Скачать 56.76 Kb.
|
20.Эстетическое воспитание. Цель, задачи, условия, средства, методы, формы организации ЭВ в ДОУ Цель ЭВ ЭВ - целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать худ. ценности (Лихачев БТ). Это определение относится к зрелой личности. Дети д/в способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать… ЭВ - важнейшая сторона воспитания детей. ЭВ способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, повышает познавательную активность, влияет на ФР. Результат ЭВ - ЭР. Составляющей этого процесса явл-ся худ. образование - процесс усвоения искусствоведческих ЗУН, развитие способности к худ. творчеству. Задачи ЭВ: 1 гр. задач направлена на формирование эст. отношения детей к окружающему: нужно развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать худ. вкус, потребность в познании прекрасного. 1 гр. задач изучена в меньшей степени и чаще рассматривается как прикладная ко 2 гр. 2 гр. задач направлена на формирование худ. умений в области разных искусств: обучение рисованию, лепке, конструированию, пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества. 2 гр. задач представлена более основательно. Положительный результат будет лишь при условии тесной взаимосвязи этих двух групп задач в процессе реализации! Условия и средства ЭВ Для реализации задач необходимы определенные условия:
Средством ЭВ эстетика быта становится: 1. тогда, когда взрослые обращают внимание ребенка на эстетическую сторону быта: Как стало красиво!; 2. когда взрослые привлекают ребенка к анализу и действию на благо красоты: Что надо сделать, чтобы было красивее?. Нужно соблюдать 3 правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя - делают эстетику быта средством ЭВ ребенка.
Худ. деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно - худ. творчество, музицирование, изо и декоративно-прикладная практика, дизайн. В худ. деятельности присутствуют: 1. воспроизводящий (репродуктивный) и 2. творческий факторы, которые необходимы и взаимосвязаны (нельзя творить, не научившись репродуцировать). = Все средства эффективны сами по себе и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства; на его потенциальные пед. возможности; учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство; принимает во внимание возрастные и инд. особенности развития детей. Методы ЭВ Каждой группе задач ЭВ соответствуют свои методы. Ведущими методами для решения задач 1 гр. являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Показ - используется при первичном знакомстве с предметом эст. действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать. Ведущими методами для решения задач 2 гр. являются: практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Общий принцип отбора методов - находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства», собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), участвовать в худ. деятельности разных видов. Полезны творческие задания (сочиним стихи…), которые должны сочетаться с обучением навыкам худ. выразительности: показ, упражнение, обследование предмета, описание - методы прямого обучения. Формы организации ЭВ ЭВ детей в д/у осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения детей, вида деятельности. воспитатель управляет процессом развития детей. Но и дети любят худ. деятельность и часто занимаются ею по собственной инициативе. Характер руководства ею опосредованный, косвенный. СХД потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей для удовлетворения их инд. потребностей: сделать подарок, смастерить игрушку... Очень часто такая деятельность носит синтетический характер, т.е. дети соединяют разное содержание, разные материалы, разные способы работы. Задача педагога - помочь ребенку, не нарушая замысла ребенка. Главное - создать условия для самостоятельной деятельности: (материалы, место…). СХД может носить инд. характер, а иногда дети объединяются по 2-3 чел-ка. Признаки СХД: 1. внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и 2. Умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач. СХД тесно связана с работой, которую проводит воспитатель. Это м/б: 1. занятия по РР, изо деятельности, музыке; 2. воспитатель организует экскурсии в природу, в музеи, к памятникам (продумать содержание экскурсии, определить и изучить место, способ размещения детей…). Театрализованные игры, игры-драматизации (форма дет. деятельности) проходят под руководством воспитателя. Праздники, развлечения как форма работы 1 раз в 2 недели (содержание развлечений: тематические литературные и муз. вечера, викторины по сказкам…). Полезны развлечения, сочетающие разные виды искусств: литературу, музыку, изо. Праздники в д/у соответствуют принятым в нашей стране: 1. связанные с общ. жизнью (День Победы, День защитника отечества…); 2. связанные с народной и религиозной традицией (пасха, Рождество…). 3. праздники местного значения (День города) + детсадовские (День рождения группы…). = ЭВ детей д/в м/б организовано в разных формах, которые имеют свою классификацию.
|
Целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества Нравственное воспитание. Значение, механизм, задачи, средства, методы и условия их эффективности. Содержание и методика нв детей... |
Ст/в. Дети могут ставить цель, когда достигают материального результата... Трудовое воспитание. Значение, компоненты труда, задачи, содержание, формы организации труда в доу |
||
Роль семьи в формировании личности ребенка Преемственность в работе доу и семьи: понятие, готовность ребенка к школе, содержание, формы и методы работы доу и школы, формы сотрудничества... |
Рассказ о профессии Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям... |
||
Урок развития речи, изо, музыки на тему: «Зимний музыкальный пейзаж» Цель урока: совершенствовать речевые умения; уметь выразить музыкальные впечатления в форме высказывания; продолжить эстетическое... |
Литературно-музыкальный утренник для учащихся 5-7 классов Цель: художественно-эстетическое воспитание учащихся, развитие творческих способностей, речевой культуры учащихся |
||
Рабочая учебная программа По музыкально-ритмическим движениям для... Музыкальное воспитание в средней группе доу осуществляется на основе программы «Гармония» и основной общеобразовательной программы... |
Урок литературы в 6 в классе на тему «А. С. Пушкин. «Зимнее утро» А. С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, овладеть секретами поэтического мастерства поэта и художественными... |
||
Рабочая учебная программа по музыкально-ритмическим движениям для... Музыкально-ритмическое воспитание во 2 младшей группе доу осуществляется на основе программы «Гармония» и основной общеобразовательной... |
Методология исследования структуры педагогики Охватывает цели, содержание, методы, средства и формы обучения способам изобразительной деятельности с одной стороны и образному... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |