Государственное издательство географической литературы




Скачать 1.54 Mb.
Название Государственное издательство географической литературы
страница 1/11
Дата публикации 16.05.2014
Размер 1.54 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

www.koob.ru

М. З. Гонейм. Потерянная пирамида.

Государственное издательство географической литературы,

Москва 1959 год.

M. ZAKARIA GONEIM THE LOST PYRAMID

Перевод с английского Ф. л. МЕНДЕЛЬСОНА Предисловие академика В. В. СТРУВЕ

Ответственный редактор И. С. КАЦНЕЛЬСОН

Молодому арабскому археологу Мохаммеду Закария Гонейму удалось совершить одно из самых интересных открытий наше- го века. Благодаря научной прозорливости, огромной любви к великому прошлому своей страны, а также благодаря неоцени- мой помощи своих сотрудников, простых египетских землеко- пов, он нашел «новую", доселе не известную пирамиду с але- бастровым саркофагом, тайна которого до сих пор не раскрыта. Описывая это необычайное .археологическое приключение", автор знакомит читателей с историко-географическим обликом Египта. Неповторимые пейзажи Нильской долины и каменистых плоскогорий на границе пустынь составляют географический фон своеобразной книги M. 3. Гонейма.

Художник Г. В. ХРАПАК

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга—лишь предварительный отчет. Она написана под свежим впечатлением. Может быть, именно нотому автор так эмоционально, живо и непосредственно рассказывает в ней о своих успехах и неудачах, о своей работе, которая при- вела его к одному из самых удивительных археологических открытий нашего века.

«Потерянная пирамида» Мохаммеда Закария Гонейма— первая книга арабского египтолога, переведенная на русский язык. Это весьма знаменательно.

Изучение одной из величайших цивилизаций прошлого, если говорить о более или менее систематических исследованиях, по-настоящему началось сто шестьдесят лет назад, в 1799 году, когда сопровождавшие армию Наполеона французские ученые собрали огромный материал для своего «Описания Египта».

В течение многих десятилетий мы не встречаем среди ар- хеологов имен египтян. В лучшем случае английские, французские или немецкие экспедиции привлекали египтян, если не говорить о землекопах, лишь в качестве подсобных технических сотрудников. Во главе Департамента древностей—так называется учреждение, организованное в 1858 году для со- хранения и изучения памятников прошлого Египта,— на протяжении почти целого столетия «по традиции» стояли французские египтологи. Французы, а затем сменившие их англичане препятствовали росту национальных научных кадров, и вместе с немцами и американцами монополизировали археологическое изучение Египта. Долгое время ценнейшие памят- ники древности беспрепятственно вывозились в Европу и Америку, где они и поныне украшают частные собрания и музеи.

В связи с развитием освободительного движения за последние тридцать лет положение резко изменилось, особенно после 1953 года, когда в Египте был свергнут король и страна освободилась от иностранных империалистов. К этому време- ни в Египте уже выросло целое поколение своих ученых-археологов, историков и искусствоведов, чьи открытия и труды се- годня получили всеобщее признание. В благородном деле под- готовки национальных научных кадров большую роль сыграл выдающийся русский египтолог В. С. Голенищев—основатель и первый руководитель кафедры египтологии Каирского уни- верситета. Именно к числу воспитанников этой кафедры при- надлежит и автор настоящей книги—Мохаммед Закария Гонейм.

Закончив образование в Каирском университете, он в тече- ние ряда лет был хранителем, а затем главным инспектором Департамента древностей в Саккара. Затем он занимал такой же пост в различных местах Верхнего Египта, в том числе в Фиванском некрополе в Луксоре. Одно время он был глав- ным инспектором Департамента древностей всего Южного Египта. В 1951 году Гонейм вновь возвратился в Саккара, где ему и довелось сделать свое выдающееся открытие.

Требования, которые предъявляет современная наука к археологу, если он хочет быть не кладоискателем, а подлин- ным ученым, проникающим в тайны далекого прошлого, очень сложны и многогранны. Он должен в совершенстве владеть не только методом ведения раскопок, но превосходно знать историю, историю техники, историю архитектуры, уметь рисо- вать, снимать планы, фотографировать, производить на месте предварительную консервацию найденных вещей и т. д. На- конец, совершенно необходима основательная филологическая подготовка, чтобы быстро, хотя бы предварительно, знако- миться с открытыми текстами. Но, помимо всего этого, архео- лог должен обладать настойчивостью, наблюдательностью, терпением, а главное—выдержкой.

М. 3. Гонейм прекрасно отдает себе во всем этом отчет. Настоящая книга, которая живо и наглядно рисует работу археолога со всеми ее трудностями, радостями и разочарова- ниями, является наглядным тому доказательством. Хорошая подготовка, умение сопоставлять и анализировать позволили ему сделать одно из наиболее интересных археологических открытий наших дней. В этой трудной и ответственной неоценимую помощь оказывали ему его соотечественники - ра- бочие, чей самоотверженный труд и инициатива во многом послужили залогом успеха. Автор в отличие от большинства своих европейских и американских коллег неоднократно под- черкивает свою признательность этим простым труженикам.

Книга М. 3. Гонейма — не исторический труд, это легко н доступно написанный в расчете на самые широкие круги чи- тателей очерк о раскопках и о тех проблемах, которые они ставят перед специалистами. Тем не менее в книге неизбежно затрагиваются чисто исторические вопросы, и разрешаются они достаточно убедительно. Конечно, кое с чем можно и не согласиться: например, автор преувеличивает роль отдельных i; царей, в частности фараона Третьей династии Джосера. Пра- j вильно излагая события, приведшие к объединению Египта- '. на рубеже четвертого и третьего тысячелетий в единое госу- дарство, Гонейм недооценивает значение ирригации в этом процессе. Но наряду с этим он дает характеристику положе- ния и условий труда рабочих в древности, чего буржуазные ученые, как правило, не делают.

Открытие Гонейма дает возможность ответить на многие до сих пор не разрешенные вопросы, связанные с сооружением пирамид. А это очень важно для уяснения развития произво- дительных сил египетского общества и, следовательно, всего человечества, поскольку культурное влияние великой цивили- зации долины Нила на окружающие народы было чрезвычай- но велико. Весьма важны наблюдения и предположения ав- тора, касающиеся некоторых религиозных верований и обря- дов древних египтян. Наконец, находка древнейших ювелир- ных изделий обогащает наши сведения о древнеегипетском прикладном искусстве. Таким образом, открытие Гонейма дало обильный фактический материал, расширяющий наши знания об одной из величайших цивилизаций прошлого, если не самой древней, как полагает автор в пылу понятного пат- риотического увлечения, то бесспорно одной из древнейших. Вот почему мы вправе утверждать, что книга египетского археолога имеет большую познавательную ценность. Она при- несет пользу не только историкам, географам и специалистам других смежных дисциплин, но и всем, кто интересуется про- шлым человечества.

Автор сам говорит, что последующие исследования могут многое изменить в его предположениях и даже полностью их опровергнуть. Но до окончания работ еще далеко. Вероятно, дальнейшие исследования замедлятся в связи с трагической гибелью Гонейма, который в начале 1959 года утонул в Ниле. И нет смысла ждать появления полного отчета для того, что- бы совершить увлекательное путешествие во времени и после- довать за археологами туда, куда почти пятьдесят веков не ступала нога человека и где нас ждут многие, еще не разга- данные тайны.

В. В. Струве

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА Это рассказ о доселе не известной пирамиде египетского фараона Третьей династии (2780—2680 годы до нашей эры), найденной мною в Саккара близ Каира. Но рассказ этот не- полон. Чтобы написать обо всем, понадобилось бы слишком много времени. Мне еще предстоит вести раскопки на огром- ной площади, и продлятся они самое меньшее лет десять. Та- ким образом, книга не претендует на точность и завершен- ность окончательного отчета о раскопках, в привычном для моих коллег-археологов понимании, хотя, надеюсь, они тоже найдут в ней кое-что ценное. Подобный отчет с планами, ри- сунками и детальным описанием всех найденных предметов, вплоть до последнего черепка, будет со временем опубликован Департаментом древностей при египетском правительстве, под руководством которого я работаю. Но это со временем, А по- ка, ввиду того что мое открытие вызвало столь искренний интерес со стороны мировой печати и радио, я решился напи- сать эту небольшую книгу для широких кругов читателей.

Изложенные здесь факты достоверны, насколько это воз- можно, если учесть, что я пишу о них всего через несколько месяцев после вскрытия усыпальницы. Но при этом не сле- дует забывать: в нашей работе новые открытия порой опро- кидывают старые теории, и вполне возможно, что в следую- щей книге я буду вынужден пересмотреть свою сегодняшнюю точку зрения в свете дальнейших раскопок.

В этой книге содержатся также сведения о строительстве пирамид, давно известные опытным археологам. Я не стану извиняться перед ними, потому что хотел сделать свою книгу понятной миллионам читателей, впервые столкнувшихся с проблемами египтологии. Кроме того, краткое изложение древней истории Египта, древнеегипетских обычаев и методов строительства совершенно необходимо, чтобы читатель мог правильно понять и оценить новое открытие.

И, наконец, я по мере сил старался обрисовать тот фон, на котором протекала моя работа, ввести читателя в повсе- дневные будни раскопок, с их смелыми поисками, препятст- виями и отступлениями, с их «следовательскими» методами, со всеми их взлетами славы и разочарованиями.

Мохаммед Закария Гонейм

Глава первая. МАТЬ ПИРАМИД

Вряд ли все мои читатели знают подробности истории Древнего Египта. Поэтому надеюсь, что те, кто с такими подробностями знаком, простят мне нижеследующее краткое введение в историю первых египетских династий. Оно необходимо, чтобы большинство читателей, для которых этот предмет нов, смогли соответствующим образом оценить откры- тия последних лет.

Долину Нила принято считать колыбелью самой древней цивилизации на нашей планете. [Автор не совсем прав: цивилизация Шумера, возникшая в низовьях Тибра и Евфрата, не уступает в древности египетской.— Прим. ред.]

Когда ледниковый период в Европе окончился и количе- ство дождей пошло на убыль, кочевые племена Северной Африки устремились к долине Нила, привлекаемые его не- иссякающим многоводьем. Эти племена путем смешения раз- личных рас образовали народность, состоявшую из пришель- цев с востока, запада и юга. В период раннего неолита, по- видимому уже в шестом-пятом тысячелетии до нашей эры, вчерашние кочевники-охотники начали селиться в Нильской долине. Ежегодные разливы, несущие плодородный жизне- творный ил, доставляли им здесь все необходимое, позволяя вести оседлую жизнь.

Через огромный промежуток времени первобытные егип- тяне научились управлять своей рекой или во всяком случае предугадывать ее поведение. Они научились делать отметки уровня воды в различные времена года и благодаря таким многолетним наблюдениям могли довольно точно предсказы- вать силу разлива. Наблюдения необходимо было записы- вать, и это, возможно, послужило одной из основных причин изобретения письменности.

Ежегодные разливы уничтожали большое количество ме- . жевых знаков. Чтобы затем восстанавливать границы полей, понадобилась точная система измерений, а это в свою оче- редь вызвало развитие геометрии, которая впоследствии при- годилась при сооружении зданий. Так формировалась еги- петская культура.

Несмотря на все это, египтяне еще долгое время не были единым народом. Они жили изолированными поселениями, расположенными вдоль огромной извилистой реки, и в каж- дом поселении был свой местный вождь. В тот период неза- висимые племена беспрестанно воевали между собой. Иногда какой-нибудь могущественный правитель подчинял своей власти многочисленных соседей, а иногда несколько малень- ких царств объединялись в союз для защиты или для напа- дения. Так постепенно возрастала сила централизации. И вот пришло время, когда в Египте осталось всего два го- сударства: царство Верхнего Египта и царство Нижнего Египта. Наконец, правитель Верхнего Египта завоевал север страны и создал объединенное царство. Этим правителем был Нармер, или, иначе, Менее. Он стал родоначальником династии фараонов, которую историки называют Первой династией. Произошло это приблизительно в 3200 году до нашей эры. [Тем не менее память о том, что Египет в древности был разделен на Верхнее и Нижнее царства, сохранялась еще долгое время после объ- единения. Так, например, одним из титулов фараонов был «Владыка Верх- него и Нижнего Египта».]

К сожалению, такое деление на династии не всегда точ- но. Оно было установлено в IV веке до нашей эры египет- ским историком Манефоном, написавшим историю Египта на греческом языке. Манефон разделил имена фараонов, известных ему по древним записям, на тридцать царских ро- дов, однако некоторые его деления ошибочны. Несмотря на это, современные историки для удобства продолжают поль- зоваться списком, составленным Манефоном. Этот список династий приведен в конце книги.

Описанный выше период местных войн, предшествовав- ших объединению Египта, продолжался немало времени. От исторического Египта, известного нам уже по письменным источникам, его отделяет более тысячелетия. Так, например, для фараона Тутанхамона, правившего четырнадцать с лиш- ним столетий до нашей эры, фараон Нармер был так же далек, как для нас Нерон. Однако из раскопок погребений того отдаленного периода, отстоящего от нас на шесть тыся- челетий, мы знаем, что египетская цивилизация уже тогда стояла на значительной высоте. Было известно и распростра- нено календарное летосчисление, существовала письмен- ность, а ремесла — гончарное, ювелирное, оружейное и дру- гие—достигли высокой степени совершенства. Эту эпоху до начала письменной истории мы называем додинастическим периодом.

Непосредственно следующий за ней отрезок времени, включающий две первые династии (3200—2780 годы до на- шей эры) историки называют архаическим периодом, перио- дом укрепления и развития единого государства.

С момента восшествия на престол Джосера, первого фа- раона Третьей династии, начинается период Древнего Цар- ства (2780 год до нашей эры), период строителей пирамид, - которым и посвящена настоящая книга.

Первоначально столицей фараона Нармера, или Менеса, был город Тис в Верхнем Египте, однако во время борьбы с Нижним Египтом его основным местопребыванием стал Мемфис, расположенный километрах в пятнадцати южнее современного Каира. С начала Третьей династии преемники Нармера правили объединенным Египтом уже из Мемфиса, который до самого конца Древнего Царства (2258 год до нашей эры) оставался столицей страны. Он был резиден- цией таких могущественных правителей, как фараон Хуфу (Хеопс), построивший Великую пирамиду, как его наслед- ник Хефрен, строитель второй по величине пирамиды, как Менкаура, и многие другие. Город был расположен у само- го Нила—часть его развалин сохранилась до наших дней. Главный же некрополь, или место погребения фараонов и знати, находился западнее Мемфиса, на пустынном плато Саккара. [Это название — Саккара — происходит, по-видимому, от имени бога Птаха-Сокар-Осириса, покровителя некрополей.]

Для всех, кто увлекается далеким прошлым, некрополь Саккара несомненно самое интересное место в Египте. Про- сто досадно, что тысячи туристов, ежегодно посещающих пирамиды в Гизе, не дают себе труда проехать еще несколь- ко километров на юг, чтобы увидеть величайший некрополь мемфисских фараонов.

Представьте себе, что, налюбовавшись великой пирами- дой Хуфу и соседними пирамидами, вы сворачиваете с глав- ной дороги на боковую, ведущую к Саккара. Она вьется у подножия пустынного плато, которое все время находится справа от вас. Дорога узка. Пока ваш автомобиль проби- рается по ней, вы видите группы крестьян на полях. Вот один из них идет за плугом, влекомым парой быков в ярме. Вот другой в длинной рубахе и белом тюрбане склонился над примитивным насосом для перекачивания воды из ка- нала в канал. Перед вами возникают картины, почти не из- менившиеся со времен постройки пирамид; рельефы и рос- пись в гробницах того периода запечатлели такие же сцены.

Слева от вас простирается зеленая долина Нила, окай- мленная более темной зеленью пальм, а вдали, на восточном берегу, горизонт замыкают голые скалы, где древние строи- тели добывали камень для пирамид.

Теперь взгляните в другую сторону, на пустынное плато, возвышающееся в нескольких сотнях метров справа. Вот на нем показалась абусирская группа пирамид, выстроенных четырьмя фараонами Пятой династии—Сахура,Ниусерра, Нефериркара и Неферефра. Не успевает эта группа исчез- нуть, как перед вами во всем своем великолепии появляется ступенчатая пирамида Джосера, расположенная в несколь- ких километрах южнее края плато. Это и есть Саккара. И если вы присмотритесь повнимательнее, то увидите на са- мом краю плато маленькое белое пятнышко—мой дом, где я живу и работаю.

Когда автомашина сворачивает круто направо, пересекая долину, ступенчатая пирамида Джосера возникает прямо перед вами, но одновременно чуть левее появляются и дру- гие пирамиды, подобно сказочным гигантам встающие из туманного марева: это величественные монументы Снофру в Дашуре, один из которых по величине почти не уступает пирамиде самого Хеопса.

Возделанные поля сразу исчезают, и колеса автомашины начинают вязнуть в мелком песке. Разворачиваясь, вы види- те вокруг глубокие траншеи и целые горы битых черепков— это следы раскопок, которые ведутся здесь уже около ста лет. В этом отношении некрополь Саккара самое исследованное место во всем Египте.

Вы выходите из автомашины, и ваши ноги тотчас погру- жаются в щебень. Свежий ветер гуляет над окружающими вас со всех сторон волнами золотого песка. Там, на западе, раскинулась Западная пустыня, такая же безлюдная и бес- плодная, как, во времена фараонов. Зато прямо перед вами высится гигантская ступенчатая пирамида Джосера, первого фараона Третьей династии (2780 год до нашей эры). Это древнейшее на земле крупное сооружение из камня.

Пирамида Джосера безусловно господствует над Саккара. Однако здесь же находятся и другие царские гробницы, при- чем некоторые из них еще древнее ступенчатого великана.

Самыми ранними считаются большие мастабы, гробницы Первой династии. Профессор Уолтер Б. Эмери недавно отко- пал их на севере Саккара. Это крупные прямоугольные со- оружения из кирпича-сырца. В центре каждой мастабы распо- ложена усыпальница, а вокруг нее—множество маленьких комнат, где хранилась пища для загробной жизни покойника. Древние египтяне верили, что после смерти умерший будет жить в самой гробнице или возле нее, а потому гробницы были как бы моделями царских дворцов. Похоже на то, что усопшего монарха сопровождали даже рабы и дворцовые слуги. Во всяком случае Эмери обнаружил вокруг отдельных гробниц множество скромных погребений, в каждом из кото- рых лежали человеческие сЬелеты. Этот варварский обычай, пережиток тех времен, когда египтяне еще не были цивили- зованным народом, по-видимому, вскоре исчез, потому что уже в последующий период вместо слуг начали хоронить ма- ленькие статуэтки, так называемые «ушебти», или «ответ- чики», которые силой магии наделялись способностями на-, стоящих слуг.

В Саккара было обнаружено немало гробниц Первой ди- настии. На некоторых сохранились имена фараонов Гораха, Джера, Уаджи, Удему и Ка-а. Много лет назад Флиндерс Петри обнаружил гробницы с именами этих же фараонов в Верхнем Египте, в Абидосе. Поэтому до сих пор неизвестно, где же в действительности они погребены — в Абидосе или в Саккара. Следует, однако, сказать, что в тот период фарао- ны обычно имели по две гробницы—одну на севере, другую на юге, что символизировало их двойную власть над Нижним и Верхним Египтом. Профессор Эмери полагает, что по-на- стоящему фараонов Первой династии хоронили в Саккара, а в Абидосе оставались только их кенотафы. [Кенотаф— ложное, символическое погребение.— Прим. перев.]

Все эти усыпальницы еще в древности были разграблены, как и большинство египетских погребений. Удалось отыскать только каменные сосуды, остатки погребальной утвари, да еще кусочки золотых листьев, которыми были покрыты стены центральной комнаты. Сами глиняные стены мастаб хранят следы высокой температуры: по-видимому, когда-то содержи- мое этих комнат было' сожжено либо врагами покойных фа- раонов, либо теми, кто захватил их гробницы позднее и хотел изгнать таким образом дух умершего, чтобы воспользоваться его усыпальницей для своего собственного погребения. В Древнем Египте это делалось довольно часто.

Далее в хронологическом порядке идут гробницы Второй династии, расположенные к юго-западу от ограды пирамиды Джосера. От них остались только подземные покои. Наземные сооружения были полностью разрушены, по-видимому, фарао- ном Унасом в то время, когда он строил свой погребальный храм. Цементные печати, найденные в подземных галереях, сохранили нам имена двух фараонов Второй династии—Ни- нофера и Ранеба, однако от их мумий и погребальной утвари не осталось ничего. Вместо этого много позднее подземные галереи были заполнены сотнями других мумий, большая часть которых до сих пор еще не извлечена. За три тысячи лет, пока в некрополе продолжали хоронить умерших, раз- грабленные древние гробницы использовались для новых по- гребений неоднократно.

До начала Третьей династии в строительстве по-прежнему преобладает кирпич-сырец. Лишь иногда центральные покои облицовывались камнем, как, например, в гробнице Хасехе- муи в Абидосе. Затем произошел один из тех революционных переворотов, которые лишь время от времени случаются в истории развития человека и неизмеримо увеличивают его силы, позволяя за какие-нибудь несколько лет изменить весь окружающий мир. Такими вехами в развитии цивилизации было, например, изобретение колеса и паруса, а в данном слу- чае—изобретение каменной кладки.

По традиции честь этого великого открытия приписывается Имхотепу, главному архитектору фараона Джосера, предпо- лагаемого основателя Третьей династии [Последнее не доказано. Папирус Весткар, в частности, первым пра- вителем Третьей династии называет фараона Небка.]. В то время объеди- нение Верхнего и Нижнего Египта было уже завершено, и фараоны, упрочив свою власть, правили всей страной из Мем- фиса. Египтяне обожествили Имхотепа, и все писцы позднее совершали возлияния в его честь, прежде чем приступить к какой-либо работе. Ему приписывают целый ряд изречений, ставших бессмертными. Когда в Египет пришли греки, они отождествили Имхотепа со своим богом медицины Эскулапом.

Несомненно, это был человек титанических способностей. Его ступенчатая пирамида, первое в мире сооружение из кам- ня, до сих пор оставляет незабываемое и, пожалуй, даже бо- лее сильное впечатление, чем позднейшие, всем известные пирамиды Хефрена и Хуфу.

Здесь мы подходим к самым истокам архитектуры—ведь это была первая попытка человека создать монументальное сооружение из камня! Даже сегодня, после того как поколе- ния грабителей растащили великолепную каменную облицов- ку, стесав и разрушив острые грани ступеней, величественная гробница Джосера продолжает волновать душу. И не только самая пирамида! Не менее прекрасен чудесный ансамбль дворцов и зданий, который некогда ее окружал.

Поскольку найденная мною пирамида относится к тому же типу и возможно, что она была построена кем-либо из рода фараона Джосера, я хотел бы конец главы посвятить расска- зу о том, как и для чего воздвигались подобные здания.

С самых отдаленных времен древние египтяне весьма забо- тились о благополучии своих мертвецов на том свете. Все, конечно, слышали о египетском обычае мумифицировать тела умерших, но еще задолго до того, как египтяне научились бальзамировать трупы, они уже хоронили своих знатных лю- дей с великой пышностью, снабжая их утварью, оружием, украшениями, пищей и вообще всем, что, по их мнению, мо- гло понадобиться покойному в загробной жизни.

Таким образом, религия египтян заботилась не только о живых, но и о мертвых. Считалось, что после смерти человек продолжает жить почти так же, как на земле. Поэтому важно было сохранить его тело от тления. Кроме того, мертвецу не- обходимо было пройти через определенный ритуал, чтобы предстать перед богами и духами подземного царства. Следо- вательно, нужно было предохранить не только тело покойного, но и уберечь от воздействий климата и от разграбления по- гребальную утварь. Эти требования и обусловили особенно- сти надгробной архитектуры.

В соответствии с ними усыпальницы строили все глубже и глубже, придумывая всяческие ухищрения, чтобы как можно надежнее закрыть вход в нее и во внешние галереи. Одновре- менно, для того чтобы родственники и жрецы могли возносить молитвы по умершим, в непосредственной близости от гроб- ниц строились жертвенники. Их располагали рядом с погре- бальной стелой или неподалеку от ложной двери, через кото- рую Ка [К а—по верованиям древних египтян, незримый двойник, дух, рож- дающийся вместе с человеком и охраняющий его после смерти в загробном мире.— Прим. ред.], или двойник покойного, выходил, чтобы принять жертвоприношения.

Я уже говорил об огромных мастабах фараонов Первой династии, построенных из кирпича-сырца, где большой цент- ральный зал был окружен рядом меньших комнат. Позднее этот тип гробниц уступил место другому, в котором усыпаль- ница и прилегающие покои вырубались уже в самой скале под землей и сообщались с поверхностью через глубокую шахту. Наземная часть гробницы представляла собой прямо- угольное сооружение из кирпича-сырца, а впоследствии из камня. В нем была небольшая, окруженная стенами комната, так называемый серда б, где хранилось изваяние покой- ного, служившее вместилищем для его Ка. По-видимому, египтяне верили, что Ка умершего, воплощенное в статую, имеющую с ним портретное сходство, способно жить в сер- дабе и принимать пищу, которую ему приносили в жертву пе- ред гробницей или в прилегающей комнате. Для этого и устраивалась «ложная дверь»: через нее дух умершего должен был принимать жертвоприношения.

Мы называем подобные гробницы мастабами. Это араб- ское слово означает буквально «скамья». Называются они так потому, что весьма напоминают глинобитные скамьи, какие можно часто видеть перед домами египетских крестьян.

Ступенчатая пирамида Джосера сначала тоже представля- ла собой обыкновенную каменную мастабу. В своем развитии она прошла пять стадий.

Сначала архитектор фараона выстроил большую мастабу, довольно сходную с аналогичной гробницей, воздвигнутой для Джосера в Бет-Халлафе, в Верхнем Египте. Но если та мастаба была из необожженного кирпича, продолговатая, то мастабу в Саккара сделали уже квадратной и состояла она из каменных блоков. За время правления Джосера каменную мастабу расширили во все четыре стороны, но, поскольку пристройку сделали ниже, образовалось как бы две ступени [Следует напомнить, что все подобные гробницы строились при жизни фараонов, а не после их смерти.].

Затем архитектор еще раз изменил свои планы и сделал гробницу продолговатой. Но, по-видимому, это не удовлетво- рило его господина или его самого, потому что он в четвер- тый раз расширил постройку, а затем сделал нечто такое, чего не делал еще ни один строитель гробниц. На верхней площадке огромной плоской мастабы Имхотеп построил еще одну серию из трех мастаб, каждая из которых была мень- ше предыдущей. Так была создана первая ступенчатая пи- рамида, мать всех египетских пирамид.

Восхищенный фараон решил сделать свою гробницу еще больше. Он приказал расширить основание до размеров в сто двадцать пять метров на сто семнадцать. На вершине ее со- орудили шесть уменьшающихся ступенями террас и облице- вали все прекрасным известняком, доставленным с холмов Туры и Масары, с противоположного берега Нила. В таком виде, если не считать известняковых плит, украденных позд- нее, пирамида Джосера сохранилась до наших дней. Следует отметить, что в плане она представляет собой не квадрат, как позднейшие пирамиды, а прямоугольник.

Однако самая пирамида была лишь центром огромного ансамбля каменных зданий. В более ранние времена гробни- цу фараона обычно окружала просто стена, внутри которой совершались жертвоприношения духу усопшего монарха. Им- хотеп же пошел гораздо дальше. Он обнес пирамиду гигант- ской стеной, так что внутри оказалась площадь, равная при- мерно пятнадцати гектарам (277 метров на 545), то есть в сто раз больше, чем площадь, занимаемая большой кирпич- ной гробницей в Нагадэ, которую долгое время считали моги- лей фараона Нармера, Внутри этой ограды Имхотеп воздвиг каменные сооружения, точно так же облицованные превосход- но выточенными известняковыми плитами. Подобных резных плит в Египте не встречается больше нигде. Некоторые из них, очевидно, имели отношение к так называемому «Празд- неству Сед», ритуалу, восходящему к давно прошедшим вре- менам.

В глубокой древности, по-видимому, существовал обычай по прошествии определенного числа лет правления предавать престарелых фараонов насильственной смерти. Такой же обы- чай до сих пор существует у некоторых первобытных племен. Люди верили, что от мощи властителя зависит плодородие земли, процветание Египта и благоденствие всего народа. Ко- гда сила фараона начинала с годами ослабевать, его торже- ственно убивали и трон занимал новый властитель. Очевидно, это происходило каждые тридцать лет правления.

По мере развития цивилизации подобный обычай был по- степенно заменен религиозно-магическим обрядом ритуально- го обновления царской власти. О подробностях этой церемо- нии мы почти ничего не знаем, но, по-видимому, в нее входи- ло жертвоприношение богам Верхнего и Нижнего Египта, после которого фараона короновали заново. Сохранился, в ча- стности, любопытный рельеф на стене одной из подземных га- лерей под оградой пирамид, где изображен стремительно бе- гущий фараон Джосер в двойной короне. Предполагается, что подобный бег, которым фараон как бы доказывал свою силу, был частью этой церемонии. К ней мне еще придется вернуться в следующих главах.

Интересной особенностью строений в ограде ступенчатой пирамиды является то, что, по всей видимости, это были ложные здания, воздвигнутые для благополучия фараона в загробном мире. возможно, что древние египтяне считали неизбежным периодическое повторение мистерии обновления и новой коронации даже после смерти фараона,— по их ве- рованиям цикл смерти и возрождения был бесконечен.

Надо сказать, что все многочисленные теории, пытающие- ся объяснить смысл «Празднества Сед», опираются на весьма скудные факты, почерпнутые из погребальных обрядов того отдаленного периода,—самого начала династической истории Египта. Нам, например, известно, что в те времена фараоны строили для себя по нескольку гробниц. Джосер, кроме своей ступенчатой пирамиды, воздвиг еще одну большую мастабу в Бет-Халлафе. Аха построил себе усыпальницу в Абидосе, но в Саккара тоже есть большая мастаба с его именем. Снофру, основатель Четвертой династии, завершил постройку пирамиды в Медуме, начатую, очевидно, его предшественником, фараоном Хуни, однако в Дашуре возвышаются еще две огромные пирамиды, на которых стоит его имя. Таких приме- ров можно привести немало. Поистине вся история той дале- кой эпохи полна неразгаданных тайн! О ней известно гораздо меньше, чем, например, о Восемнадцатой династии, эпохе Ту- танхамона. Это, в частности, и явилось одной из причин, за- ставивших меня обратиться к тому далекому периоду. И имен- но поэтому открытие новой пирамиды того времени сразу привлекло к себе внимание египтологов.

Вернемся, однако, к ступенчатой пирамиде Джосера. Усы- пальница фараона располагалась не в самой пирамиде, а была высечена под ее фундаментом в скальном грунте. Им- хотеп сделал квадратную шахту площадью около 7 квадрат- ных метров и глубиной в 27,45 метра. На дне се и была по- строена усыпальница из гранитных плит, доставленных из Ас- суана в Верхнем Египте. В потолке усыпальницы оставили отверстие, чтобы через него можно было внести мумию. Позд- нее, это отверстие закрыли массивной гранитной плитой ве- сом в три с половиной тонны.

Вход в шахту начинался далеко за пределами пирамиды, из узкой траншеи, расположенной к северу от нее. Он вел глубоко вниз под пирамиду и обрывался в колодце. Впослед- ствии этот ход, а также самый колодец, начиная от гранитной крыши, засыпали щебнем.

Однако большой центральный колодец был только центром настоящего подземного лабиринта галерей, ответвляющихся от него на запад, юг и восток. Стены некоторых галерей по- крывали синие изразцы, имитирующие тростниковые цинов- ки, которые, по-видимому, играли во дворце фараона роль перегородок. Все эти галереи с их неожиданными поворотами и тупиками напоминают огромную, высеченную в скале кро- личью нору. Они ведут к многочисленным кладовым, где были обнаружены тысячи каменных ваз и кувшинов превос- ходной работы, выточенных из порфировых глыб, а иной раз и из алебастра. На некоторых сосудах начертаны имена Джо- сера или его предшественников.

В Древнем Египте богатство измерялось не деньгами, по- скольку денежного обращения еще не существовало, а маслом, зерном, другими продуктами, а также золотом и драго- ценными камнями. Золото и драгоценности исчезли, украден- ные грабителями могил тысячелетия назад, однако сохранив- шаяся коллекция бесчисленных каменных сосудов достаточ- но красноречиво свидетельствует о могуществе фараона, рас- поряжавшегося всеми богатствами объединенного Египта.

Вдоль восточной стороны первоначальной мастабы Имхо- теп вырыл несколько шахт глубиной более тридцати метров. Каждая из них заканчивается длинной горизонтальной гале- реей, идущей с востока на запад; по-видимому, они предна- значались для усыпальниц и хранения погребальной утвари жены и других родственников фараона. В некоторых галереях археологи Фёрс и Квибелл обнаружили алебастровые сарко- фаги или пьедесталы, на которых некогда стояли другие саркофаги. Однако все они были разграблены.

Затем Имхотеп решил включить восточные галереи в ком- плекс самой пирамиды. По-видимому, для этого он и рас- ширил основание мастабы в восточном направлении. Но в та- ком виде все здание, относительно низкое, скрывалось за внешней стеной, достигавшей высоты девяти с лишним мет- ров, Тогда-то, очевидно, гениальная фантазия Имхотепа и побудила его увенчать мастабу рядом уменьшающихся к вершине ступеней или террас, которые были бы видны изда- лека и возвышались над окружающей местностью точно так же, как Джосер при жизни возвышался над всем своим цар- ством.

Здесь нелишне будет рассмотреть некоторые теории, вы- двинутые для объяснения пирамидальной формы гигантских гробниц фараонов. Почему была избрана именно эта форма? Не было ли превращение мастабы в ступенчатую пирамиду случайным? Или, может быть, наоборот, пирамида имела ка- кое-то религиозное значение? По этому поводу высказывалось немало остроумных соображений.

Так, например, американский ученый, профессор Д. Г. Брэс- тед утверждает:

«Пирамидальная форма гробниц фараонов имеет глубоко священное значение. Фараона погребали под символом сол- нечного бога, который хранился среди святая святых храма Солнца в Гелиополе... Когда увеличенная до гигантских раз- меров пирамида вздымалась над усыпальницей фараона, воз- вышаясь над его городом и над всей долиной на много миль вокруг, она становилась самой высокой вершиной, первой встречавшей солнце во всей стране. Утренние лучи озаряли сверкающую верхушку пирамиды задолго до того, как сол- нечный свет рассеивал сумрак у ее подножия, в котором еще пребывали простые смертные» [J. H. Breasted. The Development of Religion and Thought in Ancient Egypt. New York, 1912, p. 72.].

Теория возвышенная и захватывающая. Однако насколько она справедлива? Пирамида, как утверждает Брэстед, была копией хранившегося в храме религиозного символа бога Солнца. Но отсюда следует, что и самый этот символ должен был иметь пирамидальную форму.

Интересное соображение приводит Эдварде в своей пре- восходной книге «Египетские пирамиды». Он пишет:

«Поздним вечером в облачный зимний день в Гизе иногда можно наблюдать поразительное зрелище. Если встать на пути к Саккара и поглядеть на запад, в сторону плато, где расположены пирамиды, иной раз можно увидеть, как солнеч- ные лучи, прорываясь через просвет в тучах, конусом падают на землю примерно под тем же углом, что и грани Великой пирамиды. В такие мгновения кажется, что перед вами пред- стают одновременно мираж-прототип и его материальная копия» [I, Е. S. Edwards. The Pyramids of Egypt, London, 1954, p. 234.].

Кроме того, Эдварде ссылается на тексты, обнаруженные на стенах внутренних галерей и покоев в пирамидах Пятой и Шестой династий, где пирамида якобы рассматривается как «лестница на небеса». Например, изречение № 508 этих текстов гласит:

«Я ступаю по его лучам, как по ступеням, по коим я под- нимаюсь к моей матери, живому урею [Урей— божественная змея, символ власти над Нижним Египтом.] на челе Ра». В другом изречении (№ 523) мы читаем: «Небеса простерли к тебе лучи солнца, дабы ты мог воз- нестись к небесам, словно око Ра».

Но разве эти Тексты действительно называют пирамиду материальной «лестницей на небеса»? Думаю, что нет. Мне кажется, что в Текстах пирамид речь идет лишь об иммате- риальной лестнице, такой, как прах, дым благовоний и т. д.

Строя свою ступенчатую пирамиду, Джосер скорее всего просто стремился создать памятник, который был бы выше гробниц всех его предшественников и символизировал «Пер- возданную Гору»—вершину, возникшую на заре творения из первородных вод. Во всяком случае ступенчатая пирамида была лишь промежуточной формой гробниц. Позднее она уступила место настоящей пирамиде, служившей затем образ- цом для всех подобных сооружений в Египте.

Через две тысячи лет после того, как была построена первая ступенчатая пирамида, столицей фараонов стал го- род Саис в дельте Нила. То был период своеобразного Ренес- санса: разграбленные и преданные забвению памятники Древнего Царства по прошествии столетий снова пробудили к себе живой интерес. Некоторые из них были раскопаны и реставрированы: произведения древнего искусства стали слу- жить образцами для подражания и тщательного копирова- ния. Именно в тот период ступенчатая пирамида Джосера привлекла внимание саисских правителей. Не сумев или не захотев воспользоваться древним северным входом, они со- орудили новую галерею, ведущую под пирамиду с юга. В хо- де работ им посчастливилось найти центральный колодец, ко- торый был очищен от щебня до самой крыши усыпальницы, Именно через эту, сравнительно новую галерею, прорытую каких-нибудь две тысячи семьсот лет назад, посетители про- никают сегодня в гробницу для осмотра колодца и крыши усыпальницы.

По длинной крутой, тускло освещенной галерее вы посте- пенно спускаетесь все ниже до тех пор, пока она внезапно не обрывается над провалом. Здесь глубоко под вами чернеет огромный центральный колодец. Сверху над его темным сво- дом, где гнездятся летучие мыши, нависла вся чудовищная масса пирамиды. А внизу, на дне колодца, зияет отверстие в гранитной кровле усыпальницы, освещенной изнутри скры- тыми лампами. Гранитная плита лежит рядом с отверстием, Но самая усыпальница пуста.

Когда саисские фараоны добрались до нее около трех ты- сяч лет назад, усыпальница почти наверняка была уже ог- раблена. Фёрс обнаружил здесь только одну кость человече- ской ноги—это все, что осталось от великого фараона.

Снаружи на северной стороне пирамиды расположен сер- даб, маленькая комната, окруженная стеной. В ней Фёрс и нашел знаменитую сидящую статую фараона Джосера, ныне выставленную в Каирском музее. На ее место установили ко- пию, и каменные глаза фараона до сих пор глядят сквозь две узкие щели, словно ожидая жертв, которые приносили ему жрецы почти пять тысяч лет назад.

Там же внутри ограды сохранились остатки зданий, пред< назначенных для Ка, двойника фараона в загробной жизни, Некоторые из этих зданий восстановлены.

Во время церемонии «Празднества Сед» фараона, по-ви- димому, отождествляли с Осирисом, богом мертвых. Осирис был убит, а затем возродился для бессмертия. Обожествлен- ный фараон надеялся что и его жизнь точно так же будет вечно возобновляться. Его монументы из сверкающего белого известняка, возвышающиеся даже над огромной внешней ог- радой, должны были все время напоминать египтянам, что их фараон, ставший богом, будет царствовать вечно.

Я довольно подробно описываю ступенчатую пирамиду Джосера, Потому что когда читатель ознакомится е ее исто- рией и ее конструкцией, ему будет легче оценить значение вновь найденной пирамиды, построенной одним из преемников великого фараона. В пирамиде Джосера есть, например, не- которые архитектурные особенности, о которых следует упо- мянуть, поскольку они имеют прямое отношение к рассказу.

Прежде всего—это так называемая «южная гробница Джосера». Тайна ее волновала многих египтологов, но рас- крыть ее до конца пока так и не удалось.

Под южной стеной ограды находится глубокая шахта, вы- сеченная в скале. Она ведет ко второй гробнице, напоминаю- щей ту, что скрыта под самой пирамидой. Эта гробница тоже состоит из большого колодца площадью в 7 квадратных мет- ров и глубиной в 27,45 метра, то есть точно такой же пло- Щади и глубины, что и колодец под пирамидой. На дне его, как и под пирамидой, расположена гранитная усыпальница, но только она гораздо меньше: эта комната настолько мала, что в ней невозможно похоронить человека. Однако и здесь мы находим на стенах галерей имя Джосера и превосходно изваянные рельефы, изображающие его во время церемонии «Празднества Сед». В этих галереях, как и под пирамидой, стены частично облицованы синими глазированными плитка- ми, имитирующими тростниковые циновки.

Для чего же была построена вторая гробница? И действи- тельно ли это гробница?

Некоторые археологи полагают, что она предназначалась для захоронения каноп—четырех священных сосудов с внут- ренними органами фараона, вынутыми из его трупа во время бальзамирования. Однако ни одного такого сосуда найти не удалось. Следовательно ничто эту теорию не подтверждает и не опровергает. Но существует и другое объяснение, подска- занное мне находками, сделанными во вновь открытой пира- миде. О нем я расскажу в следующей главе.

Далее следует великолепный ансамбль зданий внутри внешней ограды. Глядя на них, можно как бы проследить за- рождение искусства каменной кладки. Здесь мы видим двор «Празднества Сед», о котором я уже упоминал,—прямоуголь- ное удлиненное пространство, расположенное к юго-востоку от пирамиды. На нем сохранились остатки храмов-жертвен- ников с открытыми ложными дверями в маленькую комнату для приношений. На южной оконечности этого двора два про- лета ступеней ведут к обширной каменной площадке, где, очевидно, стояли изваяния тронов Верхнего и Нижнего Египта.

К югу от двора начинается парадная колоннада; ее завер- шают входные пилоны, выступающие из внешней ограды. Эта узкая и длинная колоннада состоит из двух рядов связанных между собой колонн с канелюрами [Канелюры— вертикальные желоба на колоннах.— Прим. перев.]. Крыша и верхние части колонн недавно восстановлены. Самые колонны расширяются кверху зонтиками и как бы имитируют деревянные столбы, которые в свою очередь, возможно, являются копиями опор, сделанных из связанных пучками стеблей тростника. Здесь снова с обоих концов колоннады мы видим ложные камен- ные двери; имитирующие деревянные. На камне, например, тщательно высечены даже поперечные балки. К таким бал- кам прибивались панели деревянных дверей. Это лишний раз доказывает, если только подобные доказательства необходи- мы, что мы имеем дело с первыми опытами каменного зодче- ства человека. В те времена еще не определилось его законы и строители рабски копировали более древние образцы дере- вянных сооружений.

Внутри ограды находится немало других зданий, но их я не собираюсь здесь описывать. При желании можно найти все относящиеся к ним подробности в работах Фёрса, Квибелла, Лауэра и других известных специалистов. Я привел лишь не- сколько примеров, имеющих непосредственное отношение к новым находкам. Но, кроме них, гробница Джосера отличает- ся еше двумя особенностями, на которые я хотел бы обра- тить внимание читателя.

Прежде всего это большая внешняя стена, достигавшая некогда высоты десяти метров. Она была украшена бастио- нами и панелями, в подражание древним стенам из необож- женного кирпича. Основу этой стены составлял щебень, за- ключенный в облицовку из небольших, тщательно подогнан- ных блоков гладкого белого известняка, такого же, каким была облицована самая пирамида. Обычно все восхищаются плотностью швов этой облицовки, но в действительности кам- ни хорошо подогнаны только снаружи. В отличие от огромных блоков, использованных для постройки последующих пира- мид, здесь облицовочные плиты внутри неровны и не приле- гают плотно друг к другу на всю глубину.

В древности, когда эта гигантская стена поднималась на всю свою высоту, она представляла великолепное зрелище. Возможно, что она копировала Белую Стену Мемфиса, про- славленную в древних текстах. Между бастионами через не- равные промежутки ее украшали рельефы, изображавшие че- тырнадцать двустворчатых ворот.

Второй архитектурной особенностью ступенчатой пира- миды Джосера является ее внутренняя конструкция. Пира- мида состоит из независимых слоев каменной кладки, опи- рающихся на центральную щебенчатую основу. Точно так же по существу построены и все «настоящие» пирамиды — Хуфу, Хефрена и прочих фараонов, царствовавших позднее. Однако между расположением рядов или слоев кладки ступенчатой пирамиды и более поздних пирамид есть одна существенная разница. В ступенчатой пирамиде каменные блоки наклонены внутрь под углом в 74°—это сделано для большей прочности. Иначе говоря, здесь каменные блоки расположены подпр я- м ы м углом к внешней поверхности, то есть каж- дый ряд блоков наклонен под острым углом к осевому пер- пендикуляру основы. -В более же поздних, так называемых «настоящих» пирамидах с прямыми, а не ступенчатыми гра- нями, слои кладки расположены горизонтально.

Для эпохи Третьей династии характерны именно ступен- чатые пирамиды. Такие же гробницы, хотя и в гораздо худ- шем состоянии, чем пирамида Джосера, сохранились в За- виет-эль-Эриане, между Саккара и Гизе; в Медуме, где один из фараонов, по-видимому Хуни, начал возводить ступенчатую гробницу, позднее Снофру достроил ее уже как настоящую; в Силе, близ Фаюма; в Завиет-эль-Майитине, в Среднем Егип- те, а также в Нубте и в Куле в Верхнем Египте.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное издательство географической литературы icon Принц и нищий
«Избранные произведения, том»: Государственное издательство художественной литературы; Москва; 1953
Государственное издательство географической литературы icon Александр Сергеевич Пушкин Стихотворения 18231836
«Собрание сочинений в десяти томах. Том второй»: Государственное издательство Художественной Литературы.; Москва; 1959
Государственное издательство географической литературы icon Александр Сергеевич Пушкин Стихотворения 1823-1836
«Собрание сочинений в десяти томах. Том второй»: Государственное издательство Художественной Литературы.; Москва; 1959
Государственное издательство географической литературы icon Мурзаев Э. М. Словарь народных географических терминов
Словарь Э. М. Мурзаева обобщает материал по географической терминологии многих республик Советского Союза. Особую ценность представляют...
Государственное издательство географической литературы icon Духовной Литературы «Сфера»
Астральные тела и двойники. Сборник. Перев с англ. — М.: Издательство Духовной Литературы; Сфера, 2000. — 384 с. — (Серия «Белый...
Государственное издательство географической литературы icon О природе сознания с когнитивной, феноменологической и трансперсональной...
...
Государственное издательство географической литературы icon Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» принята...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное издательство географической литературы icon Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы к....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное издательство географической литературы icon Российской Федерации Государственное образовательное учреждение «Нижегородский...
Курс «История русской литературы ХХ века (2 часть)» охватывает период с 1920-х годов до конца 1990-х годов
Государственное издательство географической литературы icon Российской Федерации Государственное образовательное учреждение «Нижегородский...
Курс «История русской литературы ХХ века (2 часть)» охватывает период с 1920-х годов до конца 1990-х годов
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции