестве ключевых моментов выделяется общение на работе, учебе и быту, особо характеризуется отношение к межнациональным бракам.

Второй блок вопросов выявляет авто- и гетеростереотипы у представителей разных национальностей. Вопросы составлены таким образом, что порой они направлены на выяснение одного и того же аспекта, но с разных позиций. Такой подход дал возможность в ходе исследования корректировать полученные данные.

Третий блок вопросов позволил выявить типы и уровни самоидентификации по национальному, конфессиональному и гражданскому (локальному) параметрам.

В январе - феврале 2005 года было проведено анкетирование жителей города. В ходе пилотажного исследования в городе Челябинске был опрошен 101 человек, в том числе 39 русских, 30 татар, 14 башкир, 6 немцев, 2 украинца, 2 казаха, 2 чуваша, 1 грузин, 1 белорус, 1 мордвин, 1 коми-пермяк, 1 кореец, 1 еврей.

В работе выделены три основные этнические группы: башкиры, татары и русские. Остальные опрошенные разных национальностей объединены под условным названием "другие". Такое произвольное объединение представляется правомерным в связи с их реальной малой численностью (см. Приложение, Таб. 1)

Всего было опрошено 49 женщин и 52 мужчины. По возрасту респонденты распределяются следующим образом: от 18 до 25 лет - 15 человек; от 26 до 35 лет - 14; от 36 до 45 лет - 23; от 46 до 55 лет - 26; от 56 до 65 лет - 9; от 66 до 75 лет - 11; от 76 лет и выше - 3.

Из 101 человека 17 имеют высшее или неоконченное высшее образование; 9 - студенты высших учебных заведений; 34 имеют средне-специальное образование; 34 - среднее образование; 7 - начальное образование. Люди среднего возраста, в большинстве рабочие крупных предприятий, состоящие в браке и имеющие детей, с устоявшимися жизненными взглядами, в том числе и по отношению к представителям разных национальностей, составляют ядро выборки.

На федеральном уровне вопрос межнациональных отношений на Южном Урале рассматривается исключительно только в исследованиях о Республики Башкоторстан и Оренбургской области. На региональном уровне вопрос этноконфликтности в Челябинской области рассматривался в связи с миграциями (Региональная миграционная программа, 2002), с возрождением национальных культур (Галигузов И. Ф. Народы Южного Урала, 2002). Было проведено одно пилотажное исследование национальной идентичности, проведенное в вузах Челябинска и двух городов области (Новикова О.В. Этническая идентичность, 2002).

Представления жителей Челябинска о своем городе

При рассмотрении проблемы межэтнической ситуации в городе важным аспектом является отношение его жителей к месту их проживания. Полученные данные в ходе проведенного в Челябинске опроса показали, что большая часть респондентов (73%) не зависимо от национальности считает Челябинск большим многонациональным городом (таб. 1). Эту группу респондентов можно назвать неконфликтной и этнодоброжелательной. Значительная часть жителей считает Челябинск "котлом, в котором переплавляются все нации". Скорее всего, это наиболее этнотолерантная группа.

Ни один респондент не назвал Челябинск исконной территорией татар, что говорит о знании исторических реалий жителями Челябинска не зависимо от возраста, национальности и образования. Как отмечается в Карманном справочнике 1909 года, «в XVII веке местность, занимаемая теперь Челябинском и прилегающими к нему поселками, была покрыта лесами, болотами и принадлежала башкирам» (Карманный справочник, 1909, с. 3-5).

Таблица 1

Что думают жители города о Челябинске (в %)

Челябинск - это

русские

татары

башкиры

другие

Всего

большой много-

национальный город

67

73

79

83

73

историческая земля башкир

5

3

7

-

4

русский город

8

10

-

-

3

исконная территория татар

-

-

-

-

-

"котел, в котором переплавляются все нации"

20

23

14

17

20


На вопрос "Кому, по Вашему мнению, живется в городе психологически легче" большинство опрошенных ответило, что русским, в том числе и три четверти "других". Последнее обусловлено отношением представителей "не престижных" наций к доминирующей. Половина опрошенных русских согласна с тем, что им живется легче.

39% респондентов считает, что всем живется одинаково, независимо от национальной принадлежности и всего 5% опрошенных отметило, что легче жить богатым людям. Исследование позволило выявить, что в Челябинске в момент исследования не было открытой социальной напряженности.

Татары - вторая по численности этническая группа Челябинска, тем не менее, всего 3% респондентов (в том числе 3% опрошенных татар) считает, что татарам легко в городе. Это довольно тревожный показатель, требующий детального анализа и учета в городской национальной политике.

Таблица 2

Кому, по мнению челябинцев, живется психологически легче (в %)




русские

татары

башкиры

другие

Всего

башкирам

-

-

7

-

10

татарам

-

3

7

6

3

русским

51

40

29

72

49

армянам

3

-

-

-

1

евреям

-

3

-

-

1

богатым

5

7

7

-

5

одинаково

36

47

50

22

39

затруднились

5

-

-

-

2


На вопрос "Комфортно ли Вам психологически в городе" 72% русских ответили положительно. Этот показатель подтверждает мнение челябинцев о том, что русским живется психологически легче, чем представителям других национальностей.

Большой процент татар, башкир и "других" испытывают психологический дискомфорт. Чаще всего он связан с экологической ситуацией на Южном Урале и шумовой обстановкой в городской среде. Психологический дискомфорт по причине социальной незащищенности отмечают русские старших возрастных категорий.

Таблица 3

Комфортно ли психологически челябинцам в городе (в %)




Русские

татары

башкиры

Другие

всего

да

72

60

57

55

63

нет

28

40

43

45

37

из них по причине

-

-

-

-

-

плохой экологии

8

10

7

11

9

незащищенности

10

-

-

-

4

суеты, шума

-

10

-

11

5

много кавказцев

3

-

-

-

1

много сплетен

-

-

7

-

1


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Феденок Ю. Н. Современный промышленный мегаполис: этнонациональное измерение iconПост-релиз «Антитабачный десант» тогапоу «Аграрно-промышленный колледж»
Тогапоу «Аграрно-промышленный колледж» было проведёно ряд мероприятий с целью реализации мероприятий по формированию здорового образа...

Феденок Ю. Н. Современный промышленный мегаполис: этнонациональное измерение iconОтчет о результатах самообследования тамбовского областного государственного...
Тамбовского областного государственного автономного профессионального учреждения «Аграрно-промышленный колледж»

Феденок Ю. Н. Современный промышленный мегаполис: этнонациональное измерение iconФеденок Ю. Н., Буркова В. Н., Бутовская М. Л
Индивидуальная дистанция и её связь с некоторыми морфологическими показателями у московских подростков1

Феденок Ю. Н. Современный промышленный мегаполис: этнонациональное измерение icon«современный русский язык»
Умкд по курсу «Современный русский язык» составлен на основе гос впо №687 пед/сп (новый) по специальности 050716. 62 Специальная...

Феденок Ю. Н. Современный промышленный мегаполис: этнонациональное измерение iconАнастасия Николаевна Семенова Современный сонник. Самые точные толкования от а до Я
«Современный сонник. Самые точные толкования от а до Я»: Крылов; Санкт-Петербург; 2008

Феденок Ю. Н. Современный промышленный мегаполис: этнонациональное измерение icon«Традиции и инновации в международно-политическом процессе: региональное и глобальное измерение»

Феденок Ю. Н. Современный промышленный мегаполис: этнонациональное измерение iconФеденок Ю. Н. Коренные малочисленные народы Севера: проблемы современного...
Этнокультурные процессы в России на рубеже XX-XXI веков. М.: Инион, 2006. С. 116-141

Феденок Ю. Н. Современный промышленный мегаполис: этнонациональное измерение iconКнига рекордов Гиннеса 98
Крупнейший промышленный объект";"Эйшиа Теминелс Лтд";"Крупнейшим в мире многоуровневым промышленным объектом, представляющим собой...

Феденок Ю. Н. Современный промышленный мегаполис: этнонациональное измерение iconОбщие сведения об учреждении среднего профессионального образования
Полное наименование учебного заведения: Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение...

Феденок Ю. Н. Современный промышленный мегаполис: этнонациональное измерение iconОбщие сведения об учреждении среднего профессионального образования
Полное наименование учебного заведения: Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции