Урок нравственности по стихотворению н заболоцкого




Скачать 92.13 Kb.
НазваниеУрок нравственности по стихотворению н заболоцкого
Дата публикации23.05.2014
Размер92.13 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > География > Урок
Министерство образования РД

Лаборатория Гуманной педагогики при ДИПКПК РД

Городское управление образования г. Махачкалы

МОУ гимназия № 13 г. Махачкалы

"Не позволяй душе лениться"

(Урок нравственности по стихотворению Н Заболоцкого

Урок-призыв)

Учитель русского языка и литературы гимназии № 13 Старостина О. Г.

Махачкала - 2006

"Не позволяй душе лениться".

Урок нравственности. Урок-призыв Цели:

1. Образовательная: научить детей произносить добрые слова, совершать хорошие поступки, то есть совершать поступки, служащие для блага всех, что будет способствовать ненасилию; дать возможность детям запомнить ценности, которым его учат.

2. Воспитательная: воспитать у детей толерантность и положительное отношение к окружающему миру. Развивать активную гражданскую позицию, довести до философского понимания данную тему: чтобы изменить этот мир, необходимо начать с себя.

3. Развивающая: развитие воображения, умение слушать и концентрировать внимание; способствовать развитию хорошего характера. Обратить внимание учащихся на определение ситуаций, изображенных писателем, вникнуть в их смысл, почувствовать биение авторской мысли, любовь, тревогу, призыв.

Проблема урока:

КОГДА ЧЕЛОВЕК СТАНОВИТСЯ ЧЕ-ЛО-ВЕ-КОМ?

Методы и приемы:

Объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ учителя, выразительное чтение отрывков из

текстов, защита своих работ и др.).

Репродуктивный (применение знаний на практике).

Частично-поисковый.

Исследовательский.

Проблемный (через проблемные ситуации, домашнее задание).

Музыкальное оформление: Музыка «Океанский рассвет»,

Эпиграфы:

Человек - сын природы. В.А.Сухомлинский.

Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящее лицо. М.Пришвин.

Быть человеком - значит чувствовать свою ответственность. Антуан де Сент-Экзюпери.

Есть просто храм, есть храм науки. А есть еще природы храм -С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй ее святынь.

ХОД УРОКА

Звучит музыка, настрой на урок: •

Добрый день. Пусть он будет для вас светлым и добрым до самого вечера. Пусть несет вам радость

и свет. Закройте глаза, сядьте удобно. Представьте свет, он становится сильнее и ярче.

Сосредоточьтесь на сердце. В этот момент подумайте: «Когда есть свет, темноты не существует. Я

буду думать только хорошо. Я весь окружен Любовью и Миром». Оставайтесь погруженными в

этот свет...

I. Вступительное слово учителя

- Что ты ищешь, Диоген, днем с огнем? - спросили философа афиняне.

- Я ищу человека, - ответил он.

--Кого? Меня? Его?

- Я ищу Человека, - повторил мудрец.

А другой древнегреческий ученый Сократ говорил, что людей много, а найти человека среди них трудно. - Как вы думаете, какой смысл вложен в эти предания? (Ответы учащихся:........)

Учитель: Люди издревле мечтали о совершенном человеке. Но эта мечта пока не осуществлена.

Путь к исключению, искоренению зла в себе не найден. В мире много грустного, горького,

гадкого. Вспомните стихотворение, которое мы читали с вами на прошлом уроке (домашнее

задание)

ОБРАЩЕНИЕ К ЭПИГРАФАМ УРОКА

Беседа с учащимися.

Но не таков человек. Он наступает на природу, рушит, губит, уничтожает, не думая о последствиях.

- Что нужно сделать, чтобы человек и природа находились в гармонии? - Нужно, чтобы человек стал Человеком.

А когда, по-вашему, человек становится Человеком?

Хочешь изменить этот мир, НАЧНИ С СЕБЯ! Ведь улица, ведущая к храму, проходит через

нашу собственную душу. ЦЕЛЬ урока - вместе с поэтом постараться понять, когда человек

становится ЧЕ-ЛО-ВЕ-КОМ?

Обратимся к тексту. Он представлен необычно: перед вами «рассыпанные» части одного из произведений этого автора.

Необходимо восстановить авторский текст, раскрыть авторское послание, рекомендацию; придумать интересный заголовок; по ходу чтения восстановить пропущенные строки, согласуя их содержание со смыслом текста. Текст записан следующим образом:

1. Гони ее от дома к дому, Тащи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому, Через сугроб, через ухаб!

2. Коль дать ей вздумаешь

поблажку, Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя безжалостно сорвет.

3. Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

4. Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана ________

_______________!

5. А ты хватай ее за плечи, Учи и мучай дотемна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она.

6. Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды!

2. Погружение в текст. Диалог с автором.

- Для того чтобы восстановить авторский текст, важно расположить «рассыпанные» части так, чтобы в них последовательно раскрывалась тема и основная мысль.

Прочитайте «рассыпанный» текст про себя. Можно ли догадаться, о чем говорит автор? (О человеческой душе.)

- Таким образом, тема этого текста - человеческая душа. Найдите часть, в которой употребляется

слово «душа».

Прочитайте ее.

Учащиеся читают ч. 3 «рассыпанного» текста.

- Какой по порядку должна стоять эта часть? (Данная часть должна стоять на первом месте.) Обозначьте ее цифрой 1.

- Каково лексическое значение слова «душа»? Однозначным или многозначным является это

слово?

(Душа - это то, что находится внутри человека; то, что мы не видим, но чувствуем; душа-человек -

это добрый человек. Слово является многозначным.)

- Проверим правильность ваших ответов по толковому словарю. (Толкование данного слова читает учитель или заранее подготовленный ученик).

1. Внутренний психический мир человека, его сознание. 2. То или иное свойство характера, а

также человек с теми или иными свойствами. 3. Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо. 4.

В старину: крепостной крестьянин. 5. О человеке (в устойчивых сочетаниях).

- В каком значении слово «душа» употреблено в тексте? (Оно употреблено в первом значении и означает внутренний мир человека.)

- Прямым или переносным является это значение? (Прямым.)

- Для чего «душа обязана трудиться»? Найдите, как об этом говорит автор. («Чтоб воду в ступе не толочь».)

- Объясните значение этого выражения. В прямом или переносном значении оно употреблено в тексте? (Это значит заниматься ненужным, бесполезным делом, не дающим никаких результатов, бесцельно, зря тратить время. Это выражение употреблено в тексте в переносном значении.)

- Проследим, как раскрывается основная мысль в остальных частях «рассыпанного» текста.

- Каким образом необходимо, по мнению автора, «не позволять душе лениться»? Что для этого должен делать человек? Прочитайте эти части.

(Учащиеся читают ч. 1 и 6 «рассыпанного» текста.) Обозначьте последовательность частей авторского текста.

- Какое лексическое значение имеют слова «ухаб», «бурелом»? (Ухаб - выбоина на дороге; бурелом - лес, поваленный бурей.)

- Найдите и подчеркните в этих частях слова и выражения, в которых раскрывается основная мысль текста, то есть что нужно делать для того, чтобы не позволять душе лениться? (Ученики подчеркивают и называют такие слова и выражения, как «гони», «тащи», «не разрешай спать», «держи в черном теле», «не снимай узды».

- В каком значении употреблены эти слова и выражения? (В переносном значении.)

- Какой смысл вложил автор в эти слова? («Гони», «тащи» - значит, надо заставлять себя преодолевать трудности, препятствия; «не разрешай спать», «держи в черном теле», «не снимай узды» - значит, надо держать себя в строгости, не разрешать себе расслабляться.)

- Почему так важно не позволять душе расслабляться? Найдите часть текста, в которой дается ответ на этот вопрос и которая должна быть следующей в структуре текста. (Учащиеся называют и читают ч. 2 «рассыпанного» текста и определяют ее место в общей структуре).

- В чем заключается смысл выражения «дать поблажку»? Проверьте свою догадку по словарю. (Это значит позволить расслабиться, оказать кому-нибудь снисхождение.)

- Что произойдет с человеком, который решит дать себе поблажку? Подтвердите свое мнение словами из текста. («Она последнюю рубашку с тебя безжалостно сорвет».)

- В каком значении употреблено это выражение? Каков его смысл? (Выражение употреблено в переносном значении, и означает оно, что человек станет беспомощным, потеряет себя, свое лицо)

- Может ли человек исправить это положение? Найдите ответ на этот вопрос в тексте. (Ученики читают ч. 5 «рассыпанного» текста и определяют ее место в общей структуре.

- Объясните значение выражений «хватай за плечи», «учи и мучай», «жить по-человечьи». (Держи душу в строгости, не позволяй ей ничего лишнего, добивайся от нее пользы; живи как настоящий человек вместе со своей душой, то есть по-справедливому, разумно, не как животное.)

- Можно ли догадаться, какая часть по смыслу будет последней? Почему?

Докажите. (Четвертая часть «рассыпанного» текста по смыслу является последней, потому что в

ней подводится итог стихотворения, раскрывается замысел автора.) Прочитайте эту часть про себя.

- Можно ли по двум начальным строкам этой части сказать, как автор относится к своей душе? (С одной стороны, автор строг к своей душе, а с другой - относится к ней по-хорошему, по-доброму, жалеет ее.)

- Поставьте знак «+» над словами, передающими положительное, доброе отношение автора к душе, и знак «-» над словами, передающими строгое отношение. Учащиеся отмечают знаком «+»слова «царица», «дочь»; знаком «-» - слова «рабыня», «работница».

- Всегда ли мы руководствуемся этими правилами в жизни? Почему не всегда просто этому

следовать?

(Не всегда, потому что нет таких правильных людей; потому что мы иногда устаем или не хотим

что - нибудь делать или думать.)

- Найдите среди этих слов антонимы. (Рабыня - царица, работница - дочь.)- Найдите среди этих слов синонимы. (Рабыня - работница, царица - дочь.)

- Нам необходимо восстановить последние строки лирического рассуждения. Какими они должны быть? Почему? Подумаем вместе. (Последние строки должны быть созвучными с первыми, так как по жанру это стихотворение.)- Прочитайте стихотворение про себя и придумайте такое окончание стихотворения, чтобы не нарушался авторский замысел. Запишите. («Она обязана трудиться, и ты обязан ей помочь», «Она обязана трудиться, но ни в коем случае не лениться», «Она обязана трудиться и день и ночь, день и ночь».)

- Какой заголовок вы придумали бы для этого стихотворения? («Душа», «Рабыня и царица», «Воспитание души», «Душа не ленится», «Наша душа».)

- Какими словами из текста можно назвать это стихотворение? Что отражено в этом

названии? («Не позволяй душе лениться»; в названии отражена основная мысль

стихотворения.)

- Проверим, насколько точно и правильно вы выполнили задание, сверив ваши варианты с авторским текстом. Учащиеся сверяют свои варианты с авторским текстом.

- Подготовьте выразительное чтение этого стихотворения, чтобы слушатели «услышали» жизненно важные советы, которые вы поняли, усвоили и передаете им.

- Умеет ли ваша душа трудиться? В чем это проявляется? (ответы детей.)

Учитель: Мысль о величии и важности человеческой души звучит в произведениях многих

писателей и поэтов.

Берегите эти земли, эти воды.

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя, - говорил Е.Евтушенко.

(Арсен читает стихотворение даг. автора)

В.А.Сухомлинский сказал следующее: «Красота - это радость твоей жизни. Человек стал человеком, потому что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари; увидел и изумился в душе, пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет человеческая красота.

Дом. задание

- Приведите примеры авторских афоризмов (кратких изречений), которые можно использовать как «советы по жизни».

- Опираясь на авторский текст, сформулируйте правила, по которым должен жить человек.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок нравственности по стихотворению н заболоцкого iconПрограмма воспитания и развития нравственности школьников «Толерантность»
Программа по воспитанию и развитию нравственности школьников мбоу «Каменно-Бродская оош» «Толерантность»

Урок нравственности по стихотворению н заболоцкого iconПлан проведения урока-исследования по стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро» в 10 классе

Урок нравственности по стихотворению н заболоцкого iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Урок нравственности по стихотворению н заболоцкого iconУрок «Царевна-лягушка»
Урок 17. Жанр басни. Рассказ и мораль в басне. Урок развития речи

Урок нравственности по стихотворению н заболоцкого iconУрок Лирическая песня как жанр народной поэзии урок Лирическая песня....
Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Ч. I, II / авт сост. С. Б. Шадрина. Изд. 2-е, испр и доп. – Волгоград:...

Урок нравственности по стихотворению н заболоцкого iconЛитература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий....
В 11 классе учителя литературы сталкиваются с рядом общих для всех объективных трудностей

Урок нравственности по стихотворению н заболоцкого iconПлан конспект урока по информатике и литературе в 5,6 классе с применением...
Учит. Ивт сегодня у нас необычный урок. Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут...

Урок нравственности по стихотворению н заболоцкого iconУрок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С....
Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение

Урок нравственности по стихотворению н заболоцкого icon«О нравственности подрастающего поколения»
Основная задача библиотеки помочь учащимся в удовлетворении их читательских запросов, приобретении знаний необходимых в дальнейшей...

Урок нравственности по стихотворению н заболоцкого iconУрок русского языка в 4-м классе на тему "Наречие: урок-турнир, обобщение знаний"

Литература


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции