Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. М.И.Калинина
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
Методическим советом Директор школы:
Протокол № ___от ______2013г ___________________В.А.Наумцев
Председатель ____________Н.А.Преснова Приказ № ____от «__»__________2013г.
Образовательная программа дополнительного образования детей
Школа юного туриста и эколога-краеведа.
Полевой учебный практикум для детей 12-14 лет.
Срок реализации программы июнь 2013года
Авторы: Тимофеева Елена
Геннадьевна, учитель географии
Калинина Светлана Геннадьевна,
воспитатель ГПД
Верхняя Троица
2013год
Учебно-методический план эколого - географической части.
№ кол. час.
|
Тема
|
Содержание
|
Вид деятельности обучающихся
|
Необходимые материалы и оборудование
|
Предполагаемый результат
|
Дата занятия
|
1
1час.
|
Вводное занятие. Природные сообщества
|
Знакомство с содержанием курса, различные виды природныехсообществ, Изучение ландшафта – один из видов экологического исследования. маршруты исследований. Инструкции по ТБ
|
Составить план работы, выбрать интересующую тему и форму работы, распределить обязанности.
|
Фотоаппарат, карта сельского округа
|
Индивидуальный маршрутный лист занятий в Школе юного краеведа и эколога
|
|
2-4
3час.
|
Реки нашего края.
|
Гидрологическая обстановка и экологические исследования .Река Медведица, приток реки Рудомышь, биоиндикация реки Рудомышь, родники, их место положение и благоустройство Околоводная , водная растительность, редкие виды.
|
Проведение наблюдений, сбор фактических данных, проведение исследований в природе; сбор материалов для учебно-исследовательских, проектных работ
Природоохранная акция очистка берега от мусора.
|
Рулетки, термометр для измерения температуры воды, секундомер, определители, фотоаппарат, шпагат, пластиковые бутылки для забора проб, сачок, кювет.
|
Описание реки Медведица, Описания родников, Фотоальбом, презентация PowerPoint.
|
|
5-7
3час.
|
Лесное сообщество
|
Лесное сообщество. Ярусность, виды растений, лекарственные растения, биоценоз, сукцессия. Ботаника и геоботаника в экологических исследованиях
Практические работы геоботаническое описание, биоиндикация состояния окружающей среды, лихеноиндикация, следы жизнедеятельности животных.
|
Проведение наблюдений, сбор фактических данных оформление практических работ, изучение следов жизнедеятельности животных.
Игра «Волшебная поляна»
|
Определитель, шпагат 40 метров, планшеты, фотоаппарат,
|
Геоботанические описания разных участков леса, умение пользовыаться определителем
|
|
8.
1час.
|
Ядовитые растения
|
Ядовитые растения, их места обитания
|
Исследование местности, поиск и фотографирование ядовитых растений, практическая работа с определителем растений
|
Фотоаппараты, планшет, рулетка
|
Фотоальбом c описанием мест обитания и симптомов отравления
|
|
9
1час.
|
Почвы
|
Почвы и их экологическое изучение. Строение почвы, горизонты, гумус, механический состав, горные породы, полезные ископаемые нашей местности
|
Практические работы Сравнение почв леса и луга, описание почвенных разрезов, работа с литературой
|
Лопатка, планшет, рулетка, фотоаппарат,
|
Описание почвенных разрезов разных участков местности
|
|
10
1час.
|
Оформление творческих работ, Развлекательное мероприятие КВН
|
Обобщение и систематизация полученных сведений
|
Оформление фотоальбомов, производство презентаций, сортировка полученной за практический курс информации
|
Интернет, методическая литература, ватман, цветные карандаши, ручки, маркеры, собранный фактический материал
|
|
|
11-12
2час.
|
Сельскохозяйственное предприятие
|
Предприятие «Снайп», история предприятия, значение и деятельность, результаты работы
|
Образовательная экскурсия на конеферму; оформление учебно-исследовательских работ, логическое осмысление и эмоциональное и переживание происходящих событий
|
Фотоаппараты
|
Фотоальбом, презентация PowerPoint
|
|
13
2час.
|
Экскурсия на Кашинскую метеостанцию
|
Климат и проведение метеорологических наблюдений – основа экологических исследований. Метеостанция история существования, общие понятия о климате и погоде Методы и методика метеорологических наблюдений, наблюдение за погодой в нашей местности, Простейшие и специальные приборы для метеорологических наблюдений (для измерения температуры, влажности, осадков и т.п.). Прогнозирование погоды по местным признакам для теплого полугодия, перехода от хорошей погоды к ненастью, от ненастной к лучшей, признаки устойчивой хорошей погоды. Обработка метеонаблюдений.
гидрологический пост на реке Кашинка, гидрологические наблюдения
|
Образовательная экскурсия, оформление альбома с описанием приборов, поиск необходимой информации в интернете, логическое осмысление и эмоциональное и переживание происходящих событий
|
Фотоаппараты, видеокамера
|
Отчет об экскурсии, фотоальбом, описание приборов
|
|
14
2час.
|
Оформление творческих работ
|
Обобщение и систематизация полученных сведений
|
Оформление фотоальбомов, производство презентаций, сортировка полученной за практический курс информации
|
|
Конференция
|
|
15
8 час.
|
Однодневный поход по окрестностям
|
Сбор топономической, краеведческой информации, беседы со старожилами деревень. Правила поведения туристов-экологов
|
Топонимические исследования, Беседы со старожилами деревень, благоустройство родника, логическое осмысление и эмоциональное и переживание происходящих событий
|
Фотоаппараты, видеокамера, блокнот, ручка
|
Фотоальбом, видеозапись пропаганда экологических знаний - листовки, газеты, видеоролики
|
|
Учебно-методический план туристической части.
№
|
Тема
|
Содержание
|
Вид деятельности обучающихся
|
Необходимое оборудование
|
Предполагаемый результат
|
Дата занятия
|
1
1час.
|
Азбука туризма
|
Беседа о туризме, о значении туризма для человека и для государства. Виды туризма; особенности пешеходных походов. Стратегия и тактика туристских походов. Схемы построения маршрутов. История туризма. Законы туристов (туристская этика). Культура поведения туристов, их взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походе. Оформление походной документации, получение разрешения на выход в поход.
|
Разработка маршрутов походов, составление анкет для бесед с местными жителями.
|
Карта сельского округа , линейка, карандаши цветные.
|
Маршрутный лист похода.
|
|
2-5
3час.
|
Ориентирова
ние и топография
|
Понятие местности, понятие рельефа, местные предметы, типовые формы рельефа.
Понятие ориентирования, необходимость ориентирования, виды топографических материалов: карта, план, аэрофотосъемка. Масштаб, масштабность карт. Содержание карты.
Сущность ориентирования, подготовка к ориентированию, стороны горизонта, азимут. Ориентирование во времени, определение высоты отдаленного объекта.
История и устройство компаса, виды компасов, задачи, решаемые с помощью компаса: метод засечек, метод обратных засечек, определение точки стояния, ориентирование во времени. Ориентирование по часам и солнцу.
. Описание местности.
План и карта. Работа с картой на маршруте по ее дополнению и уточнению.
|
Изучить устройство компаса. Практическая работа с компасом. Определение сторон горизонта. Составление карты шагов. Ориентирование на местности. Определение азимута по часам. Определение высоты отдаленного объекта.
|
Карта, маршрутный лист, компас, карта шагов, планшет, стерка.
|
Правильный выход на ориентир.
|
|
6-7
2час.
|
Основы медицинских знаний
|
Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему. Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста.
Купание в походе. Предупреждение переохлаждения и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Первая помощь при утоплении. Акклиматизация и адаптация
Индивидуальный медицинский пакет туриста. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях, порезах, ссадинах, укусах насекомых и пресмыкающихся, при растяжении связок. Меры предупреждения перечисленных травм и заболеваний.
Как остановить кровотечение. Опасности бесконтрольного употребления грибов, ягод, трав. Почему турист не имеет права скрывать свое недомогание.
Уход за больным в походе.
|
Оказание доврачебной помощи подручными средствами.
|
Аптечка туриста.
|
Правильно оказанная доврачебная помощь.
|
|
8
1час.
|
Организация питания в походе
|
Значение правильной организации питания в походе. Основные характеристики суточного питания: калорийность, пищевая ценность. Состав пищевых продуктов: белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы. Их соотношение в суточном рационе в зависимости от условий похода. Режим питания. Нормы закладки основных продуктов. Требования к разнообразию питания в походе и к весу продуктов.
Составление меню и раскладка продуктов.
Хранение продуктов в пути. Возможность пополнения пищевых запасов в пути, в том числе рыбной ловлей, сбором дикорастущих растений, грибов. "Неприкосновенный запас" продуктов, карманное питание.
|
Расчет нормы продуктов по калорийности. Составление меню.
|
Тетрадь, таблица калорийности, ручка, калькулятор.
|
Составление меню (завтрак, обед, ужин)
|
|
9-10
2час.
|
Туристское снаряжение
|
Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске, непромокаемость. Устройство туристской палатки, стойки и колышки для палаток. Правила укладки рюкзака. Демонстрация снаряжения.
|
Тренировки по правильной установке палатки и укладке рюкзака.
|
Рюкзак, куртка, ложка, кружка, спички, пакеты, резиновые сапоги, одеяло, предметы личной гигиены.
Палатка, колышки, саперская лопатка.
|
Укладка рюкзака. Постановка палатки.
|
|
11-12
2час.
|
Туристические узлы
|
Определение узла, требования к узлам, группы узлов по назначению. Основные туристские узлы: прямой, академический, шкотовый, брамшкотовый, булинь (беседочный), булинь на себе, стремя, штык простой, штык со шлагом, штык рыбацкий, встречный, проводник-восьмерка, австрийский проводник, простой проводник, ткацкий узел, грейпвайн, двойной булинь, заячьи уши, схватывающий узел (прусс); достоинства и недостатки узлов.
|
Изучение, отработка и закрепление навыков вязания основных туристских узлов.
|
Веревка (8мм)
|
Вязка узлов
|
|
13
1час.
|
Безопасность туризма
|
Первичный и плановые (предпоходные) инструктажи по технике безопасности в туристском походе, правила купания в походе, правила передвижения по автомобильным дорогам, правила дорожного движения.
Международный свод сигналов бедствия, способы подачи сигналов в различных ситуациях, наземные сигналы для самолета (вертолета), носимый аварийный запас (НАЗ), пиротехнические сигнальные средства, правила безопасности при обращении с ними, недопустимость ложных сигналов, действия при получении сигнала бедствия. Средства радиосвязи, правила и порядок ведения радио переговоров.
Российская поисково-спасательная служба, ее задачи. Правила регистрации туристской группы в контрольно-спасательном отряде
|
Практические занятия. Анализ аварийных ситуаций, оценка действий участников с точки зрения безопасности, отработка навыков оперативного выкладывания наземных сигналов.
|
Презентация: «Международный свод сигналов бедствия, способы подачи сигналов»
|
|
|
14
1час.
|
Туристские биваки
|
Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к местам привала и бивака. Периодичность привалов в зависимости от условий похода
Планировка бивака. Виды и производство хозяйственных работ на биваке (развертывание и свертывание бивака). Графики дежурств на биваках.
Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Общественно полезная работа на дневках. Охрана природы. Свертывание бивака. Противопожарные меры. Особенности организации ночлега зимой. Обеспечение безопасности группы, защита от переохлаждения и отморожения. Вынужденная холодная ночевка, максимально полезное использование имеющегося снаряжения.
|
Тренировочное занятие по разбивке бивака, разжигания костра, заготовки топлива.
|
Саперская лопатка, спички, топор, шпагат , нож.
|
Быстрое разведение огня.
|
|
15
8час.
|
Поход
|
Правила поведения туристов. Планировка бивака. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Общественно полезная работа на дневках. Охрана природы. Свертывание бивака. Противопожарные меры.
|
Применение полученных знаний по разбивке бивака, разжигания костра, заготовки топлива. Правильная установка палатки и укладка рюкзака.
|
Саперская лопатка, спички, топор, шпагат , нож. Аптечка туриста. Карта, маршрутный лист, компас, палатка, рюкзак.
|
Дифференцированный зачет
|
|
|